Zarplatto.ru

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

Понятие и особенности налоговых отношений

Под налоговыми правоотношениями в законодательстве принято традиционно понимать все отношения, которые возникают между лицами в налоговой сфере или подчиняются нормам Налогового Кодекса, иных нормативно-правовых актов.

Согласно статье 2 Налогового Кодекса, налоговые отношения, возникающие между участниками, носят властный характер. Именно налоговое законодательство регулирует такие важные вопросы, как:

  • установление размера налоговой выплаты;
  • процесс взимания;
  • процесс перевода полученных со сборов средств в бюджет;
  • контроль в налоговой сфере;
  • спорные моменты в отношения налоговой сферы.

Как и у любых других правоотношений, у данных есть свои особенности и нюансы, которые учитываются при внесении поправок в законодательстве. К основным особенностям относятся:

  • отношение к имущественному праву. Налоговые правоотношения, так или иначе, относятся к вещному праву, поскольку налогом облагается не только имущество, но и процедуры по его передаче другому лицу на правах собственности;
  • отношение к государственному бюджету. Налоговые правоотношения возникают в результате взаимодействия государства и организаций (муниципальных образований), которые выступают посредником между налогоплательщиком (следует понимать и как физическое лицо, и как юридическое) и государственным бюджетом;
  • властный характер отношений. Одна из сторон налоговых правоотношений – это банк или другая организация, проводящая средства налогоплательщика в государственный бюджет, а вторая – плательщик. При этом обе стороны друг другу не подчиняются, хотя и взаимодействуют в рамках налогового законодательства.

Таможенные сборы, их размер, взимание и взыскание, отношения, которые возникают в таможенной сфере, не относятся к налоговым правоотношениям и не подведомственны налоговому праву, за исключением тех случаев, которые предусмотрены в Налоговом Кодексе.

Участники отношений и их взаимодействие

Одной стороной в налоговых правоотношениях всегда является государство, которое представляет или налоговый орган, или таможенная структура, или муниципалитет – любое лицо (следует понимать, как организация). Другой стороной выступает налогоплательщик, которым может быть как частное (физическое) лицо, так и организация (юридическое лицо), а так же индивидуальный предприниматель.

Согласно статье 9 Налогового Кодекса, предусмотрен и такой участник налоговых правоотношений, как налоговый агент.

Это может быть любое лицо/организация, которое наделено законодательством правом взимать, перечислять и изыскивать сборы и налоги в пользу государственного бюджета. У налогового агента есть свои обязанности, которые четко прописаны в статье 24 Налогового Кодекса. В частности:

  • оповещать налоговый орган, к которому относится, об отсутствии возможности взыскать с плательщика необходимой суммы сбора или налога, а также о размере задолженности. Законодательством предусмотрен срок в один календарный месяц. Исчисляется он с того момента, когда налоговому агенту стало известно о факте невозможности изыскания;
  • учитывать все налоговые движения средств подведомственных плательщиков. В том числе и того, сколько было начислено к уплате средств, и того, сколько фактически их было начислено в государственный бюджет;
  • хранить документы, в которых отображены налоговые движения плательщиков. Законодательством предусмотрен срок в четыре года. На протяжении всего этого срока налоговый агент обязан обеспечивать сохранность всей документации.

Существующие виды отношений в налоговой сфере

Согласно статье 12 Налогового Кодекса, существует несколько больших категорий в сфере налоговых правоотношений:

  • федерального уровня;
  • регионального уровня;
  • местного уровня.

Средства, которые подлежат сбору с налогоплательщиков, федерального уровня устанавливаются на всей территории государства, независимо от территориальной предрасположенности. В качестве примера можно привести налог на доход физического лица, размер которого установлен в 13%.

Региональный уровень подразумевает установление размера средств, взимаемых с налогоплательщиков, определенного региона.

В качестве примера можно привести транспортный налог, сумма которого в каждом регионе устанавливается самостоятельно, на основе определенных факторов.

Местный уровень подразумевает установление размера средств, которые будут взиматься с плательщиков налогов и сборов в конкретном населенном пункте или округе. В качестве примера можно привести земельный налог, который определяется не в целом регионе, а в отдельном его округе. Так, земельный налог в городе может оказаться выше, чем в городском округе (за чертой города).

Согласно статье 12 Налогового Кодекса, устанавливаемые налоги, а так же сборы с плательщиков, не могут устанавливаться в разрез законодательству, независимо от категории налога. Так, если законодательством не предусмотрено взимание средств в пользу государства за покупку домашнего животного, то ни на местном, ни на федеральном, ни на региональном уровне такой налог не может быть установлен.

Установление, взимание, введение налоговых сборов и налогов

Налог или сбор считается установленным и подлежащим взиманию только при определенных условиях. Согласно статье 17 Налогового Кодекса, к таким условиям относят:

  • наличие установленного периода для обложения налогом;
  • наличие установленного объекта для налога или сбора;
  • определенная ставка, которая действует весь период;
  • существует и определен период для уплаты сбора или налога;
  • определена налоговая база, относительно которой будут вестись расчеты.

Законодательством предусмотрено добровольное и своевременное внесение налоговых средств плательщиком. Однако получается так далеко не всегда. В этом случае взимание сборов и налогов осуществляется уполномоченными лицами, которые не только взыскивает необходимую для уплаты задолженности сумму, но и дополнительно взимают еще и штрафные средства, если это предусмотрено законодательством. Именуются такие средства – пенями.

Введение налоговых сборов зависит от того, к какой категории относится сбор или налог.

Если он установлен на федеральном уровне, то вводится сбор на уровне всей федерации путем внесения поправок в действующее законодательство (в частности – в Налоговый кодекс). Если сбор предусмотрен на региональном уровне, то его введение осуществляется путем составления соответствующего нормативно-правового акта, обязательного к исполнению. Аналогичная ситуация с местными налогами и сборами. При этом новый налог не может противоречить действующему Налоговому кодексу. Если вид налога в кодексе не предусмотрен, то на региональном и местном уровне он введен быть не может.

Об изменениях в закон Российской Федерации по НК РФ

… о многочисленных поправках в части I и II НК РФ

29 сентября Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 325-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ», которым:

  • физлицам предоставлено право представлять налоговую декларацию по НДФЛ и иные документы (информацию) на бумажных носителях через МФЦ, а также право получать от налоговых органов документы через такие центры;
  • допускается информирование налогоплательщиков о наличии недоимки и (или) задолженности посредством СМС-сообщений;
  • физлицам предоставлено право на зачёт единого налогового платежа в счёт исполнения обязанности по уплате НДФЛ;
  • установлено, что вынесение решения о взыскании задолженности по налогам и страховым взносам за счёт денежных средств на банковских счетах налогоплательщиков-организаций, ИП и налоговых агентов возможно, если сумма задолженности, подлежащая взысканию, превысит 3000 руб.;
  • налогоплательщикам-организациям предоставлено право на замену ареста имущества на банковскую гарантию или поручительство третьих лиц;
  • установлена обязанность организаций в течение года направить в налоговый орган сообщение о наличии транспортных средств или земельных участков, если налоговый орган в предыдущий налоговый период не прислал сообщение об исчисленной сумме транспортного или земельного налога на данные объекты;
  • закреплены нормы, направленные на совершенствование механизма разрешения споров, возникающих при применении налоговыми органами договаривающихся государств положений соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • дополнен перечень доходов, не учитываемых при определении прибыли КИК (доходы в виде дивидендов заменены на доходы, поименованные в п. 1 ст. 309 НК РФ);
  • уточнены нормы, регулирующие порядок применения НДС при вывозе припасов, а также при реорганизации организаций;
  • предусмотрен особый порядок учета прибыли (убытков) при реорганизации организаций. Если реорганизация проведена с целью минимизации налогов, правопреемнику откажут в признании накопленных убытков реорганизуемых компаний;
  • на год продлена норма, согласно которой только половина прибыли текущего периода может быть уменьшена на убытки прошлых лет;
  • расширен перечень объектов, облагаемых с кадастровой стоимости по налогу на имущество (подп.4 п.1 ст. 378.2 НК РФ). Вместо жилых домов и жилых помещений указано: «жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение»;
  • по НДФЛ устанавливается, что доначисленные по итогам налоговой проверки и уплаченные налоговым агентом суммы НДФЛ не признаются доходами физических лиц; российские организации и ИП, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, признаются налоговыми агентами; в случае непредставления физлицом декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, налоговый орган вправе на основе имеющихся у него документов (сведений) о таких доходах и налогоплательщике исчислить подлежащую уплате сумму налога; уточняются правила представления отчетности по НДФЛ и уплаты сумм налога организациями, имеющими несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования и др.

Изменения касаются также налогообложения земельным налогом, УСН, ПСН, торговым сбором и страховыми взносами.

… об освобождении от НДС воздушных судов

29 сентября Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 324-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24-2 части I и часть II НК РФ»

Федеральным законом освобождается от налогообложения НДС ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, гражданских воздушных судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.

Обязательно почитайте!  Договор купли-продажи квартиры с обременением: что это значит и как можно заключить сделку на приобретение такой недвижимости, а также образец документа

Кроме того, освобождается от налогообложения НДС ввоз авиационных двигателей, запасных частей, используемых для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории РФ гражданских воздушных судов, а также ввоз печатных изданий, опытных образцов, необходимых для разработки и (или) испытания гражданских воздушных судов и авиационных двигателей.

Федеральным законом устанавливается ставка по НДС в размере 0 % при реализации гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, работ (услуг) по строительству гражданских воздушных судов, а также услуг по их передаче в аренду (лизинг).

… о налогообложении акцизами

29 сентября Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 326-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть II НК РФ», которым:

  • к подакцизным товарам отнесены виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло, виноград, использованный для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла или для производства спиртных напитков, произведённых по технологии полного цикла;
  • к подакцизным товарам также отнесены электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путём нагревания табака без его горения или тления;
  • устанавливаются ставки акцизов на период 2020 – 2022 гг.;
  • уточняется порядок выдачи свидетельств организациям, совершающим операции с этиловым спиртом, а также порядок применения налоговых вычетов в отношении этилового спирта.

… о нулевой НДС-ставке для транзита порожних вагонов

29 сентября Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 322-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 164 и 165 части II НК РФ», которым устанавливается ставка НДС 0 % в отношении работ (услуг) по перевозке или транспортировке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, и работ (услуг), непосредственно связанных с указанной перевозкой или транспортировкой.

… об освобождении от НДФЛ пострадавших от чрезвычайных обстоятельств

29 сентября Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 323-ФЗ «О внесении изменений в ст. 217 части II НК РФ».

Федеральным законом освобождаются от налогообложения доходы физических лиц, полученные в связи с прекращением полностью или частично обязательства по уплате задолженности, доходы в виде материальной выгоды, а также иные доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории РФ, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическими лицами, являющимися членами их семей, в связи с указанными событиями.

Кроме того, Федеральным законом освобождаются от налогообложения доходы физических лиц, полученные в качестве платы за наём жилых помещений (арендной платы) от физических лиц, пострадавших в связи с указанными событиями, в пределах сумм, предоставленных таким лицам на указанные цели из средств бюджетов бюджетной системы РФ.

… о налогообложении в сфере садоводства и огородничества

29 сентября Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 321-ФЗ «О внесении изменений в часть II НК РФ».

Федеральный закон направлен на приведение отдельных положений части второй НК РФ в соответствие с положениями Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу с 1 января 2019 г.

… об освобождении от НДФЛ матпомощи обучающимся

29 сентября Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 327-ФЗ «О внесении изменений в ст. 217 части II НК РФ».

Федеральным законом освобождаются от обложения НДФЛ полученные за налоговый период доходы в виде сумм материальной помощи, оказываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажёрам, не превышающие 4000 руб.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по НК РФ

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по НК РФ

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по НК РФ

Сущность принципиальных основ, заданных ст. 2 НК РФ

Властные отношения складываются между государством, в лице его налоговых органов и других полномочных структур, и налогоплательщиками, к числу которых относятся не только субъекты хозяйственной деятельности, но и граждане, в том числе иных государств, получающие прибыль или обладающие имуществом в России.

Ввести новый налог можно только посредством внесения поправок в НК РФ. При этом необходимо указать детали всех возникающих при этом налоговых обязательств.

Появление нового налога непременно связано с принятием нормативного правового акта, описывающего и регламентирующего условия и процедуру взимания налога или сбора в бюджет. Это может затрагивать региональный или федеральный уровень.

В последние годы введение новых налогов и увеличение ставок уже существующих становится обыденным явлением. Одним из характерных примеров стало приурочивание лидером страны введение налога на доход от банковских вкладов, которые превышают 1 млн. рублей, к мерам защиты от эпидемии вируса весной 2020 года и помощи гражданам в этой сложной ситуации.

Логическая связь не совсем понятна, но жители страны давно привыкли к тому, что новые налоги и сборы устанавливаются по любому поводу, особенно в случае наличия благовидного предлога. И в этом случае нововведение должно найти своё отражение в налоговом законодательстве, поэтому до окончательного внедрения пройдёт срок около года.

Примером поэтапного введения нового налога является проведение эксперимента по обложению налогом профессиональной деятельности, которое происходит на основании ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, в который периодическим вносятся различные изменения. Во что они превратят закон в итоге пока неизвестно, поскольку сейчас проходит лишь этап выявления всех тех лиц, кто пытается получать деньги своим трудом. Скорее всего в дальнейшем будет увеличена налоговая ставка и ужесточены условия соотнесения граждан с «самозанятыми» лицами.

Всего в статье 2 НК РФ три пункта. Первый касается налогов, второй — таможенных платежей, а третий — страховых взносов.

Второй пункт устанавливает правило о том, что к отношениям, связанным с таможенными платежами и сборами, налоговое законодательство не применяется. Такие отношения регулируются специальным таможенным законодательством, однако в некоторых случаях НК РФ может устанавливать иное. Тоже самое касается и страховых взносов. Они так же регулируются законодательством иного характера.

Однако это не означает, что налоговое законодательство полностью не имеет отношения к уплате взносов на ОМС. Это верно только применительно страховых взносов на ОМС неработающего населения, что и указано в рассматриваемой статье НК.

Комментарий к Ст. 2 НК РФ

Статья 2 НК РФ говорит о том, какие отношения подпадают под действие налогового законодательства. Согласно данной статье «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Статья 2 НК РФ дает определение налоговым отношениям, то есть отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах.

Налоговые отношения — это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, связанные с налогами, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Властные отношения складываются между государством в лице его органов и должностных лиц и налогоплательщиками в лице юридических и физических лиц.

Иными словами, государство создает властные предписания, подлежащие обязательному применению налогоплательщиками: устанавливает, вводит в действие и взимает налоги и сборы, в связи с чем осуществляет налоговый контроль и привлекает к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако такие акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц можно обжаловать.

Обязательно почитайте!  Регистрация самоходной техники в Гостехнадзоре в 2020 году

Установить налог можно только единственным способом — внести в настоящий Кодекс соответствующие поправки (ст. 1 НК РФ).

Введением налога и сбора является принятие соответствующего нормативного правового акта, подробно устанавливающего порядок, условия и процедуру взимания того или иного налога и сбора в бюджет, что может проходить на федеральном, региональном и местном уровнях. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств.

Властные предписания государства о взимании налогов и сборов касаются исполнения обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов по уплате налогов и сборов (общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержатся в разд. IV НК РФ).

Налоговый контроль, то есть проведение налоговых проверок, получение объяснительных, осмотров и т.п., необходим для реализации системы налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом РФ, регулирования исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Формы и методы налогового контроля изложены в разд. V НК РФ.

В случае нарушения налогового законодательства (совершения налоговых правонарушений) устанавливаются меры по привлечению к ответственности нарушителей.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, к таким отношениям применяются нормы Таможенного кодекса РФ.

Нормы Таможенного кодекса РФ регулируют установление, введение и взимание таможенных платежей, проведение контроля за уплатой таможенных платежей, регулируют привлечение к ответственности лиц, виновных в уклонении от уплаты таможенных платежей, и обжалование актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Комментарий к Ст. 2 Налогового кодекса

В части 1 комментируемой статьи определяется круг общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах и которые приобретают в силу этого характер налоговых правоотношений. Иными словами, можно сказать, что в ст. 2 Налогового кодекса РФ определяется предмет налогового права. Однако при этом законодатель не дает общей характеристики или определения налоговых правоотношений, а ограничивается лишь перечислением их основных видов.

Выделенные в НК РФ группы (блоки) общественных отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах, в целом соответствуют основным разделам налогового законодательства:

1) отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ – разделы I – IV НК РФ;

2) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, – раздел V НК РФ;

3) отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, – раздел VII НК РФ;

4) отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, – раздел VI НК.

Законодательство о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям российского законодательства. Регулируемые им отношения возникают в процессе осуществления государственной власти и власти муниципальных образований.

Налоговые правоотношения представляют собой разновидность властных правоотношений, которые характеризуются неравенством сторон, преобладанием воли одного участника над волей другого участника. Подобные правоотношения носят субординационный характер и устанавливают соподчинение между их участниками.

Властная природа налоговых правоотношений не раз подчеркивалась в решениях судебных органов.

Публично-правовой характер налоговых отношений предполагает обязательное участие в них государственных органов, должностных лиц, а также субъектов с делегированными им полномочиями властного характера.

Отмеченные свойства налоговых правоотношений отличают их от отношений, регулируемых нормами частного права (в первую очередь от гражданско-правовых отношений).

Различия в природе налоговых и гражданских отношений и механизме их правового регулирования законодатель закрепляет, например, в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой “к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством”.

Налоговые правоотношения разнообразны и многоплановы. Они могут быть классифицированы по различным критериям. Так, например, можно выделить материальные правоотношения, которые непосредственно выражают содержание налогового регулирования – статус участников налоговых правоотношений, а также правоотношения процессуальные, касающиеся различного рода процедур в налоговой сфере.

Налоговые правоотношения могут быть подразделены на регулятивные и охранительные. Первые возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с регулятивными правовыми нормами (отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ). Правоотношения второго типа возникают на основе охранительных правовых норм (отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий, бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения).

Следует отметить тенденцию расширения спектра охранительных налоговых правоотношений. При этом если ранее среди таких правоотношений, безусловно, доминировали правоотношения, нацеленные на охрану законных интересов государства в налоговой сфере (прежде всего интересов фискального характера), то сейчас обозначился интерес законодателя к четкой регламентации отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия должностных лиц. Указанные отношения нацелены в первую очередь на охрану прав и законных интересов налогоплательщика от различного рода проявлений произвола со стороны администрации. Данная тенденция отвечает основам конституционного строя Российской Федерации. Как правило, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ именно “человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.

Эта тенденция нашла свое отражение, в частности, в дополнениях, внесенных в текст комментируемой статьи Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ. Именно этот Закон дополнил перечень отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, упоминанием об отношениях, возникающих в процессе обжалования актов налоговых органов, действий, бездействия их должностных лиц.

Законодатель может выводить отдельные виды отношений налогового характера из-под действия НК РФ. Так, например, в 2002 г. был принят Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей” , которым устанавливались правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедуры банкротства. При этом под долгом сельскохозяйственного товаропроизводителя понималась в том числе его просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность по платежам в бюджеты всех уровней. Упомянутым Законом было внесено дополнение в ст. 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ” , в соответствии с которым положения первой части НК РФ не должны применяться к отношениям, регулируемым Федеральным законом “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”.

Задача части второй комментируемой статьи состоит в разведении предметов налогового и таможенного законодательства в части регулирования таможенных отношений, имеющих финансово-правовую природу.

Круг отношений, регулируемых таможенным законодательством Таможенного союза, очерчен в ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с которой таможенное регулирование в Таможенном союзе представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. При этом отмечается, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Коллизия (столкновение) норм законодательства о налогах и сборах и таможенного законодательства чаще всего возникает при регулировании следующих видов отношений:

а) по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, к которым относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы;

б) возникающих в процессе контроля за уплатой таможенных платежей;

в) возникающих в процессе обжалования актов таможенных органов (Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов), действий (бездействия) их должностных лиц;

г) возникающих в процессе привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении норм об уплате таможенных платежей.

При разрешении возникающих коллизий норм, содержащихся в законодательстве о налогах и сборах, и норм таможенного законодательства следует руководствоваться принципом, закрепленным в части второй комментируемой статьи: к перечисленным выше отношениям, возникающим в связи с уплатой таможенных платежей, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ. Иными словами, для регулирования таких отношений будут применяться нормы таможенного законодательства. Нормы Налогового кодекса РФ будут применяться для регулирования отношений по уплате таможенных платежей только в том случае, если это прямо предусмотрено в самом Налоговом кодексе РФ.

В Федеральном законе от 27.11.2010 N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” закреплено положение, в соответствии с которым, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Источники

  • https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/otnosheniya-reguliruemye-zakonodatelstvom-o-nalogah-i-sborah.html
  • https://RuLaws.ru/nk-rf/
  • https://www.klerk.ru/blogs/bryzgalin/490754/
  • https://zen.yandex.ru/media/rulaws/otnosheniia-reguliruemye-zakonodatelstvom-o-nalogah-i-sborah-v-svete-polojenii-st-2-nk-rf-5e85f5574dc6b06f644dcfe1
  • http://stNKRF.ru/2
  • http://www.NalKod.ru/statia2

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию