Уклонение от уплаты таможенных платежей: способы, ответственность

Содержание
  1. Обязанность уплаты таможенных платежей: кто и на каком основании платит
  2. Выявленные схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации
  3. Налоговые обязательства
  4. Физическим лицам
  5. Ответственность за нарушение таможенного законодательства
  6. Статья 194 УК РФ о чем
  7. Комментарий к статье 194 УК РФ
  8. Другой комментарий к ст. 194 Уголовного кодекса
  9. Комментарии юристов по ст. 194 УК РФ
  10. Особенности уклонения от уплаты таможенных платежей
  11. Состав преступления и квалифицирующие признаки
  12. Разновидности
  13. Методика расследования
  14. Методы отказа от уплаты сбора
  15. Общие понятия
  16. Судебная практика по статье 194 УК РФ
  17. Ответственность за нарушение
  18. Статья и степень ответственности
  19. Административная ответственность
  20. Уголовная ответственность
  21. Расплата
  22. Заключение

Обязанность уплаты таможенных платежей: кто и на каком основании платит

Плательщиками таможенных платежей, согласно ст. 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, являются декларанты или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Они же несут ответственность за неуплату таможенных платежей.

Уплата таможенных платежей осуществляется в зависимости от условий избранной декларантом таможенной процедуры.

Ст. 55 ТК ЕАЭС определяет порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлены ст. 30, 31 и 32 Федерального закона от 3.08.2021 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов также оговорены в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

Выявленные схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации

за 2021 год

Федеральной таможенной службой в 2021 году выявлены следующие наиболее характерные схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации:

недостоверное заявление базы исчисления таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации;

занижение суммы таможенных пошлин и налогов.

Основные действия проверяемых лиц, направленные на уклонение от уплаты таможенных пошлин, заключались в использовании недействительных (фиктивных) документов с целью извлечения выгоды, недостоверном заявлении страны происхождения товаров с целью уклонения от уплаты антидемпинговых и иных специальных видов таможенных пошлин, заявлении недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, занижении таможенной стоимости товаров путем невключения в структуру ее формирования отдельных элементов, указании иных условий внешнеэкономического контракта (договора, соглашения) купли-продажи товаров, отличных от фактически заключенной сделки.

1.  В ходе проведения выездной таможенной проверки по вопросу контроля заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС товара «установки № 1, 2 для сжигания древесных отходов…» выявлено использование недействительных (фиктивных) документов в целях извлечения выгоды.

Проверяемая организация задекларировала товары «установки №№ 1,2 для сжигания древесных отходов» (код ТН ВЭД ЕАЭС 8417 80 700 0, ставка ввозной таможенной пошлины — 0%, НДС — 18%).

В ходе таможенного контроля установлено, что в помещениях, принадлежащих проверяемому лицу, фактически находилось оборудование модульной водогрейной котельной мощностью 16 МВт, состоящей из двух водогрейных котельных установок мощностью каждой по 8 МВт. Оборудование представляет собой единую технологическую линию по производству тепловой энергии для технологических нужд производства и отопления зданий общества.

В ходе выездной таможенной проверки получена проектная и техническая документация по строительству котельной установки, документы по выбору поставщика оборудования, предконтрактная переписка.

По результатам анализа полученных документов установлено несоответствие в экземплярах внешнеторгового контракта, представленного организацией в таможенные органы, в уполномоченный банк, в ФТС России, и внешнеторгового контракта, изъятого при проведении оперативных мероприятий. Из предконтрактной переписки следует, что в целях занижения суммы таможенных платежей первоначальная версия контракта на поставку полного комплекта оборудования («водогрейные котельные установки») разделена на два контракта на поставку следующих частей оборудования отдельными партиями — установки № 1, 2 для сжигания древесных отходов. Согласно перечню фактически ввезенного оборудования задекларированные установки не являются установками для сжигания древесных отходов, а являются составляющими элементами водогрейных котельных установок.

Выявленный в ходе фактического контроля товар «водогрейные котельные установки» (ставка таможенной пошлины — 10%, НДС — 20%) не соответствует заявленному при таможенном декларировании оборудованию для сжигания кородревесных отходов, классифицированному как печь для сжигания мусора (ставка ввозной таможенной пошлины — 0%, НДС — 18 %).

По результатам выездной таможенной проверки установлен факт недекларирования двух водогрейных котельных установок мощностью 9 МВт каждая.

По результатам выездной таможенной проверки доначислено 68 млн. рублей, возбуждено уголовное дело по пункту «г» части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

2.   По результатам проведения выездной таможенной проверки по вопросу контроля таможенной стоимости товаров «сырье и полуфабрикаты для производства кондитерских изделий», классифицируемых в товарных группах 17, 18, 19 ТН ВЭД ЕАЭС, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, установлено, что проверяемым лицом при определении таможенной стоимости ввозимых товаров из цены товаров, ввезенных на условиях поставки DAP/CIP, были вычтены расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществленные после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.

При этом представленные внешнеэкономические контракты о поставках готовой продукции, заключенные между обществом с компаниями (отправителями) «XXX» (Люксембург), «YYY» (Италия), не являются и не могут рассматриваться в качестве договоров по перевозкам (договоров транспортных экспедиций), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, заключенных с транспортными организациями (экспедиторами, перевозчиками).

Представленные при таможенном декларировании инвойсы (счета- фактуры) на товары, а также калькуляции (таблицы), в том числе калькуляции, сформированные компанией «XXX» (Люксембург) в отношении товаров, ввозимых от компании «YYY» (Италия), не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих осуществленные вычеты транспортных расходов, так как составлены отправителями товаров, а не перевозчиками товаров, с которыми заключались соответствующие договоры транспортной перевозке и которыми фактически осуществлялась доставка товаров.

При этом как в процессе таможенного декларирования товаров, так и в ходе таможенной проверки Общество не представило документы, подтверждающие заявленные в виде вычетов расходы по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, предусмотренные пунктом 1 приложения № 1 к порядку, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее — Решение № 376).

В ходе таможенной проверки Общество также не воспользовалось правом запросить у поставщиков проверяемых товаров — компаний «YYY» (Италия) и «XXX» (Люксембург) имеющиеся у них документы по перевозкам товаров, определенные пунктом 1 приложения № 1 к порядку, утвержденному Решением № 376. В соответствии с условиями внешнеторговых контрактов, обычаев делового оборота и положений Инкотермс 2010 указанные лица по просьбе покупателя обязаны оказать последнему содействие в получении документов, которые могут понадобится покупателю в стране ввоза товаров.

По результатам проведения таможенной проверки доначислено и взыскано таможенных платежей, пеней на сумму 175,39 млн. руб.

3.    По результатам выездной таможенной проверки по вопросу правомерности неуплаты антидемпинговой пошлины, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 702 «О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе» (далее — Решение Комиссии ТС № 702), в отношении товара «трубы-заготовки для механической обработки, применяемые исключительно для производства труб других сечений и другой толщины стенки, ГОСТ 23270-89, диаметром менее 820 мм», страна происхождения — Украина, установлено следующее.

В ходе проведения таможенной проверки в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии направлен запрос в целях получения пояснений: «Являются ли проверяемые товары горячедеформированными трубами общего назначения» и «Подлежат ли проверяемые товары обложению антидемпинговой пошлиной, установленной Решением Комиссии ТС № 702». Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии представлена информация, что контролируемые товары относятся к горячедеформированным трубам общего назначения, на которые распространяется действие антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением Комиссии ТС № 702.

Также в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направлен запрос в целях получения пояснений: «Подлежат ли проверяемые товары обложению антидемпинговой пошлиной, установленной Решением Комиссии ТС № 702». В ответ на запрос от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации предоставлена информация, что, по мнению Департамента международного сотрудничества Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, проверяемые товары подпадают под действие Решения Комиссии ТС № 702 и подлежат обложению антидемпинговой пошлиной, с рекомендацией обратиться по данному вопросу в Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.

В ходе таможенной проверки в НО «Фонд развития трубной промышленности» проведена таможенная экспертиза. Согласно заключению эксперта: «Товары, таможенное декларирование которых произведено с использованием 144 ДТ, относятся к горячедеформированным трубам общего назначения, которые подпадают под товарный охват действующей антидемпинговой меры, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 702 «О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе».

Таким образом, применение антидемпинговой пошлины, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 702 «О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе», к проверяемым товарам обосновано.

По результатам выездной таможенной проверки доначислено и взыскано 117,75 млн. руб.

Наиболее характерным способом, используемым в схеме уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, основанной на занижении суммы таможенных пошлин и налогов и иных платежей, является манипуляция со ставками таможенных пошлин, установленными Единым таможенным тарифом, и кодами ТН ВЭД ЕАЭС.

1.    По результатам камеральной таможенной проверки выявлены случаи занижения суммы таможенных пошлин посредством манипуляции со ставками таможенных пошлин, установленными Единым таможенным тарифом, и кодами ТН ВЭД ЕАЭС в отношении товара «телематический телекоммуникационный модуль» в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 8517 62 ООО 9 (ставка ввозной таможенной пошлины — 0%, ставка НДС — 18%).

В соответствии с пояснениями проверяемого лица, полученными в ходе таможенной проверки, код 8517 62 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС был выбран для классификации товара «телематический телекоммуникационный модуль» в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД 1 и За в связи с тем, что товар является автоматическим передатчиком для подачи сигналов бедствия (аварии) с моторных транспортных средств и служит для передачи сигнала об аварии в службы спасения в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM/UMTS. По мнению проверяемого лица, передача сигналов бедствия является основной и определяющей для классификации функцией товара и текст товарной позиции 8517 ТН ВЭД ЕАЭС содержит наиболее конкретное описание по сравнению с товарными позициями, содержащими более общее описание товара, в соответствии с основной функцией устройства: передача сообщения об аварийной ситуации с автотранспортным средством и обеспечением связи между пострадавшим и оператором службы экстренной помощи.

В ходе таможенной проверки была назначена экспертиза для выяснения основной функции товара, в соответствии с заключением специалиста выделить основную функцию «телематического телекоммуникационного модуля» невозможно.

По результатам таможенной проверки установлен факт нарушения правил Зв и 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД, статьи 20 ТК ЕАЭС, выразившийся в неправильной классификации товара «телематический телекоммуникационный модуль».

Проверяемый товар в соответствии с правилами Зв и 6 ОПИ ТН ВЭД должен классифицироваться в товарной позиции 8526 «Аппаратура радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура дистанционного управления», код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8526 91 200 0 (ставка ввозной таможенной пошлины — 5%, НДС — 18% (с 1 января 2021 года — 20%).

По результатам таможенной проверки доначислены и взысканы таможенные платежи на сумму 44,65 млн. руб.

2.   По результатам проведения камеральных таможенных проверок выявлено недостоверное заявление сведений о коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров «портативные беспроводные акустические системы…», классифицированных декларантом в подсубпозиции 8518 30 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины — 5%).

В ходе проведения камеральных таможенных проверок установлено, что акустические системы, состоящие из от 2-х до 4-х динамиков и 1-го микрофона, смонтированные в отдельном влагозащитном корпусе с модулем беспроводной связи (Bluetooth) и функцией конференцсвязи, следует классифицировать в подсубпозиции 8518 22 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины — 7,5%).

По результатам проведения камеральных таможенных проверок доначислено и взыскано таможенных пошлин, налогов в сумме 145 млн. рублей, возбуждено 1 уголовное дело по статье 194 УК РФ.

Налоговые обязательства

В 2021 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.

Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.

В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:

  • Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
  • НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
  • Акцизный налог.
  • Таможенные взносы.

Лицо должно уплачивать таможенные пошлины при пересечении границы

Налог не уплачивается, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • Объект уничтожен в результате аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.
  • Продукция предназначена для использования федеральной структурой.
  • Стоимость перемещаемых грузов не превышает предельную величину.
  • Действует льготное налогообложение, освобождающее плательщика от уплаты бюджетного взноса.

Обязанность по перечислению таможенного платежа признается исполненной, когда подтверждены нижеперечисленные факты:

  • С банковского счета плательщика списана необходимая сумма.
  • Кассой таможенного органа приняты наличные денежные средства.
  • Ранее излишне перечисленные пошлины зачтены в счет погашения текущих обязательств по инициативе получателя груза или контролирующего органа.
  • При перечислении средств посредником по договорам поручительства, банковской гарантии, залога, страхования.
  • Покрытие задолженности стоимостью товаров, по которым предусмотрена уплата пошлины.

Физическим лицам

Ответственность за нарушение таможенного законодательства

В случаях нарушения таможенного законодательства в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

 Случаи привлечения к административной ответственности:

  • сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза;
  • недекларирование по установленной форме либо недостоверное декларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию;
  • несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации;
  • недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
  • нарушение сроков временного хранения товаров;
  • невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза либо неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу;
  • передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза;

в иных случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Случаи привлечения к уголовной ответственности:

  • уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;
  • контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий;
  • контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;
  • контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 194 УК РФ о чем

Деяние – уклонение от уплаты таможенных платежей со стороны организации, физического лица, совершаемое в значительном объёме, юридически наказуемо.

  1. Оплату штрафа 100 – 500 тыс. руб. с доходов, зависящих от размеров заработка подсудимого за 1-3 года.
  2. Выполнение обязательной трудовой повинности на 480 часов.
  3. Принудительную отработку на 24 месяца.
  4. Заключение под стражу на два года.

За неуплату налогов распространённый вид наказания для физлиц – это оплата штрафов в назначенной судом сумме.

Когда это же правонарушение совершает в крупном размере сговорившаяся группа лиц, за совершённое уклонение от выплаты налогов, пошлин они караются наказанием в виде выплаты денежных средств 300 – 500 тыс. руб., которые высчитываются из заработка или иной прибыли подсудимых.

Трудовая отработка

  1. Трудовая отработка на 60 месяцев с запретом на частный бизнес и занятие руководящих постов на 36 месяцев или запреты не применяют.
  2. Заключение под стражу на 60 месяцев с запретом работать на руководящих постах три года или запреты не применяются.
  3. Заключение под стражу на 60 месяцев с запретом работать на руководящих должностях, заниматься предпринимательством 3 года или без запретов.

Предусмотренное в ч. 1 и ч. 2 ст.194 УК РФ действие, которое совершается субъектами, занимающими руководящий пост, использующими должностное преимущество. Если они применяют насильственные действия по отношению к объекту, проводящему проверку таможни, то это правонарушение карается заключением на срок 5 – 10 лет, с выплатой штрафного взыскания 1 млн руб. с суммы заработка, иной прибыли виновного за 60 месяцев. При этом учитывается умысел должностного лица, который действовал из-за корыстного или личного интереса.

Есть случаи, когда отменяется штрафное взыскание, но применяется заключение под стражу на полтора года.

Правонарушения, которые указываются в ч. 1, 2, 3 действующей статьи, совершаемые созданной организованной группировкой, подлежат наказанию. Назначают заключение под стражуна 7 –12 лет и выплату штрафной суммы в 1 млн руб. с заработка, другой прибыли виновных за 5 лет. Также применяют заключение под стражу на 24 месяца.

Неуплата таможенных платежей УК РФ признаётся в крупном размере, если продукция, пересекающая таможню, внезависимости от количества товарной партии составляет сумму больше 2 млн руб., а особенно в крупном размере – это партии продукции на 6 млн руб.

Комментарий к статье 194 УК РФ

Все таможенные обложения указаны в статье 70 ТК и ТС. Таможенным, Налоговым Кодексами Российской республики даётся разъяснение понятий о платежах(гл. 21 – 22 НК, раздел 2 ТК).

  1. Основание взносов.
  2. Срок.
  3. Плательщик.
  4. Правило выплат.

Гражданами выполняются указанные законодательством правила, чтобы в дальнейшем не попасть под уголовное преследование.

  • пошлина на импорт товара;
  • таможенные отчисления при экспорте продукции;
  • выплата НДС при ввозе предметов чрез кордон;
  • акцизное отчисление на доставку изделий чрез таможенную границу;
  • таможенное обложение.

Обязанности по отчислениям таможенного сбора, налога наступают после пересечения товаром таможенного кордона.

  1. Ввоза продукции.
  2. Вывоза изделий после разрешения таможенного органа на убывание с таможенных территорий.

Закон Таможенного кодекса ст. 82 регулирует дату уплат сборов, разрешает вносить платежи с отсрочкой или рассрочкой.

Этим кодексом в ст. 80-81 указывается на возможность прекращения выплат таможенных пошлин, налогов, разъясняется, когдаможно не платить.

Декларант, другие субъекты, декларирующие продукцию, у которых есть законное право на проведение мытных выплат, уголовно отвечают за произведённый своевременно процесс оплаты таможенных обложений.

Объективную сторону уклонений от выплат пошлин, характеризуют юридическим бездействием, связанным с утайкой предметов, подлежащих обложению, но также не исключается неуплата налога при выдаче всех сведений о продукции.

Уклонением выплат таможенного обложения также считают ложную информацию, предоставляемую в документации, декларациях в таможню.

  • мытных процедур;
  • цены;
  • сведений о производителе продукции;
  • сведений об автотранспорте.

Предоставляют неверную информацию для снятия мытной пошлины или чтобы получить её в небольшом размере.

Внесённые обложения, направляемые в таможню, приобретают статус державной собственности. Если возникает желание присвоить их путём предоставления ложной документации, дающей правовые основания на возвращение этой суммы, согласно ст.89 – 90 ТК, то это квалифицируется как мошенничество пост.159 УК.

Уголовная ответственность за неуплату таможенных платежей начинается с превышения на сумму 3 миллиона руб. Когда образовывается невыплата из-за невнесения некоторых видов мытной пошлины, то по ч. 1 ст. 194 УК РФ требуется обоснование неуплаты платежа по единому умыслу.Статья 194 УК РФ состав преступления – неуплату пошлин определяет как вредоносный результат непоступления в державный бюджет мытного сбора в положенную дату, установленную законом.

У правонарушения признак умышленности: гражданин желает и осознаёт невыплату мытного сбора.Субъектом преступных посягательств является физическое лицо, обязанное оплачивать пошлины, а также руководящие лица, главбухи предприятий.

Правонарушение, предусматриваемое ч. 1 комментируемой статьи, относят к правонарушению небольшой тяжести, а ч. 2 относят к средней тяжести.

Другой комментарий к ст. 194 Уголовного кодекса

В ст. 194 УК РФ комментарий указывает, предметом правонарушения может стать таможенный налог:

  1. Мытная пошлина на оплату импорта.
  2. Налог на вывоз.
  3. НДС, взимающийся за экспорт предметов чрез таможенные кордоны.
  4. Обязательный акцизный налог, берущийся на мытной территории.

Собирающиеся суммы относят к таможенным сборам. Исчисление налоговой пошлины происходит от мытной цены и численности продукции.

Сбор и налог оплачивает декларант, другие субъекты с полномочиями. Правонарушение характеризуется невнесением платежей в таможенный орган в больших объёмах, для физлиц сумма составляет 1млн руб., для организаций – 2 млн руб.

Снижение цены перемещаемой продукции.

  1. Сокрытие предметов.
  2. Ложные сведения о мытном режиме.
  3. Неправдивые данные о стране-производителе товаров.

Бывают случаи, когда при полной или неполной оплате мытной пошлины, налога в указанную дату таможенная инстанция взыскивает их принудительно.

Данное действие производят не позже 10 дней после выявления факта невыплаты сборов. Соответствующими органами плательщику направляется требование о необходимости положенных выплат.

На исполнение этих требований даётся 20 дней с момента получения требования.

Если не последует добровольное поступление требуемых сумм, мытными органами принимаются радикальные меры

  • возбуждение уголовного дела;
  • принудительное взыскание.

Правонарушение считается оконченным с даты завершения срока, определённого для выплаты мытного платежа. К ответу за выплаты привлекаются декларанты и лица, декларирующие продукцию самостоятельно. Брокеры также отвечают за неверную оплату таможенной пошлины, налога.

Предусматриваемый ст.194 УК РФ признак преступления – применимо к объекту, контролирующему таможню, – насильственные действия, которые причинили вред здоровью. О полномочиях таможенников рассказано в статье 95 ТК.

Комментарии юристов по ст. 194 УК РФ

Обзор ст. 194 УК РФ характерен тем, что правонарушение и преступление соединены общимипризнаками. К примеру, уголовному ответу подлежат вменяемые люди, достигшие шестнадцатилетия. По прямому умыслу обеими сторонами государственному бюджету наносится урон.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)разделил виновных граждан на несколько группфизлица;

  • должностные субъекты;
  • организации.

Эти показатели определяют штрафную сумму. При просроченной таможенной выплате физлицом назначается штраф 500– 2500 руб.

Руководящие и юридические субъекты оплачивают 5, 10, 30 или 50 тыс. руб.

В судебной практике встречаются случаи

ГражданкаМ. проводила работу с декларированным таможенным объектом – ввозимыми на территорию России вертолётами для проведения ремонта. Сотрудницей авиакомпании составлена «интересная» декларация, что мытные сборы получили изменения с 15 миллионов рублей на 1,5. Правонарушение было установлено и доказано. Но к наступлению судового разбирательства юридическое преследование приобрело срок давности, из-за чего М. признали виноватой, но уголовную ответственность и оплату штрафа в 100 тыс. руб. не применили.

  1. Некий Р.на протяжении нескольких лет покупал автобусы, ввозимые на территорию России нелегально. Правонарушение совмещалось подделкой документации, иными нарушениями закона. Подследственный Р. уже имеющий условный срок, вину признаёт, раскаивается. В итоге вынесен приговор– 11 лет заключения с отбыванием в колонии строгого режима и выплате штрафной суммы в 500 тыс. руб.

В большей степени правонарушения в таможенных сферах касаются ввоза контрабанды и уклонений от выплат таможенного налога.

Если пришлось столкнуться с данным видом преступления, требуется консультация опытного юриста. Он поможет составить жалобу, добиться оправдательного приговора, переквалифицировать обвинение.

Особенности уклонения от уплаты таможенных платежей

При пересечении товара через границу РФ физические и юридические лица обязаны уплачивать определенные таможенные платежи. К основным сборам относятся:

  • основная таможенная пошлина;
  • дополнительные пошлины (за хранение, оформление и т. д.);
  • акцизы и НДС;
  • сборы на лицензирование;
  • плата за участие в таможенных аукционах;
  • сборы для аттестата специалиста.

Пересекая границу, физические лица и организации обязаны подавать таможенную декларацию. Уклоняться от уплаты налогов нельзя, так как нарушитель будет привлечен к ответственности по УК РФ.

Для профилактики осуществления преступлений требуется принятие дополнительных мер. Такими мерами может быть повышение крупного и особо крупного размера ущерба, усиление таможенного контроля и антикоррупционные законы.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Средства, взимаемые с организации или физического лица при перемещении товара через границу, идет в бюджет страны. Поэтому уклонение от этой обязанности, а тем более злостное уклонение, является административным или уголовным преступлением. Состав данного деяния заключается в следующем:

  1. Объектом преступления, с юридической точки зрения, выступает финансовая деятельность государства.
  2. Объективная сторона – отказ лица от выполнения обязанностей по уплате платежей, нежелание соблюдать правила налогообложения.
  3. Субъект – физическое или должностное лицо.
  4. Субъективная сторона – наличие прямого умысла.

На квалификацию преступления также влияют следующие признаки:

  1. Преступление совершено несколькими лицами по предварительной договоренности.
  2. Нарушитель уже был ранее судим за подобные деяния в сфере налогообложения.
  3. Неуплата таможенных платежей осуществлялась лицом неоднократно.
  4. Сумма долга зафиксирована в особо крупном размере.

Эти признаки свидетельствует о повышенной опасности совершенного преступления, поэтому напрямую влияют на степень наказания. Что касается умысла, с которым совершается деяние, то его наличие следует доказать. Например, сокрытие информации при заполнении декларации может быть ошибкой, а не умышленным поступком.

Важно разделять уклонение от уплаты таможенной пошлины и контрабанду, так как признаки этих преступлений во многом схожи. При контрабанде следует обращать внимание на признаки незаконного перемещения. В то время как уклонение от уплаты чаще всего осуществляется с помощью предоставления неправдивой информации, а не с помощью сокрытия ввозимых товаров.

Разновидности


Для квалификации данного преступления способ ее совершения очень важен. Только так можно определить, является ли деяние преступным. Методы, которые используют злоумышленники, можно сравнить с теми, что применяют при уплате налогов. Основными разновидностями деяния являются:

  1. Уменьшение реальной стоимости товаров. Таки образом снижается размер таможенных платежей.
  2. Сокрытие груза. Для этого в таможенной декларации не указывается тот или иной товар, а значит, и платить за него владельцу не нужно.
  3. Предоставление неправдивых сведений. К примеру, алкогольные напитки в декларации могут быть указаны как безалкогольные. И уже нет необходимости платить за акциз.

Например, часто используется способ с заменой кода товаров в соответствии с ВЭД. Это приводит к тому, что снижается стоимость на перевозимые предметы. А для того чтобы реальный владелец смог избежать уголовного преследования, используются фирмы-однодневки.

Еще один реальный способ, очень быстро вычисляемый работниками таможни, предоставление фиктивных данных о стране-производителе. Это очень выгодно для злоумышленников, так как они могут получить тарифные преференции (освобождение от уплаты). Достаточно лишь указать страну-производителя, входящую в зону свободной торговли.

На самом деле таких способов очень много. Сотрудникам таможни нередко приходится осуществлять огромное количество мероприятий, чтобы выявить и доказать факт совершения преступления. Но когда это удается, злоумышленник может получить реальный тюремный срок.

Методика расследования

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, необходимо доказать факт совершения преступления. Когда речь заходит об уклонении от уплаты таможенных платежей, возникает немало проблем с расследованием. Например, для этого по закону предоставляется только 15 дней.

В течение этого времени необходимо проверить большое количество документов и совершить иные следственные мероприятия. Что касается документов, то это не только налоговая декларация, но и другие официальны бумаги, черновики, блокноты и т. д. Естественно, 15 дней мало, особенно если действует группа лиц и нужно определить личности всех преступников.

Таможенные органы могут самостоятельно проводить дознание. Но только в том случае, когда подозреваемое лицо уже установлено. На практике большая часть следственных мероприятий, осуществляемых сотрудниками таможни, проводятся без реального подозреваемого.

Во время следствия необходимо выяснить следующее:

  • установление места, времени и субъекта, который переместил товар через границу;
  • определение размера неуплаченной суммы;
  • определение способа, с помощью которого злоумышленник нарушил закон.

После этого возможно изъятие товара и преодоление вмешательства нарушителя в расследование.

Справка: что касается проблем с привлечением лица к ответственности, то к ним относится несовершенство процедуры поимки нарушителя, длительные судебные разбирательства и т. д.

Методы отказа от уплаты сбора

Несомненно, таможенные пошлины существенно увеличивают конечную стоимость поставляемых товаров. Поэтому многие перевозчики прибегают к различным хитростям и уловкам, чтобы снизить размер бюджетного сбора или полностью избавиться от него. Один момент – когда плательщик использует законные льготы, а другой – невыплата на противозаконных основаниях.

Любой из способов уклонения от уплаты пошлины наказуем

На практике выделяют три основных способа ухода от уплаты пошлины за ввоз и вывоз товаров через государственную границу:

  1. Уменьшение фактической стоимости продукции – за счет падения налогооблагаемой базы минимизируется величина сбора.
  2. Сокрытие информации о перевозимом грузе – очень часто мелкогабаритные объекты прячут в пространстве между другими предметами, надеясь провезти их незамеченными.
  3. Подлог номенклатуры – в таможенную документацию вписываются названия продуктов, имеющих пониженную ставку налогов (например, безалкогольные напитки вместо крепких спиртных позволят значительно снизить сумму платежа за счет отсутствия акцизы).

Фактически любое из вышеуказанных действий является уклонением от уплаты таможенных платежей и подлежит наказанию в соответствии с УК РФ. Обман фиксируется по недостоверной информации в документации, сокрытии информации об объектах. То есть плательщик намеренно обманывает работника контролирующего органа, наделенного соответствующими полномочиями.

Стоит отметить, что невнесение данных равноценно указу заведомо ложной информации. Наказание ожидает любого нарушителя, независимо от пола, религиозной принадлежности, гражданства и вида предпринимательской деятельности.

Общие понятия

Итак, как наверняка многим известно, любая форма ввоза или вывозы какого-либо товара из территориальных пределов Российской Федерации подлежит обязательной оплате. Соответственно, лицо, каким-либо образом совершившее перемещение какого-либо предмета через границу без уплаты положенных пошлин, автоматически становится правонарушителем, а в определённых ситуациях и преступником. В России существует ФЗ за номером № 311, который был утверждён 27.11.2010 г. и устанавливает все имеющиеся нюансы таможенного регулирования в нашей стране.

Например, в соответствии со статьёй 114 вышеназванного ФЗ, плательщиком рассматриваемых пошлин/налогов является декларант, то есть лицо, непосредственно участвующее в возникающих взаимоотношениях между компанией отправителем и таможенными органами, путём документального сопровождения товара, в том числе осуществления соответствующего декларирования.

Судебная практика по статье 194 УК РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31.01.2021 N 5-АПУ17-135

Оснований, предусмотренных ст. 464 УПК РФ и ст. 57 вышеуказанной Минской конвенции, препятствующих выдаче, не имеется, поскольку Гавришев Е.В. является гражданином Кыргызской Республики, российского гражданства не имеет, деяние, в совершении которого обвиняется Гавришев Е.В., является уголовно наказуемым по российскому уголовному законодательству и соответствует п. п. «а», «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации и Кыргызской Республики не истекли.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2021 N 1338-О

2.2. Статья 194 УК Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, декларантом или иным лицом, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). Однако сам по себе ввоз имущества с уклонением от уплаты таможенных платежей не свидетельствует ни о преступном происхождении этого имущества, ни о его предназначении для использования с общественно опасной целью, ни, тем более, о его противоправном либо недобросовестном приобретении третьими лицами, принимая, в частности, во внимание положение пункта 5 статьи 10 ГК Российской Федерации о том, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Помимо того, преступление, предусмотренное статьей 194 УК Российской Федерации, не включено и в перечень деяний, за совершение которых предусмотрена конфискация имущества в соответствии со статьей 104.1 данного Кодекса.

Определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2021 N 2725-О

1. Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, частично удовлетворено исковое заявление гражданина С.В. Посохова к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности по пункту «б» части третьей статьи 188 УК Российской Федерации, незаконное применение мер уголовно-процессуального принуждения, нарушение неприкосновенности жилища и частной жизни, а также права на доброе имя. Тем же решением отказано в удовлетворении аналогичных требований, связанных с привлечением к уголовной ответственности по части первой статьи 170 УК РСФСР и части первой статьи 194 УК Российской Федерации, поскольку производство по соответствующему уголовному делу было прекращено судом 31 января 2002 года в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. В передаче кассационных жалоб С.В. Посохова на данные судебные решения для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2021 N 307-ЭС18-18351 по делу N А56-21625/2016

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в том числе вступившие в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-47734/2010, N А56-51994/2010 и N А56-12551/2012, постановление Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 25.04.2011, постановление от 28.12.2011 о прекращении уголовного дела N 27011 по части 1 статьи 188 УК РФ в связи с отсутствием состава преступления, по части 1 статьи 194 УК РФ в связи с отсутствием события преступления, акты экспертизы Торгово-промышленной палатой г. Кронштадта NN 115-03-00606, 115-03-00607, 115-03-00608, 115-03-00609, 115-03-00610, 115-03-00611, 115-03-00612, 115-03-00613, 115-03-00614, 115-03-00615, заключение эксперта Санкт-Петербургской автономной некоммерческой организации сертификации и экспертиз товаров «КронЭкс» N 115-03-606-115-03-00615, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 25 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании», Положением о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 620, Инструкцией о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы РФ от 25.12.2006 N 1363, суд апелляционной инстанции, частично удовлетворяя требование, исходил из доказанности обществом наличия причинно-следственной связи между принятым решением таможни об отказе в выпуске товаров и возникновением у общества убытков в размере 1 993 165 рублей 08 копеек.

Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2021 N 308-ЭС19-24616 по делу N А63-11921/2017

Руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующими спорные взаимоотношения, исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, принимая во внимание доказательства, содержащиеся в материалах уголовного дела, возбужденного в отношении директора общества по признакам преступления, предусмотренного статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что заявленная обществом при таможенном оформлении таможенная стоимость не основана на достоверной и документально подтвержденной информации, а потому признали оспариваемые решения таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара законными и обоснованными.

Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2021 N 308-КГ17-508 по делу N А15-236/2015

Полагая, что постановлением от 13.06.2021 о прекращении уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного пунктом «г» части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту уклонения предпринимателя от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере подтверждено, что товары, ввезенные им оформлены в порядке, установленном таможенным законодательством, предприниматель обратился в суд апелляционной инстанции с соответствующим заявлением о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2021 N 305-КГ18-11820 по делу N А40-51462/2017

Выражая несогласие с обжалуемыми судебными актами, управление и таможня, в том числе, полагают, что судами необоснованно не учтен приговор Можайского городского суда Московской области от 25.09.2017 по уголовному делу N 1-159/17 (80753), которым Зубков Д.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а», «г» части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей. В данном приговоре, в частности, установлено, что по 14 ДТ общая сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов составила 19 481 794,58 рубля, лошади по ДТ N 10225032/260913/0001866 и по ДТ N 10225032/301013/0002108 являются неплеменными, а Зубков Д.М. согласился с предъявленным ему обвинением.

Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 08.08.2021 N 58-УДП18-8

Как установлено судом первой инстанции, обследование помещений проведено при наличии информации о хранении в офисном помещении ООО «Элемиан», ООО «Питон групп», ООО «Серафим» документов, свидетельствующих о возможных преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ; ОРМ проведены уполномоченными лицами, на основании постановления руководителя таможенного органа и в присутствии представителя обществ; при проведении ОРМ сотрудниками Хабаровской таможни согласно ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» были изъяты документы и компьютерное оборудование, которые подлежали проверке; для удостоверения факта, содержания и хода проведения ОРМ, и результатов изъятия к участию были приглашены понятые; в ходе изъятия предметов был составлен протокол, где описаны все производимые действия, указаны необходимые данные и все необходимые сведения.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.12.2021 N 305-КГ18-11820 по делу N А40-51462/2017

Выражая несогласие с обжалуемыми судебными актами, управление и таможня, в том числе, считают, что судами необоснованно не учтен приговор Можайского городского суда Московской области от 25.09.2017 по уголовному делу N 1-159/17 (80753), которым Зубков Д.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а», «г» части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей. В данном приговоре, в частности, установлено, что по 14 ДТ общая сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов составила 19 481 794,58 рубля, лошади по ДТ N 10225032/260913/0001866 и по ДТ N 10225032/301013/0002108 являются неплеменными, а Зубков Д.М. согласился с предъявленным ему обвинением.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48

Обман или злоупотребление доверием в целях получения незаконной выгоды имущественного характера может выражаться, например, в представлении лицом поддельных документов, освобождающих от уплаты установленных законодательством платежей (кроме указанных в статьях 194, 198, 199, 199.3, 199.4 УК РФ) или от платы за коммунальные услуги, в несанкционированном подключении к энергосетям, создающем возможность неучтенного потребления электроэнергии или эксплуатации в личных целях вверенного этому лицу транспорта.

«Обзор судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (статья 76.2 УК РФ)»

Так, апелляционным постановлением Московского областного суда от 9 марта 2017 г. было отменено постановление Домодедовского городского суда от 5 декабря 2016 г., которым удовлетворено ходатайство дознавателя о прекращении уголовного дела в отношении К. и других, подозреваемых в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации), в порядке ст. 25.1 УПК РФ с назначением судебного штрафа, так как в соответствии с ч. 5 ст. 446.2 УПК РФ уголовное дело подлежало прекращению по иным основаниям, в частности предусмотренным ч. 2 ст. 76.1 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности). Суд возвратил ходатайство дознавателя и материалы уголовного дела прокурору.

Ответственность за нарушение

Самая щадящая мера, которая применяется к нарушителям законного порядка уплаты таможенных пошлин – административное наказание. Размер штрафа описан статьей 16.22 КоАП РФ. Так граждане уплатят всего 500-2000 руб. за просрочку платежа, должностные лица – 5000-10000 руб., организации – 50000-300000 руб.

Наступление административной и уголовной ответственности за полную или частичную неуплату таможенных платежей обусловлено фактом обнаружения ущерба, превышающего эквивалент 1000 единиц действующего МРОТ. Отсутствие отчислений на депозит бюджетного счета приводит к значительным финансовым потерям для экономики страны. Поэтому на практике работники таможни бдительно и внимательно проверяют все документы на перевозимые грузы. При выявлении нарушений взимается штраф или возбуждается уголовное дело.

Статья и степень ответственности

В рамках рассматриваемой статьи следует выделить два вида деяний:

  • нарушение установленных сроков оплаты пошлин/налогов;
  • уклонение от уплаты положенных платежей.

Первое деяние квалифицируется с применением положений статьи 16.22 КоАП РФ, второе – с учётом положений статьи 194 УК РФ, на которых и следует остановиться поподробнее.

Административная ответственность

Текст упомянутой статьи 16.22 КоАП РФ выглядит следующим образом:

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
  • на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

До 2021 года сроки устанавливались в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза, но с 01 января 2021 года, с момента вступления в силу договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, ТК ТС РФ был заменён на ТК ЕАЭС РФ. Необходимо понимать, что приводимые нормы и в целом рассматриваемая сфера невероятно сложны, так как предполагают работу с огромным количеством различной документации. Сроки, упоминание о которых указано в ст. 16.22 КоАП РФ не наличествуют определёнными «твёрдыми» временными интервалами (10 дней, 30 дней и т. п.), а зависят от вида осуществляемых действий.

Например, принимая во внимание положения статьи 216 ТК ЕАЭС РФ, а именно части 1, за помещение товаров иностранного происхождения под процедуру свободного склада, полагается внести пошлину с момента его фактической регистрации до момента его фактического вывоза с территории склада. И подобным образом определяются сроки для всех видов таможенной процедуры, что не позволяет привести в рамках настоящей статьи временной список по обязательствам уплаты пошлин или налогов.

Уголовная ответственность

Положения статьи 194 Уголовного кодекса РФ более обширны и содержат целый ряд квалифицирующих признаков, а именно:

  1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершённое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Уклонение от уплаты должно носить умышленный характер и может проявляться в совершении каких-либо действий или в полном бездействии. Крупным размером, являющимся обязательным признаком рассматриваемого преступления, в соответствии с примечанием законодателя к 194 УК РФ, признаётся сумма в диапазоне от 2 млн. до 6 млн. рублей.

  1. То же деяние, совершённое:
    • группой лиц по предварительному сговору;
    • в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Особо крупный размер, на основе всё того же примечания законодателя, составляет сумму в 6 млн. рублей и более. Санкционная составляющая, в силу группового совершения злодеяния и колоссальных денежных средств, фигурируемых в составе деяния, более значительная, нежели в части 1. Минимально возможное наказание – это штраф в размере 300000 рублей, а максимальное – это лишение свободы сроком до 5-ти лет, с возможным лишением прав заниматься определённой деятельностью или занимать определённые должности.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые:
    • должностным лицом с использованием своего служебного положения;
    • с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Как уже было сказано выше, обязанность по уплате рассматриваемых налогов и пошлин возлагается на лиц, указанных в ФЗ № 311, в том числе на ранее анонсированных декларантов.

Особое внимание следует уделить пункту «б», так как для соответствующей квалификации необходимо, чтобы потерпевшая сторона (т. е. сотрудник пограничного или таможенного контроля) пострадала в результате своих правомерных действий, при выполнении возложенных на него законных обязанностей.

Если же действия сотрудника априори были незаконными, и ответом на это была агрессия, в том числе с применением насилия, то такая ситуация не подлежит квалификации по пункту «б» части 3 статьи 194 УК РФ.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершённые организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Заключительная часть под номером 4 включает квалифицирующий признак в виде совершения преступления организованной группой, в народе более известное определение — ОПГ.

При этом важно отметить, что если сам сотрудник таможенного или пограничного контроля принимает участие в реализации преступного умысла, но к нему не применима роль соисполнителя, то окончательная квалификация может определяться по совокупности содеянного:

  • соучастие в рассматриваемом деянии;
  • злоупотребление своими должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и/или превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Расплата

Когда учреждения или физическое лицо всячески избегают выплаты бюджетного взноса по таможенным операциям, им грозит штрафная санкция в размере от ста тысяч до полумиллиона российских рублей или официального дохода до двенадцати кварталов. Альтернативный вариант наказания – четыреста восемьдесят часов исправительных работ. Нарушителю также могут быть назначены принудительные задания длительностью до двадцати четырех месяцев или арест на такой же срок.

Если преступное действие реализовано несколькими гражданами, компаниями, минимальный порог взыскания возрастает в три раза. Период принудительных работ составляет три года, преступник к тому же лишается возможности исполнять трудовые обязанности в определенных должностях и осуществлять обозначенную деятельность на протяжении тридцати шести месяцев. За правонарушение, охарактеризованное отказом уплачивать таможенный взнос или обманом его исчисления, грозит ограничение свободы продолжительностью до пяти лет.

Самые строгие меры ожидают нарушителей, воспользовавшихся служебным положением, а также при применении физической силы к работнику таможни. Такие граждане могут получить штрафную санкцию до одного миллиона рублей и сесть под арест сроком пять-десять лет. Альтернативой пребывания под заключением станет удержание официального дохода за пять лет.

Манипуляции и операции, совершенные несколькими физлицами по заранее обговоренным условиям, совмещающие факт уклонения и признаки насилия к сотрудникам контролирующего органа, наказываются заключением под стражу на семь-двенадцать лет с одновременной уплатой штрафа суммой до одного миллиона рублей. Также возможна замена ареста взысканием зарплаты за шестьдесят месяцев.

Заключение

Государственное законодательство строго регламентирует порядок документального оформления таможенных сделок, исчисление и перечисление налогов. За неуплаченные налоги предприятия и физлиц ожидает ответственность, регламентированная УК и КоАп РФ. Преступник в идеальной ситуации отделается штрафом, в худшем – лишится свободы или будет выполнять принудительные, исправительные работы. Особенно строгое наказание грозит должностным лицам, объединению граждан, а также служащим таможни, заключившим союз с преступниками.

О правилах расчета таможенных платежей будет рассказано в видео:

 

Источники
  • https://www.customscard.ru/payment-system/news/123/uklonenie-ot-uplaty-tamozhennykh-platezhey-chto-budet-s-uchastnikom-ved-kotoryy-ne-platit-tamozhne
  • https://customs.gov.ru/activity/kontrol-naya-deyatel-nost-/profilaktika-narushenij-obyazatel-nyx-trebovanij/vyyavlennye-sxemy-ukloneniya-ot-uplaty-tamozhennyx-poshlin,-nalogov-i-inyx-platezhej,-vzimanie-kotoryx-vozlozheno-na-tamozhennye-organy-rossijskoj-federaczii/document/225108
  • https://MoyDolg.com/neuplata-i-uklonenie/obshhie-voprosy-5/tamozhenniy-platezh.html
  • https://customs.gov.ru/fiz/otvetstvennost—za-narushenie-tamoz
  • https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-194
  • https://ypravo.com/uklonenie/ot-uplaty-tamozhennyh-platezhej.html
  • https://ugolovnyiexpert.ru/ekonomika/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-uplaty-tamozhennyh-platezhej.html
  • https://ukrfkod.ru/statja-194/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах