Что такое эмиссионный центр, его основные функции

Центробанк – «банк банков»

Для достижения перечисленных целей возникает необходимость решения ряда задач, выполнение которых делает Центральный банк «банком банков» и главным финансовым центром страны:

  • будучи эмиссионным центром страны, Центробанк решает задачу организации выпуска и обращения наличных банкнот;
  • почти все свои операции Центральные банки мира совершают с локальными банками конкретной страны, но никак не с торгово-промышленными клиентами;
  • хранение классовых резервов коммерческих банков, предоставление им кредитов, контролирование деятельности банков, являясь посредником между ними при безналичных расчетах, надзор за финансовыми рынками;
  • поддержка государственных экономических программ, размещение государственных ценных бумаг, предоставление кредитов, выполнение расчетных операций для правительства, хранение официальных золотовалютных резервов (что дает статус «банкира правительства»);
  • осуществление кредитно-денежного регулирования экономики.

Для эффективного решения перечисленных задач ЦБ должен выполнять ряд функций.

Возникновение центральных банков

В Старом Свете, историческим предшественником капиталистических банков был денежно-торговый капитал. Еще в средние века в торговле выделилась особая группа менял, или торговцев деньгами, которые занимались обменом местных и иностранных монет. С зарождением и развитием капитализма происходило постепенное превращение менял в банкиров. В их руках сосредоточивались свободные денежные капиталы купцов, помещавшиеся в виде вкладов, причем менялы стали выполнять для купцов переводные операции, избавляя их этим от риска перевозки денег из одних мест в другие. Сосредоточив у себя крупные денежные капиталы, менялы стали в дальнейшем использовать их для выдачи ссуд. Таким образом, с течением времени меняльное дело развилось в банковое дело.
Результатом развития механизмов кредитования стало появление векселя – письменного обязательства заемщика об уплате определенной суммы кредитору по истечении указанного в нем срока. Одним из вариантов использования векселя был учет его в банке. При этом держатель векселя получал указанную в нем сумму за вычетом учетного процента (который удерживал банк за свои услуги). Подобные векселя были достаточно ликвидными единицами и зачастую использовались при расчетах в качестве бумажных денег. Однако, вексельное обращение имело свои границы: поскольку векселя являлись частными долговыми обязательствами, они могли обращаться лишь в кругу лиц, осведомленных о кредитоспособности векселедателя.
Эта граница вексельного обращения была преодолена путем замены коммерческих векселей банкнотами, которые выпускались эмиссионными банками. Последние обладали правом: при учете векселя расплачиваться с векселедержателем не наличными деньгами, а банкнотами (англ. bank notes – банковские билеты). Последние, в отличии от векселей, могли обращаться в качестве денег на более обширной территории, где был известен выпустивший их банк-эмитент (см. выпуск #29).
Таким образом, в XVII, XVIII и частично в XIX вв. в банковской сфере существовал известныЙ плюрализм. Банки регулировались государством посредством буквы закона, а не целенаправленной финансово-экономической политики.
Однако, с начала XIX в. ситуация стала меняться. В противовес «свободной банковской системе» появились сторонники централизации. Первоначально огонь священной войны разгорелся в Англии, а затем перекинулся на континентальную Европу. Начавшаяся на страницах газет перепалка, вскоре переросла в ожесточенную борьбу двух течений – денежной и банковой школ.
Представители денежной школы — лорд Оверстон (он же банкир Лойд), Норман и др. — выражали интересы банкового капитала. Они утверждали, что жесткое ограничение банкнотной эмиссии необходимо для обеспечения устойчивости банкнот и даст возможность предотвратить перепроизводство, поощряемое чрезмерной банкнотной эмиссией, и устранить кризисы.
В противоположность денежной школе, представители банковой школы — Тук, Фуллартон и др., — защищая интересы торгово-промышленной буржуазии, боролись против ограничения банкнотной эмиссии жесткими законодательными нормами металлического обеспечения. Они обосновывали свои взгляды ссылкой на то, что для банкноты существенно не металлическое, а кредитное обеспечение. Банкноты, указывали сторонники банковой школы, выпускаются в порядке кредитования и регулярно возвращаются в банк путем погашения выданных им ссуд, поэтому количество выпущенных банкнот никак не может превысить потребностей обращения в деньгах.
В 1844 г. английский парламент принял Банковский Закон (Bank Act of 1844), провозгласивший окончательную монополизацию эмиссионной деятельности в руках Банка Англии. Права всех прочих существовавших к тому времени эмиссионных банков значительно урезались. В 1848 году подобный закон был принят во Франции, где эмиссионным центром стал Банк Франции, а в 1875 в молодая Германская империя на основе Прусского Банка создала Рейхсбанк, за которым также закрепила особые эмиссионные права.
Во второй половине XIX в. дальнейшее размежевание функций между коммерческими и эмиссионными банками выражается в том, что:

  • коммерческие банки прекращают банкнотную эмиссию, но занимаются приемом вкладов и выдачей ссуд функционирующим капиталистам;
  • эмиссионные банки с течением времени все более отходят от непосредственного кредитования предпринимателей и занимаются преимущественно или даже исключительно привлечением вкладов от коммерческих банков и казначейства, выпуском банкнот и предоставлением кредитов коммерческим банкам и государству.

Таким образом, в Европейских странах в результате эволюции банкового дела сложилась современная банковая система, состоящая в каждой стране из многих коммерческих, или депозитных, банков и одного или нескольких эмиссионных банков, которые ведут дела не непосредственно с торгово-промышленной клиентурой, а главным образом с коммерческими банками и представляют собой “банки банков”.
В отличии от Европы в США Центральный банк появился лишь за год до Первой Мировой. Это было связано прежде всего с особым федеральным устройством этой страны и историческим неприятием каждым штатом доминирующего руководства из федерального центра. В 1313 году в Соединенных Штатах существовало около 7 тысяч эмиссионных национальных банков. На эту ситуацию зачастую ссылались как на пример практического воплощения принципов свободы банковского бизнеса. Действительно, всякий человек либо группа лиц могли, подчиняясь ряду требований, открыть эмиссионный банк, а банковский бизнес был открыт для всех на одинаковых условиях.
Однако и в Америке существовало движение за централизацию банковской деятельностью. После каждого из экономических кризисов (1873, 1893, 1907 гг.), когда имели место значительные по своим масштабам частичные либо полные приостановки денежных выплат, голоса в поддержку создания аналога европейских центробанков становились все сильнее. Эти тенденции достигли своей кульминации во время кризиса 1907 г., когда приостановки продолжались в течении более чем двух месяцев. Считается что тогда и появилась идея создания Центрального банка Соединенных Штатов. Однако появился он лишь спустя 6 лет, в 1913 под названием Федеральная Резервная Система (для свободолюбивых штатов невыносимо было само название «центральный»).

Правовой статус и независимость центрального банка

В большинстве стран центральные банки представлены отдельно идентифицируемыми институциональными единицами, имеющими различные организационно-правовые формы. Чаще всего они представлены юридическими лицами, имеющими особый правовой статус, определённый специальным законом о центральном банке.

Ключевым вопросом в деятельности центрального банка является его независимость от исполнительной власти, от правительства. Независимость означает, что центральный банк может проводить политику без прямого вмешательства со стороны других лиц. В экономической литературе выделяют несколько видов независимости центрального банка. Стэнли Фишер в период работы в МВФ описал две формы независимости. Первая — независимость цели, которая предполагает наличие у денежных властей цели, отличной от цели фискальных властей. Вторая — независимость инструмента, что означает, что денежные власти должны располагать независимыми (собственными) инструментами для достижения своей цели.

Итальянский экономист Витторио Грилли, — министр экономики и финансов Италии в 2012—13 годах, — с соавторами предложил два вида независимости центрального банка: экономическую и политическую. Под экономической независимостью понимается возможность использования центральным банком имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений. То есть центральный банк наделён определёнными полномочиями самостоятельного выбора экономических мер достижения своих целей. Под политической независимостью понимается самостоятельность центрального банка во взаимоотношениях с правительством при назначении руководства банка и при разработке и проведении денежно-кредитной политики.

К факторам, влияющим на независимость центральных банков, относят:

  • участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
  • процедура назначения (выбора) руководства банка;
  • степень отражения в законодательстве целей, функций и задач центрального банка;
  • право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком;
  • взаимоотношения между центральным банком страны и правительством.
 Чем ниже независимость центрального банка, тем выше средняя инфляция — вывод полученный Альберто Алесина и Лоуренсом Саммерсом по итогам анализа взаимосвязи двух переменных в развитых экономиках

По теме влияния независимости центрального банка на макроэкономическую стабильность написано большое число работ. Начало разработки темы приходится на 1990-е годы, когда была обнаружена взаимосвязь между независимостью центрального банка и инфляцией. Израильский экономист Алекс Цукерман описал политическую экономию денежно-кредитной политики и предложил инструмент количественного измерения независимости центрального банка в форме индекса (получившего название «индекс Цукермана»). С его использованием американский экономист итальянского происхождения Альберто Алесина совместно с Лоуренсом Саммерсом (министром финансов США в 1999—2001 годы) на примере развитых стран доказали, что слабая независимость центрального банка является причиной более высокой инфляции. Выводы послужили доводами для институциональной реформы центральных банков в развивающихся экономиках в 1990-х годов и укрепления их независимости.

В то же время Народный банк Китая, обладающий самыми большими международными резервами в мире, находится под прямым контролем Правительства КНР При этом среднегодовая инфляция в Китае составляет 2,82 %, что сопоставимо со среднегодовой инфляцией в Великобритании (2,30 %).

Классификация центральных банков

По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:Государственные: капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центробанка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, Российской Федерации, Дании и Нидерландах; Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центробанка принадлежит банкам и страховым компаниям; Смешанные: в Японии (55% — в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% — в собственности кантонов и 43% частных лиц).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, Российской Федерации); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Доля собственности государства в капитале центробанка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике государства, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.Однако наиболее не зависимыми от государства являются Федеральная резервная система и Центробанк Германии, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам – членам ФРС, а в ФРГ – государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центробанка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центрбанк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.

Вторым фактором, определяющим независимость центробанка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам. Первая группа – страны, в которых руководящие органы центробанка (президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония. Ко второй группе принадлежит Италия, где президент центробанка назначается советом управляющих банка, в который не входят государственные деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден президентом страны.

К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центробанком. В большинстве промышленно развитых стран руководство центробанка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, Российской Федерации, которые более зависимы от государства.

Третьим фактором, отражающим независимость центробанка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центробанка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центробанке и банковской деятельности. В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центробанка сформулированы лишь в общих чертах.

Четвертым фактором независимости центробанка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику. Наиболее низкой степенью независимости в этом плане обладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центрбанк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства.В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центробанка.В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную политику, но центрбанк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства.И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центробанка. Кроме того, в отличие от Федерального резерва Рейхсбанк не подотчетен парламенту.

Пятый фактор независимости центробанка – наличие законодательного ограничения кредитования правительства.Таким образом, все эти пять факторов независимости центробанка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны. Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центробанка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центробанка. Независимо от принадлежности капитала центрбанк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центробанка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближение очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центробанка для покрытия бюджетного дефицита.

В тоже время независимость центробанка от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центробанка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центрбанк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.По своему положению в кредитной системе центрбанк играет роль «банка банков», т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им займа, выступает в качестве «заемщика последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчётные палаты.

В настоящий момент в мире насчитывается порядка полусотни центральных банков. В подавляющем большинстве случаев, они имеют статус государственных и выполняют функции правительственных ведомств или же самостоятельных органов исполнительной (финансовой) власти. В законодательствах большинства стран первоочередными целями центральных банков являются обеспечение денежного обращения, развитие банковского сектора и обеспечение устойчивости государственной валюты. Банки, которые действуют в стране, могут иметь одноуровневую или двухуровневую организацию или банковскую систему. Одноуровневая система может быть применена, когда в стране либо нет центробанка, либо есть только одни центральные банки. Однако, в этом случае говорить о банковской системе еще довольно рано. Как элемент цивилизованной рыночной экономики, банковская система, может быть только двухуровневой.

Поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского ссуды, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные USD — CAD, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).

Необходимость создания двухуровневой банковской системы обусловлена довольно противоречивым характером отношений, сложившихся при рынке. С одной стороны, банки требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это как раз возможно обеспечить элементами нижнего уровня – коммерческими банками. А с другой стороны, этим отношениям необходимы определенное регулирование, контроль и целенаправленное воздействие, что требует особого института, и в двухуровневой системе этим институтом является – центрбанк. Создание центральных банков с функцией регулирования кредитно-денежных отношений позволило достаточно эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.Также может быть создан центрбанк группой (союзом) стран. К примеру, Центральный банк Европы (англ. ECB) — центрбанк Европейского союза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Основные функции центрального банка

В современных условиях центральный банк выполняет следующие основные народнохозяйственные функции:

  • Эмиссионный центр страны;
  • Валютный центр;
  • Банк банков и расчетный центр;
  • Банк правительства;
  • Центр денежно-кредитного регулирования экономики.

Эмиссия банкнот ЦБ

Главным источником ресурсов центробанка в большинстве стран является эмиссия ценных бумаг банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен.золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной выпуска. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.

Современный механизм денежной эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии ценных бумаг предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Денежная эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства — государственными долгосрочными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты — соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной выпуска служат активы центробанка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции центробанка «денежная эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: займов банкам, казначейству (мин фину), покупки иностранной валюты и золота. В этом случае можно сказать, что перечисленные активные операции центробанка первичны по отношению к пассивным.

Сказанное не означает, однако, что любая ссуда центробанка кредитной системе или государству связана с новым денежной эмиссией банкнот. Такие займы могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центробанке, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия ценных бумаг центробанка. Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства (средства госбюджета) и коммерческих банков.

Коммерческие банки могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе обязательные. В ряде стран обязательные резервы зачисляются на специальные счета, как правило, беспроцентные. Такой порядок действует, в частности, в Российской Федерации. Центральные банки могут открывать коммерческим банкам и срочные счета с фиксированной процентной ставкой. В Российской Федерации центрбанк принимает в депозит свободные средства банков по фиксированной ставке с весны 1996 г. Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка.

Проведение денежно-кредитной политики

Центрбанк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% агрегата денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25—10% — банкноты центробанка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центрбанк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются: изменение процентных ставок по операциям центробанка (процентная политика); изменение норм обязательных резервов банков; операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, гос. облигаций и других ценных бумаг; регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой займа одному кредитору и капиталом или активами и др.).

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом. Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм ссуды (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся: прямое ограничение размеров банковских ссуд для отдельных банков или кредитов (так называемые кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов займов, в частности, установление размеров маржи, т.е. Разницы между суммой обеспечения и размером выданной кредита.

Традиционным методом регулирования является процентная политика. Повышая ставку по учетно-ссудным операциям, центрбанк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить займ, что в свою очередь приводит к сокращению денежного агрегата и повышает уровень рыночного процента. Это отражается и на состоянии платежного баланса, курса валют. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центробанка приводит к противоположным результатам.

Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять займа оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центробанка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи ссуды. В результате сокращаются банковские кредита и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских ссуд и агрегата денежной массы, к снижению рыночного процента.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центрбанк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять займа клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежного агрегата в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центрбанк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче кредитов. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центробанка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными гос облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центрбанк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центробанка с долгосрочными государственными обязательствами с фиксированным процентом. Покупка таких обязательств центробанком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа обтгигаций центробанком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит, и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковских ресурсов.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование агрегата денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального курса валюты с помощью валютной интервенции, изменения ставки центробанка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центробанком иностранной валюты за национальную на валютном рынке Forex. Когда центрбанк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если. например, российский ЦБ продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

Денежно-кредитное регулирование экономики России осуществляется российским ЦБ путем изменения норм обязательных резервов, процентных ставок по займам и депозитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы российский центральный банк рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных займов и принимая в депозит средства банков по фиксированной ставке. ЦБ России устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; максимальный размер риска на одного кредитора в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма требований банка к этому кредитору, а также выданные по его поручению обязательства); размеры валютного и курсового рисков; нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций юр. лиц.

Управление официальными золотовалютными резервами

Золотовалютные резервы (международные резервы или официальные резервы) — внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках Forex, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей.

К средствам в иностранной валюте относится: наличная иностранная валюта;остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте; депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно, в том числе — депозиты в золоте, займы, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО, в центральных банках за рубежом, в банке международных расчетов и других кредитных организациях-нерезидентах, имеющих рейтинги долгосрочной кредитоспособности не ниже «А» по классификации международных рейтинговых агентств «Fitch Ratings» и «Standard & Poor’s» (либо «А2» по классификации международного рейтингового агентства «Moody’s»); долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами с рейтингом денежных эмиссий долговых ценных бумаг (или эмитентов долговых ценных бумаг) не ниже «АА-» по классификации международных рейтинговых агентств «Fitch Ratings» и «Standard & Poor’s» (либо «Аа3» по классификации международного рейтингового агентства «Moody’s»), и прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно.

Ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций кредитов ценных бумаг (предоставленные в обмен на другие ценные бумаги), учитываются в составе международных резервов, в то время как ценные бумаги, служащие обеспечением по сделкам прямого РЕПО, исключаются из резервов. Ценные бумаги, полученные в качестве обеспечения по сделкам обратного РЕПО или ссуд ценных бумаг, не включаются в состав международных резервов.

Ранее государственные резервы создавались в золоте, но по результатам конференции в Бреттон-Вудсе Соединённые Штаты Америки обеспечили поддержку американского доллара в качестве мировой валюты за счёт обязательства обеспечивать конвертацию американских долларов и золота. В процессе перехода от золотого стандарта к свободной конвертации американский доллар стал одним из видов мировых денег наряду с золотом. Впоследствии, после краха Бреттон-Вудской системы в 1971 году, США отказались от конвертации доллара Соединенных Штатов в золото, но с учётом того, что доля доллара Соединенных Штатов Америки в мировых расчётах является доминирующей, доллар Соединенных Штатов остаётся главной резервной валютой, и большинство центральных банков продолжают хранить большие объёмы международных резервов в американских долларах. Изменение валютной структуры международных резервов в мире показывает, что на рубеже XX—XXI веков наиболее укрепили свои валюты США и Англия. Только созданием евро ведущие континентальные страны Европы смогли противостоять тенденции такого чрезмерного усиления, против чего активно выступает и Россия.

Функция «банка банков»

Основными клиентами Центральных банков мира являются локальные коммерческие банки. «Банк банков» хранит свободные денежные резервы коммерческих банков, является посредником между ними, осуществляя центральные расчетные операции в банковской системе, предоставляя ей кредиты. Такой расчетный центр выполняет функции регулятора платежной системы страны, координируя организацию всех расчетных систем. Во многих странах центральный банк имеет статус национального клирингового центра, который проводит расчеты с иностранными банками на уровне национальных интересов.

Функция банкира правительства

Центральные банки имеют тесную связь с государством. В данном случае они выступают в роли кредиторов и финансовых консультантов. В центральном банке открываются счета всех правительственных ведомств. Доходы правительства, поступающие от налогов, займов и прочих источников, зачисляются на беспроцентный счет министерства финансов в центральном банке. С тех же счетов правительство оплачивает все свои расходы.

Функция денежно-кредитного регулирования

Разработка и реализация единой денежно-кредитной политики осуществляется путем совместной работы правительства и центрального банка. Такая политика проводится в целях обеспечения перманентного экономического роста, снижения уровней инфляции и безработицы, стабилизации платежного баланса в положительной зоне. Регулирование осуществляется за счет воздействия на количество единиц национальной валюты в обороте, уровни процентных ставок и ликвидности банковской системы. Объектом регуляции также является курс национальной денежной единицы.

Внешнеэкономическая функция

Процессы деятельности Центральных банков простираются и на работу по международным расчетам, платежному балансу, движению валютных ценностей, сотрудничеству с центральными банками других стран, международными валютно-кредитными организациями. Такие ветки деятельности определят внешнеэкономическую функцию Центральных банков.

В ходе развития экономики функции Центральных банков мира модифицируются, частично передаются каким-либо дочерним органам либо принимают качественно новый характер. В настоящее время фундаментальной становится функция денежно-кредитного регулирования экономики.

Форма собственности

В XIX столетии государственный центральный банк выглядел политической аномалией, связанной с формой государственного правления и ролью правительства в национальной экономике. Подавляющее число эмиссионных банков, как в метрополиях, так и в европейских колониях было частными. Исключений из группы частных центральных банков было всего несколько, в том числе шведский Риксбанк (1668) и Государственный банк Российской империи (1860). После Второй мировой войны начался процесс национализации частных центральных банков, который завершился в 1960-е годы. К середине 1970-х годов число центральных банков с частными собственниками в капитале упало до 14 организаций. По состоянию на 2017 год в мире продолжает действовать девять центральных банков с частной и смешанной собственностью (табл. 3).

Таблица. Центральные банки с частной и смешанной собственностью.

Центральный банк Состав акционеров
Банк Греции 8,93 % — государство, 91,07 % — частный сектор
Банк Италии банки и страховые компании, инвестиционные фонды, институты социального обеспечения и пенсионные фонды
Банк Японии 55 % — государство, 45 % — частный сектор
Национальный банк Бельгии 50 % — государство, 50 % — частный сектор
Национальный банк Швейцарии 52 % — государство (кантоны и кантональные банки), 48 % — частный сектор
Резервный банк ЮАР 100 % — частный сектор
ФРС США капитал федеральных резервных банков полностью принадлежит частным банкам, действующим в местном штате
Центральный банк Республики Сан-Марино 67 % — государство, 33 % — частный сектор
Центральный банк Республики Турция министерство финансов (55,12 %), турецкие банки (25,74 %), частные организации и лица (19,12 %), прочие акционеры, включая иностранные банки (0,02 %)

В государственных центральных банках 100 % капитала принадлежит правительству, что отражено в национальном законодательстве. В большинстве стран центральные банки изначально создавались как государственные. К их числу относятся, например, немецкий Бундесбанк или Банк России. В акционерных центральных банках капитал сформирован взносами учредителей. Например, акционерным центральным банком является Федеральная резервная система США: капитал федеральных резервных банков образован за счёт взносов коммерческих банков, вступающих в члены ФРС США. Юридически ФРС США не является государственным учреждением, однако её руководство (председатель и вице-председатель совета управляющих) назначается на четыре года президентом США и утверждается Сенатом США. Президент при назначении председателя имеет ограниченную свободу выбора — только из числа членов совета управляющих ФРС США. Члены совета управляющих ФРС США не становятся государственными служащими, однако размер их вознаграждения устанавливается Конгрессом США и открыто публикуется. Нераспределённая прибыль ФРС США направляется в пользу Казначейства США и зачисляется в доходную часть госбюджета. В центральных банках со смешанным капиталом собственные средства сформированы частным сектором совместно с государством. Ярким представителем этой группы центральных банков является Банк Японии. По Закону 1942 года 55 % уставного капитала Банка Японии принадлежит государству. Руководство Банка Японии назначается правительством и утверждается парламентом страны.

Из восьми центральных банков к открытому обращению на фондовом рынке допущены акции четырёх эмитентов. Трое из банков представлены европейскими центральными банками. Публичное обращение акций происходит на местной фондовой площадке (Брюссель, Афины, Цюрих), а также на ведущих европейских биржах (Лондонская фондовая биржа, Франкфуртская или Берлинская фондовая биржа, Парижская фондовая бирже и Стокгольмская фондовая биржа). В Соединённых Штатах акции европейских центральных банков обращаются на внебиржевом рынке (например, через OTC Pink). Акции Банка Японии допущены к торгам только на Токийская фондовая биржа. Акции центральных банков обладают специфическими характеристиками: слабой торговой активностью и ликвидностью, низкими соотношениями Price/Book, а также Price/Earnings. Это является следствием незначительного влияния совокупных доходов и величины активов на финансовый результат, особенностями распределения прибыли, а также отсутствием достаточного предложения акций на рынке (со времени учреждения банков вторичного размещения акций не проводилось).

Финансовая отчётность центрального банка

Центральные банки составляют две формы публичной финансовой отчётности: баланс центрального банка и отчёт о прибылях и убытках. Для центральных банков существует собственные стандарты МСФО, учитывающие особенности их деятельности. Финансовая отчетность центрального банка отражает два типа его операций: активные и пассивные. Активные операции представляют собой размещение финансовых ресурсов и приобретение финансовых активов, а пассивные операции — привлечение финансовых ресурсов и эмиссию денежных обязательств. Как активные, так и пассивные операции характеризуют функции, которые выполняет центральный банк.

К активным операциям относится размещение международных резервов, рефинансирование банков, кредитование правительства (если законодательство это допускает), размещение депозитов в финансовом/нефинансовом секторе (в частности, для целей финансового оздоровления организаций), приобретение долговых ценных бумаг и нефинансовых активов (например, недвижимости). Пассивные операции центрального банка состоят из денежной эмиссии, привлечения депозитов или выпуска долговых ценных бумаг для целей стерилизации денежного предложения, формирования обязательных резервных требований, ведении корреспондентских счетов банков, управления собственным капиталом и резервными фондами.

Таблица. Классический финансовый баланс центрального банка.

Активы Пассивы
Международные резервы Наличные деньги в обращении
Внутренний кредит:
  • рефинансирование банков
  • портфель ценных бумаг
  • депозиты в других организациях
Средства на счетах
  • правительства
  • банков
    • обязательные резервы
    • депозиты
    • остатки на корреспондентских счетах
Средства в расчётах
Выпущенные ценные бумаги
Прочие пассивы
Требования к МВФ Резервный фонд
Прочие активы, вкл. основные средства Собственный капитал и прибыль

Финансовая отчётность центрального банка публикуется в его годовом отчёте о деятельности и приложениях к нему. Ежемесячный баланс Банка России можно найти в «Статистическом бюллетене Банка России», а его компоненты — в «обзоре центрального банка» и «денежной базе в широком определении» в том же статистическом бюллетене.

Финансовый результат деятельности центрального банка, как правило, зависит от двух факторов: валютного курса и ликвидности банковского сектора. При разных режимах валютного курса центральный банк может проводить или воздерживаться от валютных интервенций, что влияет на объём международных резервов. Переоценка международных резервов в национальной валюте в зависимости от направления движения валютного курса может создавать «бумажную» прибыль или убыток центрального банка. Если денежные власти располагают значительным объёмом международных резервов, то даже в отсутствие валютных интервенций укрепление национальной валюты может создавать искусственный убыток. К примеру, по итогам 2015 года в результате укрепления швейцарского франка Национальный банк Швейцарии получил убыток в 23 млрд франков, что составляло половину его собственных средств.

Ликвидность банковского сектора также оказывает значительное влияние на финансовый результат. В случае дефицита ликвидности центральный банк проводит операции рефинансирования и получает процентные доходы (соответственно, банки несут процентные расходы). При профиците ликвидности центральный банк вынужден изымать избыточную ликвидность (проводить операции по стерилизации денежного предложения) и привлекать средства от банков на депозиты или в ценные бумаги. Процентные расходы могут быть существенными и в ряде случаев приводить к убыткам или даже отрицательному капиталу центрального банка. В редких случаях центральный банк может понести убытки в результате финансового кризиса, поскольку кризис, напротив, приводит к повышению спроса на рефинансирование и росту процентных доходов центрального банка. В частности, Банк России закончил 1998 год с убытками почти в 28 млрд руб. из-за обесценения на балансе государственных ценных бумаг, по которым произошёл дефолт, а также расходов на формирование резервов на кредиты банкам.

Положительный финансовый результат подлежит распределению между собственниками или в пользу государственного бюджета. В большинстве случае центральные банки направляют большую часть прибыли правительству, что является современной формой сеньоража. Невзирая на потенциальный убыток, центральный банк обязан проводить политику макроэкономической стабилизации. Это объясняет, почему в законодательстве о центральных банках прибыль не заявлена как цель деятельности.

Таблица. Классический отчёт центрального банка о прибылях и убытках.

Доходы Расходы
Процентные доходы Процентные расходы
Чистые расходы по формированию резервов на возможные потери
Чистые доходы от финансовых операций Фонд оплаты труда и выполнение пенсионных обязательств
Административно-хозяйственные расходы
Чистый комиссионный доход Расходы по организации денежного обращения
Доход от участия в капиталах других организаций Амортизация имущества
Прочие доходы Прочие операционные расходы
Финансовый результат: прибыль/убыток

Экономики без центрального банка

 В Ватикане за выпуск банкнот отвечает Банк Италии, а монет — местное Филателистическое и нумизматическое управление.

В ряде случаев макроэкономические мотивы создания и функционирования центрального банка отсутствуют. Прежде всего, это касается карликовых государств. По сравнению с открытой экономикой сверхмалые открытые экономики сталкиваются с существенными ограничениями, которые накладываются на денежно-кредитную политику. К ним относится отсутствие политического суверенитета, местных банков, рынка ценных бумаг и экспортного сектора кроме туристических услуг. В результате центральный банк оказывается не в состоянии проводить эффективную политику в сравнении с возможностями, которые предусматривает традиционная модель открытой экономики. Ввиду «врождённой» слабой эффективности центрального банка сверхмалые открытые экономики могут выбрать одну из альтернативных форм режима денежно-кредитной политики:

  • валютный совет (валютное правление), который может принимать организационно-правовую форму центрального банка, при этом не являясь денежными властями с дискреционной политикой,
  • официальная долларизация или использование иностранных денег в качестве законного платёжного средства,
  • присоединение к валютному союзу, то есть отказ от национальной валюты в пользу общей денежной единицы валютного союза.

В сверхмалых открытых экономиках функции центрального банка, прежде всего, денежная эмиссия, могут быть переданы министерству финансов (например, на островах Гернси, Джерси, Мэн или острове Святой Елены) или государственному банку (Бутан до 1982 года).

Таблица. Десять наименьших по территории карликовых государств и их денежные власти.

Государство Площадь, кв.км. Регион Денежная единица Денежный эмитент
Ватикан 0,44 Европа евро Филателистическое и нумизматическое управление Ватикана (монеты)
Монако 2,02 Европа евро Министерство финансов и экономики (монеты)
Науру 21 Океания австралийский доллар
Сан-Марино 61 Европа евро Центральный банк Республики Сан-Марино
Лихтенштейн 160 Европа швейцарский франк Правительство княжества Лихтенштейн (монеты)
Маршалловы острова 181 Океания доллар США
Сент-Китс и Невис 261 Карибский бассейн восточно-карибский доллар Восточно-Карибский Центральный банк
Мальдивы 298 Индийский океан мальдивская руфия Мальдивское управление денежного обращения
Мальта 316 Средиземное море евро Центральный банк Мальты

Женщины в центральном банке

Женщины во главе денежных властей — явление редкое. На 2017 год они занимают руководящие должности (председатель и его заместители, члены совета директоров и правления) только в 9 % центральных банков.

Первой женщиной — председателем центрального банка стала немка Грета Кукхоф (1902—1981). В фашистской Германии её приговорили к десяти годам лишения свободы и заключили в тюрьму в Вальдхайме. В 1945 году Кукхоф, как и другие узники, была освобождена Красной армией. После войны была членом Немецких народных советов и депутатом Народной палаты. С 1950 по 1958 год занимала пост президента Немецкого эмиссионного банка, который в последующем был преобразован в Государственный банк ГДР. В качестве центрального банка Немецкий эмиссионный банк находился в подчинении Министерства финансов и находился под влиянием правящей коммунистической партии. В отличие от своего предшественника, президента банка Вилли Хуна, Кукхоф не была готова принимать некоторые сомнительные решения Социалистической единой партии Германии или совета министров ГДР в области денежно-политической политики без возражений. После денежной реформы в 1957 году, к разработке которой Немецкий эмиссионный банк не привлекался, Кукхоф подала в отставку.

В 2010-х годах самым известным примером является Джанет Йеллен, первое лицо ФРС США (в 2014—18 годах). Однако чаще женщины становятся лидерами в развивающихся экономиках: в России и на Украине, Туркменистане и Малайзии, на Кипре и Мальдивах и т. д. Хотя именно в развитых экономиках активно продвигается идея равенства полов, вплоть до квотирования мест в Совете управляющих Европейского центрального банка.

Вероятность назначения женщины на руководящую должность выше, если происходит ротация женщины-руководителя, а также, если в составе руководства доля женщин изначально низка.

Эмпирические исследования свидетельствуют о том, появление женщин в руководстве центральных банков стало возможным после 1990-х годов, когда центральные банки получили независимый статус и сосредоточились на достижении ценовой стабильности. Как показывают результаты анализа, женщины уделяли гораздо больше внимания снижению и стабилизации инфляции, нежели их коллеги противоположного пола. Исследователи объясняют это тем, что они консервативны (имеют более высокую степень неприятия риска — risk aversion) и более склонны к поддержанию своей репутации, нежели мужчины.

Абсолютный рекордсмен, Лина Мохохло, пробыла в должности управляющего Банка Ботсваны почти два десятилетия. Родившись в небольшом селе, Мохохло пришла в банк сразу после его создания в 1976 году и проработала почти во всех ключевых департаментах. Мохохло связывает свой карьерный успех с волей, решительностью и настойчивостью.

Таблица. Женщины с рекордными сроками пребывания в должности главы центрального банка, по состоянию на 2017 год.

Центральный банк Руководитель Период Продолжительность, лет
Банк Ботсваны Линах Мохохло 1999—2016 18
Банк Гайаны Dolly Sursattie Singh 1998—2014 17
Банк Негара Малайзия Зети Ахтар Азиз 2000—2016 17
Валютное управление Каймановых островов Cindy Scotland Bush 2002—н. в. 16
Центральный банк Сан-Томе и Принсипи Мария до Кармо Сильвейра 1999—2005, 2011—н. в. 13
Центральный банк Багамских островов Wendy Craigg 2005—2015 11
Национальный банк Дании Бодиль Нюбоэ Андерсен 1995—2005 11
Центральный банк Арубы Жанет Земелеер] 2008—н. в. 10

Ведущие центральные банки, как правило, не публикуют гендерную статистику своего персонала. Исключение составляют Европейский центральный банк, Банк Англии и Банк Италии. Как можно заключить из их данных, доля женщин среди сотрудников составляет около 40 %. Женщины преобладают в аппарате председателя центрального банка, подразделении по операциям на открытом рынке и платёжной системе. Детальные целевые ориентиры гендерной политики устанавливает только Банк Англии. К 2020 году он планирует довести совокупную долю женщин в своём штате до 50 %, а также в младшем и среднем персонале до 45 %. Однако, как правило, кадровые планы большинства центральных банков не простираются дальше увеличение доли женщин в руководстве до 30 %.

Доля женщин в коллегиальных органах управления (советах директоров или, в его отсутствие, правления) у ведущих центральных банков составляет порядка четверти. В наибольшей степени они представлены в Банке России (см. таблицу). В наименьшей степени — в Европейском центральном банке и Банке Японии. Объясняется это тем, что Управляющий совет Европейского центрального банка в основном представлен первыми лицами национальных центральных банков (которыми, чаще всего, выступают мужчины). В Японии традиционно доля женщин ниже. Однако и там корпоративная культура постепенно изменяется. В Японии принят Закон о содействии трудоустройства и продвижении женщин (англ. Act on Promotion of Women’s Participation and Advancement in the Workplace), который вступил в действие с 2016 года. В соответствии с законом Банк Японии планирует, что при найме персонала доля женщин-кандидатов на позиции директора, главного менеджера и вышестоящие должности должна составлять около 30 %. Без учёта Европейского центрального банка и Банка Японии женщины представляют треть коллегиального органа управления.

Таблица. Удельный вес женщин в штате центральных банков

Центральный банк Число сотрудников Доля женщин среди сотрудников Доля женщин в коллегиальном органе управления
Банк Англии 4261 44 % 33 %
Немецкий Бундесбанк 9775 нет данных 17 %
Европейский центральный банк 2899 43 % 8 %
Банк Италии 6885 36 % 20 %
Банк Канады 1700 нет данных 29 %
Банк России 54 700 нет данных 43 %
ФРС США 17 110 нет данных 25 %
Банк Франции 9800 нет данных 33 %
Банк Японии 4646 нет данных 8 %

Отчёты о гендерной структуре руководства центральных банков, также как о гендерном разрезе персонала в целом являются редкостью. Единственным центральным банком, который публикует подробные сведения по теме, является Банк Англии. В 2017 году он обнародовал отчёт о гендерном разрыве в оплате труда. Банк Англии обязан публиковать отчёт согласно Закону о равенстве (англ.), принятом в Великобритании в 2010 году. Разрыв в оплате измеряется как разность между средней часовой оплатой труда мужчин и женщин (англ. mean pay gap). Со временем он медленно снижается с 22,0 % в 2013 году до 18,6 % в 2017 году. Разрыв объясняется тем, что на наиболее высоко оплачиваемых позициях работают мужчины, в то время как женщины преобладают среди менее оплачиваемых младших должностей. Без учёта вознаграждения четверти наиболее и наименее оплачиваемых категорий сотрудников разрыв составляет всего 3 %.

Банк Англии намерен сокращать во времени разрыв, однако маловероятно, что он может быть сведён к нулю. Объясняется это тем, что мужчины и женщины выполняют в центральном банке неравнозначные роли, которые требуют различные профессиональные навыки и знания. Для демонстрации гендерного равенства Банк Англии декларирует цель довести долю женщин в руководстве подразделений к 2020 году до 35 %. В 2014 году указанная доля составляла 20 %, а в 2017 году — 30 %. К руководству не относятся председатель и его заместители, поскольку они не назначаются, а избираются порядком, утверждённым законодательством.

Мировые центральные банки

Европейский центробанк (англ. Европейский центральный банк) — центрбанк Евро союза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Федеральная резервная система США (ФРС, Федрезерв Соединенных штатов) — центрбанк США. Специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центробанка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки. Основанием для создания является закон о Федрезерве Соединенных штатов. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.

Народный банк Китайской Народной Республики (КНР) — государственный банк Китайской Республики, подразделение Правительства КНР. Правовое положение было окончательно установлено 18 марта 1995 года. Данный банк является самым крупным объектом финансового института в мире, учитывая что у него имеются резервы в количестве $3,201 трлн.

Резервный банк Индии — центрбанк Индии.Резервный банк Индии был основан в 1934 году законом о резервном банке Индии (англ. Reserve bank of India Act, 1934). Банк начал свою деятельность 1 апреля 1935 года. Первоначально штаб-квартира банка располагалась в Калькутте, но в 1937 году она переехала в Мумбаи. Банк создавался как акционерное общество (АО) и в таком виде просуществовал до 1949 года, когда был национализирован Правительством Индии.

Банк Японии — Центральный банк Японии. В 1873 году на основе закона о национальных банках, почти копировавшего американский закон 1863 года, в Японии были учреждены национальные банки.С 1 апреля 1998 года вступил в силу новый закон о Банке Японии, согласно которому банк стал независимым от мин фина.

Российский ЦБ — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт России, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством Российской Федерации единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии ценных бумаг денежных знаков и регулирования деятельности банков.

Центральный банк Германии (нем. Deutsche Bundesbank, также используется название Бундесбанк или Дойче Бундесбанк) — Немецкий Федеральный банк.Немецкий Федеральный банк и Федеральное управление финансового надзора Республики Германии вместе являются органами финансового регулирования Федеративной Республики Германии. Штаб-квартира Бундесбанка находится во Франкфурте-на-Майне.

Banco do Brasil S.A. — крупнейший банк Бразилии. Банк является смешанной компанией, в которой 68,7 % акций принадлежит федеральному правительству Бразилии. Акции банка обращаются на рынку акций Сан-Паулу. Штаб-квартира расположена в городе Бразилиа.Банк был основан 12 октября 1808 года и считается, поэтому самым старым в Бразилии и одним из старейших в Латинской Америке. Это был не только первый бразильский банк, но и первый португальский банк.

Банк Франции (фр. Banque de France) — центрбанк Франции. Является членом Европейской системы центральных банков. Банк имеет штаб-квартиру в Париже.1998 — банк становится членом европейской системы центральных банков.

ЦБ Великобритании (англ. Central Bank Angli, официальное название англ. Governor and Company of the The Central Bank of England) — выполняет функции центробанка Соединённого королевства. Банк организует работу Комитета по денежной политике, который отвечает за управление кредитно-денежной политикой страны. Первоначально был организован в 1694 году как частный банк, в 1946 году был национализирован, а в 1997 г. получил статус независимой публичной организации, независимой в проведении денежной политики, полным собственником которой является Солиситор минфина от имени правительства.

Банк Мексики (исп. Banco de Mйxico) — центрбанк Мексики.В 1822 году бал намечен проект создания Великого банка Мексиканской Империи, который должен был начать выпуск банкнот. В августе 1925 года учреждён банк Мексики, начавший операции и выпуск банкнот 1 сентября того же года.

Банк Италии (итал. Banca d’Italia) — центрбанк Италии, основанный в 1893 году. Банк является членом Европейской системы центральных банков.Банк Италии был основан в 1893 году как акционерное общество (АО). С 1895 года ему было передано ведение операций казначейства. В 1926 году банк Италии получил право контроля над кредитной системой и курсом лиры. В 1936 году банк был национализирован правительством Муссолини и стал выполнять функции «банка банков», то есть кредитовал другие банки.

Банк Кореи — центрбанк Республики Корея. Главной задачей банка Кореи является поддержание ценовой стабильности. Основная задача на 2010—2012 гг. — это поддержание уровня инфляции в пределах 3.0 ± 1 %.Был основан 12 июня 1950 года в Сеуле согласно «Акту о банке Кореи».В связи с тем, что система финансового контроля с 1 апреля 1998 года изменилась в сторону интегрированного надзора за банками, ценными бумагами и страховым бизнесом, банк Кореи стал выполнять типичные функции центробанка.

Банк Канады (англ. Bank of Canada, фр. Banque du Canada) — центрбанк Канады. Он создан и регулируется законом о банке Канады. Банк Канады гарантирует открытое и действенное объявление о своих целях и отчёт о своих действиях правительству Канады и канадскому населению. Местопребывание его руководства находится в Оттаве. Управляющим банком с февраля 2008 является Марк Д. Карни.

Банк Испании (исп. Banco de Espaсa) — центрбанк Испании. Основан в Мадриде в 1782 году Карлосом III, в настоящий момент является членом Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).В 1962 году банк был формально национализирован. После восстановления власти народа в конце 1970-х годах, в банке были проведена реформа структуры и функций. В 1994 году после вхождения Испании в Европейский валютный союз, банк Испании стал членом Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).

Центрбанк Турецкой республики (тур. Tьrkiye Cumhuriyet Merkez Bankası) — центрбанк Турции.30 декабря 1925 года начат выпуск банкнот Великого Национального Собрания Турции. 11 июня 1930 года принято постановление Великого Национального Собрания о создании центробанка. 3 октября 1931 года основан центрбанк Турецкой республики, начавший операции 1 января 1932 года.

Банк Индонезии (индон. Bank Indonesia) — центрбанк Индонезии.В соответствии с решениями мирной конференции в Гааге в 1949 году банк Явы получил статус эмиссионного банка Соединённых Штатов Индонезии. После ликвидации в 1950 году Соединённых Штатов и образования унитарной Республики Индонезия банк продолжал выполнять свои функции. 1 июля 1953 года банк Явы национализирован и переименован в банк Индонезии. В августе 1965 года банк переименован в Государственный банк Индонезии. В январе 1969 года банк вновь переименован в банк Индонезии.

Резервный банк Австралии (англ. Reserve bank of Australia) — центрбанк Австралии.В 1911 году был учреждён банк Австралийского союза (англ.)русск., который в то время был крупнейшим коммерческим и сберегательным банком Австралии, с 1924 года банку передана монополия на денежную эмиссию австралийской валюты и банк являлся агентством Правительства Австралии. Банк Австралийского союза приобретал всё больше функций центробанка и в 1945 году его статус в этой роли был официально признан. В 1960 году функции центробанка были переданы резервному банку Австралии.

Национальный банк Польши (польск. Narodowy bank Polski) — центрбанк Польши.Национальный банк Польши начал свою деятельность в 1945 году. Изначально функционировал как государственный банк под руководством министра финансов. До конца 1980-х годов банк являлся монополией в банковской сфере. После развала коммунистической системы от банка были отделены региональные коммерческие банки, а национальный банк Польши стал заниматься только вопросами денежно-кредитной политики. 1 января 1995 года банк провёл деноминацию злотых.

Нидерландский банк (нидерл. De Nederlandsche bank) — центрбанк Нидерландов.Нидерландский банк основан в 1814 году указом Виллема I. Банк был частной компанией, ему было предоставлено право эмиссии банкнот, являвшихся законным платёжным средством. В 1948 году банк национализирован.

Национальный коммерческий банк (Саудовская Аравия). 26 декабря 1953 года королевским указом был создан Национальный коммерческий банк — первый национальный банк, работающий к тому же по принципам европейского банкинга.

Центрбанк Исламской Республики Иран — центрбанк Ирана, осуществляющий посредничество между государством и частными банками.В 1927 году был основан государственный национальный банк Ирана, выпускавший национальную валюту. В августе 1960 года был основан центрбанк Ирана, к которому отошли некоторые функции национального банка. Центробанк был переименован в центрбанк Исламской Республики Иран после Революции 1979 года. В старом здании центрального банка расположен своеобразный «алмазный фонд» Ирана.

Источники
  • https://fortrader.org/central-banks/celi-zadachi-i-funkcii-centralnyx-bankov.html
  • http://www.forex.ua/knigi/nachinayushchim/uchebnik-treydera-rynka-foreks-v-bokov/tsentralnyy-bank.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA
  • https://investments.academic.ru/1530/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA
  • https://mr-trader.com/learn/birzhevoj-slovar/central-banks/celi-zadachi-i-funkcii-centralnyx-bankov

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах