Курортный сбор – программа для ведения учета плательщиков курортного сбора в Краснодарском крае и республике Крым в 2021 году

Что такое курортный сбор

Курортный сбор — это платёж, который собирают с туристов на курортах Краснодарского, Ставропольского и Алтайского краёв за пользование общественными пляжами, скверами, набережными и бульварами. Собранные деньги идут на ремонт и реконструкцию курортной инфраструктуры.

Курортный сбор в России: законодательные аспекты

Перечень регионов, в которых возможно введение налога на отдых, предельный размер данного платежа и перечень лиц, отвечающих за его взимание, установлены Федеральным законом от 29.07.2017 N214-ФЗ.

Конкретные территории, на которых вводится сбор, а также точный размер, порядок исчисления, взимания и перечисления его в бюджет устанавливаются правовым актом субъекта РФ. На федеральном уровне регулирует курортный сбор в России Закон № 214-ФЗ от 29.07.17 Документ принят для проведения эксперимента. Основной целью данного мероприятия является развитие, сохранение и укрепление зон туристического отдыха, а также проведение последующей оценки эффективности практического внедрения эксперимента. На региональном уровне взимание платежа началось с 1 мая 2021-го. Общий срок проведения подобного эксперимента – вплоть по 31.12.22.

Где и сколько платить

Курортный сбор собирают только в некоторых городах и посёлках Краснодарского, Ставропольского и Алтайского краёв. В каждом регионе — собственный перечень таких населённых пунктов. Сбор могут собирать только тут и нигде больше. Поэтому, если требуют оплатить, например, в Москве, Казани или в Новороссийске — вас обманывают.

Оплату курортного сбора принимают в отелях, гостиницах, санаториях и гостевых домах. Даже у бабушки, которая сдаёт комнату в своём доме, и требует оплатить курортный сбор, должно быть свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Если такого свидетельства нет — платить не надо.

В Краснодарском крае собирают 10 рублей курортного сбора с человека в сутки, в Ставропольском и Алтайском — по 50 рублей.

Где платитьСколько платить
Краснодарский край:
Анапа, Геленджик, Сочи, Горячий Ключ, Новомихайловское, Джубгское, Небугское, Шепсинское и Тенгинское поселения Туапсинского района, Ейское и Должанское поселения Ейского района
10 рублей в сутки
Ставропольский край:
Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск
50 рублей в сутки
Алтайский край:
Белокуриха
50 рублей в сутки

Чтобы рассчитать сумму курортного сбора, умножьте размер сбора на количество ночей, и на количество туристов.

Например, два туриста приехали на неделю в санаторий в Кисловодске. За двоих они заплатят 600 рублей курортного сбора — 50 рублей х 6 ночей х 2 человека.

Обычно отели и санатории принимают к оплате курортного сбора только наличные. Оплату картами принимают только в некоторых отелях, а наличными — везде. Банкоматы есть не в каждой гостинице, поэтому лучше иметь при себе наличными сумму, достаточную для оплаты сбора. Иногда из-за этого случаются скандалы.

В отель в Анапе приехала семейная пара.В этом отеле оплату курортного сбора принимали только наличными. У туристов нужной суммы не оказалось, и их отказались поселить в номер. Получился скандал. Туристы настаивали что заселить обязаны. Отель занял твёрдую позицию — не заселят, пока не заплатят курортный сбор. В итоге, туристам пришлось вызывать такси, чтобы доехать до банкомата и снять деньги. Впечатления от отдыха и отеля были испорчены.

Турист не обязан оплачивать курортный сбор сразу как приехали в отель. В Краснодарском крае на оплату есть время до конца дня заселения. А в Ставропольском крае и Белокурихе можно оплатить в любое время, не позднее дня выезда.

При оплате курортного сбора должны выдать чек или квитанцию. Хранить их не обязательно, но туроператоры советуют не выбрасывать документы об оплате сбора до выезда из отеля. 

Организация не может оплатить курортный сбор, только физическое лицо. Если турист приехал в командировку, он платит сбор из своего кармана, а потом предоставляет документы об оплате в бухгалтерию своего предприятия.

Бывает, что турист решает выехать из отеля раньше, чем планировал. В этом случае ему должны вернуть излишне оплаченные деньги.

Курортный сбор в федеральных и региональных законодательных актах

Курортный сбор – обязательная сумма, взимаемая, по мысли законодателя, с отдыхающих, находящихся в экспериментальных регионах более суток. При этом на практике сбор взимается не только с отдыхающих, но и с командированных лиц, прибывших в курортную зону с рабочей поездкой. Размер сбора власти 4-х регионов устанавливают самостоятельно, а на федеральном уровне закреплен лишь предельный порог выплат – не выше 50 руб. текущем году, 100 руб. – в 2021-м.

Законодательно установлены категории граждан, которым разрешено не платить сбор:

  1. Герои России и СССР, полные кавалеры ордена Славы, аналогично – Герои Труда РФ и Герои Соцтруда, имеющие 3 степени Ордена Трудовой Славы.
  2. Участники ВОВ и ветераны боев, согласно ФЗ «О ветеранах».
  3. Жители блокадного Ленинграда, работники тыла, трудящиеся в годы ВОВ на объектах военного значения.
  4. Инвалиды войны и инвалиды 1-й, 2-й групп, сопровождающие инвалидов 1-й группы и детей-инвалидов.
  5. Граждане, прибывшие для прохождения специального лечения на курорте и сопровождающие больных детей.
  6. Подвергшиеся радиации в зоне ЧАЭС и аналогичных ей зонах.
  7. Туберкулезные больные.
  8. Члены семей погибших или умерших инвалидов, участников ВОВ, ветеранов войны, участников групп ПВО, медицинских работников г. Ленинграда.
  9. Малоимущие.
  10. Несовершеннолетние и учащиеся учебных заведений на курортах, до 24-х лет, учащиеся очно.
  11. Спортсмены и спортивные деятели, прибывшие на соревнования.
  12. Официально работающие на курорте лица, на постоянной основе.
  13. Имеющие на курорте жилье: собственные дома, помещения.

Местные законодатели могут расширять указанный список иными категориями. Доказательством права на использование льготы служит оригинал соответствующего документа или его заверенная нотариусом копия. Их предъявляют оператору сбора.

На сегодняшний день ставки сбора в сутки за человека, установленные законами в регионах, значительно различаются. Кроме того, плата взимается не на всей территории региона, а лишь в местах, наиболее посещаемых туристами в курортный сезон:

  1. Краснодарский край (Анапа, Сочи, Джубга, Геленджик, Горячий ключ, Небуг, Шепси, Новомихайловский) — 10 рублей в сутки. Перечислить платеж оператору необходимо в течение 5 дней после окончания отчетного месяца или сообщить о невозможности это сделать. За неуплату предусмотрен штраф от 500 руб. и выше.
  2. Крым (Ялта, Алушта, Феодосия, Евпатория, Судак, Саки, Черноморский район) — 10 рублей. Перечисление делается не позднее 10 дней после окончания отчетного месяца, а уведомить власти о проблемах со взиманием сумм платежа можно в течение месяца.
  3. Ставропольский край (Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск) — 50 рублей. Перечисляют сбор до 28-го числа следующего месяца, а уведомление том, что сбор не взимался по тем или иным причинам, контролирующий орган должен получить не позднее 3-х дней с момента этого события.
  4. Алтай (Белокуриха) — 30 рублей. Платеж осуществляют в течение 10 дней после окончания месяца, а о невозможности получить сбор с клиента гостиницы или жильца съемной квартиры сообщают властям.

Кстати говоря! В Крыму, по решению властей, сбор начнет действовать на год позже, в 2021 году. Власти Краснодарского края начнут взимать сбор с 16 июля сего года – в связи с проведением на указанной территории Чемпионата Мира по футболу.

Методика расчета сбора на 1 человека проста: число суток проживания минус одни сутки умножается на суточную сумму сбора. В стоимость проживания эту сумму включать запрещено. Сбор берется единожды и платится оператору не позже даты отъезда с занимаемой площади, с получением отдельного экземпляра подтверждающего документа от оператора.

Крым продлит мораторий на курортный сбор в 2021 году

Власти Крыма не видят смысла начинать введение курортного сбора в следующем году, поскольку четырехлетний эксперимент будет на тот момент находиться в стадии завершения, сообщил в среду ТАСС председатель комитета по туризму, курортам и спорту Государственного совета республики Алексей Черняк.

“Никуда не денется пандемия после Нового года, мы это прекрасно понимаем, и в нынешней ситуации смысла нет. Вопрос остается открытым на повестке дня, после новогодних праздников профильное министерство будет общаться с главой республики на эту тему. После принятия соответствующего решения главой республики документы поступят к нам, и мы через сессию это все пропустим”, – сказал Черняк.

Председатель комитета напомнил, что четырехлетний эксперимент по введению курортного сбора подходит к концу. “Это последний, следующий, год. Смысла его проводить вообще нет”, – считает Черняк.

Закон о введении курортного сбора был принят в июле 2017 года. Документ предусматривает введение в экспериментальном режиме в 2021-2022 годах сбора с туристов за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях и в Крыму. С 1 мая 2021 года эксперимент начался в Алтайском и Ставропольском краях, с 16 июля того же года – в Краснодарском крае, Крым отложил участие в эксперименте. В Ставропольском крае в нем участвуют 139 санаториев и 264 гостиничных комплекса Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков и Железноводска.

Крым два года подряд бил рекорды постсоветского периода по росту туристического потока: в 2021 году полуостров посетили 6,8 млн человек, в 2021 году в регионе побывали 7,4 млн отдыхающих. В этом году сезон начался позже обычного из-за пандемии, тем не менее регион к 30 сентября принял более 5 млн отдыхающих. Власти республики рассчитывают, что к концу декабря показатели сравняются с прошлогодними.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае»

Статья 1. Общие положения
1. Провести в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае (далее – субъекты Российской Федерации) эксперимент по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма (далее – эксперимент) и осуществить оценку его эффективности.
2. Эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой (далее – курортный сбор) для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.
3. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с проведением эксперимента, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 2. Срок проведения эксперимента
1. Эксперимент проводится по 31 декабря 2022 года.
2. Законы субъектов Российской Федерации о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 года.
3. Взимание курортного сбора осуществляется не ранее 1 мая 2021 года.
Статья 3. Основные понятия
1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) курортная инфраструктура – совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента, за исключением объектов системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог;
2) объект размещения – индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания;
3) оператор курортного сбора – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях;
4) территория эксперимента – территории муниципальных образований, на которых законом субъекта Российской Федерации вводится курортный сбор.
2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления
1. Правительство Российской Федерации:
1) определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение эксперимента (далее – уполномоченный орган);
2) устанавливает порядок и сроки представления уполномоченным органом проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;
3) рассматривает проект ежегодного отчета уполномоченного органа о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;
4) утверждает и направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный отчет о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период.
2. Уполномоченный орган:
1) осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанной с проведением эксперимента, и направляет им предложения по совершенствованию механизма и порядка проведения эксперимента;
2) представляет в Правительство Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;
3) устанавливает общие требования к отчетам о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации, а также порядок и сроки их представления в уполномоченный орган.
3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
1) определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение эксперимента (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);
2) утверждает порядок и сроки представления муниципальными образованиями заявок о включении территорий муниципальных образований в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложений по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;
3) утверждает порядок ведения реестра операторов курортного сбора и перечень сведений, содержащихся в нем;
4) утверждает порядок и сроки представления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;
5) осуществляет разработку и внесение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о введении курортного сбора с учетом заявок и предложений, указанных в пункте 2 настоящей части;
6) осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местных администраций, связанной с проведением эксперимента;
7) утверждает и представляет в уполномоченный орган ежегодный отчет о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.
4. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации:
1) устанавливает форму, порядок и сроки представления:
а) органами местного самоуправления – сведений, необходимых для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории соответствующего муниципального образования;
б) операторами курортного сбора – отчета оператора курортного сбора и сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора;
2) ведет реестр операторов курортного сбора;
3) осуществляет мониторинг хода эксперимента;
4) представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.
5. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) глава муниципального образования представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласованные с представительными органами муниципального образования заявку о включении территории муниципального образования в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложения по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;
2) местные администрации представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по формированию перечня работ, указанного в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона;
3) местные администрации представляют в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации сведения, необходимые для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодных отчетов о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации.
Статья 5. Порядок введения курортного сбора. Размер курортного сбора
1. Курортный сбор устанавливается настоящим Федеральным законом и вводится законом субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента.
2. Взимание курортного сбора может быть прекращено на территории муниципального образования законом субъекта Российской Федерации на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.
3. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, порядок осуществления контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, порядок предоставления сведений о ходе эксперимента законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” сведений о перечне построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры.
4. Размер курортного сбора не может превышать 100 рублей. При этом в 2021 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей.
5. Размер курортного сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
Статья 6. Плательщики курортного сбора
Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Статья 7. Освобождение от уплаты курортного сбора
1. От уплаты курортного сбора освобождаются:
1) лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
2) лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах”;
5) лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) инвалиды войны;
8) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
9) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;
10) инвалиды I и II групп;
11) лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”;
12) малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;
13) лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;
14) больные туберкулезом;
15) лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;
16) лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
17) лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;
18) лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;
19) спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.
2. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора, с учетом предложений муниципальных образований, указанных в пункте 2 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
3. Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора, либо его копии, заверенной в установленном порядке. Освобождение от уплаты курортного сбора лиц, указанных в пункте 11 части 1 настоящей статьи, также может осуществляться на основании письменного заявления сопровождаемого лица или его законного представителя.
Статья 8. Порядок исчисления, уплаты и перечисления курортного сбора
1. Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.
2. Курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения.
3. Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.
4. Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент.
5. Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется оператором курортного сбора по истечении срока фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.
Статья 9. Фонд развития курортной инфраструктуры
1. Фонд развития курортной инфраструктуры (далее – Фонд) – часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащая использованию в целях развития курортной инфраструктуры.
2. Бюджетные ассигнования Фонда направляются исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента.
3. Объем бюджетных ассигнований Фонда утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора.
4. Бюджетные ассигнования Фонда направляются в форме межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на их территориях с учетом особенностей, установленных статьей 13 настоящего Федерального закона. Положения настоящей части не распространяются на объекты курортной инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности.
5. Бюджетные ассигнования Фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Фонда в очередном финансовом году.
6. Объем бюджетных ассигнований Фонда:
1) подлежит увеличению в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на положительную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся размером доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора, учитываемых при формировании Фонда;
2) может быть уменьшен в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на отрицательную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся размером доходов бюджета субъекта Российской Федерации, учитываемых при формировании Фонда.
7. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Фонда устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
8. Перечень работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры, подлежащих финансовому обеспечению за счет бюджетных ассигнований Фонда, определяется соглашением, заключенным между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием об организации работ по развитию курортной инфраструктуры, с учетом предложений органов местного самоуправления.
Статья 10. Обязанности операторов курортного сбора
1. Операторы курортного сбора в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять исчисление, взимание и перечисление в бюджет субъекта Российской Федерации курортного сбора.
2. Оператор курортного сбора при взимании у плательщика курортного сбора суммы курортного сбора, подлежащей уплате, обязан выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.
3. При невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора оператор курортного сбора обязан в порядке и срок, установленные законом субъекта Российской Федерации, уведомить о невозможности удержания курортного сбора у плательщика курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора.
4. Операторы курортного сбора в порядке, установленном уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять учет плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, указанные в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”.
5. Оператор курортного сбора обязан представить в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации отчет оператора курортного сбора, подготовленный на основе данных учета, а также сведения, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора.
Статья 11. Осуществление контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов, связанных с проведением эксперимента
1. Региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
2. Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации.
3. Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в сфере регионального государственного контроля, осуществляемого в ходе проведения эксперимента, в порядке, определенном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, с передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Статья 12. Общественный совет
1. Общественный совет создается при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации в целях осуществления общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда.
2. В состав Общественного совета должны быть включены представители операторов курортного сбора, представители общественных и экспертных организаций, действующих на территории эксперимента.
3. Порядок формирования и осуществления деятельности Общественного совета утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Основными функциями Общественного совета являются:
1) осуществление общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда;
2) выработка предложений по организации проведения эксперимента и формированию перечня работ, указанного в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона;
3) разработка предложений по определению размера курортного сбора, по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также предложений о прекращении взимания курортного сбора на территориях отдельных муниципальных образований;
4) иные функции, предусмотренные порядком формирования и осуществления деятельности Общественного совета.
Статья 13. Особенности применения настоящего Федерального закона
1. Доходы от уплаты курортного сбора не учитываются при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
2. С 1 января 2021 года субъекты Российской Федерации, участвующие в эксперименте, вправе законом субъекта Российской Федерации наделять органы местного самоуправления муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по установлению размера курортного сбора на территории муниципального образования, установлению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также иными полномочиями, не отнесенными настоящим Федеральным законом к исключительным полномочиям субъекта Российской Федерации.
3. Объем бюджетных ассигнований Фонда, направляемых в форме межбюджетного трансферта в бюджет муниципального образования в соответствии с частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, должен составлять в 2021 году не менее 70 процентов прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора на территории этого муниципального образования и не менее 100 процентов – в последующие годы эксперимента.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
29 июля 2017 года

Кто платит курортный сбор?

Плательщиками курортного сбора признаются все люди, которые приехали в город, на территории которого взимается данный сбор. Но есть два главных условия:

  1. проживание в гостинице или отеле более 24 часов;
  2. возраст более 18 лет.

С иностранных туристов курортный сбор также взимается.

То есть если человек заселился на 10 часов, например, на ночь перед новым выездом или вылетом, то с него не будет взиматься сбор. Однако не все гостиницы принимают «почасовую» оплату. Чаще всего расчетным периодом признаются 24 часа. Следовательно, если номер был снят на сутки, то курортный сбор будет включен в стоимость проживания.

Отдельно стоит обратить внимание на «дикарей». С них курортный сбор не взимается просто потому, что они проживают на территории пляжа и не снимают номер в отеле или гостинице. Власти пока не смогли обязать таких туристов платить налог.

То же самое относится и к тем людям, которые снимают квартиру, дом или комнату. Они также не оплачивают курортный сбор. Это связано с тем, что данный сбор могут снимать только определенные категории операторов, о которых будет рассказано далее.

Курортный сбор взимается независимо от цели приезда в город-курорт, который входит в утвержденный перечень. Это может быть как отдых, так и служебная командировка.

Льготные категории туристов

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 09.07.2017 № 217-ФЗ курортный сбор не взимается с:

  • постоянно проживающих или имеющих в собственности недвижимость;
  • Героев Советского Союза или Российской Федерации;
  • лиц, которые являются полными кавалерами ордена Славы;
  • Героев Социалистического Труда или Труда Российской Федерации или лиц, которые были награждены орденом Трудовой Славы трех степеней;
  • участников Великой Отечественной войны и лиц, которые в период ВОВ работали на объектах обороны;
  • инвалидов войны;
  • ветеранов боевых действий (подпункты 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ);
  • граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • членов семей погибших участников Великой Отечественной войны или инвалидов войны;
  • «чернобыльцев»;
  • инвалидов I и II групп;
  • граждан, которые сопровождают инвалида I группы или ребенка-инвалида;
  • малоимущих граждан и членов семьи;
  • людей, которые больны туберкулезом;
  • граждан, которые проходят медицинскую помощь или реабилитацию на территории города-курорта, включая лицо, сопровождающее несовершеннолетнего ребенка;
  • людей, которые на постоянной основе работают в городе-курорте по трудовому договору или служебному контракту;
  • граждан моложе 24 лет, которые проходят обучение;
  • спортсменов, тренеров и спортивных судей, которые принимают участие в спортивных мероприятиях.

Данный перечень людей, которые не должны уплачивать сбор, не окончательный. Правительство России наделило правительство регионов властью дополнять список новыми категориями лиц.

Для того, что гостиница или отель не включали курортный сбор в стоимость проживания, туристам необходимо предъявить оригинал документа, который подтверждает наличие льготы (удостоверение, справку или договор).

Кто признается оператором КС?

Это любое ИП или юрлицо, предоставляющее сторонним лицам гостиничные услуги или услуги по временному размещению/проживанию, включая размещение в жилых помещениях. Обязанности оператора:

Оператор курортного сбора и его обязанности

Закон вводит такое понятие, как «оператор курортного сбора». Это юридическое лицо или ИП, которое в соответствии с законодательством РФ осуществляет деятельность следующего характера:

  • предоставление гостиничных услуг;
  • предоставление услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению;
  • обеспечение временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.

Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта РФ осуществляет оператор по истечении срока фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения. В статье 10 Закона о курортном сборе перечислены обязанности операторов курортного сбора. В частности, к ним относятся:

  • осуществление исчисления, взимания и перечисление в бюджет субъекта РФ курортного сбора;
  • выдача плательщику курортного сбора документа, подтверждающего факт уплаты курортного сбора;
  • уведомление о невозможности удержания курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора (в случае невозможности удержания у плательщика исчисленной суммы курортного сбора);
  • осуществление учета плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, с соблюдением требований Закона «О персональных данных»;
  • представление в уполномоченный орган субъекта РФ отчета, подготовленного на основе данных учета, а также сведений, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора. Форма, порядок и сроки представления отчета устанавливаются уполномоченным органом субъекта РФ.

Ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора устанавливается законодательством субъекта РФ. Курортный сбор будет поступать в бюджет региона, где проводится эксперимент.

Командировочным тоже придется платить?

Да, в рабочих поездках тоже придется платить. Не имеет значения, зачем приехал человек: в отпуск или по работе. Все случаи, когда платить не нужно, перечислены в законе, и командировок там нет, а вот лечение, соревнования и учеба – есть.

Кто освобожден от курортного сбора:

  • физлица со званиями Героя РФ, СССР, а также со статусом кавалера (полного) ордена Славы;
  • физлица со званиями Героя Соцтруда, Героя Труда РФ, а также имеющие награду в виде Ордена Трудовой Славы 3 ст.;
  • физлица-участники ВОВ;
  • в соответствии с подпунктом 1–4 пункта 1 статьи 3 Закона № 5-ФЗ от 12.01.95 – физлица-ветераны боевых действий;
  • физлица-инвалиды войн;
  • физлица, имеющие награду «Житель блокадного Ленинграда»;
  • физлица, трудившиеся в период ВОВ – полный перечень соответствующих объектов приведен в статье 7 Закона. К примеру, это военно-морские базы, оборонные противовоздушные объекты, прифронтовые территории авто- и железных дорог и т. д.;
  • родственники погибших участников ВОВ, инвалидов войн, ветеранов-участников боевых действий, лиц – членов личного состава команд противовоздушной обороны, персонала Ленинградских больниц и госпиталей;
  • попавшие под Чернобыльскую радиацию лица; граждане, подвергшиеся радиации в ходе ядерных испытаний в Семипалатинском полигоне; другие приравненные к указанной категории лица;
  • инвалиды I и II групп;
  • сопровождающие детей с инвалидностью лица, а также инвалидов I группы;
  • семьи со статусом малоимущих, а также одинокие физлица с аналогичным статусом и другие граждане с доходом менее утвержденного в регионе размера прожиточного минимума;
  • физлица, посетившие регион с целью прохождения специальной реабилитации или медпомощи, включая пребывание в санаториях курортного типа, а также их сопровождающие при условии поездки несовершеннолетнего лица;
  • физлица больные туберкулезом;
  • физлица младше 24 лет, прибывшие в регион с целью получения образования по очной форме;
  • физлица, пребывающие в регионе на постоянной основе на условиях заключенного трудового договора или контракта служебного типа;
  • физлица, владеющие местом жительства в регионе, включая жилые дома или доли в них;
  • прибывающие с целью участия в спортмероприятиях спортсмены, судьи, тренеры и прочие специалисты в сфере физкультуры и спорта.

Размер курортного сбора

Точный тариф КС утверждается властями субъектов РФ. При этом согласно пункту 4 статьи 5 Закона размер ставки не должен устанавливаться выше 100 руб., а в 2021 г. – выше 50 руб. Допускается дифференциация платежа по сезонам, значению и месту нахождения отдельного курорта, периоду пребывания туриста.

Как будут собирать?

Величина сбора к уплате рассчитывается из общего числа фактически прожитых на курорте дней, кроме дня заезда туриста, и утвержденной тарифной ставки. Включение вычисленного результата в счет цены проживания не допускается, равно как и повторное удержание КС за один период отдыха. Удержание сбора выполняется не позже выезда гражданина из гостиницы или иного объекта для проживания.

Перечисляет деньги в пользу государства непосредственно оператор по завершении пребывания туриста на территории размещения. Зачисляются средства в региональный бюджет того субъекта, где отдыхало физлицо.

Курортный сбор не входит в путевку и стоимость проживания в гостинице. Его оплачивают отдельно за каждый день до выезда из отеля. День заезда не считается.Если ездить по региону или менять отель, повторно за один и тот же период платить не придется.

Когда платить

Сколько платить

Алтайский край:
Белокуриха
С 1 мая 2021 годаВ 2021 году –
30 руб.,
с 2021 года –
50 руб.
Ставропольский край:
Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск
С 1 мая 2021 года50 руб.
Краснодарский край:
Анапа, Геленджик, Сочи, Горячий Ключ, Новомихайловское, Джубгское, Небугское и Шепсинское поселения Туапсинского района
С 16 июля 2021 года10 руб.
Крым:
Алушта, Евпатория, Саки, Судак, Феодосия, Ялта, Черноморский район
В 2021 году платить не нужно. Сбор отложили на 2021 год

10 руб.
(с 1 мая до 30 сентября и только с 2021 года)

Кто удерживает курортный сбор с туристов

Такой обязанностью закон наделяет объекты размещения. То есть гостиницы, хостелы, гостевые дома и прочие заведения, которые оказывают гостиничные услуги.

Предприниматели или юридические лица, которые оказывают услуги по размещению туристов, являются операторами сбора.

В Краснодарском крае существует реестр операторов курортного сбора. В 2021 году в этом реестре около 5,5 тысяч отелей, гостевых домов, баз отдыха и прочих объектов размещения. Скачать актуальную версию реестра при желании можно на сайтеМинистерства курортов края.

Сроки уплаты в бюджет

Оператор сбора перечисляет курортный сбор в день выезда туриста из отеля. Если человек выехал в вечерние часы или ночью, то допускается перенос перечисления суммы сбора на следующий рабочий день.

Банки не имеют право взимать дополнительную комиссию за перечисление курортного сбора (не зависимо от того, что он не относится к видам налога).

Также, по каждому туристу, который оплатил курортный сбор, должная быть представлена отчетность, включая персональные данные налогоплательщика.

Оплаченная туристом сумма курортного сбора не увеличивают базу для исчисления налога на прибыль (спецрежима). При получении суммы сбора юридическое лицо выступает как посредник, поэтому с данной суммы налог на прибыль не уплачивается.

Налоговый учет и отчетность

Как уже отмечалось, сбор не включается в стоимость проживания у оператора. Исполнение оператором обязанностей в соответствии с ФЗ №214 не ведет к получению им финансовой выгоды, а следовательно, не образует объекта налогообложения по УСН, НДФЛ, налогу на прибыль.

Курортный сбор не подлежит включению в расчеты по НДС, поскольку не является оплатой услуг оператора, не включается в реализацию услуг для целей налогообложения (ст. 146-1 НК РФ). Об этом говорится в письме ФНС №СД-4-3/6986@ от 12-04-18 г.

Организация, командировавшая сотрудника в регионы применения сбора, учитывает эти расходы, наряду с другими, в расходах по командировке. Правомерно учитывать их в расчетах по налогу на прибыль и УСН.

Бухгалтерский учет

Начисление и перечисление в бюджет указанного платежа делается проводками: Дт76/Кт 68, Дт 68/Кт 51. У организации сбор учитывается на основании утвержденного авансового отчета командированного сотрудника по ф. АО-1. Списание затрат делается стандартной проводкой: Дт 20 (21,23, 44)/Кт 71.

Затраты относятся в зависимости от целей командировки. Так, если работник растениеводческого предприятия заключил договор на поставку запчастей для ремонтной мастерской, сумма курортного сбора относится на вспомогательные производства (сч. 23), если договор касался приобретения семенного материала, используют счет основного производства — 20, а если тот же сотрудник заключил соглашение о продаже готовой продукции, целесообразно отнести затраты на счет 44.

Что будет, если не заплатить курортный сбор

Штраф за неуплату курортного сбора — от 500 до 2000 рублей с человека. Часто это больше суммы сбора за семью из нескольких человек.

Курортный сбор семьи из двух родителей с детьми за две недели отдыха в Сочи — 260 рублей. А штраф — минимум 1000 рублей. Проще заплатить.

Если турист отказывается оплатить курортный сбор, ему предлагают заполнить заявление об отказе. Бывает, что отказываются платить, потому что забыли документы, подтверждающие льготу. В этом случае попросите отель указать в уведомлении об отказе причину — льготу, название и номер удостоверения, который эту льготу подтверждает. Но не стоит надеяться, что обойдётся без штрафа.

За год в Краснодарском крае составили 600 таких заявлений об отказе платить курортный сбор

Все условия, когда можно не платить курортный сбор, перечислены в соответствующем законе. Поэтому ни командировка, ни «всё включено», ни высокая цена отеля не могут быть причиной отказа платить.

«Всё включено» — не повод не платить курортный сбор

Туриста не имеют права не заселись в оплаченный номер, выселить из номера или удерживать багаж при выезде, если он не оплатил курортный сбор. В конфликтных ситуациях стоит обратиться к своему туроператору, на горячую линию министерства туризма региона или в полицию.

Штрафы для физических лиц

Туристы могут быть привлечены только к административной ответственности в виде наложения штрафа. Размер штрафных санкций для физических лиц представлен ниже в таблице.

Вид правонарушенияАлтайский крайКраснодарский крайСтавропольский край
Неуплата курортного сбораштраф от 500 до 2 000 рублейштраф от 500 до 2 000 рублейштраф от 500 до 2 000 рублей

Штрафы для операторов сбора

Для операторов курортного сбора предусмотрена тоже только административная ответственность. Однако видов правонарушений намного больше, чем для физических лиц. Размеры штрафных санкций для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей представлены ниже в таблице.

Вид правонарушенияАлтайский крайКраснодарский крайСтавропольский край
Нарушение сроков и порядка исчисления и удержания курортного сборапредупреждение или штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублейштраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей
  • для индивидуальных предпринимателей – штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей
  • для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей

за повторное правонарушение

  • для индивидуальных предпринимателей штраф в размере от 10 000 до 15 000 рублей
  • для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей
Неперечисление или частичное перечисление суммы сбора
  • сроком до 30 календарных дней (включительно) – штраф в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от суммы курортного сбора, подлежащей перечислению в бюджет, за каждый день просрочки;
  • сроком свыше 30 календарных дней – штраф в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы, подлежащей перечислению в краевой бюджет, за каждый день просрочки.
штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей
  • для индивидуальных предпринимателей – штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей
  • для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей

за повторное правонарушение

  • для индивидуальных предпринимателей штраф в размере от 10 000 до 15 000 рублей
  • для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей
Непредставление сведений или представление заведомо ложных данныхпредупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей
  • для индивидуальных предпринимателей штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей
  • для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей

за повторное правонарушение

  • для индивидуальных предпринимателей штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей
  • для юридических лиц – от 15 000 до 30 000 рублей
Непредставление или несвоевременное представление отчетностиотдельно не предусмотренаштраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей
  • для индивидуальных предпринимателей штраф в размере 2 000 рублей
  • для юридических лиц – 5 000 руб.;

за повторное правонарушение

  • для индивидуальных предпринимателей штраф в размере 5 000 рублей
  • для юридических лиц – 10 000 руб.;
Источники

  • https://navigator.alean.ru/sovety-turistam/kurortnyj-sbor/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/484863/
  • https://assistentus.ru/buhuchet/kurortnogo-sbora/
  • https://aif.ru/society/krym_prodlit_moratoriy_na_kurortnyy_sbor_v_2021_godu
  • https://katalog-rus.ru/2021/07/04/federalnyj-zakon-ot-29-07-2017-n-214-fz/
  • https://bankstoday.net/last-articles/kak-budet-rabotat-kurortnyj-sbor-v-2021-godu-stavki-lgoty-i-shtrafy-za-neuplatu
  • https://zen.yandex.ru/media/newsment/kurortnyi-sbor-v-krasnodarskom-krae-v-2021-godu-5cadf7b5fd077400b2e083c7

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector