Общественно-полезный труд и летняя отработка в школе: законно ли это, нужно ли проходить, как отказаться

Содержание
  1. Особенности детской эксплуатации
  2. Нормативная база
  3. Детский труд в школе
  4. Законодательная основа летней отработки в школе
  5. Права несовершеннолетнего работника
  6. Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних
  7. Трудовое воспитание в школе
  8. Задачи, функции школьного воспитания
  9. Педагогические условия успеха воспитания
  10. Формы, методы осуществления воспитания
  11. Воспитание младших школьников
  12. Трудовое воспитание в коррекционной школе
  13. Ограничения при использовании труда несовершеннолетних
  14. Продолжительность рабочего времени
  15. Предоставление отпуска
  16. Оплата труда
  17. Материальная ответственность
  18. Увольнение несовершеннолетнего
  19. Что делать если принуждают к отработке
  20. Обязательно только то, что предусмотрено учебным планом
  21. Отработка по Уставу
  22. Могут ли привлекать к дежурству по школе
  23. Верить ли угрозам наказания за отказ от отработки
  24. Что придумали родители
  25. Что придумали школьники
  26. Что придумали учителя
  27. Что грозит за отказ от прохождения летней практики в школе
  28. Методика расследования
  29. Наказание за нарушение правил работы детей
  30. Нормы международного права
  31. Статистика
  32. Сексуальная эксплуатация ребенка

Особенности детской эксплуатации

Дети – особо защищаемый объект правоотношений в любой стране. Грань между принудительной эксплуатацией и добровольной помощью ребенка очень тонкая.

Многие семьи считают в порядке вещей ситуацию, когда их ребенок наравне со взрослыми копает поля картошки или месит бетон для строительства семейного коттеджа.

У нас в стране нет законных оснований для привлечения к ответственности таких родителей. А ведь после такого детства у детей появляются то межпозвоночные грыжи, то сердечно-сосудистые отклонения.

Нормативная база

Эксплуатация детского труда – проблема мирового масштаба. Именно поэтому ее регулирует большое число международных правовых актов и конвенций.

Борьба, прежде всего, развернута в рамках освобождения от рабства детей в бедных странах. Там дети часто трудятся на сексуальном поприще или вообще распродаются на органы.

Итак, эксплуатация детского труда недопустима на основании следующих документов:

  • Международная Конвенция по правам ребенка 1989 года. Наша страна, наряду с сотней других стран, ратифицировала данный документ. Согласно ему, страны обязаны защищать детей от эксплуатации, обеспечивать их реабилитацию.
  • Конституция РФ. Ст. 37 закона гарантирует свободу труда и право на его достойную оплату.
  • ФЗ №273 «Об образовании» запрещает привлечение ребенка к труду вне системы образования в школе.
  • Трудовой Кодекс строго регламентирует правила приема на работу несовершеннолетнего.

Среди правоведов и общественности давно говорят о необходимости закрепления эксплуатации детского труда в УК РФ.

Сейчас на 2021 год в кодексе есть только ст. 127.1 и ст. 127.2, которые регулируют процессы торговли людьми и принуждение их к рабству.

Фактически наказаниям за эксплуатацию детского труда подвергаются только недобросовестные работодатели, которые должным образом не оформляют трудовые отношения с ребенком или вовсе не удосуживаются осведомиться о его возрасте.

Ни родители, ни школы не привлекаются за такие нарушения. Их в принципе никто не контролирует.

Детский труд в школе

Частью 4 статьи 34 закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 запрещается привлечение школьника к работе, не предусмотренной программой образования, если его родители (иные законные представители) не дали на это свое согласие. Родители, которые не предоставили такое разрешение, вправе пожаловаться в прокуратуру, если их сын (дочь) всё же привлекается работниками школы к несанкционированному труду.

Законодательная основа летней отработки в школе

Исходя из п.14 ст. 50 ФЗ «Об образовании», привлечение школьников или воспитанников организаций, занимающихся их обучением, к трудовым обязанностям, которые не включаются в школьную программу, не разрешено. Подобное правило действовало на территории СССР до 1992 года, когда было отменено на законодательном уровне.

Осуществление летней трудовой деятельности на территории школы возможно только с согласия ученика и его родителей.

В летнюю практику включаются такие виды деятельности: уборка учебных аудиторий и прилегающей территории школы, посильные работы на земельных участках, относящихся к школе и прочее.

Таким образом, образовательное учреждение не вправе принуждать школьника и его официальных опекунов к трудовой деятельности, в случае, когда она не зафиксирована в учебной программе в разрезе практики к предмету. Практика по учебному предмету может быть выражена в таких видах деятельности: работа с ремонтным оборудованием, швейная работа, приведение в порядок рабочего места в аудитории, предназначенной для урока труда и прочее.

При этом школьная программа не предусматривает специально отведенных часов на отработки после окончания учебного года. Из этого следует, что летняя практика ― добровольное дело школьника и его родителей, которые должны письменно подтвердить свое согласие на выполнение их ребенком трудовых обязанностей. Также важно понимать, что подобная отработка не должна противоречить медицинским показателям обучающегося и соответствовать всем нормам безопасности, согласно профессиональным требованиям обучения.

Права несовершеннолетнего работника

Статьей 63 ТК предусмотрена возможность трудоустройства несовершеннолетнего физлица. Так, нанимая на работу ребенка, работодатель должен учитывать следующие ограничения:

  1. Трудоустроиться может гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста. Иными словами, 16 лет – это минимальный возраст наемного сотрудника при оформлении трудового договора. Для несовершеннолетнего работника, однако, не будут доступны определенные виды деятельности (торговля сигаретами и алкоголем, ночные бары, игорный бизнес, подземные работы, вредные условия).
  2. Работник, которому уже исполнилось 15 лет, вправе выполнять несложные работы, если это не вредит его здоровью и не препятствует получению общего образования. Такая возможность предоставляется детям, получившим данное образование или ещё продолжающим его получать.
  3. Если человек, который уже получил общее образование или ещё получает его, достиг четырнадцатилетнего возраста, он также может заниматься легким трудом без вреда для своего здоровья. При этом один из его родителей (как вариант, попечитель) должен предоставить своё письменное разрешение на такую работу. Помимо этого, потребуется письменное согласие службы опеки. Трудовая деятельность четырнадцатилетнего работника не должна мешать его учебе.
  4. Если человеку ещё не исполнилось 14 лет, он может привлекаться к работе в театре, кинематографии, цирке, концертной сфере. Такое возможно, если орган опеки разрешил, а родитель или опекун дал свое согласие.

Если работнику не исполнилось 18 лет, его трудовая деятельность осуществляется с учетом требований главы 42 ТК:

  1. Статьей 265 ТК оговорены виды деятельности, которые не могут выполняться ребенком.
  2. Статья 266 ТК предписывает обязательный медосмотр несовершеннолетнего лица. Он проводится как непосредственно перед трудоустройством ребенка, так и ежегодно.
  3. Ежегодный отпуск трудящемуся ребенку – 31 календарный день. Этот отпуск оплачивается (статья 267 ТК).
  4. Трудящийся несовершеннолетний не должен направляться в командировки и привлекаться к ночной или сверхурочной работе. Помимо этого, ему нельзя работать по праздничным (выходным) дням. Такое ограничение оговорено статьей 268 ТК.
  5. Работодатель может инициировать увольнение несовершеннолетнего работника на общих основаниях, если комиссия по несовершеннолетним и инспекция труда согласятся с этим (статья 269 ТК).
  6. Рабочее время для трудящихся детей имеет сокращенную продолжительность, что подразумевается статьей 270 ТК.
  7. Труд ребенка оплачивается с учетом сокращенного времени его работы, если применяется повременная система оплаты. Если работа выполняется сдельно, его труд оплачивается по действующим сдельным расценкам. Работодатель вправе доплачивать несовершеннолетнему сотруднику, используя для этого собственные средства (статья 271 ТК).

Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних

Бродяжничество несовершеннолетних и вовлечение несовершеннолетнего в бродяжничество

Основным документом, который определяет права ребенка, является Закон 124-ФЗ. Ст. 11 устанавливает гарантии в отношении оплаты и охраны труда, предоставления отпуска и сокращенного рабочего дня для детей старше 15 лет желающих работать. Так же трудоустройство малолетних граждан регулируют Закон о занятости № 1032-1 и Трудовой кодекс.

В ст. 63 ТК определены требования к приему на работу граждан младше 18 лет. По общему правилу заключать трудовой договор можно с 16 лет. С 15 лет разрешено принимать исключительно на легкий труд, который не причиняет вред здоровью, следующие категории лиц:

  • закончивших общеобразовательную школу;
  • отчисленных из общеобразовательного учреждения и продолжающих учиться в другой форме, причем трудовая деятельность не должна мешать учебе.
Для оформления на работу с 14 лет следует получить разрешение одного из родителей и органов опеки. Им разрешен легкий труд, не вредящий здоровью.

Если несовершеннолетний еще не закончил учебу, то работа не должна мешать получать образование. Подросткам младше 14 лет разрешается трудиться только в организациях театральных, концертных, кинематографических и в цирке, а также участвовать в спортивных соревнованиях. Длительность рабочего дня в этом случае согласовывают с органами опеки.

Трудовое воспитание в школе

Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению результатов – цель, которую ставит перед собой трудовое воспитание в школе. Оно начинается с базовых представлений об обязанностях и заканчивается осознанным выбором профессии.
Школа с помощью средств, приемов и методов вооружает детей общими трудовыми знаниями, элементарными навыками для их развития как полноценных граждан, тружеников современного общества.

Задачи, функции школьного воспитания

Трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В труде простая деятельность превращается в естественную физическую и интеллектуальную необходимость.

Задачи, решаемые школой:

  • формирование отношения к труду;
  • повышение мотивации, интереса, потребности в творчестве, стремления использовать полученные знания;
  • формирование трудолюбия и качеств, характеризующих делового, честного человека;
  • развитие трудовых навыков.

Выделяются функции воспитания:

  1. обучающая функция – овладение умениями, навыками поведения;
  2. развивающая – обеспечение интеллектуального, морального, физического развития;
  3. воспитательная (воспитывающая) – формирование трудолюбия, коллективизма, дисциплинированности.

Критериями воспитанности, формирования трудолюбия школьников являются:

  • личностная заинтересованность;
  • трудовая активность, творчество;
  • рационализаторский подход;
  • стремление к производительности;
  • дисциплина.

Педагогические условия успеха воспитания

Эффективность школьного воспитания зависит во многом от соблюдения условий:

  • соответствие учебно-воспитательным задачам;
  • соответствие знаний, умений их практической значимости;
  • комплексное решение разных трудовых задач
  • сочетание собственных интересов и общественной значимости;
  • доступность, посильность;
  • наличие разумной требовательности от школьников;
  • сочетание индивидуальных, коллективных форм;
  • обязательное наличие ответственности;
  • адекватное применение поощрений, наказаний.

Формы, методы осуществления воспитания

Школьное трудовое воспитание идет несколькими путями:

  • при общеобразовательной подготовке;
  • при трудовом обучении;
  • во внеурочной, внешкольной деятельности;
  • в процессе любой групповой работы, общения.

Система трудового воспитания использует формы, методы, способные развивать положительное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность.

Используются следующие формы работы:

  • совместный труд;
  • знакомство с семейными, коллективными трудовыми традициями;
  • организация занятий по интересам;
  • упражнения по выработке конкретных трудовых навыков (ремонт мебели, учебников и, изготовление поделок, домиков для животных);
  • творческие игры и конкурсы, соревнования;
  • временные, долгосрочные поручения;
  • общественно-полезный труд;
  • подготовка по профессии;
  • трудовое обучение;
  • домашний труд;
  • трудовые десанты;
  • лекции, конференции, вечера, экскурсии;
  • собственно, трудовая деятельность.
Трудовое воспитание детей в семье

Воспитание младших школьников

Переход в начальную школу – кризисный этап в детстве человека. Сфера его взаимодействия сильно расширяется, изменяется его статус, увеличивается потребность самовыражения. Цель воспитания определяется как формирование добросовестного отношения к повседневному труду, осознание его роли.

Задачи воспитания на этом этапе:

  • формирование психологической готовности;
  • осознание целей деятельности;
  • формирование мотивов, первоначальных умений, навыков.

В младших классах продолжается ознакомление с деятельностью взрослых, развитие отношения к трудящимся людям. Представления о труде углубляются, закрепляется отношение к профессиям.

Вовлечение в трудовую деятельность проходит с учетом возрастных особенностей учащихся, их способностей. Дети включаются в межличностные отношения, познают результат труда. Для школьников важно развитие чувства аккуратности, дисциплинированности, ответственности за выполняемое ими дело .

Структура воспитательного процесса в младших классах предусматривает комплексность, она включает как формирование представлений о технологиях, так и развитие умения решать разные задачи на практике. Высоко оценивается творческих подход. Работа становится личностно-ориентированной и при этом полезной для общества.

Среди форм отметим праздники, вахты, выставки поделок, уборки, озеленение, благоустройство школы, работа кружков.

Эффективным средством остаются игры. Дети получают возможность воспроизводить элементы деятельности взрослых, их ситуации общения. Важно привлечение в кружки технического творчества или художественного профиля, способствующие появлению познавательных интересов, передаче социального опыта.

В начальной школе используются методы:

  • рассказ;
  • инструктажи;
  • пример;
  • упражнение;
  • требование;
  • поручение;
  • наказание;
  • поощрение.

Все методы применяются системно и комплексно.

Важным методом является практический показ, обучение приемам работы, соблюдение основ техники безопасности. Большое значение уделяется руководству процессом труда, помощи в освоении способов его выполнения.

Трудовое воспитание в коррекционной школе

Для специализированной коррекционной школы воспитание трудом – одно из актуальных направлений всего воспитательного процесса. Это система, способная формировать личность ребенка, имеющего отклонения. В труде идет качественное формирование мировоззрения, ведущих мотивов жизнедеятельности, его моральные качества. Существенно корректируется познавательная активность, волевая сфера и черты характера.

Специальная школа ставит задачу посредством трудового воспитания подготовить ребенка для полноценного проживания в окружающей его общественной среде, сформировать представление о важности труда и на основе этого развивать нравственные качества порядочного, воспитанного человека, как производителя ценностей. Важно учить детей аккуратности, умению планировать, организовывать трудовой процесс, бережливости к рабочему месту, предметам труда. Происходит подготовка к одной из несложных, но востребованных профессий.

?
Труд для ученика коррекционной школы имеет колоссальное коррекционное значение. Он помогает обучению ребенка, имеющему нарушения интеллекта, способствует физическому развитию, корректирует эмоциональную, волевую сферу, снижая уровень негативизма, неуверенности, возбудимости, заторможенности.

Практическое изготовление изделий наглядным путем знакомит детей с простейшими технологическими процессами. На трудовых занятиях дети получают опыт совместных коллективных действий, опыт подчинения правилам. Здесь они узнают первые радости от успеха. Ручной труд благоприятствует развитию самостоятельности, настойчивости, чувство ответственности.

Темы мероприятий по трудовому воспитанию в школе и детских садах

Самообслуживание — первая несложная трудовая обязанность ребенка. Она крайне важна для развития распространенных простых трудовых навыков, необходимых в жизни.

В работе коррекционной школы широко используются игры, позволяющие применять знания, полученные на уроках. Значительным воспитательным эффектом обладают занятия ручного труда и социально-бытовой ориентировки.

Вся деятельность учащихся носят исключительно общественно полезный характер. Это помогает воспитанию моральных качеств детей с особенностями. Производительный труд — завершающий этап подготовки специальной коррекционной школы.

Ограничения при использовании труда несовершеннолетних

ТК и другие нормативные акты предусматривают ряд запретов при использовании детского труда. В ч. 2 ст. 265 ТК установлено ограничение на переноску тяжестей для подростков. Предельные нормы по перемещению тяжестей этой категорией лиц содержатся в Постановлении Минтруда № 7 от 7.04.1999 года. Исключение возможно только для спортсменов, если такие нагрузки разрешены по состоянию здоровья.

В соответствии со ст. 268 ТК несовершеннолетних сотрудников запрещено:

  • отправлять в командировки;
  • привлекать к труду в выходные и праздники;
  • допускать к работе сверхурочно или ночью.
Важно!
Эти ограничения не распространяются на несовершеннолетних работников СМИ, театральных и концертных организаций, кинематографа и цирка, а также спортсменов.

Кроме того, на основании ст. 265 ТК не разрешается принимать подростков на работу:

  • с вредными или опасными условиями;
  • по совместительству;
  • вахтовым способом;
  • в религиозные организации.

Продолжительность рабочего времени

По ст. 92 ТК для сотрудников младше 18 лет рабочее время сокращено. До 16 лет оно не должно быть не больше 24 часов в неделю, с 16 до 18 лет – максимум 35 часов. Если подросток еще учится, то эта норма уменьшается в 2 раза.

На основании ч. 1 ст. 94 время ежедневной работы не может превышать:

  • 4 часа для 14-летних;
  • 5 часов для 15-летних;
  • 7 часов для 16-летних.

С 18 лет можно трудиться полную смену.

Предоставление отпуска

В соответствии со ст. 267 ТК ежегодный отпуска для работников до 18 лет предоставляют на 31 календарный день, причем уйти можно в любое удобное для него время. Не разрешается выплачивать несовершеннолетним вместо отпуска денежную компенсацию и отзывать их из отпуска.

Оплата труда

Особенности начисления заработка для этой категории сотрудников установлены ст. 271 ТК. Поскольку продолжительность рабочего дня сокращенная, то оплачивают его пропорционально отработанному времени. При этом наниматель вправе сделать доплату до полной ставки.

Материальная ответственность

Поскольку договор о материальной ответственности разрешено заключать только с 18 лет, нельзя привлечь несовершеннолетнего к ответственности за нанесенный ущерб. На основании ст. 242 ТК исключение составляют случаи, когда вред причинен:

  • преднамеренно;
  • в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • в результате правонарушения.

Увольнение несовершеннолетнего

Ст. 269 ТК установлены гарантии при расторжении с несовершеннолетними трудового договора. Если увольнение инициирует наниматель, он должен получить согласие трудовой инспекции, кроме случаев, когда организация ликвидируется.

Таким образом, все, что находится в рамках закона, не является эксплуатацией детского труда. За нарушение требований к условиям труда несовершеннолетних юридические лица несут административную и уголовную ответственность.

Что делать если принуждают к отработке

Принуждение к отработке, принятие каких-либо санкций к тем, кто отказывается отрабатывать является незаконным и может быть основанием для обращения с жалобой в прокуратуру.

Шаг 1. Вы можете игнорировать требования об отработке или дежурстве в школе, либо обратиться с письменным заявлением на имя директора школы, где указать, что отказываетесь дежурить так как это противоречит нормам статьи 34 Закона “Об образовании в РФ”.

Шаг 2. Если в отношении вас применяются какие-либо санкции за отказ от дежурства или отработки – вы можете направить жалобу в органы управления образованием или в прокуратуру. Прокуратура вынесет представление об устранении нарушений.

Обязательно только то, что предусмотрено учебным планом

В школьной программе может быть учебная практика, которая предусматривается учебным планом. Поэтому, если ребёнка направляют на прохождение практики, вы можете поинтересоваться на основании чего данное направление происходит. Если это не предусмотрено учебным планом или уставом школы, соответственно, вы имеете полное право туда не ходить. Этот отказ не может быть основанием, чтобы не перевели ребёнка в др.класс или не выдали учебники.

Например, согласия родителей на работу детей на уроках труда не требуется, так как эти мероприятия входят в учебный план и являются частью образовательной программы. Для учащихся они являются обязательными.

Отработка по Уставу

Отработка, знакомая всем родителям сегодняшних школьников со времен своего детства, все еще существует.

В одной из школ Челябинска отработка летом — обязательное официальное занятие. Когда мы обратились к классному руководителю с вопросом, где прописана её «обязательность», услышали в ответ: «В уставе школы».

«Я подошла к нашему учителю и объяснила, что мы уезжаем из страны на всё лето, рассказывает Полина, мама 14-летней ученицы Натальи. На что та ответила: “Все отрабатывают в июне, а ваша дочь, в порядке исключения, в последних числах августа. Она же прилетит в город и пойдёт в школу? Вот тогда и отработает”. Ни о какой возможности не работать на благо школы не шло и речи. Противопоказанием для отработки считается только аллергия на цветение, и никакие другие медотводы не принимаются».

Не в восторге и сами дети от такой практики.

«Я считаю эту отработку ерундой и нашей эксплуатацией, говорит Карина, ученица теперь уже 8 класса одной из челябинских школ. Я в прошлом году не отрабатывала, и мне никто слова не сказал. Одноклассники ходили по две недели в школу и подметали территорию. Все были злыми, потому что лето, а надо работать. Наша учительница говорила, что это ещё помогает нам всем подружиться. Интересно, каким образом? Мы любим дежурить, даже подметать школу, если нас ради этого снимают с уроков. Но летом, в каникулы, никаких плюсов не вижу. Мы же не уборщицы».

А вот в одной из школ Екатеринбурга есть официальная лазейка ухода от принудительных работ.

«У нас при школе работает в июне городской лагерь, рассказывает Ольга, мама 13-летнего Кирилла. В нём смена длится две недели, она платная, и те дети, что ходят в школьный лагерь, от отработки освобождены. В начальных классах я как-то раз отправила сына в этот лагерь. Стоимость путёвки небольшая. В неё включено питание, и я решила, пусть будет хотя бы в начале каникул под присмотром. На второй день смены ребёнок попросил у меня 500 рублей. Им сказали взять деньги, потому что предстоял поход в парк аттракционов. На следующий день — 300 рублей. Велели попросить у родителей на билет в кино, попкорн и попить. И так каждый день. Когда агитировали за школьный лагерь, ни о каких дополнительных тратах речи не шло. Обещали, что будет насыщенная мероприятиями смена, что детям понравится. Но про деньги — ни слова. Мы с мужем итак копейки считаем я в декрете с младшим, половина его зарплаты уходит на оплату ипотеки. Мы не можем позволить себе таких трат. Видимо, разочаровалась не только я. В лагерь перестали записываться и сдавать деньги, и руководство школы решило заманивать так: ходишь в лагерь — не отрабатываешь. Отработка у нас с 6 класса, поэтому если не хочешь махать граблями, приходится платить».

Могут ли привлекать к дежурству по школе

Школьники могут быть привлечены к дежурству на добровольной основе. Дежурство по школе может быть частью взятых на себя обязательств школьного актива. Активные школьники могут поошряться администрацией. Но дежурство не может быть принудительным.

В школах есть технический персонал, который обязан в силу своей должности мыть пол, накрывать столы в столовой. Если нужно расчистить территорию от снега или помыть окна, школа должна решать эти вопросы за счет привлечения сторонних организаций на условиях оплаты.

Верить ли угрозам наказания за отказ от отработки

Несмотря на прямой запрет Закона и активное вмешательство прокуратуры – многие школы продолжают использовать труд учащихся, как бесплатную рабочую силу и доступный способ сэкономить бюджет на услугах клининга.

Школьники и их родители, в большинстве случаев, сами поддерживают эту практику, со всем безропотно соглашаются и не идут на конфликт. А задумываются об отказе только в самых крайних случаях.

“Меня заставляют отрабатывать на пришкольном участке, очень сильно давят, угрожают выдать недействительный аттестат без печати или не выдать вообще.Каждый год с 6 класса заставляют отрабатывать по 8-9 дней летом, поливать и садить цветы, кустарники, красить бордюры, подметать, работать в библиотеке, количество часов я не знаю, но начинается в 9 утра, обычно 2-3 часа. Говорят, что написано в школьном уставе, и я не имею права отказываться, звонят родителям”
“Поступают угрозы, что у нас будут проблемы и грозятся не перевести в 11 класс”
“Сегодня нам объявили, что мы должны в обязательном порядке отработать в школе: красить, вытаскивать мешки с мусором и т.д. Все это будет продолжаться 5 дней по 4 часа”
“Завуч угрожает 2 годом если не буду ходить на отработки”
“В 10 классе у нас в школе обязательные 21-дневные летние отработки. Однако,мы не из этого города и вынуждены ездить в школу на транспорте, но на летний период автобус отменили и администрация школы сказали нам, что мы обязаны ездить на отработки, иначе мы не будем переведены в 11 класс. И если ездить на такси, то месяц выходит около 4500 рублей и нам это никто не собирается оплачивать”
“Моя дочь, ученица 8 класса. 31 мая она уезжает в детский оздоровительный лагерь по путевке. Преподаватель ей сказал, что у нее отработка и она не поедет. Если она не отработает, ее могут отчислить из школы. Моя дочь боится ехать в лагерь”

Угрозы учителей – это только слова. Нельзя просто так, взять и не выдать аттестат, поставить двойку или пе перевести в следующий класс. Это уже будет серьезным нарушением закона, за которым последует реальная ответственность школы. Поэтому можно просто не идти на отработку, понимая что это незаконное требование. Можно сослаться на закон и на то, что родители не дали свое согласие.
Любой факт принуждения на словах можно обжаловать в прокуратуру, указав, что дети выходят на отработку без письменного согласия от родителей.

Что придумали родители

Нежелающих проходить школьную практику было достаточно во все года. Поэтому родители давно научились решать подобные проблемы несколькими способами.
Самый безотказный — медицинская справка. По состоянию здоровья нельзя ребёнку заниматься трудом на благо школы и точка. Никаких претензий. Как взять справку знают все.
Ещё один, ещё более безотказный, способ — деньги или другое подношение. Нужен школе песок? А я как раз на песчаном карьере работаю — привезу грузовичок. А может быть, вам бумагу купить для факса? Порой просто 100-500 рублей в руки учителю творят чудеса.
Однако родители должны понимать, что эти методы незаконны. И пусть они идут в ответ на незаконное действие школы — всё равно, это — плохой пример для ребёнка, который запоминает: нарушать закон можно, так как это делают самые близкие люди и самые ответственные учителя.

Что придумали школьники

Школьники — народ сообразительный. Чтобы быстрее управиться с практикой, они берут с собой друзей и подруг. Вместе веселее и быстрее.

Что придумали учителя

  • Внесли пункт об обязательной летней практике в Устав школы и заставляют подчиняться ему, так как вы его подписывали, отдавая ребёнка именно в эту школу.
  • Вы должны знать, что в данном случае Устав противоречит основному закону страны и закону об образовании, а потому в части летней практики точно не действует. Если учителя продолжают настаивать — можно подавать в суд.
  • Внесли прохождение летней практики в учебную программу, к примеру, по биологии. Дети на практике изучают рост растений и уход за ними. Понятно, что драить полы и мыть окна на этой практике они не должны.
  • Создали летние трудовые отряды. Дети работают в школе и получают за это деньги. Наиболее популярный вид практики, любимый и школами и учениками.

Что грозит за отказ от прохождения летней практики в школе

Принуждение к прохождению летней практики в школе не является законным. Следовательно, наказание за неисполнение подобного вида деятельности, также незаконно. Это означает, что при отказе выполнять определенные трудовые обязанности, школьнику и его родителям ничего не грозит.

Тем не менее, во многих учебных заведениях до сих пор остается распространенным использование рабочего труда школьников. Официальным способом привести школу в убранный вид считается наем специалистов, которые выполнят согласованный фронт работ за соответствующую оплату.

Зачастую используют такие методы воздействия для получения согласия на трудовую деятельность после окончания учебного года:

  • угроза не подтвердить переход ребенка в следующий класс;
  • угроза не обеспечить бесплатным печатным материалом ребенка на год;
  • угроза оставлять ребенка после занятий для отработки. Зачастую имеют в виду уборку аудиторий в учебном году после окончания уроков;
  • обоснование того, что ребенок будет находиться в конфликте с остальными одноклассниками, прошедшими летнюю практику.

Несмотря на то, что требование об обязательном прохождении летней отработки незаконно, некоторые учебные заведения используют такие виды манипуляций:

  • внесение положения об обязательном похождении летней отработки в школьный Устав. Однако подобное действие прямо противоречит закону РФ «Об образовании». За один этот факт можно подавать на школу в суд;
  • внесение положения об обязательном прохождении летней отработки в школьную программу. Зачастую подобное мероприятие относят к биологии, аргументируя это обеспечением школьниками более глубокими познаниями о росте растений. Однако уборка аудиторий и территории школы не может сюда относиться;
  • непопулярный метод ― создание специальных трудовых отрядов из школьников. В данном случае предполагается оплата за осуществляемый труд.

Все данные действия являются незаконными. За отказ проходить летнюю отработку не должно ничего грозить. В случае, когда на школьника или его родителей оказывается давление, они могут основательно обратиться в суд с жалобой на школу и принуждение к незаконной деятельности.

Методика расследования

МОТ отмечает: проблема детского труда в России часто игнорируется, оценивается неверно и потому не решается. Часто в этом виноваты родителей детей.

Когда в семье подрастает дочка или сын, её (его) часто поощряют к устройству на работу/подработку. Если дело находится, чадо становится буквально героем.

Однако многие родители не принимают никаких мер, если их детей обманывают недобросовестные работодатели. Одни отговариваются распространёнными словами вроде «жизнь у нас такая», другие буквально вынуждены выживать. Кто-то просто не желает «связываться», не умеет правильно оформить жалобу. Есть и те, кто глубоко равнодушен к своим детям.

О преступлениях заходит речь только в самых серьёзных случаях. Например, когда сами родители продают своих детей «на органы» или в подпольные публичные дома/порнографические киностудии.

Наказание за нарушение правил работы детей

Сам ребенок, который стремился к быстрейшему трудоустройству, не будет нести никакой ответственности, равно как и его родители, допустившие незаконный труд. Нести ответственности в такой ситуации будет только работодатель.

Итак, если работодатель официально не регистрирует трудовые отношения с подростков или допускает ошибки в это регистрации к нему может быть применена штрафная санкция.

А именно:

  • Штраф от 1000 до 5000 рублей – на должностных лиц;
  • На ИП – штраф от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Такие меры прописаны в ст. 5.27 КоАП РФ и наступают за нарушения законодательства о труде и его охране.

За каждое отдельное нарушение правил ТК РФ предусмотрено наказание в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ.

Работодатели часто не боятся нарушать нормы ТК РФ, и эксплуатируют детский труд, обманывая подростков и не выдавая им заработную плату. Мало кто из них пойдет жаловаться на поведение компании, в которой они трудились.

Нормы международного права

Ребенок является очень уязвимым человеком, не способным самостоятельно защищаться. Охраной его прав и свобод должны заниматься родители, а при их отсутствии — другие законные представители. При этом гарантом прав является государство, закрепляя их в своих основных нормативных документах.
Необходимость особой защиты несовершеннолетних отмечается и в международных актах. На эту тему было принято несколько документов, основные из которых — Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1959 года и Конвенция Генеральной Ассамблей ООН 1989 года.

Запрет на эксплуатацию детского труда вынесен в отдельные пункты.

Работать можно только при достижении определенного возраста, при этом труд не должен негативно влиять на состояние здоровья, мешать нормальному духовному и физическому развитию, образованию.

Статистика

Данные международных статистических исследований свидетельствуют о том, что большое распространение эксплуатация труда несовершеннолетних получает в странах третьего мира (Африка, Азия, а также Латинская Америка). Это становится проблемой, приводящей к ухудшению физического и нравственного состояния ребенка.

В РФ данная проблема тоже присутствует, несмотря на ограничения и запреты, установленные законодательством. Государство должно заниматься профилактикой (предотвращением) незаконного использования детского труда, создавая условия для недопущения такой эксплуатации. Это касается не только наказаний за соответствующие правонарушения.

Необходимо проводить воспитательную и разъяснительную работу в учреждениях образования, содействовать всестороннему развитию несовершеннолетних. Ответственность возлагается и на родителей, обязанных содержать, воспитывать собственных детей.

Сексуальная эксплуатация ребенка

Нередко дети становятся объектами сексуальной эксплуатации или рабства. Их принуждают вести половую жизнь, участвовать в съемках порнографических фильмов или заниматься проституцией.

Все это те же вариации трудовой эксплуатации, только с наличием отягчающих обстоятельств в виде насилия. Дети доверчиво вступают в непонятные им сексуальные отношения, стыдясь рассказать об этом родителям или другим людям.

Подростки дают отклик на сексуальное рабство из меркантильных интересов, ведь преступники обещают им высокий доход и тайну участия.

С такими преступлениями в нашей стране намного жестче. В УК РФ есть несколько статей, регламентирующих такую эксплуатацию.

В частности, возможны следующие варианты ответственности:

  • Торговля людьми в отношении несовершеннолетних наказывается в соответствии со ст. 127.1 УК РФ лишением свободы от 3 до 10 лет.
  • Принуждение к занятию проституцией в соответствии со ст. 240 УК РФ наказывается лишением свободы от 3 до 8 лет.
  • Создание порнофильмов с участием детей в соответствии со ст. 242.1 УК РФ наказывается лишением свободы до 10 лет.

В Международной Конвенции по правам ребенка вопросам сексуальной эксплуатации отведены ст. 34 и ст. 35.

Особо остро проблема эксплуатации детского труда стоит в странах развивающихся или в странах третьего мира.

Особенно это развито в странах Африки и Азии. Там дети с малого возраста вынуждены торговать наркотиками или круглосуточно работать, чтобы не умереть с голоду.

Эксплуатация детского труда в России – это проблема, которая полностью не решена и требует детальной проработки в законодательстве РФ.

Необходимо не только жестко регламентировать в УК РФ наказание на незаконный труд несовершеннолетних, но и проводить информационно-воспитательные беседы в российских семьях, пропагандируя свободное и счастливое детство.

Источники

  • http://ugolovnyi-expert.com/ekspluataciya-detskogo-truda/
  • https://buro12.ru/trudovoe/statya-za-trud-nesovershennoletnih.html
  • https://pravo.moe/zakonna-li-letnyaya-otrabotka-praktika-v-shkole/
  • https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/obshhestvennyj-poryadok/ekspluataciya-detskogo-truda/
  • https://vospitanie.guru/trudovoe/trudovoe-v-shkole
  • https://usperm.ru/content/zastavlyayut-otrabatyvat
  • https://aif.ru/society/education/besplatnyy_detskiy_trud_zakonna_li_rabota_shkolnikov_na_kanikulah
  • https://ros-obrazovanie.ru/articles/letnjaja-shkol-naja-praktika-na-zametku-roditeljam.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector