Понятие и назначение уполномоченного органа

Что такое уполномоченный орган?

Уполномоченные органы в контрактной системе формируются в целях оптимизации и централизации закупочной отрасли на основании правил, указанных в 44-ФЗ. Они могут функционировать в статусе государственного или муниципального органа либо казенного учреждения.

Привлечение уполномоченного органа к процессу определения поставщика связано с тем, что возлагать эти функции на само учреждение в статусе заказчика нецелесообразно по следующим причинам:

  1. Объем закупок у данного заказчика в течение года небольшой. Это значит, что заказчикам надо оптимизировать издержки на расходы по выплате зарплаты, обучению членов аукционной комиссии и иным процессам, связанным с закупочной деятельностью.
  2. Отсутствие или нехватка квалифицированного персонала для надлежащего исполнения обязанностей по определению поставщиков. Так, для осуществления закупок в рамках контрактной системы заказчик должен назначить контрактного управляющего или сформировать контрактную службу, а это требует немалых затрат на оплату труда персонала.
  3. Повышение эффективности по контролю и надзору в области закупок по 44-ФЗ. Контролирующим инстанциям проще контролировать соблюдение требований законодательства со стороны одной уполномоченной организации, чем множества разрозненных заказчиков.
  4. Упрощается и общественный контроль за ведением процедуры выбора поставщика для бюджетной организации.
  5. Повышается качество проведения процедуры из-за высокой квалификации специалистов уполномоченного органа или специализированной организации по торгам.
Закупки через уполномоченные органы получили название централизованных закупок. В целом создание уполномоченного органа является правом, а не обязанностью органов исполнительной власти. Они могут прийти к выводу, что оптимальными являются самостоятельные закупки независимыми заказчиками. Но если региональные или федеральные власти решат, что целесообразно создание уполномоченного органа, то издаются специальные нормативно-правовые акты, закрепляющие права и обязанности уполномоченных органов.

Полномочия уполномоченного органа могут перейти к уже функционирующему на текущий момент органу исполнительной власти.

Кем и как назначается уполномоченный орган

Уполномоченный орган создается на основании решения федеральных, региональных или муниципальных властей через издание ФЗ, закона субъекта РФ или муниципального нормативно-правового акта.

Он может иметь форму государственного или муниципального органа, либо казенного учреждения.

Уполномоченный орган может быть создан в интересах одного определенного или нескольких заказчиков.

Полномочия уполномоченных органов устанавливаются решениями об их создании. При этом они не должны противоречить условиям ФЗ-44 (например, они не могут определять базовые условия заключения контракта).

В издаваемом с учетом ч. 11 ст. 26 ФЗ-44 законе субъекта РФ необходимо прописать перечень обязанностей такого органа, порядок его взаимодействия с госзаказчиками, особенности контроля за проводимыми закупками, мониторинга его работы.

Функции и полномочия

К полномочиям и функционалу уполномоченного органа, в первую очередь, относится организация всей процедуры определения поставщиков или исполнителей для подведомственных учреждений. В частности, он готовит и публикует конкурсную документацию, проводит сами торги с учетом требований законодательства о госзакупках.

Исключительное право на подписание контракта с победителями и определение НМЦК (начальной максимальной цены контракта) принадлежит заказчику, оно не передается уполномоченному органу.

Также уполномоченному органу могут быть переданы полномочия по приемке результатов работ или товаров по инициативе органов исполнительной власти.

Региональные или федеральные власти должны сами определить, какие полномочия им целесообразно передать уполномоченному органу, а какие продолжать осуществлять самостоятельно.

Создание уполномоченного органа – это право, а не обязанность исполнительных органов власти. Они могут решить, что оптимальным решением будет самостоятельное осуществление закупок (согласно ч. 5 ст. 26 ФЗ-44).

Уполномоченный орган наделен правом привлечения к процессу подготовки документов и определения поставщика специализированной организации, но при соблюдении требований 44-ФЗ. Такая организация может быть привлечена к работе по результатам заключения договора на тендерное сопровождение или через запрос котировок, электронный аукцион.

Что такое централизованная закупка по 44-ФЗ?

Закупки, которые проводятся не самим заказчиком, а уполномоченной на эти действия организацией, называются централизованными. При этом такая организация наделена правом подводить итоги мероприятия и определять победителя торгов, но сама заказчиком не является.

В сфере госзаказа такие процедуры регламентированы ст.26 44-ФЗ: какие органы могут быть для этого созданы и какими полномочиями наделяются, в каком порядке заказчики должны взаимодействовать с такими органами и т.д. А если для сравнения говорить о корпоративных закупках, то в 223-ФЗ «централизация» никак не прописана, и закон только в общих чертах говорит о проведении данных закупок.

Цель централизованных закупок – объединить несколько процедур по 44-ФЗ в одну масштабную процедуру на основании однотипных характеристик. А полномочия на их проведение возлагаются на стороннюю организацию, созданную государственными, региональными или муниципальными властями. Уровень таких организаций зависит от уровня заказчика.

Какие заказчики могут передать часть полномочий сторонним организациям? Назовем 3 категории заказчиков:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления;
  2. Местные администрации;
  3. Бюджетные и казенные учреждения (как государственные, так и муниципальные).

Зачем нужны централизованные закупки? На это есть несколько причин, которые напрямую зависят от потребностей заказчика:

Во-первых, у заказчиков отпадает необходимость придерживаться специфичных и замысловатых схем при проведении закупок, «централизация» проводится в укрупненном и прозрачном виде.

Во-вторых, централизованные закупки по аналогичным товарам, например, стройматериалы или продукты питания, зачастую проводятся для нескольких заказчиков, что значительно уменьшает цену поставки и сокращает государственный бюджет, выделенный на мероприятие, ввиду большого количества приобретаемой продукции.

В-третьих, данная процедура строго урегулирована законодательством, где прописаны нормы и сроки, а также проводится одним ведомством, в котором представлена команда специалистов с необходимым уровнем компетенции и прошедшая обучение по таким мероприятиям.

Разумеется, как и в любой другой процедуре, здесь есть свои недостатки. Например, чем больше будет объем поставляемых товаров (оказываемых услуг), тем больше времени понадобится на согласование и подготовку документов. Соответственно, и исполнение контракта растянется во времени, а это не интересно ни заказчикам, ни поставщикам.

Некоторые поставщики среднего звена могут справедливо подумать, что из-за такого «увеличенного» объема закупаемых товаров, работ, услуг, они не смогут составить конкуренцию крупным компаниям и не видят смысла участвовать в централизованных закупках. Однако, исходя из сложившейся практики на рынке, можем заверить, что такое, конечно, может быть, но чрезвычайно редко. Поэтому не нужно бояться процедур с пометкой «централизованная».

Виды централизованных закупок

Рассмотрим 2 вида таких процедур, основываясь на нормах контрактного законодательства: базовые (ч.1 ст.26 44-ФЗ) и расширенные (ч.2-3 ст.26 44-ФЗ).

Первая категория предполагает, что главный орган осуществляет административные действия по процедуре, целью которых является определение исполнителя контракта. А обоснование закупки, определение условий контракта, НМЦК и заключение контракта должен выполнять только заказчик. Именно заказчик подписывает контракт с победителем и никто иной.

В качестве примера можно привести Клинское МР Московской области (постановление администрации №2822 от 21 декабря 2015 г.). Центром (уполномоченной организацией) выступило МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ), которое согласовывало с заказчиками планы-графики и выбирало способ определения исполнителя. Учреждение подготавливало извещение и размещало его в ЕИС, организовывало совещания комиссии, обеспечивало информационную конфиденциальность и сохранность документации. Все остальные действия выполняли заказчики (покупатели товара).

Такое взаимодействие не особо разгружает по работе контрактную службу заказчика, она работает в полную силу: составляет планирование, готовит закупочную документацию. Кроме этого, заказчик согласовывает некоторые действия с уполномоченной организацией.

Преимуществом данного сотрудничества является то, что центр оказывает поддержку и консультирует заказчика при проведении процедуры. Если в уполномоченном органе работают профессиональные кадры, которые полностью ориентируются в теме, то централизация будет максимально эффективной и продуктивной для заказчика.

Перечислим, какие обязанности выполняет специальный орган:

  • готовит извещение о предстоящем мероприятии и размещает информацию о проведении в ЕИС;
  • формирует состав комиссии по закупке, а также подготавливает все необходимые протоколы и размещает их в ЕИС;
  • размещает сведения о процедуре, проект контракта в ЕИС, чтобы потенциальные кандидаты могли их изучить;
  • обеспечивает информационную сохранность и безопасность;
  • обеспечивает сохранность документации о процедуре на необходимый срок.

Обязанности заказчика:

  • обоснование закупки, формирование НМЦК, выполняет все действия с момента определения исполнителя до подписания контракта с победителем и приемки работ;
  • подготовка плана-графика закупок исходя из собственных потребностей;
  • организовывает проведение общественного обсуждения, если того требует процедура;
  • выбор способа определения поставщика;
  • указывает порядок внесения обеспечительных мер – заявки и исполнения контракта;
  • обработка запросов на разъяснение документации о мероприятии и передача ответов в центр;
  • публикация в ЕИС отчетов об исполнении контракта;
  • заключение договора с единственным поставщиком, а также проведение запроса предложений, если конкурс или аукцион были признаны несостоявшимися.

Несмотря на то, что базовые центральные закупки никак не облегчают работу заказчика, этот вид остается самым популярным.

Однако допускается распределение функций и в ином ключе (расширенный вариант, в некоторых источниках такой вид процедур называют предметной централизацией). В этом случае уполномоченное учреждение выполняет практически всю работу: от планирования до исполнения контракта, приемки товара, обеспечения оплаты.

Например, нескольким школам или детским садикам нужно закупить методлитературу для преподавательского коллектива. При этом от самих учреждений требуется только сформировать потребность в данном товаре и обосновать проведение процедуры, все остальные действия выполнит центр. Заказчикам останется только подписать договор с выигравшим участником.

Этот вид упрощает работу заказчикам, так как освобождает их от большинства обязанностей.

Как проводятся?

Создаются уполномоченные органы и наделяются соответствующими полномочиями на основании принятого об этом решения. В нем же прописываются функции, которые должен осуществлять центр. На что следует обратить особое внимание:

  1. Выбор исполнителя. Например, в Калининградской области, где уполномоченный орган — это агентство по централизации закупок, заказчики могут самостоятельно выбрать поставщиков вне зависимости от вида закупок, если НМЦК — не более 500 тыс. руб.
  2. Состав закупочной комиссии. Уполномоченный орган сам решает включать в состав комиссии специалистов заказчика или нет.
  3. Для кого будет работать центр. В Саратове государственное учреждение по централизации закупок взяло на себя почти все такие процедуры и помогает заказчикам их реализовать (местные власти, бюджетные и казенные учреждения). А вот в г. Кушве уполномоченный орган помогает только четырем определенным заказчикам.
  4. Предмет централизованной закупки. Лекарственные препараты приобретаются централизованно через Минздрав на основании сводной заявки-потребности (Приказ Минздрава № 357 от 10 октября 1996 г.). По закупкам программного обеспечения главным органом выступает Минкомсвязи (Постановление Правительства РФ № 658 от 8 июня 2018 г.), а проводит торги Казначейство.

Возникает вопрос: «А кто осуществляет надзор за правильностью проведения централизованных закупок, соблюдением всех норм и требований?». Как ни странно, но в 44-ФЗ нет ответа на этот вопрос. Но в ч.5 ст.38 говорится, что контрактная служба заказчика (контрактный управляющий) несет ответственность за полномочия, которые не были делегированы центральному ведомству. Следовательно, контроль за данными процедурами должен осуществляться в общем режиме, и исходя из того, что у заказчика и центра разный функционал.

Ответственность за нарушение законодательства

Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за нарушение законодательства в сфере госзакупок (на основании ч. 1 ст. 107 44-ФЗ). Они могут быть привлечены к таким видам наказаний, как уголовная, административная ответственность, а также к дисциплинарному взысканию.

На основании ст. 2.4 КоАП лица, которые берут полномочия по обеспечению государственных и муниципальных нужд, могут приравниваться к должностным лицам. На основании ч. 11 ст. 26 44-ФЗ к деятельности уполномоченных инстанций могут применяться положения этого закона, регулирующие права и обязанности заказчика, а также его контрольную и мониторинговую деятельность в сфере госзакупок.

По вопросу включения в извещение о закупках необоснованных требований со стороны уполномоченного органа на сегодня не сложилось однозначной практики.

С жалобой на действия уполномоченного органа может обратиться любой участник закупки, чьи права и законные интересы были нарушены. По результатам рассмотрения жалобы территориальное подразделение ФАС может вынести предписание об устранении нарушений или принять решение о привлечении уполномоченного органа к административной ответственности.

Таким образом, на основании ч. 1 ст. 26 44-ФЗ заказчик вправе передать определенные полномочия по закупке необходимых товаров, работ и услуг в адрес уполномоченного органа. Такой орган может быть создан в виде муниципального органа, казенного учреждения и государственного органа власти.

Источники
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/upolnomochennyy-organ-zakazchika-v-sfere-zakupok-po-44-fz-/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/polnomocia-organa.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5f874fc25d4c7f7c3b059c2d/centralizovannye-zakupki-po-44fz-chto-eto-takoe-kogda-i-kem-oni-provodiatsia-5fe9b4b2de81402ba86962c6
  • https://pravo.team/zakupki/44/upolnomochennui-organ.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах