Кто является налоговым агентом по НДС в 2024 годах

Содержание
  1. Кто такой налоговый агент по НДС
  2. Признание организации налоговым агентом
  3. Когда и как налоговому агенту удержать НДС
  4. Какие проводки по НДС отражает в учете налоговый агент
  5. Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)
  6. Обязательства налогового агента по НДС с 1 января 2021 года
  7. Когда возникают обязанности налогового агента по НДС?
  8. Когда не возникает обязанности налогового агента
  9. Российская компания покупает товар у иностранной
  10. Приобретение продукции у зарубежного партнера
  11. Аренда имущества муниципальных или государственных структур
  12. Реализация конфискованных активов
  13. Компания арендует имущество у органов власти
  14. НДС налогового агента: проводки
  15. Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?
  16. Как определить место реализации услуг (работ)?
  17. Представление декларации по НДС
  18. Налоговая декларация по НДС с 2021 года
  19. Что включить в декларацию по НДС?
  20. Уплата НДС налоговым агентом
  21. Оформление вычета
  22. Порядок оформления счета– фактура налоговым агентом
  23. Документальное оформление
  24. Ответственность за невыполнение обязательств

Кто такой налоговый агент по НДС

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговый агент – это лицо, которое обязано исчислить, удержать и уплатить налог за другое лицо.

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15 июня 2015 г. № 03-07-08/34227). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
  • если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).

Когда и как налоговому агенту удержать НДС

Удержать НДС необходимо:

  • если операции связаны с государственным имуществом (арендой или покупкой);
  • если на территории РФ приобретаются товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей на учете в российском налоговом органе;
  • если посредник, участвующий в расчетах, реализует на территории РФ имущество иностранного поставщика, не состоящего на учете в российском налоговом органе;
  • если уполномоченные организации или ИП осуществляют операции по реализации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству;
  • если собственник (заказчик) судна не зарегистрировал его в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента получения права собственности на него.

Сумма налога, которую удерживает агент, может определяться несколькими способами.

Для расчета НДС по валютным платежам важным моментом является определение верного курса операции.

Какие проводки по НДС отражает в учете налоговый агент

Перед любым плательщиком данной категории стоят 2 задачи:

  • удержать соответствующий НДС;
  • оплатить его в бюджет.

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

В соответствии со ст. 161 НК РФ лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС в том случае, если оно:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.10.2018 — при предоставлении на территории РФ железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (п. 5.1 ст. 161 НК РФ);
  • владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2019 — покупатели макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Как налоговые агенты по НДС работают также лица, применяющиеся специальные режимы налогообложения (ЕНВД, ЕСХН, УСНО, ПСН), или лица, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 и 145.1 НК РФ (ст. 161 НК РФ, см. также письма Минфина России от 30.12.2011 № 03-07-14/133, 05.10.2011 № 03-07-14/96, 28.06.2010 № 03-07-14/44, 22.06.2010 № 03-07-08/181, 26.05.2010 № 03-07-14/38 и 29.04.2010 № 03-07-14/30).

Обязательства налогового агента по НДС с 1 января 2021 года

Основным изменением нового года стал рост ставки НДС до 20%. Кроме того, возросла также расчетная ставка, которая теперь составляет 20/120. К нововведениям также можно отнести то, что с 2021 года иностранные организации, которые представляют в РФ услуги в электронном виде, обязаны самостоятельно организовывать оплату НДС и подавать соответствующую отчетность (ставка 16,67%) в соответствии с законом 303-ФЗ. Это можно выполнить одним из способов:

  • когда реализацию осуществляет агент по договору, то отчет по НДС и уплату производит представитель;
  • когда реализацией занимается зарубежная компания напрямую, то необходимо осуществить постановку на учет в ИФНС, получить ИНН в РФ, после чего самостоятельно уплачивать НДС.

Во втором случае отказ регистрироваться в качестве российского налогоплательщика не обязывает покупателя становиться его налоговым агентом и платить штрафы. То есть организация или предприниматель вычет по НДС не получат, даже в том случае, если один из них решает самостоятельно уплатить НДС.

Под электронными услугами в данном случае понимают такие виды услуг, представленные на таможенной территории РФ:

  • предоставление доступа к программам и компьютерным мощностям посредством интернет;
  • хостинг, а также хранение данных за рубежом;
  • реклама, а также продвижение товаров в интернете;
  • дизайн, поддержка, а также администрирование сайтов удаленно;
  • доступ к хранилищам электронных книг и публикаций;
  • поиск, выдача информации.

Важно! Следует помнить, что к электронным услугам не относят услуги по заказу товаров онлайн, консультации по электронной почте, реализацию ПО, а также организацию доступа к интернет-сети.

Когда возникают обязанности налогового агента по НДС?

Случаи налогового агентства по НДС приведены в статье 161 Налогового кодекса. Налоговым агентом признается субъект хозяйственной деятельности, зарегистрированный в РФ, если он:

  • приобретает на территории России продукцию (работы, услуги) у иностранного лица, которое не зарегистрировано в нашей стране в качестве налогоплательщика;
  • является арендатором либо покупателем имущества у органов государственной власти или местного самоуправления;
  • является участвующим в расчетах посредником при реализации на территории РФ товаров, работ или услуг иностранным лицом, не зарегистрированным в российской ФНС;
  • реализует конфискат, бесхозные ценности, клады или имущество, подлежащее реализации по решению суда.

На практике чаще всего встречается аренда имущества у муниципальных органов, а также покупка товаров у иностранного контрагента.

Когда не возникает обязанности налогового агента

Следует отметить некоторые моменты, наличие которых освобождает от функций агента:

  • при закупке имущества у обанкротившихся лиц;

ВАЖНО! С 2015 года не возникают функции налогового агента ни при продаже имущества в случае банкротства, ни при покупке имущества банкрота.

  • по некоторым видам арендных отношений;
  • при покупке имущественных объектов у спецрежимника;

ВАЖНО! При приобретении муниципального имущества у МУП, применяющего упрощенку, покупатель не является налоговым агентом.

  • при операциях с объектами, не подлежащими налогообложению.

Российская компания покупает товар у иностранной

Прежде чем заключить сделку по приобретению продукции у иностранной компании, стоит выяснить, есть ли у нее представительство в России. Если оно имеется, то у покупателя не возникает дополнительных обязанностей, поскольку расчетом и уплатой НДС будет заниматься представительство. В подтверждение факта его существования целесообразно запросить у иностранной компании копию свидетельства о постановке на налоговый учет в России.

Обратите внимание! Сказанное выше верно в том случае, если покупатель заключает договор именно с представительством иностранной организации. Если же договор заключается с головным офисом, то есть местное представительство в операции не участвует, покупатель становится налоговым агентом по НДС своего иностранного контрагента. Подтверждение — письмо Минфина России от 12.11.14 № 03-07-08/57178.

Если представительства нет (либо оно не участвует в сделке), то у российского покупателя возникают обязанности налогового агента по НДС. Исключение — иностранная организация реализует товары, работы или услуги, которые не облагаются НДС в соответствии с российским законодательством. Обязанности налогового агента у покупателя в этом случае не возникнет.

Приобретение продукции у зарубежного партнера

Наиболее частый вариант налогового агентирования – приобретение на российской территории товаров или услуг у иностранного юридического лица. Для того чтобы обязанность по исчислению и уплате НДС перешла к покупателю, необходимо одновременное исполнение трех условий:

  • зарубежный партнер-продавец не зарегистрирован в российской налоговой службе;
  • реализованный товар/услуга не входят в перечень продукции, освобожденной от НДС;
  • факт продажи происходит на территории РФ.

При совпадении перечисленных критериев покупатель обязан исчислить НДС и уплатить его в бюджет.

Налоговая база, с которой производится расчет НДС, определяется с полной суммы дохода иностранного продавца за реализованные товары или услуги, включающей налог. Для исчисления НДС используется ставка 18/118 или 10/110.

Если оплата за иностранные поставки происходит в несколько траншей, и в контракте указана сумма без НДС, то для начисления налога следует применить ставку 10% или 18%.

Имейте в виду: налоговый агент должен уплатить НДС в тот момент, когда произошел перевод денежных средств продавцу. В течение пяти дней должен быть выписан и зарегистрирован счет-фактура в адрес покупателя от имени иностранного партнера.

Для выписки счета-фактуры используются данные зарубежного продавца, указанные в договоре. В полях, предназначенных для обозначения ИНН/КПП, проставляется прочерк.

В счете-фактуре необходимо перечислить номера платежных поручений в оплату продукции или услуг. При этом в случае приобретения товаров надо указать номера тех «платежек», которыми непосредственно оплачена договорная сумма. Если же контракт предполагает оплату за выполненные иностранным исполнителем работы или услуги, то в счете-фактуре надо указать номера и даты платежных документов на уплату НДС.

Аренда имущества муниципальных или государственных структур

При пользовании федеральным или муниципальным имуществом арендатор обязан уплатить арендодателю доход, за минусом исчисленного НДС, который следует перевести на счет казначейства.

Важным обстоятельством, которое принципиально определяет обязанность арендатора уплачивать НДС, является заключение договора аренды непосредственно с федеральным или муниципальным органом власти (комитетом по управлению имуществом). Возможно заключение тройственного договора, где, помимо арендатора, выступает орган власти и тот хозяйственный субъект, на балансе которого содержатся основные средства, передаваемые в аренду.

В случаях аренды недвижимости или оборудования у лица, которое распоряжается государственным имуществом на правах хозяйственного владения (управления) арендатор не является налоговым агентом, рассчитывать и платить НДС он не обязан.

Следует знать: при аренде федерального/муниципального имущества налоговым агентом может быть как юридическое, так и физическое лицо.

НДС при аренде госимущества должен рассчитываться с величины договорной платы, включающей налог, по ставке 18%/118%.

В соответствии с общими требованиями НК РФ, в течение 5 дней с момента осуществления оплаты аренды, арендатор составляет счет-фактуру. В полях, предназначенных для указания продавца, прописываются данные органа власти, указанного в договоре.

При пользовании федеральными или муниципальными активами (или их приобретении) арендатор/покупатель обязан предоставить в налоговую инспекцию декларацию по НДС с заполнением раздела 2. Срок ее составления – 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Реализация конфискованных активов

Предприятия и ИП, которых государство уполномочило реализовывать конфискованное, бесхозное и унаследованное федеральной казной имущество, выступают в роли налоговых агентов. Главная организация, занимающаяся этой процедурой, Росфонд федерального имущества, проводит конкурсы, на которых отбираются реализаторы кладов, бесхозных активов и конфиската.

Налоговая база по такому виду реализации определяется по стоимости аналогичных активов на рынке. Если продаже подлежат товары, облагаемые акцизами, то в налоговой базе должна учитываться величина этого сбора.

Уплатить в бюджет исчисленный с продажи НДС необходимо в день отгрузки продукции либо в дату получения предоплаты – в зависимости от того, какое из событий наступит раньше.

Компания арендует имущество у органов власти

Заключая договор аренды федерального или муниципального имущества, нужно внимательно отнестись к тому, кто является арендодателем. Если это казенное учреждение либо федеральное или муниципальное унитарное предприятие (например, больница или вокзал), то обязанностей налогового агента у арендатора по этому договору не возникнет. Организации указанных типов сами платят свои налоги.

Если арендодателем выступает городская администрация, муниципалитет, комитет по управлению госимуществом или аналогичный орган, то арендатор становится налоговым агентом по НДС. При этом не имеет значения, какой заключается договор: двусторонний, то есть между арендодателем и арендатором, либо трехсторонний — между балансодержателем, арендодателем и арендатором. В любом случае компания, которая арендовала имущество, должна будет исчислить НДС с арендной платы и уплатить его в бюджет.

Как производится расчет суммы налога зависит от того, какие условия прописаны по этому поводу в договоре. Если в нем указано, что НДС включен в стоимость арендной платы, налог исчисляется по расчетной ставке по формуле:

НДС = Арендная плата х 18 / 118

Если в договоре указана сумма арендной платы без НДС либо вообще отсутствует упоминание о налоге, его расчет производится по ставке 18% сверх арендной платы. В этом случае налог уплачивается арендатором из собственного кармана, увеличивая стоимость аренды.

НДС налогового агента: проводки

Проводки по НДС налогового агента рассмотрим на конкретном примере. Предположим, что поставщик-нерезидент российскому предпринимателю в 2010 году оказал услуги на сумму 200 000 руб. При этом в заключенном между ними договоре ничего не говориться о включении НДС в стоимость продукции. Согласно действующего законодательства, предприниматель должен удержать и уплатить в бюджет сумму в 40 тыс. рублей.

Хозяйственная операция Д К
Налоговым агентом начислен НДС (с уплаченной суммы аванса) 76 (НА) 68.32
Налоговый агент перечислил обязательство в бюджет 68.32 51
Оказана услуга, оплаченная прежде 26 60
Покупатель выделил входной НДС 19.04 76 (НА)
Зачет НДС к вычету 68.02 19.04

Главные проблемы, возникшие в результате переходного периода и повышения ставки НДС в 2021, касаются операций, которые совершаются между организациями-плательщиками НДС. Налоговые агенты обязаны уплачивать обязательство в полной сумме в день уплаты вознаграждения за товары и услуги.То есть существует два варианта расчета и уплаты НДС:

  1. Аванс, перечисленный до начала 2021 года, облагается НДС по ставке 18%, НДС, на товар в 2021 году начисляют по ставке 20%.
  2. Если продукция, поставленная до 2021 года оплачена только в новом году, то налогооблагаемая ставка составит 20%.

Данная схема не касается следующих субъектов:

  • совершающих операции с конфискованным, реализуемым по суду имуществом или бесхозными ценностями;
  • работает через представителя (агента) в РФ с иностранным субъектом;
  • осуществляет ж/д транспортировку по РФ в интересах нерезидента;
  • скупает, а затем реализует шкуры животных, цвет- и черметаллолом, макулатуру.

Указанные субъекты выделяют НДС (20%) по факту реализации с начала 2021 года. Компенсация ставки 2% осуществляется за счет покупателя. Читайте также статью ⇒ УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НДС В 2021 ГОДУ

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязанности налоговых агентов возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п.2 ст.161 НК РФ)!

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Место реализации услуг зависит от вида оказываемых услуг (выполнения работ)!

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

В случае, когда передача прав на программы ЭВМ производится на основании лицензионного (сублицензионного) договора, в т. ч. через Интернет, платить НДС не нужно. Такая операция освобождается от НДС в соответствии с пп.26 п.2 ст.149 НК РФ (Письма Минфина РФ от 21.10.2014 N 03-07-03/52967, от 01.02.2016 N 03-07-08/4141, от 11.07.2012 N 03-07-08/177).

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

В случае, если иностранная организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п.3 ст.148 НК РФ, п.33 Протокола).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п.4 ст.148 НК РФ, п.30 Протокола):

  • контракт, заключенный с иностранным лицом;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Представление декларации по НДС

Еще одной обязанностью налогового агента по НДС является представление декларации по НДС независимо от того, является компания налогоплательщиком НДС или нет (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговому агенту по НДС приходится одновременно исполнять обязанности плательщика этого налога по характеру своей деятельности либо в силу п. 5 ст. 173 НК РФ, то декларация должна представляться в электронном виде (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговый агент по НК РФ не является плательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, то в определенных случаях он может подавать декларацию и на бумажном носителе (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Налоговая декларация по НДС с 2021 года

Помимо того, что налоговый агент обязан перечислить НДС в бюджет, он также должен представить налоговую декларацию, содержащую необходимые расшифровки начислений. Это касается не только плательщиков НДС, но и тех, кто от уплаты этого налога освобожден, то есть субъекты хозяйственной деятельности на спецрежимах.

Форма декларации приведена в Приказе ФНС №ММВ-7-3/558@. От налогового агента потребуется заполнение:

  • титульного листа;
  • 1 раздела (общая информация об обязательстве);
  • 2 раздел (контактные данные контрагента, его реквизиты, при этом по каждому из них необходимо заполнить отдельный лист);
  • 3 раздел (заполняется, если налоговый агент планирует получить вычет);
  • 12 раздел (заполняется, если отчетность подает неплательщик НДС).

Важно! Отчет необходимо представить в тот же срок, что предусмотрен и для всех плательщиков НДС, то есть до 25 числа месяца, следующего за датой окончания очередного квартала.

Что включить в декларацию по НДС?

Налоговые агенты —плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки.

При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации).

Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)?

Формально такой обязанности нет. Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).

Таким образом, по мнению автора, у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе. Официальных разъяснений нам найти не удалось.

Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.

Уплата НДС налоговым агентом

Если субъект РВ выступает в роди налогового агента, то правило «первого события» здесь не работает. То есть уплата НДС осуществляется по факту оплаты денежных средств поставщику. Поэтому применение ставок осуществляется следующим образом:

Событие Ставка НДС до 2021 года Ставка НДС с 2021 года
Согласно контракта НДС не включен в стоимость товара 18% 20%
НДС включен в стоимость товара 18/118% 20/120%
НДС уплачивается иностранным поставщиком (его агентом) за электронные услуги 15,25% 16.67%

Расчет НДС и уплата его налоговым агентом осуществляется следующими способами:

  • путем удержания НДС из вознаграждения поставщика (при этом сумма оплаты уменьшается на агентский НДС);
  • возмещение обязательства покупателем (при этом исполнитель получит сумму согласно договора, а НДС будет уплачиваться за счет средств покупателя).

Оформление вычета

НДС, уплаченный в соответствии с обязанностями налогового агента, можно принять к вычету. Причем, заполнение 3 раздела декларации по НДС возможно только в следующем периоде после передачи поставщику вознаграждения. Однако в данном отношении позиция налоговиков расходится с судебной практикой и позицией Минфина. Возможность получения вычета зависит как от даты оплаты, так и от факта получения товара:

  • вычет может быть задекларирован в периоде уплаты, если товар получен в том же отчетном квартале;
  • потребовать вычет можно только в случае следующей подачи декларации (если факт внесения предоплаты и дата поставки не совпадают и приходятся на разные кварталы).

Порядок оформления счета– фактура налоговым агентом

При заполнении счета-фактуры реквизиты продавца указываются налоговым агентом на основании данных, отраженных в соответствующем договоре.

В строке 5 счета-фактуры налоговые агенты указывают реквизиты (номер и дату) следующих платежно-расчетных документов (Приложение N 1 к Правилам ведения книг покупок и книг продаж):

  • налоговые агенты, приобретающие работы (услуги) у иностранных лиц — реквизиты платежного поручения на перечисление удержанной суммы НДС в бюджет;
  • налоговые агенты, арендующие и приобретающие гос. имущество — реквизиты платежного поручения на перечисление арендной платы (стоимости приобретаемого имущества);
  • налоговые агенты, приобретающие товары у иностранных лиц — реквизиты платежного поручения на оплату товаров.
  • Графы 5, 7-9 счета-фактуры заполняются следующим образом (письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@):
  • в графе 5 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего без налога» указывается сумма произведенной по договору оплаты без учета НДС;
  • в графе 7 «Налоговая ставка» указывается ставка налога (10/110 или 18/118);
  • в графе 9 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего с учетом налога» указывается суммарный итог показателей: показателя графы 5 и показателя, рассчитанного как произведение показателя графы 5 и налоговой ставки в размере, соответственно, 10 или 18%, деленное на 100;
  • в графе 8 «Сумма налога» указывается сумма на-лога, рассчитанная как произведение граф 9 и 7, соответствующая сумме налога, подлежащей уплате в бюджет налоговым агентом.

Счет-фактура, составленная налоговым агентом в указанном выше порядке, подписывается налоговым агентом (руководителем и главным бухгалтером организации или уполномоченными в установленном порядке лицами, либо индивидуальным предпринимателем).

Счет-фактура составляется в течение пяти дней с момента выплаты дохода.

Документальное оформление

Оформление счета-фактуры налоговым агентом должно производиться по общим правилам, то есть его следует составить не позднее 5 календарных дней после оплаты. Составляется документ в двух экземплярах, один из которых регистрируется в книге продаж, а второй — в книге покупок когда у налогоплательщика возникнет право на вычет.

При заполнении счет-фактуры налоговым агентом есть свои особенности. Так, в строках 2, 2а и 2б необходимо указать реквизиты поставщика (продавца либо арендодателя). Если продавцом является иностранная организация, то в графах ИНН и КПП (строка 2б) нужно поставить прочерк. Выше было сказано, что при приобретении у иностранного контрагента работ и услуг НДС должен быть уплачен одновременно с перечислением денег поставщику. В этом случае в строке 5 счета-фактуры указывается номер и дата платежного поручения на перечисление налога в бюджет.

Ответственность за невыполнение обязательств

Если налоговый агент несвоевременно или умышленно не произвел удержание НДС с вознаграждения поставщику, который не состоит на учете в ИФНС и не имеет статус резидента, то его ожидают следующие меры ответственности:

  • 20% от суммы неудержанного и неуплаченного налога ();
  • пени за каждый день просрочки ();
  • 200 рублей за непредставление декларации по НДС в положенный срок по факту выполнения обязанностей налогового агента ();
  • 5% от суммы неуплаченного обязательства за каждый месяц просрочки в случае непредставления или несвоевременного представления декларации, но не менее 1000 рублей и не более 30% ().

С точки зрения налогового законодательства, считается неправильным, если неудержанный НДС уплачивается за счет покупателя. При этом будет начислен штраф в размере 20%, а также пени в течение всего времени непогашения обязательства. В данном случае агенту необходимо удержать НДС с суммы вознаграждения последующей поставки и перечислить в бюджет неуплату. Если сделка была разовой, то закон не поясняет дальнейшие действия в такой ситуации. То есть погашение задолженность средствами покупателя будет все же предпочтительнее. Привлечь налогового агента к уголовной ответственности по не должны, так как данная мера предусматривает довольно крупные суммы штрафов, принудительные работы, а также лишение свободы за повторные умышленные нарушения в крупных и особо крупных размерах.

Источники
  • https://nalog-nalog.ru/nds/nalogovyj_agent_nds/
  • http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/nds/kto_priznaetsja_nalogovym_agentom_po_nds/1-1-0-786
  • https://nalog-nalog.ru/nds/nalogovyj_agent_nds/kto_priznaetsya_nalogovym_agentom_po_nds_obyazannosti_nyuansy/
  • https://buhland.ru/nds-nalogovogo-agenta-provodki/
  • https://kontursverka.ru/stati/nalogovoe-agentstvo-po-nds-chto-eto
  • https://assistentus.ru/nds/nalogovyj-agent/
  • https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nds-pri-importe-rabot-i-uslug/
  • https://www.glavbuh-best.ru/analitika-i-obzori/30-nalogovye-agenty-po-nds

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах