Постановление Правительства РФ от 11

Содержание
  1. Что регламентирует
  2. Суть закона
  3. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 (ред. от 15.05.2019) “Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд”
  4. Участие в тендерах, проводимых по Постановлению Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 ( ПП 791 )
  5. Что регулирует Постановление Правительства №791
  6. На кого и что распространяется
  7. Как применяется Постановление Правительства 791 об установлении запрета, разъяснение
  8. Запрет на допуск товаров легкой промышленности: теперь не только для федеральных закупок
  9. Минпромторг распространил запрет закупок легпрома из-за рубежа на региональный и муниципальный уровни
  10. В каком случае закупка продукции иностранного происхождения возможна

Законодательство о контрактной системе всесторонне поддерживает отечественных производителей, в том числе предоставляет им преференции при государственных и муниципальных закупках. Постановление Правительства №791 от 2014 года направлено на поддержку российских производителей в области легкой промышленности.

Что регламентирует

Документ запрещает приобретать товары, относящиеся к легкой промышленности, у иностранных продавцов. В законе сказано, что недопустимо не только приобретать их, но и брать в прокат/аренду. Документ действует, начиная с 1 сентября 2014 года. С тех пор как он вступил в силу, от заказчиков требуется указание в закупочных документах факта запрета на предложение позиций иностранного производства.

В документе закреплено 2 базовых требования при приобретении товаров легкой промышленности в целях обеспечения нужд государственного и муниципального характера:

  • запрет на использование иностранных изделий;
  • установление вспомогательных требований.

За все время действия закона в него не раз вносились изменения. Последние правки привели к тому, что продукция, изготовленная в странах ЕАЭС, была приравнена к товарам российского производства. Это касается изделий из Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии. Запреты распространяются не только на объекты легкой промышленности, но и на транспортные средства, программное обеспечение, мебельные конструкции.

Суть закона

До тех пор, как было отменено действие Постановления №791 от 11 августа 2014 года, государственные заказчики не могли осуществлять закупки у иностранцев за исключением стран ЕАЭС. В установлен перечень дополнительных требований ко всем участникам:

  • сырье и материалы также должны браться из ЕАЭС;
  • покупка допустима только в том случае, если производство на территории РФ отсутствует.

В документе содержится 2 перечня товаров, которые недопустимо закупать. Первый список выглядит так:

  • ткани и материалы;
  • полотна вязаного типа, трикотажное сырье;
  • готовые позиции из текстиля;
  • ковровые изделия;
  • канаты и веревки;
  • нетканые полотна и все, что из них произведено;
  • одежда из кожи;
  • белье;
  • специальные костюмы – униформа;
  • позиции из махры;
  • чулочно-трикотажные товары;
  • галантерея;
  • обувь;
  • резиновая продукция;
  • товары из пластика;
  • услуги по прокату.

Что касается списка товаров иностранного производства, запрещенных к приобретению, он является более коротким и простым. В него входят:

  • ткани;
  • белье;
  • кухонный текстиль;
  • покрывала и пледы;
  • одеяла;
  • коврики;
  • услуги по прокату.

В обоих случаях речь идет о прокате предметов одежды и текстильных изделий.

Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 (ред. от 15.05.2019) “Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд”

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2014 г. N 791

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАПРЕТА

НА ДОПУСК ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИСХОДЯЩИХ

ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, И (ИЛИ) УСЛУГ ПО ПРОКАТУ

ТАКИХ ТОВАРОВ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД, НУЖД СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что:

осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно – товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств – членов Евразийского экономического союза отсутствует;

дополнительным требованием к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных приложением N 1 к настоящему постановлению, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, предусмотренных приложением N 2 к настоящему постановлению, является использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство – член Евразийского экономического союза (далее – материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств – членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов;

подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов осуществляется уполномоченным органом Российской Федерации в установленном им порядке.

2. В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств – членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

3. Уполномоченным органом, осуществляющим подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

разработать и утвердить до 1 сентября 2014 г. правила выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров;

провести консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств – членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма подтверждения отсутствия производства товаров, материалов или полуфабрикатов на территориях этих государств.

4(1). Установить, что положения настоящего постановления не применяются в случае закупки товаров, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему постановлению, в рамках реализации:

программы приграничного сотрудничества “Карелия”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Карелия” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества “Коларктик”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Коларктик” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества “Россия – Юго-Восточная Финляндия”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Юго-Восточная Финляндия” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества “Россия – Латвия”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Латвия” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества “Россия – Литва”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Литва” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2017 г.;

программы приграничного сотрудничества “Россия – Польша”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Польша” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Варшаве 29 декабря 2017 г.;

программы приграничного сотрудничества “Россия – Эстония”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Эстония” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы трансграничного сотрудничества “Интеррег. Регион Балтийского моря”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества “Интеррег. Регион Балтийского моря” на период 2014 – 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение), подписанным в г. Брюсселе 30 января 2018 г.

Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ, указанных в абзацах втором – девятом настоящего пункта, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемое в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 269 “Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки отдельных видов товаров для нужд федеральных органов исполнительной власти” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 15, ст. 1786);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1389 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 269” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7944).

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением пункта 4 настоящего постановления, вступающего в силу со дня подписания настоящего постановления.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Приложение N 1

к постановлению Правительства

Российской Федерации

от 11 августа 2014 г. N 791

ПЕРЕЧЕНЬ

ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ

ГОСУДАРСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА), И УСЛУГ ПО ПРОКАТУ ТАКИХ ТОВАРОВ,

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПКИ КОТОРЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

Наименование товара и услуги

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Ткани текстильные

13.2

Полотна трикотажные или вязаные

13.91

Изделия текстильные готовые (кроме одежды)

13.92

Ковры и ковровые изделия

13.93

Канаты, веревки, шпагат и сети

13.94

Материалы нетканые и изделия из них (кроме одежды)

13.95

Изделия текстильные технического назначения прочие

13.96

Изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки

13.99

Одежда из кожи

14.11

Спецодежда

14.12

Одежда верхняя прочая

14.13

Белье нательное

14.14

Одежда прочая и аксессуары

14.19

Изделия меховые

14.20

Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные

14.31

Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие

14.39

Кожа дубленая и выделанная; меха выделанные и окрашенные

15.11

Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь

15.12

Обувь

15.2

Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины

22.19.73

Изделия пластмассовые прочие

22.29.29

Услуги по прокату бытовых бельевых изделий

77.29.14

Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви

77.29.15

Одежда защитная огнестойкая

32.99.11.140

Приложение N 2

к постановлению Правительства

Российской Федерации

от 11 августа 2014 г. N 791

ПЕРЕЧЕНЬ

ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ

ГОСУДАРСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА), И УСЛУГ ПО ПРОКАТУ ТАКИХ ТОВАРОВ,

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПКИ КОТОРЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

НУЖД НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

Наименование товара и услуги

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Ткани текстильные

13.2

Изделия текстильные готовые (кроме одежды)

13.92

Ковры и ковровые изделия

13.93

Изделия текстильные технического назначения прочие

13.96

Изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки

13.99

Спецодежда

14.12

Одежда верхняя прочая

14.13

Одежда защитная огнестойкая

32.99.11.140

Услуги по прокату бытовых бельевых изделий

77.29.14

Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви

77.29.15

Участие в тендерах, проводимых по Постановлению Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 ( ПП 791 )

Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 (далее ПП 791 ) было введено с целью ограничения допуска на российский рынок импортной текстильной продукции и обуви. Вступило данное ПП в силу в полном объеме еще 1 сентября 2014 г. Позднее оно было дополнено Постановлениями Правительства от 17 февраля 2016 г. № 108 и от 26.10.2017 г. №1299. Рассмотрим подробнее данное ПП в действующей редакции. Под его юрисдикцию попали товары из всех стран, кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии и, естественно, России. Постановление правительства 791.

Что регулирует Постановление Правительства №791

Постановление Правительства №791 от 2014 года устанавливает запрет на покупку продукции легкой промышленности иностранного производства. Законодательно запрещается как закупка самих импортных товаров, так и услуг по их прокату.

Данный документ действует с 1 сентября 2014 года. С момента его вступления в законную силу заказчики обязаны прописывать в закупочной документации запрет на предложение иностранных товаров.

Он закрепляет 2 требования в случае закупки продукции легкой промышленности для государственных и муниципальных нужд. Это запрет на иностранные изделия и установление дополнительных требований для участников закупки.

За время своего действия в Постановление Правительства №791 неоднократно вносились изменения. Согласно последним правкам, к продукции российского производства приравняли в правах продукты, произведенные в странах ЕАЭС. Среди таких государств, помимо России, представлены Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан. Ознакомиться с полным текстом Постановления Правительства №791 от 2014 года можно .

Запреты, которые устанавливаются документом, являются наиболее радикальными и простыми для применения. Они полностью запрещают закупку из указанного в нем перечня. Помимо легкой промышленности, такие запреты распространяются на автомобили, программное обеспечение, мебель и пр.

На кого и что распространяется

Данный запрет распространяется на заказчиков, относящихся к федеральному уровню. К ним относятся:

  • казенные учреждения, представляющие интересы государства;
  • федеральные органы власти;
  • фонды внебюджетного характера.

Приложение №1 распространяется только на те товары, которые включены в список. Приложение №2 распространено на заказчиков регионального и муниципального значения. Им нельзя приобретать белье, огнестойкие предметы одежды, текстильные изделия, ковры, ткани, а также пользоваться услугами по прокату.

Запрета на использование так называемых «смешанных лотов» в документе не содержится. Речь ведется о ситуации, когда одновременно происходит закупка товаров, входящих и не входящих в список. Однако заказчик обязан обосновать необходимость осуществления подобных действий и указать на взаимосвязь между позициями. Если запрет им не будет прописан, есть риск наложения штрафа, согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КОАП РФ. Размер его составляет 3000 р.

О запрете допуска иностранных товаров к участию в закупках:

Как применяется Постановление Правительства 791 об установлении запрета, разъяснение

Согласно нормам рассматриваемого документа, осуществление сделок между отечественными субъектами и иностранными предприятиями в отношении некоторых целей и товаров недопустимо, если только они не произведены в государствах ЕАЭС. Действие данной законодательной нормы не распространено на учреждения бюджетного характера.

В качестве вспомогательного требования, предъявляемого к участникам закупки, выступает использование в процессе изготовления товаров и услуг сырьевых ресурсов из ЕАЭС. Требование недействительно, если на территориях этих стран отсутствует производство таких позиций. При этом федеральные нужды включают в себя всевозможные закупки, осуществляемые за счет государственного бюджета.

Запрет на допуск товаров легкой промышленности: теперь не только для федеральных закупок

Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 – теперь запрет на допуск товаров лёгкой промышленности распространён также на закупки для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а также на закупки услуг по прокату некоторых товаров.

Дополнительным требованием к участникам таких закупок является использование при производстве товаров или оказании услуг проката материалов и полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство – член ЕАЭС.
При закупке товаров или услуг у единственного поставщика условие об использовании материалов или полуфабрикатов из стран – членов ЕАЭС устанавливается в извещении о закупке при описании характеристик товара/услуги.
Запрет на допуск не устанавливается, а дополнительные требования к участникам закупки не действуют в случаях, если на территориях государств – членов ЕАЭС отсутствует производство соответствующих товаров, материалов или полуфабрикатов.
Подтверждением отсутствия производства является заключение Минпромторга России, выдаваемое по правилам, определённым Приказом МПТ РФ от 10.09.2014 № 1776.
Товары лёгкой промышленности и услуги по прокату, подпадающие под действие запрета на допуск, приведены в двух перечнях: Приложение № 1 содержит перечень, относящийся к закупкам для обеспечения федеральных нужд, а Приложение № 2 – для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.
«Федеральный перечень» дополнен коврами и ковровыми изделиями, изделиями пластмассовыми прочими, напольными покрытиями и ковриками из вулканизированной пористой резины, а также услугами по прокату бытовых бельевых изделий, текстильных изделий, одежды и обуви, а коды ОКПД в нём заменены на коды ОКПД2.
Во вновь сформированный перечень для «субъектовых» и муниципальных закупок вошли текстильные ткани, одеяла и дорожные пледы (кроме электрических одеял), бельё – постельное, столовое, туалетное и кухонное, ковры и ковровые изделия, а ещё услуги по прокату бытовых бельевых изделий, текстильных изделий, одежды и обуви.

Минпромторг распространил запрет закупок легпрома из-за рубежа на региональный и муниципальный уровни

Минпромторг распространил запрет закупок легпрома из-за рубежа на региональный и муниципальный уровни
Запрет на закупку товаров легкой промышленности из-за рубежа, действовавший ранее на федеральном уровне, теперь будет распространен также на регионы и муниципалитеты. Как сообщает Минпромторг, соответствующие изменения приняты в постановление правительства РФ N791 от 11 августа 2014 года. «Наша цель — привлечь к закупкам субъектов Федерации и муниципалитетов российских производителей и гарантировать им определенную долю рынка, что в условиях кризиса станет хорошим подспорьем национальной индустрии. Полагаю, что это не только увеличит спрос на российский легпром, но и даст мощный импульс для развития производства»,— заявил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
По его словам, введенное ограничение не будет распространяться на продукцию из Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Отмечается, что норма при этом не является категорическим запретом всего импортного. Таким образом, при невозможности удовлетворить обоснованные требования заказчика за счет отечественных предприятий будет принято решение о закупке у иностранного государства.
«Кроме того, поправки предполагают, в том числе, и запрет импорта при закупке услуг по аренде текстильных изделий как для обеспечения федеральных и региональных нужд. Такие изделия должны быть изготовлены в России и из отечественных материалов»,— заявили в Минпромторге.
Сообщается, что в перечень товаров, где запрещена аренда импорта, вошли следующие категории: ковры, одежда из кожи, спецодежда, белье, меховые изделия, обувь, сумки и тд. «Если бюджетные учреждения, например, больницы, будут арендовать постельное белье, одеяла, различные изделия из текстиля и т.д., то заказать импортный товар они уже не смогут»,— уточнил Виктор Евтухов.
Как писал «Ъ», правительство прислушалось к просьбам отечественных легкопромышленников, включив их основные предложения в программу поддержки отрасли. Кредитовать предприятия отрасли будет Россельхозбанк, а с техникой им поможет «Росагролизинг».

В каком случае закупка продукции иностранного происхождения возможна

Закупки перечисленных в Постановлении Правительства №791 товаров допускается при отсутствии производства подобного рода на территории ЕАЭС. Но заказчику необходимо предварительно получить заключение в Минпромторге, в котором будет прописано указание на отсутствие производства подобного рода на российской территории или на территории стран-государств ЕАЭС.

Для получения заключения подобного рода в Минпромторге заказчику необходимо обратиться в Минпромторг с письменным заявлением о выдаче. Сделать это необходимо до того, как в ЕИС будет опубликовано извещение о проведении торгов.

К такому заявлению прилагаются сведения об эксплуатационных характеристиках продукции. На основании рассмотрения поступившего заявления Минпромторг выдает заключение либо принимает решение об отказе в выдаче. Если заказчику предоставили отрицательный вердикт, то это означает, что данная продукция производится в ЕАЭС и заказчик обязан отклонять все заявки на участие с иностранными товарами.

Таким образом, Постановление Правительства №791 предусматривает запрет на закупку товаров легкой промышленности иностранного производства. Заказчик обязан отклонять все заявки на участие с предложениями товаров, которые не были произведены в ЕАЭС. Сведения о преимуществах для российских производителей и запрет на допуск импортных товаров в обязательном порядке должны отображаться в документах о проведении закупок. В постановлении содержится два перечня: один для федеральных заказчиков, другой – для региональных и муниципальных.


Источники

  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/postanovlenie-791.html
  • https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/zakonodatelstvo/postanovlenie-791-ot-11-08-2014.html
  • https://gkrfkod.ru/zakonodatelstvo/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-11082014-n-791/
  • https://44fzrf.ru/postanovlenie-pravitelstva-791/
  • http://www.tendery.ru/forum/viewtopic.php?p=2447244

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector