Положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Права и документы

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Содержание
  1. Понятие гражданства
  2. Иностранцы: кто это
  3. Кто такой апатрид
  4. Как можно стать апатридом
  5. Права и обязанности апатридов в России
  6. Документы апатридов
  7. Иностранцы и апатриды в международном праве
  8. Основы правового статуса
  9. Конституционного
  10. Особенности административного
  11. Проблемы
  12. Правила въезда и выезда
  13. Ограничения на въезд и выезд
  14. Право на политическое убежище
  15. Права, свободы и обязанности иностранцев и апатридов
  16. Правовой режим
  17. Участие неграждан в гражданских правоотношениях
  18. Правосубъектность неграждан
  19. Ответственность неграждан за правонарушения
  20. Режимы пребывания: описание и классификация
  21. Временное пребывание
  22. РВП (разрешение на временное проживание)
  23. ВНЖ (постоянное проживание)
  24. Дипломатический иммунитет
  25. Административно-правовой статус беженцев
  26. Административно-правовой статус вынужденных переселенцев
  27. Иностранные юридические лица (ИЮЛ) в Российской Федерации: особенности оформления и обязанности
  28. Жизнь апатридов в России
  29. Пересечение апатридом российской границы
  30. Как получить официальный статус лица без гражданства в 2021 году
  31. Необходимые документы
  32. Установление личности
  33. Возможен ли отказ
  34. Учет апатридов

Понятие гражданства

В соответствии со , гражданство – это устойчивая политико-правовая связь, которую субъект (физическое лицо) приобретает по отношению к России как государственному образованию. Указанная связь проявляется во взаимоотношениях государства и человека, находящегося под его защитой. РФ, как и любое другое государство, обеспечивает своим гражданам реализацию гарантированных прав и свобод и предоставляет покровительство, когда они находятся за пределами страны, за что те берут на себя обязательства исполнять законы и другие писаные правила и предписания, продиктованные государством. Совокупность указанных прав и обязанностей отличает иностранца и субъект без подданства (или гражданства) от гражданина страны.

Подавляющее большинство людей становятся гражданами России при рождении от родителей-россиян или же от иностранцев, но на российской территории. Однако закон предусматривает и другие способы установления правовой связи с РФ, в частности, натурализацию, восстановление в гражданстве, оптацию и другие.

Иностранцы: кто это

Согласно все той же ст. 3 Закона «О гражданстве РФ», иностранцем считается тот, кто не является россиянином и при этом имеет гражданскую принадлежность к другому государству. Правовое положение иностранного гражданина в РФ определяется одноименным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, в соответствии со ст. 2 которого для приобретения статуса иностранца мало просто не иметь российского паспорта – нужно также иметь доказательства наличия иного гражданства, например, паспорт другой страны.

Конституция РФ, в частности ст. 62, декларирует равенство иностранных и российских граждан, наделяя владельцев обоих статусов равными правами и обязанностями на территории страны. Тем не менее, права иностранцев в ряде случаев носят ограниченный характер: в трудоустройстве или участии в избирательном процессе, не исключена также депортация и так далее.

При этом важно понимать, что понятие «иностранец» объединяет в себе множество категорий физических лиц: беженцы, временно пребывающие и постоянно проживающие иностранцы, сотрудники дипломатических ведомств и др.

Кто такой апатрид

Однако далеко не все обладают такой правовой связью. Поэтому для начала разберемся, как называется человек, не имеющий гражданства и подданства. Такой субъект имеет статус лица без гражданства или апатрида. Юридические словари дают разные определения этих двух понятий, что, однако, нисколько не меняет их юридического смысла, который зафиксирован в .

Лицами без гражданства или апатридами признаются лица, не являющиеся гражданами России и при этом не имеющие доказательств, позволяющих установить их гражданскую принадлежность к любому другому государству.

Таким образом, российский законодатель не рассматривает их в качестве иностранцев, выделяя в отдельную группу субъектов права. При этом за ними не признается особого «гуманитарного» статуса, а термин «апатриды» используется для обозначения лиц, оставшихся в статусе безгражданства в силу собственного волеизъявления. Каких-либо препятствий для изменения их статуса, кроме общих условий вступления в гражданство, законодатель не предусматривает.

Иного мнения придерживаются в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). В Организации обращают особое внимание на проблему распространения безгражданства в Российской Федерации. Так, отсутствие гражданства, по данным ГУВМ МВД на 2012 год, зафиксировано у более чем 31 тысячи человек, проживающих в России, а количество апатридов, по результатам переписи населения в 2010 году, составляло около 178 тысяч человек. Эти несоответствия не позволяют говорить о полной ясности в вопросе безгражданства в РФ.

УВКБ ООН озабочено таким положением дел: по убеждению представителей организации, безгражданство препятствует реализации базовых прав человека в России.

В попытке исправить ситуацию, представители УВКБ предоставляют юридическую помощь, проводят мероприятия в поддержку апатридов, способствуют их местной интеграции, представляют их интересы в государственных органах и содействуют внесению благоприятных изменений в российское законодательство.

При этом подчеркнем, что апатриды и бипатриды – это разные субъекты, несмотря на то, что оба статуса российским законодательством признаются легальными. Для первой категории характерно абсолютное безгражданство, в то время как у представителей второй есть сразу нескольких паспортов. Но если один из них – российский, для РФ такой бипатрид будет считаться прежде всего россиянином.

Как можно стать апатридом

Задаваясь вопросом, как стать лицом без гражданства, гражданин России должен понимать, что у него мало возможностей осуществить такой переход.

Теоретически можно выделить лишь четыре основания, допускающих приобретение статуса апатрида:

  1. Рождение от родителей, не имеющих гражданства, при условии, что законодательство страны рождения (например, Мьянмы, Сирии и Ирака) не предусматривает на этот случай предоставления собственного гражданства.
  2. Принудительное лишение гражданства.
  3. Прекращение существования государства.
  4. Добровольный выход из гражданства и получение статуса ЛБГ (расшифровка – лицо без гражданства).

Однако все эти варианты не подразумеваются российским законодательством, а потому не могут быть применимы в отношении россиян.

Изучите детальнее информацию о том почему, нельзя выйти из-под российского протектората и стать апатридом и как происходит процедура прекращения гражданства РФ.

Права и обязанности апатридов в России

Повторимся: будет ошибкой считать, что апатриды лишены всех прав. Что делать, если нет гражданства: человек действительно будет считаться апатридом, но это не значит, что он не может претендовать на общегражданские права. Напомним, в правовом статусе они приравнены к иностранцам, которые в соответствии со пользуются большинством прав и обязанностей граждан РФ.

Проще говоря, все, кто подпадают под понятие ЛБГ, обладают тем же объемом прав и обязанностей, что и граждане России, за исключением:

  • политических и избирательных прав, то есть апатрид не имеет права участвовать в выборах;
  • возможности занимать государственные должности и работать на государственной службе;
  • возможности иметь в собственности отдельные виды недвижимого имущества, например, земли в приграничных территориях;
  • необходимости нести военную службу.

Все это стоит учитывать, перед тем, как получить статус апатрида. Однако в остальном права лиц без гражданства идентичны правам и обязанностям граждан России. С другой стороны, на них возлагаются некоторые дополнительные обязанности, связанные с их статусом.

Сразу по прибытии в Россию апатриды, как и иностранцы, обязаны встать на миграционный учет и в дальнейшем уведомлять о смене своего места пребывания/проживания.

Однако как только они оформят вид на жительство, необходимости в таком уведомлении уже не будет.

Документы апатридов

Ошибочно считать, что апатриду не требуется удостоверение личности. Без него ЛБГ даже теоретически не имеет шансов легально попасть на территорию России, как и находиться в стране на законных основаниях. Если ему это все же удалось, без удостоверения личности такое лицо будет находиться в бесправном положении. Фактически отсутствие документов лишает вообще какого-либо статуса и парализует процесс реализации общегражданских прав и свобод.

Документы, удостоверяющие личность без гражданства, оговорены :

  • документ иностранного государства, признанный в качестве удостоверяющего личность ЛБГ в соответствии с международным договором;
  • разрешение на временное проживание (РВП);
  • вид на жительство (ВНЖ);
  • иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с отечественным законодательством или международным договором.

Какой документ удостоверяет личность ЛБГ, зависит от ситуации, в которой апатрид оказался. По сути, он может иметь несколько таких документов, так как, согласно ст. 28 Конвенции о статусе апатридов, страны-участники обязуются выдавать каждому апатриду, проживающему на их территории, проездные документы для пересечения границы. Поэтому есть вероятность, что лицо без гражданства может одновременно иметь российский вид на жительство и паспорт лица без гражданства, выданный в другом государстве.

Иностранцы и апатриды в международном праве

Каждая страна самостоятельно определяет правовой статус иностранцев и апатридов на своей территории. Однако принципы, которые должны содержаться в таком национальном законодательстве, закреплены международным законодательством. Что же касается таких понятий, как «апатриды» и «бипатриды», в международном праве эти статусы не тождественны. Термин «бипатрид» обозначает лицо, имеющее гражданство двух или более стран, источники его возникновения могут быть разные, при этом специфика статуса одинакова: государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Права иностранцев и апатридов отражены в Декларации ООН о правах человека от 1985 года. Она, в частности, позволяет странам-членам самостоятельно определять правовой режим иностранцев на своей территории, обязывать их соблюдать законы страны пребывания и нести ответственность за их нарушение, запрещает массовую высылку иностранцев из страны, а также вменяет в обязанность государства обеспечить иностранцам доступ к дипломатической защите со стороны государства гражданской принадлежности.

Апатридам международное право уделяет несколько больше внимания. Прилагая усилия к тому, чтоб обеспечить апатридам широкое использование общепринятых прав и свобод, Генассамблея ООН в 1954 году приняла Конвенцию о статусе апатридов. Данный документ предусматривает, что субъекты административного права страны пребывания лица без гражданства предоставляют ему статус, приравненный к иностранцам или же более благоприятный статус. Предполагается, что страна пребывания апатрида обязана выдать ему удостоверяющие документы, если таковые у него отсутствуют. Кроме прочего, страны-участники гарантируют невозможность дискриминации апатридов, доступ им ко всем гражданским, трудовым и прочим правам.

Вместе с этим в 1961 году ООН приняла Конвенцию о сокращении безгражданства, которая предполагает, что страны-участники должны создавать условия для натурализации апатридов, предоставляя им упрощенный порядок приобретения гражданства. В контексте Конвенции многие страны стали запрещать своим гражданам добровольно выходить из гражданства, становясь апатридом – в большинстве стран его можно лишь заменить иным гражданством (в том числе и в России).

Основы правового статуса

В результате общей мировой глобализации во всех странах постоянно растет количество переселенцев. Российская Федерация здесь не исключение. Для регулирования различных ситуаций с участием эмигрантов определено их правовое положение.

Как отмечалось ранее, главным правовым положением является равное положение перед законом местного населения, апатридов и иностранных граждан. Точно такая же ситуация и с набором прав.

Апатридами считаются лица, у которых нет гражданства и одновременно с этим они не имеют подданства другой страны, подтвержденного официальными документами.

Апатриды, которые постоянно находятся на территории государства и имеют вид на жительство, не могут участвовать в выборах на местном уровне и быть избранными. Соответственно, на государственном уровне они лишены этой возможности.

Конституционного

Каждый апатрид должен понимать, что при проживании в чужой для себя стране без гражданских прав он в любом случае должен обязательно соответствовать нормам закона государства.

В Конституции любой страны говорится о том, что апатриды могут спокойно проживать на территории страны только при той ситуации, когда за ними не замечено проступков и нарушений различного характера.

У таких граждан нет определенных обязанностей, и, тем не менее, они должны понимать, что нахождение под защитой государства подразумевает собой строгое исполнение местного законодательства.

Особенности административного

В каждой стране имеется свод законов, определяющий статус иностранных граждан и их права и обязанности.

Основные положения сводятся к следующему:

  1. Отсутствие права трудиться на государственных предприятиях и органах.
  2. Апатриды не могут быть допущены до работы, если их деятельность будет каким-либо образом соприкасаться с государственной тайной.
  3. Нет возможности служить в армии, служба возможна только на контрактной основе.
  4. Пребывание в стране должно быть официально заверено, необходимо наличие определенных разрешений и документов.
  5. Отсутствие избирательного права.
  6. Устанавливаются определенные ограничения в месте проживания и пребывания переселенца. Иными словами, запрещено находиться на охраняемых территориях, обладающих специальным статусом.

Помимо этих положений, есть еще целый ряд обязанностей, которые должен выполнять иностранные граждане и апатриды. Это отсутствие административных правонарушений на территории страны пребывания.

Также важным моментом является наличие необходимого пакета документов, отражающих персональные данные. Помимо этого, должна присутствовать медицинская страховка, на основании которой репатрианту будут оказаны необходимые медицинские услуги.

Проблемы

Большинство проблем у лиц без гражданства возникает в момент определения законодательства страны. Многие лица несклонны при переезде в новую страну поинтересоваться о том, какие деяния, помимо общепризнанных, будут считаться неправомерными.

Вследствие этого, они допускают нарушения, которые в итоге могут серьезно повлиять на дальнейшее пребывание человека в стране.

Незнание закона никак не может освобождать от ответственности. И именно поэтому для апатридов наиболее явной и главной остается проблема нежелания познать закон страны, в которой они проживают.

Правила въезда и выезда

Правила, по которым и иностранный гражданин, и лицо без гражданства посещают или покидают страну, установлены положениями Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ. Согласно ст. 24 данного нормативного акта, условия въезда/выезда зависят от категории иностранца и апатрида, к которой они относятся. В общих случаях для посещения России и выезда из нее указанным лицам необходим документ, удостоверяющий их личность, а также российская виза. Обладатели РВП представляют на границе схожий пакет документов, а вот владельцы ВНЖ могут въезжать уже без визы. Примечательно, что ВНЖ для апатридов является удостоверяющим их личность документом, а поэтому они могут въезжать/выезжать в/из РФ лишь на его основании.

Согласно ст. 25 вышеуказанного закона, для получения визы иностранцам и апатридам требуется приглашение, которое могут оформить:

  • органы государственной власти;
  • дипломатические ведомства;
  • международные и российские организации;
  • граждане РФ и иностранцы, проживающие в РФ;
  • юридические лица, осуществляющие хоздеятельность и состоящие на учете в органах исполнительной власти и др.

Виза имеет установленную форму и может быть одно-, много- или двукратной – от этого зависит количество пересечений границы, на которое может претендовать иностранец. В зависимости от целей пребывания лицо может оформить разные формы визы: дипломатическую, служебную, туристическую, учебную и т.д.

При пересечении границы иностранцы, согласно ст. 25.9 закона, обязаны заполнять миграционную карту.

Ознакомьтесь более детально с информацией о пересечении границы РФ.

Ограничения на въезд и выезд

По основаниям, указанным в ст. 24 ФЗ № 114, въезд и выезд из РФ могут быть не разрешены, что относится к ограничениям для лиц, не являющихся гражданами РФ. Основания для ограничения во въезде перечислены в статьях 26 и 27 закона.

Въезд в Россию может быть запрещен по следующим причинам:

  • нарушение таможенных правил (запрет на въезд до устранения нарушений);
  • сообщение недостоверных сведений в части целей своего пребывания в РФ;
  • привлечение на территории РФ к ответственности за административные проступки более двух раз за три года (запрет на въезд на три года с момента последнего правонарушения);
  • участие в международной организации, признанной нежелательной в РФ;
  • нарушение сроков пребывания в РФ (запрет на 3-10 лет с момента выезда);
  • ранее осуществлялись депортация, экстрадиция или выдворение (запрет на 5 лет с момента выезда);
  • неснятая или непогашенная судимость;
  • отсутствие медицинской страховки;
  • использование поддельных документов и др.

Читайте больше о тех, кому запрещен въезд в страну и кто занесен в черный список мигрантов.

Что касается выезда, то он также может быть ограничен для иностранцев и апатридов в случаях, предусмотренных ст. 28 закона:

  • задержание по подозрению в преступлении;
  • привлечение к уголовной ответственности;
  • привлечение к административной ответственности;
  • уклонение от обязанностей, возложенных решением суда;
  • неуплата установленных законодательством налогов.

Право на политическое убежище

Данное право подразумевает под собой переезд лица в другое государство с целью уклонения от ответственности в стране предыдущего проживания. Это может быть связано с определенными политическими, религиозными, расовыми предубеждениями гражданина.

Конституции практически всех стран мира оставляют право любого лица на политическое убежище.

Это достаточно сложный процесс, требующий от соискателя серьезных оснований на получение такого статуса. После получения разрешения лицо также является иностранным гражданином, но в других странах он уже несет набор прав и обязанностей той страны, в которой он получил политическое убежище.

Данный статус апатрид будет иметь до тех пор, пока с него не будут сняты наложенные на него претензии, или пока лицо не получит гражданство страны, в которую он уехал.

В соответствии с данным обстоятельством, стоит отметить, что в дальнейшем жизнь иностранного лица в любой стране будет не такой радужной.

Права, свободы и обязанности иностранцев и апатридов

Как уже было сказано, статус иностранца и апатрида во многом приравнен к статусу гражданина на территории РФ.

На практике это выражается в том, что иностранец или лицо без гражданства имеет право:

  • на свободу чести, совести, тайну переписки, защиту права собственности, жилища и т.д.;
  • на пособия, пенсии и прочие социальные блага в соответствии с законодательством;
  • на невмешательство в личную и семейную жизнь;
  • заниматься предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью;
  • на обращение в суд и иные государственные органы с целью реализовать свои гражданские процессуальные права;
  • на получение бесплатной медицины и образования в РФ;
  • осуществлять трудовую деятельность с некоторыми ограничениями в зависимости от категории иностранца);
  • на заключение и расторжение брака как с российскими, так и с иностранными гражданами;
  • быть членом общественных организаций;
  • на социальную защиту, защиту от посягательств на жизнь и здоровье и др.

Иностранцы и апатриды пользуются в России правами и несут обязанности по налогам и иным обязательствам, возложенным на граждан РФ, лишь за некоторыми исключениями.

В число основных обязанностей иностранцев входит:

  • постановка на миграционный учет по прибытии в Россию;
  • уведомление миграционных органов о смене места пребывания или проживания;
  • соблюдение Конституции, законов и подзаконных нормативных актов;
  • уплата налогов в соответствии с законодательством и налоговым режимом, применяемым к лицу;
  • обязательство не использовать права и обязанности в целях злоупотребления ими;
  • бережное отношение к природе, окружающей среде и природным богатствам;
  • бережное отношение к культурному и историческому наследию;
  • обязанность выехать из РФ по окончании действия визы или срока временного пребывания и так далее.

Узнайте более детально о всех правах и обязанностях гражданина РФ.

Правовой режим

Совокупность всех указанных прав и обязанностей, а также особенности конституционного регулирования положения иностранцев и апатридов вместе составляют правовой режим, который характеризует правовой статус лица в стране в целом. Именно от установленного в стране правового режима зависит объем правомочий, предоставляемых негражданам. Правовой режим обычно определяется национальным законодательством и международными договорами.

Доктринально различают:

  1. Национальный режим – предоставление негражданам такого же объема прав и обязанностей, которые гарантированы гражданам.
  2. Преференциальный режим – особый льготный режим, распространяющийся по международному договору на две договорившиеся страны и не распространяющийся на все остальные.
  3. Режим наибольшего благоприятствования – установленный международным договором режим, при котором стороны гарантируют гражданам договаривающихся стран особый благоприятный режим, которым уже пользуются граждане иной страны.
  4. Режим реторсий – те страны, в которых установлен режим реторсий по отношению к некоторым странам, в определенной степени ограничивают права и обязанности граждан этих стран на своей территории.
  5. Режим привилегий – когда иностранцы из определенной страны пользуются большим объемом прав, чем собственные граждане.

Учитывая положения ст. 62 Конституции РФ, можно смело говорить, что в России для иностранцев действует национальный режим, который, впрочем, и предусматривает некоторые ограничения.

Отдельно стоит разобраться, какой правовой режим распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства в области наследования.

Так, согласно ст. 2 ГК, Гражданский кодекс применяется и к отношениям, в которых участвуют иностранцы и апатриды, это значит, что указанные лица могут наравне с россиянами оставлять наследство, завещать его, а также наследовать имущество.

Принцип равенства отражен и в ряде международных договоров РФ, включая Минскую конвенцию 1993 года. Таким образом, в области наследования для неграждан действует также национальный правовой режим.

Участие неграждан в гражданских правоотношениях

Далее попробуем выяснить, может ли апатрид быть участником гражданских правоотношений. Таким правоотношением являются любые отношения между субъектами гражданского права, если они регулируются Гражданским кодексом. Как правило, они касаются имущества и нематериальных благ, а также возникновения по отношению к ним прав и обязанностей у субъектов. Чтобы было понятнее: гражданские правоотношения – это отношения, касающиеся приобретения и прекращения прав на вещи и объекты интеллектуальной собственности, исполнения определенных видов услуг и т.д.

Так, все та же ст. 2 (абз. 4 п. 1) ГК позволяет применять к отношениям, возникающим с иностранцами или апатридами, гражданское законодательство. А это значит, что указанным лицам разрешено участвовать в гражданских правоотношениях.

Правосубъектность неграждан

Правосубъектность иностранцев и апатридов представляет собой общую категорию, сочетающую в себе их дееспособность и правоспособность. Правоспособностью, согласно ст. 17 ГК, является способность лица автоматически приобретать права и обязанности, а дееспособностью, согласно ст. 21 ГК, является способность приобретать права и обязанности посредством своих действий. С учетом этого объем правосубъектности неграждан определяется правовым режимом, а так как в РФ действует национальный режим, иностранцы обладают такой же правосубъектностью, что и граждане РФ, за некоторыми изъятиями.

Эти изъятия, в частности, могут касаться гражданской правосубъектности. Например, запрет на владение отдельными видами имущества, в частности, земельными участками в приграничных территориях, долями в стратегически важных предприятиях и др. Обратим внимание, что гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется по праву страны их гражданской принадлежности и постоянного проживания, но если негражданин постоянно проживает в России, то его дееспособность определяется ГК РФ.

Ограничения предусмотрены и для трудовой правосубъектности. Так, иностранцы не могут быть капитанами, старшими помощниками и старшими механиками российских морских судов, не могут работать на предприятиях, связанных с обороноспособностью страны, не могут быть судьями, выступать учредителями российских СМИ.

Касается это и административной правосубъектности. Так, после прибытия в Россию у неграждан возникает полная административная правоспособность, но при этом их дееспособность несколько уже, чем у граждан. Касается это занятия административных должностей в органах власти, осуществления деятельности, связанной с принадлежностью к гражданству, доступу к гостайне и т.д.

Ответственность неграждан за правонарушения

Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что деятельность, поведение, а следовательно, и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ контролируется на тех же основаниях, что и деятельность российских граждан. При совершении уголовного или административного проступка они привлекаются к ответственности на общих основаниях и по одним нормативным актам.

Вместе с этим для отдельных категорий неграждан на время их пребывания в России могут быть предусмотрены некоторые особенности правового статуса. Например, для сотрудников дипломатических ведомств и членов их семей предусмотрен иммунитет – юрисдикция РФ на них не распространяется. Кроме дипломатов, при исполнении служебных обязанностей не подчиняются российской юрисдикции капитаны самолетов и кораблей, а также военнослужащие других стран.

Помимо вышеуказанных исключений, иностранцы, совершившие правонарушение в РФ, могут понести специальную форму ответственности, например, административное выдворение, которое может быть применено, например, за работу в РФ без разрешения и только в отношении неграждан. Еще одна специальная форма – депортация, которая применяется при нарушении режима пребывания, осуществлении противоправной деятельности, принятии решения о нежелательности пребывания гражданина и т.д.

Режимы пребывания: описание и классификация

Правовые режимы регламентируют такие вопросы как:
  • Срок нахождения в государстве на законных основаниях;
  • Количество прав и свобод;
  • Возможность получения гражданства.

На законодательном уровне установлено 5 правовых режимов.

Временное пребывание

В эту категорию входят иностранные граждане, которые:
  • Въехали на территорию России по визе;
  • Воспользовались правом безвизового въезда.

Для пересечения границы такие лица заполняют миграционную карточку, которая потребуется для своевременного выезда из страны.

Временное пребывание не подразумевает:
  • Получения ВНЖ;
  • Оформления РВП.
Сроки нахождения в стране определяются 2 факторами:
  • Интервалом, указанным в визе (в случае ее предварительного оформления для поездки в Россию);
  • Правилами безвизового въезда – 3 месяца непосредственного нахождения в стране за полугодие.

Существуют и исключения из последнего пункта. К ним относится трудовая деятельность. В такой ситуации ИГ может находиться в стране в течение срока действия трудового договора и разрешения на работу.

После окончания разрешенного периода пребывания в стране у иностранца есть 3 варианта действий:
  • Покинуть Россию;
  • Продлить срок временного пребывания;
  • Подать бумаги на оформление РВП.

РВП (разрешение на временное проживание)

Иностранные граждане, сумевшие оформить такое разрешение, имеют право проживать в стране 36 месяцев. После у них возникает право претендовать на ВНЖ.

Важно учитывать, что количество открываемых в год разрешений ограничено. На них миграционным органам выдается государственная квота. В текущем году она составила около 90000 РВП.
На законодательном уровне предусмотрены и случаи выдачи разрешений вне квоты. К льготной категории относятся:
  • Родители, потерявшие трудоспособность и имеющие детей – граждан РФ;
  • Предприниматели, планирующие сделать инвестиции в российскую экономику;
  • Муж/жена российского гражданина и так далее.

Обладатели РВП должны учитывать, что они «привязаны» к региону проживания. Покидать его без разрешения миграционных служб запрещено. Но в пределах этой территории они могут устраиваться на работу и вести обычную жизнь.

Выезжать за пределы РФ иностранцам с разрешением на временное проживание и возвращаться обратно за 3 года можно любое количество раз. Предупреждать об этом ФМС не требуется.

ВНЖ (постоянное проживание)

Выдается этот документ сроком на 5 лет. Получить его могут только мигранты, соответствующие определенному условию – прожившие с РВП на территории страны не менее 12 месяцев.

Важно, что ВНЖ подлежит продлению. Делать это можно несколько раз по желанию мигранта.

Обладатель вида на жительство должен каждый год официально оповещать ФМС о месте своего проживания. При этом он может:

  • Пользоваться социальными льготами;
  • Свободно устраиваться на работу;
  • Менять место жительства и регион;
  • Официально приглашать в страну друзей и родственников;
  • Принимать участие в выборах (муниципальных).

Если через 5 лет ИГ захочет остаться в России, то он может сделать попытку подать бумаги на оформление гражданства.

Дипломатический иммунитет

Сам термин широко употребляется в международном праве и обозначает невозможность применения законов страны к иностранцу, находящемуся в ней.

Дипломатическим иммунитетом обладают ИГ, имеющие отношение к работе дипмиссии.

Административно-правовой статус беженцев

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основания и процедура признания лица беженцем:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • рассмотрение ходатайства по существу;
  • принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.

1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию.

2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.

3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.

4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.

5. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.

6. Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фондажилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.

7. Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

8. Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

11. Получать содействие в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

12. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).

13. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.

14. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

15. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

16. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

17. Выезжать на место жительства в иностранное государство.

18. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Обязанности лиц, признанных беженцами:

  • соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;
  • соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
  • сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
  • сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
  • сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Административно-правовой статус вынужденных переселенцев

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права лица, признанного вынужденным переселенцем:

  • самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
  • при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:

  • соблюдать Конституцию и законы</span>;
  • соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Иностранные юридические лица (ИЮЛ) в Российской Федерации: особенности оформления и обязанности

ИГ могут не только находиться в стране в качестве физического лица, но и присутствовать как юридическое лицо со своими правами и обязанностями.

Действия ИЮЛ регулируются двумя категориями нормативных актов:
  • Внутренними российскими законами;
  • Международными нормами и договорами, действующими в РФ.

Международное право дает ИЮЛ некоторое преимущество перед российскими компаниями.

Российское законодательство не имеет отдельных законов и статей, касающихся работы ИЮЛ. В некоторых сегментах рынка для них определена особая система налогообложения. К примеру, она затрагивает рынок ценных бумаг.

Любое ИЮЛ должно после своего создания:
  1. Встать на учет в ФНС;
  2. Получить собственный номер в Государственном реестре налогоплательщиков.

После этого на компанию начинают распространяться обязанности по уплате налогов и своевременному предоставлению отчетности. При этом ЮЛ получает и возможность заниматься любыми законными видами предпринимательской деятельности.

Немного иная ситуация обстоит, когда деятельность осуществляется не самой компанией, а ее филиалами и представительствами. Их необходимо провести через процедуру аккредитации в российских налоговых органах.

Делается это в два этапа:
  1. Аккредитация самого ЮЛ;
  2. Аккредитация филиала.

Ссылаясь на все изложенное выше, можно сказать, что во всех вопросах, связанных со своей деятельностью, ИЮЛ должно ориентироваться на действующие законы РФ.

Непременным условием нахождения иностранного гражданина и иностранного юрлица на территории России является их регистрация. Делается она в первом случае в течение первых 3 суток, а во втором – 30 дней.

Произвести ее можно только лично. Для этого подается заявление в территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. В противном случае мигрант будет депортирован, а деятельность ИЮЛ прекращена.

Жизнь апатридов в России

Несмотря на определенный законодательством статус, лицам без гражданства ежедневно приходится сталкиваться с трудностями, когда дело непосредственно касается того, как жить в России без гражданства. Основная причина возникающих проблем кроется в полном отсутствии документов, удостоверяющих личность. Апатридов, которые перебрались на территорию России с уже готовыми разрешительными бумагами, единицы. Большинство же стали ЛБГ после распада СССР или просто не смогли оформить удостоверительный документ ни в России, ни ранее за границей.

В теории ответ на вопрос, могут ли лица без гражданства получить образование или медицинскую помощь, очевиден: они имеют такое право. Но на практике бывает обратное.

Для людей без документов закрыты школы и больницы, они не могут претендовать на легальное трудоустройство и оформление пенсии, заключать нотариальные сделки и получать водительские права.

Более того, для них недоступны даже временная регистрация, ночевка в гостинице, регистрация брака или же поездка на транспорте дальнего следования, билеты на который приобретаются по паспорту. Таким образом, жизнь без гражданства в России налагает множество ограничений.

Причина таких затруднений для ЛБГ заключается в том, что РФ так и не присоединилась ни к Конвенции о статусе апатридов, ни к Конвенции о сокращении безгражданства. В результате законодательство России не выделяет их в отдельную группу лиц с собственными правами и обязанностями. А так как лица без гражданства и иностранцы для российского законодателя равны, апатриды без документов приравниваются к нелегальным мигрантам.

Пересечение апатридом российской границы

Стоит разобраться, может ли человек не иметь гражданства и при этом выезжать за границу и возвращаться обратно в Россию. Законодательством такая возможность предусмотрена. Общий порядок въезда/выезда апатридов из/в РФ оговорен в .

Согласно указанной статье, порядок пересечения границы зависит от степени интеграции апатрида в российское общество:

  1. В общих случаях для пересечения границы ЛБГ потребуется удостоверяющий личность документ иностранного государства, а также российская виза.
  2. Если получен РВП, пересечение границы осуществляется на основании РВП и визы временно проживающего лица.
  3. Если оформлен ВНЖ, для пересечения границы достаточно только ВНЖ.

Как получить официальный статус лица без гражданства в 2021 году

Законодательство РФ предусматривает возможность проживания апатрида на территории страны при наличии удостоверения личности, которым может выступать:

  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство.

Вид на жительство оформить сразу не получится, поскольку процедура предусматривает необходимость пребывания на территории страны не менее 1 года с момента пересечения государственной границы.

Получение вида на жительства происходит по следующему алгоритму действий:

  • посетить отделение миграционной службы при УМВД по месту фактического пребывания;
  • подать установленный пакет документов;
  • пройти дактилоскопическую процедуру;
  • сделать фотографии на документы.

Необходимые документы

Апатриду помогут любые документы, с помощью которых возможно идентифицировать его личность:

  • свидетельство о рождении;
  • недействительный паспорт;
  • заявление, с которым апатрид обращался для получения разрешение на временное проживание.

Пригодятся любые документы, способные подтвердить личность заявителя.

Установление личности

Статья 10.1 ФЗ 115 устанавливает порядок прохождения процедуры установления личности. Для этого апатриду нужно лично посетить отделение Главного управления МВД РФ по вопросам миграции с соответствующим заявлением.

Форма бланка заявления об установлении личности

В документе указываются:

  • полное Ф.И.О.;
  • дата рождения;
  • точный период нахождения на территории РФ и цель прибытия.

Кроме того, необходимо приложить оригиналы документов, удостоверяющих личность.

После регистрации заявления сотрудник МВД предоставляет заявителю опись всех переданных документов.

Важно! Миграционной службой могут быть затребованы дополнительные документальные данные, позволяющие идентифицировать заявителя.

Не исключается, что на беседу будут приглашены свидетели, знакомые, друзья, соседи и иные лица, имеющие гражданство РФ. Кроме того, дополнительно проводятся опознания и опросы. После завершения проведения проверки апатриду в течение 90 дней предоставляется особая справка с фотографией 3×4 см — временное удостоверение личности.

Возможен ли отказ

Основными причинами отказа в предоставлении временного разрешения или вида на жительства является:

  • выявление потенциальной угрозы интересам государства со стороны апатрида. Такое случается, если сотрудники миграционной службы сочтут обоснованным подозрения в возможном нанесении вреда здоровью нации или существенного ущерба общественному порядку;
  • депортация. Заявитель ранее уже был принудительно депортирован за пределы страны за нарушение законодательства;
  • выявлено наличие текущей или непогашенной судимости.

Учет апатридов

Федеральным законом № 109 «О миграционном учете» предусматривается получение апатридами миграционной карты в момент пересечения государственной границы, позволяющей находиться на территории страны в течение срока действия визы. На постановку на миграционный учет в отделении МВД отводятся 1 сутки.

Образец миграционной карты

Местом временного пребывания может быть:

  • любое жилое помещение;
  • гостиничные организации;
  • пансионаты, туристские базы, гостевые дома, кемпинги;
  • учреждения здравоохранения;
  • оздоровительные лагеря;
  • исправительные учреждения.

Продление срока регистрации возможно в случае:

  • продления визы;
  • оформление или подача документов на предоставление ВНЖ или РВП;
  • получение трудового патента;
  • оформление статуса беженца.

Для продления регистрации заявителю необходимо обратиться в территориальное отделение миграционной службы с документальным подтверждением наличия оснований для продления регистрации.

В случае нарушение действующих правил миграционного учета виновному лицу грозит штраф до 5 тысяч рублей и депортация за пределы РФ.

Источники
  • https://immigrationtorussia.com/grazhdanstvo/obshhaya-informatsiya-o-grazhdanstve/pravovoe-polojenie-lic-bez-grajdanstva-v-rossii
  • https://bestmem.ru/grazhdanstvo/obshhaya-informaciya-grazhdanstvo/pravovoi-status-inostrantcev-i-apatridov.html
  • https://101zakon.ru/grazhdanstvo/porjadok-i-uslovija/pravovoe-polozhenie-lic-bez-grazhdanstva-v-rf/
  • https://MigrantVisa.ru/russia/migraciya/status-inostranca/
  • https://be5.biz/pravo/a013/6.html
  • https://zakonoved.su/lico-bez-grazhdanstva-status.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector