Нарушение правил эксплуатации транспортного средства: запрет на эксплуатацию 2024

Содержание
  1. Нарушения правил эксплуатации автомобиля: штрафы ГИБДД
  2. Состав и криминалистическая характеристика преступления
  3. Нарушение правил, касающихся безопасности движения отдельных видов транспорта
  4. Недоброкачественный ремонт транспорта, выпуск автотранспорта в эксплуатацию с различными техническими неисправностями
  5. Приведение транспортных средств или путей сообщения в негодность
  6. Нарушение правил для безопасной работы автотранспорта и иных машин
  7. Методика расследования преступлений
  8. Субъект преступления в дорожном происшествии
  9. Причины ДТП
  10. Невозможность остановки ТС по техническим причинам
  11. Судебная автотехническая экспертиза
  12. Оттягчающие обстоятельства
  13. Тяжкий вред здоровью, причинённый по неосторожности
  14. ДТП со смертью одного потерпевшего или двух и более лиц
  15. ДТП в состоянии опьянения
  16. В каком случае на водителя может быть наложено наказание?
  17. Степени тяжести вреда здоровью
  18. Вред средней тяжести
  19. Какую можно получить сумму компенсации
  20. Определение размера ущерба пострадавшему
  21. Возмещение ущерба при нанесении вреда средней тяжести
  22. Ответственность за нанесение среднего вреда здоровью при ДТП
  23. Законодательство
  24. Комментарий к статье 264 Уголовного Кодекса РФ
  25. Комментарий к Статье 12.24 КоАП РФ
  26. Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
  27. Пример из судебной практики
  28. Дополнительное наказание – лишение водительских прав

Нарушения правил эксплуатации автомобиля: штрафы ГИБДД

Состав и криминалистическая характеристика преступления

Основное противоправное деяние, возникающее в данной сфере — это умышленное нарушение человеком правил безопасного движения и выпуска в эксплуатацию автотранспорта и прочих машин. Именно по этой причине криминалистический состав преступления, чаще всего, определяется, исходя из характеристик именно этих двух правонарушений.

По нормам российского законодательства, к понятию «дорожно-транспортного происшествия» могут быть отнесены не только бытовые ситуации, но и ряд исключительных случаев, которые люди, по ошибке, не относят к данной категории правонарушений.

  • Столкновение двух ТС.
  • Наезд транспортного средства на гужевой транспорт, пешехода.
  • Выпадение пассажира из автомобиля.
  • Переворот транспорта.
  • Прочие происшествия на дороге с участием транспорта (к примеру, падение автомобиля с обрыва).

Благодаря такому грамотному определению, в случае возникновения или совершения угрозы для безопасности дорожного движения, уполномоченные лица могут определить виновника ДТП, который впоследствии будет привлечен к ответственности.
Криминалистическая характеристика преступного деяния состоит из нескольких взаимосвязанных характеристик ДТП, обстоятельств случившегося, личных свойств участников произошедшего, в частности, особенностей их поведения.

Нарушение правил, касающихся безопасности движения отдельных видов транспорта

Предмет такого противоправного деяния — средства транспорта, используемые для общих и личных перевозок. Нарушением, за которое виновное лицо может быть привлечено к мерам ответственности, считается любое отступление от правил эксплуатации движущегося транспорта.

В частности, к таким отступлениям могут быть отнесены:

  1. Проезд ТС на красный сигнал светофора.
  2. Несоблюдение установленного маршрута (для общественного транспорта).
  3. Отступление установленных заводом-производителем требований по техническому обслуживанию автотранспорта.
  4. К управлению ТС были допущены посторонние лица.
  5. Непринятие мер, которые направлены на обеспечение безопасности перевозимых пассажиров.
  6. Отказ человека от исполнения своих трудовых обязанностей, в том случае, когда такое самостоятельное решение работника противоречит нормам законодательства (есть соответствующее указание в должностной инструкции, отдельных нормативных актах).
  7. Обязательный признак, который свидетельствует о наличии состава правонарушения заключается в наличии вредных последствий: причинение здоровью человека вреда или ущерба в крупном размере (по нормам этой статьи крупный ущерб составляет 1 000 000 рублей), смерть человека.
  8. Как правило, такая вина выражается в форме неосторожности. Исключение составляют только те случаи, когда человек намеренно уклоняется от исполнения своих должностных обязанностей, однако даже такое противоправное деяние будет считаться совершенным по неосторожности, из-за отсутствия прямого умысла.

Данным законодательным актом предусмотрены следующие меры ответственности:

  • Штраф, размер которого должен быть не более 300 000 руб.
  • Ограничение свободы осужденного на срок до 4 лет.
  • Выполнение осужденным принудительных работ, максимальный срок которых не должен превышать 2 лет.
  • Административный арест на максимальный срок до полугода.
  • Заключение под стражу на срок до 2 лет.

Недоброкачественный ремонт транспорта, выпуск автотранспорта в эксплуатацию с различными техническими неисправностями

Объектом преступлений, определенных в статье 266 Уголовного кодекса РФ, являются:

  • Некачественное восстановление транспорта после выявления повреждений.
  • Выпуск машины в эксплуатацию, при том, что специалистам было известно о его некачественном техническом состоянии.

Под ремонтом автомобиля понимается выполнение работ, направленных на восстановление работоспособности автомобиля или иного вида транспорта, у которого есть повреждения.

При рассмотрении таких дел, уполномоченному лицу необходимо установить причинно-следственную связь между некачественным ремонтом автомобиля и его выпуском в эксплуатацию, возникшими негативными последствиями.

Приведение транспортных средств или путей сообщения в негодность

Объект такого противоправного деяния — это безопасные условия, при которых возможна нормальная эксплуатация транспорта.
Объективная сторона противоправного деяния заключается в разрушении и повреждении транспортного средства, что может повлечь за собой следующие последствия:

  1. Причинение материального вреда в крупном размере, — минимальный размер такого ущерба должен быть не менее 1 000 000 рублей.
  2. Гибель человека или причинение тяжкого вреда здоровью.

Нарушение правил для безопасной работы автотранспорта и иных машин

Нарушение предусмотренных законом и заводом-производителем правил эксплуатации автотранспорта или иного вида транспорта, при условии, что такие действия были совершены хулиганами, влечет за собой привлечение виновного лица к ответственности, размер которой не превышает 300 000 руб.

Методика расследования преступлений

При проведении расследования обстоятельств происшествия на дороге, специалистам важно правильно определить все нюансы случившегося, так как именно от этого зависит фиксирование аварий в едином реестре учета.

Первоначальный этап расследования состоит из нескольких отдельных процедур:

  1. Участники ДТП не должны покидать место происшествия. Ими должны быть вызваны сотрудники ГИБДД, которые осмотрят место происшествия и составят все необходимые документы.
  2. Если водитель скрылся с места происшествия, уполномоченные лица, прибывшие на место ДТП, должны осмотреть место аварии, опросить всех лиц, причастных к случившемуся или свидетелей, назначают экспертизы.

После проведения первоначальных мероприятий, по указанию сотрудников ГИБДД или ходатайству суда, назначается проведение автотехнических и судебно-медицинских экспертиз.

В процессе такого расследования допускается проведение следственного эксперимента, который позволит определить виновника ДТП и установить все обстоятельства случившегося.

Субъект преступления в дорожном происшествии

Суды считают субъектом преступления только лицо, которое достигло 16-летнего возраста. Если оно стало виновником ДТП, управляя механическим ТС, то полностью отвечает за его последствия, предусмотренные в статье 264.

Субъектами преступления считаются следующими лица:

  1. Получившие водительское удостоверение на законных основаниях.
  2. Не имеющие удостоверения, но управляющие ТС.
  3. Лишённые документа в результате его изъятия за предыдущие нарушения.

Таковыми признаются также инструкторы, которые обучают вождению на учебном автомобиле с двойным управлением. При обучении на машине, где не предусмотрено двойное управление, наказанию за нарушение ПДД подвергается лицо, фактически управляющее ТС.

Водители военной техники не отвечают за последствия аварии, наказуемые по статье 264 УК. Если же они при управлении механическим (не военным) средством передвижения нарушают ПДД, то привлекаются к ответственности по этой статье на общих основаниях.

Причины ДТП

К главным причинам, приводящим к нарушению водителями Правил передвижения по дороге, относятся:

  • повышенная скорость передвижения;
  • проезд водителя на красный сигнал светофора;
  • управление ТС в пьяном состоянии;
  • невнимательность при вождении;
  • сознательное нарушение Правил (неправильный обгон, выезд на встречную полосу, несоблюдение дистанции);
  • неоправданно рискованное вождение;
  • неправильное поведение при возникновении экстренных ситуаций.

Основные нарушения при использовании транспортного средства: стоянка в неположенном месте, эксплуатация неисправного ТС.

Невозможность остановки ТС по техническим причинам

Аварийная ситуация может возникнуть при технической неисправности средства передвижения, не дающей шансов избежать столкновения. Определяя меру наказания водителя в каждом конкретном случае, судьи учитывают, какова была обстановка на дороге перед ДТП.

Если ДТП случилось в тёмное время дня из-за плохой видимости, то принимая решение о наказании нарушителя движения, судьи учитывают его действия до аварии. Согласно пункту 10.1 Правил водитель должен в критической ситуации выбирать скоростной режим, который бы позволял ему контролировать движение своего ТС. Соблюдение этого пункта помогает смягчить ему приговор в суде.

Судебная автотехническая экспертиза

По преступлениям, предусмотренным в ст. 264 УК РФ, обязательно проводят автотехническую экспертизу. Она должна ответить на вопросы, значимые при расследовании происшествия на дороге. Например, определить скорость и тормозной путь автомобиля (другого ТС) во время ДТП, возможность его остановки.

Важно! Автоэксперты решают лишь специальные вопросы, которые связаны с техническим проблемами.

Обращение к ним судебных органов с вопросами, которые не входят в их компетенцию, не допустимо. Нередко судьи пытаются добиться от экспертов ответа на правовые вопросы (например, определение степени вины участников движения). В этом случае заинтересованные лица вправе просить о назначении повторной экспертизы.

Анализ заключений автоэкспертизы позволяет судить об обстоятельствах, при которых действовали участники движения. При активности адвокатов и профессионально выполненной экспертизе виновной стороне нередко удаётся добиться требуемого результата.

Оттягчающие обстоятельства

Ответственность за последствия не соблюдения правил, рассматриваемых в статье 264, бывает более высокой, если нарушения произошли при оттягчающих обстоятельствах.

Тяжкий вред здоровью, причинённый по неосторожности

Тяжким считается вред, нанесённый людям, в случае утраты ими работоспособности не менее, чем на треть. Таковым он является и при утрате своих функций отдельными органами, их полной потере, неисправимом обезображивании лица, других последствиях.

Преступления данного рода классифицируются как совершённые по легкомыслию (виновник предвидел опасные последствия своих действий или бездействий, но надеялся на их предотвращение) или небрежности (не было предвидения тяжёлых последствий).

Наказание за неосторожное нанесение третьему лицу тяжкого вреда предусматривается в первой части ст. 264 УК РФ. Так, нарушение водителем ПДД, что привело к тяжким последствиям для здоровья потерпевшего, наказывается следующим образом.

Виновному лицу присуждается:

  • срок до 2-х лет лишения свободы с невозможностью работать на конкретных должностях и около 3-х лет вести определённую деятельность;
  • арест на 6 месяцев.

Если деяние осуществило лицо в нетрезвом состоянии либо виновник оставил место совершения преступления, то ему назначается более суровое наказание. Это могут быть принудительные работы (до 5 лет) или ограниченность свободы на 3-7 лет. В обоих случаях виновное лицо лишается на 3 года права ведения конкретной деятельности, занятия определённых должностей.

ДТП со смертью одного потерпевшего или двух и более лиц

Зачастую результатом дорожно-транспортного происшествия становится смерть человека. Гибель пешеходов возможна при наезде на них, а водителей и пассажиров ТС – из-за столкновения автомобилей.

Ответственность за причинение смерти одному человеку при ДТП устанавливается в части 3 или 4 ст. 264 УК России. За наступление смертельного исхода у двух и более человек в результате ДТП меры ответственности водителя рассматриваются в частях 5 (трезвый водитель) и 6 (если он пьяный) этой статьи.

Наказание за аварию со смертельным исходом (особенно при 2-х и более пострадавших) предусматривает ограничение свободы и обязательное лишение водительских прав. Оно ужесточается при нахождении нарушителя в состоянии любого вида опьянения.

Для водителя смягчающими обстоятельствами в случае смерти потерпевших может быть несоблюдение последними правил безопасности. Например, не использование ремней безопасности, мотошлемов и других средств. Не выполнение водителем обязанностей, обеспечивающих безопасность пассажиров, исключает смягчение приговора.

ДТП в состоянии опьянения

В ПДД имеется п. 2.7, согласно которому запрещается управление ТС в состоянии любого опьянения. Это связано с отсутствием у водителя в алкогольном или наркотическом опьянении адекватной реакции на обстановку, его неосознанными действиями. Это влечёт опасные последствия для участников движения.

Лицами в состоянии опьянения законодательство России признаёт водителей ТС при установлении факта употребления ими алкоголя. Его концентрация считается недопустимой, если она выше, чем разрешено законом. Также пьяными считаются лица, в чьих организмах обнаружены наркотические, психотропные, опасные психоактивные вещества. К пьяным причисляются и водители, отказавшиеся пройти медицинское освидетельствование на предмет опьянения.

Часть 4 ст. 264 УК РФ описывает преступления, которые водители совершили в опьянении алкоголем, наркотиками. К таким водителям предъявляются повышенные требования, их наказание ужесточается. Данное обстоятельство рассматривается судьями как отрицательно характеризующее виновника, что делает его опасным для общества.

Возможно примирение сторон и заглаживание виновником ДТП вреда, причинённому потерпевшему, с помощью выплаты денежных средств. Однако суд практически всегда назначает водителю, пьяному в момент ДТП, реальный срок лишения свободы.

В каком случае на водителя может быть наложено наказание?

Еще один важный момент, на который многие водители не обращают внимание. Наказание за причинение вреда здоровью при ДТП может быть наложено в случае любого нарушения правил дорожного движения. Речь идет в том числе и о нарушениях, за которые не предусмотрен штраф.

Водитель автомобиля С совершил наезд на пешехода вне пешеходного перехода. Очевидно, что в данном случае имеет место нарушение правил со стороны пешехода.

Однако если окажется, что скорость автомобиля перед столкновением в населенном пункте составляла 61 км/ч или более, то водитель может получить наказание за причинение вреда здоровью при ДТП.

Еще раз. Штраф накладывается только за превышение скорости на 20 и более км/ч. Однако вина в ДТП появляется за превышение на 1 и более км/ч.

Степени тяжести вреда здоровью

Наказания предусмотрены за причинение следующего вреда здоровью потерпевшего:

1. Легкий вред здоровью потерпевшего — кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

2. Вред здоровью потерпевшего средней тяжести — неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

3. Тяжкий вред здоровью потерпевшего:

  • вред, опасный для жизни человека;
  • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  • прерывание беременности;
  • психическое расстройство;
  • заболевание наркоманией либо токсикоманией;
  • неизгладимое обезображивание лица;
  • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  • полная утрата профессиональной трудоспособности.

4. Смерть потерпевшего.

Вред средней тяжести

Согласно Уголовному Кодексу России, вред средней тяжести характеризуется временной утратой трудоспособности, а также временным расстройством здоровья, неопасным для жизни пострадавшего. При средней тяжести нанесенного вреда последствия повреждения сказываются на трудоспособности менее, чем на одну треть. Средняя степень нанесенного вреда ограничивается лишь последствиями для нормальной трудоспособности пострадавшего и вредом для здоровья. Чаще всего к среднему вреду относятся травмы рук и ног, а также травмы головы без летального исхода. О ДТП с причинением вреда здоровью средней тяжести можно говорить тогда, когда отсутствуют последствия, которые предусмотрены статьей 112 Уголовного кодекса РФ.

К основным признакам вреда средней тяжести относят:

  • повреждения и травмы, которые не опасны для жизни (к ним относят сотрясение головного мозга средней степени тяжести);
  • временное нарушение нормальной работы органов и систем организма;
  • длительное расстройство здоровья – свыше 21 дня.

Какую можно получить сумму компенсации

Потерпевшему в ДТП, который получил травмы средней тяжести, предусматриваются денежные компенсации по полису ОСАГО виновника.

Размер страховой выплаты определяется на основании ряда факторов, а главное – от заключения медицинской экспертизы.

Таким образом, денежный эквивалент увечий здоровью потерпевшего просчитывается на основании таких компонентов:

  • стоимость лечения здоровья в стационарном отделении больницы;
  • стоимость амбулаторного лечения и реабилитации от последствий: физиопроцедуры, инъекции, сдача анализов, лечебные массажи, пользование приспособлениями для передвижения (коляски или костыли), ультра-звуковое исследование, рентгеновские снимки, лекарства и прочее;
  • наем автотранспорта для перемещения в медицинские учреждения;
  • стоимость устранения косметических изъянов от аварии путем оперирования (например, кожная пластика лица зачастую требуется после травм от ДТП);
  • стоимость сервиса сиделки, который требуется при травмах, от которых потерпевший лишается возможности самостоятельно передвигаться и ухаживать за собой (перелом тазовой кости).

Статья за средний вред здоровью при ДТП предусматривает для виновника штрафные санкции, которые находятся в пределах от 10 000 до 25 000 рублей.

Во многих случаях такие компенсации являются мизерными, но их определяет законодательство.

Потерпевшие также в судебном порядке может претендовать на страховые выплаты по моральному вреду, но этого можно добиться лишь с использованием услуг опытных автоюристов.

Определение размера ущерба пострадавшему

При определении ущерба, нанесенного здоровью, используется денежный эквивалент и содержит следующие составляющие:

  • стоимость стационарного или амбулаторного лечения;
  • стоимость восстановительного лечения;
  • стоимость такси при поездке до медицинского учреждения;
  • стоимость лекарственных препаратов, применяемых для лечения пострадавшего.

Возмещение ущерба при нанесении вреда средней тяжести

Ответственность за нанесение вреда наступает только тогда, когда в действиях виновника аварии можно четко проследить признаки административного правонарушения либо преступления, которое является уголовно-наказуемым. И в том, и в другом случае виновник ДТП обязан возместить причиненный ущерб.

В российском законодательстве четко обозначено, что возмещение морального вреда происходит независимо от степени вины виновника ДТП, но осуществляется только тогда, когда здоровью пострадавшего был нанесен фактический ущерб. Объем компенсации зависит от решения суда, который тщательно изучит все обстоятельства аварии и допросит свидетелей, если таковые имеются. На размер компенсации также оказывает влияние степень вины водителя, который признан виновником аварии. Судом будут проанализированы его действия, которые и стали причиной ДТП. Истцу можно самостоятельно назвать размер компенсации морального вреда здоровью, но это не означает, что суд удовлетворит его требования. Оценив все обстоятельства, степень вины и степень тяжести нанесённого ущерба, суд установит окончательный размер выплат.

Сегодня в российской судебной системе разработаны конкретные размеры компенсаций за моральный ущерб при ДТП средней тяжести. Все зависит от того, повреждения какой степени получил пострадавший. Так, если нанесены травмы средней степени тяжести, то пострадавший в ДТП сможет претендовать на компенсацию в размере 50-70 тысяч рублей. Если ущерб признается незначительным, то такого рода компенсация не превысит 10 тысяч рублей.

Ответственность за нанесение среднего вреда здоровью при ДТП

Водителя несут правовое наказание при любом нарушении ПДД, даже когда нет вреда жизнедеятельности потерпевшим.

Если же участник или несколько участников получили травмы средней тяжести, то виновнику светит административная ответственность и компенсация вреда.

Приговор устанавливается судьей, при этом колоссальное значение имеет поведение виновника во время дорожно-транспортного происшествия, а также при расследовании дела.

ФЗ №142 гласит, что если в результате аварии был нанесен вред здоровью людей, то в судебном режиме принимается решение о компенсации последствий.

Размер выплаты определяется в индивидуальном порядке с учетом вины нарушителя, обстоятельств в виде материального достатка, наличия несовершеннолетних детей.

Многое зависит и от поведения потерпевшей стороны, если он будет относиться к ситуации категорично, при этом автоюрист будет настаивать на жестких мерах наказания для виновника ДТП, то это может повлиять на судебное решение.

Законодательство

  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027 (ред. от 20.10.2021) «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
  • Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2021 N 2661-р «О создании федеральных казенных учреждений ФСИН России»
  • Федеральный закон от 15.10.2021 N 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 15.10.2021 N 328-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2021 N 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу»
  • Распоряжение Президента РФ от 12.10.2021 N 254-рп «О внесении изменений в состав межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 205-рп»
  • Распоряжение Президента РФ от 30.07.2021 N 205-рп (ред. от 12.10.2021) «О некоторых вопросах межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям»
  • Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 N 1675 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1027»
  • Приказ Минюста России от 24.09.2021 N 218 «О ликвидации федерального казенного учреждения «Арзамасская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области»
  • Приказ Минюста России от 24.09.2021 N 217 «О внесении изменений в приказ Минюста России от 17.09.2021 N 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время»

Комментарий к статье 264 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, дополнительным — жизнь, здоровье человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Предмет преступления — это механические транспортные средства, т.е. автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор, мотоцикл, иные самоходные машины и механические транспортные средства. Предложить их исчерпывающий перечень невозможно. К механическим транспортным средствам следует отнести любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед представляет собой двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками» <1>. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ.

———————————
<1> См.: п. 1.2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» // САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

К другим механическим транспортным средствам закон относит троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (примечание к ст. 264 УК РФ).

Самоходные машины отличаются только наличием дополнительных (нетранспортных) функций, например трактор, экскаватор, самосвал, автопогрузчик.

Не являются предметом рассматриваемого преступления боевые, специальные транспортные средства Министерства обороны РФ и других воинских формирований. В этом случае применяется ст. 350 УК РФ.

Общественная опасность нарушения лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств заключается в нарушении нормальной работы транспорта, причинении вреда иным охраняемым уголовным законом объектам (жизни, здоровью человека, собственности). Уровень транспортных преступлений в структуре всей преступности очень высок.

Объективную сторону преступления составляют:

1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации указанных в статье транспортных средств;

2) причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1) или причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 2);

3) причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 3) или причинение по неосторожности смерти человеку лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 4);

4) причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 5) или причинение по неосторожности смерти двум или более лицам лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 6);

5) причинная связь между нарушением правил и наступлением общественно опасных последствий.

Диспозиция рассматриваемой статьи является бланкетной. В этой связи для определения объективной стороны состава преступления необходимо обращение в первую очередь к Правилам дорожного движения Российской Федерации и правилам эксплуатации транспортных средств.

Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Кроме этих нормативных правовых актов, имеются также различного рода инструкции, наставления и другие документы по эксплуатации отдельных видов транспорта (перевозке пассажиров, грузов и т.п.).

Дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Однако сказанное не означает, что возможность нарушения правил дорожного движения ограничивается только указанными местами. Выезд за пределы дорог и нарушение правил за их пределами также может расцениваться как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Например, если лицо въезжает на автомобиле на территорию сквера и совершает по неосторожности наезд на пешехода, его действия следует квалифицировать по ст. 264 УК РФ.

С позиций объективной стороны состава преступления деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия (например, лицо для совершения обгона выезжает на полосу встречного движения, не останавливает движение, несмотря на запрещающий сигнал светофора).

Эксплуатация транспортных средств запрещается при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. Нарушение эксплуатации транспортных средств может заключаться и в ином действии или бездействии, например в нарушении правил перевозки грузов, в нарушении правил технической эксплуатации транспортных средств.

Если дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований п. 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Решая вопрос о наличии либо отсутствии у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости, следует исходить из того, что водитель в соответствии с п. 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Наступление указанных в рассматриваемой статье общественно опасных последствий и причинная связь между деянием и последствиями характеризуются аналогично предыдущему составу (ст. 263 УК РФ). Однако следует еще раз обратить внимание на то, что причинная связь должна быть прямой и непосредственной. Поэтому, к примеру, если водитель грузового автомобиля начал движение, не проверив состояние кузова, где спрятался пассажир, и последний во время движения выскочил из кузова, попав под рядом идущий транспорт, в действиях водителя грузовика отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, поскольку между его бездействием и наступившими последствиями в виде смерти пассажира отсутствует прямая причинная связь.

В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность по ст. 264 УК РФ, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человека, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части ст. 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (п. 2.5) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по ст. 125 УК РФ.

Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.).

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины. Чаще всего имеет место преступная небрежность.

Если лицо по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть, то деяние следует признать совершенным невиновно. Так, по делу Ф. было установлено, что он нарушил Правила дорожного движения, что повлекло опрокидывание комбайна и причинение по неосторожности смерти гр-ну Ж., который вспрыгнул на подножку комбайна. Действия виновного были квалифицированы по ч. 2. ст. 264 УК РФ. Между тем по делу было установлено, что конструкция комбайна с затемненными стеклами его кабины такова, что Ф. не располагал возможностью увидеть из кабины запрыгнувшего на подножку комбайна Ж. Поэтому он не мог осознавать, что в результате допущенных им нарушений Правил дорожного движения может пострадать Ж., и в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 264 УК РФ.

В связи с неправильным применением уголовного закона приговор был отменен, а дело прекращено за отсутствием в действиях Ф. состава преступления <1>.

———————————
<1> Постановление Президиума Липецкого облсуда от 22 марта 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 4.

Мотив совершения преступления не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления.

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.

Частями 2, 4, 6 комментируемой статьи установлена повышенная уголовная ответственность за совершение рассматриваемого преступления. Состояние опьянения не влияет на субъективную сторону состава преступления, но оно обусловливает возможность искаженного восприятия дорожно-транспортной обстановки, снижение скорости реакции водителя, возникновение чувства самоуверенности, а также иных факторов, повышающих вероятность совершения преступного деяния.

Субъект преступления специальный. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее — Правила). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением <1>.

———————————
<1> См.: п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // РГ. 2008. 26 дек.

В последнем случае за нарушение соответствующих правил обучающимся ответственность несет инструктор. Исключение составляют случаи нарушения обучаемым указаний инструктора, за что обучаемый несет ответственность самостоятельно.

Как следует из текста закона, субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, может быть только лицо, управляющее транспортным средством. Если лицо таким средством не управляет, в случае причинения вреда его действия следует квалифицировать по иным статьям УК РФ. Так, если лицо, являясь пассажиром, включает зажигание автомашины, у которой была включена скорость, и автомашина, придя в движение, осуществляет наезд на человека, в результате чего наступает смерть, действия виновного надлежит квалифицировать по ст. 109 УК РФ, поскольку субъектом рассматриваемого преступления он не является.

Квалифицированным видом преступления является нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, повлекшее причинение:

— по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ);

— по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Если нарушение правил дорожного движения водителями транспортного средства повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью одного человека и смерти другого, то содеянное необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 264 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 1 указанной статьи не требуется.

Комментарий к Статье 12.24 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан.

2. Квалификация правонарушения по данной статье осуществляется в том случае, если нарушение Правил дорожного движения повлекло причинение вреда здоровью потерпевшего.

Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности от шести до двадцати одного дня. Если нарушение правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, то действия квалифицируются по ст. 264 Уголовного кодекса.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

4. Субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства.

Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего

Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого.

Пример из судебной практики

Для того, чтобы знать механизм разбирательств, вынесения мер наказания, страховых выплат, следует изучить реальные примеры из судебной практики.

Предлагаем ознакомиться с таким случаем. Гражданка обратилась в агентство автоюристов, чтобы защитить права и интересы своей дочери.

Несовершеннолетняя девочка переходила дорогу по пешеходному переходу, где ее и сбил мчащий автомобиль.

Уполномоченная группа инспекторов ГИБДД признала полную вину автомобилиста. Медицинская экспертиза установила повреждения средней тяжести.

Водитель сам пытался договориться с семьей потерпевшей, чтобы урегулировать конфликт без судебного вмешательства, но, согласно закону, административное дело нельзя предотвратить.

После предоставленного девочке подарка для компенсации морального вреда в виде мобильного телефона, правонарушитель исчез. Потерпевшая находилась на больничной койке пять недель.

Родители пешехода обратились к страховщику виновника, где им предложили компенсацию в размере 6 000 рублей, мотивируя такую сумму тем, что государственная больница должна предоставлять многие медицинские препараты на бесплатной основе.

Далее обиженные родители обратились в суд для того, чтобы получить положенную компенсацию физическому и моральному здоровью.

Обвинения выносились автомобилисту на основании ГК РФ. Судебное решение было на стороне истцов и удовлетворило все их запросы.

Любая степень вреда здоровью потерпевших требует компенсации от виновника, а также административные наказания при легких и средних повреждениях, а также уголовную ответственность за тяжкий ущерб здоровью или летальный исход участника ДТП.

Средний ущерб жизнедеятельности потерпевшей стороны регулируется рядом законов: ГК РФ и КоАП.

Степень повреждений определяется на основе медицинской экспертизы, а размер компенсации просчитывается исходя из тяжести ущерба и расходов на устранение его последствий.

Дополнительное наказание – лишение водительских прав

Статья 264 позволяет применять дополнительные меры наказания к лицу, которое виновно в ДТП. Помимо основного наказания он лишается права управлять транспортным средством. Всем водителям стоит помнить, что согласно ст. 47 УК РФ, эта мера применима как к лицу, получившему удостоверение в законном порядке, так и не имеющим такового.

Если виновному дополнительно назначается лишение прав управления ТС, то судебные органы должны передать соответствующему управлению ГИБДД информацию о наказании. Вместе с нею посылается удостоверение нарушителя, чтобы был исполнен приговор суда.

Важно знать! В обязательном порядке лишается водительских прав лицо, совершившее опасное деяние в пьяном виде и в случае смерти потерпевшего при ДТП.

Во всех рассмотренных случаях лицам, виновным в ДТП, важно заручиться помощью опытного адвоката. Особенно это касается дорожных происшествий со смертельным исходом. Пользование услугами компетентного юриста позволит виновнику ДТП избежать возможных ошибок правосудия и получить адекватный приговор!

Источники
  • https://www.prav-net.ru/3498-ira/
  • https://UgKK.ru/uk/ugolovnaya-otvetstvennost-na-zhd-transporte.html
  • https://advokati-moscow.ru/ch-3-st-264/
  • https://pddmaster.ru/shtraf/vred-zdorovyu.html
  • https://roadadvice.club/2513-srednyaya-tyazhest-vreda-zdorovyu-pri-dtp-otvetstvennost-vyplaty-sudebnaya-praktika
  • http://avtopravozashita.ru/dtp/prichinenie-vreda-zdorovju-srednej-tjazhesti-pri-dtp.html
  • https://ukrfkod.ru/statja-264/
  • https://ukrf24.ru/statia-264-uk
  • http://KoAPKodeksRF.ru/rzd-2/gl-12/st-12-24-koap-rf
  • https://law.wikireading.ru/47669

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах