- Цели таможенного контроля
- Классификация деятельности таможенных органов
- Зона таможенного контроля
- Таможенная проверка: что это
- Виды таможенных процедур ТК ЕАЭС
- Экспорт и импорт
- Реэкспорт и реимпорт
- Временные ввоз и вывоз
- Процедуры переработки
- Таможенный склад
- Таможенный транзит
- Свободная таможенная зона, свободный склад
- Беспошлинная торговля
- Уничтожение
- Отказ в пользу государства
- Специальная таможенная процедура
- Виды таможенных проверок
- Камеральная таможенная проверка
- Выездная проверка
- Плановая выездная таможенная проверка
- Внеплановая выездная таможенная проверка
- Что такое камеральная проверка на таможне
- Регулирующее законодательство
- Сущность камеральной проверки
- Сведения, проверяемые при таможенной процедуре
- Особенности таможенного контроля и полномочия таможенной службы
- Права и обязанности таможенников при проверке
- Права и обязанности проверяемых
- Особенности таможенной проверки и ее виды
- Процесс проведения камеральной таможенной поверки
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Запрос информации и документов
- Заключительный этап
- Результаты
- Оформление итогов
- Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки
- Срок хранения
- Распространенные вопросы и ответы
- Заключение
Цели таможенного контроля
Первоочередная цель таможенного наблюдения – защита экономики. Если рассматривать на микроуровне, она разбивается еще на 4 пунктов:
- Перемещение товаров (Т.) в соответствии с таможенной декларацией.
- Контроль использования Т. по заданным нормам (например, перевоз лекарств).
- Проверка достоверности паспортных и товарных данных.
- Контроль за соответствием закону действий лиц, совершающих перевоз Т.
Классификация деятельности таможенных органов
Процедуры, проводимые таможенниками можно классифицировать так:
Объекты таможенного контроля:
- Проверка Т;
- Проверка транспортных средств.
Направления (для Таможенного Союза):
- Контроль ввозимого Т. в ТС;
- Контроль вывозимого Т. из ТС.
Также процедуры можно разделить на временные классы. Основными видами срокового контроля являются:
- Мероприятия, проводимые до ввоза товара.
- Текущие процедуры.
- Последующие процедуры, которые проводятся после ввоза товара.
Зона таможенного контроля
Постоянные зоны таможенного контроля – это конкретные огражденные территории, отделенные от другого пространства. Здесь расположены места для хранения, парковки, ангары, здания администрации и таможни.
Доступ гражданских сюда возможен только через специальные пункты. ЗТК может быть постоянной (ПЗТК) или временной. Сотрудник таможни вправе остановить транспорт и провести его досмотр.
Таможенная проверка: что это
Значение термина представляет собой процедуру по досмотру товаров, проверке подлинности документов по контролю транспортных средств с целью выполнения требований таможенных правил.
Проверки эти осуществляются с целью наблюдения затем, чтобы были соблюдены законодательные нормы как юридическими, так и физическими лицами.
Виды таможенных процедур ТК ЕАЭС
Негласно режимы делят на 4 группы:
- основные;
- экономические;
- завершающие;
- специальные.
Основные режимы наиболее востребованы. С их помощью покупают иностранные товары или продают российские за границу. В их числе:
- выпуск для внутреннего потребления;
- экспорт;
- таможенный транзит.
Чуть сложнее экономические режимы. Они включают:
- переработку на и вне таможенной территории, для внутреннего потребления;
- тамож. склад;
- временный ввоз (допуск);
- свободный склад.
Завершающие процедуры требуются, чтобы довести до конца процессы, начатые после временного вывоза или ввоза, переработки на (вне) таможенной территории. Другие режимы из этой группы направлены на одномоментное завершение деятельности в одностороннем порядке, когда груз конфискуют — «отказ в пользу государства», либо уничтожают — «уничтожение»:
- реэкспорт;
- реимпорт;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства.
Особенность специальных режимов в том, что условия для них оговариваются отдельными законодательными актами. К примеру, странами-участницами ЕАЭС заключены межгосударственные соглашения, в которых сказано, что участники ВЭД, зарегистрированные на их территориях, имеют право на беспошлинную торговлю в пределах ТС.
Похожий международный договор действует между странами СНГ, где участники ВЭД из одного государства (при соблюдении определенных условий) вправе беспошлинно ввозить товары на территорию другого государства СНГ:
- временный вывоз;
- специальная тамож. процедура;
- беспошлинная торговля;
- свободная тамож. зона.
К самым популярным режимам относятся выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, временные ввоз и вывоз.
Экспорт и импорт
Глава 21 «Таможенная процедура экспорта» ТК ЕАЭС регулирует экспортные операции с территории ТС. Декларант вправе поместить товар под эту процедуру даже в том случае, когда по нему изначально был заявлен временный вывоз. В ходе экспорта требуются уплата ввозных пошлин и соблюдение мер нетарифного регулирования. Предмет продажи при этом теряет статус товара ТС.
Глава 20 «Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления» ТК ЕАЭС содержит правила проведения импортных операций. Товары, помещенные под режим «импорт», находятся и используются на территории ТС без каких-либо ограничений. От участника ВЭД требуется уплата налогов и пошлин. При применении мер нетарифного регулирования предоставляют документы, подтверждающие соблюдение требований.
Реэкспорт и реимпорт
Режиму реэкспорта посвящена глава 32 ТК ЕАЭС. Он позволяет закупать иностранные товары по низким ценам и перепродавать их по более высокой стоимости. Его применяют для возврата закупки продавцу при обнаружении у товара брака или несоответствия условиям.
Помещение товаров в режим реэкспорта имеет ряд ограничений, которые важно учитывать.
Запрещается:
- осуществлять реэкспорт товаров, если они пробыли на территории страны дольше года;
- выполнять его, если на территории ТС производился ремонт товаров, подлежащих реэкспорту, либо они были использованы там;
- производить реэкспорт товаров, если они не имеют всей документации;
- делать реэкспорт продукции, если тамож. органу не удается идентифицировать ее.
О реимпорте сказано в 31 главе ТК ЕАЭС. Этот режим позволяет вернуть обратно товар, вывезенный с территории союза в регламентированные сроки без уплаты пошлин, ввозных таможенных налогов и применения мер нетарифного контроля. Иными словами, это процесс, когда товар хотели продать за границу и даже вывезли из РФ, но по каким-то причинам вернули обратно.
Нельзя поместить под реимпорт следующие типы товаров:
- продукцию, ранее вывезенную из РФ в режиме экспорта, в соответствии с прочими типами таможенного режима;
- предметы, запрещенные законодательством к вывозу за пределы РФ или к ввозу.
Временные ввоз и вывоз
Временный ввоз регламентирован главой 29 ТК ЕАЭС. Товары, помещенные под этот режим, пропускают на территорию ТС лишь на ограниченный срок. Он прописывается в документах декларанта и зависит от условий контракта, но в любом случае не превышает 2 года. Декларанта условно, полностью или частично освобождают от ввозных пошлин и налогов.
Справка. Под эту процедуру не попадают пищевые продукты и напитки, табак, алкоголь, отходы и товары, запрещенные для ввоза.
Временный вывоз представлен в главе 30 ТК ЕАЭС. Режим определяет порядок применения российских товаров вне территории ТС в определенный срок. Декларант, использующий его, освобожден от уплаты налогов и пошлин. Предметы сделки утрачивают статус товаров ТС.
Временный вывоз нельзя оформить на пищевые продукты, напитки, акцизную продукцию, расходные материалы, отходы. Все товары должны сохранять первоначальное состояние, кроме естественного износа. Допускается осуществить реимпорт груза.
Процедуры переработки
В ТК ЕАЭС выделено 3 вида процедуры переработки: на таможенной территории, вне ее и для внутреннего потребления.
В главе 24 ТК ЕАЭС «Тамож. процедура переработки на таможенной территории» сказано, что груз, который ввозится на территорию ТС, проходит там переработку и уезжает уже готовым. Декларант при этом не уплачивает пошлину, а товар сохраняет иностранный статус (как до ввоза, так и после).
К грузу в зависимости от его содержания применяют ряд процедур: переработку, монтаж, сборку, подгонку, ремонт, выращивание животных, древесных и других кустовых пород, копирование и размножение информации и т. п.
Примечание. Все, что осталось после переработки, помещают под тамож. процедуры.
Глава 25 «Таможенная процедура переработки вне тамож. территории» ТК ЕАЭС гласит: продукция направляется для переработки в другие страны вне территории ТС на ограниченный период. За транспортировку не придется платить вывозные пошлины. Продукция после фактического вывоза из ТС утрачивает статус товаров союза.
В главе 26 «Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления» ТК ЕАЭС говорится, что иностранные товары требуются для окончания процедур по переработке на территории ТС. За привезенный груз не уплачиваются ввозные пошлины. Импортные товары в результате теряют первоначальные свойства.
Срок действия процедуры назначается в зависимости от времени, которое потребуется для завершения переработки.
Таможенный склад
В главе 23 «Таможенная процедура тамож. склада» ТК ЕАЭС уточняется, что этот режим используют только для иностранных товаров со сроком годности не более 180 дней. Меры нетарифного регулирования не соблюдаются и пошлина не оплачивается при его использовании в момент ввоза. Однако потом груз помещают под таможенный контроль до 3 лет. Продукция сохраняет статус иностранного товара.
Выделяют 2 вида складов:
- открытые (доступны для хранения любых товаров и использования лицами, обладающими полномочиями в отношении продукции);
- закрытые (предназначены для хранения груза владельца этого склада).
Таможенный транзит
Выбор процедуры из главы 22 «Таможенная процедура тамож. транзита» ТК ЕАЭС требуется, когда декларанту нужно просто перевезти груз через страну, чтобы добраться до пункта назначения. Пошлины в этом случае не платят, но вносят сумму обеспечения уплаты налогов (эти средства возвращают плательщику после того, как груз покинет страну).
Свободная таможенная зона, свободный склад
Оба режима схожи между собой. Импортированный груз некоторое время находится под контролем сотрудников таможни и хранится на специальных площадках. За товар не платят пошлины. Порядок процедур принимается международными договорами государств-членов ТС.
Беспошлинная торговля
Она проводится в соответствии с главой 33 «Тамож. процедура беспошлинной торговли» ТК ЕАЭС. Товары продаются в розницу в магазинах и точках беспошлинной торговли (Duty free) физлицам, выезжающим с территории ТС. Предметы торговли освобождены от налогов. Декларантом становится собственник магазина, в котором проводится торговля.
Уничтожение
В главе 34 «Таможенная процедура уничтожения» ТК ЕАЭС сказано, что товары ликвидируются под контролем сотрудников таможни. За продукцию не платят пошлины и налоги. Процедура включает обезвреживание, полное или частичное уничтожение.
Важно! Ликвидация проводится за счет декларанта, поместившего груз под этот режим.
Если товар способен навредить природе или здоровью населения, его не уничтожают. Оставшиеся после процедуры отходы, которые подлежат использованию, декларируют. В противном случае их обезвреживают, закапывают либо утилизируют иным способом.
Отказ в пользу государства
Эта процедура проводится согласно главе 35 «Таможенная процедура отказа в пользу государства» ТК ЕАЭС. Иностранные товары передаются в собственность государства безвозмездно. Пошлина не оплачивается. Продукция приобретает статус товара ТС.
Специальная таможенная процедура
Согласно главе 36 ТК ЕАЭС, условия процесса устанавливаются законами государства. При этом учитывается категория товаров.
Виды таможенных проверок
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.
Камеральная таможенная проверка
Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности проверяемых лиц.
Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.
В ходе камеральной проверки инспекторы сверяют данные, полученные при совершении таможенных операций, с данными бухгалтерского учета и другой информацией, содержащейся в документах фирмы.
Периодичность проведения камеральных проверок не ограничена.
При проведении камеральной таможенной проверки должностные лица пользуются правами, предусмотренными статьей 335 Таможенного кодекса ЕАЭС «Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки».
Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании. По результатам подготовительной работы ответственные подразделения таможенного органа составляют докладную записку, на основании которой его руководитель принимает решение о проведении камеральной таможенной проверки. Это решение оформляется в виде резолюции на докладной записке, дата наложения которой и является датой начала проверки.
Таким образом по результатам проведения камеральной таможенной проверки, в том числе при непредставлении участника ВЭД по требованию таможенного органа в установленный срок документов и сведений, может назначаться выездная таможенная проверка.
Выездная проверка
Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, либо в место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя.
Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:
- плановая выездная таможенная проверка;
- внеплановая выездная таможенная проверка;
- встречная внеплановая выездная таможенная проверка.
Также, в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС, могут устанавливаться дополнительные виды выездных таможенных проверок, основания, сроки и особенности порядка проведения таких проверок.
Выездная таможенная проверка назначается руководителем (начальником) таможенного органа, определяемого в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, уполномоченным им заместителем руководителя (заместителем начальника) таможенного органа либо замещающими их лицами путем принятия решения (выдачи предписания) о проведении выездной таможенной проверки.
Решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки содержит следующие сведения:
- дата и регистрационный номер этого решения (предписания);
- вид выездной таможенной проверки;
- наименование таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку;
- основание для назначения выездной таможенной проверки — ссылка на план (график) проверок либо на основание для проведения проверки, в соответствии с таможенным законодательством;
- наименование (фамилия, имя и отчество) проверяемого лица, его место нахождения, его идентификационные или регистрационные номера;
- фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку;
- фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, привлекаемых для участия в проведении выездной таможенной проверки;
- предмет выездной таможенной проверки;
- иные сведения, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам проведения таможенного контроля в иных формах, а также по результатам проведения камеральной таможенной проверки.
Плановая выездная таможенная проверка
Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами, они публикуются на сайте ФТС.
Для включения в план проверки проверяемых лиц отбирают на основании информации, полученной:
- из результатов проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров;
- из информационных ресурсов таможенных органов;
- по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных;
- от государственных органов;
- от банков;
- от таможенных и других контролирующих государственных органов государств – членов ЕАЭС;
- от вышестоящего таможенного органа либо таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров;
- из средств массовой информации;
- из других источников официальным путем.
Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся не чаще одного раза в год, в отношении уполномоченных экономических операторов – один раз в три года.
Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.
Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления о проведении плановой выездной таможенной проверки проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.
Внеплановая выездная таможенная проверка
Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.
Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных:
- данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов, которые свидетельствуют о возможном нарушении таможенного законодательства;
- информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС;
- заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
- представление уполномоченным экономическим оператором таможенному органу информации об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов о находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружениях, помещениях или открытых площадках, предназначенных для временного хранения товаров;
- обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом ЕАЭС, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с иностранным лицом;
- поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов ЕАЭС по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;
- поручение таможенного органа одного государства-члена ЕАЭС, данного таможенному органу другого государства-члена ЕАЭС, о проведении выездной таможенной проверки у лица, созданного и зарегистрированного в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого направлено поручение по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и (или) 3 пункта 3 статьи 373 Таможенного кодекса ЕАЭС;
- иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная внеплановая выездная таможенная проверка у лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого проводится выездная таможенная проверка, и связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.
Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки.
Отказ проверяемого лица от получения решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки не является основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата внесения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки записи об отказе в получении этого решения (предписания).
Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица, лицу, замещающему руководителя, либо представителю проверяемого лица свои служебные удостоверения.
В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения (дополнения) в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.
Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен на 1 месяц по решению таможенного органа, который проводит такую проверку.
При необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, проведения таможенной экспертизы, направления запросов в компетентные органы государств-членов или государств, не являющихся членами ЕАЭС, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов ЕАЭС, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя таможенного органа либо замещающих их лиц.
Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 9 месяцев, если более продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов ЕАЭС.
Результаты проведения выездной таможенной проверки оформляются путем составления таможенного документа.
В таможенном документе, составляемом при оформлении результатов проведения выездной таможенной проверки, указываются следующие сведения:
- место и дата составления этого документа;
- регистрационный номер этого документа;
- наименование таможенного органа, проводившего выездную таможенную проверку;
- основание для назначения выездной таможенной проверки — ссылка на план (график) проверок либо на основания, предусмотренные в таможенном кодексе ЕАЭС;
- дата и номер решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки;
- вид выездной таможенной проверки;
- наименование (фамилия, имя и отчество) проверяемого лица, его место нахождения или место фактического осуществления деятельности, его идентификационные или регистрационные номера;
- фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц таможенного органа, проводивших выездную таможенную проверку;
- фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, привлеченных для участия в проведении выездной таможенной проверки;
- даты начала и завершения проведения выездной таможенной проверки, а в случае приостановления проведения или продления срока проведения выездной таможенной проверки также указываются периоды такого приостановления или продления;
- виды проверенных документов;
- сведения о формах таможенного контроля, иных действиях, проведенных в ходе выездной таможенной проверки;
- описание выявленных фактов, свидетельствующих о нарушениях международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС, с указанием положений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС, требования которых были нарушены, либо сведения об отсутствии таковых;
- выводы по результатам проведения выездной таможенной проверки;
- иные сведения, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Что такое камеральная проверка на таможне
Рассматриваемая процедура предполагает изучение, а также анализ данных, которые содержатся в декларациях и прочих документах, имеющихся у проверяемых лиц, информации контролирующих структур государств, входящих в ТС, а также иных документов и данных, которыми располагают таможенные органы, о деятельности соответствующих лиц (п. 1 ст. 131 ТК ТС).
Камеральная проверка на таможне проводится соответствующими органами по месту их расположения, без организации выезда к лицу, подлежащему проверке (в этом, в частности, состоит отличие рассматриваемого типа проверки от выездной), а также без оформления документов, подтверждающих назначение данной процедуры (п. 2 ст. 131 ТК ТС).
Камеральные проверки на таможне могут проводиться с любой периодичностью (п. 3 ст. 131 ТК ТС).
Регулирующее законодательство
Камеральная таможенная проверка как юридическая категория введена Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), который вступил в силу 6 июля 2010 года и начал действовать на единой таможенной территории России, Беларуси и Казахстана. В связи с тем, что ТС стал структурой в составе более масштабного межгосударственного объединения — ЕАЭС, в которое вступило еще несколько государств, данный кодекс планируется заметить новым документом, юрисдикция которого будет распространяться на все страны ЕАЭС.
Так, 18.12.2014 проект Таможенного кодекса ЕАЭС был направлен на рассмотрение в правительства государств, входивших на тот момент в ТС и Единое экономическое пространство (с 2015 года — ЕАЭС).
Первоначально предполагалось, что вступление в силу нового ТК ЕАЭС произойдет 01.07.2017 (договор о ТК ЕАЭС от 11.04.2017). Но впоследствии Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) сообщила о переносе указанного срока на 01.01.2021.
В новом Таможенном кодексе (ТК ЕАЭС) предусматривается:
- упрощение таможенных процедур для бизнеса;
- перенос ряда полномочий на уровень ЕЭК;
- применение современных информационных технологий (отказ от бумажных деклараций и необходимости представления пакета сопроводительных документов к ним);
- минимизация физического контакта участников ВЭД с должностными лицами и др.
Но пока новый Таможенный кодекс ЕАЭС не вступил в силу, действующим источником права, регулирующим процедуру камеральной таможенной проверки, является ТК ТС (в ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного совета ЕАЭС на уровне глав государств от 27.11.2009). Основные положения, относящиеся к рассматриваемой процедуре, содержатся в гл. 19 ТК ТС.
Сущность камеральной проверки
Камеральная таможенная проверка производится таможенными органами, для контроля требований, установленных законами Таможенного союза и законодательством стран, входящих в это союз.
Порядок проведения камеральной таможенной проверки регламентирован в главе 19 ТК.
Таможенная проверка осуществляется в отношении:
- декларанта,
- таможенного представителя,
- таможенного перевозчика,
- магазинов, которые торгуют беспошлинным товаром,
- лица, которое осуществляет временное хранение товара,
- лица, которое нарушило ТК или незаконно перемещало товар через границу,
- иных лиц, участвующих в сделках с товарами, на которые распространяется таможенная процедура.
Сведения, проверяемые при таможенной процедуре
Во время камеральной таможенной проверки таможенными органами проверяются следующие сведения:
- помещен ли товар под таможенную процедуру,
- достоверны ли сведения о товаре в декларации и прочих документах,
- соблюдаются ли ограничения по использованию товара, который был выпущен условно,
- соблюдались ли требования, лицами, которые осуществляют деятельность в таможенной сфере,
- соответствуют ли всем условиям лица, которым присвоен статус уполномоченного представителя,
- соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров,
- иные требования, которые предусмотрены ТК
Во время проверки сопоставляют данные которые содержатся на предоставленных документах и прочих документах, предоставленных таможенным органам с бухгалтерской отчетностью, счетами компании и другой информацией, полученной в установленном порядке. Помимо этого, таможенными органами могут использоваться и иные формы контроля.
Помимо таможенных органов в камеральной таможенной проверке могут участвовать и другие контролирующие органы.
По итогам камеральной проверки производится принятие решения по выявленным результатам. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то таможенными органами применяются соответствующие меры. Акт о проведенной таможенной проверке выписывается в двух экземплярах, второй высылается проверяемому лицу и должен там хранится в течении установленного срока.
Особенности таможенного контроля и полномочия таможенной службы
Товарооборот между странами жестко регламентируется и контролируется таможенными службами. Читайте также статью ⇒ “Особенности бухгалтерского учета внешне-экономической деятельности ( ВЭД)“. Существует целый ряд мер, которые позволяют исполнительным органам власти контролировать процесс передвижения товаров, следить за правомерностью данного процесса, а также ограничивать ввоз запрещенных товаров на территорию нашей страны. При пересечении границы товары подпадают под таможенный контроль, которые представляют собой набор обязательных действий со стороны исполнительных органов власти:
- Изучение и проверка документов, касающихся непосредственно перевозимых товаров. Все документы должны соответствовать установленной форме, бумаги должны давать все необходимую правовую информацию и давать надлежащие представление о товаре и т.д.
- Проводить осмотр и ревизию ввозимых/вывозимых товаров, которые должны соответствовать заявленной информации в документах.
- Введение таможенного учета товаров, а также транспортных средств, осуществляющих перевозку данных товаров.
- Также в качестве контроля со стороны органов исполнительной власти входит осмотр складов и технических помещений, предназначенных для хранения товаров, проверка финансово-хозяйственного состояния организаций, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, проведение бесед с должностными лицами для сбора необходимой информации и т.д.
Права и обязанности таможенников при проверке
В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:
- Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):
- коммерческие и транспортные документы;
- данные бухгалтерского учета и отчетности;
- иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
- Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:
- владеющих;
- пользующихся;
- перевозящих;
- реализующих;
- перерабатывающих такие товары.
- Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
- Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
- Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
- Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
- Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.
В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:
- соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
- полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
- обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
- соблюдать служебную этику;
- сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
- представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС
Права и обязанности проверяемых
ПЛ в ходе ТП вправе:
- получать у ТО информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства государств ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
- представлять имеющиеся в его распоряжении документы и данные, подтверждающие соблюдение международных договоров и актов, регулирующих правовые нормы таможенного и других законов стран ЕАЭС;
- обжаловать решения, действия или бездействие ТО в порядке, установленном законами государств ЕАЭС;
- пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством государств ЕАЭС ();
- после получения акта ТП, с разрешения начальника или заместителя начальника ТО, знакомиться с материалами ТП, не содержащими охраняемую законодательством ЕАЭС тайну, а если представление ПЛ указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами ТП, содержащими такие сведения;
- в порядке, предусмотренном ст. 237 Закона № 289-ФЗ, представить в ТО возражения по акту ТП ().
ПЛ в процессе ТП обязано:
- представлять по требованию ТО в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также и на ином носителе;
- представлять должностным лицам ТО, проводящим ТП, перевод документации в случае, если необходимая в целях ТП документация составлена на языке, отличном от государственного языка страны ЕАЭС, ТО которого проводит ТП;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств — членов ЕАЭС (ст. 336 ТК ЕАЭС).
Особенности таможенной проверки и ее виды
В целом таможенный контроль является рядовой процедурой, которая распространяется на все возимые и вывозимые из страны товары и транспортные средства. Читайте также статью ⇒ “Уплата косвенных налогов: импортные операции, сроки уплаты“. Данная процедура знакома всем организациям, занимающимися экспортно-импортными операциями, без исключений. После завершения основной процедуры контроля, когда товар может быть выпущен в обращение, исполнительные органы власти имеют права организовать плановую либо неплановую проверку, которая может быть в виде:
- Выездной таможенной проверки, которая проходит на территории нахождения самого юридического лица. Прежде чем организовать данный вид проверки таможенная служба готовит ряд вопросов, на которые необходимо получить разъяснения со стороны самой организации.
- Камеральной таможенной проверки проходит удаленно посредством изучения уже имеющихся документов и материалов, в некоторых случаях таможенные службы могут запросить недостающую информацию.
Описанные выше мероприятия также относят к разновидностям таможенного контроля, но они не являются обязательной мерой. Их скорее можно отнести к вынужденным мерам по обеспечению соблюдения законодательства при выявлении или предотвращении возможных нарушений.
Процесс проведения камеральной таможенной поверки
Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.
Наименование этапа | Описание |
Подготовительный этап | Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение. |
Основной этап | На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб. |
Запрос информации и документов | Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде. |
Заключительный этап | На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы. |
Законодательством запрещено проведение повторной камеральной таможенной проверки в отношении одних и тех же товаров, принадлежащих юридическому лицу.
Подготовительный этап
Камеральная ТП проводится на основании изучения и анализа сведений, содержащихся в:
- таможенных декларациях;
- коммерческих, транспортных и иных документах, представленных ПЛ при совершении таможенных операций или по требованию ТО;
- документах и сведениях государственных органов стран ЕАЭС;
- других документах и сведениях, имеющихся на таможне и касающихся ПЛ (п. 1 ст. 332 ТК ЕАЭС).
Основной этап
Камеральная ТП назначается начальником либо заместителем начальника ТО, который проводит ТП.
Период камеральной ТП не превышает 90 календарных дней со дня направления ПЛ уведомления о ТП. В указанный срок не включается время между датой направления ПЛ требования о представлении сведений и датой их получения ТО.
Запрос информации и документов
Камеральную ТП продлевают на 120 календарных дней при необходимости:
- проведения таможенной экспертизы;
- направления требований третьим лицам (ст. 335 ТК ЕАЭС)
- направления запросов, требований, поручений: согласно , п. 7 ст. 340, п. 7 ст. 371, пп. 3 п. 1 ст. 335 ТК ЕАЭС и ст. , , ; в компетентный орган другого государства ЕАЭС или страны, не входящей в ЕАЭС; в ТО других государств ЕАЭС согласно .
Справка. Допускается однократное продление в рамках одной камеральной ТП, утверждаемое начальником либо заместителем начальника ТО, проводящего ТП, с уведомлением ПЛ о сроке и причине продления.
Заключительный этап
Датой завершения ТП считается дата составления акта ТП в электронном виде или в двух экземплярах на бумажном носителе. Акт утверждается начальником или заместителем начальника ТО, проводившего проверку, не позднее трех рабочих дней со дня его составления.
Выводы по результатам проведения камеральной ТП должны содержать в том числе информацию о предполагаемых суммах пошлин, подлежащих начислению и уплате.
ПЛ не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта ТП вправе представить в ТО в письменном виде возражения по акту ТП в целом или по его отдельным положениям, а также информацию об отсутствии возражений.
Если возражения по акту ТП представлены или направлены ПЛ по истечении 15 рабочих дней либо при направлении заказным почтовым отправлением после шестого рабочего дня со дня, следующего за днем окончания срока представления возражений, такие возражения не учитываются при принятии решений по результатам ТП и передаются ТО, проводившим ТП, в вышестоящий ТО для рассмотрения вопроса о ведомственном контроле согласно .
По акту ТП при наличии оснований, предусмотренных ТК ЕАЭС и , ТО принимает решение в сфере таможенного дела, за исключением случаев, когда в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту ТП, назначают новую ТП.
Результаты
Как оформляются результаты и принимаются решения по окончании таможенной проверки, подробно рассказывает ст. 237 ФЗ-289. Обратим внимание на основные положения этой статьи:
- Результаты проверки отражаются в акте. Он составляется в 2-х экземплярах. Дата его составления – это дата окончания проверки.
- Акт должен быть утвержден руководителем таможенного органа не позднее чем через 3 рабочих дня после оформления, а вручен проверяемому лицу – через 5 дней, под роспись.
- Получение акта проверки проверяемым лицом фиксируется по тем же правилам, что и получение решения о проверке.
- В течение 15 рабочих дней после получения проверяемый может направить в таможенный орган свои письменные возражения, касающиеся содержания акта. В течение 10-дневного срока (в рабочих днях) с момента поступления возражений таможенный орган обязан дать на них письменный ответ по существу.
Оформление итогов
Когда проверка завершается, обе стороны подписывают соответствующий документ. В данном случае это Акт проверки. Он содержит результаты проведенной проверки, предписание (в случае обнаружения каких-либо несоответствий). Эту документацию подписывают обе стороны.
Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки
Наименование нормативно-правового документа | Номер документа | Описание |
Таможенный кодекс | Статья 111 | Данное положение регламентирует процесс осуществления таможенного контроля посредством проверки документов и иной доступной информации |
Статья 131 | Данное положение регламентирует порядок и основание проведения камеральной проверки со стороны таможенной службы | |
Статья 134 | В данном законопроекте регламентируются полномочия таможенного инспектора при проведении проверки | |
Статья 135 | Данный законопроект будет полезен для организаций, так как регламентирует права юридического лица, проверяемого таможенной службой | |
Статья 136 | Данное положение регламентирует список сторонних организаций, у которых таможенная служба имеет право запрашивать информацию о юридическом лице, проверяемом таможенным инспектором |
Срок хранения
Вся документация, которую могут затребовать таможенные органы, должна храниться у предпринимателя либо компании в течение 3-х лет, а у других участников 5 лет, после окончания того года, в котором документы утратили силу.
Распространенные вопросы и ответы
Вопрос 1. Обязана ли таможенная служба уведомлять юридическое лицо о проведение камеральной таможенной проверке?
Организация получает уведомление при получении запроса о предоставлении необходимой информации в таможенную службу. Данный вид проверки обычно является внутренней проверкой для организации? которой нет необходимости иметь существенные основания. Поэтому специально уведомлять таможенная служба не обязана.
Вопрос 2. Имеет ли право юридическое лицо отказаться от предоставления запрашиваемых сведений?
При проведении проверки инспектор в первую очередь запрашивает информацию у сторонних организаций, таких как налоговая служба, банки и т.д. Обращение непосредственно к организации является скорее крайней мере при недостатке информации. Когда организация получает запрос от таможенной службы, она не имеет право проигнорировать его, но для избежания проблем лучше чтобы исполнение сопровождал юрист. Если запрос сформулирован не точно, организация имеет право направить ответ с просьбой уточнить какие сведения необходимы.
Заключение
Проведение проверочных мероприятий таможенными органами является стандартной процедурой для тех, кто участвует в экономической деятельности. Если законодательство полностью соблюдено, документация правильно оформлена, причин для беспокойства у предпринимателя нет.
- https://vedinform.com/business/rastamozhka/tamozhennyj-dosmotr-i-kontrol-tk-eaes-ego-vidy-formy-tehnicheskie-sredstva-i-mery-provedeniya-proverki.html
- https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/tamozhennaya-proverka/
- https://tlkz.ru/spravochnaya/tamozhennyj-kodeks.html
- https://xn--24-dlci8j.xn--p1ai/organizaciya-tamozhennogo-kontrolya-lekciya-12-vidy-tamozhennyx-proverok.html
- https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/kameralnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_kameralnoj_tamozhennoj_proverki/
- https://spravochnick.ru/tamozhennoe_delo/kameralnaya_tamozhennaya_proverka/
- https://online-buhuchet.ru/kameralnaya-tamozhennaya-proverka/
- https://prava.expert/tamozhennoe/kameralnaya-tamozhennaya-proverka.html
- https://assistentus.ru/proverki/poryadok-provedeniya-tamozhennyh-proverok/