Федеральный конституционный закон о референдуме

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа. Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.

Чем отличается референдум от плебисцита

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» Статья 1:

«Референдум Российской Федерации (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Например, принятие поправок в Конституцию.

«Плебисцит» переводится с латинского как «постановление простого народа». Предполагается, что плебисцит – это голосование по локальным вопросам. Например, переход на летнее время в отдельных региона, объединение территорий регионов. Референдум тоже может быть проведен по локальным вопросам, а вот плебисцит по вопросам государственного значения – нет.

Хотя это лишь мнение отдельных авторов. В некоторых странах понятие плебисцит и референдум являются синонимами. Например, во Франции Наполеон Бонапарт стал императором, как раз в результате «плебисцита».

О референдуме в СССР

Конституция 1936 года СССР содержит пункт: «Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР: … д) производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Однако, впервые воспользовались этим правом на референдум только спустя 55 лет.

Бланк для голосования на референдуме СССР 17 марта 1991 года. Изображение взято из Яндекс.Картинки

17 марта 1991 года было проведено всесоюзное голосование по вопросу сохранения Советского Союза. Но даже несмотря на более 75% поддержавших, в декабре СССР все-таки прекратил свое существование.

На том же референдуме была утвержден пост «Президент Российской Федерации», на который в июне того же года выбрали Бориса Ельцина.

Закон о референдуме

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» был принят в 1995 году. Он закрепил понятие референдум РФ, определил условия и процедуру проведения.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным — «да» или «нет».

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Виды референдумов

Согласно конституции, референдумы можно разделить на следующие виды:

  • конституционный — изменение или дополнение Конституции, ее проекта, принятое на основании всенародного голосования;
  • местный — волеизъявление народа в масштабе определенной территории (государства, города, области, округа, района);
  • императивный – решение народа, принятое путем прямого волеизъявления, и имеющее обязательную правовую силу;
  • законодательный — итоги народного голосования по согласию или отрицанию вопроса о принятии закона;
  • консультативный — всеобщее мнение народа, по государственно важному вопросу, которое обязаны учитывать при принятии решения (закона или другого нормативного правового акта) органы государственной власти;
  • обязательный — это народное голосование по определенному вопросу, предусмотренное конституцией;
  • факультативный — референдум, назначенный компетентными органами по своей инициативе, по вопросам, предусмотренных конституцией.

Принципы проведения референдума в РФ

Проведение референдума Российской Федерации осуществляется на основании следующих принципов:

  • свободное и прямое волеизъявление граждан на тайном голосовании;
  • всеобщее участие, независимо от половых, языковых, национальных, расовых, религиозных, имущественных и других признаков;
  • равные условия участия и одинаковое количество голосов;
  • голосование непосредственно за или против вынесенного вопроса;
  • добровольное участие. Запрещается кому-либо оказывать влияние на граждан с намерением принудить к участию или неучастию в голосовании, а также препятствовать свободному изъявлению своего мнения;
  • тайное голосование, исключающее сторонний контроль или наблюдение за результатом голосования.

Особенности конституционных референдумов в разных странах

Страны Европы, которые приняли действующие конституции на основании референдума: Албания, Азербайджан, Андорра, Эстонии, Армения, Латвии, Литвы, Ирландия, Россия, Швейцария, Турция, Франция. Конституционный референдум проводят Австрия, Испания, Словения, Черногория, Италия, Молдова, Сербия, Румыния.

В отдельных странах перед тем как провести конституционный референдум, необходимо сначала утверждение конституции парламентом. К таким странам относятся: Сербия, Польша, Испания.

В странах СНГ принятия главного закона демократическим путем, на референдуме обосновывалось формированием абсолютно новой государственности и высоким уровнем потребности обеспечить легитимность конституционному законотворчеству.

Конституционные референдумы проводятся, если возникает необходимость внесения в конституцию определенных поправок и изменений. В таком случае проведению Конституционного референдума предшествует принятие проектов поправок парламента или учредительного собрания, и уже позже волеизъявление народа одобряет или отрицает эти изменения.

В Армении, Азербайджане и Таджикистане внесение поправок в Конституцию возможно только непосредственно по результатам соответствующего референдума.

Среди более развитых стран возможность внесения конституционных поправок исключительно на референдуме предусматривается в Швейцарии на федеральном и кантональном уровне, в определенных штатах Америки.

В таких странах, как Литва, Эстония, Беларусь, Колумбии, а также в некоторых других государствах исключительно на конституционном референдуме можно решить вопрос о внесении поправок к определенным разделам или отдельным статьям конституции.

Свои характерные особенности имеет конституционный референдум в Эквадоре. Только президент может назначить проведение конституционного референдума для утверждения избирательным корпусом проекта поправок к основному законопроекту. Для парламента решение, которое было принято на соответствующем референдуме, является обязательным.

Использование конституционного референдума в качестве способа одобрения и принятия новой конституции или для корректировки действующей конституции, чаще всего носит характер политико-правовой традиции. В основном конституционные референдумы в Соединенных Штатах Америки проходили на уровне субъектов федерации, а также в Швейцарии на государственном уровне и уровне субъектов.

Конституционный референдум может восприниматься как должное, что заставляет усомниться в законодательной функции парламента. Подобный вопрос возникает главным образам тогда, когда законодательный референдум имеет право назначать президента на свое усмотрение.

Неоднозначно можно оценить проведение референдума по решению самого парламента: это похоже на отказ законодательного органа осуществлять свои полномочия.

Конституционный референдум, учрежденный в Аргентине, имеет свои особенности. Подобный референдум, также называется «народная консультация», организуется для принятия определенного вопроса, по инициативе парламента. В случае положительного исхода референдума парламент обязан принять закон, в соответствии с которым президент не может применять вето.

Кто обладает правом на проведение референдума?

Правом на участие в референдуме РФ обладают все граждане государства, достигшие 18 лет. Они также могут выдвигать инициативу проведения всенародного опроса и принимать участие в подготовке и проведении голосования в порядке, установленном настоящим законодательством. Граждане, находящие на момент проведения референдума в иностранном государстве, вправе также участвовать в голосовании, в чём им обязаны содействовать дипломатические и консульские организации. Не обладают правом на участие во всеобщем голосовании лица, которые признаны судебными инстанциями недееспособными и находящие в местах лишения свободы по вступившему в силу судебному приговору.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны. В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума. Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Почему Конституция принимается путем проведения референдума

Основные положения ФКЗ

Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” был одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года и спустя двенадцать дней, 23 июня того же года получил одобрение Совета Федерации. Законодательство было подписано президентов и вступило в силу 28 июня 2004 года.

Настоящим законодательством референдум определяется как высшая форма прямого выражения воли народа наряду со свободными выборами. Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан Российской Федерации на референдуме, защиту демократических прав и правовых норм. Референдум запрещается использовать для принятия решений, которые противоречат положениям Конституции РФ, а также отменяют и умиляют права и свободы человека или препятствуют их реализации.

Вам будет интересно: ФЗ 73 в новой редакции. Подробнее по ссылке:

ФКЗ-5 состоит из 93 статей и 15 глав, которые регулируют следующие основы проведения референдума:

  • Гл. 1 содержит общие положения о принципах и основания для осуществления всенародного опроса, нюансы организации и проведения, а также язык и финансирования референдума, включая использование государственной автоматизированной системы “Выборы”;
  • Гл. 2 устанавливает порядок определения инициативы для проведения референдума и её реализации, а также назначение цели всеобщего опроса;
  • Гл. 3 предусматривает полномочия комиссии, включая систему её работы, а аткже порядок избрания;
  • Гл. 4 описывает статус и полномочия наблюдателей и представителей СМИ;
  • Гл. 5 определяет правила формирования участков для проведения всенародного голосования;
  • Гл. 6 устанавливает правила составления списков участников референдума;
  • Гл. 7 предусматривает особенности финансирования данного мероприятия, включая порядок формирования фонда и контроля за его использованием;
  • Гл. 8 описывает особенности информационного обеспечения;
  • Гл. 9 определяет правила голосования;
  • Гл. 10 устанавливает требования к подсчёту голосов и подведению итогов голосования;
  • Гл. 11 предусматривает порядок обнародования результатов референдума;
  • Гл. 12 определяет правила и сроки хранения документов опроса;
  • Гл. 13 описывает особенности направления и рассмотрения обращений о нарушениях положений настоящего законодательства;
  • Гл. 14 устанавливает ответственность за несоблюдение требований текущего закона;
  • Гл. 15 содержит заключительные положения о переходных вопросах и вступление законодательства в силу.

Текст закона дополняется двумя приложениями, которые определяют правила оформления подписного листа и подсчёта контрольных соотношений протокольных данных.

На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос. Формулировка вносимого вопроса должна исключать возможность неоднозначного толкования и множественного ответа. Ответ должен быть однозначным и прямым для исключения неопределённости принятых решений. Для составления бюллетеней используется государственный язык, а также допускается формулировка положений на языках входящих в состав Российской Федерации республик и на языках национальных меньшинств в регионах их плотного проживания.

Проведение референдума запрещается при следующих обстоятельствах:

  • во время военного положения;
  • при чрезвычайных обстоятельствах;
  • в последний год полномочий президента;
  • в течении временного промежутка между объявлением о проведении референдума и обнародованием его результатов, не может быть выдвинута инициатива о проведении нового голосования;
  • повторной всенародный опрос, содержащий те же вопросы, не может быть проведён в течении двух лет после объявления его результатов.

Референдум, инициатива которого была выдвинута в соответствиями с требованиями конституционного законодательства, не отменяется при наступлении экстремальных обстоятельств или военного времени, он переносится и осуществляется в течение 3 месяцев после снятия особого положения.

Изменения, внесенные в закон «О референдуме Российской Федерации»

В ходе последних изменений настоящего законодательства, состоявшихся 18 июня 2017 года, в статью 30, предусматривающую перечень полномочий центральной избирательной комиссии РФ, был внесён пункт 16, который определяет установление порядка доставки документов о подготовке и проведении референдума, а также согласование с уполномоченным в архивной области органом вопросов о хранении, передаче и уничтожении данной документации.

Роль конституционного референдума в разных странах

В разных странах референдум выполняет разную роль, в частности он может:

  • Выступать в качестве обязательной стадии процесса пересмотра всей конституции страны (Испания, Австрия) — в соответствии с ст. 44.3 австрийского Основного закона пересмотр федеральной Конституции происходит по требованию 1/3 членов любой палаты; ст. 168 испанской конституции предусматривает, что предложение о пересмотре конституции должно быть одобрено 2/3 голосов каждой из палат, только после этого Парламент распускается; избранные палаты решают вопрос о пересмотре конституции, принимают новый текст Основного закона 2/3 голосов палат и только после этого новый текст закона выносится на референдум для ратификация;
  • Выступать как необходимый компонент полного пересмотра Союзной конституции (Швейцария) – согласно ст. 138 и 140 действующей конституции проводится по народной инициативе, ст. 140, 193 — при разногласиях палат Парламента; необходимость проведения пересмотра тоже решает референдум (ст. 193); в силу пересмотренная Союзная конституция вступает после принятия «народом и кантонами» (ст. 195);
  • Выступать как обязательная часть процесса частичного пересмотра и внесения изменений в конституцию (Ирландия, Дания, Андорра, Швейцария) – датская Конституция ст. 88 предусматривает, что после принятия проекта об изменении любого конституционного положения сессиями старого и нового избранного Фолькетинга проект Закона передается на референдум; изменение становится частью действующей Конституции при одобрении не менее, чем 40% избирателей.

Подведение итогов

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству голосов его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.

Источники
  • https://tass.ru/info/5440292
  • https://zen.yandex.ru/media/familyhistory/istoriia-referendumov-rossii-vse-li-oni-byli-udachnymi-5e774af84a6a9a79fd73c80d
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/konstitucionnye_referendumy/
  • https://lawlinks.ru/zakon-o-referendume/
  • https://fishki.net/3280172-referendum-ili-golosovanie-kakim-sposobom-dolzhny-vnositysja-izmenenija-v-konstituciju.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах