- Применение специальных сигналов
- Разрешено правилами
- Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки
- Вне населенного пункта
- В населенном пункте
- Имитация аварийной остановки
- Правила применения
- Какой знак используется для обозначения автомобиля при вынужденной остановке в местах, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями?
- На каком расстоянии от транспортного средства должен быть выставлен знак аварийной остановки в данной ситуации?
- Должен ли в этой ситуации водитель, остановившийся из-за неисправности, выставить знак аварийной остановки?
- В каких случаях использовать обозначения нельзя?
- Скорость движения
- Что делать, если «аварийка» не работает?
- Какой штраф за неправильное использование «аварийки»?
- Возможные штрафные санкции
- Примеры из практики
Применение специальных сигналов
На отдельные ТС устанавливаются специальные устройства для подачи световых и звуковых сигналов. Это необходимо тогда, когда особенности их конструкции, свойства перевозимого груза или выполняемая работа требуют выделения таких транспортных средств в общем потоке и привлечения к ним внимания других участников дорожного движения. Установка таких устройств невозможна без специального разрешения. Оно выдается органами ГИБДД в предусмотренном законодательством порядке. Незаконно установленные спецсигналы конфискуются. Водитель и владелец такого транспортного средства наказывается сразу по нескольким статьям КоАП РФ.
На транспортные средства могут быть установлены такие спецсигналы:
- бело-лунный проблесковый маячок с сиреной особого звучания;
- желтый или оранжевый проблесковый маячок (без сирены);
- синий проблесковый маячок с сиреной;
- красный проблесковый маячок в дополнение к синему.
На наружных поверхностях транспортных средств, снабженных синими проблесковыми маячками, могут присутствовать особые цветографические схемы и надписи, например, «Полиция», «Скорая помощь», «Служба спасения». ТС Военной автомобильной инспекции, Госавтоинспекции, Федеральной службы охраны и ФСБ с цветографическими схемами в качестве дополнения к синему проблесковому маячку могут использовать такой же маячок красного цвета. Мигающие поочередно красные и синие огни привлекают дополнительное внимание участников дорожного движения.
У транспортных средств, оснащенных цветографическими схемами, красным и синим проблесковыми маячками, есть право сопровождать организованную транспортную колонну.
ТС, не имеющие цветографические схем, но при этом оборудованные сиреной и синим маячком, как правило, сопровождают или перевозят вип-персон, а именно дипломатических работников, министров, депутатов и др.
Пункт 3.1. ПДД гласит о том, что водитель автомобиля со включенным синим проблесковым маячком может не подчиняться требованиям дорожной разметки, знаков и отступать от предписаний других правил дорожного движения, кроме:
- сигналов регулировщика;
- общих обязанностей водителя;
- правил включения внешних световых приборов и подачи звуковых сигналов;
- правил пользования аварийной сигнализацией и знаком аварийной остановки;
- правил буксировки, перевозки людей и грузов.
При этом водитель ТС с активированным синим маячком не должен мешать другим участникам дорожного движения. Он ответственен за безопасность окружающих. В ситуациях, когда требуется проехать не по правилам и при этом не создать помех другим, водитель специального ТС может дополнить синий маячок сиреной. Данная комбинация сигналов обязывает других водителей и пешеходов уступить ему дорогу и, соответственно, предоставляет преимущество в движении. Такое требование описывает пункт 3.2. ПДД. Участники дорожного движения должны предоставить специальному ТС возможность беспрепятственного проезда при приближающемся звуке сирены. Обгон такого автомобиля запрещен. В случае, когда сирена включена у ТС, сопровождающего колонну, пропустить необходимо всю колонну. Обгонять ее также нельзя.
Если специальное транспортное средство стоит на месте с включенным маячком, движение мимо него разрешено. Однако согласно пункту 3.3. ПДД следует заранее снизить скорость и быть готовым к возможной остановке по требованию автоинспектора или другого уполномоченного лица. В случае отсутствия сигнала остановки совершать ее нет необходимости. Проехав мимо специального ТС, можно снова набрать скорость.
Второй тип специальных сигналов представляет собой желтые или оранжевые проблесковые маячки. Они включаются на транспортных средствах, требующих к себе повышенного внимания со стороны окружающих. К ним относятся эвакуаторы, перевозчики опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, дорожно-строительная и дорожно-уборочная техника.
Водители транспортных средств, занятых на строительстве, ремонте или обслуживании дорог, а также во время эвакуации других ТС, включив проблесковый маячок, могут не следовать требованиям разметки и большинства дорожных знаков, отступать от пунктов ПДД, имеющих отношение к расположению ТС на проезжей части.
Водителям ТС, сопровождающим и перевозящим крупногабаритные грузы, разрешается игнорировать нормы дорожной разметки.
Однако, и те, и другие не должны мешать движению других ТС и создавать им помехи, так как пункт 3.4. Правил гласит, что желтые и оранжевые проблесковые маячки не устанавливают преимущество в движении.
Точно также обстоит ситуация со специальными сигналами третьего типа, а именно бело-лунным проблесковым маячком и звуковым сигналом, соответствующим ему. Они не дают ТС преимущества в движении. Такие спецсигналы устанавливаются только на транспортные средства, осуществляющие перевозку денежные средств и особых ценностей, например, инкассаторские автомобили, почтовые машины. Их активируют только при нападении грабителей. Таким образом привлекается внимание полицейских и предупреждаются об опасности случайные прохожие.
Незаконное использование спецсигналов и нанесение цветографических схем автомобилей оперативных служб регулируется статьями 12.4.2., 12.4.3., 12.5.4., 12.5.5. и 12.5.6. КоАП РФ. В качестве наказания за такое правонарушение предусмотрены штрафы в размере 5000 рублей, а также лишение прав на срок от одного года до двух лет. Даже управление незаконно оборудованным ТС без использования спецсигналов карается лишением прав на длительный срок. Этот срок увеличивается при наличии отягчающих обстоятельств в виде применения спецсигналов во время движения на дороге.
Статьи Кодекса 12.7.1. и 12.7.2. гласят о том, что отказ уступить дорогу ТС с включенным маячком и сиреной влечет за собой наказание в виде предупреждения, штрафа 500 рублей или лишения прав на 1 – 3 месяца. Лишают прав только в том случае, если не было пропущено ТС оперативных служб с цветографическими схемами на наружной поверхности.
Разрешено правилами
В соответствие со статьей 7 Правил дорожного движения (ПДД), аварийная сигнализация должна быть включена только в ряде особых случаев, в том числе:
- при дорожно-транспортном происшествии;
- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
- при ослеплении водителя светом фар;
- при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).
Кроме того, водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
Используя эти пять положений, водители могут применять аварийку в огромном количестве дорожных ситуаций, в том числе и не по назначению, оправдываясь тем, что кто-то ослепил их светом фар или их машина может кого-то напугать. Проверять достоверность их слов никто не будет. Сотрудники ГИБДД смотрят на «неуставное» мигание аварийкой сквозь пальцы, так как она не никому не вредит. Однако есть случаи, когда наказание наступает незамедлительно.
Инспекторы не оставляют без внимания злоупотребления при остановке на аварийке в запрещенном месте.
Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки
Если Вы совершили вынужденную остановку посреди проезжей части, то необходимо привлечь внимание к Вашему ТС других участников дорожного движения. Для этого следует включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Точно также поступают в ситуации, когда ТС стоит у тротуара или на обочине, в месте, где запрещена остановка или где автомобиль сложно увидеть издалека. Благодаря принятым мерам другие водители заранее увидят препятствие на своем пути, смогут вовремя сориентироваться и не совершить на него наезд.
Кнопка включения аварийной сигнализации, как правило, расположена в центре приборной панели. Ее легко узнать по изображенному белому или красному треугольнику. Знак аварийной остановки должен иметься в багажнике или салоне каждого транспортного средства. Его хранение осуществляется в сложенном виде. Знак состоит из подставки и трех планок, соединенных между собой шарнирно. Планки выполнены из светоотражающего материала, благодаря чему знак хорошо виден на дороге как днем, так и ночью.
Пункт 7.1. ПДД обязывает водителей включать аварийную сигнализацию в таких ситуациях:
- ДТП;
- буксирование ТС;
- вынужденная остановка в запрещенных для этого местах;
- ослепление водителя светом фар;
- посадка и высадка детей в ТС при их организованной перевозке.
Для предупреждения участников движения об опасности также следует включать аварийную сигнализацию как на движущемся, так и на стоящем транспортном средстве. Однако включенная «аварийка» не является оправданием при нарушении правил дорожного движения и не избавляет водителя от несения ответственности.
В случае, когда включенная аварийная сигнализация не может вовремя предупредить других водителей об опасности, необходимо выставлять знак аварийной остановки. Знак следует расположить в таком месте, чтобы его было видно издалека.
В пункте 7.2. ПДД содержится перечисление ситуаций, в которых знак аварийной остановки нужно выставить обязательно. В остальных случаях сам водитель определяет необходимость его установки. Пункт также нормирует минимально допустимое расстояние, на котором должен быть выставлен знак. Так, в населенных пунктах расстояние от ТС до знака должно быть не менее 15 метров, за городом – не менее 30 метров.
Пункт 7.3. Правил описывает еще один случай использования знака аварийной остановки: при буксировке ТС с неисправным аккумулятором и неработающей аварийной сигнализацией. В такой ситуации он должен быть установлен на задней части буксируемого автомобиля.
Статьей 12.20. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований 7-ой главы Правил в виде предупреждения или штрафа 500 рублей. Но согласно статье 12.27.1. не включенная «аварийка» и не выставленный аварийный знак при ДТП повлекут за собой штраф в размере 1000 рублей.
Вне населенного пункта
В населенном пункте
Если на буксируемом транспорте не работает или отсутствует «аварийка», то допустимо закрепить на его задней части знак аварийной остановки.
Имитация аварийной остановки
Некоторые автомобилисты считают, что аварийная сигнализация может отменять действие знака 3.27 «Остановка запрещена» и, злоупотребляя разрешением статьи 7 ПДД РФ, прекращают движение в любых запрещенных местах. Машины по полчаса стоят на краю проезжей части с мигающими желтыми лампами, в то время как автовладелец ходит по ближайшему магазину или «на минутку» заходит к другу в ближайший офис. Такие остановки нельзя считать вынужденными, и они не являются оправданием для нарушителей. В этих случаях сотрудники ГИБДД оформляют протокол по всей строгости. Использование аварийной сигнализации для имитации поломки в зоне действия знака 3.27 запрещено Кодексом об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 12.19 КоАП РФ, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Нарушение, совершенное в городе федерального значения (Москве или Санкт-Петербурге), влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
Еще более радикально поступают специалисты ЦОДД и ГИБДД при рассмотрении административных протоколов, составленных комплексами фотовидеофиксации. Стоящая на аварийке машина априори считается нарушившей правила, и водителю приходится доказывать свою невиновность, если действительно транспортное средство было неисправно и требовался ремонт. Подтвердить поломку на трассе можно справкой из технического сервиса, мастера которого, к примеру, приехали на помощь и починили машину на краю дороги.
Правила применения
Включение аварийных огней при остановке автомобиля сопровождается установкой аварийного знака. Он представляет из себя треугольник со светоотражающими элементами красного и оранжевого цвета.
В рабочем состоянии имеет подножку для дополнительной фиксации.
При установке знак должен быть виден прочим участникам движения, но при этом его расположение не должно создавать препятствия объезду места остановки. В пределах городской черты его необходимо установить на расстоянии не менее 15 метров от транспортного средства. За пределами города минимальное расстояние увеличивается до 30 метров. Это связано в первую очередь с невозможностью вовремя среагировать при движении на высокой скорости. Правила установки знака действуют, даже если ДТП произошло не на дороге, а на прилегающей территории, например, во дворе.
Знак должен быть закреплен на буксируемом автомобиле при транспортировке на гибкой или жесткой сцепке.
Какой знак используется для обозначения автомобиля при вынужденной остановке в местах, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями?
Для обозначения автомобиля при вынужденной остановке в местах, где с учетом условий видимости он не может быть своевременно замечен другими водителями, должен быть незамедлительно выставлен знак аварийной остановки — А.
На каком расстоянии от транспортного средства должен быть выставлен знак аварийной остановки в данной ситуации?
Знак аварийной остановки устанавливается на расстоянии, обеспечивающем заблаговременное предупреждение других водителей об опасности. В населенных пунктах это расстояние должно быть не менее 15 метров от ТС.
Должен ли в этой ситуации водитель, остановившийся из-за неисправности, выставить знак аварийной остановки?
В этом случае, т.е. при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен выставить знак аварийной остановки. Знак выставляется не только, когда отсутствует или неисправна аварийная световая сигнализация, но и когда она включена.
В каких случаях использовать обозначения нельзя?
В связи с тем, что аварийная сигнализация относится к средствам оповещения о наличии нестандартных ситуациях на дороге, ее использование при отсутствии таковых является нарушением. Это в равной степени относится и к аварийным знакам. Подобное действие может вызвать у других участников движения ложное представление о проблемах у автолюбителя, что в свою очередь может привести к незапланированным маневрам и действиям. Парковка под запрещающим знаком, но с включенными сигналами, отнюдь не дает право находиться на таких участках.
Как это часто бывает, наличие стоящего автомобиля так или иначе привлекает внимание сотрудников ГИБДД, и если будет доказан факт применения «аварийки» и знака без необходимости, автолюбителя ждет наказание.
Скорость движения
В первую очередь искусство безаварийного вождения автомобиля складывается из умения водителя правильно выбирать скорость движения своего ТС. Правильной скоростью принято считать ту, которая в случае возникновения на дороге внезапной опасности позволит водителю вовремя остановиться и избежать ДТП. Очевидно, что чем быстрее движется автомобиль, тем длиннее его остановочный путь. Остановочным путем называют расстояние, пройденное ТС с момента обнаружения опасности до полной его остановки. Одно из правил безопасной езды гласит. В любых условиях следует двигаться с такой скоростью, чтобы остановочный путь был короче расстояния, просматриваемого впереди транспортного средства. В такой ситуации обеспечивается возможность остановки до обнаруженного препятствия.
Просматриваемое расстояние зависит от условий видимости (день, ночь, туман, дождь и т.д.). Остановочный путь также находится в зависимости от множества факторов (состояние дорожного покрытия, спуск/подъем, степень нагруженности автомобиля и др.). Соответственно, величина скорости, безопасной в конкретный момент времени для определенной дорожной обстановки, не может быть абсолютно точной без проведения специальной экспертизы, ее можно только спрогнозировать. Однако в связи с постоянно меняющимися условиями, в которых движется ТС, скорость нуждается в постоянной корректировке. Даже тот факт, что водитель благополучно добрался до места назначения, не говорит о том, что его скорость была безопасной и правильной. Возможно, он рисковал и ему просто повезло.
При этом очевидно, что если выбранная скорость будет немного ниже допустимой, ничего страшного не произойдет. Водителям рекомендуется выбирать скорость движения исходя из того, что она не должна доходить до опасной границы, за которой возникает опасность ДТП. Скорость ТС должна быть оптимальной для конкретных дорожных условий. В ситуации благоприятных условий скорость может стать довольно высокой. Каждый водитель должен помнить о том, что слишком быстрая езда:
- существенно увеличивает остановочный путь автомобиля;
- снижает способность водителя контролировать дорожную обстановку, так как он может не увидеть опасность и не успеть вовремя среагировать на нее;
- не оставляет другим участникам движения времени для обнаружения ТС и принятия соответствующих мер.
Двигаясь на высокой скорости, следует не только быть особо внимательным, собранным, дисциплинированным, но и владеть в совершенстве управлением ТС в самых разных условиях и иметь солидный водительский опыт.
Правила дорожного движения, в частности пункт 10.1., дают водителю только общие рекомендации относительно выбора скорости. Согласно им выбранная скорость должна:
- соответствовать условиям движения;
- укладываться в установленные ограничения;
- обеспечивать контроль над дорожной ситуацией.
Неправильный выбор скорости движения является прямой или косвенной причиной подавляющего большинства ДТП. Так пункт 10.1. ПДД говорит о том, что водитель должен принять все необходимые и возможные меры по снижению скорости вплоть до остановки автомобиля при возникновении и обнаружении опасности для движения.
В пунктах 10.2. – 10.4. содержится информация о предельных значениях скоростей для разных видов транспортных средств и разных дорожных условий. Все эти сведения сведены в одну таблицу.
Для организованной перевозки детей и перевозки пассажиров в кузове грузовика установлено скоростное ограничение в 60 км/ч. При транспортировке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов допустимая скорость согласовывается в ГИБДД.
Пункт 10.2. дополняет примечание, согласно которому местные органы власти имеют право увеличивать максимальную скорость в населенных пунктах с целью повышения пропускной способности. При этом задается новый допустимый предел скорости, обеспечивающей безопасное движение. Так, на МКАДе установлена разрешенная скорость не 60, а 100 км/ч. Об этом водителей информируют знаки «Ограничение максимальной скорости». Двигаться с такой скоростью могут только автомобили, имеющие РММ не более 3,5 тонн. Остальные ТС не должны превышать скорость, разрешенную им при движении по автомагистрали, а именно 90 км/ч.
На благоустроенных и безопасных участках загородных дорог может быть установлена более высокая скорость движения, чем это предусмотрено Правилами. Однако на автомагистралях повышенная разрешенная скорость не должна быть больше 130 км/ч, а на дорогах для автомобилей – больше 110 км/ч. Данное утверждение содержится в примечании к пункту 10.3.
Пункт 10.5. ПДД запрещает водителю:
- превышать скорость, установленную в качестве предельной заводом-изготовителем данного ТС;
- двигаться со скоростью большей, чем скорость, указанная на опознавательном знаке «Ограничение скорости», который установлен на самом ТС;
- ехать со слишком малой скоростью, создавая, таким образом, помехи другим ТС;
- резко тормозить (кроме экстренного аварийного торможения для предотвращения ДТП).
Для каждой модели автомобиля завод-изготовитель разрабатывает техническую характеристику, в которой указывается конструктивная скорость. Это максимальная скорость, до которой можно разгонять ТС без риска нанесения ущерба его конструкции.
В ситуации, когда одновременно вступают в действие несколько ограничений скоростного режима, водитель должен подчиняться требованиям самого строгого из них.
Ответственность за нарушение скоростного режима изложена в шести частях статьи 12.9. КоАП РФ. Строгость и размер наказания находятся в прямой зависимости от того, на сколько километров в час была превышена скорость на определенном дорожном участке. Превышение на 20 км/ч штрафуется 500 рублями; 60 км/ч – 2000-2500 рублей или лишением прав на срок 4-6 месяцев. При значительном повторном нарушении водителю потребуется заплатить увеличенный штраф или придется расстаться с правами на 1 год.
Наказание не применятся в том случае, если зафиксировано превышение скорости менее, чем на 20 км/ч.
Водителей, которые двигаются по загородным дорогам со скоростью менее 30 км/ч или перевозят крупногабаритный груз и не уступают дорогу другим ТС, создавая препятствия для обгона и опережения, ждет штраф от 1000 до 1500 рублей согласно положениям статьи 12.15.1.1. КоАП РФ.
Что делать, если «аварийка» не работает?
В правилах сказано, что в случае неисправности или отсутствия аварийной сигнализации водитель должен обозначать автомобиль, выставив знак аварийной остановки. Это касается всех случаев, когда предписано включать «аварийку». Если же автомобиль буксируется, то знак следует закрепить на его задней части.
Какой штраф за неправильное использование «аварийки»?
За нарушение правил пользования аварийной сигнализацией и знаком аварийной остановки, согласно , водителю грозит предупреждение или штраф в размере пятисот рублей.
Возможные штрафные санкции
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) содержит статью 12.20, предусматривающую штраф в размере 500 рублей за нарушение правил использования световых аварийных сигналов. Под эту статью подходят как ситуации применения сигналов без необходимости, так и передвижение с неисправной аварийной сигнализацией или без специального знака.
Однако в последние несколько лет внимание сотрудников ГИБДД к исправности аварийной сигнализации несколько снизилось. Это вызвано тем, что сегодня сотрудник дорожной полиции имеет меньше возможностей остановки автомобиля без причины.
Примеры из практики
В темное время суток использование аварийной сигнализации существенно повышает шансы автолюбителя быть замеченным. Так в 2017 году в Нижегородской области столкнулись Lada Kalina и ВАЗ-2109. По заявлениям свидетелей и пострадавших водитель ВАЗ-2109 совершил вынужденную остановку с целью устранить незначительную поломку. Аварийная сигнализация не была включена, аварийный знак также не был выставлен. По этой причине водитель Lada Kalina не смог увидеть автомобиль и сбавить скорость. Подобные истории далеко не редкость. Однако крайне малое количество нарушений заканчиваются штрафами, так как невозможно моментально определить наличие неисправности в автомобиле, а передвигающиеся с неработающими сигналами автолюбители в любой момент могут ответить, что направляются в автосервис для устранения поломки. В случае с аварийным знаком такой фокус уже не пройдет.
- https://PDD.VseAvtoshkoly.online/?COURSE_ID=1&LESSON_ID=117&LESSON_PATH=1.15.117
- https://aif.ru/auto/gibdd/v_kakih_sluchayah_nelzya_ispolzovat_avariyku
- https://pddgarazh.ru/pravila/avarijnaya-signalizaciya-i-znak-avarijnoj-ostanovki.html
- https://avtoproblema24.ru/pdd/primenenie-avariynoy-signalizatsii-i-znaka-avariynoy-ostanovki/
- https://ruspdd.com/the-use-of-alarm-and-warning-triangle/7.2/
- https://aif.ru/auto/gibdd/v_kakih_sluchayah_voditel_dolzhen_vklyuchat_avariyku