Банкротство градообразующих организаций: законодательство, доктрина, судебная практика

Что подразумевается под градообразующим предприятием

Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.

Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей. Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города. В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Причины банкротства больших компаний:

  • искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
  • падение спроса на выпускаемые товары;
  • непродуманность финансовой политики правления предприятия.

Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.
Неверное распределение финансов может привести к банкротству любого предприятия

Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя. Совокупная сумма долга в 2018 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Основные моменты

В Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)” законодатель дает следующее определение — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по своим денежным обязательствам.

Среди владельцев бизнеса распространено мнение, что банкротство равно завершению деятельности предприятия, процедура с негативным финалом, даже путают с ликвидацией. Как участник рыночных отношений, юридическое лицо производит определенные товары, работы или услуги. В случае возникновения условий, приводящих к введению процедуры банкротства, производство данных товаров, работ, услуг приостанавливается либо завершается полностью. В этом, безусловно, могут быть заинтересованы конкуренты, но здоровая конкуренция предполагает наличие противоборствующих сторон, а здесь одна полностью сходит с дистанции. Потери для региона нахождения компании будут существенные. Поэтому одна из целей — сохранение предприятия, восстановление его платежеспособности, избавление от долгов. В этой перспективе банкротство видится несколько в ином ключе. Фирмы получают возможность законным путем удовлетворить требования своих кредиторов и по завершении продолжить свою деятельность.

В реальности возможен вариант куда более привлекательный, чем закрытие фирмы. Предусмотрены инструменты, позволяющие вдохнуть новую жизнь в деятельность организации, меры по предотвращению критических ситуаций, помощь в преодолении тяжелых периодов с целью продолжить дальнейшую работу без задолженностей.

Закон регулирует:

  • основания признания должника несостоятельным;
  • порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства;
  • порядок проведения процедур, применяемых в деле.

Специфика правового статуса градообразующей организации

В советские времена наряду с производственными предприятиями нередко строились отдельные города, чтобы у рабочих не возникала необходимость работать вахтовым методом, и появилась возможность трудиться, проживая совместно с семьей. Но в сегодняшних условиях такие предприятия нередко становятся финансово затратными, и остро встает вопрос решения проблемы их задолженности.

Банкротство градообразующих предприятий производится по положениям 127-ФЗ «О несостоятельности», по которым производится процедура в отношении всех юридических и физических лиц, а также предпринимателей. При этом процедуре признания несостоятельности градообразующих предприятий посвящен параграф 2 Главы 9 127-ФЗ.

На основании положений ст. 169 127-ФЗ под градообразующими предприятиями понимаются те, которые соответствуют следующим условиям:

  1. Численность работников составляет 25% от совокупной численности работающего населения.
  2. Численность сотрудников превышает 5000 человек.

Для отнесения предприятия к градообразующему достаточно соблюдения одного из указанных выше критериев.

Банкротство градообразующих предприятий является исключительно российской практикой, так как в международном праве такое понятие отсутствует.

Причины банкротства

Причинами банкротства градообразующей организации могут стать:

  1. Рейдерский захват.
  2. Изменение рыночной конъюнктуры и падение спроса на продукцию компании.
  3. Снижение прибыли под влиянием роста себестоимости.
  4. Неумелое руководство компанией.
Независимо от причины банкротства для начала процесса признания предприятия финансово несостоятельным требуется, чтобы оно отвечало ряду признаков. Это наличие задолженности в размере 300 тыс. р. и более, а также просрочки в 3 месяца и более (по ст. 3 127-ФЗ).

В задолженность могут входить обязательства по налогам и сборам, по задолженности кредиторам, по зарплате и выходным пособиям.

Инициация банкротства

Банкротство градообразующих организаций инициируется в соответствии с установленными правилами признания несостоятельности юридических лиц. Заявление подается по месту регистрации субъекта. Инициатором процедуры могут выступать:

  1. руководство или учредители организации, которая не может выполнять свои финансовые обязательства;
  2. кредиторы, перед которыми предприятие имеет задолженность;
  3. прокурор;
  4. уполномоченные органы налоговых, таможенных и других государственных служб.

Кто принимает участие в рассмотрении заявления

Согласно законодательству, банкротство юрлиц оформляется при наличии двух сторон (истца и ответчика, которые представлены должником и кредитором (или советом кредиторов)). Особенности рассмотрения дел о несостоятельности градообразующих предприятий подразумевают также наличие третьей стороны: органы местного самоуправления. Кроме того, принимать участие в деле могут представители региональной или федеральной власти.

Этапы признания несостоятельности организации

Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:

Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:

  • проверка финансового состояния;
  • исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
  • оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.

Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.

Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:

  • выделение бюджетных средств;
  • реструктуризация компании;
  • изменения в структуре юридического лица;
  • введение политики жесткой экономии.
На начальном этапе признания банкротства изучаются все документы

Внешнее управление. На этой стадии привлекается к руководству предприятием независимый специалист, который осуществляет мероприятия по выведению компании из кризиса:

  • выявляет убыточные филиалы;
  • сокращает ненужные единицы персонала;
  • реализует энергозатратное оборудование.

Срок внешнего управления составляет 18 месяцев и может быть продлен по ходатайству местной власти на год.

Поручительство. Специальная стадия, предусмотренная для выведения из кризиса градообразующих предприятий. На этом этапе могут быть заключены дополнительные сделки, целью которых является отсрочка исполнения финансовых обязательств, государственные органы участвуют в погашении кредитов, возможна продажа компании.

Период введения поручительства зависит от сложности дела и финансового состояния разорившейся организации. Практике известны случаи, когда стадия длилась пять лет и более.

Конкурсное производство. На этом этапе юридическое лицо готовят к ликвидации, увольняются сотрудники, удовлетворяются требования кредиторов, документы организации передаются в архив.

На практике градообразующие предприятия редко проходят всю процедуру от начала до конца.

Внешнее управление и финансовое оздоровление

Внешнее управление и финансовое оздоровление могут вводиться на основании поручительства местных органов власти.

Особенностью банкротства градообразующего предприятия является также этап поручительства. На основании ст. 173 127-ФЗ под поручительством понимается обязанность лица (в лице федеральных, региональных и муниципальных властей) отвечать за исполнение денежных обязательств должником. Такое поручительство передается суду в письменной форме и должно содержать указание на следующее:

  1. Сумму обязательных платежей.
  2. Обязанность по уплате обязательных платежей.
  3. График погашения задолженности.

К поручительству требуется приложить доказательства того, что взятые органом власти обязательства были включены в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты.

Должник и его поручители должны приступить к расчетам с кредиторами по графику, который предусмотрен поручительством. При неисполнении требований кредиторов и уполномоченных органов они могут обратиться к поручителю. Если поручитель нарушил свои обязательства в отношении кредиторов, которые обладают более 1/3 от всех требований, то суд может остановить действие реабилитирующих процедур, признать должника банкротом и ввести в отношении него этап конкурсного производства.

В рамках реабилитирующих процедур в компании-должнике предполагается внедрение ряда мероприятий, которые направлены на восстановление ее платежеспособности. Это, например, структурные преобразования в компании, оптимизация численности персонала, привлечение кредитования или государственных дотаций и пр. При оптимальном завершении этапа финансового оздоровления или внешнего управления долги удастся погасить, а предприятие сохранит свой статус.

На этапе внешнего управления или конкурсного производства допускается продажа предприятия, как имущественного комплекса. В результате меняется собственник бизнеса, но компания фактически сохраняется, как экономический субъект.

При наличии ходатайства от органов местного самоуправления или другого органа власти существенным условием договора купли-продажи становится сохранение рабочих мест в размере не менее 50% работников в течение максимум 3 лет.

Поручительство над должником

Процедура признания финансовой несостоятельности подразумевает и такую возможность. Поручительство дает возможность получения отсрочки со стороны кредиторов, а поручителем могут выступать субъекты местной, региональной или федеральной власти, которые берут на себя денежные обязательства предприятия-должника.

Конкурсное производство

Конкурсное производство – финальная стадия банкротства, которая указывает на признание судом статуса банкрота градообразующего предприятия.

На этапе конкурсного производства предполагается продажа всего имущества предприятия, которое было включено управляющим в конкурсную массу. Может быть продано предприятие, как комплекс, либо вся его собственность по частям. Все вырученные средства должны будут направляться на погашение требований кредиторов и погашение процессуальных издержек с учетом положений ст. 134 127-ФЗ.

Таким образом, государство максимально заинтересовано в сохранении статуса градообразующего предприятия, так как его закрытие может спровоцировать социальную напряженность и приведет к резкому росту безработицы. Поэтому особое внимание в рамках банкротства уделяется реабилитационным процедурам (внешнее управление и финансовое оздоровление). Государственные, региональные и муниципальные органы власти вправе выступить поручителями градообразующих предприятий или погасить за них задолженность. Но если властные организации не исполняют должным образом свои обязанности, то суд также может признать градообразующее предприятие банкротом и ввести в отношении него этап конкурсного производства.

Застройщик

Застройщик — юридическое лицо (любая организационно-правовая форма), ИП или жилищно-строительный кооператив, которое привлекает денежные средства участников строительства, к которым предъявляются претензии по передаче жилых помещений или исполнению денежных обязательств.

В целях защиты интересов дольщиков, а также из-за специфики данной сферы деятельности, законодатель предусмотрел специальные правила.

Особенности:

  • Для защиты прав пострадавших есть особый контролирующий орган — “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства”. Среди его полномочий:
    • инициировать процедуру без решения суда на руках;
    • участвовать в судебных процессах;
    • проводить аккредитацию арбитражных управляющих;
    • в рамках судебного дела оспаривать сделки застройщика;
    • делать выплаты гражданам из компенсационного фонда;
    • участвовать в собраниях кредиторов.
  • Ускоренный порядок рассмотрения дела: отсутствуют наблюдение, финансовое оздоровление.
  • Сразу утверждается конкурсное производство сроком на один год с возможностью продления еще на шесть месяцев.
    • Смысл перехода к конкурсному производству сводится к тому, что руководство компании-должника отстраняется от управления, а конкурсный управляющий оперативно старается сохранить текущее имущество, решает вопросы незавершенных объектов, формирует конкурсную массу.
  • Повышенные требования к кандидатуре конкурсного управляющего;
  • Досудебный порядок предъявления денежных требований к должнику, а также требований о включении в реестр требований о передаче жилых помещений:
    • запросы направляются конкурсному управляющему;
    • он рассматривает их в тридцатидневный срок;
    • выносит решение о включении в реестр или об отказе во включении;
    • на основании решения дольщик уже может подавать заявление в суд;
  • Особый механизм финансирования для завершения строительства объектов;
  • Рассмотрение дела может быть перенесено по месту нахождения объекта строительства или по месту жительства (нахождения) большинства дольщиков.

Несостоятельность застройщика — “больной” вопрос для тех, кто приобрел у этой компании жилье. Что делать дольщику, если застройщик обанкротился, как взыскать неустойку по ДДУ

Для правильного понимания частной ситуации, увы, общей информации недостаточно. Не лишним будет задать вопрос юристу во время юридической консультации. Благодаря помощи адвоката по банкротству можно спланировать свои действия наиболее эффективно, в рамках тех обстоятельств, с которыми столкнулась ваша компания.

Процессуальные особенности признания несостоятельными больших компаний

Учитывая экономическую значимость крупных организаций для малых и средних городов, можно назвать ряд особенностей банкротства градообразующих предприятий.

  1. Характерный состав участников арбитражного процесса. К рассмотрению дела о признании юридического лица банкротом привлекается местная администрация, а в некоторых случаях – представители органов федеральной исполнительной власти и власти определенного субъекта РФ.
  2. Необходимость обоснования статуса компании как градообразующей.
  3. Возможность поручительства по обязательствам должника. Государство, субъект РФ или орган местной власти могут подать судье письменное заявление, в котором попросить привлечь их в процесс в качестве соответчиков по долгам неплатежеспособного предприятия. В поручительстве указывается сумма, которую заявитель выделяет компании для исполнения обязанностей перед кредиторами, и составляется график погашения задолженности. Если орган власти нарушит данные обещания, градообразующее предприятие могут признать банкротом досрочно.
  4. Возможность погашения некоторых долговых обязанностей неплатежеспособной организации государством.
  5. Особый порядок реализации имущества. Преимущественно градообразующие компании продаются полностью – одним лотом. Лишь в некоторых случаях допускается отчуждение материальных ценностей по частям (если не было предъявлено соответствующего ходатайства или не нашлось покупателя, готового приобрести предприятие целиком).

Удовлетворение требований кредиторов

Особенности банкротства градообразующих предприятий подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.

В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия. Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации. В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.

Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.

Последствия банкротства

Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:

  • экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
  • социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
  • экологические последствия.

Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.

Что собою представляет банкротство предприятия — об этом в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Источники

  • https://MoyDolg.com/bankrotstvo/yurlica-1/jetapy-bankrotstva-gradoobrazujushhej-organizacii.html
  • http://trdat.ru/osobennosti-bankrotstva-nekotoryx-vidov-yuridicheskix-lic/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/gradoobrazuyuschikh-organizatsiy.html
  • https://bankrothelp.ru/yur-lica/bankrotstvo-gradoobrazuyushhikh-predpri.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах