Скромный режиссер Андрей Звягинцев: сколько удается заработать, финансируя собственные фильмы??

Кто такой Андрей Звягинцев

Российский кинорежиссёр и сценарист. Обладатель главного приза Венецианского и лауреат Каннского кинофестивалей. Двукратный номинант на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

Родился: 6 февраля 1964 г., Новосибирск, РСФСР, СССР
Рост: 177 см
Вес: 72 кг
В браке с: Ирина Гринёва
Знак Зодиака: Водолей
Восточный гороскоп: Дракон
Карьера: Режиссер, сценарист

Биография Андрея Звягинцева

Андрей Петрович Звягинцев – российский режиссер, автор фильмов «Изгнание», «Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь», которого уже называют продолжателем традиций Андрея Тарковского. В своих фильмах он неизменно обращается к теме страданий рода человеческого, зачастую – через библейские аллюзии. Режиссер Андрей Звягинцев

Детство и семья Андрея Звягинцева

Появившись на свет в Новосибирске, первые несколько месяцев жизни Андрей находился в селе Новомихайловка. Его родители развелись, и 5-летний Андрей остался жить с мамой, школьной учительнице русского языка и литературы. Детское фото Андрея Звягинцева Искусством и литературой Звягинцев интересовался со школьных лет. В 16 он записался в театральную студию Льва Белова при Новосибирском ТЮЗе. Позже Белов набрал на базе этой студии свой курс в местом театральном училище, куда был принят и Андрей.

Второкурсником он сыграл главную роль в ТЮЗе в постановке «Не помню». Оканчивая училище, Андрей уже был задействован в постановках «Акселераты», «Никто не поверит» Диплом об окончании училища Андрей получил в 1984-ом году. Он остался в ТЮЗе. Вскоре его призвали в армию. Служба проходила в Новосибирском военном ансамбле, где Звягинцев был конферансье. Вместе с ансамблем он выступал на концертах в разных гарнизонах.

В 1986-ом году, вернувшись из армии, Андрей принял решение ехать в Москву. Он поступил в ГИТИС, попав на курс Владимира Левертова и Евгения Лазарева. Там он учился на актёрском факультете.
В дипломном спектакле по пьесе Тургенева Звягинцев сыграл роль Горского. Это был 1990-ый год. В театр выпускник ГИТИСа решил не идти.

Начало карьеры актера Андрея Звягинцева, фильмография

Иногда Андрей снимался в телесериалах в эпизодах, снимал рекламу. Актёр снялся в сериалах «Будем знакомы», «Горячев и другие», «Каменская», так же был задействован в фильмах «Ширли-мырли» и «Котёнок». За десятилетие, проведенное в Москве, он принял участие лишь в двух антрепризных постановках. В 1993-ем году это был спектакль «Игра в классики», а в 1997-ом году – спектакль «Месяц в деревне». Как Звягинцев сам признался в интервью, в девяностых годах было время, когда ему не хватало денег даже на проезд в метро. Режиссер Андрей Звягинцев имеет множество наград за свои фильмы Звягинцев обратил на себя внимание рекламными роликами, которые он снимал. Надо отметить, что он создавал рекламу, не имея режиссёрского образования. Дмитрий Лесневский, который в то время являлся продюсером телевизионного канала Ren TV, как раз тот человек, с подачи которого весь мир вскоре узнал Звягинцева.

Актер

  • 1996 Котенок

Полнометражные фильмы

  • Нелюбовь
  • Левиафан
  • Елена
  • Изгнание
  • Возвращение

Короткометражные фильмы

  • Тайна
  • Апокриф
  • Выбор
  • Obscure
  • Бусидо

Режиссура

Профессиональная карьера Андрея Звягинцева началась с исполнения эпизодических ролей в многосерийных картинах и рекламных роликах. До этого он пробовал писать сценарии и рассказы, но добиться должного результата не удавалось. В последующие годы фильмография Звягинцева стала стремительно расширяться. Увлекшись киноиндустрией, Андрей начал тщательно исследовать ретроспективы выдающихся постановщиков Акиры Куросавы, Жан-Люка Годара, Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони в Музее кино.

Андрей Звягинцев в молодости

Москва слезам не верит. Не брезговал Звягинцев профессией дворника, что давало возможность пользоваться служебным жильем в непосредственной близости от театра имени Маяковского. Местом временного обитания Андрея стал старинный, обветшалый особняк 1825 года, где кинематографист располагал комнатой в 50 квадратов.

В канун 2000 года состоялся дебют Звягинцева в качестве режиссёра. Телевизионный канал RenTV презентовал первые киноленты начинающего сценариста и постановщика. В рамках телевизионного цикла зрители посмотрели короткометражные новеллы «Obscure» и «Выбор». В 2003 году на экранах появилась полнометражная кинолента Звягинцева «Возвращение» с яркой, животрепещущей сюжетной линией.

Трейлер фильма «Возвращение» Андрея Звягинцева

Сюжет фильма направлен на демонстрацию истинной человеческой жизни. Неспешные кадры с протяжными пейзажами и крупными планами оценили неоднозначно. Критики тогда отметили, что подобная интерпретация не свойственна современности, на что Звягинцев ответил: он ощущает мир именно таким, и жизненный ритм происходит аналогично сюжету.

В картине режиссёр продвигал цель – показать зрителю реальное течение жизни. Фильм настолько понравился публике, что через год вышла фотоколлекция Владимира Мишукова, работавшего на съемочной площадке фотографом.

Неблагоприятные прогнозы кинокритиков и прокатчиков не сбылись. За 2 недели проката в кинотеатрах кассовые сборы превысили $ 260 тыс. при бюджете фильма менее $ 1,5 млн. Звягинцева назвали феноменальным режиссёром. Еще бы, ведь непризнанная критиками картина получила одновременно 2 награды «Золотой лев», номинирована на международную премию «Оскар» и запущена в прокат в 32 странах.

В итоге «Возвращение» стал сенсацией, завоевав 28 наград на мировых кинофестивалях, работу Андрея оценили зрители 73 стран мира.

В 2008 году Звягинцев стал участником культового проекта, названного признанием в любви к крупным городам мира — Парижу, Шанхаю, Гаване, Рио-де-Жанейро и прочим. Участвовать в создании фильмов, действие в которых происходит в указанных мегаполисах, почли за честь Натали Портман и Жерар Депардье, Альфонсо Куарон и братья Коэны, Бенисио Дель Торо и Эмир Кустурица.

В распоряжение постановщика выделялось $ 150 тыс. и только сутки на съемки, ограничивалось количество актеров и метраж пленки, а на экране новелле отводилось 5 минут. Российский режиссер снимал короткометражку для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя».

Однако фильмы, представленные Андреем и Скарлетт Йоханссон, вырезали при окончательном монтаже киносборника как неформатные. Решение принимала фокус-группа из 200 человек, что немало удивило Звягинцева.

Первоначальная версия, включающая эпизод Андрея Звягинцева «Апокриф», демонстрировалась на фестивале в Торонто в том же 2008 году. Позже режиссер скажет, что фильм на заказ, с жесткой регламентацией, утверждением сценария у продюсеров проекта – плохая идея. И если еще раз предложат что-нибудь подобное, откажется на 99 %.

Трейлер фильма «Изгнание» Андрея Звягинцева

Следующим рывком в киноиндустрии стала психологическая драма «Изгнание», получившая благосклонность критиков без прогнозов на будущее. Сразу же после съемок автор подал заявку на участие в Каннском фестивале. На крупнейшем кинофоруме картина отмечена в номинации «Лучшая мужская роль», признана лучшей и на Московском кинофестивале. Главную роль в этой постановке исполнил актёр Константин Лавроненко, который ранее уже сотрудничал с Андреем на съемках картины «Возвращение».

Трейлер фильма «Елена» Андрея Звягинцева

В 2011-м на экраны вышла очередная успешная кинолента уже признанного режиссера Звягинцева. Социальный драматический фильм «Елена» вновь представлен в Каннах, где автор получил специальный приз «Особый взгляд», а позже был отмечен на другом фестивале — Sandens. Фильм стал лучшей работой года, завоевав 4 премии «Золотой орёл» и «Нику». Однако самая громкая и поистине нашумевшая работа режиссера была впереди — фильм «Левиафан», представленный на суд зрителей в 2014 году.

«Левиафан» — это современная интерпретация истории библейского персонажа Иова, повествует о человеке, жизнь которого пожирает государство и бюрократия. После успешного штурма Каннского кинофестиваля и премии «Золотой глобус» картина номинирована на «Оскар».

Трейлер фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева

В фильме сыграли звезды театра и кино России – Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Елена Лядова. Буря критики не угасала долгое время. Картина буквально взорвала социальные сети и новостные колонки. Посыпались гневные отповеди от представителей власти и православной церкви.

Судьба киноленты до последнего момента находилась в неведении, «Левиафан» не допускали в массовый прокат. Как отмечает сам Андрей Звягинцев, «видимо, фильм попал в самое средоточие, в самое сердце, ровно туда, куда должен был попасть».

Трейлер фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

В январе пиратскую копию «Левиафана» слили в Сеть, количество скачиваний превысило 1,5 млн. Съемочная группа и не представляла, какой поднимется ажиотаж в зрительской среде. Более 650 кинотеатров запросили копии для демонстрации в залах.

На юбилейном, 70-м, фестивале на Лазурном берегу Звягинцев представил очередной проект – «Нелюбовь» с Марьяной Спивак, Алексеем Розиным и Матвеем Новиковым. Картина о мальчике, оказавшемся ненужным родителям, удостоена третьей по значимости награды – Приза жюри, «Сезара», выдвинута на «Золотой глобус», «Оскар» и BAFTA.

Сценарист

  • 2014 Левиафан
  • 2011 Елена
  • 2007 Изгнание
  • 2000 Черная комната

Монтаж

  • 2000 Черная комната

Награды и премии

(неполный список)

  • За фильм «Возвращение»:
    • 2003 — «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля
    • 2003 — Награда «CinemAvvenire» Венецианского кинофестиваля за лучший дебютный фильм
    • 2003 — Премия Европейской киноакадемии «Феликс» в категории «Европейское открытие года»
    • 2003 — Премия «Ника» в категории «Лучший игровой фильм» (совместно с Дмитрием Лесневским)
  • За фильм «Изгнание»:
    • 2007 — Приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале
  • За фильм «Елена»:
    • 2011 — Приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале.
    • 2011 — Гран-При Гентского международного кинофестиваля
    • 2012 — Премия «Ника» в категории «Лучшая режиссёрская работа».
  • За фильм «Левиафан»
    • 2014 — Приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий (совместно с Олегом Негиным)
    • 2015 — Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке
    • 2015 — Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу
  • За фильм «Нелюбовь»
    • 2017 — Приз жюри на Каннском кинофестивале
    • 2017 — Гран-при на Кинофестивале в Мюнхене
    • 2021 — Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу
    • 2021 — Премия «Сезар» за Лучший иностранный фильм

Полемика вокруг цензуры творчества в России

В октябре 2016 года Звягинцев принял участие в споре о цензуре творчества в России, в ходе которого полемизировал с пресс-секретарём президента РФ Дмитрием Песковым. Общественная дискуссия началась с критики театрального режиссёра Константина Райкина, который на съезде Союза театральных деятелей России возмутился участившимися нападками активистов на выставки и спектакли.

Были названы три резонансных в России события: изъятие из репертуара оперы «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре, срыв показа в омской опере рок-спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», закрытие в московском Центре братьев Люмьер выставки всемирно известного американского фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения», включавшей фотографии девочек и девушек из нудистских общин. Райкин охарактеризовал эти явления как «возврат в Россию позорной цензуры сталинского времени».

Комментируя критику, Песков согласился с недопустимостью цензуры, но в то же время подтвердил особый порядок для постановок и произведений, которые ставятся и снимаются за счёт бюджета: «Государство заказывает произведения искусства на ту или иную тему». Пресс-секретарю Путина возразил Звягинцев, опубликовав колонку в газете «Коммерсантъ», в которой назвал произведения своих оппонентов «жалкими поделками» и «агитками», а возражающую против некоторых работ общественность «расплодившимися как кролики общественными организациями» и «агрессивными маргиналами».

По мнению Звягинцева, своими «заказами» чиновники «оскопляют творческую мысль». Неприятие вызвал и сформулированный Песковым общий принцип госзаказа в искусстве, сводящийся к тому, что чиновники тратят деньги государства на фильмы и спектакли в интересах самого государства. В трактовке Пескова кинорежиссёра поразила забывчивость чиновников, «что это не их деньги, а наши… Эти люди решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки» .

Доля продюсера

Шесть лет назад Александр Роднянский ушел с поста гендиректора холдинга СТС Media, в успехе которого сыграл важную роль. При нем СТС с сериалами «Не родись красивой», «Моя прекрасная няня» и «Бедная Настя» стал главным развлекательным каналом страны, он же запускал новый канал «Домашний». Когда СТС Media в 2006 году выходил на IPO, Роднянский с 10% акций оказался крупнейшим миноритарием. В интервью «Forbes Украина» он оценивал свое состояние на момент ухода из СТС в $350–400 млн. Он уже знал, как распорядится заработанным.

За год до IPO Роднянский вместе с партнером Сергеем Мелькумовым создал кинокомпанию «Нон-стоп продакшн». Сегодня в ее портфолио блокбастеры Бондарчука, притчи Звягинцева, романтические комедии и телеэкранизации Достоевского. Роднянский продюсирует и зарубежные проекты, например «Облачный атлас» Тома Тыквера и два фильма Роберта Родригеса: «Мачете убивает» и «Город грехов 2». Но самый надежный источник его доходов — дистрибуция. Продюсер владеет 51% акций A Company — одного из крупнейших дистрибьюторов в Центральной и Восточной Европе, обладающего правами более чем на 750 фильмов. Все его активы управляются компанией A.R.Films, выручка которой в 2013 году составила $105 млн.

— В начале работы над фильмом важен ли для вас его потенциальный коммерческий успех?

— Я никогда не рассматриваю отдельные фильмы как самостоятельные коммерческие предприятия, смотрю на компанию в целом. Я не могу гарантировать прибыль в рамках одного фильма и не всегда возвращаю свои инвестиции в отдельные проекты. Вообще времена, когда можно было закатить деньжищи в один конкретный фильм и преумножить их, прошли. Подчас лучше не заработать на значимом резонансном фильме, но произвести его, вложив тем самым в репутацию, а значит и в стоимость всей компании.

Все голливудские студии работают сейчас по принципу диверсификации: в их пакетах на год есть два недорогих фильма (до $20 млн), два среднебюджетных ($60–70 млн) и один очень дорогой ($150–200 млн). И, как правило, успешным становится только один из пяти-шести, который и помогает компании остаться в плюсе. Кроме того, эти компании вертикальные, то есть они и производят, и распространяют контент. Их основные активы — библиотеки прав, обеспечивающие постоянный оборот при аритмичном характере кинопроизводства. И, конечно, контент.

Если у тебя серьезная библиотека с востребованным контентом, ты диктуешь правила рынку.

— Из чего формируется бюджет фильма?

— У меня долгие годы не было того преимущества, которое есть у большинства успешных русских продюсеров, — государственных денег. Мы получили к ним доступ лишь пару лет назад, когда «Нон-стоп продакшн» попала в списки «компаний-лидеров». Многие зрители считают, что госфинансирование — инструмент нечестной конкуренции, распила денег: «Вот американцы делают без государственной помощи и все нормально». Но у американцев весь мир — их рынок, соответственно — рекрутируются лучшие творческие кадры со всего мира, финансируются технологии, позволяющие производить небывалые аттракционы, а мы же до сих пор восстанавливаемся после падения советской киноиндустрии, и постепенно формируем представление о русском кино на собственном рынке.

Еще один источник финансирования — предпродажа телевизионных прав. Хотя это и не очень распространенная практика в России, мы стараемся ей следовать. Например, права на «Сталинград» и «Обитаемый остров» мы предпродали ВГТРК; на «9 роту», «Жару» и «Питер FM» — СТС.

Третий источник дохода — частные инвесторы, но привлечь их удается крайне редко. Олигархи в кино не инвестируют, потому что не видят в нем большой привлекательности (административно ничего решить нельзя и нет денежного потока), а бизнес сложный, политически рискованный, зависимый от плохо управляемых творческих людей.

Четвертая опция, как у нас было в «Сталинграде» и «Обитаемом острове», — банковские кредиты. Я надеюсь, что в случае удачного развития рынка кредиты станут главным источником финансирования в кино. Пока же у нас под это даже не создано законодательство — банки, как правило, не могут принимать нематериальные активы в качестве залога.

Наконец, есть деньги самих продюсерских компаний, нередки случаи, когда продюсеры закладывают свое имущество, чтобы получить кредит и произвести фильм.

— Почему в США желающих инвестировать в кино гораздо больше?

— Наш кинобизнес очень сложный, неоднократно подводил инвесторов, в нем нужно угадывать. В России в кино преуспевает только человек с особой экспертизой и профессиональным чутьем, а в Америке кино- и телепроизводство представляют собой более или менее устойчивые бизнес-отношения.

Объясняется это тем, что в силу многоликости американской нации, для которой кино было главным сплачивающим искусством, в США научились делать универсальные фильмы, легко преодолевающие границы. Даже самый скромный фильм, не пользующийся большим успехом дома, немедленно выходит в 70–100 странах. Более того, американские фильмы продаются еще до стадии производства, в некоторых моих американских проектах 75% бюджета составляли предпродажи.

Вкладывая в американское кино, вы, скорее всего, вернете деньги, а в случае успеха можете хорошо заработать. В русском кино очень высока вероятность потери, потому что наши фильмы в целом уступают в качестве и рассчитаны исключительно на русскоязычный прокат. У нас счастливым исключением считается ситуация, если фильм просто преодолевает границу России и попадает в ограниченный прокат за рубежом. Но никогда еще не было случая, чтобы наш фильм попал за границей в широкий прокат, собрав там $100-200 млн, как это происходит с десятками американских фильмов ежегодно.

И понятно, почему в России снимается так мало картин, около 100 в год. Хотя кинотеатральный рынок спокойно мог бы вынести и вдвое больше.

Режиссер «Сталинграда» Федор Бондарчук — главный партнер Роднянского в жанровом кино. Первый их совместный проект — фильм «9 рота» об афганской кампании — собрал в прокате $25,5 млн при бюджете $6,3 млн. Успешной была и «Жара». А вот следующий фильм, «Обитаемый остров», провалился. Огромный бюджет — $36,5 млн, 222 дня съемок, в которых было задействовано до 500 человек. Но фильм получился слишком поучительным и затянутым, он собрал в прокате меньше $28 млн. Потери были не только репутационные, но и финансовые — часть бюджета Роднянский покрывал сам.

— Какую часть безопасно вложить продюсерам?

— В кино все опасно. Но имеет значение очередность возврата инвестиций — если вы вкладываете в фильм деньги последним и забираете их первым, это достаточно безопасно. В США огромное количество инвестфондов, которые таким образом зарабатывают на кино. Я лично никогда не закрывал 100% бюджета фильма своими деньгами, но один-два раза доходило до 75%. Разумно же не больше 25%, думаю.

— Во сколько фильмов вы вложили свои собственные деньги?

— Почти во все, кроме «Сталинграда». В «Елене», к примеру, практически весь бюджет был профинансирован мною.

— Есть ли какая-то подстраховка от рисков?

— Конечно. Минимальная гарантия дистрибьютора, например. Это аванс за права на прокат и эксплуатацию фильма на своей территории. На российском рынке этот механизм не очень долго существует, но подобные гарантии могут в принципе составить от 10% до 50% всех затрат на фильм. После успеха «9 роты» мы получили минимальные гарантии от российского дистрибьютора на «Обитаемый остров». Я полагаю, что продюсеры могут рисковать своими деньгами как минимум в пределах суммы гарантий, если, конечно, они возвращают свои инвестиции «с первого доллара». Мы придерживаемся investors-friendly стратегии — сначала забирают деньги инвесторы, а потом уже продюсеры.

— Как убедить частного инвестора вложить деньги в кино?

— У всех своя база инвесторов. Лично я никогда не хожу и не уговариваю людей дать деньги, от меня бы иначе все шарахаться начали. Более того, я довольно часто отказываю своим товарищам или просто знакомым крупным бизнесменам, желающим «потратить денег на кино». Важна мотивация: близок ли проект человеку лично? Или это часть стратегии развития его компании (лучший вариант)? Чаще всего богатые инвесторы просто хотят пожить светской жизнью или устроить экранную карьеру кого-то из родственников и близких знакомых. Совершенно нормальный мотив, но лишь при условии, что кино по-прежнему делает продюсер, а не финансовый инвестор. Я не готов брать деньги у инвестора, чьи личные интересы могут негативно повлиять на качество фильма.

На «Обитаемом острове» среди инвесторов был бизнесмен, который много заработал и хотел попасть в интересную для него московскую жизнь ($12 млн вложил в фильм киевский знакомый Роднянского, миллиардер Эдуард Шифрин. — Forbes). В какой-то степени фильм ему в этом помог, хотя с финансовой точки зрения оказался неудачным.

Самую большую ошибку совершают инвесторы, которые претендуют на роль продюсера, полагая, что он не более чем финансист.

Они пытаются общаться напрямую с режиссером, автором, художниками и другими членами съемочной группы, не обладая ни образованием, ни профессиональной экспертизой, ни опытом. Не говоря о даровании. Получается нелепо. Ведь у продюсера в кино и на телевидении функция много шире финансовой: он отвечает за все процессы в производстве фильма — и творческий, и организационный, и маркетинговый. Для продюсера очень важно быть погруженным в гуманитарные контексты, проще говоря,быть образованным человеком, потому что иначе он не сможет чувствовать аудиторию, ее настроение, ожидания, понимать социальную, культурную, политическую ситуации, оценивать конкурентное окружение, соотносить собственный фильм с культурным кодом нации.

— Как распределяются доходы от фильма?

— Половина уходит кинотеатрам. Согласованный процент (7–20%) забирает дистрибьютор. Владелец прав, то есть продюсер, получает оставшееся. Все эти деньги могут идти и инвестору, если так договорились. Продюсер получает долю за работу над картиной, даже если свои средства он в нее не вкладывал.

Сотрудничество с Paramount

Звягинцев отказался от идеи создания сериала в сотрудничестве со студией Paramount.

Звягинцев рассказал, что после того, как ему в 2021 году поступило предложение от одного из продюсеров о создании сериала на основе одного из его фильмов, режиссер решил тщательно обдумать воплощении этого замысла. Он уточнил, что речь шла о сериале по мотивам сюжета картины «Нелюбовь». «Я дал понять, что нам нужно сесть с Олегом [Негиным, соавтором Звягинцева] и… придумать такой ключ, чтобы эта длинная форма… действительно зацепила бы сердце не только историями, а еще и главным образом формой», — пояснил он. Звягинцев добавил, что не хотел превращать проект в своего рода «день сурка».

По его словам, в одном из американских изданий первая публикация о запуске сериала появилась преждевременно, в тот момент, когда еще «не была проделана работа по поиску идей». Звягинцев признался, что вместе с Олегом Негиным они впоследствии неоднократно возвращались к мыслям о сериале. «И в конце концов все это сошло на нет», — сказал он.

В российских СМИ информация о готовящемся проекте Звягинцева и Paramount появилась весной 2021 года. Тогда отмечалось, что сериал будет сниматься в Москве.

Андрей Звягинцев и его соавтор Олег Негин — обладатели таких престижных наград как «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (2003), приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий (2014), «Золотой глобус» (2015) и премия французской киноакадемии «Сезар» (2021) за лучший фильм на иностранном языке.

Проект о Второй мировой войне

Звягинцев надеется вернуться к осуществлению своего кинопроекта о периоде Второй мировой войны, сценарий которого появился в 2008 году.

«Я надеюсь, что мы вернемся к нему. Точка, до которой мы дошли, — это первый драфт сценария. Там несколько новелл, в том числе история на материале блокады — частная история, история одного человека. Так же точно на материале Бабьего Яра — тоже история маленького человека. И третья новелла — никак не сопрягающаяся с какими-то известными событиями времен Второй мировой, а просто история одного солдата, частная история, которую мне рассказал практически его родственник», — сказал Звягинцев, отвечая на вопрос из зала о планах в связи с давним кинопроектом о блокаде Ленинграда.

Говоря о третьей новелле, Звягинцев отметил, что в ее основе он задумывал историю солдата о пережитом им на передовой — историю, которую тот рассказал своему внуку на смертном одре. «Это поразительная история просто. Я ее услышал и понял, что это просто невероятная находка и что ее надо превратить в сценарий и осуществить как фильм», — добавил он. Режиссер пояснил, что в свое время проект не был реализован, так как не нашлось необходимого финансирования.

Сценарий к будущей картине, будучи созданным более десяти лет назад, до сих пор не изменился, отметил Звягинцев. «Мы просто пока не касаемся этого текста, не дополняем его», — сказал он. Режиссер также рассказал, что ранее ему и его соавтору Олегу Негину была подарена книга российского историка Сергея Ярова «Блокадная этика», после прочтения которой возникла идея о том, чтобы, возможно, дополнить текст сценария материалом, перекликающимся с изложенными в ней изысканиями.

Рассуждая о том, какой фильм мог бы служить для него своего рода эталоном и ориентиром в работе над картиной о войне, Звягинцев назвал драмы Алексея Германа «Проверка на дорогах» (1971) и «Двадцать дней без войны» (1977). «Это высший пилотаж, абсолютно гениальные фильмы», — сказал он. «Стремление наше было бы осуществлено в этом направлении — в направлении правды фактуры и правды о человеке <…> Жизненная правда, так я бы сказал», — добавил режиссер.

Комната рядом с театром им.Маяковского

Знакомые и коллеги лауреата Каннского кинофестиваля говорят, что он любит кино больше, чем жизнь. В отношении Андрея Звягинцева это не пустые слова. Единственное, чем он занимается и интересуется, это действительно кино. Быт для него – ужасная вещь, он неоднократно называл его в интервью адом.

По словам режиссера таких культовых фильмов, как «Левиафан», «Елена» и «Нелюбовь», у него большую часть жизни не было своего дома.

Андрюша появился на свет 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Первые месяцы жизни мальчик провел в селе Новомихайловка, где его мать Галина Александровна – учительница русского и литературы – проходила практику.  Отец, милиционер Петр Александрович, ушел из семьи, когда Андрей был совсем маленьким.

Будущий культовый режиссер окончил актерский факультет Новосибирского театрального училища, отслужил в армии и в 1986 году уехал из Новосибирска поступать в московский ГИТИС. Так начались его московские скитания по общежитиям, служебному жилью и съемным квартирам.

После окончания ГИТИСА в 1990 году дипломированный актер – в общей сложности Андрей Звягинцев учился актерскому мастерству восемь лет – не пошел работать в театр, потому что разочаровался в нем.

Вместо этого молодой человек, почувствовавший в себе другой талант, устроился работать дворником и получил служебное жилье в историческом в центре Москвы, рядом с театром имени Маяковского. Оно представляло собой 50-метровую комнату с паркетным полом в бывшем дворянском особняке, построенном в 1825 году.

По словам режиссера, он «три года долбил лед только из-за этого пространства». Проживание в таком месте давало Звягинцеву возможность чуть ли не в ежедневном режиме ходить смотреть фильмы в недавно открытом тогда Музее кино: он знакомился с творчеством Антониони, Бергмана, Годара, Куросавы.

Когда в 1993 году Звягинцева попросили со служебного жилья (как он говорит: «на особняк кто-то наложил лапу»), молодой человек уволился из дворников, начал снимать рекламные ролики, сниматься в эпизодах и перебрался на съемную квартиру.

Квартиры в Москве для себя и мамы

Первая недвижимость, которую купил в Москве Андрей Звягинцев, – это небольшая квартирка для его мамы, переехавшей в Москву в 2000 году. Вышедшая на пенсию школьная учительница продала квартиру в Новосибирске, сын добавил ей денег, заработанных на съемках рекламных роликов. На полученную сумму было куплено скромное жилье в столице.

При этом сам режиссер вместе с женой продолжал снимать квартиры. Как он рассказал в одном из интервью, за десять лет ему пришлось переехать восемь раз.

Только в 2016 году Андрей Звягинцев, который уже был женат второй раз и имел семилетнего сына, купил квартиру в Москве. Заехал он в нее в феврале 2017 года, уже сделав в жилище ремонт.

В соцсетях у режиссера всего одно фото в домашней обстановке. Снимок выложен в декабре 2017-го. Вполне вероятно, что это и есть новая квартира Андрея Петровича. Жилье оформлено в строгом классическом стиле.

Увы, в 2021 году Андрей Звягинцев развелся и со второй женой. Вполне вероятно, что сценаристу придется делить приобретенное в браке имущество с бывшей супругой. Поэтому не исключено, что у режиссера вновь возникнет (или уже возник?) вопрос, где ему жить.

Есть, правда, и хорошие новости. В том же 2021 году Звягинцев начал снимать для Голливуда.

В марте 2021-го он начал работу над сериалом, который заказала ему голливудская Paramount Television. Сериал, который снимается на русском (!), должен стать продолжением одной из уже вышедших картин Андрея Петровича, какой – пока не сообщается.

Не исключено, что гонорар на эту работу позволит режиссеру купить себе любое жилье, которое ему понравится.

Личная жизнь

Личная жизнь – отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом». Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.

Вера Сергеева и Инна Мишукова

В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году, а расстались по инициативе супруги – Инна встретила другого.

После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» Инной Гомес, которую снял в дебютном режиссерском проекте «Черная комната».

Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой Ириной Гринёвой. После развода бывшие супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина, а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.

Анна – фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы – осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.

Однако такое единение взглядов не спасло семью от разрушения. В сентябре 2021-го Звягинцев и Матвеева развелись, ребенок остался с матерью. На Каннском фестивале, прошедшем в мае, Андрей появился под руку с Леа Сейду. СМИ не замедлили с комментариями о том, как французская актриса смотрела на российского режиссера. Впрочем, журналисты могли и преувеличить, ведь герои первых страниц стали членами жюри киносмотра.

Андрей Звягинцев – не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу Андрей пока не готов.

Любовь со студенткой

Андрей Звягинцев уехал в Москву и там поступил в ГИТИС. Там он встретил молодую и привлекательную студентку первого курса – Инну. Их общий знакомый рассказывал, что Андрей любил Инну всем сердцем. Тогда девушка была похожа на мифического эльфа. Но девушка так и не смогла стать актрисой. В свое время она окончила медицинский институт и сегодня работать врачом-акушером. Бывшая жена Андрея Звягинцева позже признавалась, что этот брак оказался для них двоих настоящей школой выживания.

На момент знакомства Инне было всего 17 лет, а вот Андрею уже исполнилось 24 года. Девушка никогда не могла точно ответить на вопрос чем ее сумел привлечь артист. Просто в какой-то момент она почувствовала, что это ее человек. Начался роман, а спустя год состоялась свадьба. Родителей у красавицы не было, потому церемония проводилась у ее бабушки и дедушки. Инна уверена, что если бы не настойчивость родственников, то они бы так и не решились на свадьбу. Первое время они были рады наличию хоть какого-то жилья и еды. Но ребята стремились получить что-то свое.

Андрей даже устроился работать дворником неподалеку от театра имени Маяковского. Инна благодарна супругу, ведь он научил ее читать нужную литературу, смотреть качественное кино. Параллельно он тоже занимался творчеством и саморазвитием: писал повести, рассказы и сценарии.

Но и эти отношения подошли скоро к концу. Многие подозревали, что произошло это из-за измены. Но большое желание разбежаться однажды возникло у Андрея. Жена Андрея Звягинцева считает, что он попросту не справился с натиском ответственности. У нее не было родителей, а из-за этого ей нужен был человек, который бы не только был любящим мужем, но также заменил бы родителей. Девушка приняла решение о расставании сама, чем облегчила жизнь обоим. Правда официально развелись они только спустя годы, когда бывшая супруга встретила другого возлюбленного. Ему она родила четверых детей. Бывшие супруги поддерживают дружеские отношения. Причем нынешний муж дружит с Андреем.

Служебный роман

Также в жизни Андрея был тайный роман. Его избранницей стала Инна Гомес. Она была жгучей брюнеткой модельной внешности. Молодые люди особо тщательно скрывали любую связь. Все считали, что у мужчины нет никого. Да и особо никогда не выделялся — был всегда тихим, задумчивым.

Он попросту не был открытым человеком, потому не старался кричать во все стороны о своих романах. Роман Андрея и Инны оказался не особо продолжительным. Сразу же после расставания он стал жить с Ириной Гриневой. Жили они в сожительстве, отношения не узаконивали. Вместе были целых шесть лет, но детей так и не завели.

После разрыва женщина вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина, а Андрей женился на монтажере Анне Матвеевой. Этот брак продлился 9 лет, а в 2021 году стало известно, что супруги разводятся. Отношения пара не комментировала, а потому развод Андрея Звягинцева с женой также стал неожиданным.

Андрей Звягинцев сейчас

В 2017 году новый фильм Звягинцева «Нелюбовь» был удостоен приза жюри 70-го кинофестиваля в Каннах. В центре сюжета – супружеская пара, чьи отношения потерпели крах. Оба пытаются найти счастье в новых отношениях, но их общий сын, 12-летний Алеша, не выдерживает такой жизни и однажды убегает из дома. «Нелюбовь». Фильма Андрея Звягинцева. Трейлер На создание фильма Звягинцева вдохновила лента «Сцены из супружеской жизни» шведского режиссера Ингмара Бергмана.

Источники

  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-andrey-zvyagincev.html
  • https://www.ivi.ru/person/andrej_zvyagintsev
  • http://az-film.com/ru/Movies/
  • https://24smi.org/celebrity/164-andrej-zvyagincev.html
  • https://wiki2.org/ru/%D0%97%D0%B2%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  • https://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/264985-v-kino-vse-opasno-kak-aleksandru-rodnyanskomu-udaetsya-zara
  • https://tass.ru/kultura/7792441
  • https://NedvijDom.ru/srar-house/gde-zhivet-andrej-zvyagintsev.html
  • https://rustars.tv/family/zhena-andreya-zvyagintseva.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах