Правила списания транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) 2021-2021 года

Содержание
  1. Понятие транспортно-заготовительных расходов (что такое ТЗР)
  2. Федеральные базы
  3. Территориальные базы
  4. ТСН-2001 для города Москвы
  5. СН-2012
  6. Транспортные расходы в сметной документации
  7. Стоимость тары, упаковки, реквизита в смете.
  8. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ в сметной документации
  9. Стоимость перевозки грузов в смете
  10. Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов
  11. Транспортно-заготовительные расходы и бухгалтерская отчетность
  12. Включение ТЗР непосредственно в стоимость МПЗ
  13. Пример
  14. Учет ТЗР на отдельном счете и списание на затраты пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство в течение месяца
  15. Пример
  16. ТЗР и бухгалтерская отчетность
  17. Как учесть транспортные затраты в виде процента?
  18. Основы определения сметной стоимости оборудования
  19. Свободные (рыночные) цены приобретения оборудования
  20. Стоимость запасных частей
  21. Стоимость тары и упаковки
  22. Стоимость транспортных расходов и услуг посреднических и сбытовых организаций
  23. Расходы на комплектацию оборудования
  24. Заготовительно-складские расходы
  25. Определение стоимости инструмента и инвентаря производственных объектов
  26. Определение стоимости оборудования и инвентаря общественных и административных объектов
  27. Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
  28. Включение ТЗР в стоимость товаров
  29. Учет ТЗР отдельно от покупной стоимости материалов/товаров
  30. Заключение

Понятие транспортно-заготовительных расходов (что такое ТЗР)

ТЗР – это совокупность издержек, имеющих отношение к заготовке, приобретению и транспортировке ресурсов (товаров, сырья, материалов и других ресурсов в овеществленной форме). Обычно к таким тратам причисляются:

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс
  • Доставка ресурсов.
  • Оплата страховки грузов.
  • Плата в виде пошлин на таможне.
  • Оплата по договорам с посредническими компаниями и снабженцами.
  • Финансирование погрузочно-разгрузочных услуг.
  • Содержание складских помещений и трудящегося на складских территориях персонала.
  • Трудовое вознаграждение сотрудников, заготавливающих, принимающих, обеспечивающих сохранность и отпуск овеществленных ценностей.
  • Такса за передержку ценностей в камерах хранения вокзалов, портов, аэропортов.
  • Командировочные затраты, имеющие отношение к приобретению ценностей.
  • Размер потерь, понесенных в рамках норм естественной убыли.

Перечень ТЗР представлен в . Каждая компания имеет право самостоятельно выделять статьи затрат, относящихся к доставке и заготовке, наиболее полно соответствующие роду ее деятельности. Эти издержки обязательно перечисляются в Учетной политике.

Федеральные базы

МДС 81-35.2004 п.4.64

Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом. Для строек, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, норматив заготовительно-складских расходов принимается в размере 1,2% от стоимости (сметной стоимости) оборудования франко-приобъектный склад в текущем уровне цен.

ФССЦ 81-01-2001 ОП п.5

Заготовительно-складские расходы приняты в процентах от стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования франко-приобъектный склад в размере:

  • по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлических строительных конструкций) – 2%
  • по металлическим строительным конструкциям0,75%
  • по оборудованию1,2%

Территориальные базы

В большинстве случаев для территориальных баз действуют те же методики, что и для федеральных. Однако, лучше уточнить информацию дополнительно для каждого региона. Так, например, в ПЦСН-2014 для Московской области указано:

Для учета в сметной цене материалов транспортных, заготовительно-складских расходов и погрузочно-разгрузочных работ к стоимости приобретения материалов по прайс-листу, как правило, учитывающей наценки снабженческо-сбытовых организаций и затраты на тару и упаковку, применяется надбавка в размере до 6,9% (при оформлении актов за выполненные работы КС-2 дополнительные начисления должны быть подтверждены документально).

Стоимость запасных частей, затраты на тару и упаковку, расходы на транспортировку оборудования, услуги посреднических организаций, затраты на комплектацию оборудования, заготовительно-складские расходы принимаются в размере до 5% от стоимости приобретения оборудования.

А также

При разработке расчетных индексов по РТМ оптовые (отпускные) цены на строительные материалы, изделия и конструкции в текущем уровне, полученные от администраций муниципальных образований Московской области, увеличиваются с целью учета транспортных расходов по доставке материалов от заводов-изготовителей до франко-приобъектный склад, услуг посредников и заготовительно-складских расходов (на 0,75% на металлические строительные конструкции и 2% – по остальным строительным материалов, изделиям и конструкциям) при строительстве объекта в целом.

ТСН-2001 для города Москвы

В ТСНах нормы ЗСР приведены:

1) для материалов – В техчасти первой главы (Сборник средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции ТСН -2001.1)

7.Средние сметные цены настоящего сборника определены с учетом затрат на доставку материалов от поставщиков до объектов строительства, а также заготовительно-складских расходов подрядных организаций по хранению и комплектации материалов. Заготовительно-складские расходы учитываются в сметных ценах ТСН-2001.1 в размере 2% от стоимости материалов с учетом транспортных расходов для всех материалов и изделий за исключением металлических конструкций, где норма составляет – 0,75%.

2) для оборудования – в техчасти тринадцатой главы (Правила определения сметной стоимости оборудования (ТСН-2001.13))

4.2. Нормы заготовительно-складских расходов на оборудование в процентах к стоимости оборудования франко-приобъектный склад установлены в размере 1,2 %.

СН-2012

В базе СН-2012 на содержание объектов городского хозяйства нормы ЗСР указаны в общих указаниях главы 21 (Средние сметные цены на материалы, изделия, конструкции СН-2012.21)

6. Заготовительно-складские расходы, учитываемые от стоимости материалов с учетом транспортных расходов, принимаются в размере 2% для всех материалов и изделий за исключением металлических конструкций, где этот норматив составляет 0,75%.

Транспортные расходы в сметной документации

Транспортные расходы — это расходы, связанные с доставкой строительных материалов и оборудования и других ресурсов на место их использования. Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов как дополнительные затраты и имеют четко регламентированный размер в процентном выражении.

Транспортные расходы в смете – это, по сути, надбавка к чистой отпускной стоимости материалов и оборудования от производителя или поставщика, не беря в расчет конечно других расходов (таких как прибыль сбытовой организации).

Процент транспортных расходов на материалы в смете, а точнее его величина очень важный вопрос, который часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, что приводит к ошибкам в сметных расчётах.

Транспортные расходы в сметном деле часто объединяют с другими тесно взаимосвязанными с доставкой материалов расходами. Такую объединённую группу расходов принято называть заготовительно складские и транспортные расходы в сметах (или по-другому заготовительно-складские и транспортные). К ней относятся следующие затраты:

  • – стоимости тары, упаковки и реквизита;
  • – стоимости погрузочно-разгрузочных работ;
  • – стоимости перевозки грузов.

При применении в сметных расчетах материалов, изделий, конструкций и оборудования по сборникам сметных цен на строительные ресурсы транспортные расходы уже учтены в их стоимости. Определяются они на основе среднестатистических данных. В свою очередь при использовании по фактической стоимости (по прайс-листам, цене поставщика, счетам-фактурам, накладным) транспортные расходы необходимо учитывать дополнительно, так как зачастую данные затраты не включаются в стоимость материалов, а принимаются отдельно по фактическим затратам.

Как уже было выше сказано существуют среднестатистические данные по стоимости транспортных затрат по отношению к стоимости строительных материалов, оборудования и т. п. Поэтому при составлении сметной документации принято использовать установленные нормативами фиксированные ценовые надбавки к ресурсам, принятым по фактической стоимости (прайс-листам, счетам-фактурам и т.п.). Тем самым это позволяет упростить расчет транспортной составляющей и строго регламентировать верхние пороги таких надбавок. Давайте рассмотрим такие фиксированные пределы и как они определяются для элементов транспортных расходов.

Стоимость тары, упаковки, реквизита в смете.

Тара, упаковка и реквизит – одна из важнейших составляющих, и они необходимы для защиты материальных ценностей от повреждений при перевозках, перемещениях, и естественно их включают в стоимость сметных расчетов.

Так согласно п. 4.57 МДС 81-35.2004 если материалы, оборудование, изделия, конструкции применяются по сборникам сметных цен (ФССЦ, стройцена), стоимость тары и упаковки, реквизита уже учтена в стоимости. А вот если по фактической стоимости и в стоимости товара не учтены затраты на тару, упаковку, то необходимо учитывать в сметных расчетах дополнительно. Обычно поставщик помимо стоимости товара отдельной строкой в счете-фактуре или коммерческом предложении прописывает стоимость упаковки, тары, но чаще про это забывается и приходится сметчику отдельно высчитывать эти цены. В этом ему помогает п. 4.58. все того же документа МДС 81-35.2004. Где говорится, что при отсутствии подробной информации о характеристиках тары и упаковки, стоимость можно рассчитать в процентном отношении от стоимости материалов и оборудования, а именно:

  • – крупное технологическое оборудование – от 0,1% – до 0,5%;
  • – станочного оборудования – до 1%;
  • – электрооборудования, КИПиА, инструмента – до 1,5%.

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ в сметной документации

Погрузочно-разгрузочные работы – это работы, связанные с погрузкой в транспорт и выгрузкой из транспорта материалов, изделий, конструкций, которые осуществляются при доставке этих ресурсов на строительный объект.

Погрузочно-разгрузочные работы могут производиться разными методами:

  • 1) Вручную;
  • 2) С применением подручных средств – лебедки, такелажные приспособления, домкраты, тали;
  • 3) С применением крупной техники – краны, погрузчики, экскаваторы, транспортеры и пр.

Стоимость этих работ, если она не учтена в цене товара, можно применять по сборникам сметных цен на погрузочно-разгрузочные работы (ФССЦпг) с учетом категорий материалов, изделий, конструкций, оборудования и в зависимости от способа погрузки и разгрузки. Стоимость работ по этим сборникам рассчитывается в тоннах. В указанных сборниках присутствует очень большой перечень таких работ.

При отсутствии каких-либо работ в этих сборниках, а также по согласованию с заказчиком строительства можно применить фактическую стоимость механизмов и машин с учетом затраченного времени на работы. Фактическая стоимость определяется на основании составления отдельной калькуляции на данные работы по действующим ценникам организаций и прайс-листам. В отличии от размера транспортных расходов на материалы в смете погрузочно-разгрузочные работы не имеют фиксированного процента по отношению к стоимости строительных материалов и оборудованию.

Стоимость перевозки грузов в смете

При составлении смет на строительно-монтажные работы, финансируемые из федерального или муниципального бюджета обязательны к применению сборники сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом. Данные сборники разработаны в базах уровне цен на 2001 года (ФЕР, ТЕР и пр.) и посредством индексации переводятся в текущий уровень.

Однако при расчетах Заказчика с Подрядчиком могут быть использованы и фактические затраты на перевозку грузов по действующим рыночным ценам в конкретном регионе, однако это возможно только при отсутствии конкурентного вида перевозки в сборниках цен или данный вид работ финансируется за счет не государственного бюджета. В этих случаях также составляется калькуляция с обоснованием фактических затрат на перевозку.

Порядок расчета сметных цены на перевозку грузов автомобильным транспортом в 2021 году определены Приказом Минстроя России № 517/пр от 04.09.2021 года «Об утверждении Методических рекомендаций по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства» раздел 3.

В данном приказе подробно разъясняется как правильно и точно рассчитать стоимость перевозки грузов автомобильным транспортом в зависимости от класса груза, видов транспортных средств, расстояния перевозки и видов дорог, по которым осуществляется перевозка.

Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов

Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто.

Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями.

Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:

(ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где

ТЗРнач – величина расходов на начало периода;

ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;

МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;

РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.

Транспортно-заготовительные расходы и бухгалтерская отчетность

В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 “Запасы”.

В отчете о финансовых результатах ТЗР:

  • если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ – отражаются по строке 2120 “Себестоимость продаж”;

  • если учитываются на отдельном счете – отражаются или по строке 2120 “Себестоимость продаж” или по строке 2210 “Коммерческие расходы”.

Включение ТЗР непосредственно в стоимость МПЗ

Некрупные организации, выпуск которых характеризуется ограниченной номенклатурой, обычно включают транспортные издержки в цену материальных ценностей.

Пример

Лучше понять сущность вышеописанного способа можно с помощью примера.

Пример. ООО «Сказка» получила счет на сумму 4 000 рублей от компании-перевозчика за транспортировку товара. Груз представляет собой 3 вида шоколада. Данные по этой ситуации приведены в таблице.

Наименование шоколадаКоличество, штЦена, руб.Определение стоимости товара с учетом ТЗРСтоимость с учетом ТЗР
Стоимость ТЗР
А30010030 0001 12231 122
В4008032 0001 19633 196
С5009045 0001 68246 682
107 0004 000111 000

В бухгалтерии производится распределение ТЗР (в сумме 4000 рублей) по видам шоколада.

Для шоколада А: 4 000*30 000/107 000 = 1 122 рубль.

Для шоколада В: 4 000*32 000/107 000 = 1 196 рублей.

Для шоколада С: 4 000*45 000/107 000 = 1 682 рубля.

ТЗР разделены между партиями шоколада разного вида пропорционально их стоимостям. Несложно подсчитать теперь цену каждой партии с учетом доставки.

Учет ТЗР на отдельном счете и списание на затраты пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство в течение месяца

Компании, производство которых характеризуется достаточно широкой номенклатурой (каких большинство на современном рынке), учитывают ТЗР по-другому. В течение определённого принятого за отчетный отрезка времени такого рода издержки аккумулируются на отдельном счете. Обычно это счет 15 или соответствующий субсчет к счету 44 для торговых компаний (обычно этот субсчет так и именуют – «ТЗР»).

По окончании периода накопившуюся на этом счете сумму относят на овеществлённые ценности, находящиеся в производстве и в складских помещениях. Процент распределения считается по формуле, которая была рассмотрена выше.

Пример

Проще и нагляднее понять эту схему на примере.

Пример. В ООО «ФОРВАРД» остаток овеществленных ценностей на начало апреля составлял 50 000 рублей. На 15-м счете на этот момент оказалась сумма ТЗР, равная 9 000 рублей. За апрель в организацию поступили ценности на сумму 150 000 рублей. Величина ТЗР за эти дни составила 30 000 рублей. Со склада в апреле отгрузили ценности на общую сумму 130 000 рублей.

Расчет процента ТЗР и распределение этих трат описано ниже.

Наименование операцииСуммы, накопившиеся на бухсчетах (руб.)
1015
ДтКтДтКт
Остаток на начало апреля50 0009 000
Поступление ценностей150 00030 000
ВСЕГО200 00039 000
Отпуск ценностей за месяц130 00025 350
Остаток на конец70 00013 650

Процент распределения ТЗР считается так:

39 000/ (130 000 + 70 000) = 0,195

Далее находится подлежащая списанию величина издержек транспортно-заготовительного характера. Для этого сумма реализованных ценностей умножается на рассчитанный выше процент:

130 000*0,195 = 25 350 рублей.

Следующий шаг – вычисление остатка затрат транспортно-заготовительного характера на конец апреля:

39 000 – 25 350 = 13 650 рублей.

Проводки, сделанные бухгалтером при учете этого типа издержек в апреле, следующие:

Дт 15 Кт 60 30 000 рублей

Дт 20 (либо другие производственные счета) Кт 15 25 350 рублей.

ТЗР и бухгалтерская отчетность

Затраты, относящиеся к заготовке и транспортировке, можно проследить и по бухотчетности.

Так, в форме №1 (в годовом балансе) этот вид издержек отражается в составе запасов по строке 1210.

Отражение в форме №2 (в отчете о прибылях и убытках) зависит от того, каким образом на предприятии принято учитывать издержки транспортно-заготовительного содержания:

  • Если они относятся сразу на цену овеществленных ценностей, то их указывают по 2120-й строке «Себестоимость продаж»;
  • Если же в Учетной политике закреплен способ их учета на обособленном счете, то данные издержки указываются либо в той же 2120-й строке, либо по строке 2210 «Коммерческие затраты».

Как учесть транспортные затраты в виде процента?

Транспортные затраты для материалов могут определяться исходя из фактической схемы доставки – тогда мы выполняем расчёт по имеющимся нормативам на перевозку строительных грузов для известного расстояния перевозки и класса груза, а также указанной массы груза. Либо по согласованию с заказчиком строительства транспортные затраты для материалов могут быть учтены в смете поправочным коэффициентом к отпускной стоимости материалов.

А размер заготовительно-складских расходов в процентах от стоимости материалов приводится, например, в технической части сборника сметных цен на материалы в нормативной базе.

Проценты транспортных затрат и заготовительно-складских расходов для конкретного строительного предприятия более или менее постоянны. Их было бы удобно добавить в справочник коэффициентов, чтобы каждый раз заново не вводить нужное значение в локальную смету, а копировать в смету готовый коэффициент из справочника.

Вызываем в программе справочник коэффициентов. Кнопка Справочники расположена на панели инструментов на вкладке Документ, щёлкаем здесь левой кнопкой мыши по слову Справочники и выбираем из выпадающего списка справочник Коэффициенты.

Если при работе со сметой требуется найти в справочнике какой-либо стандартный поправочный коэффициент из общих методических документов в строительстве, то первым делом необходимо выбрать для отображения в окне справочника конкретный файл с коэффициентами. Этот выбор осуществляется из выпадающего списка кнопки Эталонный. Каждый файл содержит коэффициенты для определённого вида сметных нормативов. По умолчанию в справочнике сразу выбран первый в списке файл (либо тот, который использовался в прошлый раз).

Но сейчас у нас совсем другая задача: не выбирать из справочника уже имеющиеся там коэффициенты, а добавить в справочник новые коэффициенты. Проблема в том, что на первый взгляд справочник коэффициентов не корректируется, все предназначенные для этого кнопки здесь неактивны. Но следует обратить внимание, что фактически мы имеем в программе «ГРАНД-Смета» два справочника коэффициентов: эталонный и пользовательский.

Эталонный справочник целиком сформирован на основании официальных документов, поэтому он и не доступен для каких-либо изменений со стороны пользователя программы. Зато если нажать соответствующую кнопку и переключиться на пользовательский справочник, мы получим возможность заполнить его своими коэффициентами или воспользоваться теми коэффициентами, которые мы ранее уже в него добавили.

Добавляем сюда новую группу коэффициентов (кнопка Добавить группу). Вводим наименование Для расчета материалов. После чего добавляем в эту группу две пустых строки (кнопка Добавить). Заполняем данные: вводим наименования коэффициентов и их значения в колонку МАТ. Все остальные колонки с настройками в виде флажков и стрелок сейчас не имеют значения.

Теперь наша задача состоит в том, чтобы применить эти два коэффициента ко всем материалам в смете, которые введены в текущих ценах по платёжным документам. Для этого давайте воспользуемся интересной возможностью программы «ГРАНД-Смета» – автоматически выделять в смете позиции с определёнными свойствами. Нужные кнопки расположены на панели инструментов на вкладке Выделение.

Кнопка для выделения позиций По условию позволяет автоматически выделить в смете сразу все позиции, которые представляют собой материалы. Нередко это бывает очень полезно, но сейчас мы так делать не будем – ведь тогда среди выделенных могут оказаться и те позиции, которые добавлены в смету в базисных ценах из сборника сметных цен на материалы.

Нам сейчас пригодится другой вариант автоматического выделения позиций – выделение По образцу. При этом образцом считается текущая позиция сметы, выделенная курсором. В программе реализована возможность автоматически выделить в смете все позиции, у которых совпадает с текущей либо вид работ, либо применённый индекс перевода в текущие цены, либо текст, указанный в обосновании позиции.

Для удобства на время выполнения операции выделения позиций сметы закроем справочник коэффициентов. При закрытии справочника утвердительно отвечаем на запрос программы о необходимости сохранения сделанных изменений.

Далее выделяем курсором в смете одну из позиций с обоснованием, где указан счёт-фактура, после чего выбираем подходящий вариант в выпадающем меню кнопки для выделения позиций по образцу.

В результате у нас во всей смете выделились позиции с таким обоснованием. И теперь остаётся только снова открыть справочник коэффициентов и перетащить мышью два добавленных коэффициента из справочника на группу выделенных позиций сметы.

При этом коэффициенты в справочнике можно также выделить, чтобы перетаскивать их не каждый по отдельности, а сразу оба. Утвердительно отвечаем на запрос программы о подтверждении выполняемого действия.

Вот и всё, поставленная задача решена, коэффициенты применились к позициям с материалами в текущих ценах – в результате транспортные затраты и заготовительно-складские расходы теперь учтены в стоимости этих материалов.

Основы определения сметной стоимости оборудования

2.1. Сметная стоимость оборудования определяется как сумма всех затрат на приобретение доставку этого оборудования на приобъектный склад или место передачи оборудования в монтаж.

Составляющими сметной стоимости являются:

– отпускные цены, включающие в себя стоимость запасных частей, стоимость тары, упаковки и реквизита*;

– транспортные расходы;

– заготовительно-складские расходы;

– стоимость шефмонтажа;

2.2. Основой для определения стоимости оборудования в сметных расчетах и сметах на строительство в базисном уровне по состоянию на 1 января 2000 года является сметная стоимость оборудования, определённая в текущих ценах.

Сметная стоимость оборудования в текущем уровне цен, определённая на основе предложений поставщиков отечественного оборудования, заключённых контрактов или согласованных с заказчиком проектов контрактов на поставку импортного оборудования, пересчитывается в базисный уровень цен 2000 года в целом по объекту или виду работ с применением отраслевых индексов изме­нения стоимости оборудования в текущем уровне цен к базисному уровню цен. Стоимость импортного оборудования в текущих ценах определяется в рублях по курсу Центрального банка России на дату составления сметной документации. Отраслевые индексы изменения стоимости оборудования, применяемые для пересчёта сметной стоимости оборудования в текущем уровне цен в базисный уровень цен, утверждаются Межведомственным советом по ценовой политике в строительстве на основе данных Госкомстата России.

Свободные (рыночные) цены приобретения оборудования

Подосновой для определения стоимости оборудования в сметной документации на строительство рассматриваются цены, по которым оно приобретено у поставщиков.

Цена приобретения оборудования может определяться на основании информации, предоставляемой отечественными и зарубежными поставщиками оборудования.

Допускается определение стоимости оборудования в базисном уровне цен с использованием прейскурантов оптовых цен соответствующего периода, а при отсутствии прейскурантов оптовых цен — путем подбора показателя стоимости оборудования-аналога с последующим пересчетом базисной стоимости в текущий (прогнозный) уровень цен по соответствующим индексам изменения цен на технологическое оборудование.

Индексацию стоимости оборудования в текущий уровень цен рекомендуется производить с применением соответствующих индексов статистического наблюдения, сообщаемых в установленном порядке.

При проведении реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий (цехов) потребность в оборудовании может удовлетворяться за счет пригодного для эксплуатации демонтированного оборудования.

В сметных расчетах (сметах) на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается сметная стоимость предусмотренного проектом или РД инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря, необходимых для первоначального оснащения зданий и сооружений вновь строящихся, реконструируемых или расширяемых предприятий.

Сметная стоимость определяется отдельно на инструмент, производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь исходя из типовых наборов инструмента, приспособлений и оснастки для технологических процессов, производственного и хозяйственного инвентаря и свободных (отпускных) цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.

Средства на покрытие затрат на инструмент, приспособления и механизмы для оснастки технологических процессов и производственный инвентарь в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости «оборудования, мебели и инвентаря», а затрат на хозяйственный инвентарь — в графе «прочих затрат».

В сметных расчетах и сметах на строительство учитываются суммы средств на оборудование и инвентарь, необходимых для первоначального оснащения вновь строящихся, а также расширяемых зданий общественного и административного назначения.

К оборудованию общественных и административных зданий могут относиться предусмотренные (РД) типовые комплекты технологического и лабораторного оборудования, приборов и аппаратуры.

К инвентарю указанных зданий относятся:

производственный инвентарь, т.е. предметы производственного назначения, которые создают условия для осуществления и облегчения технологических операций (рабочие столы, верстаки, оборудование, способствующее осуществлению мер по охране труда, шкафы, стеллажи и т.п.);

хозяйственный инвентарь, т.е. конторская и другая мебель и обстановка (столы, стулья, шкафы, вешалки, гардеробы и т.п.), а также предметы хозяйственного и служебного назначения и убранства помещений, противопожарный инвентарь, средства оргтехники и др.

Количество и состав производственного и хозяйственного инвентаря определяются проектными данными.

Средства на покрытие затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости «оборудования, мебели и инвентаря».

Стоимость запасных частей

В сметной стоимости оборудования учитываются затраты на приобретение запасных частей, обеспечивающих работу оборудования в период гарантийного срока эксплуатации. Номенклатуру и количество запасных частей рекомендуется определять разработчику технической документации на оборудование.

Запасные части, как правило, включаются в комплект поставки оборудования, а их стоимость — в цену приобретения оборудования. В случае, когда запасные части не входят в комплект поставки оборудования, их стоимость учитывается дополнительно исходя из спецификации на запасные части по договорным ценам.

Если спецификации на запасные части отсутствуют, то стоимость запчастей в сметах может определяться в процентах от отпускных цен на оборудование по нормативам соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При отсутствии конкретных нормативов стоимость запасных частей может приниматься в размере до 2 % от отпускных цен на оборудование.

Стоимость тары и упаковки

Стоимость тары и упаковки, если она не входит в цену приобретения оборудования, учитывается в сметной документации дополнительно.

При отсутствии конкретных данных о характеристике тары и виде упаковки их стоимость может определяться в процентах от стоимости оборудования по нормативам соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

При отсутствии указанных нормативов они принимаются в следующих размерах:

для крупного технологического оборудования — от 0,1 — до 0,5 %;

для станочного оборудования — до 1 %;

для электрооборудования, КИПиА, инструмента — до 1,5 %.

Стоимость транспортных расходов и услуг посреднических и сбытовых организаций

В сметной стоимости оборудования учитываются все затраты по его доставке на приобъектный склад строящегося предприятия, здания, сооружения или до зоны монтажа.

Затраты на перевозку оборудования рекомендуется определять на 1 т массы брутто на основании калькуляций транспортных расходов по группам оборудования, при этом учитываются особенности определения затрат на провоз тяжеловесных грузов.

При калькулировании стоимости транспортных расходов учитываются действующие тарифы на грузовые перевозки различными видами транспорта.

К исходным данным для определения транспортных затрат могут относиться:

вид франко, учтенный в цене приобретения оборудования;

наименование пункта отправления и пункта назначения (железнодорожной станции, пристани, порта);

кратчайшее расстояние, определяемое по справочным данным и схемам железных дорог (речным и морским путем), от станции отправления (пристани, порта) с учетом принятого в отпускной цене вида франко до станции назначения (пристани, порта) груза;

условия доставки оборудования от железнодорожной станции (пристани, порта) назначения до приобъектного склада (вид транспортных средств, цена провоза по ветке стройки или других предприятий, расстояние перевозок по подъездным железнодорожным путям и автомобильным транспортом);

тарифная характеристика оборудования (номер тарифной схемы для повагонной отправки партиями, класс, разновидность и группа для погрузочно-разгрузочных работ при автомобильных перевозках);

другие данные, влияющие на стоимость перевозок оборудования (негабаритность и др.).

При невозможности определения транспортных расходов на основании калькуляции эти расходы могут определяться по укрупненным показателям.

В укрупненных показателях транспортные расходы, как правило, приводятся в рублях на 1 т оборудования или в процентах от отпускной цены оборудования для определенных строек или районов.

При отсутствии ведомственных нормативов транспортные расходы могут приниматься в размере 3 — 6 % от отпускной цены на оборудование.

В транспортные расходы на перевозку водным и автомобильным транспортом крупных негабаритных видов оборудования в неразобранном виде включаются затраты по приспособлению транспортных средств к условиям перевозки, устройству специальных причалов, усилению мостов, спрямлению дорог, переносу мешающих строений и др.

Стоимость выполнения проектных работ по разработке методов перевозки уникальных видов негабаритного оборудования относится на стоимость оборудования.

При поступлении оборудования от посреднических организаций — учитывается снабженческо-сбытовая наценка, устанавливаемая в процентах от отпускной цены предприятия-изготовителя оборудования в размере до 5 %. В указанную наценку, как правило, входят транспортные расходы по доставке оборудования на склад потребителя, посреднические услуги и другие расходы.

Расходы на комплектацию оборудования

Расходы на комплектацию оборудования могут учитываться в сметной стоимости, если комплектация производится подрядчиком или другой организацией по поручению заказчика-застройщика. Затраты на комплектацию рекомендуется определять расчетом в размере 0,5 — 1 % от отпускной цены на оборудование.

Заготовительно-складские расходы

В заготовительно-складские расходы относятся затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением оборудования на складе, ревизией и подготовкой его к монтажу, а также передачей его в монтаж. Они учитываются в составе сметной стоимости оборудования. Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом.

Для строек, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, норматив заготовительно-складских расходов принимается в размере 1,2 % от стоимости (сметной стоимости) оборудования франко-приобъектный склад в текущем уровне цен.

Определение стоимости инструмента и инвентаря производственных объектов

В сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается стоимость предусмотренного проектом или РД инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря, необходимых для первоначального оснащения зданий и сооружений вновь строящихся, реконструируемых или расширяемых предприятий.

Сметная стоимость определяется отдельно на инструмент, производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь исходя из типовых наборов инструмента, приспособлений и оснастки для технологических процессов, производственного и хозяйственного инвентаря и свободных (отпускных) цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.

Средства на покрытие затрат на приобретение инструмента, приспособлений и механизмов для оснастки технологических процессов и производственного инвентаря в сметной документации учитываются в графе сметной стоимости «оборудование, мебель и инвентарь», а затрат на хозяйственный инвентарь — в графе сметной стоимости «прочие затраты».

Определение стоимости оборудования и инвентаря общественных и административных объектов

В сметных расчетах и сметах на строительство учитываются суммы средств на оборудование и инвентарь, необходимых для первоначального оснащения вновь строящихся, а также расширяемых зданий общественного и административного назначения.

Сметная стоимость оборудования и инвентаря для первоначального оснащения вновь строящихся, а также расширяемых объектов общественного и административного назначения определяется на основе действующих типовых наборов оборудования и инвентаря и свободных (отпускных) цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.

Состав типовых наборов оборудования и инвентаря может быть откорректирован с учетом современных требований, предъявляемых к оснащению соответствующих зданий и сооружений и согласован в установленном порядке.

Из состава типовых наборов оборудования, аппаратуры и приборов выделяется оборудование, требующее монтажа, и соответственно в установленном порядке предусматриваются затраты на его монтаж с использованием сборников расценок на монтаж оборудования или сборников ресурсных сметных норм на монтаж оборудования.

В составе типовых наборов оборудования и инвентаря, как правило, не предусматриваются:

встроенная мебель (затраты на установку встроенной мебели рекомендуется включать в состав строительно-монтажных работ);

дорогостоящие предметы внутреннего убранства помещений (ковры, картины и т.п.);

мягкий инвентарь и мелкие предметы хозяйственно-бытового назначения (столовая посуда, канцелярские принадлежности и т.п.);

специальная одежда для обслуживающего персонала, книжный фонд вновь создаваемых библиотек и т.п.

Средства на покрытие затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных объектов в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости «оборудования, мебели и инвентаря».

Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов

Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) – вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) – сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.

Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.

При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:

Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:

  • стоимость страхования – на дату уплаты страховой премии страховщику;

  • таможенные пошлины – на дату их уплаты;

  • вознаграждение посреднику – на дату подписания отчета посредника (акта).

Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:

Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.

Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.

Включение ТЗР в стоимость товаров

В некоторых случаях целесообразно относить затраты транспортно-заготовительного характера напрямую на стоимость продукции. Это самый простой способ, который возможен к применению далеко не всегда. Ведь для использования такого варианта необходимо, чтобы вся величина ТЗР относилась к одному и тому же типу изделий.

К примеру, если один грузовик доставил в организацию партию одноименной продукции, то вся стоимость перевозки будет отнесена на эту партию.

Если же на том же самом грузовике были привезены продукты иного наименования, то издержки по доставке распределяются между партиями пропорционально базе – стоимости партий.

Очевидно, что такой способ целесообразно применять лишь если имеет место ограниченное число товарных позиций.

Учет ТЗР отдельно от покупной стоимости материалов/товаров

Этот вариант предполагает обособленный учет затрат, относящихся к заготовке и доставке. В течении принятого за отчетный временного отрезка они собираются отдельно. А затем по истечении периода в определённой пропорции относятся на находящиеся в производстве либо реализованные ценности, а также на ресурсы, остающиеся в складских помещениях.

Важно! На налоговые издержки переносится именно та часть относящихся к заготовке и транспортировке трат, которая имеет отношение к проданным либо переданным в производство ценностям.

Сумма расходов по доставке и заготовке считается по отдельности для каждого вида продукта. Для этого используется такая формула:

СтОтпМЦотч * (ТЗРнач + ТЗРотч/СтОтпМЦотч + СтМЦкон), где

СтОтпМЦотч – цена овеществленных ценностей, выданных в производство или покупателям в течение временного отрезка, принятого за отчетный период;

ТЗРнач – величина затрат на заготовку и доставку, относящаяся к ресурсам, которые находятся в складских помещениях на начало периода;

ТЗРотч – величина издержек на заготовку и доставку по поступившим в течение отчетного периода овеществленным ресурсам;

СтМЦкон – стоимость овеществленных ресурсов, оставшихся в складских помещениях к концу временного отрезка, принятого за отчетный период.

Заключение

Издержки на доставку и заготовку в большинстве организаций составляют наиболее значимую часть себестоимости продукции. К ним относятся затраты, связанные с транспортировкой, подготовкой, обеспечением сохранности овеществленных ресурсов. Списки таких издержек для разных организаций могут значительно различаться. Важный момент – в любом случае принятые в конкретной фирме статьи ТЗР должны быть зафиксированы в учетной политике.

В редких случаях такого рода траты могут быть сразу включены в цену овеществлённых ресурсов. Обычно такой способ выбирают малые субъекты хозяйствования, имеющие дело с ограниченной номенклатурой (и, как правило, практикующие упрощенную систему налогообложения).

Чаще всего на практике приходится распределять ТЗР между реализованными (отданными в производство) ресурсами и ресурсами, хранящимися на складских территориях.

Существует несколько методологий разделения трат на доставку и заготовку. Свои особые способы разработаны для торговых организаций.

Один из самых часто применяемых ввиду своей объективности вариантов – это аккумуляция расходов по заготовке и транспортировке ценностей на отдельном счете. А затем расчет процента распределения ТЗР по специальной формуле и списание их на производственные счета.



Источники

  • https://finzz.ru/transportno-zagotovitelnye-rasxody-chto-vklyuchayut-formula-rascheta.html
  • https://general-smeta.ru/vopros-otvet/1862-normy-zagotovitelno-skladskikh-raskhodov-v-fer-tsn-sn-2012.html
  • https://smetchik.com/info/articles/limitiruemye-zatraty/transportnye-raskhody-v-smete/
  • https://www.audit-it.ru/terms/accounting/transportno_zagotovitelnye_raskhody_tzr.html
  • https://www.grandsmeta.ru/7-rabota-s-pozitsiyami-v-fakticheskikh-tsenakh-all/materialy-po-fakticheskoj-tsene/kak-uchest-transportnye-zatraty-v-vide-protsenta
  • https://files.stroyinf.ru/Data1/50/50249/
  • https://smet4ik.ru/opredelenie-stoimosti-oborudovaniya-mebeli-i-inventarya-v-sostave-smetnyx-raschetov-i-smet/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector