Федеральная антимонопольная служба (ФАС): чем занимается, полномочия, руководство

Содержание
  1. Что это?
  2. История
  3. Структура антимонопольной службы России
  4. Основополагающие законодательные акты
  5. Полномочия учреждения
  6. Функции
  7. Защита конкуренции и свободного предпринимательства
  8. Контроль над соблюдением закона о рекламе
  9. Контроль в сфере государственных закупок
  10. Контроль оборонного заказа
  11. Контроль над иностранными инвестициями
  12. Иные полномочия
  13. Основные направления деятельности
  14. В сфере строительства и недвижимости
  15. Антимонопольное регулирование в сфере связи
  16. Антимонопольное регулирование в условиях пандемии
  17. Контроль госзакупок и закупок госкомпаний
  18. Контроль проведения имущественных торгов
  19. Контроль государственного оборонного заказа (ГОЗ)
  20. Контроль рекламы
  21. Контроль торговли
  22. Контроль за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
  23. Руководство
  24. Кто может обратиться?
  25. Как рассматриваются дела?
  26. Тарифное регулирование
  27. Громкие дела

Что это?

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

ФАС является единственным надзорным общегосударственным федеральным органом, сотрудники которого не обязаны носить утвержденную форменную одежду.

История

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России), образованный в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Черногородский. Штатная численность работников аппарата была определена в 150 единиц, введено Временное положение о ГКАП России, которое было утверждено Постановлением Совета министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о ГКАП России (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Бочин.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета была назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Н. Е. Фонарева), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель И. М. Хакамада), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель В. И. Будько) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель В. М. Горячев). На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упразднённых органов. Министром назначен Геннадий Ходырев.

Численность работников центрального аппарата 1189 человек, региональных штабов: 2315 человек. В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года. В мае 1999 года министром стал Илья Южанов.

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе. Руководителем службы назначен Игорь Артемьев.

11 ноября 2021 года Руководителем службы назначен Максим Шаскольский.

Структура антимонопольной службы России

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Игорь Юрьевич Артемьев. Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности – управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Основополагающие законодательные акты

Теперь вы в курсе, чем занимается антимонопольная служба в нашей стране. Рассмотрим законодательные акты, которые служат для нее опорой:

  • ФЗ «О защите конкуренции».
  • ФЗ «О контрактных системах в области закупок работ, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и общегосударственных нужд».
  • ФЗ «Об оборонном и госзаказе».
  • ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегически важные для РФ хозяйствующие общества».
  • ФЗ «О рекламе».
  • ФЗ «Об основах госрегулирования в РФ торговой деятельности».

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

  • Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения.
  • Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе — индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству.
  • Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство.
  • Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов.
  • Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда — из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств.
  • Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства.

Функции

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  • контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О государственном оборонном заказе», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «О рекламе». С 1 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

На основании статьи 23 закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:

  1. Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.
  2. Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
  3. Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предостережения о недопустимости таких действий.
  4. Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.
  5. Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
  6. Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.
  7. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Развитию рынка и добросовестной конкуренции в нашей стране также способствует контроль над соблюдением нормативных актов о рекламе, чем и занимается Федеральная антимонопольная служба России.

Ее функции в названной сфере подробно изложены в Федеральном законе № 38 «О рекламе». Заключаются они в основном в предотвращении и пресечении ненадлежащей рекламы, а также такой, которая способна ввести граждан в заблуждение или нанести вред их здоровью.

За нарушение законодательства о рекламе ФАС вправе привлекать субъектов рекламной деятельности к административной ответственности.

Контроль в сфере государственных закупок

Статья 99 закона о контрактной системе устанавливает, что ФАС России является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять надзор в области закупок.

Проведение контрольных мероприятий в отношении контрактных служб, заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и других участников закупочных процедур – это то, чем занимается антимонопольная служба в данной сфере. Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России.

Контроль оборонного заказа

С 2015 года антимонопольному органу были переданы полномочия по осуществлению контроля в сфере гособоронзаказа. Надзор за ценообразованием на военную продукцию, ведение реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства в сфере оборонного заказа – это далеко не все, чем занимается антимонопольная служба в указанной сфере.

Помимо вышеперечисленных обязанностей ФАС осуществляет подготовку нормативных правовых актов. К названным документам относятся в том числе и проекты федеральных законов, проекты постановлений и распоряжений Правительства России, а также приказы ФАС России, регулирующие более узкие вопросы в данной области.

Контроль над иностранными инвестициями

Кроме перечисленного выше, ФАС осуществляет деятельность по мониторингу сделок, заключение которых может повлечь установление контроля со стороны других стран и международных организаций над российскими предприятиями, имеющих стратегическую важность для обороны страны.

В рамках указанного мониторинга Федеральная антимонопольная служба осуществляет предварительное согласование различных сделок иностранных инвесторов со стратегическими организациями, например, сделок о приобретении определенной доли акций такого предприятия.

Иные полномочия

Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.

Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.

Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.

Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.

Основные направления деятельности

Стратегической задачей ФАС России признано обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

  1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
  2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
  3. Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

В сфере строительства и недвижимости

ФАС контролирует деятельность органов власти, компаний и иных организаций в сфере строительства, капремонта, инженерных изысканий, землеустройства, картографии и геодезии, подготовки проектной документации.

Рассматривает жалобы ИП и юр.лиц на действия органов власти и сетевых организаций в сфере строительства согласно постановлениям Правительства РФ от 09.02.2015 № 94, 07.11.2016 № 1138, от 27.12.2016 № 1504, от 28.03.2017 № 346, от 17.04.2017 № 452.

В 2021 году был расширен список процедур в сфере строительства, подлежащих ускоренному рассмотрению ФАС в случае поступления жалоб.

Основная часть жалоб в сфере строительства касается затягивания сроков: при предельном сроке, равном 10 дням, реальный срок превышает его в два раза.

Среди наиболее распространенных нарушений, которые выявляют антимонопольные органы в сфере строительства:

— Нарушение срока выдачи градостроительного плана земельного участка.

— Нарушение срока выдачи разрешения на строительство или внесения изменений в разрешение на строительство.

— Отказы в подключении к различным инженерным системам объектов капитального строительства, например, к сети электроснабжения.

— Нарушение сроков заключения договоров на подключение к инженерным системам.

— Незаконные требования к заявителю и составу документов.

С начала 2016 года центральный аппарат ФАС России и его территориальные органы получили право рассматривать жалобы на органы власти и сетевые организации в сферах строительства по «ускоренной» процедуре — в течение 7 — 14 рабочих дней.

В 2021 году ФАС запустила возможность дистанционного рассмотрения жалоб на торги свыше 1 млрд рублей в сфере земельного, концессионного, природного законодательства, приватизации, банкротства и иных отраслей во всех регионах РФ.

Антимонопольное регулирование в сфере связи

  • Отмена национального и внутрисетевого роуминга считается одним из лучших дел ФАС России за 2021 год. Также ведомство победило с этой практикой в конкурсе Всемирного банка — МКС.
  • Технологическая нейтральность реализована на основе предложений ФАС. В «Базовом документе по сетевой нейтральности установлены основы доступа к информации, распространяемой в Интернете, осуществления деятельности участниками рынка и управления интернет-трафиком. Документ определил принципы сетевой нейтральности. Распространение принципов сетевого нейтралитета на ОТТ-сервисы позволило разрешить конфликтную ситуацию и восстановить доступ потребителей ПАО «ВымпелКом» к сервису «ВКонтакте» на условиях, сопоставимых с условиями других операторов связи, тем самым подчеркнув недопустимость «пиринговых войн».
  • Метод предельного ценообразования при расчёте регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи в 2021 году был применен при утверждении регулируемых тарифов для ПАО «Ростелеком».
  • ФАС признала почту России нарушившей антимонопольное законодательство. Организация с января 2021 г. ввела ограничения по расчету за предоставление услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений только денежными средствами, исключив возможность оплаты марками.
  • В результате контроля за ростом цен на цифровые приставки было заведено дело по увеличению цен на цифровые тв-приставки.

Антимонопольное регулирование в условиях пандемии

Как и во многих других организациях с распространением коронавирусной инфекции и обеспечению мер по самоизоляции на дистанционной формат работы в ФАС России было переведено 55 % сотрудников центрального аппарата и 46 % сотрудников территориальных органов.

Работа продолжилась в онлайн-формате:

  • заседания комиссий ведомства по рассмотрению дел по признакам нарушений антимонопольного и рекламного законодательства откладывались на максимально возможные сроки;
  • комиссии по жалобам на закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также на отраслевые торги проходили дистанционно.

Антимонопольное ведомство проводило ежедневный мониторинг и контроль за ценами на социально значимые товары и продукты питания. Было выявлено завышение цен на социально значимые продукты и товары первой необходимости, в числе которых в условиях пандемии оказались помимо хлеб, мучных изделий, сахара, круп также лимоны, имбирь и чеснок.

ФАС России отслеживала поставки противовирусных изделий и лекарств в аптеки, а также проводила оперативный сбор информации о ценах на медицинские маски в регионах. В результате антимонопольное ведомство вместе с прокуратурой пресекли завышение цен на маски в 10 раз, были возбуждены дела о картельных сговорах поставщиков медицинских масок.

ФАС возбудила дела против ветклиник, которые предлагали вылечить COVID-19 у кошек и собак, а также оштрафовала АО «Отисифарм» на 200 000 руб. за рекламу арбидола. В ней фармацевтическая компания заявляла об эффективности препарата от коронавируса.

ФАС проверила цены на услуги мобильной связи в период перевода населения на удаленную работу и агрегаторов доставки еды на предмет изменений цен и условий сотрудничества с ресторанами.

Контроль госзакупок и закупок госкомпаний

В 2005 году был принят 94-ФЗ о размещении заказов С 1 января 2011 года вся информация о госзаказе размещается в режиме одного окна и нет необходимости просматривать многочисленные региональные сайты. С 1 января 2014 года вступил в силу Закон о контрактной системе (44-ФЗ).

1 января 2012 года вступил в силу Закон о закупках (223-ФЗ). Цель закона — либерализация процедуры закупок с участием госкомпаний для всех ее участников.

На протяжении всего этого времени ФАС России принимала активное участие в совершенствовании и имплементации норм закупочного законодательства.

Также ФАС России осуществляет контроль за устранением нарушений Закона о закупках (223-ФЗ) с 1 ноября 2015 года, Закона о контрактной системе (44-ФЗ) и восстанавливает конкурентные условия для проведения закупочных процедур.

Поправки в 44-ФЗ

22 апреля 2021 года Совет Федерации принял законопроект, призванный упростить систему госзакупок, в том числе для строительной отрасли.

Изменения, подготовку над которыми вела ФАС России совместно с Минфином России и Федеральным казначейством, исключают цикличность проведения закупок, позволяют упростить и ускорить закупочный процесс и оптимизируют систему планирования.

Так, с 1 июля 2021 года у заказчиков появилась возможность заключения контракта со вторым участником в случае расторжении контракта с победителем торгов.

У предпринимателей появилась возможность участия в электронных торгах в сфере строительства путем подачи только «согласия» на исполнение контракта в соответствии с требованиями проектно-сметной документации после автоматической проверки предквалификации на электронной площадке. Сам аукцион начнется спустя всего 4 часа после времени окончания подачи заявок вместо 2 дней, как это было ранее.

С 12 мая 2021 года сокращены сроки обжалования итогов закупки с 10 до 5 дней (за исключением лица, с которым заключается контракт), сроки принятия решений о внесении участников в Реестр недобросовестных поставщиков — до 5 дней.

Федеральная антимонопольная служба рассчитывает на создание механизма Рейтинга деловой репутации, при помощи которого будут поощряться добросовестные участники закупочных процедур.

По замыслу ФАС, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных ЕИС (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, попавших в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.

Жалобы также нужно подавать через ЕИС, при этом претензии должны отображаться в карточке контракта, предлагает ФАС. Весь документооборот в сфере госзаказа должен идти через ЕИС.

Поправки в 223-ФЗ

ФАС предлагает реформировать закупки и госкомпаний. Сейчас около 66 % заказов госкомпании распределяют неконкурентными способами, в том числе отдают единственному поставщику. Также ФАС хочет запретить госкомпаниям менять существенные условия договоров после торгов и обязать обосновывать цену. Мера поможет снизить риски переплаты. А также регламентировать действия госкомпаний при рассмотрении вопроса о включении поставщика в РНП.

Ряд положений этого законопроекта предусматривает введение в 223-ФЗ ряда норм, которые действуют в 44-ФЗ.

Федеральная антимонопольная служба предложила госкомпаниям принять участие в проработке единых правил для сферы закупок госкомпаний.

Также в социальных сетях, где отвечает на вопросы пользователей о закупочном законодательстве.

Контроль проведения имущественных торгов

ФАС России осуществляет контроль за проведением имущественных торгов (согласно ст. 18.1 Закона о защите конкуренции (135-ФЗ): торги на заключение концессионных соглашений, торги по реализации имущества должника, госимущества, торги по капремонту и отбору управляющих компаний многоквартирных домов, торги на право пользования недрами.

В 2021 году были приняты поправки, устраняющие двоякое толкование ст.17.1 135-ФЗ и направленные на защиту деятельности малого и среднего бизнеса. Добросовестные арендаторы могут продлить аренду госимущества без торгов.

Также ФАС заявляла о том, что операторы электронных площадок не должны выступать в роли организаторов торгов при реализации имущества банкротов, поскольку в этом есть риски нарушения антимонопольного законодательства и возможны негативные коррупционные последствиям. Минэкономразвития поддержало предложения ведомства.

ФАС России давно выступает за разграничение законодательства о концессиях и ГЧП с закупочным законодательством. Законодательное закрепление разграничения случаев, когда применяется тот или иной механизм, в значительной степени решит проблему. Однако необходимо также существенно повысить прозрачность процедуры торгов в концессиях, считают в ведомстве.

Также ФАС сообщала о том, что системе государственных торгов нужна перезагрузка, путем внесения поправок в 135-ФЗ: необходимо разработать для них единый порядок проведения, при этом проводить такие торги следует только в электронной форме и на общероссийском перечне площадок, работающих в сфере госзакупок. Сейчас они регулируются более чем 50 нормативными правовыми актами.

Кроме того, ФАС рассматривала поправки в законодательство по унификации торгов, которые, в частности, должны исключить лишнюю волокиту при оформлении лицензий на добычу полезных ископаемых.

Контроль государственного оборонного заказа (ГОЗ)

1 января 2015 года ФАС России были переданы полномочия по контролю в сфере государственного оборонного заказа(ГОЗ).

В своей деятельности ФАС России руководствуются нормами Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Контроль рекламы

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением рекламного законодательства в России.

Контроль торговли

С 1 февраля 2010 года ФАС России осуществляет государственный контроль соблюдения антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

Непосредственно функции по антимонопольному контролю и надзору возложены в ФАС России на Управление контроля социальной сферы и торговли. В соответствии с Положением об Управлении, утвержденном Приказом ФАС России, основными задачами управления являются: осуществление контроля и надзора соблюдения антимонопольного законодательства в области торговли и услуг в непроизводственной сфере; осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства в социальной сфере и торговле; методическое обеспечение структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов, а также координация деятельности территориальных органов ФАС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

При ФАС России с 2010 года работает Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. Экспертный совет был образован в целях содействия развитию конкуренции в сфере розничной торговли, а также для рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли. Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при Федеральной антимонопольной службе.

Основными задачами Экспертного совета являются:

— содействие развитию конкуренции в сфере розничной торговли;

— содействие защите конкуренции, в том числе предупреждению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в сфере розничной торговли;

— подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере розничной торговли;

— экспертиза документов и оценка информации, представленной на рассмотрение Экспертного совета его членами;

— разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли;

— взаимодействие по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями и участниками рынка услуг в сфере розничной торговли;

— содействие освещению в средствах массовой информации актуальных вопросов развития конкуренции и соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли.

В составе Экспертного совета специалисты ФАС России, представители других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций, участников рынка услуг в сфере розничной торговли, представителей ассоциаций, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли.

Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер.

Контроль за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации

ФАС России является уполномоченным органом по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

ФАС России в рамках закона № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и закона № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Общая сумма сделок иностранных инвесторов в отношении российских компаний-стратегов за 10 лет составила почти 1 трлн рублей.

Руководство

Руководство ФАС России:

  • Руководитель — Шаскольский Максим Алексеевич. Занимает должность с 11 ноября 2021.
  • Статс-секретарь — заместитель руководителя — Андрей Цариковский. Занимает должность с 2004 года.
  • Заместитель руководителя — Тимофей Нижегородцев. Занимает должность с 3 августа 2021 года.
  • Заместитель руководителя — Андрей Кашеваров. С 2001 года заместитель Министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, с 2004 года назначен заместителем Руководителя Федеральной антимонопольной службы.
  • Заместитель руководителя — Андрей Цыганов. С 1997 года — заместитель председателя Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации, с 2004 заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы.
  • Заместитель руководителя — Алексей Доценко. Занимает должность с 2013 года.
  • Заместитель руководителя — Даниил Фесюк. Занимает должность с 2015 года.
  • Заместитель руководителя — Виталий Королев. Занимает должность с 20 октября 2015 года
  • Заместитель руководителя — Сергей Пузыревский. Занимает должность с 2 октября 2015 года.
  • Заместитель руководителя — Александр Редько. Занимает должность с 16 сентября 2015 года.
  • Заместитель руководителя — Михаил Евраев. Занимает должность с 27 ноября 2021 года.
  • Заместитель руководителя — Павел Заборщиков. Занимает должность с 9 декабря 2021 года.

Кто может обратиться?

Чем занимается антимонопольная служба? Пожалуй, самое главное и масштабное направление ее деятельности — возбуждение дел о нарушениях российского законодательства в сфере собственной компетенции. Кто может направить жалобу в антимонопольную службу? Это следующие адресанты:

  • Физические лица.
  • Юридические лица.
  • Правоохранительная структура (предоставление материалов).
  • Сообщения СМИ.
  • По собственной инициативе — по результатам проведенных ФАС проверок.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом:

  1. Специально для рассмотрения дела созывается комиссия. В ее составе — работники антимонопольного органа (не менее 3 сотрудников). Председателем комиссии становится или начальник данной территориальный структуры или его заместитель.
  2. Если рассматривается дело в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашают представителей Центробанка России.
  3. Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они излагают собственные позиции и доказательства в их защиту.
  4. После своих сообщений стороны удаляются. В их отсутствие члены комиссии принимают решение на основании большинства голосов в защиту той или иной позиции.
  5. Если для принятия окончательного решения требуется предоставление дополнительной доказательной информации, привлечение определенных заинтересованных лиц, проведения экспертизы, то рассмотрение дела откладывается на определенный срок.
  6. По результатам рассмотрения комиссией производство по делу может быть прекращено в двух случаях. Первый — члены комиссии не нашли в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства. Второй — ответчик признается нарушившим нормы российских законов. В этом случае ему выдается соответствующее предписание, обязательное для выполнения.

Как решения, так и предписания органа ФАС в РФ возможно обжаловать в суде.

Тарифное регулирование

Летом 2015 года ФАС взяла на себя и функции упраздненной ФСТ (Федеральной службы по тарифам), а именно — установление тарифов и осуществление контроля за их применением в различных отраслях экономики. Тарифное регулирование охватывает электроэнергетику, газовую отрасль, железнодорожный транспорт и другие сферы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом. В первую очередь оно осуществляется в сфере функционирования естественных монополий.

В компетенцию ФАС также входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. Кстати, большинство заявлений и жалоб, поступающих в антимонопольную службу, приходится на сферы тепло- и водоснабжения.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности описываемого органа в отношении регулирования тарифов является обеспечение единообразия экономического пространства посредством снижения дифференциации среди расценок в одной отрасли. Кроме того, ФАС планирует повысить уровень информационной открытости процесса установления тарифов и внедрить в этот процесс принцип состязательности.

Громкие дела

Рассмотрим самые громкие дела, где ФАС смогла добиться восстановление справедливости:

  • В отношении «Газпрома» (2011).
  • В отношении торговой сети «Ашан» (назначение штрафа в 62 млн рублей).
  • В отношении ОАО «РЖД» (злоупотребление доминирующим положением — штраф в 2,2 млрд рублей).
  • В отношении «Гугл» (2014).
  • В отношении «Теле2» (скидки за необоснованные жалобы на конкурентов).
  • В отношении «Тинькофф Банка» (одностороннее принятие решения о снижении процентов на пополнение срочных вкладов).

В РФ действует служба, призванная защищать здоровую конкуренцию в экономической среде. Это ФАС, с чьей структурой, задачами, деятельностью мы ознакомились.

Источники
  • https://fin-az.ru/446990a-federalnaya-antimonopolnaya-slujba-chem-zanimaetsya-polnomochiya-rukovodstvo
  • https://web.archive.org/web/20170924042154/http://fas.gov.ru/about/structure
  • https://FB.ru/article/382310/antimonopolnaya-slujba-chem-zanimaetsya-pravovyie-polnomochiya-i-funktsii-napravlenie-razvitie-i-gosudarstvennyie-tseli-fas
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах