Нарушение правил перевозки опасных грузов – штрафы и санкции

Содержание
  1. Законы, определяющие нормы транспортирования ОГ
  2. Сущность правонарушения по ст. 12.21.2 КОАП РФ
  3. Комментарий к ст. 12.21 КоАП
  4. Судебная практика по статье 12.21 КоАП
  5. Классы опасных грузов
  6. Требования к водителям на перевозку опасных грузов
  7. Меры безопасности
  8. Специфика доставок
  9. Ограничение скорости
  10. Требования к автомобилю на перевозку опасных грузов
  11. Категорирование транспортных средств для перевозки опасных грузов
  12. Маркировка
  13. Документы, необходимые для перевозки опасных грузов
  14. Нормы ДОПОГ/ ADR
  15. Когда ДОПОГ не нужен
  16. Нарушители ДОПОГ серьезно наказываются
  17. Разрешение на движение ТС с опасным грузом
  18. Ответственность за неправомерное перемещение ОГ
  19. Нарушения и размеры штрафов за неправильную перевозку ОГ
  20. Штрафы за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом
  21. Можно ли оплатить штраф за опасный груз со скидкой
  22. Ситуации, предполагающие уголовное наказание

Законы, определяющие нормы транспортирования ОГ

Небезопасная продукция, независимо от класса её опасности, не запрещается законодательством к транспортированию. Единственным условием транспортировки опасных грузов является перемещение в соответствии с установленными законодательством стандартами, предусматривающими сведение непредвиденных ситуаций к минимуму. Чтобы понимать, какая ответственность грозит грузоперевозчику за нарушение правил перевозки опасных веществ, необходимо ознакомиться с нормативно-законодательными актами, касающимися транспортировки продукции этой категории.

Основополагающим регламентом, координирующим перемещение опасных грузов, является статья 12.21.2 КоАП РФ в последней редакции кодекса от мая 2016 года. Документ обуславливает меры наказания, предусмотренные за несоблюдение определённых правил транспортирования вредных веществ автотранспортом. Грузоперевозки ОГ иными видами транспорта, за исключением автомобильного, санкционируются статьями кодекса 11.14 и 8.19. Дополнительно правовые нормативы могут корректироваться вспомогательными внутригосударственными стандартами, утверждёнными на законодательном уровне. Это могут быть приказы, приложения или постановления, которые регулируют корректную организацию перемещения веществ специфического типа.

Сущность правонарушения по ст. 12.21.2 КОАП РФ

У этой статьи имеется специальный объект — это связанные с источником повышенной опасности общественные отношения. Объективная сторона разделена на две части.

Первая предусматривает наказание за отсутствие у водителя специальных документов, которые в обязательном порядке должны присутствовать не во всех случаях, а только при перевозке опасных грузов. Под отсутствием в данном случае понимается не следствие обычной невнимательности, а нарушения в организации перевозки. К числу документов относятся свидетельство о подготовке водителя и о допуске ТС, а так же специальное разрешение.

Вторая часть предусматривает наказание непосредственно за нарушение правил перевозки опасных грузов, кроме всего того, что относится к ч. 1 данной статьи. Речь идёт в первую очередь о п. 23.5 ПДД, который содержит предписание того, что перевозка осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Правила перевозки любых грузов определяют, что перевозка опасных осуществляется в соответствии с требованиями, определяемыми приложениями А и В ДОПОГ.

Субъектами правонарушения могут быть водители, должностные лица и юридические, осуществляющие перевозки. При этом ИП несут такую же ответственность, как и юридические лица.

Комментарий к ст. 12.21 КоАП

Комментируемая статья предусматривает 4 состава административных правонарушений. Объектом этих административных правонарушений являются общественные отношения, возникающие при соблюдении правил перевозки опасных грузов. Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 утверждены Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, которые были разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом».

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, выражается в:

1) перевозке опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, разрешения на перевозку, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов;

2) перевозке опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов;

3) несоблюдении условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Норма части 2 комментируемой статьи является бланкетной. Для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие именно правила перевозки опасных грузов были нарушены.

Субъектом указанных административных правонарушений являются водители, должностные лица, ответственные за перевозку, и юридические лица, то есть организации, осуществляющие перевозку опасных грузов.

Субъективная сторона правонарушений может быть выражена в форме умысла или неосторожности.

Составы административных правонарушений являются формальными, поскольку считаются оконченными с момента нарушения указанных Правил.

Судебная практика по статье 12.21 КоАП

Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2021 N 18-ААД18-5

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Борисовой Ольги Игоревны, действующей на основании доверенности в интересах акционерного общества «Центр судоремонта Звездочка», на определение судьи Краснодарского краевого суда от 14 августа 2021 г. об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Центр судоремонта Звездочка» (далее — АО «Центр судоремонта Звездочка», общество),
Постановление Верховного Суда РФ от 17.09.2021 N 41-АД19-13

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Гордиенко Олега Александровича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23 марта 2021 года, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 15 мая 2021 года, решение судьи Ростовского областного суда от 07 августа 2021 года и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 06 марта 2021 года, вынесенные в отношении Гордиенко Олега Александровича (далее — Гордиенко О.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решение Верховного Суда РФ от 01.11.2021 N 53-ААД18-12

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок и автодорожного надзора Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (МУГАДН) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Волковой А.В. на решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 21 мая 2021 г. и определение судьи Красноярского краевого суда от 23 августа 2021 г. об оставлении жалобы без рассмотрения, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания «Сангилен» (далее — ООО НК «Сангилен»),

Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2017 N 303-АД16-19934 по делу N А51-5984/2016

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания МСА» о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку от 15.03.2016 25ППК(ю) N 18810025 14 0000000366 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,

Постановление Верховного Суда РФ от 04.10.2017 N 29-АД17-5

Судебными инстанциями в обжалуемых актах, помимо прочего, обращено внимание на то обстоятельство, что сумма денежных средств, переданная Грушичевым А.В. сотруднику полиции, значительно превышает размер наказания, предусмотренный санкцией части 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для водителя, допустившего нарушение правил перевозки опасных грузов.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.12.2017 N 69-КГ17-26

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Тимофеева И.А. о признании недействительными результатов служебной проверки в части вывода о необходимости увольнения Тимофеева И.А. из органов внутренних дел в связи с совершением им проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, суд апелляционной инстанции указал, что истцом допущено нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок), выразившееся в невыполнении требований должностной инструкции (истец не обеспечил реализацию нормативных правовых актов, регулирующих сферу его служебной деятельности, не организовал надлежащим образом деятельность отдела технического и дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Нягани, не выдал сотрудникам отдела технического и дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Нягани соответствующие распоряжения и указания и не проконтролировал их исполнение, не рассмотрел поступившие материалы по делам об административных правонарушениях), что повлекло непривлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностных лиц ООО «АвтоЛайнСервис», ООО «Цитадель» и этих юридических лиц, вместе с тем данные нарушения не образуют проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел.

Постановление Верховного Суда РФ от 16.01.2021 N 41-АД19-23

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Коржинека Л.Г. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16 мая 2021 года, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 6 августа 2021 года, решение судьи Ростовского областного суда от 22 октября 2021 года и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 13 мая 2021 года, вынесенные в отношении Баринова Олега Михайловича (далее — Баринов О.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2021 N 47-ААД18-5

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Шумлянского А.С., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «А7 Агро», на определение судьи Оренбургского областного суда от 17.01.2021 N 21-27/2021 и определение судьи названного суда от 06.03.2021 N 21-69/2021, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «А7 Агро» (далее — общество),

Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2021 N 47-ААД18-6

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Шумлянского А.С., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «А7 Агро», на определение судьи Оренбургского областного суда от 19.01.2021 N 21-26-2021 и определение судьи названного суда от 28.02.2021 N 21-70/2021, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «А7 Агро» (далее — общество),

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2021 N 307-ЭС19-18142 по делу N А13-8650/2021

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича на определение Арбитражного суда Вологодской области от 14.05.2021 по делу N А13-8650/2021, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.07.2021 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Вологодской области Северо-Восточного Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления от 25.04.2021 N 188/л о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Классы опасных грузов

класс 1 — взрывчатые материалы;
класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
класс 5 — окисляющие вещества и органические пероксиды;
класс 6 — ядовитые вещества и инфекционные вещества;
класс 7 — радиоактивные материалы;
класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества;
класс 9 — прочие опасные вещества.

Каждому классу присвоены также подкласс, категория и степень опасности. Перевозить эти вещества может не каждый перевозчик.

Требования к водителям на перевозку опасных грузов

Чтобы управлять автомобилем с опасным грузом, водитель должен пройти курс обучения в специализированном учебном центре и получить свидетельство ДОПОГ о подготовке к перевозке опасных грузов международного образца.

Свидетельство содержит информацию о том, какой именно класс опасности может перевозить водитель. Это зависит от того, какой обучающий курс пройден.

Обучение на перевозку опасных веществ может пройти водитель с непрерывным стажем вождения соответствующей категории не менее трех лет.

Без свидетельства ДОПОГ управление автомобилем для перевозки опасных веществ запрещено.

Меры безопасности

Действующие правила перевозки опасных грузов автотранспортом предусматривают обеспечение следующих мер безопасности:

  1. Организация, предоставляющая услуги по доставке ОГ должна иметь лицензию. Для перевозки некоторых опасных веществ необходимо разрешение Минтранса РФ, а особо опасные материалы не могут быть приняты к транспортировке без визы МВД.
  2. Маршрут колонны, перевозящей ОГ:
    • должен проходить вдали от населенных пунктов, стратегических промышленных объектов, заповедников и зон отдыха
    • транспортировка опасных грузов в черте населенного пункта должна быть организована таким образом, чтобы спецтранспорт не проезжал вблизи от учебных, лечебных и дошкольных учреждений;
    • в некоторых случаях предусмотрено обязательное согласование маршрута по доставке ОГ с местным отделом ГИБДД
    • как правило, разрешение на использование утвержденного маршрута лимитировано по времени и действует не более 6 месяцев.
  3. ТС, перевозящее опасные вещества должно иметь:
    • окраску и маркировку, соответствующую классу перевозимого материала
    • наличие аварийных карточек с планом мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
    • запас топлива должен обеспечивать возможность преодоления дистанции в 500 км без дозаправки
    • если есть потребность в перевозке груза на большее расстояние, необходимо наличие резервного топливного бака.

    Заправка ТС должна проходить согласно требованиям правил безопасности перевозки ОГ.

  4. ТС не оборудованное АБС (антиблокировочной системой) и устройством ограничения скорости не может быть допущено к транспортировке опасных материалов и веществ.
  5. Транспортировка особо опасных грузов должна производиться:
    • в сопровождении машины, снабженной световыми проблесковыми идентификаторами желтого и оранжевого цветов или патрульного автомобиля ГИБДД;
    • производить стоянки разрешается только в строго отведенных местах, вынесенных за границы населенных пунктов и удаленных минимум на 200 м от жилых построек.

Специфика доставок

Перевозка опасных грузов по территории РФ автотранспортом регламентируется ДОПОГ и имеет некоторые особенности в маркировке и транспортировке:

  • особенности маркировки. Согласно ДОПОГ каждый груз имеет номер, состоящий из 4 цифр, который соответствует списку ООН. По этому номеру можно определить не только класс и группу перевозимого опасного вещества, но и тип упаковки, которая разрешена для перевозки данного ОГ. Код классификации определяет вид опасности, физические и химические свойства груза. Он может состоять из комбинации цифр и букв;
  • особо опасные грузы. В списке ООН более 3000 материалов, отличающихся по уровню опасности. В сравнении с радиоактивными веществами нефтепродукты кажутся абсолютно безобидными. Соответственно, грузы, представляющие наибольшую угрозу, классифицируются, как особо опасные. К оформлению, упаковке и транспортировки таких веществ предъявляют повышенные требования;
  • когда опасные грузы считаются безопасными

Понять опасен груз, или нет, можно сверившись со списком ООН, в котором регламентирован класс и степень опасности принятого к перемещению вещества. Перемещение некоторых грузов в ограниченных количествах может расцениваться как транспортировка НЕОПАСНЫХ материалов.

Ограниченным называется количество вещества, в котором опасный груз перестает считаться таковым. ДОПОГ регламентирует нормы и концентрации веществ, при которых они считаются неопасными.

Есть грузы, которые опасны независимо от количества, например, радиоактивный уран. Тем не менее даже в ограниченных количествах ОГ должны перевозиться с соблюдением правил безопасности.

Ограничение скорости

Транспортировка ОГ происходит с учетом дорожных знаков, установленных вдоль трассы. Скоростной режим определяется сотрудниками ГИБДД во время согласования маршрута.

На спецтранспорт устанавливается знак с указанием максимальной скорости, с которой он может передвигаться. Водителю запрещено обгонять машины, передвигающиеся со скоростью более 30 км/час, разгоняться до скорости более 50 км/ч на прямых участках и 10 км/час на поворотах.

Требования к автомобилю на перевозку опасных грузов

Перевозить опасные грузы можно только на специальном транспорте, который изготовлен либо дооборудован в соответствии с нормативными документами.

Также предварительно нужно получить свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных веществ.

10 января 2021 г. вступил в силу обновленный по выдаче такого свидетельства.

Чтобы получить допуск на ТС, нужно:

  1. Обратиться в подразделение ГИБДД со следующими документами:
  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность или договор, если заявителем является представитель владельца ТС;
  • свидетельство об официальном утверждении типа цистерны (для цистерн);
  • свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с указанием перечня веществ, допущенных к перевозке (для цистерн).

До 1 января 2021 г. предъявлять свидетельства для цистерн не обязательно (постановление Правительства РФ от 16 марта 2021 г. № 285).

  1. Предоставить ТС для визуального осмотра.

Должностное лицо проверит его на соответствие требованиям законодательства РФ, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в документах.

  1. Получить свидетельство о допуске.

Согласно п. 20 регламента процедура не должна занимать более 3 часов.

Госпошлины или другой платы не предусмотрено, поэтому оформление допуска на перевозку опасных грузов бесплатно.

Отказать в выдаче свидетельства могут на основании:

  • недостоверности информации в представленных документах;
  • отсутствия сведений о пройденном техосмотре в ЕАИСТО;
  • непредставления авто на осмотр;
  • несанкционированных изменений в конструкцию ТС;
  • несоответствия маркировки автомобиля (номер кузова, двигателя и т.д.).
Свидетельство действительно 6 месяцев. При этом срок действия свидетельства не может превышать срока действия техосмотра.

Например. Срок действия техосмотра закончится через три месяца. Разрешение будет выдано также на 3 месяца. Если следующий техосмотр нужно проходить через восемь месяцев, то разрешение будет действовать 6 месяцев.

Категорирование транспортных средств для перевозки опасных грузов

Опасные грузы

Маркировка

Говоря об основных цифровых данных, можно отметить, что цифра 2 подразумевает опасность выделения газа, 3 обозначает вероятность воспламенения жидкости, 4 – это твердые вещества, которые могут воспламениться, 5 – вещества, которые в состоянии поддержать горение, а также окислять среду, 6 – это яды, 7 – вещества категории радиоактивных, 8 – элементы, которые провоцируют процессы разрушительной коррозии, 9 вещества, которые при сложной ситуации могут реагировать самопроизвольно и могут выделять газы и ядовитые пары.

Важно! Данные цифры могут быть удвоенными, что будет свидетельствовать о более высоком уровне опасности перевозимого груза.

Рядом с цифровыми данными, которые обозначают категорию опасности груза, проставляются специальные цифровые данные, которые показывают, какого плана экстренные меры потребуется предпринять при возникновении сложной ситуации.

Маркировка любой категории опасного груза, а также тары должна быть расположена по основным видимым сторонам. Все необходимые обозначения на маркировке, то есть класс опасности, номера относительно предупреждения опасных ситуаций и мер, которые нужно предпринять, должны быть расположены исключительно рядом друг с другом, а не разбросаны по всей упаковке или кузову.

Маркировка опасного груза — обозначение символов

Документы, необходимые для перевозки опасных грузов

    • специальное разрешение на перевозку опасных грузов автотранспортом (для грузов повышенной опасности);
    • свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
    • свидетельство о подготовке водителя к перевозке опасных грузов;
    • инструкции для водителя, ответственных лиц, сопровождающего лица о правилах перевозки;
    • путевой лист с маркировкой груза;
    • паспорт безопасности груза;
    • товарно-транспортная накладная;
    • договор о перевозке.

Нормы ДОПОГ/ ADR

С 2017 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.

С 2021 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.

Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:

      • нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
      • предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
      • указание класса вещества;
      • алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
      • указание степени опасности;
      • обозначение транспортной единицы и др.

ДОПОГ определяет 13 главных опасных веществ:

      • бензиновое, дизельное, керосиновое топливо;
      • взрывающиеся вещества – порох, петарды, патроны и др.;
      • газ;
      • яды;
      • взрывоопасные и воспламеняющиеся элементы;
      • способные вызвать окисление и коррозийное разрушение;
      • радиоактивные элементы;
      • вредные отходы и др.

Их может перевозить водитель, у которого имеется непрерывный стаж вождения не менее трех лет, и который прошел специальное обучение ДОПОГ. На транспортное средство должен быть оформлен соответствующий допуск.

Для транспортного средства нужно получить от ГИБДД свидетельство для перевозки взрывоопасных грузов и жидкостей. Грузовой транспорт должен иметь диагностическую карту о пройденном каждые 6 месяцев техосмотре. Перед подачей заявления на лицензирование, в ОВД надо получить разрешение на работу с опасными веществами, и согласовать в ГИБДД маршрутный лист.

Когда ДОПОГ не нужен

Некоторые перевозки можно осуществлять без ДОПОГ. Требования этого международного соглашения не обязательны в следующих случаях:

      1. Для транспорта, чья предельная скорость не превышает 40 км/час.
      2. Для транспорта Армии РФ.
      3. Для частников, перевозящих грузы в целях личного потребления.
      4. Для грузов, перевозимых специальными органами и службами спасения при аварийно-спасательных работах.
      5. Для перевозки отходов действующих предприятий.
      6. Для перевозки пустой тары.
      7. Не указанные в перечне ДОПОГ грузы.
      8. При небольших размерах тары, небольшом весе, которые определяются в каждом конкретном случае и др.

Нарушители ДОПОГ серьезно наказываются

За транспортировку опасных грузов без ДОПОГ предусмотрены наказания, предусмотренные в Административном кодексе. Кроме этого, максимальные санкции налагаются за следующие виды несоблюдения требований:

      1. Водитель не прошел обучение и не получил свидетельство об окончании курсов по работе с грузами, предоставляющими опасность.
      2. Руководители не оформили нужный допуск автомобиля.
      3. Не получено специальное разрешение или аварийная карточка системы информации об опасности груза.
      4. Машина не приспособлена к перевозке данного вида опасного груза.
      5. На автомобиль и тару не нанесены нужные символы маркировки и другой необходимой информации об опасном грузе.
      6. Не соблюдены условия транспортировки опасных элементов.

За менее серьезные нарушения налагаются следующие наказания:

      1. Для водителей – штраф 1-1,5 тыс. руб.
      2. Для руководителей – до 1- тыс. руб.
      3. Для собственников и компаний – 150-250 тыс. руб.

Разрешение на движение ТС с опасным грузом

Перевозка опасных грузов, относящихся по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специального разрешения (пункт 1.1. статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).

Перечень грузов повышенной опасности изложен в таблице 1.10.5. ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:

      • взрывчатые вещества и изделия (пиротехнические средства, тринитротолуол, гексоген);
      • легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, этанол, керосин, кислоты);
      • воспламеняющиеся газы (кислород, природный газ);
      • жидкие окисляющие вещества (пероксид водорода, нитрат аммония, перманганат калия);
      • токсичные вещества (пестицид на основе карбаматов);
      • радиоактивные материалы (изделия, изготовленные из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением);
      • коррозионные вещества (серная кислота, жидкостные кислотные батареи).

Получить разрешение на перевозку особо опасных грузов можно на автомобиль, ранее внесенный в реестр категорированных транспортных средств Росавтодора (статья 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).

Порядок выдачи специального разрешения установлен Приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 №179. Оформляется разрешение в управлении Ространснадзора по месту регистрации заявителя. Можно отправить заявление с копиями документов по почте или заполнить его на портале госуслуг. Образец заявления есть в приложении № 2 к Приказу.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению:

      • копия СТС или договора аренды автомобиля;
      • копия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
      • копия свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
      • доверенность, если обращается не собственник ТС, а его представитель.

Кроме этого нужно представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками. А также сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН.

Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений. Проверяет соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности.

В результате владельцам дорог, по которым проходит маршрут, направляется заявка на его согласование либо в выдаче разрешения отказывается.

Причины, по которым могут отказать в выдаче разрешения:

      • маршрут движения не проходит по дорогам федерального значения;
      • несоответствие требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки опасного груза;
      • представлены не все документы или они не достоверны;
      • отсутствуют сведения о включении ТС в реестр категорированных транспортных средств.
Госпошлина в соответствии с п. 111 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1300 рублей.

Соблюдение правил перевозки опасных грузов контролирует Госавтоинспекция и Ространснадзор. Нарушители несут административную ответственность.

Ответственность за неправомерное перемещение ОГ

Санкции за перевозку опасных грузов, если их перемещение не соответствует установленным правилам, варьируются в зависимости от вида нарушения. Если документация грузоперевозчика не является официально задокументированной, или же транзит осуществляется с неполным выполнением всех правил, установленных законодательством, ответственность за инцидент может быть возложена на водителя, компанию, реализующую перевозку или на заказчика услуг. Законодательством предусмотрены следующие разновидности наказаний за транспортирование ОГ с несоблюдением правил перевозки:

      • финансовое взыскание в форме штрафа;
      • конфискация имущества: преимущественно таковыми выступают транспортное средство и перевозимая продукция;
      • запрет на управление конкретным видом транспортных средств на предусмотренный законодательством период;
      • уголовное наказание.

Оштрафовать за перевозку опасных грузов на магистралях автомобильного предназначения в ненадлежащем порядке сможет ГИБДД, при этом штрафы будут варьироваться в зависимости от серьёзности правонарушения. Отвечать за неправильное перемещение опасных грузов будет не только субъект, непосредственно перевозящий товар, но и товаротранспортная компания, а также юридическое лицо, уполномоченное контролировать транзитную доставку продукции.

Раздел 12.21.2 кодекса предполагает следующие финансовые взыскания, связанные с отсутствием определённых бумаг или нарушением технического устава:

      1. Отсутствие бумаг, необходимых для транспортировки небезопасных веществ, предусматривает штраф в диапазоне от ста до ста пятидесяти тысяч в национальной валюте для непосредственного перевозчика, от пяти до десяти тысяч единиц для должностного субъекта. Автотранспортная компания при этом может быть наказана на более крупную сумму, стартующую со ста пятидесяти тысяч, при этом верхняя граница начисления достигает двухсот пятидесяти тысяч рублей. Эти штрафные взыскания применимы только в случае отсутствия бумаг, не являющихся лицензионными допусками, при недостатке которых наказание имеет более строгие параметры.
      2. Если нарушение касается регламента ПДД, тогда штрафные санкции составляют две с половиной, двадцать и пятьсот тысяч рублей для водителя, должностного субъекта и компании соответственно.
      3. Отступления от общепринятых требований в техническом состоянии транспорта, перевозящего небезопасный товар, карается штрафом от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, при этом санкция применяется относительно предпринимателя, являющегося собственником автотранспорта. Дополнительно могут быть оштрафованы на суммы до тридцати и ста тысяч рублей соответственно должностные и юридические ответственные лица.

Нарушения и размеры штрафов за неправильную перевозку ОГ

Как отмечают сотрудники ГИБДД, наиболее распространенными нарушениями в области перевозок опасных грузов являются несоответствие конструкции автомобиля требованиям и отсутствие разрешительных документов.

Ответственность за эти нарушения и несоблюдение других требований к перевозке опасных веществ установлена статьей 12.21.2 КоАП.

Ответственность предусмотрена за перевозку опасного груза при отсутствии:

      • свидетельства о подготовке водителя;
      • свидетельства о допуске ТС;
      • специального разрешения на перевозку;
      • аварийной информационной карты;
      • соответствия конструкции ТС требованиям транзита опасных грузов;
      • знаков опасности;
      • инвентаря для ликвидации аварии;
      • условий перемещения опасных веществ;

Административные штрафы в этих случаях установлены в следующих размерах:

  • для водителей 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
  • для должностных лиц 15-20 тысяч рублей;
  • для юридических лиц 400-500 тысяч рублей и задержание ТС.

За остальные нарушения грозят штрафы в следующих размерах:

  • для водителей 1-1,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
  • для должностных лиц 5-10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц 150-200 тысяч рублей.

Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

Например, за отсутствие свидетельства ДОПОГ у сотрудника организации, ответственного за организацию перевозки, компания понесет ответственность в размере 150-200 тысяч рублей, а само должностное лицо заплатит 5-10 тысяч рублей.

Штрафы за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом

Несоблюдение основных требований становится причиной несения ответственности. Штраф за перевозку опасного груза без разрешения и его величина определяются согласно административному Кодексу. Существуют определенные штрафы за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом при нарушении правил:

— водителям транспортного средства – 1000-1500 р.;

— должностным лицом – 5000-10000 р.;

— юридическим представителем перевозчика – 150000-250000 р.

Штраф за перевозку опасного груза без разрешения, когда отсутствуют:

— свидетельство ДОПОГ на автомобиль;

— свидетельство ДОПОГ на водителя;

— разрешение и аварийная карта;

— указатели опасности, инвентарь для устранения аварии, соответствие требованиям транспортировки;

— приемлемые условия транзита.

Ответственность за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом

Ответственность за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом предусмотрено для:

— водителей транспортных средств – 2000-2500 р. либо лишение прав сроком до полугода;

— должностных лиц – 15-20 тыс. р.;

— юридических представителей перевозчика – 400-500 тыс. р.

Ужесточение штрафа за перевозку опасного груза без разрешения является полностью оправданным, поскольку только ответственность за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом сможет уменьшить число аварий.

Можно ли оплатить штраф за опасный груз со скидкой

Можно, скидка 50% действует в течение 20 дней со дня вручения постановления. Чтобы не пропускать оплату штрафов ГИБДД, можно воспользоваться специальным сервисом по контролю за штрафами юридических лиц onlinegibdd.ru.

Сервис автоматически отслеживает появление новых штрафов от ГИБДД, МУГАДН, АМПП, МАДИ, Платон в государственной информационной системе и присылает уведомления о сроках оплаты со скидкой. Сервис позволяет автоматически выгружать штрафы в учетную систему организации и платить их с расчетного счета компании.

Ситуации, предполагающие уголовное наказание

За нарушение правил перевозки опасных грузов законодательством предусматривается не только административная, но и криминальная ответственность. Такие ситуации возможны при существовании отягощающих обстоятельств, с нанесением существенного вреда или наличием факторов, которые сопутствуют возрастанию опасности причинения ущерба людям или окружающей среде. В первую очередь, законодательство к отягощающим факторам причисляет нахождение водителя в алкогольном опьянении за рулём при транспортировании ОГ. В такой ситуации исполнительные инстанции будут руководствоваться стандартами, изложенными в статье 264, частях 4 и 6 Уголовного кодекса, согласно которым предусматриваются следующие меры наказаний для нарушителей закона:

      1. До девяти лет ареста может грозить лицу, спровоцировавшему прецедент, в котором погибло не менее двух человек.
      2. Ограничением свободы угрожает водителю несоблюдение предписаний по перевозке ОГ или ПДД, если в результате произошла ситуация с летальным исходом, при которой пострадал один человек. Исходя из наличия или отсутствия второстепенных отягощающих обстоятельств, срок может стартовать с двух лет ареста и достигать семи лет заключения.
      3. От четырёх до девяти лет ареста законодательство предусматривает лицу, спровоцировавшему ситуацию с нанесением вреда людям, если в прецеденте не зафиксированы летальные случаи. Срок варьируется в этой ситуации от количества пострадавших и размеров причинённого ущерба их состоянию здоровья.

УК РФ в главе 264, части 1 предусматривает также уголовное наказание водителю, перевозящему вещества опасной категории в алкогольном состоянии, даже если при транспортировке не зафиксированы критические ситуации в виде ДТП или других прецедентов с нанесением вреда экологии или людям. Если водителя «поймали» за рулём в пьяном виде, при этом прецедент не является первичным, его могут наказать финансовым взысканием в размере до двухсот тысяч рублей, или санкционировать ему заключение под стражу на период до двадцати четырёх месяцев.

Уголовный кодекс предполагает также более суровую, чем штрафные санкции, ответственность за транспортировку в следующих ситуациях:

      1. Загрязнение водного пространства или земельных ресурсов карается согласно разделам 250 – 252 и 254 УК РФ соответственно.
      2. За автоперевозку экологически небезопасной продукции, в процессе которой нанесён ущерб природной среде, наказание санкционируется статьёй 247.
      3. Незаконное транспортирование оружия или продукции взрывоопасной категории карается законом в соответствии со статьёй 222 УК РФ.
      4. Нелегальный импорт или экспорт товаров, применяемых для производства оружия масштабного поражения и других аналогичных изделий, расценивается как уголовное злодеяние и предполагает ответственность по статье 189.

Вышеописанные ситуации причисляются к уголовно наказуемым деяниям, критерий карательных мер будет установлен соответствующими структурами в зависимости от присутствия отягощающих факторов, степени причинения вреда экологической среде, наличия и количества пострадавших.


Источники

      • https://econom-trans.ru/auto/shtraf-za-perevozku-opasnyh-gruzov-avtotransportom.html
      • https://zen.yandex.ru/media/rulaws/kakaia-otvetstvennost-predusmotrena-st-12212-koap-rf-za-narushenie-pravil-perevozki-opasnyh-gruzov-5e57c05025e9371f1971003f
      • https://koapru.ru/statja-12.21.2/
      • https://onlinegibdd.ru/articles/view/perevozka-opasnogo-gruza
      • http://avtopravozashita.ru/perevozki/opasnye-gruzy/narushenie-pravil-perevozki-opasnyh-gruzov.html
      • https://naperevoz.ru/perevozki/vidy-pravila-perevozok/narushenie-pravil-perevozki-opasnyh-gruzov.html
      • https://gruz0perevozki.ru/shtraf-za-perevozku-opasnyh-gruzov.html
      • https://tehstroytrans.ru/shtrafy-pri-perevozke-opasnykh-gruzov-otvetstvennost-za-perevozku-opasnogo-gruza-avtomobilnym-transportom

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах