Штраф за «Платон» в 2024 году: как проверить через Ространснадзор и обжаловать

Содержание
  1. Описание системы «Платон»: принцип «пользователь платит»
  2. Подпадает ли ваша машина под систему «Платон»
  3. Действия, порождающие применение штрафных санкций:
  4. Штраф за отсутствие «Платона»
  5. Способы фиксации нарушения
  6. Где проверить штраф за нарушение системы «Платон»
  7. Как проверить наличие штрафа на сайте Ространснадзор?
  8. Насколько велик штрафной рынок
  9. Что делать, если пришел штраф за «Платон»?
  10. Как оплатить постановление?
  11. Как обжаловать
  12. Поводы
  13. Способы подачи жалобы:
  14. Обжалование в отделении МУГАДН
  15. Онлайн-жалоба
  16. Судебное разбирательство
  17. Документы
  18. Что указать в причине? На какие факты сослаться?
  19. Обжалование штрафов за Платон в судебной практике (в том числе из ВС РФ)
  20. Можно ли обжаловать без суда штраф через РосТрансНадзор?
  21. Эффект для страны от введения системы ПЛАТОН
  22. Объекты и элементы системы ПЛАТОН
  23. Принципы и описание работы системы
  24. Примеры судебной практики
  25. Заключение

Описание системы «Платон»: принцип «пользователь платит»

Это новшество на российских дорогах было введено с целью сбора платы за проезд по автомобильным трассам. По сути, это дополнительный налог, взимаемый с перевозчиков. Грузовики с многотонным весом причиняют ущерб покрытию трассы. Компенсация данного вреда и является целью законодателя.

Название самой системы складывается из слов «плата за тонны». Заплатить, действительно, должны владельцы транспорта с грузом свыше двенадцати тонн. Хозяином «Платона» числится ООО РТИТС (собственниками уставного капитала заявлены в половинных долях «Ростех» и Ротенберг И.).

Подпадает ли ваша машина под систему «Платон»

Сбор за передвижение по российским дорогам платят как наши, так и иностранные автомобили. Главное условие взимания платы: превышение разрешенной массы в 12 тонн.

Кто не должен платить:

пассажирский автотранспорт;

военные грузовики и техника;

экстренные службы (пожарные, скорая, МЧС и другие).

Штраф за отсутствие платы составляет от 5 тысяч рублей для водителя до 450 тысяч для фирмы-перевозчика.

Действия, порождающие применение штрафных санкций:

В статье 12.21.3 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», зачисления штрафных наказаний предусмотрены в следующих случаях:

  1. Выезда автомобиля на федеральное шоссе с неработающим или отключенным устройством;
  2. движения транспорта без должного оформления маршрутной карты;
  3. перемещения транспортного средства по маршруту, не заявленному в маршрутной карте;
  4. нехватки денег, достаточной для оплаты суммы на устройстве;
  5. неимения в автомобиле установки «Платон».

При первом правонарушении штраф для водителя — 5000 российских рублей, при повторном правонарушении – 10 000 рублей. Для шоферов иностранных лиц применяется схожая тарификация штрафов.

Внимание! При совершении за сутки нескольких нарушений одним автомобилем, штраф оплачивают один раз.

Штраф за отсутствие «Платона»

Штрафные санкции для физических и юридических лиц не различаются, и прямо установлены в ст.12.21.3 КоАП РФ:

  • За первое нарушение – 5 000 рублей.
  • За повторное – 10 000 рублей.

При этом от штрафов освобождаются лица, въехавшие на территорию РФ из-за границы, чье суммарное перемещение не превысило 50 км от пропускного пункта.

Не должны штрафовать за нарушения, зафиксированные с помощью автоматических средств контроля (с камеры), если речь идет о повторной фиксации в течение суток от предыдущей.

Способы фиксации нарушения

Мобильные проверки Ространснадзора могут выписать постановление на месте, и вручить его водителю. Системы автоматической фиксации отправят штраф в адрес владельца ТС.

Ответственность за соблюдение правил «Платона», а значит и за выплату возможных штрафов, несет владелец автомобиля, даже если фактически за рулем в момент фиксации нарушения находился другой человек.

Где проверить штраф за нарушение системы «Платон»

Узнать о штрафе за нарушение системы «Платон» владелец грузового транспортного средства может когда получит по месту жительства «письмо счастья».

Для удобства владельцев транспортных средств в ближайшее время на сайте Ространснадзора будет реализован функционал по скачиванию копии постановления и фотоматериала.

Но если на авто работает наемный водитель или оно в аренде, то быстро узнать о наличии штарфа можно воспользовавшись электронными сервисами.

Проверить штрафы через интернет можно через:

Как проверить наличие штрафа на сайте Ространснадзор?

Узнать это довольно просто по гос. номеру автомобиля – на сайте Ространснадзора есть специальный сервис. Достаточно:

  1. Перейти на страницу «Платона».
  2. В нижней части экрана найти кнопку «Проверить штрафы».
  3. Если под «Проверкой штрафа» нет полей для ввода данных, кликните по кнопке. Если ввод информации доступен, переходите к следующему шагу.
  4. Выберите тип владельца ТС: физическое или юридическое лицо.
  5. Для физических лиц вносятся данные (оба поля обязательны):
    • Номер СТС.
    • Государственный номер авто.
  6. Для юр. лица:
    • ИНН владельца (обязательно).
    • Номер авто (необязательно).
  7. Введите капчу, нажмите «Проверить», и получите результаты.

Обратите внимание, что для юридических лиц при вводе только ИНН будет предоставлена информация по всем автомобилям со штрафами данного владельца. Если дополнить информацию госномером, результат поиска будет ограничен конкретным ТС.

Насколько велик штрафной рынок

В 2021 году на автомобильных дорогах России было установлено 15,3 тыс. комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, в том числе 1,1 тыс. камер на дорогах федерального значения, говорится в справочной информации Минтранса, приложенной к письму Семенова.

В том же году ГИБДД России вынесла штрафов за нарушения ПДД на 113,7 млрд руб., а количество зафиксированных нарушений ПДД составило 131,3 млн, сообщала Госавтоинспекция. При этом сумма штрафов за нарушения, зафиксированные камерами на дорогах, составила 50,3 млрд руб.

Большая часть фиксирующего нарушения оборудования установлена в рамках государственно-частного партнерства или инвестиционных соглашений с частными инвесторами. Так, в Московской, Рязанской, Курганской и других областях власти заключили с частными компаниями концессионные соглашения и госконтракты на установку и обслуживание камер, в рамках которых вложенные бизнесом в инфраструктуру средства возвращаются за счет получения фиксированной суммы с каждого оплаченного штрафа. Инвесторами в разных регионах выступают «Ростелеком», «МВС Групп», «Ситроникс» и другие компании.

При этом вице-премьер Акимов в апреле 2021 года поручил Генпрокуратуре проверить законность существующей схемы концессий и высказывал мнение, что «сейчас видеокамеры на дорогах — это скорее средство коммерциализации, а не фиксации нарушений».

В мае президент России Владимир Путин дал премьер-министру Дмитрию Медведеву поручение определить единственного исполнителя работ по установке и обслуживанию на дорогах камер фотовидеофиксации нарушений ПДД на срок до конца июня 2021 года (копия поручения есть у РБК). Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался от комментариев.

Что делать, если пришел штраф за «Платон»?

При получении штрафа, его необходимо либо оплатить, либо обжаловать.

Как оплатить постановление?

Выплаты производятся на указанные в постановлении реквизиты, тем же способами, что и любые штрафы, связанные с нарушением ПДД. При этом, часть 1.3 статьи 32.2 КоАП предполагает возможность оплаты 50% суммы штрафа по данной статье нарушения. Для этого необходимо выплатить сумму в течение 20 дней. Далее штраф придется погашать полностью.

На оплату предоставляется всего 60 дней. Далее может быть использована ст.20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой, уклонение от оплаты штрафа может привести к следующим санкциям:

  • Удвоение штрафа.
  • Арест на срок до 15 суток.
  • Обязательные работы – до 50 часов.

При этом, уклонение от обязательных работ может уже привести к штрафу в 150 000 – 200 000 рублей и аресту на 15 суток (ч.4 той же статьи КоАП РФ).

Как обжаловать

Для того, чтобы обжаловать штраф, нужно подать заявление в суд. Это не единственный способ, но для начала рассмотрим самую долгую и сложную процедуру.

1Водитель нарушает правила.

2Система фиксирует нарушение.

3Проводится анализ и оценка действий.

4Система оценивает ущерб и начисляет штраф.

5Водитель оплачивает его.

6После чего подаёт жалобу на отмену штрафа.

Чтобы обратиться в суд, нужно составить заявление, в котором будут указаны такие обязательные моменты:

  • Ф.И.О водителя;
  • время и дата нарушения;
  • за что штраф;
  • паспортные данные автомобиля;
  • заключение инспектора ГАИ (если есть);
  • суть обращения. То есть, нужно указать почему штраф должен быть обжалован;
  • дата и подпись.

Поводы

Основаниями для наложения штрафа могут послужить:

  • невнесение платы;
  • маршрутная карта не оформлена;
  • неиспользование системы (вообще или она отключена, неисправна);
  • нулевой баланс (или недостаток средств для оплаты);
  • карта водителя не активирована;
  • несоответствие сведений по автомобилю (реальный путь отличается от указанного в маршрутной карте, поменялся госномер и прочее);
  • незаконные манипуляции с устройствами.

Внимание! Штраф нельзя выписать на одну и ту же машину более 1 раза в течение 24 часов. От наказания освобождается водитель, въехавший на территорию России и успевший проехать до того, как его задержали, 50 км. При этом он должен оплатить километраж.

Способы подачи жалобы:

  1. Сформировать жалобу на личном сайте «Платон» в разделе «не согласен со штрафом».
  2. сформировать претензию к постановлению о привлечении к ответственности вышестоящего лица, которое вынесло данное постановление.
  3. кроме жалобы необходимо приложить копию маршрутной карты или выписку из лицевого счета «Платона».

Для получения положительного результата, необходимо предоставить веские доводы, к примеру, записи с камер наблюдения. Штрафы систематически пополняют госбюджет РФ, который обязан направить их на содержание и модернизацию системы «Платон» и финансирование дорожного строительства. У таких стран, как Сингапур и США, схожие проекты показали высокую эффективность.

Обжалование в отделении МУГАДН

Личное посещение офиса представляет собой процесс написания жалобы и подача ее представителю организации. Удобен метод тем, что все необходимые бланки, а также консультации можно получить непосредственно на месте.

Онлайн-жалоба

На официальном сайте «Платона» на момент публикации отсутствовала возможность подачи жалобы. Однако схожая функция реализуема через сервис портала Ространснадзора:

  1. Перейдите на страницу услуги, ознакомьтесь с информацией, и поставьте «галочку» о прочтении.
  2. Нажмите на ставшую активной кнопку «Написать обращение».
  3. Важно! На открывшей странице не надо заполнять предоставленные поля. Необходимо найти в верхней части текста ссылку «Обжалование административного правонарушения», и кликнуть по ней.
  4. На открывшейся странице вносятся сведения:
    • Раздел 1. Выбирается МУГАДН.
    • Раздел 2. Вносятся данные заявителя, причем почтовый адрес является обязательным.
    • Раздел 3. Сведения о ТС. Все поля обязательные.
    • Раздел 4. Причины обжалования.

    Последний пункт необходимо заполнить со всей тщательностью. Аргументы должны быть четко сформулированы и подкреплены фактами.

  5. Вводится капча.
  6. ВАЖНО! Нажимаем кнопку «Сохранить в файл» или «Печать». Отправка жалобы на данном этапе еще не производится.
  7. Распечатанный документ должен быть подписан, отсканирован и вложен в данную электронную жалобу в виде файла. Для этого в форме есть кнопка «Вложить файл».

Только после этого жалоба направляется на рассмотрение – нажимается кнопка «Отправить».

Судебное разбирательство

Суд может являться как альтернативным способом обжаловать штраф «Платона», так и следующим этапом в случае неудачи при иных способах.

Судебные разбирательства по подобным делам представляют собой довольно сложную и запутанную процедуру, отягощенную еще и довольно неустоявшейся правоприменительной практикой. Количество решений, вынесенных в пользу владельцев ТС, многократно меньше, чем отказов.

Решиться на разбирательство без привлечения специалиста – решение опрометчивое. Только грамотный автоюрист в состоянии оценить перспективы дела, и составить верный план действий.

Можно сколько угодно рассуждать о справедливости тех или иных решений. Можно безостановочно сетовать на ужесточение мер контроля «Платона». Однако все это понятия не юридические, а штрафы за неуплату носят материальный характер, далекий от эфемерных терминов.

Разобрать со штрафами «Платона» довольно просто, однако каждая ситуация может иметь сложные формы решения. Если требуется помощь профильного адвоката, то наша система предлагает возможность бесплатного подбора специалиста. Достаточно задать свой вопрос через форму, расположенную ниже, чтобы получить первый квалифицированный ответ (за который платить не нужно), а в дальнейшем можно будет перейти на личное общение со специалистом.

Документы

К претензии прикладывают имеющиеся доказательства необоснованности привлечения к ответственности. Это могут быть:

  • дорожная карта;
  • подтверждение оплаты (например, скан с электронной почты);
  • детализация маршрута;
  • записи камер наблюдения и прочее.

Заявитель имеет право указать все материалы, которые он считает нужными и важными по делу.

Внимание! Если привлекают по ст. 1221.3 КоАП повторно, однако обжалуется ранее вынесенное постановление и оно не вступило в силу, то прикладывают копию своего обращения с отметкой о принятии его судом или органом, уполномоченным рассматривать.

Что указать в причине? На какие факты сослаться?

Если рассмотреть алгоритм системы, то между пунктами 2,3,4 будет много возможностей. Например, возьмём пункт №2 «Система фиксирует нарушение». С момента создания система зафиксировала более 200 000 нарушений, из которых некоторые зафиксированы повторно. Из этих нарушений более 80% были признаны недействительными, так как автомобиль не соответствовал характеристике штрафной квитанции.

То есть, система часто выписывает штрафы несанкционированно и не тем, кто нарушает правила. Техника может сбоить и ошибочно насчитать штраф не нарушителю, а тому, кто ехал за ним.

Далее идет пункт №3 «Проводится анализ и оценка действий». Аналогично вышеописанному пункту. Система не имеет под собой развитой нейросети, искусственного интеллекта, поэтому анализ действий водителя и заключение о штрафе не могут иметь 100% подлинности. Это второй фактор, на который можно «надавить» при составлении заявления в суд.

Также в суде можно сослаться на обстоятельства непреодолимой силы, которые не зависят от водителя или дорожной обстановки.

Обжалование штрафов за Платон в судебной практике (в том числе из ВС РФ)

Пока что статистика для водителей неутешительная. Суды разных регионов отклоняют иски водителей на обжалование и компенсацию штрафа.

МОСКВА, 5 апр — РАПСИ, Олег Сивожелезов. Верховный суд (ВС) РФ признал за оператором взимания платы в счет возмещения вреда дорогам большегрузными машинами в рамках системы «Платон» право определять содержание договоров безвозмездного пользования бортовыми устройствами, заключаемых с собственниками (владельцами) транспортных средств, передает в среду корреспондент РАПСИ из зала суда.

Выдержка из протокола заседания суда

Подобных заключений в судебной практике валом. Основной аргумент сотрудников правоохранительных органов: «У суда нет повода не доверять показаниям оператора Патона». А оператор отстаивает свою точку зрения и не просто не хочет признавать свои ошибки, но и не может, ведь штраф за ошибку системы несоизмерим с заработной платой за год. Таким образом у системы не остаётся выхода, кроме как отклонять иски.

Важно!

Репутация системы держится на волоске, поэтому государство делает всё, чтобы создать видимость успешной и хорошо работающей схемы для регулировки штрафов и санкций. Водителям остаётся только одно — не нарушать правила и ездить вдвое осторожнее, ведь в любой момент их может настичь штраф за малейшее отклонение от правил.

Вот краткий список последних «громких» дел:

  • ЗАО «Ставропольский бройлер» пыталось признать недействующим приложения к «Правилам взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 мая. /ТАСС/. Конституционный суд (КС) РФ признал схему взимания платы с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам через систему «Платон» соответствующей Основному закону страны.
  • 20 сентября 2017 года Конституционный суд не стал рассматривать жалобу Навального на оператора «Платона».

Подчеркнём, что это заключения Верховного и Конституционного суда, а что касается низжих инстанций — то там и вовсе не на что рассчитывать. Для того, чтобы выиграть суд у государства, нужны не только весомые доказательства, но и квалифицированные адвокаты.

Из всех исков, которые можно найти в открытом доступе всего, несколько были частично отменены (упущенную прибыль не компенсировали). А о том, как проверить наличие штрафа читайте в этой статье.

Можно ли обжаловать без суда штраф через РосТрансНадзор?

Ространснадзор запустил электронный сервис, где владельцы грузовиков массой свыше 12 тонн могут оспорить штраф, начисленный системой «Платон».

Чтобы обжаловать штраф, необходимо распечатать и подписать заявление, приложить доказательства неправомерности взыскания и направить в Ространснадзор по почте.

Обжаловать можно как лично, так и дистанционно. Стоит отметить, что структура одобряет большое количество исков, но фильтровать и сортировать их не так-то просто, ведь истинные нарушители пользуются данным способом для обхода реальных нарушений и аннуляции штрафов. На данный момент срок рассмотрения заявления колеблется от 1 дня до 14 дней.

После анализа заявки и вынесения вердикта гражданину направят уведомление по выбранному каналу связи и сообщат инструкции к дальнейшим действиям. Обычно ему на почту поступает квитанция, на основании которой можно получить компенсацию штрафа с учётом издержек (упущенная прибыль, технические выплаты и тд). То есть, если в ходе оформления штрафа водитель потерял часть прибыли, её могут возместить, но вот доказать этот факт не так уж и просто.

Эффект для страны от введения системы ПЛАТОН

Транспортная загруженность просто огромная, ежедневно автомобили доставляю грузы по всей стране, как в большие города, так и в маленькие населенные пункты. Как отмечает руководитель проекта, сумма всех грузовых поставок по стране обходится примерно в 5 млрд. рублей, а ущерб дорогам нанесен аж на целых 180!

Чтобы сбалансировать эти цифры и подвести к единому знаменателю, и была запущена система покилометровой оплаты с большегрузного транспорта по всей стране.

Собранные деньги пойдут на облагораживание дорог по всей стране – реконструкцию и прокладку новых трасс, а это, безусловно, пойдет на пользу развития хозяйственной деятельности государства и улучшению экономической обстановки.

Вы сможете получить информацию по другим актуальным сегодня вопросам с этой странице в режиме онлайн, на связи будут только квалифицированные специалисты.

Объекты и элементы системы ПЛАТОН

Как и любая друга система, так и ПЛАТОН не может нормально функционировать без создания единой замкнутой цепочки всех важнейших элементов:

  • Основной центр обработки всех поступающих данных со спутников и автомобильных приборов. По сути, это многокомпонентный центр, призванный принять и обработать в единицу времени множество самой разной информации – данные виртуального хостинга и информацию с виртуальных выделенных серверов IT компании, обратных сигналов со всего установленного специального оборудования со всех зарегистрированных транспортных средств и маршрутных карт.
  • Передвижные офисы обслуживания клиентов ПЛАТОНА практически на всех дорогах федерального назначения – со штатом квалифицированных IT- специалистов, хорошо разбирающихся в современных технологиях, умеющих быстро и грамотно ввести в программное обеспечение нужные данные и оперативно отследить полученные результаты по оплате проезжающего автотранспорта по конкретной трассе.
  • Бортовые устройства. Без этого технического считывателя движения через спутниковое оборудование следовать по трассам федерального назначения нельзя, иначе могут быть назначены штрафные санкции. Если водитель предварительно пополнил личный счет участника движения, то оно будет в автоматическом режиме списывать средства после прохождения очередного этапа, и водителю не придется ничего делать самому.
  • Системы геоконтроля – это специально настроенное оборудование, которое может в режиме онлайн отслеживать любой транспорт в заданных точках передвижения, все сигналы поступают со спутников ГЛОНАС или GPRS, а точка вычисления расположена в автомобильном оборудовании – и это одно из главных условий системы ПЛАТОН.
  • Контрольные считывающие рамки – как элементы проверки регистрации транспортного средства в системе ПЛАТОН, наличия оформленной маршрутной карты или наличия бортового устройства и как итог наличия проведенной оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого дороге.
  • Кроме стационарно установленного контрольного оборудования также задействованы мобильные системы контроля, установленные более чем на 100 современных автомобилях.
  • Терминалы ПЛАТОН – это комплексное оборудование, через которые по пути следования можно оплатить следующий этап движения, настроить маршрутную карту или зарегистрировать новые план передвижения.
  • Интерактивная поддержка разработана до мелочей – корпорация не только организовала сайт поддержки своих клиентов, но и разработала службу поддержки клиентов через мобильное приложение. Через них можно отредактировать построенный маршрут или отменить его, подать жалобу на некорректное поведение кого-то из сотрудников, оплатить проезд в режиме онлайн, прочесть уведомления системы, зарегистрировать новое транспортное средство и многое-многое другое.

Принципы и описание работы системы

На данной схеме наглядно представлен принцип работы системы ПЛАТОН:

Как мы уже описывали выше, на борту любого тяжеловесного автотранспорта, следующего по федеральным трассам, в обязательном порядке должен быть установлен своеобразный бортовой компьютер, то есть блок, который автоматически связывается с ближайшим центром обработки данных через спутниковую систему связи.

Если водитель уже зарегистрировал и установил специальное устройство, то на основании его показаний рассчитывается оплата проезда за сутки движения.

Если по каким-то причина владелец авто этого не сделал, то перед отправкой в дорогу он обязан оплатить передвижение на основании составленной и зарегистрированной в терминале маршрутной карты.

Водитель не должен отклоняться от оплаченного маршрута, ПЛАТОН сможет это проконтролировать через стационарные контрольные рамки или через мобильные системы контроля установленные на легковых автомобилях.

Примеры судебной практики

Пример 1. АО «РН-Ярославль» обратилось в суд с опротестованием вынесенного в отношении него акта по ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП, ссылаясь на отсутствие признака повторности деяния. Просьба удовлетворена, нарушение переквалифицировано на ч. 1, сумма штрафа сокращена вдвое.

Пример 2. Гражданин З. оспаривает привлечение к ответу во второй раз, ссылаясь на обжалование ранее вынесенного документа. Однако доказательств данного факта не предоставляет. Поэтому суд отказывает в удовлетворении требования и оставляет постановление о штрафе в 10 000 руб. в силе.

Заключение

Надеемся, что данная статья поможет водителю обжаловать штраф, а ещё лучше — избежать его. Подведём итоги статьи:

  • Система далеко не идеальна и работать с частыми сбоями. Ожидать какой-либо оптимизации в будущем не будем;
  • лучше всего не доводить дело до суда и для начала обратиться в РосТрансНадзор;
  • судебная практика пока что неутешительна, но имеет положительную динамику к росту количества удовлетворённых исков.
Источники
  • https://zen.yandex.ru/media/mehanik/sistema-platon-chto-eto-takoe-kak-rabotaet-i-kakie-mashiny-pod-nee-popadaiut-5c63b7ccd5594200aec79904
  • https://lk-platon.ru/kak-obzhalovat-shtrafy
  • https://urist-consult.com/shtraf-za-platon.html
  • https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/narushenie-pdd/shtraf-platon.html
  • https://rostransnadzor.gov.ru/obrashheniya-grazhdan/obzhalovanie-administrativnogo-prav
  • https://www.rbc.ru/newspaper/2021/07/02/5d1a11149a7947610ebb2fd4
  • https://zakon-auto.ru/info/platon/kak-obzhalovat-shtraf-za-platon.php
  • https://yakapitalist.ru/finansy/kak-osporit-shtraf-platon/
  • https://avtouristsovet.ru/avtovladenie/uchet/gruzovoj-transport/kak-rabotaet-platon.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах