Постановление Правительства РФ №832 по Федеральному закону №44-ФЗ: ограничения в отношении пищевых продуктов, правила для участников

Содержание
  1. Что регулирует Постановление Правительства РФ №832
  2. Сущность документа
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. N 832 г. Москва “Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
  4. Участие в тендерных процедурах, проводимых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 832 (ПП РФ 832)
  5. Допуск к закупкам отдельных пищевых продуктов, в отношении которых устанавливаются ограничения
  6. Порядок применения Постановления заказчиками
  7. Правила для поставщика при участии в закупках с ограничениями
  8. Отклонение или допуск продукции
  9. Пример аукциона на поставку рыбы. Основание отклонения Постановление правительства 832 (ПП РФ 832)
  10. Пример аукциона на поставку телятины Основание отклонения Постановление правительства 832 (ПП РФ 832)
  11. Пример аукциона на поставку творога. Основание отклонения Постановление правительства 832 (ПП РФ 832)

Что регулирует Постановление Правительства РФ №832

Постановление Правительства №832 от 2016 года вступило в силу 3 сентября 2016 года. Оно устанавливает особенные правила для допуска отдельных пищевых товаров в ходе проведения закупочных мероприятий в рамках 44-ФЗ.

Данный нормативный акт ограничивает доступ на рынок государственного заказа для поставщиков, которые предлагают импортные продукты питания. Такие заявки подлежат отклонению, если участники предоставили минимум 2 предложения по поставкам российской продукции или товаров ЕАЭС.

Но если все поданные заявки не отвечают указанным условиям, то все поставщики допускаются до участия в торгах.

Положения документа распространяются на всех заказчиков, работающих по 44-ФЗ, и у которых возникает необходимость в закупках пищевой продукции. Указанное Постановление неприменимо в следующих случаях:

  • для осуществления закупочной процедуры закрытого типа, согласно 44-ФЗ;
  • при применении неконкурентных способов закупок (закупок у единственного поставщика</span>);
  • при закупках товаров на территории иностранного государства</strong>;
  • в рамках проведения торгов по ст. 75 44-ФЗ (с целью обеспечения собственных нужд).

Сущность документа

Государственные и муниципальные заказчики обязаны учитывать постановление , которое ограничивает возможность закупки иностранных продуктов питания. Оно направлено на стимулирование экономики и поддержку отечественных производителей.

В Постановление регулярно вносятся правки. Последние датированы 25 мая 2019 г. Постановление опирается на нормы ст. 14 44-ФЗ, где установлен национальный режим при проведении закупки.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. N 832 г. Москва “Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

В соответствии со статьей 14 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – перечень).

2. Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов пищевых продуктов, включенных в перечень, заказчик отклоняет от участия в конкурентных способах определения поставщиков все заявки (окончательные предложения) на участие в определении поставщика (далее – заявка), содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно:

содержат предложения о поставке видов пищевых продуктов, являющихся объектом закупки и включенных в перечень, страной происхождения которых являются государства – члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида пищевых продуктов одного производителя.

3. Подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

4. При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными пунктом 2 настоящего постановления, не допускается замена продукта пищевого на:

пищевой продукт, страной происхождения которого не является государство – член Евразийского экономического союза;

пищевой продукт другого производителя, предложение о поставке которого содержалось в заявках, которые не были отклонены в соответствии с ограничениями, установленными пунктом 2 настоящего постановления, при заключении данного контракта.

5. Установленные настоящим постановлением ограничения допуска пищевых продуктов, включенных в перечень, не применяются в следующих случаях:

размещение извещений об осуществлении закупок пищевых продуктов, включенных в перечень, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом осуществлены до вступления в силу настоящего постановления;

закупки пищевых продуктов, включенных в перечень, осуществлены заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Участие в тендерных процедурах, проводимых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 832 (ПП РФ 832)

Постановлением Правительства от 22.08.2016 г. № 832 (далее ПП 832 или Постановление правительства 832) ограничивает допуск отдельных видов продуктов иностранного на российский рынок. Данным ПП на период до 1 июля 2019 г. установлен ограничительный перечень, куда вошли: продукция из рыбы свежая, охлажденная или мороженая, ракообразные, моллюски, соль пищевая, говядина, телятина, свинина парные, субпродукты, мясо крупного рогатого скота, масло сливочные, пасты масляные, сыры, творог, молоко и сливки, сахар свекловичный, тростниковый, рафинированный и пр. Распространяется оно только на конкурентные закупки, так что закупки у единственного поставщика заказчик может осуществлять без ограничений.

Допуск к закупкам отдельных пищевых продуктов, в отношении которых устанавливаются ограничения

Постановление содержит конкретный перечень товаров, на которые распространяет свое действие Постановление. В утвержденный перечень товаров, работ и услуг регулярно вносят изменения, последние из них были внесены в июле 2019 года через принятие Постановления Правительства №660.

Сегодня в перечень продуктов, которые подпадают под действие Постановления Правительства №832, включены 23 группы товаров. Государственными учреждениями должны учитываться ограничения при закупках:

  1. Рыбы (свежей, охлажденной, мороженой, приготовленной или консервированной, икры и ее заменителей), подпадающей под коды 10.20.1, 10.20.2.
  2. Ракообразных и моллюсков – 10.20.3.
  3. Соли пищевой (выварочной или йодированной) – 10.84.30.120, 10.84.30.130.
  4. Говядины и телятины парной, остывшей или охлажденной – 10.11.11.110, 10.11.11.120.
  5. Свинины парной, охлажденной, остывшей – 10.11.12.
  6. Субпродуктов КРС – 10.11.20.110.
  7. Мяса КРС замороженного, в том числе для детского питания – 10.11.31.
  8. Замороженной свинины – 10.11.32.
  9. Курицы – 10.12.1.
  10. Птичьих субпродуктов – 10.12.40.120.
  11. Молока и сливок – 10.51.2.
  12. Сливочного масла – 10.51.30.100.
  13. Масляных паст – 10.51.30.200.
  14. Сыра и творога – 10.51.4.
  15. Молока и сливок сгущенных с сахаром – 10.51.51.
  16. Риса шелушеного – 10.61.11.000.
  17. Сахара белого и рафинированного – 10.81.12, 10.81.13.
  18. Вин ликерных, игристых, фруктовых – 11.02.11.110, 11.02.12.120, 11.03.10.110.

Попадающие в список продукты питания дополнительно сопровождают коды по ОК 034-2014. Благодаря им, исключаются неоднозначные трактовки при идентификации продукта.

Заказчикам не стоит объединять в один закупочный лот продукцию из перечня и ту, которая в него не вошла. Но законодательно такой запрет не установлен, на что указывает Минэкономразвития в письме от 2017 года №Д28и-150, а также антимонопольная служба.

Порядок применения Постановления заказчиками

Порядок применения Постановления следующий: государственные учреждения обязаны отклонять заявки с импортными товарами, если при проведении процедуры поступило два и более предложений, отвечающие таким условиям:

  1. Предлагаются отечественные товары и продукция производства ЕАЭС.
  2. Заявки не включают предложения о поставке пищевой продукции одного производителя.

Например, на участие в электронном аукционе поступило три заявки, в первой указаны продукты питания иностранного производства, во второй и третьей – российские производители. В данном случае заказчик может отклонить предложение от иностранного производителя после того, как убедится, что предлагается к поставке российская продукция разного производства (например, молоко от разных молочных комбинатов).

В ситуации, когда на участие в закупке были поданы только заявки, которые не удовлетворяют условиям, то все они допускаются до участия в торгах и не отклоняются.

В процессе исполнения государственного контракта, который подписан по результатам закупки продуктов питания, подпадающих под действие рассматриваемого Постановления, не допускается заменять первоначально предложенный товар на аналоги иного производства. На указанное требование указано в п. 4 Постановления №832.

Ограничение допуска иностранной продукции к закупкам по нормам Постановления №832 в обязательном порядке прописывается в технической документации в ЕИС.

Если пищевые продукты перечислены в правительственном перечне, то заказчик обязан применять установленные ограничения. Но в некоторых ситуациях действие ограничительных мер не применяется. В их числе следующие:

  1. Участники закупки предлагают поставить пищевую продукцию, произведенную на территории ЕАЭС. Такая продукция приравнивается по статусу к российской, и доступ для нее ничем не ограничивается. В ЕАЭС входят такие страны, как Киргизия, Беларусь, Армения, Казахстан.
  2. Закупка осуществляется учреждением, которое работает на территории иностранного государства, и товар нужно закупать для обеспечения текущей деятельности.
  3. Закупка происходит у единственного поставщика неконкурентным способом.
  4. Закупка происходит в закрытом формате.

В остальных случаях ограничения на закупку вводятся в обязательном порядке. Если эти требования не были учтены в процессе закупочной деятельности, то к заказчику в обязательном порядке применяют меры административного наказания в виде штрафа.

Правила для поставщика при участии в закупках с ограничениями

Подтверждение страны происхождения товара происходит в декларативном порядке. При этом наименование страны нужно прописать в заявке, согласно общероссийскому классификатору стран (согласно п. 3 документа). Сама декларация имеет произвольную форму.

В обязательном порядке нужно указать и производителя товаров. Указанная характеристика поможет заказчику определиться с тем, кто из участников предлагает одинаковые товары.

Постановление 832 содержит условия о недопустимости замены товаров, которые были произведены на стадии исполнения контракта, на те, которые были произведены за пределами России и стран ЕАЭС. Также не допускается замена на товары другого производителя, предложение о поставках от которого содержалось в других заявках на участие, но было отклонено (согласно п. 4 документа).

Таким образом, Постановление Правительства №832 ограничивает возможность закупки иностранными заказчиками импортных продуктов питания. Целью его принятия стало стимулирование экономики и поддержка внутреннего производства. При наличии у поставщика двух предложений от поставщиков российской продукции и товаров ЕАЭС остальные заявки на участие отклоняются.

Отклонение или допуск продукции

Ситуации, при которых заказчик должен отклонить заявки на участие или допустить их, проще всего рассмотреть на конкретных примерах.

Пример №1. На участие в конкурсе были поданы три заявки. Заявка №1 – с продуктами российского производства, заявка №2 – с продукцией производства Украины, заявка №3 – с продукцией производства ЕС. В этом случае до закупки нужно допустить все три заявки, так как не было соблюдено требование о том, что не менее двух заявок должно быть с российскими товарами.

Пример №2. На участие в аукционе поступило три заявки. Заявка №1 – с продуктами российского производства, заявка №2 – украинского, заявка №3 – белорусского. В этом случае заявка с товарами украинского производства может быть отклонена, так как белорусские товары по статусу приравниваются к российским.

Пример №3. На участие в электронном аукционе поступило три заявки. В первой части заявки участники указали такие сведения:

  1. Заявка №1 – «Страна производства – Россия».
  2. Заявка №2 – «Страна производства – ЕС».
  3. Заявка №3 – «Страна производства – Россия, Тульский молочный комбинат».
В этом случае заказчик не вправе отказать в участии в торгах ни одному участнику, так как неясно, принадлежат ли российские товары к одному производителю (в первой части заявок не указывают производителя).

По результатам рассмотрения второй части заявок заявку с иностранным производителем могут отклонить.

Пример аукциона на поставку рыбы. Основание отклонения Постановление правительства 832 (ПП РФ 832)

На аукцион на поставку мороженной рыбы было подано 3 заявки. Заказчик все их отклонил, мотивируя своё решение полным отсутствием сведений о стране происхождения товара во всех трех заявках. Один из участников подал жалобу в ФАС. Комиссия ФАС признала отклонение всех трёх заявок неправомерным, поскольку в данном случае применять ПП 832 (Постановление правительства 832) заказчик не имел права, ведь заявки с отсутствующими сведениями о странах происхождения товаров должны были рассматриваться как заявки с предложением зарубежных товаров.

Если же страна происхождения указана в первой части заявки (в формах 2), а декларацию участник не приложил, его предложение также будет рассмотрено как предложение о поставке иностранных товаров. Последствия могут быть разными, в зависимости от наличия информации о странах происхождения товаров в остальных заявках, а также их количества.

Пример аукциона на поставку телятины Основание отклонения Постановление правительства 832 (ПП РФ 832)

На аукцион на поставку парной телятины было подано 3 заявки. Два участника указали страну происхождения в первой части и приложили декларации о происхождении парной телятины во второй части заявки, третий не предоставил информацию о происхождении товара вовсе. Заказчик отклонил его заявку. Обжаловать отклонение в ФАСе участник не стал, ввиду его нецелесообразности.

Если же ФАС ошибочно сделает заключение о применимости/неприменимости ПП 832, дело может дойти до арбитражного суда.

Пример аукциона на поставку творога. Основание отклонения Постановление правительства 832 (ПП РФ 832)

На аукцион на поставку творога было подано 10 заявок. Девять участников указали, что страной происхождения является Россия и приложили декларации происхождения товара, десятый – не сделал ни того, ни другого. Его заявку заказчик отклонил, остальные допустил. Участник оспорил формулировку отклонения (за непредоставление информации о стране происхождения товара) в ФАСе. Комиссия ФАС признала действия заказчика правильными, отметив, что «ПП 832 в данном случае не применяется, поскольку все предложенные товары российского происхождения». Тогда заявитель обратился в арбитражный суд, оспаривая уже неправильную формулировку решения ФАС. Суд установил, что в данном случае решение ФАС противоречит как статье 14 закона 44-ФЗ, так и ПП 832. Ведь ФАС поддержал ошибочную позицию заказчика – заявка подлежит отклонению за то, что не указана страна происхождения товара. Решение комиссии ФАСа было отменено. В то же время само отклонение признано правильным, но по другой причине: в соответствии с ПП 832, поскольку было подано более 2-х заявок с предложением товара российского происхождения. Заказчик понял, что отклонять заявки только за то, что участник не предоставил информации о стране происхождения товара, неправомерно.

При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, не допускается замена продукта пищевого на:

пищевой продукт, страной происхождения которого не является государство – член ЕЭАС;

пищевой продукт другого производителя, предложение о поставке которого содержалось в заявках, которые не были отклонены в соответствии с ограничениями, при заключении данного контракта.

Источники
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/postanovlenie-832.html
  • https://pravo.team/zakupki/44/832-postanovlenie-pravitelstva.html
  • https://rg.ru/2016/09/01/goszakupki-dok.html
  • https://44fzrf.ru/postanovlenie-pravitelstva-832/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector