Zarplatto.ru

Аудиовизуальные произведения и их правовая охрана

Аудиовизуальное произведение: понятие

Определение можно найти в различных справочниках и словарях, но как объект авторского права аудиовизуальное произведение рассматривается только в Гражданском кодексе РФ ().

В Гражданском кодексе к произведениям данного типа относят кинематографические произведения и аналогичные ему материалы (например, музыкальные клипы, теле- и видеофильмы). Выделим отличительные признаки:

  • состоят из зафиксированных на любом носителе серий изображений, которые взаимосвязаны между собой и могут как содержать звук, так и не содержать его;
  • воспроизводятся при помощи специальной техники.

Для большинства типичным аудиовизуальным произведением выступает именно фильм, который может быть художественным, документальным, анимационным, научно-популярным и т.д.

Фильм подходит под все перечисленные характеристики: состоит из изображений, зафиксированных на киноплёнке или иных видах носителей информации. Он представляет собой череду кадров, связанных между собой в единое целое. Фильм считается полнометражным, если его продолжительность составляет более 52 минут, и короткометражным в случае, если его продолжительность меньше указанного времени.

Из истории явления

Из самого термина видно, что это сложный объект. От аудиозаписей его отличает наличие изображения, картинки, но в то же время по творческому замыслу автора оно не направлено только на зрительное восприятие. В сочетании с музыкальным сопровождением оно также предназначено и для прослушивания.

История возникновения термина «аудиовизуальное произведение» в юридической практике уходит глубоко корнями в советскую эпоху.

Впервые он был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства СССР и республик 1991 г.
Закон об авторском праве и смежных правах действовал ещё в РСФСР до 1 октября 1964 г. В нём аудиовизуальному произведению было дано уже известное нам определение (Ст. 13). В список творчества входили кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (Ст. 7).

Пункт 3 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. оставлял авторское право на киноленты за кинопроизводственным предприятием, которое их выпускало. Автор сценария имел право получать вознаграждения за каждый прокат ленты перед публикой.

С 01.10.1964 г. по 02.08.1992 г. действовали нормы по Гражданскому кодексу РСФСР (Ст. 486). Авторское право на кино- или телефильмы было всё так же закреплено за студиями, предприятиями, осуществившими съёмку, а на любительские фильмы — за авторами и соавторами.

Кроме того, заявить права на созданное ими же произведение могли сценаристы, главный оператор, режиссёр-постановщик, художники-постановщики, композитор и др.

В современной России действовал Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 Г. № 5351-1. Основные поправки были внесены 20 июля 2004 г. и вступили в силу с 28 июля того же года.

Другая особенность обозначена в ст. 1263 ГК и указывает на то, что аудиовизуальные произведения имеют трёх авторов. Более того, в список этих создателей входит ещё и четвёртое лицо — «изготовитель».

При этом данный тип произведения в современном российском законодательстве представлен как объект, который включает в себя элементы как делимого, так и неделимого соавторства. Поговорим об этом подробнее.

Статья 1263 ГК РФ. Аудиовизуальное произведение

Новая редакция Ст. 1263 ГК РФ

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

1) режиссер-постановщик;

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к Ст. 1263 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности правового режима аудиовизуальных произведений. Легальное понятие указанного произведения позволяет выделить главный признак – возможность зрительного восприятия. По существу, в ст. 1263 ГК РФ речь идет о фильмах, мультфильмах, телефильмах, диафильмах и других аналогичных произведениях.

2. Аудиовизуальное произведение является результатом творческих усилий нескольких лиц, создается в соавторстве. В отличие от иных произведений, созданных в соавторстве, где круг соавторов определяется в соответствии с критерием “наличия творческого участия в создании произведения”, в отношении аудиовизуального произведения однозначно определено, кто признается автором такового. Так, в силу прямого указания закона из числа авторов исключены лица, произведения которых вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, что не означает, что соблюдения исключительных прав последних при использовании аудиовизуального произведения не требуется. Иные, чем указанные в п. 2 ст. 1263 ГК РФ, сохраняют исключительные права на созданное ими произведение, что вменяет в обязанность любому пользователю соблюдать имущественные права таких “соавторов”.

В силу прямого указания закона только лица, определенные в п. 2 ст. 1263 ГК РФ, признаются авторами аудиовизуального произведения, никакие иные лица, в том числе и на основании договора и даже с согласия авторов, признаваемых таковыми в силу закона, не могут стать авторами.

3. Статья 1263 ГК РФ разграничивает права композитора – автора аудиовизуального произведения, специально создавшего музыкальное произведение для произведения, и права композитора, музыка которого использована в аудиовизуальном произведении. Видится, что право на вознаграждение, предусмотренное п. 3 ст. 1263 ГК РФ, принадлежит только композитору, не являющемуся автором аудиовизуального произведения. Видится, что такая трактовка является вполне логичной, композитор – автор аудиовизуального произведения – имеет право на вознаграждение, поскольку является автором указанного произведения, и имущественные права гарантированы в силу признания его автором (например, фильма), в свою очередь, автору музыкального произведения отказывается в признании его автором аудиовизуального произведения, однако предоставляется право на получение вознаграждения. Иное истолкование не позволяет ответить на вопрос: почему одному из авторов аудиовизуального произведения предоставлено право на вознаграждение при каждом использовании такового, а другим – нет.

Из содержания Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” подобное толкование с очевидностью не следовало, в частности, Закон не содержал формулировки “музыкальное произведение, использованное в аудиовизуальном произведении”, что позволило автору музыки, специально написанной к фильму “Ночной дозор”, получать вознаграждение с кинотеатров, что вряд ли можно признать обоснованным, поскольку свое вознаграждение он уже получил, но только как один из авторов фильма.

4. Пункты 4 и 5 комментируемой статьи определяют соотношение прав организатора создания аудиовизуального произведения и авторов произведений, вошедших составной частью в указанное произведение. Общее правило, которое вытекает из положений ст. ст. 1240 и 1263 ГК РФ, сводится к тому, что организатор создания сложного произведения приобретает исключительные права на основании соответствующих договоров с каждым из авторов. В этом случае, организатор вправе использовать аудиовизуальное произведение по своему усмотрению. В отсутствие соответствующих договоров исключительные права на аудиовизуальное произведение сохранятся за авторами, указанными в п. 2 ст. 1263 ГК РФ, а исключительные права на произведения, вошедшие в состав аудиовизуального произведения, – за каждым из творцов соответственно.

Другой комментарий к Ст. 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В статье 1263 определяется правовой режим аудиовизуального произведения – один из самых сложных и “многослойных”.

Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальное произведение может сопровождаться или не сопровождаться звуком. Строго говоря, то произведение, которое звуком не сопровождается, является просто визуальным. Однако закон не проводит такого различия, в т.ч. в целях упрощения конструкций норм, регулирующих отношения по созданию и использованию таких произведений.

С точки зрения используемых технических средств аудиовизуальные произведения могут подразделяться на кинематографические, телевизионные или видеоленты. С точки зрения жанра – на игровые фильмы, документальные, мультипликационные, сериалы, программы и передачи, не являющиеся фильмами.

2. Аудиовизуальное произведение состоит из разных категорий объектов, и на такие объекты возникают разные категории прав.

Как произведение особого вида, состоящее из совокупности изображений, воспринимаемых с помощью слуха и зрения, аудиовизуальное произведение имеет трех авторов: режиссера-постановщика, автора сценария и композитора, специально создавшего музыкальное произведение для аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263). Каждый из этих авторов имеет свою творческую функцию и затрачивает свои творческие усилия, значение которых таково, что закон связывает с ними признание соавторства на аудиовизуальное произведение.

Режиссер-постановщик – центральная фигура, организующая и возглавляющая творческий процесс создания аудиовизуального произведения. Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения, выстраивает сюжет, круг задействованных лиц, перечень и описание сцен и т.д. Композитор создает музыку, влияние которой на восприятие аудиовизуального произведения для публики таково, что очень часто без соответствующей музыки аудиовизуальное произведение не осознается, а лишь небольшой музыкальный фрагмент сразу связывает память с образами и сценами аудиовизуального произведения, в котором эта музыка прозвучала.

По своему правовому положению режиссер-постановщик отличается от сценариста и композитора. Последние в принципе могут использовать созданные ими сценарий и музыку отдельно от аудиовизуального произведения. Сценарий может быть переработан, переведен на другой язык, использован иным образом отдельно от аудиовизуального произведения. Это же относится и к музыке, которая может звучать не только при демонстрации аудиовизуального произведения, но и на радиостанции, публично исполняться и т.д. Но при этом все трое являются соавторами аудиовизуального произведения.

Обязательно почитайте!  Возможна ли уголовная ответственность за долги?

3. Аудиовизуальное произведение может включать и иные произведения иных авторов. В этом проявляется специфика аудиовизуального произведения как сложного объекта (ст. 1240 ГК РФ).

Во-первых, аудиовизуальные произведения могут включать произведения, ранее существовавшие. Например, музыкальное произведение, которое уже существовало, но вошло составной частью в аудиовизуальное произведение.

Во-вторых, они могут включать произведения, которые созданы в процессе работы над аудиовизуальным произведением и вошли в них составной частью (п. 5 рассматриваемой статьи). Так, художник-постановщик или художник по костюмам могут создавать новые произведения специально для аудиовизуального произведения. Однако они не признаются соавторами аудиовизуального произведения в целом, в отличие от сценариста и композитора.

В-третьих, аудиовизуальные произведения включают объекты смежных прав и, прежде всего, исполнения. Актеры, певцы, музыканты, как задействованные в постановке соответствующего фильма или иного аудиовизуального произведения, а также иные исполнители (стихов, песен, музыки) создают целый ряд объектов смежных прав, которые также являются частью аудиовизуального произведения как сложного объекта.

В соответствии с п. 5 рассматриваемой статьи (в отношении произведений) и п. 3 ст. 1315 ГК (в отношении исполнений), а также в соответствии со ст. 1240 ГК указанные лица обладают исключительным правом на свои произведения (исполнения), если только оно не было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к этим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

4. Изготовитель аудиовизуального произведения (продюсер) является третьей категорией правообладателей, появляющихся в связи с созданием аудиовизуального произведения.

5. Продюсер представляет собой лицо, которое организовало создание сложного объекта (аудиовизуального произведения), поэтому его права определяются в соответствии со ст. 1240 ГК.

Анализ указанной статьи с учетом как “многослойности” аудиовизуального произведения, имеющего трех авторов, так и наличия других объектов авторских смежных прав, включаемых в аудиовизуальное произведение, приводит к выводу о том, что продюсер приобретает право использования как аудиовизуального произведения в целом, так и отдельных объектов, входящих в его состав.

Причем такое право использования в отношении произведений и объектов смежных прав, специально созданных или создаваемых для включения в аудиовизуальное произведение, возникает, по общему правилу, на основании договора об отчуждении исключительного права, если соглашением не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1240 ГК РФ). В отношении объектов, которые ранее существовали, действует правило о лицензионном договоре (п. 3 ст. 1233 ГК РФ).

Но даже когда продюсер получил право использования соответствующего объекта, включенного в аудиовизуальное произведение, на основании лицензионного договора, условия этого договора не могут ограничивать право продюсера использовать данный объект в составе аудиовизуального произведения под страхом недействительности таких условий (п. 2 ст. 1240 ГК РФ).

Помимо этого, продюсер вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (абз. 2 п. 4 комментируемой статьи).

6. Говоря о ст. 1263, необходимо остановиться и на еще одном моменте – праве композитора на вознаграждение за использование его музыкального произведения, предусмотренное п. 3.

В части 4 ГК не закреплено право на вознаграждение как отдельное право в отношении результатов творческой деятельности. Это связано с тем, что исключительное право (как право имущественное) уже предполагает возможность получить вознаграждение при распоряжении им на условиях возмездности. Ситуация не меняется и при использовании объектов авторского права с выплатой соответствующего вознаграждения (например, в случае, указанном в ст. 1245 ГК РФ), поскольку это связано с особенностями реализации исключительного права при использовании, не предполагающем получения согласия правообладателя.

Случай же, указанный в комментируемом положении, особый. Формулировка данного положения – композитор сохраняет право на вознаграждение – предполагает непередаваемость данного правомочия. То есть даже при отчуждении исключительного права композитор все равно сохраняет право на вознаграждение. В связи с этим возможны две теоретические трактовки данного права: как определенного специального права композитора, относящегося к иным интеллектуальным правам, либо как правомочия, которое входит в исключительное право, но не может быть отчуждено, а остается у композитора. Но при любой трактовке налицо связь с личностью композитора.

Личный характер данного права предполагает, что оно не может перейти по наследству, т.к. никакого отличия в сингулярном и универсальном правопреемстве применительно к данному случаю не существует.

Особенности произведения

Сложность такого результата интеллектуального труда состоит не только в множественности лиц, которые его создают. Но и тот факт, что в его состав входят несколько объектов, охраняемых авторским правом.

Во-первых, в состав произведения могут войти существовавшие ранее объекты авторского права. Например, музыкальная композиция. Или в процессе создания декоратор создает уникальные декорации. Это – составные части аудиовизуального произведения. Его автор сохраняет исключительное право на него (если иное не установлено в договоре с ним). В любом случае он сохраняет право на авторское вознаграждение и личные неимущественные права.

Статья 1259 ГК РФ говорит о том, что авторские права распространяются не только на все произведение в целом. Но и на отдельные его части. Включая название, персонаж и т.п. Если такие части могут быть выражены в какой-то объективной форме. Использование части произведения без получения такого права – тоже нарушение. Причем по общему правилу, считается нарушением права на аудиовизуальное произведение в целом.

Аудиовизуальное = сложное

Анализ сложных произведений позволяет выделить вполне очевидные характерные черты этих объектов, позволяющие отнести их к отдельной группе объектов авторского права. Проблема сложных объектов авторского права в юридической литературе исследовалась очень мало. Некоторые исследователи все же обращают внимание на феномен неоднородных по своей структуре произведений.

Так, исследуя вопросы соавторства на аудиовизуальное произведение, В.А. Дозорцев коснулся характеристики сложных объектов, которые называет “многослойными” или “комплексными”. Ученый пишет: “С развитием техники появились весьма сложные объекты, которые, как правило, просто не могут быть созданы одним лицом, к тому же они составляют продукт разнородной деятельности. Их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом… Правовой режим такого единого, но сложного, комплексного и многослойного результата, состоящего из множества разнородных объектов, должен обладать существенными особенностями. Многослойный интеллектуальный продукт существует в целом, включает все составляющие, без любого из них его объективно нет, хотя многие элементы могут быть использованы и обособленно, отдельно”.

Из приведенных В.А. Дозорцевым бесспорных доводов можно сделать вывод, что сложный объект:

  • состоит из множества разнородных объектов;
  • существует в целом, и без любого из своих составляющих не существует;
  • составляющие сложного объекта могут использоваться отдельно.

Специалисты Исследовательского центра частного права России выделяют такие черты сложных произведений:

  • представляют собой единое целое (единый объект);
  • имеют сложный состав (структуру), образуемый из совокупности разнородных результатов интеллектуальной деятельности .

Действительно, в процессе создания, например, музыкального произведения с текстом в соавторстве усилия прилагают представители разных видов искусства – музыки и литературы. Поэт работает над словами и рифмой, которые являются элементами отдельного объекта авторского права – произведения литературы. Музыкант, в свою очередь, работает над вокальной партией, элементом музыкального произведения. Эти два объекта могут использоваться как вместе, так и раздельно. При этом текст не может признаваться частью музыкального произведения, так как он является результатом творческого труда специалиста другого вида искусства. Таким образом, они являются самостоятельными элементами произведения, которое включает неоднородные объекты.

Однако аудиовизуальное произведение является результатом деятельности нескольких лиц, направленной на создание именно целостного, состоящего из отдельных частей, сложного произведения. Несмотря на то что отдельно эти части могут стать предметом гражданских правоотношений, они все же призваны служить существованию единого произведения, единого объекта авторского права.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность сложного произведения. Все его части находятся в равном положении относительно друг друга, ни одна не является главной относительно других частей. Иными словами, с точки зрения авторского права, важна только способность элемента сложного произведения быть использованным самостоятельно от произведения в целом и от его других элементов (иметь самостоятельное значение). Так, либретто оперы может рассматриваться как самостоятельный элемент этого произведения. Об этом свидетельствует то, что оно может быть опубликовано в отдельных брошюрах, например.

С учетом вышесказанного сложное произведение – это произведение, в котором:

  • объединены произведения двух или более отраслей искусства (разнородные объекты авторского права);
  • каждая из частей такого произведения создавалась именно с целью создания целостного произведения;
  • каждая из частей произведения не является главной по отношению к другим;
  • части произведения могут использоваться как вместе, так и отдельно от других частей произведения (то есть иметь самостоятельное значение).

Автор и создатели, исключительное право на аудиовизуальное произведение

Автором Гражданский кодекс признает только физическое лицо, чьи трудом создано то или иное произведение. Характерной чертой аудиовизуального произведения является то, что в его создании принимает участие множество лиц. Гражданский кодекс РФ в ст. 1263 называет их:

  • композитор
  • режиссер-постановщик
  • автор сценария

Безусловно, в создании такого произведения принимают участие гораздо большее количество лиц. Это могут быть и звукорежиссеры, художники-постановщики, декораторы, гримеры и т.п. Но авторами в понимании закона они не признаются.

Зато ГК РФ выделяет еще одного субъекта правоотношений по созданию и использованию аудиовизуального произведения – изготовитель (продюсер). Это то лицо, которое организовало создание такого произведения. Он не является его автором. Но приобретает право использования произведения на основании авторских договоров. И, кстати, в отличие от автора, продюсером может быть и юридическое лицо.

Исключительное право на использование аудиовизуального объекта принадлежит продюсеру. Но если иное не устанавливает договор с каждым автором. При любом использовании произведения он имеет право указывать свое имя (наименование). Или требовать его указания.

Аудиовизуальное произведение включает в себя несколько охраняемых объектов.

Режиссёр-постановщик

Здесь важно сказать о разном правовом статусе разных режиссёров. Если режиссёр принял активное участие в создании фильма как организатор, возглавляющий весь творческий процесс, то он будет являться его автором. Для режиссёров-постановщиков цирковых, кукольных, театральных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений авторские права не предусмотрены.

Сценарист

Зачастую это лицо создаёт сценарий на основе художественной книги. После выхода в свет кинофильма, автор сценария получает права на созданный им текст. Но прежде автору сценария необходимо договориться о творческой переработке литературного произведения с писателем (правообладателем книги). В случае отсутствия такой договорённости возникает явное нарушение авторских прав. К примеру, все части фильма «Гарри Поттер» снимались с полного согласия писательницы Дж. Роулинг. А российский фильм о спорте «Воин» (2015 г.) запустили в производство без ведома автора оригинального сценария, на основе которого ранее в США был отснят фильм с аналогичным названием и сюжетом «Warrior» (в пер. с англ. «воин»).

Композитор

В законодательстве о композиторе говорится как о лице, создавшем музыкальное произведение (с текстом или без текста) специально для мультипликационного фильма, кинофильма или др. проектов.

Обязательно почитайте!  Как продать долг юридического лица коллекторам - что нужно знать, продажа долга по решению суда, исполнительному листу и без, сколько стоит где купить долги юридических лиц

Безусловно, музыка придаёт аудиовизуальному произведению новые творческие оттенки. Поэтому для композиторов предусмотрено отдельное правило, указанное в п. 3 ст. 1263 ГК РФ: они имеют право требовать выплаты, вознаграждение за своё произведение, прозвучавшее как во время публичной демонстрации фильма, так и отдельно от него путём ретрансляции (например, в радиоэфире, по телевидению).

Кстати, к публичной демонстрации не причисляется просмотр фильма в домашней обстановке в кругу семьи согласно ст. 1270 ГК, носящей название «Исключительное право на произведение».

Авторы музыки имеют дополнительные гарантии. Вдобавок, над аудиовизуальным произведением работает множество людей других профессий. О них говорится в п. 5 ст. 1263 ГК. Ведь помимо режиссуры, сценария и музыки, упомянутых нами, фильм может содержать и множество других объектов, за созданием которых стоят авторы, чьи интересы тоже должны учитываться в каждом конкретном случае отдельно. Интересы субъектов не учитываются в ситуациях, когда они сами передали свои права изготовителю или иным лицам, или когда эти права перешли к последним на определённых основаниях (по договорам), предусмотренных законодательством.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма). В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц. Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См., например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства. Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20th Century Fox).

Чем является фильм с точки зрения интеллектуальной собственности?

Даже самый неискушенный зритель знает, что фильмы делятся на многие категории: по продолжительности (короткометражные, полнометражные, многосерийный), по жанру (драма, комедия, хоррор и.т.д.), по назначению (жанровое или авторское). Однако, независимо от всех этих категорий, художественной ценности или степени известности режиссера, законодатель предусматривает равный статус для любого фильма, называя его аудиовизуальным произведением.

В соответствии со статьей 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств

Авторами фильма, согласно данной статье, являются следующие лица:

– режиссер-постановщик;

– автор сценария;

– композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для фильма.

Возникает закономерный вопрос, охраняются ли иные составные части фильма, помимо сценария, режиссуры и музыкального сопровождения?

Без сомнения, это так. Каждый кто сталкивался с кинопроизводством, знает, что в создании фильма принимает участие множество представителей творческих профессий. Практически каждый участник творческого процесса создаёт что-то уникальное и неповторимое. Оператор-постановщик определяет визуальное решение фильма, а художник – постановщик – изобразительное. Актеры своей игрой создают самостоятельные объекты – исполнения. Если в фильме присутствует анимация или компьютерная графика – это произведения дизайна. Фильм, будучи сложным объектом вбирает в себя огромное множество объектов интеллектуальной собственности. При этом, отсутствие прав на использование одного из объектов в составе готового фильма может повлечь невозможность использования фильма в целом.

Лицом, занимающимся сбором прав на составные элементы фильма, как правило, является продюсер. В соответствии со статьей 1240 ГК РФ , организовавшее создание сложного объекта (читаем «продюсер»), включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

При этом, законодательством запрещено ограничивать использование объектов, право использования которых приобретается продюсером. Данное положение снижает вероятность злоупотреблений со стороны авторов, передающих права на результаты своего творческого труда. Не трудно предположить с какими трудностями столкнулся бы продюсер, если из-за ограниченного срока использования саундтрека он терял бы возможность использовать фильм.

Резюмируя вышесказанное, фильм, независимо от присущих ему качеств, является объектом интеллектуальной собственности – аудиовизуальным произведением. При этом, как сложный объект, он включает в себя большое количество самостоятельных объектов интеллектуальной собственности.

Грамотное определение правового статуса фильма и входящих в его состав объектов в конечном счёте позволяет сформировать монополию на его использование – стать обладателем исключительного права.

Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений

Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции:

Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителям, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений.

Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

14 октября 2010 года Правительство РФ приняло Постановление «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

26 октября 2010 года приказом Руководителя Росохранкультуры № 187 объявлено о предоставлении государственной аккредитации в этой сфере Российскому Союзу Правообладателей.

Интеллектуальные права на результаты отдельных частей аудиовизуального произведения

Мы уже говорили о том, что аудиовизуальное произведение является сложным объектом. Это значит, что оно состоит из нескольких других объектов, на которые распространяются права того или иного лица-создателя.
К таким составляющим в п. 7 ст. 1259 ГК РФ «Объекты авторских прав» причисляют название, отдельные отрывки произведения, незаконченные части, персонажей. Наибольшее количество споров в суде вызывают персонажи тех или иных мультфильмов и кинофильмов.

П. 3 ст. 1259 рассматривает различные объективные формы выражения и существования персонажей: письменная, устная (публичное выступление, например), объективно-пространственная, в виде звуко- или видеозаписи.

Более того, персонаж должен быть самостоятельным результатом творческого труда автора. Что сюда относят? Динамические нарисованные (или кукольные) образы героев мультфильмов, зафиксированные на плёнке или другом носителе, которые собираются в целый аудиовизуальный ряд.

При этом они должны обладать признаками, которые будут делать их оригинальными или легко узнаваемыми. Это и внешний вид, и особый голос, и уникальные жесты, мимика.

Только наличие этих фактов помогут истцу обратиться в суд за защитой прав на объект, взыскать компенсацию за нарушения.

Так, нанесение изображения персонажа на товар (футболку, кружку и др. вещи, предметы) без ведома правообладателя будет считаться правонарушением. Однако есть случаи, в которых использование какой-либо самостоятельной части из целостности аудиовизуального произведения лицом, не имеющим прав на неё, подвергаются множеству споров и разногласий.

В ст. 1274 ГК РФ есть отдельный пункт о свободном использовании произведения в информационных, научных учебных или культурных целях. В нём говорится о разрешении на пародии. Согласно кодексу, можно создавать литературные, музыкальные или иные пародийные произведения на основе оригинала. При этом автор-пародист имеет право публиковать или демонстрировать свои произведения без согласия обладателя прав на оригинальный исходник и не выплачивать вознаграждение.

Таким образом, автор оригинального произведения не может поставить запрет на использование своего материала в карикатурном ключе.

Однако если пародия порочит репутацию автора первоначального исходника, его честь и достоинство, он имеет все основания на подачу заявления о защите прав в суд.

В 2010 г. на телеэкраны вышла передача «Стиляги-шоу» (состояла из нескольких сезонов). В ней известные российские медиа-лица (спортсмены, певцы, актёры) пародировали других звёзд мировой эстрады, обыгрывали популярные танцы из кинофильмов и мультфильмов.

В эфире программы прозвучало несколько композиций группы «Кармен». Компания ООО «Первое музыкальное издательство», которая имела авторские права на эти песни, подала в суд на создателей телевизионной программы.

Несмотря на то, что проект носил исключительно юмористический характер, суд присудил его авторам выплатить материальную компенсацию пострадавшей стороне, т.е. компании ООО «Первое музыкальное издательство».

Почему так получилось? Суд не увидел нарушений в пародии на людей, определённые образы, жесты, мимику и т.д., но обратил внимание на то, что создателям передачи необходимо было соблюсти права авторов аудиозаписей, прозвучавших в эфире, потому что музыка, как уже упоминалось ранее, может существовать самостоятельно и быть независимым компонентом от других частей аудиовизуального произведения.

Итак…

Таким образом, сложное произведение – это произведение, состоящее из разнородных частей – произведений разных отраслей искусства, каждая из которых не является главной относительно других частей. Эти части первично создаются как элементы целого объекта авторского права, но после достижения творческого результата могут использоваться как отдельные объекты авторского права. Исходя из приведенных отличительных черт сложного произведения, к примеру, музыкальное произведение не может быть сложным, так как его элементы имеют однородный характер, то есть принадлежат к одному виду искусства. Оно может быть делимым – в зависимости от количества музыкальных элементов, которые его составляют (мелодия, гармония, ритм). В то же время музыкальное произведение может быть частью сложного (оперы, песни) или аудиовизуального произведения (фильма).

Понятие “сложное произведение” является новым для авторского права. Однако его появление обусловлено практической и научной необходимостью. Применение данного термина на практике (например, при заключении авторских договоров) может значительно прояснить отношения, возникающие в процессе создания и использования объектов авторского права.

Подводя итог, можно сказать, что аудиовизуальное произведение является сложным, комплексным объектом авторского права, создание которого коренным образом отличается от создания иных объектов авторского права и представляет собой сложный финансовый и технологический процесс, характеризующийся необходимостью привлечения значительных материальных средств на стадиях создания и использования такого произведения, финансовыми рисками и ответственностью, а следовательно, необходимостью присутствия четко регламентированных терминов и правовых норм.

Источники

  • https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/chto-takoe-audiovizualnoe-proizvedenie-i-komu-prinadlezhat-prava.html
  • http://GKodeksRF.ru/ch-4/rzd-7/gl-70/st-1263-gk-rf
  • https://iskiplus.ru/audiovizualnoe-proizvedenie/
  • https://WiseLawyer.ru/poleznoe/51962-audiovizualnoe-proizvedenie-avtorskoe-pravo
  • http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/audiovizualnye-proizvedeniya-filmy-videoklipy-kak-obekty-avtorskogo-prava/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5aa914ad79885e0c3fe8e459/chem-iavliaetsia-film-s-tochki-zreniia-intellektualnoi-sobstvennosti-5aa91e5e4bf16174ce824509
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию