Церковный брак в России: что говорит закон в 2021 году?

Содержание
  1. Что такое брак?
  2. Что такое церковный брак?
  3. Отличие церковного брака от официального
  4. Ветхий завет и Библия о семье и браке
  5. Высказывания Святых отцов о браке
  6. Цели духовного брака
  7. Имеет ли церковный брак юридическую силу?
  8. Есть ли исключения из правила?
  9. Кому молиться о счастье в семье
  10. Какой брак признает Церковь?
  11. Церковь признает любой брак зарегистрированный любым государством?
  12. Невенчанный брак — блуд?
  13. Возможен ли брак с иноверцами?
  14. Заключение брака в церкви: как проходит обряд венчания?
  15. Особенности венчания православных
  16. Что надо для венчания
  17. Получение разрешения на проведение венчания
  18. Условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства Брака
  19. Что считается изменой в православном мире?
  20. Расторжение церковного брака
  21. Признание церковного брака утратившим каноническую силу
  22. Можно ли венчаться с христианами других конфессий?
  23. Можно ли венчаться до государственной регистрации?
  24. Кому отказывают в венчании?
  25. Реалии современной России

Что такое брак?

Согласно римскому праву, брак — соглашение между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь приняла это определение, но переосмыслила его как «установленный Богом союз мужчины и женщины” (Быт 2:18–24; Мф 19:6).

Что такое церковный брак?

Во многих странах Церковь отделена от государства, потому церковный и гражданский брак существенно различаются. Венчание в Церкви имеет духовную сущность, ибо сказал Бог, что «будут они одна плоть». Жизнь супругов должна быть образцом христианских жизненных правил.

Светский союз мужчины и женщины регистрируется в государственных органах. Церковь к заключению такого брака никакого отношения не имеет. В этом заключается главное отличие церковного брака от гражданского.

Церковные браки семейным правом не регулируются. Последнее представляет собой свод юридических норм, они закрепляют на законодательном уровне возникшие в результате совместного проживания имущественные и другие права. А венчание в церкви подлежит юрисдикции особого церковного свода правил.

Предметом семейного права являются условия, на которых заключается брак, и как его можно расторгнуть. Закон регулирует отношения в семье между мужем и женой, например, кто будет заниматься воспитанием ребенка, как распределятся в семье обязанности. В случае невыполнения кем-либо из супругов взятых обязательств брак подлежит расторжению.

В одних странах признаются только гражданские браки, например, во Франции или Японии. В иных супруги могут выбирать: регистрировать свои отношения в государственном учреждении или идти в церковь (Англия, Испания, Канада).

Важно знать! Только религиозные браки заключаются в Израиле, Лихтенштейне, отдельных штатах США, провинциях Канады и мусульманских странах.

Самая популярная книга всех времен и народов Библия состоит из Ветхого и Нового Завета (Евангелия). В них с небольшими разночтениями говорится, что такое церковный брак и как он заключается. Посмотрим, как толкует союз мужчины и женщины Священное Писание:

  • Ветхий Завет. Состоит из 39 канонических книг, православные включают в него еще 11 неканонических. Для чего людям церковный брак, Бог говорит во второй главе Книги Бытия: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). И создал он из ребра Адама первую женщину Еву и сказал, что «… она будет называться женою, ибо взята от мужа…. и будут они одна плоть». Слова эти нужно понимать как физическую и духовную близость мужчины и женщины, соединивших свои судьбы для совместной жизни по воле Божьей, чтобы рожать детей и иметь в них жизнь вечную.
  • Новый Завет (Евангелие). Когда фарисеи сказали Иисусу, что Моисей разрешил разводиться, Христос ответил, что так он поступил «по жестокосердию вашему». Муж и жена — единая плоть, а развод возможен только в том случае, когда Она изменяет Ему. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Связь женатого человека с другой женщиной Господь считал большим грехом.

Седьмая заповедь Христа кратко гласит: «Не прелюбодействуй». Она о соблазнах, которые поджидают мужчину и женщину (холостых или женатых), когда между ними возникает приязнь и они похотливо смотрят друг на друга. Такое искушение ведет к блуду, развращает душу. Человек становится заложником своих страстей, часто поступает не по совести. Он теряет связь с Богом, радует своими неправедными поступками дьявола. Ему прямая дорога в ад. Такие люди не могут создать нравственную, угодную Богу семью, живущую по христианским заповедям.

Церковный брак — это взаимоуважение и согласие. Люди прекрасны не одеждою, а красотою духа. Когда Он и Она рука об руку проходят все жизненные невзгоды, поддерживают друг друга словом и делом в тяжелую минуту.

Отличие церковного брака от официального

Официальный брак может быть заключен между мужчиной и женщиной независимо от их гражданства, вероисповедания, наличия ранее зарегистрированных браков и текущего семейного состояния (имеется в виду наличие или отсутствие детей, но супруг/супруга могут быть только одни).

По заключению официального брака муж и жена получают свидетельство о бракосочетании, а также, с юридической точки зрения, становятся единым социальным звеном (это несколько расширяет их правовые полномочия согласно Конституции РФ).

Церковный брак заключается только между представителями одного вероисповедания. И каждый из них обязательно должен быть крещен. Однополые браки, многоженство – все это недопустимо с церковной точки зрения. Как провести венчание, если один из супругов исповедает иную религию?

Первый вариант – это принять новую веру и пройти крещение, второй – обращаться к священникам высшего ранга.

Сейчас церковь не столь категорична в данном вопросе и позволяет пройти венчание, к примеру, после 3-месячного курса обучения в православной школе (с сохранением первоначального вероисповедания). Каждый такой случай рассматривается священнослужителями индивидуально.

Ветхий завет и Библия о семье и браке

В книге Бытия в Ветхом Завете брак обозначается как постоянный союз между двумя людьми — мужчиной и женщиной. В основе библейского толкования брака лежат принципы моногамии.

Институт семьи наделялся духовными качествами. Муж считался в семье главой и имел экономические, социальные и другие обязанности. Супруги объявлялись двумя частями одного целого.

За измену полагалась смертная казнь. Так наказывался и человек, который изменил, и тот, кто не будучи в браке, участвовал в измене, заставляя этим прелюбодействовать другого.

Высказывания Святых отцов о браке

Священнослужители высказываются о важности нравственности и целомудрия, духовном значении брака.

Он является альтернативой непорочности, а, несмотря на возможность вступить во второй брак, нужно пытаться сохранить первый. Взаимное прощение при этом будет одобряться.

Василий Великий говорил о потребности найти спутника жизни ради избежания блуда и распутных действий. Он указывал на необходимость искать красоту духовную, без наличия которой неприемлемо искать красоту телесную.

Создание семьи и брака — ответственный шаг, требующий знаний, опыта и больших усилий с обеих сторон. Соблюдение традиции церковного венчания помогает укрепить семейные отношения, которые в последние годы расторгаются в большом количестве.

Церковный союз в современной форме призван помочь сделать правильный выбор и быть примерным мужем или женой.

Цели духовного брака

Библия призывает жить в любви и уважении. Супруги должны оказывать друг другу взаимопомощь в приверженности христианской вере.

Они обязаны предоставлять взаимную безвозмездную помощь в повседневных делах. Муж и жена должны соблюдать верность и не иметь отношений вне брака.

Члены семьи должны поддерживать в себе такие качества:

  • терпение;
  • снисходительность;
  • жертвенность;
  • великодушие;
  • верность.

У мужа с женой должны быть приемлемые с точки зрения церкви половые отношения.

Именно богоугодная совместная жизнь и служение богу являются основными целями брака. Произведение потомства в семейных отношениях является одним из предназначений христианской семьи, но не главным.

Исторически сложилось, что рождение внебрачных детей подвергалось общественной критике, но в христианской части современного мира данное явление неактуально.

Имеет ли церковный брак юридическую силу?

Так называемый религиозный брак в современном российском семейном праве не признается в качестве официального, если он не зарегистрирован в установленном законом порядке в органах ЗАГСа. То есть, союз, заключенный между мужчиной и женщиной в церкви, с юридической точки зрения браком не является вообще.

При этом, государство не запрещает венчание в храме, однако, не признает за этой процедурой никаких правовых последствий

Соответственно, такой союз не влечет возникновения каких-либо прав и обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом РФ и другими законами нашей страны, независимо от того, что предусматривают местные или национальные обычаи.

Однако, из этого правила есть одно исключение. Но об этом читайте в следующей главе.

Есть ли исключения из правила?

Семейный кодекс России вообще не содержит в себе такого понятия, как церковный брак, однако, упоминает о браках, совершенных по религиозным обрядам.

Речь об этом идет в статье 169 СК РФ, где говорится о том, что официальным может быть признан брак граждан России, совершенный по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период ВОВ 1941-1945 годов, до момента восстановления на этих территориях органов ЗАГСа.

При этом, следует иметь в виду, что церковные браки, совершенные в тех районах СССР, которые не находились под оккупацией, не могут быть признаны официальными.

Кому молиться о счастье в семье

Чаще всего новобрачные обращаются за молитвенной помощью к святым, чьи семейные отношения являли собой пример праведной жизни, мудрости и христианской любви между супругами. Покровителями семьи считаются святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Их любовь смогла пережить тяжелые жизненные испытания. Петра и Февронию пытались разлучить приближенные, считая что княжеская жена не может происходить из простого народа. Но князь Петр не оставил свою супругу и был готов ради нее отказаться от власти и богатства.

Молятся о семейном благополучии и царственным страстотерпцам царю Николаю и царице Александре – истинному примеру чистой, жертвенной любви между супругами. Они в самые тяжелые времена поддерживали друг друга, ободряли. Их письма являются настоящим кладезем для новобрачных. Здесь можно почерпнуть множество практических советов и избежать ошибок на пути к семейному счастью.

 

Какой брак признает Церковь?

Церковь признает зарегистрированный государством брак (роспись в ЗАГСе). Если же это просто сожительство двух людей, то Церковь не признает это браком и считает грехом.

Церковь признает любой брак зарегистрированный любым государством?

Нет. «Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной» — из документа «О канонических аспектах церковного брака» (принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года).

Невенчанный брак — блуд?

Церковь настаивает на венчании супругов, считающих себя православными христианами. Но одновременно с уважением относится к гражданскому (то есть законному — зарегистрированному) браку невоцерковленных людей (см. Основы социальной концепции).

Возможен ли брак с иноверцами?

Церковный брак — нет, его нельзя освятить венчанием. Церковь призывает вступать в брак только с единомышленниками в вере, чтобы сохранить единство в главном. При этом, если такой брак все же состоялся и оформлен государством, Церковь признает его законным и не считает супругов находящимися в блудном сожительстве. Также Церковь признает и брак супругов, один из которых еще не пришел к вере.

Заключение брака в церкви: как проходит обряд венчания?

В православной вере перед венчанием проводится обручение. Жених и невеста должны будут взять с подноса кольца и надеть его каждый себе. Перед этим нужно трижды передвигать кольца по подносу в направлении друг друга.

Это будет символизировать будущее взаимопонимание и гармонию. Жених с невестой в процессе венчания должны поцеловать образы своих венцов: мужчина образ Иисуса, а женщина — образ Богородицы.

Далее, во время священнослужения, венцы удерживаются над головами брачующихся. При первом венчании они будут класться на головы, при втором — на плечи, а во время третьего церковного бракосочетания венцов не будет. После этого пара пьет вино из чаши, символизируя разделение радости и горя.

Следом за этим пара, держащаяся правыми руками проводится священником вокруг аналоя. Находясь около царских ворот, они целуют образы. Теперь жених целует образ Богородицы, а невеста — Христа Спасителя. Заканчивается венчание целованием креста и передачей двух икон для молодоженов. Для них поют «Многая лета» и поздравляют.

Не будет считаться грехом венчание в церквях других христианских конфессий.

Особенности венчания православных

В христианстве есть учение о семи таинствах, завещанных своим последователям Иисусом Христом. Церковью они выполняются неуклонно, кто соприкасается с ними, приближается к божественному пониманию жизни вечной. Одним из них является венчание.

Первые христиане сами объявляли себя мужем и женой перед своими собратьями по вере. Позже нужно было получить благословение священника и причаститься. Современный обряд венчания возник в 10 веке.

В РПЦ существует три подхода к браку. Все они изложены в богослужебной книге Требник и учитывают личность тех, кто встал под венец. Если пара венчается первый раз, существует свой «Порядок совершения Таинства Брака».

Для вступающих в брак повторно чинопоследование (таинство венчания) проходит по главе Требника «Порядок венчания второбрачных». Супругов, проживших вместе много лет и решивших сочетаться церковным браком, венчают особым образом.

На Руси перед венчанием обручались. Он и Она давали друг другу клятву, что через определенный срок, например, через год, соединят свои судьбы. Обручение можно было расторгнуть, если обнаруживалось, что кто-то его нарушил. Допустим, молодая охладела чувствами к своему избраннику и обещала руку другому. За это могла и штраф уплатить.

С конца 18 века обряд обручения и венчания составили один чин бракосочетания, он стал проходить в один день. Священник начинает его словами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».

Обряд обручения начинается в притворе храма, где жених и невеста стоят отдельно. Священник приглашает молодых в центр, накрывает им руки епитрахилью (нагрудником) и крестит зажженными свечами. Венчающиеся крестятся и принимают их от священника.

Затем иерей трижды предлагает венчающимся обменяться кольцами, что символизирует скрепление брачного договора и согласие на это родителей молодоженов.

Само венчание происходит в центре церкви перед аналоем. Молодые стоят на белом подножии (цвет символизирует чистоту вступающих в брак). Священник проводит чин бракосочетания, заканчивается он колокольным звоном, оповещающим мир, что родилась новая семья, угодная Богу.

Важно! Церковь не венчает по вторникам, четвергам и субботам, в Рождественский, Великий и Успенский пост, а также в некоторые церковные праздники. Например, в канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября).

Что надо для венчания

Обряд венчания по правилам начинается задолго до дня церемонии. Вначале молодожены приходят в храм для беседы со священнослужителем.

Это необходимо для того, чтобы решить организационные вопросы и получить ответы на волнующие будущую чету вопросы о семейных отношениях с точки зрения духовенства.

Сначала священник задаст несколько обязательных вопросов, на которые влюблённые обязаны ответить максимально искренне.

Святой отец непременно спросит о наличии свидетельства о заключении брака или о том, когда молодожёны собираются узаконить свой союз.

Если выяснится, что они хотят обвенчаться без регистрации брака в органах ЗАГСа, то настоятель может расценить это как несерьёзное и безответственное отношение к семье и браку. Если же пара желает венчаться в день бракосочетания, то священник благословит их на священное Таинство.

Молодожёнам также будет задан вопрос о том, по обоюдному ли согласию и своей ли воле они пожелали совершить обряд венчания. Если святой отец из разговора поймёт, что кто-то из пары пришёл в храм по принуждению, то может отказать в совершении церковного обряда.

Так, если один из супругов крещёный, но не верит в Бога и соглашается на венчание только для того, чтобы угодить своей второй половине, то это может быть расценено как принуждение.

Часто настоятель церкви задаёт паре вопросы о будущей семейной жизни, например:

  • планируют ли они иметь детей;
  • собираются ли воспитывать их по слову Божию;
  • как молодожёны относятся к измене, разводу;
  • попросит рассказать о предыдущем браке (в том случае, если таковой был), какими были те отношения, почему не сложились и т. д.

Всё это нужно священнику, чтобы убедиться в серьёзности и осознанности решения молодых людей вступить в духовный брак.

Молодожёны также могут задать священнику свои вопросы и прояснить для себя все непонятные моменты.

Часто их интересует, как будет производиться обряд Таинства, сколько по времени длится процедура венчания, какие наряды можно надеть, возможна ли фото- и видеосъёмка процесса.

Не стоит стесняться или бояться спрашивать, поскольку всё должно быть предельно ясно.

После того как молодожёны и священник договорились о дате и времени проведения венчальной церемонии, прояснили все интересующие их моменты, они должны подготовить предметы, необходимые для совершения обряда:

  • свидетельство о заключении брака;
  • свечи;
  • рушник;
  • обручальные кольца;
  • 2 иконы (Богородицы и Спасителя).

За несколько дней до Таинства молодожёны должны некоторое время подержать пост, затем причаститься и исповедаться перед святым отцом. Считается, что молодые люди таким образом очищаются перед вступлением в церковный брак.

Обряд венчания состоит из 2 частей:

  1. Обручение.
  2. Собственно венчание.

Как уже отмечалось, ранее это было 2 отдельных обряда, которые проводились в разные дни. Сегодня это – единый неразрывный обряд.

По окончании венчальной церемонии супругам вручается Свидетельство о заключении церковного брака.

Свидетельство о венчании, которое выдаётся в церкви после совершения Таинства, не имеет никакой правовой силы, в отличие от свидетельства о регистрации брака, выданного органами ЗАГСа.

Оно лишь подтверждает духовный союз молодожёнов, заключённый перед Богом на небесах.

Получение разрешения на проведение венчания

Чтобы получить разрешение на проведение обряда венчания, необходима довольно серьезная подготовка. Также не менее важен духовный настрой и готовность взять на себя серьезную ответственность, ведь жизнь после обряда никогда не будет прежней.

Кроме всех перечисленных действий и ограничений необходимо побеседовать с батюшкой. Во время разговора он рассказывает молодой паре о том, какое значение имеет брак для верующего христианина, а также выясняет, насколько серьезны намерения молодых людей. Священник осведомляется о том, нет ли факторов, препятствующих проведению обряда.

После того как разрешение получено, пара приобретает необходимые атрибуты:

  • венчальные иконы;
  • свечи для обряда;
  • рушник или белое полотенце;
  • крестики;
  • кольца.

Венчание — это красивый торжественный обряд, который требует к себе особого отношения. Но основная причина, по которой молодые пары совершают его, — это желание быть ближе к Богу и жить духовной жизнью. Также немаловажно воспитание детей в православии и обучение их канонам и праведной жизни, а это невозможно, когда супруги живут в грехе. Если парень и девушка намерены пройти таинство, то печать в паспорте не должна становиться проблемой, это лишь допуск и проверка на серьезность чувств и намерений.

Условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства Брака

Вступление в церковный брак (венчание) предполагает открытое и свободное волеизъявление мужчины и женщины, выраженное перед Церковью, представленной священнослужителем, совершающим таинство.

Вследствие заключения брака между мужем и женой возникают нравственные обязанности, а также юридические и экономические права как по отношению друг ко другу, так и по отношению к детям.

«Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» – гласит принцип римского права, вошедший и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, гл. 49). В связи с этим церковное браковенчание в тех странах, где оно не влечет за собой гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака. Такая практика имеет основание и в жизни древней Церкви. В эпоху гонений христиане не допускали компромиссов с государственной языческой религией и предпочитали мученическую смерть участию в языческих обрядах. Однако и в этот исторический период они вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства. «Они (то есть христиане) заключают брак, как и все», ― говорит еще во II веке автор послания к Диогнету (V глава). При этом браки христиан, как и все прочие важные дела, совершались с благословения епископа: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божью» (свт. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу, V).

Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна.

В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации брака, священнослужитель может самостоятельно принять таковое решение с последующим докладом о том епархиальному архиерею.

Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества предшествующих браков одним из желающих венчаться или при наличии между лицами, желающими венчаться, недопустимых степеней родства). Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной.

Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому Таинству. В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении»1. Священнослужителю также следует рекомендовать желающим вступить в брак исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин в преддверии венчания.

Таинство Брака не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности.

Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:

а) уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;

б) находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства (Трул. 54, Вас. Вел. 87, указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года);

в) находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно; браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея (там же);

г) находящихся между собой в тех видах свойства, на которые указано в Трул. 54: «отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами»; предусмотренные решениями Святейшего Синода (XVIII-XX вв.) запреты на вступление в брак при иных видах свойства применяются по усмотрению епархиального архиерея;

д) состоящих в духовном родстве:

восприемника с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницу с ею воспринятым (указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года);

восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой (Трул. 53, указы Святейшего Синода от 19 января 1810 года, от 19 апреля 1873 года и от 31 октября 1875 года).

е) ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;

ж) состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин;

з) монашествующих;

и) не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством;

к) признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством, хотя в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак;

л) осуществивших так называемую смену пола;

м) удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.

Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.

В тех случаях, когда священнослужитель затрудняется определить наличие или отсутствие препятствий к совершению таинства Венчания, он должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.

Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указу Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года).

Что считается изменой в православном мире?

Изменой является как сам половой акт, так и мысли о нем. Прелюбодеяние не отождествляется с любовью, а считается испытанием, соблазном, который подослали «злые силы».

Измена является одновременно предательством, ложью и вероломством. Измена с разрешения другого супруга тоже является прелюбодеянием. Нарушается клятва верности, данная в церкви.

Изменивший однажды должен молиться и каяться. Он может быть прощен богом. Это может произойти после исповеди.

Расторжение церковного брака

Церковный брак, венчание — это таинство, когда двое любящих соединяются по Божьему провидению в единое целое. Недаром говорится, что такой союз заключается на Небесах. Однако жизнь прожить — не поле перейти. Любовь может уйти, нередко даже обвенчавшиеся в церкви расходятся.

Расторжению церковного брака могут послужить следующие причины:

  • Смерть одного из супругов. Православная Церковь обосновывает такую традицию словами святого апостола Павла. В первом Послании к коринфянам он сказал, что «если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39). Это означает, что верующая во Христа повторно может выйти замуж только за христианина.
  • Прелюбодеяние. Когда муж или жена, забыв божественное откровение, что они есть «единая плоть», разрушают свою семью похождениями на стороне. В Евангелии от Матвея внебрачные связи сурово осуждаются: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).
  • Наличие обстоятельств, влияющих на брачный союз. Развенчание церковного брака при жизни супругов возможно в случае, когда кто-либо из них отпал от православного образа жизни и не желает к нему вернуться. Например, муж пьянствует, жизнь в семье стала невыносимой. Жена подает заявление священнику своего прихода, он может принять решение о прекращении канонической силы венчания.
  • Уход в монастырь. Допустим, муж решил принять монашество, в таком случае брачный союз с согласия церковных властей может быть расторгнут. При условии, что жена дала письменное согласие, а также нет несовершеннолетних детей или иждивенцев на содержании мужчины.
Важно! Если один из супругов сменил свою веру, например, ушел из православия в католицизм, церковный брак теряет свою каноническую силу, считается недействительным.

Признание церковного брака утратившим каноническую силу

Брачный союз прекращается смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1Кор. 7:39).

При жизни супругов их союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5:32; 19:9). Признание церковного брака утратившим каноническую силу также возможно при наличии обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов.

В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы:

а) отпадение одного из супругов от Православия;

б) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19:9) и противоестественные пороки;

в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;

г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;

е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;

ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;

з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);

и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;

к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;

л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

При наличии одного из перечисленных выше оснований одна из сторон может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о признании ее церковного брака утратившим каноническую силу. Священнослужителям вменяется в обязанность всячески увещевать лиц, ищущих развода, не принимать поспешных решений, но, по возможности, примириться и сохранить свой брак. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака не является препятствием для вынесения церковной властью самостоятельного суждения и собственного решения по долгу пастырского попечения, в соответствии с церковными канонами, а также нормами, содержащимися в настоящем документе.

По исследовании вопроса епархиальный архиерей5 может выдать свидетельство о признании данного брака утратившим каноническую силу и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность также может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии.

Фактическое рассмотрение дел и выдачу упомянутых свидетельств может, по благословению епархиального архиерея, осуществлять специальная комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Также эти функции могут быть возложены на епархиальный церковный суд. Дела рассматриваются комиссией или судом коллегиально, а при необходимости ― с выслушиванием сторон. К полномочиям комиссии (епархиального суда) относится подтверждение виновности (невиновности) каждой стороны.

Решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг инициирующий развод.

В случае намерения одного из супругов принять монашеский постриг и направления соответствующего прошения епархиальному архиерею церковный брак может быть признан утратившим каноническую силу при соблюдении следующих условий:

1) наличие письменного согласия другого супруга;

2) отсутствие несовершеннолетних детей или иных лиц, находящихся на иждивении супруга, намеревающегося принять монашество.

Постриг, совершенный без соблюдения этих условий, может быть признан недействительным, а последствия его регулируются Положением о монастырях и монашестве.

Можно ли венчаться с христианами других конфессий?

Да. Церковный брак возможен со старообрядцами, католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Условие: венчание в Православной Церкви и согласие на воспитание будущих детей в православной традиции. Для православного человека, вступающего в брак, важно получить благословение своего духовного наставника и правящего архиерея.

Можно ли венчаться до государственной регистрации?

Нет, но есть исключения. Венчание до регистрации брака возможно только по благословению епархиального архиерея и в особых ситуациях. Например, во время тяжелого заболевания (подтвержденного документами), из-за которого человек может внезапно умереть; ввиду предстоящего участия в военных или других действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государство не может зарегистрировать брак в желаемые сроки. В критических ситуациях священник сам решает, кого можно обвенчать до государственной регистрации, о чем обязан потом доложить епархиальному архиерею. В обычной практике супруги сначала расписываются, потом венчаются.

Кому отказывают в венчании?

Если Он или Она не расторгли предыдущий брак или венчались более 3 раз. Так что второй церковный брак вполне возможен. Церковь различает три степени родственных отношений, которые неприемлемы для бракосочетания.

Кровное родство определяется общим предком, например, дедом или бабушкой. Брачный союз между родными братом и сестрой считает святотатством. В Англии и некоторых штатах США разрешается обвенчаться двоюродным братьям и сестрам.

Свойственное родство (свояк, свояченица) считается по родственникам жены-мужа и тоже в категории запретных браков. Духовная близость для венчания также недопустима. Например, когда крестная (восприемница), крестный (восприемник) являются духовными родителями тех, кого крестят.

Сексуальные отклонения не соответствуют христианскому пониманию союза мужчины и женщины. Гомосексуалистов, лесбиянок и транссексуалов не венчают. Хотя сегодня такие однополые отношения признаются на законодательном уровне во многих странах мира, например, в Нидерландах.

Не достигшие законного брачного возраста, удочеривший на удочеренной, усыновительница на усыновленном, монахи, состоящие в духовном сане (начиная с иподиакона), по церковным канонам не могут повенчаться.

Если кто-то из супругов атеист, иноверец или кто-либо из молодых не был крещен и не хочет креститься перед венчанием, церковный брак с ними не допускается.

Важно знать! Венчание в церкви подразумевает осознанное соединение влюбленных в единую семью, устроенную по божественным правилам. Этим церковный брак отличается от заключенного в ЗАГСе, когда сиюминутный наплыв страстей зачастую толкает жениха и невесту на поспешный, необдуманный шаг, о котором они впоследствии могут жалеть.

Реалии современной России

Церковный брак в России до революции 1917 года считался только единственно возможным. Страна жила по традициям православной церкви, христианские устои определяли жизнь российского общества.

В современной России Церковь отделена от государства, но церковный брак государственными органами признается. Нужно зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе и показать свидетельство о регистрации брака священнику. Он назначит время венчания.

Иногда бывают исключения. Когда священник хорошо знает своих прихожан, он может зарегистрировать брак до официальной росписи. Таким примером церковного брака стало венчание популярного российского актера Антона Макарского и певицы Виктории Морозовой. Только через 3 года они формально зарегистрировали свои отношения.

Нужно знать, что по российскому законодательству, венчание в церкви не несет никаких юридических последствий в сравнении с гражданским браком. Допустим, обвенчались, но не были в ЗАГСе, жили вместе в доме мужа, он умер. По закону женщина не может претендовать на его жилплощадь, так как официально не являлась его супругой.

Бывают случаи, когда женщина добивается справедливости, если, предъявив свидетельство о венчании, она сумеет доказать, что супружеские отношения имели место, тем более, когда есть общие дети.

Статистика церковных браков в России свидетельствует, что подавляющее большинство молодоженов (87 %) после официальной регистрации брака венчается в церкви. Вряд ли это говорит об их набожности, понимании церковной истины, что брак заключается на Небесах. Скорее, это дань моде, когда в обществе много разговоров, что нужно вернуться к православным истокам своих предков.

Важно знать! Хорошо, когда молодые являются верующими и венчаются осознанно. В противном случае это просто модное увлечение, которое не оставит в душе глубокий след. Такой церковный брак нередко заканчивается разводом.

Плюсы и минусы церковного брака нужно понимать четко. Свидетельство о венчании — это не юридическая бумага, в отличие от документа о браке, выданного ЗАГСом. В случае смерти кого-либо из супругов другой не может претендовать на его наследство. За редким исключением, когда в результате долгих судебных разбирательств имущественные или иные права мужа (жены) могут признать. Это негативная сторона венчания в церкви. Духовное родство обвенчавшихся с Богом, стремление жить по Божьим заповедям — это сильная сторона церковного брака.

Источники
  • https://foma.ru/pravila-tserkovnogo-braka.html
  • https://tutknow.ru/psihologia/14709-chto-takoe-cerkovnyj-brak-i-kak-on-zakljuchaetsja.html
  • https://zakonguru.com/semejnoje/grazhdanskij/religiya/cerkovnyj-brak.html
  • https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/brak/tserkovnyiy.html
  • https://razvodguru.ru/other/cerkovnyj-brak-s-tochki-zreniya-jurista/
  • https://vostorg-wedding.ru/obryady-i-tradicii/mozhno-li-venchatsya-bez-registracii.html
  • https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/o-kanonicheskih-aspektah-tserkovnogo-braka/

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector