Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

Федеральный закон о правах иностранных граждан на территории РФ в 2021 году

Содержание
  1. О правовом положении иностранных граждан в РФ
  2. Федеральный закон
  3. Права иностранцев
  4. Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации
  5. Что даёт вид на жительство в России иностранному гражданину?
  6. Что такое вид на жительство в России?
  7. Юридический статус ВНЖ
  8. Как выглядит вид на жительство в РФ: образец ВНЖ
  9. Где делают вид на жительство
  10. Общий и упрощенный варианты получения ВНЖ
  11. Срок действия вида на жительство в РФ
  12. Отдельные категории иностранных граждан
  13. Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства
  14. Что надо помнить при заключении договора?
  15. Об иностранцах, прибывших из стран – участниц Договора о ЕАЭС
  16. О разрешениях на работу для иностранцев из «визовых» стран
  17. О патентах для иностранцев из «безвизовых» стран
  18. Иностранные граждане имеют право обучаться в Высших учебных заведениях РФ
  19. Административная ответственность за незаконное привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности в РФ
  20. Возможность политического убежища для иностранцев

О правовом положении иностранных граждан в РФ

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Федеральный закон

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

приглашающая сторона – федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2012 № 315-ФЗ)

миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности; (Абзац введен – Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство); (Абзац введен – Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

специальное учреждение – специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также – иностранные граждане, подлежащие реадмиссии). (Абзац введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 384-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.12.2021 № 528-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. (В редакции Федеральных законов от 28.12.2013 № 389-ФЗ; от 30.12.2015 № 466-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона. (Абзац введен – Федеральный закон от 20.03.2011 № 42-ФЗ)

2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 331 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее – подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина. (В редакции Федеральных законов от 18.07.2006 № 110-ФЗ; от 19.05.2010 № 86-ФЗ; от 23.07.2013 № 203-ФЗ; от 20.04.2014 № 71-ФЗ; от 30.12.2015 № 466-ФЗ; от 31.12.2017 № 493-ФЗ; от 27.12.2021 № 528-ФЗ)

3. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 224-ФЗ; от 28.12.2013 № 386-ФЗ)

4. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами. (В редакции Федеральных законов от 18.07.2006 № 110-ФЗ; от 19.05.2010 № 86-ФЗ; от 27.12.2021 № 528-ФЗ)

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Абзац введен – Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.12.2021 № 528-ФЗ)

5. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 132 или 135 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 133 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

Не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина в соответствии с абзацами первым – третьим настоящего пункта для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 133 настоящего Федерального закона, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получать визу. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ).

Права иностранцев

Защита прав иностранных граждан и их правовое положение в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который можно скачать здесь. Плюс договоренности, подписанные с другими государствами.

Иностранные граждане имеют статуса имеют такие же права, что и российские, за исключением:

  • Они не работают в госучреждениях или муниципальных управлениях.
  • Не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов.
  • Не служат в составе вооруженных сил Российской Федерации. Они могут наниматься по контракту, но не имеют права попадать в командный состав военных экипажей.
  • На отдельные должности иностранцев не принимают.

Иностранные граждане имеют право получить один из следующих статусов:

  • Временно прибывших людей, с визой или по безвизовому режиму.
  • Проживающие временно (при наличии документа, разрешающего временное пребывание на территории страны).
  • Проживающие постоянно. Они имеют такие же права, как и обычные граждане, могут получать пособия, пенсию, льготы, бесплатную медицинскую помощь и др.
  • Индивидуум, имеющий иммунитет дипломата.
  • Лицо, запрашивающее или получившее статус беженца.
  • Если иностранец не может доказать свою принадлежность к какой-либо стране мира (например, при утере документов) и не имеет статуса на территории РФ, он попадает под правовой статус апатрида.

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.

Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:

  • виза продлена или получена новая;
  • получен патент на трудоустройство;
  • иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
  • иностранец поступает в учебное заведение.

Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:

  • Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
  • В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
  • При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
  • Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
  • Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
  • Не оформлен полис добровольного страхования.
  • При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
  • Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
  • В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.

Иностранные граждане, которые получили разрешение временно проживать в стране, могут быть в этом статусе до трех лет.

При рассмотрении вопроса о присвоении статуса направляются запросы в различные государственные структуры и на основании ответов оттуда иностранцу дают разрешение или отказывают. Весь процесс может занять до полугода.

В случае отказа, повторить запрос можно не раньше, чем через год.

Если статус получен, то иностранный гражданин обязан отчитываться о своих доходах перед ГУВМ. Разрешение на временное проживание выдается на основе квот (Таблица 1). Система квот предполагает определенное число иноземцев, которые ежегодно могут получить право временно проживать в РФ.

Без квотирования этот статус получают следующие категории иностранных подданных:

  • Люди, родившиеся в РСФСР, и имевшие паспорт СССР.
  • Имеют в России недееспособных прямых родственников или детей.
  • Заключили брачный договор с гражданином Российской Федерации.
  • Подписали контракт на службу в вооруженных силах.
  • Лица, участвующие в Госпрограммах переселения.

Что даёт вид на жительство в России иностранному гражданину?

Многие иностранные граждане не до конца понимают, зачем нужен вид на жительство, если, например, можно оформить патент на работу или разрешение на временное проживание в России, что дает вид на жительство в принципе, какие льготы и преимущества появляются у иностранных граждан с ВНЖ в РФ.
Права гражданина с видом на жительство в России:

  • Возможность законно проживать на территории Российской Федерации длительное время и свободно менять свое место жительство и место пребывания по собственному желанию
  • Право уезжать за пределы России и без дополнительных документов и трудностей возвращаться обратно
  • Возможность работать в любом субъекте Российской Федерации без ограничений
  • Иностранным гражданам доступны бесплатная медицина и социальные программы после получения ВНЖ, в том числе пенсия, бесплатное образование, медицинское обслуживание
  • Право владеть жилыми помещениями и указывать их в качестве места жительства
  • Иностранец после получения ВНЖ имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и участвовать в местных референдумах
  • Иностранец, который имеет вид на жительство в России, может оформлять приглашения на въезд в страну для своих родственников из другого государства
  • Продлевать вид на жительство в России можно множество раз

Что такое вид на жительство в России?

ВНЖ РФ – это документ, дающий право иностранным гражданам и лицам без гражданства долгое время проживать и легально работать на территории Российской Федерации. После получения вида на жительство иностранный гражданин получает статус постоянно проживающего на территории страны.
Таким образом, получение вида на жительство в России гарантирует иностранному гражданину большую часть всех тех прав, что есть у россиянина. Также при оформленном ВНЖ гораздо проще потом получить гражданство России и паспорт, соответственно.

Юридический статус ВНЖ

Вид на жительство иностранного гражданина – это особый документ, который дает право гражданам иных стран и лицам без гражданства проживать на территории РФ и работать на законных основаниях. После получения вида на жительство гражданин приобретает статус постоянно проживающего и спустя 5 лет может претендовать на получения гражданства РФ в общем порядке.

Визуально документ поход на российский паспорт – так называемую книжку с фото и указанием персональных данных лица. Там же содержится информация об органе, выдавшем ВНЖ, дате выдачи и сроке действия документа.

Как выглядит вид на жительство в РФ: образец ВНЖ

Как выглядит вид на жительство в России, вы можете увидеть на данном изображении:

Вид на жительство в РФ похож на паспорт РФ, так как представляет собой «книжку», в которой указаны персональные данные иностранного гражданина, а также данные о дате выдачи и сроке действия документа.

Где делают вид на жительство

Вопросами выдачи ВНЖ заведует Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России (ГУВМ МВД). Людям, желающим оформить статус, нужно обращаться в территориальные подразделения управления по вопросам миграции.

В Москве вид на жительство, как и все другие миграционные документы, делают в специально созданном для этого Многофункциональном миграционном центре (ММЦ). Чаще его называют Сахарово.

В Санкт-Петербурге выдачей вида на жительство занимается также только одно специализированное место — миграционное отделение МВД по Санкт-Петербурге и Ленобласти (находится на улице Красного Текстильщика).

Если вы еще не интересовались вопросами легализации в России, то вас может ввести в заблуждение информация на некоторых сайтах о том, что ВНЖ получают в ФМС (Федеральной миграционной службе). Данное ведомство, действительно, длительное время работало с мигрантами. Но в 2016 году его расформировали. Сейчас получение ВНЖ, РВП, гражданства, всех миграционных документов происходит только через ГУВМ МВД.

Общий и упрощенный варианты получения ВНЖ

Не все приезжающие в Россию мигранты могут сразу подать документы на ВНЖ. Если вы планируете получать вид на жительство, то у вас есть два варианта, которые позволят прийти к этому статусу:

  1. Первый вариант — получить документ в общем порядке. В этом случае иностранный гражданин сначала должен оформить разрешение на временное проживание. Затем, на основании РВП, он сможет подать на ВНЖ.
  2. Второй вариант — упрощенный. А вот здесь уже можно оформить статус сразу по приезду в РФ, но для этого нужны основания — близкие родственники-россияне, работа или учеба в России. Если оснований нет, то придется идти к ВНЖ через РВП.

Срок действия вида на жительство в РФ

Ранее срок действия ВНЖ составлял пять лет после его получения. То есть ВНЖ выдавался на срок до 5 лет после чего его необходимо было продлять.
С 1 ноября 2021 года для большинства категорий иностранных граждан вводится бессрочный вид на жительство. То есть срок действия такого бессрочного ВНЖ не ограничен. Менять ВНЖ нужно будет в 14, 20 и 45 лет, а также при смене ФИО или при порче документа.
Важно! Для высококвалифицированных работников и членов их семей срок действия ВНЖ отличается, он зависет от срока действия разрешения на работу.

Отдельные категории иностранных граждан

  • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
  • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
  1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
  2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
  3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
  • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.

Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства

  • Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с видом на жительство, специалисты, беженцы, дипломаты или участники государственных программ.
  • По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
  • С 2021 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать медсестрой или тем более врачом).

Требования для трудоустройства иностранцев:

  • Возраст не менее 18 лет.
  • Экзамен на достаточное владение русским языком.
  • Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
  • Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
  • Работодатель должен постоянно извещать ГУВМ при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.

При выдаче квоты на работу учитываются:

  • Наличие разрешения на въезд.
  • Актуальность профессии.
  • Наличие родственников в России.
  • Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.

Что надо помнить при заключении договора?

При заключении договора с иностранными гражданами следует руководствоваться положениями гл. 50.1 ТК РФ, где разъясняются требования к этому договору, установлен перечень документов, предъявляемых при приеме на работу, а также особенности временного перевода, отстранения от работы, прекращения трудового договора, выплаты выходного пособия.

Согласно ст. 327.1 ТК РФ иностранные граждане имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет.

Трудовой договор заключается на неопределенный срок. В случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, заключается срочный трудовой договор (на время выполнения временных (до двух месяцев), сезонных работ, работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и др.), работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы; в иных случаях).

Препятствием для заключения договора с иностранцем может служить прямой запрет работодателям, установленный федеральными законами или международными договорами.

Об иностранцах, прибывших из стран – участниц Договора о ЕАЭС

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о ЕАЭС, подписанный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Позднее к ним присоединились Республика Армения (с 02.01.2015) и Кыргызская Республика (с 12.08.2015). В рамках этого договора обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

О разрешениях на работу для иностранцев из «визовых» стран

Согласно ст. 18 Закона № 115‑ФЗ для получения иностранцем трудовой визы приглашающая сторона (как правило, это работодатель) оформляет приглашение на въезд в целях осуществления трудовой деятельности и уплачивает госпошлину. Такое приглашение выдает ФМС России или ее территориальный орган в пределах квоты, которую ежегодно устанавливает Правительство РФ (п. 1). При этом в силу п. 8 работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, обязан, в частности: иметь разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников; обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить документы, необходимые для регистрации иностранца по месту пребывания в Российской Федерации.

Отметим, что исходя из положений абз. 6 ст. 327.3 НК РФ работодатель может заключить с иностранцем договор до получения разрешения на работу. Такая возможность предоставлена для случаев, когда заключенный трудовой договор необходим для получения разрешения. Тогда трудовой договор вступит в силу не ранее дня получения разрешения, а сведения о нем вносятся непосредственно в текст договора на основании ч. 3 ст. 57 ТК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 15.1 Закона № 115‑ФЗ получивший разрешение на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, обязан в течение 30 календарных дней со дня выдачи ему разрешения представить в территориальный орган ФМС документ, подтверждающий владение данным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства РФ[5]. Если такое требование не будет соблюдено, то на основании п. 9.1-1 ст. 18 Закона № 115‑ФЗ разрешение на работу аннулируется.

О патентах для иностранцев из «безвизовых» стран

Если иностранный гражданин прибыл на территорию РФ в безвизовом порядке, то документом, подтверждающим его право на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности, будет патент.

До 2015 года по патентной системе иностранные граждане трудились только у физических лиц, выполняя работы или оказывая услуги для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С этого года на основании патента иностранный гражданин из «безвизовой» страны вправе трудиться как у физических, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отметим, что привлекать к работе иностранцев вправе организации и ИП, не имеющие на момент заключения с ними трудового или гражданско-правового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Иностранные граждане имеют право обучаться в Высших учебных заведениях РФ

  • Право на обучение имеют как граждане других стран, так и лица без гражданства.
  • Прием в учебное заведение происходит на основании международного договора между странами.
  • Прием в учебные заведения осуществляется на основании квот, и не должен превышать 7 тыс. человек ежегодно (по всей стране).
  • Поступление осуществляется согласно правилам приема того вуза, куда поступает иностранец.
  • Лица, являющиеся гражданами стран СНГ, могут поступать в российские вузы на бюджетные места.
  • При поступлении в учебное заведение иностранец должен подтвердить уровень владения русским языком на необходимом уровне.
  • Иностранные свидетельства об образовании должны проходить на территории РФ процедуру подтверждения (нострификацию). Нострификация может быть академическая (позволяет продолжать образование в российском вузе) и профессиональная (позволяет работать на территории РФ).

Административная ответственность за незаконное привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности в РФ

За незаконное привлечение иностранца к труду в Российской Федерации предусмотрены весьма приличные штрафы по ст. 18.15 КоАП РФ.

Штрафы налагаются в случаях, когда работодатель нанимает иностранного работника:

  • из «визовой» страны – без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование труда таких работников (если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом) (п. 2</strong>);
  • из «безвизовой» страны – при отсутствии у него патента, либо по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте (если патент содержит такие сведения), либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному гражданину выдан патент (п. 1).

В обоих случаях нарушения влекут за собой наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 25 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Если указанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, штрафы согласно п. 4ст. 18.15 КоАП РФ составляют:

  • для должностных лиц – от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 400 000 до 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Возможность политического убежища для иностранцев

Право политического убежища иностранцы могут получить согласно указу Президента Российской Федерации от 26.07.1995. Это ни в коем случае не может быть проявлением враждебности по отношению к другим странам

Политическое убежище может предоставляться лицам:

  • Кому угрожает какая-либо опасность на территории своей страны.
  • Преследуются по политическим мотивам за деятельность или убеждения, которые являются демократическими и правильными, с точки зрения мирового сообщества.
  • Если действия, совершенные лицами, не считаются в России преступлениями, не противоречат резолюциям и постановления ООН.
  • Если лицо не прибыло из страны безопасной для беженцев и все его личные данные правдивы.

Что дает право политического убежища в РФ?

Экстрадиция (выдача) особы, запросившей политического убежища, допускается в исключительных случаях, если со страной, требующей экстрадиции, заключен соответственный договор.

Заявление с просьбой о политическом убежище подается в письменной форме на имя Президента Российской Федерации.

Потенциальный беженец получает свидетельство своего статуса и оформляет разрешение на проживание.

Кому не в России могут отказать в убежище

Иностранец, незаконно находящийся на территории РФ, должен быть задержан, сфотографирован, учтен и у него берутся отпечатки пальцев. Полученные данные проверяются через центральный банк данных. По согласию с государством, гражданином которого он является, иностранец должен быть подвергнут реадмиссии.

 

Источники
  • https://fzrf.su/zakon/o-pravovom-polozhenii-inostrannyh-grazhdan-115-fz/
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/18669
  • https://VisaSam.ru/russia/vezd/prava-inostrannyh-grazndan-v-rf.html
  • https://migrantmedia.ru/vnzh-rf-kak-poluchit-vid-na-zhitelstvo-v-rossii-inostrannomu-grazhdaninu-otkaz-prodlenie-podtvergdenie-vng-rf
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5db9a4e7fc69ab00acbae773/kak-oformit-vid-na-jitelstvo-v-rossii-5dbbea3b04af1f00ad1f7654
  • https://MigrantuRus.com/vid-na-zhitelstvo-v-rossii-instrukcija-po-polucheniju-vnzh-dokumenty-uslovija-pravila-prozhivanija/
  • https://www.klerk.ru/law/articles/433270/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
0 0 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector