Обязательная маркировка шин и автопокрышек в 2024: сроки, что нужно

Содержание
  1. Обязательная маркировка шин и покрышек
  2. Как это все работает и зачем?
  3. Закон о маркировке шин
  4. Когда будет введён налог на шины в России?
  5. Аргументы сторонников введения сбора на шины
  6. Аргументы противников введения сбора на шины
  7. Что действует на сегодняшний день?
  8. Цели внедрения
  9. Участники должны иметь:
  10. Кому нужно регистрировать чеки в информационной базе?
  11. Какие шины маркируются?
  12. Какие шины не маркируем
  13. Кому нужно работать с маркировкой шин
  14. Как расшифровать маркировку?
  15. Из чего состоит код маркировки
  16. Что еще можно узнать при помощи маркировки?
  17. Что даст маркировка шин покупателю?
  18. Повлияет ли маркировка на стоимость шины?
  19. Что нужно для работы с маркированными шинами
  20. Этапы маркировки шин и автопокрышек в 2021 году
  21. Код маркировки: куда наносить и какие данные содержит
  22. Когда необходима перемаркировка?
  23. Что, если продавец предъявил этикетку с маркировкой отдельно от шин?
  24. Штрафы за нарушение правил маркировки

Обязательная маркировка шин и покрышек

Под маркировкой шин понимается введение новой схемы контроля за оборотом подконтрольной группы товаров. Для контроля используется нанесение на товар уникальных идентификационных меток, коды которых получают по запросу у оператора маркировки. Все данные фиксируются в информационной системе, получившей название Честный Знак. Участники отчитываются в систему и пользуются при передаче прав собственности универсальными передаточными документами при помощи программ электронного документооборота. Продажа товаров проходит по онлайн-кассе, которая, в свою очередь, информирует систему о выбытии из оборота товара. Таким образом, государство осуществляет контроль деятельности бизнеса, оборотом шин и покрышек, выявляет нарушителей и нелегальный товар.

Как это все работает и зачем?

Процесс состоит из следующих этапов:
  1. Участник оборота товара регистрируется в Государственной системе мониторинга товаров (ГИС МТ).
  2. Производитель или импортер заказывают цифровой код в ГИС МТ и наносят уникальный код на товар.
  3. По цифровому коду — коду маркировки фиксируется вся логистическая цепь, по которой перемещается предмет маркировки, — от завода до потребителя, от ввода в оборот до выбытия товара из оборота.
  4. Код сканируется при продаже на кассе. В систему передаются сведения о выбытии продукции из оборота.
  5. Используя мобильное приложение (IOS или Android) для цифровой маркировки товара, потребитель может проверить его легальность.

Закон о маркировке шин

Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2021 года определило, какие шины и автопокрышки, подлежат маркировке.

Постановление Правительства РФ № 1958 от 31 декабря 2021 года установило сроки и правила маркировки шин.

Когда будет введён налог на шины в России?

Минпромторг выдвинул предложение: производители ряда товаров обязаны проводить полную утилизацию пришедшей в негодность продукции и ее упаковки. Законодательно эта обязанность должна появиться с 2021 года. Подлежат переработке осветительное оборудование, бытовые неэлектрические приборы. А уже с 2021 года производители обязаны будут перерабатывать бумагу, картон, пластмассовые изделия, а также автомобильные шины. Если же производители не обеспечат утилизацию, то они вынуждены будут уплачивать экологический сбор.

Аргументы сторонников введения сбора на шины

Те, кто предлагают сбор, считают, что уменьшится загрязнение окружающей среды. Шины самостоятельно разлагаются длительное время, при этом ущерб природе наносится большой. Дополнительные средства позволят организовать их переработку.

Аргументы противников введения сбора на шины

  • Введение налога приведет к росту цен на автомобильную резину. В конечном итоге пострадают покупатели. В России сейчас около 50 млн. автомашин. Половина из них старше 10 лет, а их владельцы – не слишком обеспеченные граждане. Отечественные автомобилисты и так вынуждены платить самый высокий в мире транспортный налог. Постоянно повышаются цены на бензин и штрафы. Введение акциза даже в размере 10% стоимости шин станет дополнительным бременем;
  • Пострадают даже те граждане, у которых машины нет и они ездят на общественном транспорте. Перевозчики, которые вынуждены будут приобретать более дорогие шины, почти гарантированно поднимут цены на билеты;
  • Автомобилисты станут экономить на покупке шин. Станет приоритетом покупка более дешевых, не слишком качественных марок. Вполне возможно, что многие начнут ездить на летней резине зимой. Все это увеличит риск дорожно-транспортных происшествий;
  • Удорожание шин приведет к падению спроса на эту продукцию, а значит, неизбежно уменьшение производства и сокращение рабочих мест. Это повлечет рост общественного недовольства;
  • Скорее всего, дешевую резину начнут ввозить из Китая, что подорвет позиции отечественных производителей. Российские шины сейчас — один из немногих товаров, который успешно продается в пределах страны и идет на экспорт;
  • Автомобиль – уже подакцизный товар, и введение дополнительного налога будет рассматриваться как двойное налогообложение, что незаконно;
  • В России пока нет производственных мощностей, позволяющих организовать переработку большого количества резины. Нет алгоритма приема шин от населения. Вряд ли за год с небольшим возможно организовать эффективную работу по утилизации.

Что действует на сегодняшний день?

Если говорить о 2021 году, то в России наблюдается государственная поддержка в виде финансовой помощи для производителей. Проявляется она в субсидировании утилизационных выплат. Если такая политика продолжится и в дальнейшем, то тот факт, что власти готовят новый налог на шины, в большой степени не повлияет на стоимость автомобилей.

Но как отмечают эксперты, со следующего года уже скорей всего будет наблюдаться подорожание автомобилей, которые импортируются из заграницы.

Цели внедрения

В настоящее время большая часть российского рынка является теневым, а большой объем товаров ввозится в страну нелегально, увеличивается количество подделок. Система маркировки шин 2021 была создана с целью выведения из оборота подделок, повышения прибыли честных производителей, улучшения экономики и увеличения отчисления налогов. В итоге введение системы станет прибыльным для бизнеса, государства и покупателя.

Для легального бизнеса маркировка имеет следующие преимущества:

  • получение новой доли рынка и защита репутации бренда;
  • сокращение издержек, автоматизация всех процессов;
  • упрощение логистики, сокращение сроков поставок;
  • полный контроль за учетом и движением товаров в автоматизированном режиме;
  • ликвидация лишних звеньев в системе продаж, сокращение количества сотрудников;
  • тотальный контроль над потерей продукции, оптимизация бизнес-процессов.

Потребитель в свою очередь может самостоятельно получить информацию о производителе товара, посмотреть сертификаты, соответствие стандартам качества и другие данные.

Полноценный доступ к информации увеличивает лояльность покупателей, повышается доверие к поставщику. Кроме того, маркировка выступает неким показателем качества и подлинности продукции. Общественный контроль создает барьер на пути к ввозу нелегальной продукции, а возможность отслеживать данные в режиме онлайн повышает рост сборов на таможне.

Участники должны иметь:

  • Электронную подпись.
  • Сканер для считывания информации со штрих-кодов при получении или реализации товаров.
  • Принтер с функцией печати этикеток.
  • Онлайн-кассу, чтобы регистрировать данные об отпуске шин в розницу.
  • Программу с доступом к электронному обороту документов.
  • Товароучетную систему.

Кому нужно регистрировать чеки в информационной базе?

Регистрация шин происходит в подсистеме единого каталога РФ. Эта подсистема является частью Государственной информационной базы мониторинга с централизованной организацией хранения данных.

Нанесение кодов осуществляется:

  • Производителями при выпуске новой партии шин до того, как их отгрузят для продажи.
  • Импортерами – до пересечения границы и начала прохождения таможни.
  • Розничными продавцами – в данном случае маркируются старые шины из непромаркированных партий, возврат товара, когда код не читается или поврежден.
  • Комиссионерами во время приема товара от физлиц.

Какие шины маркируются?

Маркировке подлежат шины для легковых автомобилей, для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, для мотоциклов, сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин, для транспортных средств и машин, используемых в строительстве или промышленности.

Велошины, авиашины, восстановленные шины, протекторы взаимозаменяемые, ободные ленты, резиновые камеры не маркируются.

Какие шины не маркируем

В результате эксперимента из маркировки исключили несколько подгрупп.

Не маркируем:

  • велосипедные шины;
  • авиационные шины;
  • камеры резиновые, ободные ленты, взаимозаменяемые протекторы.

Также не маркируем восстановленные и БУ шины — для них правила торговли прежние.

Кому нужно работать с маркировкой шин

Организации, которые приобретают шины и покрышки с целью использования для личных нужд, не являются участниками оборота маркированных товаров. Например, таксопарки, автобазы и другие.

В самую обширную группу участников системы Честный Знак входят представители розничных точек. Они занимаются поштучной продажей шин и покрышек конечному потребителю. Необходимость в описании товаров и заказе маркировочных кодов у них возникает при перемаркировке, обработке остатков и приеме комиссионного товара от физлиц. В остальных случаях розница подтверждает входящие УПД и проводит продажи через онлайн-кассу.

Как расшифровать маркировку?

Для этого необходимо установить на смартфон мобильное приложение «Честный знак» и отсканировать им этикетку с кодом. Полученная информация будет отображена на экране смартфона. Вы увидите производителя и поставщика шины. Таким образом, вся история товара окажется у вас на экране смартфона. Нет больше риска купить подержанные шины под видом новых.

Из чего состоит код маркировки

  • Код товара
  • Индивидуальный номер серии
  • Код с ключом проверки (криптографическая защита)

Стоимость метки для одной единицы товара — 0.5 ₽ без НДС.

Что касается срока хранения сгенерированных кодов в самой системе «Честный ЗНАК», он составляет 90 дней. То есть, если пользователь не забрал их в течение этого срока, они аннулируются, несмотря на то, что оплата уже совершена.

Что еще можно узнать при помощи маркировки?

Отсканировав код маркировки шины, можно будет узнать ее технические характеристики, потребительские свойства, товарный знак, модель и т.д.. Производители же благодаря маркировке смогут получать информацию, которая поможет им оптимизировать затраты на логистику и дистрибуцию.

Что даст маркировка шин покупателю?

Помимо прочего маркировка — это гарантия того, что вы не купите шины, не предназначенные для продажи в России. Если код не будет найден в системе, потребитель сможет сообщить о нарушении прямо в приложении, отправив жалобу.

Повлияет ли маркировка на стоимость шины?

Стоимость кода маркировки — 50 копеек плюс НДС, стоимость этикетки — от 1,5 до 6 рублей. Учитывая это, маркировка не должна значительно повлиять на итоговую стоимость шины. Уже известно, что ряд производителей не планирует повышать стоимость шин в связи с обязательной новой маркировкой.

Что нужно для работы с маркированными шинами

1.Зарегистрироваться в системе маркировки.
2.Научиться маркировать продукцию (для производства и импорта): подключиться к маркировке, приобрести оборудование для печати этикеток.
3.Научиться принимать маркированные шины: подключиться к ЭДО и маркировке, приобрести оборудование для сканирования марок.
4.Научиться продавать маркированные шины:
  • для производства, импорта и опта: подключить ЭДО для отправки документов;
  • для розницы: обновить прошивку кассы, подключиться к ОФД, поставить 2D-сканер на место кассира.
5.Промаркировать остатки.

Этапы маркировки шин и автопокрышек в 2021 году

Честный ЗНАК — это система обязательной маркировки товаров, разработанная для защиты прав потребителей. В ближайшем времени почти на всех товарах будет нанесён код Data Matrix — уникальный шифр, который содержит информацию о продукции.
В перечне товаров для обязательной маркировки числятся автомобильные шины и покрышки. С 20 июня 2021 запустился эксперимент по маркировке шин, во время которого компании-производители и другие участники логистической цепи могли добровольно зарегистрироваться в системе. С 1 марта 2021 года оборот немаркированных шин будет запрещен — автопокрышки шины и покрышки без нанесённого кода Data Matrix не будут допущены к продаже.
28 апреля 2021 года — в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, вошли шины и покрышки пневматические резиновые новые в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2021 года № 792-р.
20 июня по 30 ноября 2021 года — проведен эксперимент по маркировке шин и покрышек в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июня 2021 года № 753.
10 января 2021 — запущена добровольная маркировка шин и покрышек в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 1958.
С 1 ноября 2021 года — запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участниками оборота, работающими напрямую с производителями и импортерами.
До 15 декабря 2021 года — осуществляется маркировка шин, ввезенных в РФ после 1 ноября 2021 г., но приобретенных до 1 ноября 2021 г.
С 15 декабря 2021 года — запрещается оборот и вывод из оборота немаркированных шин.
До 1 марта 2021 года — все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 15 декабря 2021 г.
С 1 марта 2021 года — все участники оборота обязаны передавать сведения в отношении всех действий по обороту шин в систему маркировки Честный ЗНАК.

Код маркировки: куда наносить и какие данные содержит

На каждую шину наносят знаки с цифровым криптокодом, его формат определяет ЦРПТ. Код маркировки является буквенно-числовой последовательностью, преобразованной в формат двумерного штрихового кода DataMatrix.

Код маркировки содержит:

  • код товара,
  • индивидуальный серийный номер,
  • ключ проверки,
  • код проверки.

Пример кода маркировки:

  • Первые 2 символа «01» — идентификатор применения;
  • Следующие 14 символов «04607428679090» — код товара, GTIN;
  • Следующие 2 символа «21» — идентификатор применения;
  • Следующие 13 символов «6eJIjoWH54DdU» — уникальный серийный номер;
  • Следующий 1 символ « » — Group separator, разделитель, непечатаемый машиночитаемый символ, имеющий код 29 в таблице символов ASCII;
  • Следующие 2 символа «91» — идентификатор применения;
  • Следующие 4 символа «ffd0» — ключ проверки;
  • Следующий 1 символ « » — Group separator;
  • Следующие 2 символа «92» — идентификатор применения;
  • Следующие 44 символа «sz6kSPirApfMBftvLboE1dlWC/58hExQUqv7BBkZmk4=» — код.

Когда необходима перемаркировка?

Данный процесс производится всеми членами оборота при купле или продаже. В перемаркировке также принимают участие позиции, вводимые в реализацию после возврата покупателем, в результате потери или повреждения кодов идентификации, при отсутствии которых невозможно произвести их распознавание.

Идентификационная метка не должна печататься на прозрачной пленке или любом другом оберточном материале, отделяться или быть перекрыта другой информацией.

Что, если продавец предъявил этикетку с маркировкой отдельно от шин?

Это будет являться нарушением, так как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 №1958 код маркировки должен быть нанесен на шину без возможности его отделения.

Штрафы за нарушение правил маркировки

Несмотря на то, что процесс введения обязательной маркировки шин еще не завершен до конца, многие участники уже могут получить штрафы за несоблюдение Закона. При отсутствии маркировки:

  • для физических лиц: 2 000-4 000 руб.;
  • для ИП – 5 000-10 000 руб.;
  • для юридических лиц – 50 000-300 000 руб.

При неверном проставлении или отсутствии перечня необходимых данных:

  • для ИП – 5 000-10 000 руб.;
  • для юридических лиц – 50 000-100 000 руб.

Вся продукция без маркировки изымается без возврата предпринимателю.

Источники
  • https://kassaofd.ru/blog/obyazatelnaya-markirovka-shin
  • https://www.zr.ru/content/articles/924875-novaya-markirovka-shin/
  • https://SBIS.ru/marking/tires_2021
  • https://nalogovaya.info/vidy/na-shiny/
  • https://pdd-helper.ru/novyj-nalog-na-shiny/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5cf64023e77f2e00b01ca052/obiazatelnaia-markirovka-shin-i-avtopokryshek-2021-5e37ed2349bc971d89d3422b
  • https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/business/projects/tyres/instruction.

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах