Белый и красный поворотники — запрещены ли они в 2024?

Устройство и принцип работы указателей поворотов

Привычные для нас указатели поворотов впервые стали устанавливать на автомобилях в США и европейских странах. В Штатах их используют с 1939 года, хотя патент был зарегистрирован еще в 1925 году.

Деталь придумал инженер Эдгар Вальтц, который неоднократно пытался продать ее производителям автомобилей, но получал отказ. По истечению срока патента поворотники получили широкое распространение.

Современные передние указатели поворотов находятся в блоке сферической формы или возле него. Задние установлены в корпусе заднего фонаря. Повторители поворотников закреплены на крыльях, дверцах или корпусах зеркал заднего вида. В некоторых случаях их повторяют диодными вставками на зеркальных панелях. Но большинство автоконцернов интегрирует повторители в корпус зеркал.

Внутри указателей поворотов находится механический привод, включающий и отключающий систему, и переключатель, который объединяет лампы с источником электроснабжения.

В прогрессивных моделях присутствует опция 3-кратного моргания при краткосрочном прикасании к рычагу, что упрощает изменение маневра. Если функция отсутствует, можно добавить «удлинитель сигнала поворотов», позволяющий повысить частоту мерцаний при кратковременном прикасании к рычажку.

В современных машинах вместо щелчков слышны более приятные звуки, сообщающие о срабатывании указателей. Также в некоторых авто есть возможность выбора разных типов звучания.

Как же включить поворотники на машине

Рычаги поворотника находятся под рулём и имеют два крайних положения — вверх-вниз. Поднятие активирует правый указательный сигнал, опускание — левый. Есть очень простой способ ориентирования — куда руль, туда и рычаг.

Как правило, постепенно действие становится полностью автоматизированным и осуществляется без контроля внимания. Поэтому, в первое время нужно правильно включить поворотники на машине, используя указатели в соответствии с правилами дорожного движения за определённый промежуток времени, это должно войти в привычку.

Дорожные ситуации, когда нужно включать поворотники

Правила ПДД чётко структурируют ситуации, когда водитель должен пользоваться указательными сигналами при начале поездки перед кольцом, или выезде на поворот:

  • Перед непосредственным началом движения автомобиля, а также его остановки (парковки), когда заезжаешь для манёвра;
  • Перед любым поворотом, разворотом и заезде, а также при движении по кругу — заезжая на кольцо, каждый водитель обязан знать какой поворотник включать в том, или ином случае.
  • При обгоне или перестроении (во время обгона поворотник используется перед началом и завершением совершаемого манёвра).

Правила ПДД регламентируют, какие действия нужно совершить, если по каким-то причинам неисправны световые приборы и поворотники надо, но не получается включать на кольце (в круговом движении).

Водитель с пассажиром не освобождаются от ответственности, от них требуется подавать сигналы поворота рукой, вытянутой в боковое окно:

  • Если траектория уходит налево — прямая вытянутая левая рука/согнутая правая рука;
  • Если траектория уходит направо — прямая вытянутая правая рука/согнутая левая рука;
  • Если водитель намерен остановиться — любая рука, вытянутая вверх.

Некоторые водители ошибаются, когда считают, что включение указателей поворота на круговом движении, перекрёстке или при развороте по ПДД даёт им какое-то преимущество в пути. Это не так, использование сигналов имеет исключительно предупреждающую нагрузку. Любое маневрирование должно осуществляться, если это не является помехой для остальных участников движения.

Разумеется, любое движение должно сопровождаться доскональным знанием ПДД, знанием дорожных знаков.

Так, например, водителя не освобождает от ответственности тот факт, что он находится на главной дороге. Это даёт приоритет очерёдности движения, но никак не «награждает» водителя правом вседозволенности. Въезд на главную дорогу, съезд с неё, а также движение по меняющей траекторию главной дороге должны осуществляться исключительно с подачей указательных сигналов.

Не требуется использование поворотников только в условиях изменения направления самой дороги без пересечений её с главными или второстепенными трассами.

Как проезжать круговое движение и разворот

При заезде на круг нужно включить левый поворот, а при выезде правый. При этом помните, что заезжать можно с любой полосы, а выезжать только с крайней правой.

ПДД не запрещают

Действительно, существующие Правила дорожного движения не содержат прямых запретов на эксплуатацию красных поворотников. Цвет внешних световых приборов регулируется приложением к ПДД под названием «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации». В разделе 3 указывается перечень технических неисправностей и нарушений, при которых эксплуатировать автомобиль запрещается. В пункте 3.6 подробно перечисляется, какими световые приборы быть не должны.

Спереди нельзя ставить фонари с огнями любого цвета, кроме белого, жёлтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого. На корме автомобиля запрещено использовать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, жёлтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Но в ПДД нет уточнений про то, какой из этих цветов должен использоваться для поворотников. Получается, что, по сути, красный цвет поворотников сзади вроде бы разрешен.

Разъяснения насчет красного цвета в лампах фонарей на корме в интервью журналу «За рулем» дал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников. Он рассказал, что внешние световые приборы автомобилей, изготовленные для рынка США, удовлетворяют требованиям, изложенным в приложении к Правилам дорожного движения. Поэтому нет оснований штрафовать владельцев этих машин. Ездить с красными поворотниками можно, раз они предусмотрены конструкцией транспортного средства, но недолго.

Итак, как передние, так и задние поворотники, согласно обоим вышеуказанным правовым актам, на 2021 год относятся к внешним световым прибором. Цвет внешних световых приборов регулирует приложение к ПДД «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации«. Точнее, его раздел 3, запрещающий эксплуатацию автомобиля, если:

3.6. На транспортном средстве установлены:

  • спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, жёлтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, жёлтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Как видим, вроде бы, согласно ПДД, огни белого цвета можно устанавливать на автомобиль. Но есть одно «но». Технический регламент Таможенного союза, как мы отмечали выше, также регулирует цвет поворотников. И, согласно ему, поворотники должны быть только жёлтого цвета.

1.12. Цвета огней.
Огни, фары, указатели поворота, светоотражающие приспособления должны иметь цвета, указанные в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Наименование прибора Цвет огней
Указатель поворота, аварийный сигнал, боковое нетреугольное светоотражающее приспособление Жёлтый

Но вот незадача, оштрафовать Вас за нарушение цвета поворотников Техрегламента нельзя, потому как первая часть статьи 12.5, единственная предусматривающая штраф за нарушение Основных положений по части белых поворотников, ссылается именно на Основные положения. Это значит, что штрафа непосредственно за белый цвет поворотников не предусмотрено, хотя они и запрещены Техрегламентом. Но есть штраф за изменение конструкции автомобиля по той же части статьи 12.5 КоАП.

Мы уже объясняли в соответствующей статье, что есть компоненты автомобиля, предусмотренные производителем автомобилей, а есть те, что не предусмотрены. А сам производитель обязан руководствоваться тем же Техрегламентом при сборке автомобилей. Поэтому, согласно Техрегламенту по состоянию на 2021 год, такой компонент, как белая лампочка в указателях поворотов, не может быть компонентом, сертифицированным для установки на автомобиль любой модели и марки, производящийся для продажи в России.

Это, в свою очередь, означает, что вы вносите изменения в конструкцию транспортного средства, устанавливая лампу белого цвета в поворотник (без разницы, передний это или задний поворотник).

Пункт 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, устанавливает запрет на эксплуатацию ТС, если в его конструкцию внесены изменения без их регистрации в ГИБДД. Это значит, что теперь положен штраф в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП. Но не только штраф может грозить за такое безобидное изменение — читайте ниже про аннулирование регистрации автомобиля за цвет поворотников.

Разрешены или запрещены поворотники красного цвета?

А вот с красным цветом поворотников немного запутаннее:

  • Основными положениями ПДД красные поворотники запрещены спереди, но не запрещены сзади,
  • Техрегламентом красные огни запрещены как в передних, так и в задних поворотниках.

Наказание за красные поворотники сзади в 2021 году такое же, как и за белые поворотники по кругу — штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП.

Но за красные поворотники спереди машины Кодексом об административных нарушениях предусмотрено отдельное наказание, предусматривающее лишение прав на достаточно немалый срок:

Статья 12.5
3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цветаили световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

И, если в случае с ксеноном лишение по этой статье незаконно, то в случае с запретными красными поворотниками оно вполне имеет место быть.

Аннулирование регистрации за красные и белые поворотники

Пункт 50 Правил госрегистрации автомототранспортных средств предусматривает, что даже уже поставленные на учёт в ГИБДД автомобили подлежат прекращению (аннулированию) регистрации в случае, если обнаружены изменения в конструкции, не зарегистрированные должным образом. О том, как официально зарегистрировать изменения в конструкции автомобиля, Вы можете ознакомиться в специальной статье. Но учтите, что процесс это трудоёмкий, долгий и недешёвый. Более того, при противоречии Техрегламенту такие изменения не пройдут экспертизу, которая требуется как один из этапов внесения изменений.

В пункте 3 тех же Правил регистрации говорится, что не подлежат регистрации транспортные средства, в конструкцию которых внесены несертифицированные изменения без разрешения ГАИ.

Суров закон, но это закон!

Кроме аннулирования регистрации, изредка на практике встречаются случаи, когда инспекторы ДПС выписывают требования о прекращении противоправных действий, как в случае с тонировкой. За невыполнение такого требования положен уже административный арест до 15 суток. Требование такое незаконно, но на практике судьи принимают и сажают водителей.

В правилах нет запрета

В действительности, в настоящих ПДД не содержится конкретного запрета на эксплуатирование указателей поворота красного цвета. Цвет наружных световых устройств урегулирован приложением к ПДД и называется «Главные положения по допуску автотранспорта к эксплуатированию». Там указан список функциональных дефектов и отклонений, при которых эксплуатирование авто запрещено. Там в точности перечислено какими фонари не должны быть.

Впереди цвет фонарей может быть желтым, белым или оранжевым, а также не может быть установлено никаких световозвратных устройств кроме белых. Разрешено устанавливать фонари освещения номеров только белого цвета, а также других оптических устройств любых цветов, кроме красных, оранжевых или желтых.

Однако, в правилах не уточнено про то, какой цвет должен быть использован в указателях поворота. Выходит, что поворотники красного цвета разрешаются.

ГИБДД на этот счет поясняет, что наружная оптика машин, которые были изготовлены в Америке, соответствуют стандартам, указанным в приложении к ПДД. По этой причине штрафное взыскание не может быть дано хозяевам этих автомобилей. Передвигаться на машине с указателями поворота красного цвета разрешено, если это предусматривает конструкция авто.

Техническим нормативом запрещено

Имеется одно «но», которое не позволяет без проблем использовать автомобили из США, не заменив их базовых световых устройств.

Кроме приложения ПДД, имеется другой документ, который влияет на эксплуатирование таких машин — Технические нормативы Таможенного союза, там имеются более четкие нормативы к световым устройствам. В нем приводится таблица, в которой указано, что цвет поворотников спереди и сзади, а еще указателей на боковых зеркалах должны быть желтого цвета.

Выходит очень необычная ситуация, но при прохождении ТО авто, работники автомастерской обязаны смотреть за тем, чтобы техническая составляющая авто полностью удовлетворяла нормативам законов. По этой причине с поворотниками красного цвета авто не пройдет ТО. Без этого не получится его застраховать, а без страховки водителю дадут штрафное взыскание.

Какого цвета световые приборы и отражатели должны применяться для передка и задка машины

Собственно первым делом необходимо обратиться к предписывающим документам, как следует себя вести и как должна быть оборудована машина перед выездом на дорогу общего пользования. Смотрим п. 3.6 «Перечень неисправностей и условий…»

3.6. На транспортном средстве установлены:
спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Собственно даже уже отсюда можно сделать вполне закономерный вывод. Если на машине стоят светоотражающие элементы, то есть те самые катафоты про которые мы начали рассказывать и они на передке любого цвета кроме белого, а на задке любого цвета кроме красного, то это и есть нарушение. То есть если ставить катафоты «правильных» цветов, то проблем не будет, по крайней мере так кажется. Однако это еще не все требования относительно светоотражающих приспособлений. Читаем дальше Перечень п. 7.15.

7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-2018.

Осталось взять ГОСТ и почитать его, вполне возможно там имеются требования на счет крепежных болтов и их цвета будь они красные, синие, зеленые и т.д. здесь нас будет интересовать приложение И, где и прописаны требования к креплению государственных регистрационных знаков.

Ж.5. Для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия.
Допускается крепление знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке надпись «RUS», изображение Государственного флага Российской Федерации, Буквы или цифры.

На этом можно уже остановиться. В итоге мы имеем два условия. Первое, впереди никаких красных, синих, зеленых и т.д. светоотражателей, кроме белых. Второе, на номерных знаках никаких болтов отличных от белого или они должны иметь светлое гальваническое покрытие. Именно эти критерии будут определять крепеж для номеров. Чтобы было проще и нагляднее понять, приведу картинки для этих критериев.

Получается, что впереди можно белые болты-катафоты, сзади только светлые болты без светоотражателей

Собственно можно переходить к ответственности за нарушение.

Штраф за красные (зеленые, синие) крепежные болты (катафоты) на номерном знаке

Собственно тут и осталось как привести формальную статью для нарушения «Перечня условий и неисправностей…». Это статья 12.5 КоАП РФ, часть 3. Надо сказать, что наказание за подобную «игру цветов» с катафотами может обойтись дорого. Ведь эта статья и часть даже не предусматривает штрафа, а лишь только лишение прав.

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, …- влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

В общем, никаких штрафов, только лишение. Получается как-то так. Ну, а о конфискации катафотов говорить не буду, это не самое страшное в данном случае.

Зачем делать поворотники красными

На заре автомобилестроения у авто не было никаких световых указателей маневра. Затем появились задние стоп-сигналы красного цвета. Интенсивность движения росла, для безопасности возникла необходимость применять указатели поворотов. Производители стали размещать под одним красным колпаком стоп и поворот. На разных моделях могла быть одна лампочка, работающая в разных режимах (непрерывном и моргающем), или две.

Позже задний указатель поворота мог стоять отдельно, но по традиции он был по-прежнему красного цвета. Этот цвет уже был привычен и стал общепринятой нормой.

Безопасность «красного варианта»

Споры о том, насколько безопасны поворотники красного цвета, ведутся давно. В результате Департамент транспорта США провел серьезные исследования на эту тему, результаты которых были опубликованы в сентябре 2008 г. Исследование проводило NHTSA (Национальное управление безопасностью движения на трассах). Согласно этим исследованиям не было выявлено влияния цвета фонарей на безопасность. Однако споры не утихали, и было проведено новое исследование. И в апреле 2009 г. NHTSA заключило, что сигнал жёлтого варианта задних поворотников на 5,8% понятнее всем участникам движения, что помогает избегать ДТП.

На практике массовое применение красного варианта имеет свои нюансы. Каких-либо преимуществ оно не дает. Конечно, по красным задним поворотникам в темное время легче определить, едет авто попутно или навстречу. Но это лучше видно по свету передних фар. Больших и явных проблем с этим цветом в США также не возникает, потому что все водители к этому привыкли.

Однако в России на практике эту неожиданность многие считают «большой пакостью». Например, едущий впереди автомобиль притормаживает и начинает поворот налево. Загораются два красных сигнала – стоп и поворот налево. Едущий сзади водитель может не понять сигнала поворота одного цвета со стоп-сигналом. И, решив, что едущий впереди просто притормозил, пойти на обгон. При определенных скоростях и дистанциях может создаться рискованная ситуация: передний поворачивает налево, задний идет на обгон.

Используются ли красные поворотники в США сейчас

Не только в США, но и в Канаде и на всем североамериканском континенте разрешены оба цвета этих указателей. Автомобили, которые делаются для американского рынка в любой стране мира, выходят с конвейера с красным вариантом. Это значит, что привычка и традиции американцев сильнее любых мнений о возможной небезопасности.

Можно ли ездить с красными поворотниками в России

Ситуация с красными указателями поворотов в России и в 2019 году остается запутанной.

Автомобили в СССР до середины 60 ых годов официально выпускались с красным вариантом. До сих пор можно встретить «Волгу» ГАЗ 21 с таким оснащением. Далее был полный переход на желтый вариант.

По состоянию на 2019 год этот момент регулируют три основных документа :

  • Технический регламент ТС ( таможенного союза).
  • Правила дорожного движения.
  • Кодекс административных правонарушений.

Техрегламент однозначно запрещает использовать на территории ТС красный вариант, поэтому производства новых автомобилей с ним у нас нет. Но этот документ не служит основанием для наказаний за эксплуатацию на дорогах.

Правила дорожного движения, за нарушения которых выносятся штрафы, прямо запрещают использовать красные поворотники спереди. Про задние речи не идет.

Но КоАП предусматривает штраф 500 руб. за задний «американский вариант» согласно по части 1 статьи 12.5.

Справка: за использование красного варианта спереди наказания согласно этой же статьи КоАП значительно жестче, в их числе лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев.

На практике есть прецеденты, когда сотрудники ДПС за это нарушение выписывают требование о прекращении нарушения, по аналогии с чрезмерной тонировкой.

Согласно вышеизложенному, красные задние поворотники на дорогах России все же могут стать причиной проблем. Но проблемой может быть и их замена на привычный вариант, потому что все оригинальные фонари выпускают в том же цвете. Поэтому народные умельцы изобрели такой способ: красный фонарь изнутри красят подобранной путем проб и ошибок на старых фонарях прозрачной зеленой краской. В итоге получается оранжево-желтый цвет.

Источники

  • https://fastmb.ru/autoremont/5101-povorotniki-avtomobilya-osobennosti-ustroystva-i-remonta.html
  • https://priorik.ru/lajfhak-kak-vklyuchat-povorotniki-na-mashine/
  • https://aif.ru/auto/gibdd/mozhno_li_ezdit_na_mashine_s_krasnymi_povorotnikami
  • https://AutoTonkosti.ru/q/belyy-i-krasnyy-povorotniki-zapreshcheny-li-oni
  • https://autofuct.ru/razresheno-li-peredvigatsya-na-avtomobile-s-povorotnikami-krasnogo-cveta/
  • https://autosecret.net/2098-shtraf-za-krasnye-krepezhnye-bolty-katafoty
  • https://carnovato.ru/povorotniki-krasnogo-tsveta/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах