ФЗ о приватизации земельных участков — кто имеет исключительное право, какие ограничения и порядок процедуры

Содержание
  1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
  2. Для чего нужна приватизация имущества
  3. Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)
  4. Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам
  5. Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
  6. Что представляет собой закон?
  7. Новые поправки
  8. Правовая зона действия
  9. Порядок процедуры
  10. Под частным или многоэтажным домом
  11. В СНТ
  12. В сельской местности
  13. Необходимые документы
  14. Расходы, налоги, стоимость
  15. Сроки приватизации
  16. До какого года продлена приватизация?
  17. Важные нюансы
  18. С несовершеннолетними детьми
  19. При оформлении в Москве
  20. Когда начинается разработка прогнозных планов
  21. Правила приватизации муниципальной квартиры
  22. Кто и что может приватизировать
  23. Разновидности объектов, подлежащих приватизации
  24. Документы для приватизации участка земли
  25. Образец заявления на приватизацию земельного участка
  26. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
  27. Основные начала приватизации государственной собственности
  28. Субъекты приватизации государственного имущества
  29. Компетенция органов государственной власти в области приватизация государственной собственности
  30. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
  31. Особенности передачи муниципальной собственности
  32. Когда можно получить отказ

Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Каково понятие и правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества? Понятие приватизация государственного имущества присутствует в праве РФ с 90-х годов прошлого века, когда СССР не стало.

Был введён механизм, понятие и условия приватизации государственного и муниципального имущества.

Выделено в обособленный регламент правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества:

  • производство обычными людьми процедуры с жильём, включительно с наделами;
  • правила производства процедуры по нежилым помещениям, землям юр. лицами.

Так что при приватизации недвижимости необходимо определиться:

  • со статусом инициатора процедуры приватизации;
  • со статусом объектов приватизации государственного и муниципального имущества.

В определённых случаях государство закрепляет правомочие лиц осуществить приватизацию безвозмездно. Регламент выделяет основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

Для чего нужна приватизация имущества

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

  • повышения эффективности работы или использования объектов;
  • снижение зависимости от бюджета страны;
  • увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
  • ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
  • работа по снижению доли монополий;
  • стимулирование рынка кредитования.
  • Как приватизировать квартиру бесплатно: пошаговый алгоритм

Благодаря переводу имущества в частный сектор, появляются новые возможности инвестиций и расширение числа собственников. Применительно к приватизации жилья, граждане получили возможность решать свои жилищные проблемы самостоятельно, приняв в личное владение недвижимость и распорядившись ею по собственному усмотрению.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам

В зависимости от вида имущества, различают следующие виды приватизации:

  • жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней;
  • земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое;
  • предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.
Имущество переоформлялось из муниципального или государственного фонда с единственным главным различием в том, кто ранее им владел – государство или местный муниципалитет. В последнем случае, помимо общефедерального законодательства, процесс отчуждения и перевода в частную собственность регулируется принятыми в регионе нормативными актами. В силу того, что подобные акты не содержали принципиальных различий, процедура приватизации такого имущества в целом была схожа.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;

15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;

16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;

18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;

19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;

21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.

3. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.

5. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.

Что представляет собой закон?

Закон № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» был принят ГосДумой РФ 30 ноября 2001 года, а одобрен спустя 5 дней того же года.

  • Приватизация государственного и муниципального имущества была создана на основе существующего равенства покупателей. Деятельность гос. органов и органов местного самоуправления становится открытой;
  • Процедура приватизации осуществляется органами местного самоуправления собственноручно. Порядок процедуры представлен в настоящем Федеральном законе;
  • Приватизация в лице физических или юридических лиц осуществляется на платной основе, либо посредством передачи акций в акционерные общества.

Содержание 178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения Федерального закона №178;
  • Глава 2 — Описывает составление плана по приватизации государственными органами муниципального и государственного имущества;
  • Глава 3 — Раскрывает порядок проведения приватизации имущества;
  • Глава 4 — Содержит способы приватизации;
  • Глава 5 — Перечисляет особенности отдельных типов недвижимости по принятию ее в собственность физическими или юридическими лицами;
  • Глава 6 — Раскрывает способы оплаты и распоряжения денежными средствами от проданного муниципального или государственного имущества;
  • Глава 7 — Описывает правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
  • Глава 8 — Перечисляет заключительные положения.

Новые поправки

Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 01.07.2017. В частности, был изменен пункт 1 статьи 5, который излагается в новой редакции. Его идея такова: покупателями муниципального и государственного имущества могут быть любые лица, за исключением:

  • Юридических лиц, доля которых в уставном капитале РФ превышает 25%. Но в этом случае также действуют исключения, которые предусматриваются статьей 25 настоящего ФЗ;
  • Юридических лиц, которые обладают офшорными компаниями, находящимися под контролем государства.
Подобные ограничения не влияют на владельцев объектов недвижимости, которые не относятся к категории самовольных построек и находящихся на земельных участках государства.

При последней редакции закона №178 в статью 13 и 28 не было внесено изменений.

Основные способы приватизации:

  • Унитарное предприятие можно преобразовать в акционерное общество;
  • Имущество может быть продано на аукционе;
  • Имущество может быть продано на отдельных специализированных аукционах;
  • Продажа за пределы РФ;
  • При помощи публичного предложения;
  • Без объявления стоимости;
  • Внесение имущества в виде дополнительных вкладов в уставной капитал акционерного общества;
  • Реализация акций по доверительным отношениям.

Если унитарное предприятие числится как имущественный комплекс, то в процессе приватизации оно преобразуется в хозяйственные общества.

Стоит отметить, что приватизация муниципального или государственного имущества осуществляется только в соответствии со способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

В статье 28 характеризуется отчуждение земельных участков. Приватизация имущества, которое находится на незавершенном этапе строительства, осуществляется вместе с отчуждением лицу, которое приобретает подобную недвижимость.

Приватизация унитарных предприятий осуществляется совместно с отчуждением земельных территорий. К примеру:

  • Земельные участки, которые находятся в пользовании или аренде унитарного предприятия;
  • Земельные территории, на которых расположены объекты недвижимости, входящие в состав собственности комплекса унитарного мероприятия.

Если на территории находятся постройки, которые полностью завершены, собственники, приватизируя недвижимость, обязаны взять в аренду эти постройки или приобрести у государства или муниципального образования. Срок аренды — не более 49 лет.

Если на неделимом участке находятся здания и их необходимо приватизировать, соответствующий договор заключается со стороны собственника. Это может быть договор купли-продажи или аренды.

Если все части здания были приватизированы, физическое или юридическое лицо становится полноправным собственником объекта недвижимости. В этом случае вместе со зданием можно приватизировать земельный участок.

В некоторых случаях при процессе приватизации, как описывается выше, принимается решение об отчуждении земельного участка. Однако если на земельной территории находится инженерная инфраструктура, она не поддается приватизации. Но возможно и исключение: если земельная территория получит статус публичного сервитута.

Отчуждению земельных территорий не подлежат следующие виды участков:

  • Транспортные земли для обеспечения коммуникации в морских портах;
  • Транспортные земли для обеспечения коммуникации в речных портах;
  • Аэропортах и т.д.

Правовая зона действия

Следует пояснить, что178 фз от 21.12.2001 может улаживать конфликтные ситуации, которые появляются в результате возникающих противоречий государства и покупателя исключительно в рамках приватизации.

Принятый закон не может распространять силу своего действия в случаях, если споры возникли по причине отчуждения:

  •  ресурсов природы,
  • резерва государства,
  • имущества муниципалитетов, государства, которое находится за пределами границ Российской Федерации,
  • земель, на которых нет отчуждённых объектов и так.

Перечень сферы действия закона обширный. Предусмотрен количественный учёт его зон действия, логично увязанный с иными законодательными актами Российской Федерации.

Если будет установлено, что приобретатель государственного, муниципального имущества прикупил незаконно, то сделка признается ничтожной.

Закон о приватизации государственного и муниципального имущества является главным. Иными словами, другие законы, принимаемы в этой области, должны неукоснительно выдерживать нормы и требования178 фз от 21.12.2001. То есть должны быть сублимированы. Они не могут содержать даже маленький абзац противоречий.

Почему это так важно. Дело в том, что законодательная база 178 фз от 21.12.2001 как бы объединяет законодательный процесс в этой номинации, учитывая, что каждый субъект имеет свой аналогичный локальный акт. Федеральный закон о приватизации не допускает иных толкований, что делает правовой документ, адаптированный ко всем регионам Российской Федерации.

В итоге получаем, что приватизация муниципального имущества, осуществляемая органами регионального управления, должна проводиться, соблюдая эти требования. Осуществляться по логике и букве 178 фз от 21.12.2001.

Закон даёт полное логичное толкование, разъясняя, что покупать такое имущество могут юридические, физические лица. Правда, есть и исключения. Не могут участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. Унитарные предприятия, которые находятся в подчинении государства или в муниципальных кластерах.
  2. Юрлица, у которых в уставном капитале есть доли, составляющие 25% средств государства, местных органов управления.
  3. Открытые, закрытые АО, ОАО не могут участвовать в торгах, при условии, если в продаваемом имуществе имеют акции. То есть, покупать собственные средства. Запрет логичен.
  4. В случаях, когда некоторые покупатели, имея капиталы в продаваемом имуществе, все же совершили приобретение, то по закону сделка признается недействительной.

Закон поставил преграду всякого рода махинациям и нарушениям, способствовал единому применению его норм и толкований на всей территории России.

Порядок процедуры

Изначально важно знать, что дачная амнистия действует в отношении земель, полученных до 30 октября 2001 года. Если данное условие соблюдено, можно переходить к следующему шагу – изучению правоустанавливающей документации. В ней нужно найти основания предоставления надела. Если отдельной графы не имеется, значит, участок передан на праве собственности.

При наличии указания на передачу участка на праве постоянного пользования или пожизненно наследуемого владения следует переходить к непосредственной приватизации – оформлению земли в частную собственность.

В случае отсутствия документации на земельный участок, надо получить выписку из хозяйственной книги, выдаваемую местным органом власти. В дальнейшем она станет правоустанавливающим актом. Если никаких сведений не найдется и в книге, участок придется выкупать по рыночной стоимости.

Под частным или многоэтажным домом

Приватизировать землю, находящуюся под частным домом, достаточно проблематично. Для этого собственник недвижимости должен приобрести участок независимо от способа первоначального получения.

Цена надела в данном случае определяется по кадастровой стоимости. Основанием для выкупа земельной площади становится наличие на ней собственной постройки.

Для приватизации участка под частным домом необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • ксерокопии паспорта и арендного договора;
  • кадастровый план.

Скачать образец заявления на приватизацию участка

Каждый гражданин решает сам, стоит ли ему приватизировать землю, расположенную под многоквартирным домом. Процедура имеет как плюсы, так и минусы. Образец иска о восстановлении границ земельного участка нужно подавать сразу же, как заметили нарушение.

Основные преимущества заключаются в следующем:

  • Обеспечиваются дополнительные гарантии: невозможность использования участка третьими лицами без согласия собственника (проложить дорогу, построить магазин или СТО); невозможность отчуждения части территории, снесения имеющихся на ней строений без согласия владельца; невозможность бесплатного изъятия земельного участка для обеспечения нужд муниципалитета.
  • Создается возможность получения дополнительного заработка. К примеру, путем сдачи в аренду придомовой территории.
  • Обеспечивается удобство эксплуатации. Хозяева могут на свое усмотрение облагораживать земли: обустраивать места отдыха, прогулок, детских игр и пр.

В СНТ

Садовый участок получить в личную собственность проще всего. Если он выделен в СНТ, следует обратиться с заявлением в районную администрацию. Согласовывать свои планы с правлением или иными участниками товарищества нет необходимости.

С садовым наделом, выделенным индивидуально, процесс еще легче. С заявлением и документом о выделении территории нужно сразу обращаться в Росреестр. С 2015 года действуют новые правила, согласно которым не нужна подготовка кадастрового плана, занимающая огромное количество времени и требующая немалых затрат.

Приватизировать участок можно самостоятельно или через доверенное лицо: юриста частной компании или председателя СНТ. На представителя необходимо оформить доверенность.

Закон о приватизации земельных участков в садоводстве установил двух этапную процедуру. Сначала следует получить согласие собственника участка – муниципального образования. Далее зарегистрировать имущественное право на территорию в Росреестре.

Тем лицам, на которых распространяется закон о дачной амнистии, первый этап проходить не требуется. Они реализуют свое право на основе закона, поэтому не нуждаются в согласовании решения с собственником земли.

Для обращения в администрацию необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • акт о выделении надела;
  • правоустанавливающие документы на имеющиеся постройки;
  • кадастровый план (в случае осуществления постановки на кадастровый учет);
  • техническую документацию на имеющиеся объекты недвижимости;
  • подлинник и ксерокопия паспорта заявителя.

При обращении в Росреестр по дачной амнистии достаточно иметь паспорт и документ о предоставлении участка. Отсутствие отметки конкретного права получения земли не может быть основанием для отказа в проведении приватизации.

В сельской местности

Сельские участки приватизируются в порядке, определенном специальным Законом об обороте сельскохозяйственных территорий.

Главные законодательные положения:

  • Вопросы приватизации участков в сельской местности относятся к компетенции муниципалитетов. Так, сельские советы распоряжаются землями по приказам вышестоящей администрации в соответствии с региональным законодательством.
  • Передача участков на селе в пользование граждан или юридических лиц осуществляется по договорам купли-продажи или аренды. Выкупать наделы можно только на публичных торгах, проводимых при наличии как минимум двух претендентов на имущество. Такое правило действует в случае публичного заявления о торгах по определенным наделам.
  • Лицо, имеющее арендный договор, действующий дольше трех лет, имеет право на выкуп территории в приоритетном порядке. Следовательно, оно может купить арендуемый участок без торгов на основании обычной сделки купли-продажи.
Внимание! Главное условие для получения земельного участка от государства – его использование по целевому назначению. Нарушение данного требования является законным основанием для изъятия надела даже из частного владения.

Необходимые документы

Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.

Какие документы необходимы:

  • заявление лица, желающего приобрести имущество;
  • паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
  • правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
  • выписка из ЕГРН;
  • расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
  • справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Дополнительно может понадобятся:

  • письменное согласие на сделку второго супруга;
  • свидетельство о браке или о разводе;
  • разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
  • нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
  • финансовые документы (для юридических лиц).

Расходы, налоги, стоимость

Если выбран вариант с бесплатной приватизацией, то платить нужно за документы, требуемые для процедуры, а также за непосредственное оформление права собственности. При приватизации квартиры расходы будут примерно такими:

  • Госпошлина за регистрацию права собственности: 2000 рублей на 1 человека.
  • Выписка из ЕГРН: от 300 рублей.
  • Выписка из домовой книги: 200 рублей.
  • Отказ от участия в приватизации: около 1000 рублей.
  • Оформление техпаспорта: от 1000 рублей.
  • Доверенность на представителя: от 1000 до 5000 рублей.

Если предполагается платная приватизация, то ко всем перечисленным вариантам расходов автоматически добавляется стоимость объекта исходя из кадастровой стоимости. На практике эта цифра серьезно отличается от цен на рынке и потому процедура все равно оказывается очень выгодной.

Отдельно нужно отметить необходимость оплачивать налоги. Это основной минус приватизации, так как до этого налоги платить не нужно было. Конкретные цифры зависят от типа недвижимости, ее размера, расположения, назначения и многих других параметров.

Приватизация муниципального и государственного имущества, особенно если это нежилая недвижимость – сложная и неоднозначная процедура. Без наличия нужного опыта она может растянуться на слишком длительный срок. На бесплатной консультации наши специалисты помогут разобраться с наиболее спорными и популярными вопросами. Они же готовы выступить в качестве представителей клиента, облегчая и ускоряя процедуру.

Сроки приватизации

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2021 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.

Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.

До какого года продлена приватизация?

Бесплатная приватизация земельного участка стартовала в 1992, и планировалось ее закончить в 2005. Позже государство приняло новые сроки: закончить до марта 2016.

Оформление территории в собственное владение – это очень длительный и изматывающий процесс. После решения начинайте процесс сбора документов, потому что это основа успеха в данном процессе.

Государство не будет вечно продлевать возможность бесплатной приватизации надела, так что возможно следует поторопиться.

Важные нюансы

Есть несколько важных аспектов процесса приватизации, на которые следует обратить особое внимание при подаче документов.

С несовершеннолетними детьми

Если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние, то заявителю обязательно нужно получить согласие органа опеки и попечительства.

Как правило, в ходе приватизации имущественное положение детей улучшается, ведь они становятся собственниками недвижимости. Поэтому проблемы с получением разрешения от госорганов не возникает.

При оформлении в Москве

  • Жители столицы имеют небольшое преимущество в области приватизации жилищного фонда. В этом городе функционирует система «Мои документы», через которую можно обратиться за разгосударствлением жилого помещения.
  • Также перечень документов, необходимых для представления, меньше, чем в иных регионах. Не требуется представлять выписку из ЕГРН, технический паспорт, сведения о количестве зарегистрированных лиц. Вся необходимая информация запрашивается специалистами в электронном виде.

Когда начинается разработка прогнозных планов

Разработка приватизации государственного и муниципального имущества обычно начинается за 8 месяцев до начала нового финансового периода. Федеральные структуры представляют в Правительство предложения приватизации государственного и муниципального имущества. Свои прогнозные тенденции в экономике страны могут отправлять в иные инстанции, получившие полномочия от федерального Правительства.

Субъекты хозяйствования регионов, местное самоуправление, федеральные предприятия унитарного устройства, АО, ООО, чьи средства в виде акций находятся в федеральном обороте просто граждане, имеют право посылать аргументированные предложения в Правительство РФ. Или в уполномоченный федеральный орган. Алгоритм разработки прогнозных планов по приватизации устанавливает федеральное Правительство России.

Правила приватизации муниципальной квартиры

Как приватизировать муниципальную квартиру или как приватизировать комнату в муниципальной квартире? В отличие от предприятия или иного рода гос. имущества, квартиры, которые принадлежат муниципалитету, приватизируются в особом порядке. Такие квартиры, как правило, служат определённым целям жилищной политики государства или региональных властей. Если приватизация будет соответствовать таким целям, к примеру, целям сокращения жилого фонда, то, скорее всего, она пройдёт без проблем.

Так можно ли приватизировать муниципальную квартиру или можно ли приватизировать комнату в муниципальной квартире?

Приватизация муниципальной квартиры осуществляется в следующем порядке:

  • лицам, кому законом полагается получить жильё от государства, передаётся муниципальное жилье внаём;
  • с ними заключается соответствующее соглашение, где, кроме него, участвует и вся его семья;
  • впоследствии лица подают заявление;
  • после рассмотрения и одобрения приватизации с ними заключается соглашение о передаче жилища в правомочие собственности.

Итак, можно приватизировать муниципальную квартиру? Стоит отметить, что, как гласит положение о приватизации муниципального имущества, единоличная приватизация в подобных ситуациях невозможна.

Изменение долей не допускается. Однако некоторые члены семьи, что участвовали и которые уже достигли совершеннолетия, могут по своему усмотрению вовсе отказаться от участия в процедуре и, соответственно, от доли в квартире. Несовершеннолетние отказываться от приватизации не могут. Такое допускается лишь в исключительных случаях с дозволения органа по опеке муниципального района, где находится приватизируемое жилище.

Но можно ли приватизировать долю в муниципальной квартире? Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества определяют, что отчуждению подлежит имущество как целиком, так и в части, к примеру, приватизация комнаты муниципального района. Касательно регионов, необходимо изучить соответствующее положение о комиссии по приватизации муниципального имущества муниципального района.

 

Лучше сразу оформить правомочие распоряжения, когда появляется такая возможность по решению властей муниципального района.

Не стоит задумываться, нужно ли приватизировать квартиру. Ведь в дальнейшем её можно продать точно так же, как и купленную.

Кто и что может приватизировать

Приватизировать государственное и муниципальное имущество могут как физические, так и юридические лица (), при условии, что они и цель приватизации соответствуют определенным требованиям:

Требования к субъектам приватизации Требования к объектам приватизации
Физические лица – только граждане РФ. Не относятся к общему имуществу (дороги, прибрежная зона).
При приватизации объектов жилищного фонда, должен быть заключен договор аренды или социального найма. Не выведены из оборота.
В случае с приватизацией земли – нужно пользоваться территорией не менее 5 лет или иметь 3-х и более детей. Не относятся к ветхому жилью.

Разновидности объектов, подлежащих приватизации

Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:

  • Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
  • Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
  • Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.

Документы для приватизации участка земли

Поскольку все общение с государственными службами является бюрократизированным, то важным условием получения надела в частную собственность является правильная подача документов.

Для того, чтобы все сделать правильно, в муниципальные или государственные органы власти необходимо подать:

  1. Заявление о передаче территории в частную собственность.
  2. Паспорт и его ксерокопия.
  3. Если заявитель находится в брачных отношениях, то необходимо письменное согласие супруги/супруга.
  4. Справка, подтверждающая необходимость или право владеть землей. Например, наличие вашего частного дома.
  5. Кадастровые данные. Если их нет – сообщить об этом.

В зависимости от целей заявителя и характера участка уполномоченный орган может потребовать дополнительные документы.

Образец заявления на приватизацию земельного участка

Главе администрации

Район, республика,

Ф.И.О. (главы)

От Ф.И.В.(ваши), Проживающий по адресу

Заявление

Прошу Вашего разрешения на передачу земли по адресу. На земельном участке находится частный дом.

Дата, подпись

! Отдельным листом рекомендуется прикрепить список поданных вами документов.

Чтобы приватизировать землю с домом необходимо:

  1. Подать свидетельство о собственности на объект, находящийся на участке.
  2. Предоставить технический паспорт объекта.
  3. Показать план застройки требуемой территории.

Если на участке находится дом, принадлежащий нескольким собственникам, или же многоквартирный объект, то в этом случае следует:

  1. Провести сборы всех собственников квартир, и принять решение о начале денационализации территории под многоквартирным домом. Также на сборах необходимо выбрать уполномоченное лицо, которое будет этим заниматься. Кстати, если кто-либо из участников собрания против – он должен зафиксировать это на бумаге, она включается в общий пакет документов.
  2. После этого все собственники квартир должны предоставить заверенные копии свидетельства о праве на квартиру.
  3. Подача документов в БТИ.

Тип смены собственника может длиться около 6 месяцев.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

В основном выделяют следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. Непосредственная подача заявления на приватизацию абсолютно любого объекта, что допускается переводить в распоряжение частных лиц.
  2. Льготная приватизация муниципального жилья лицами, кому в соответствии с нормами законодательства предоставляются те или иные льготы. К примеру, инвалиды могут рассчитывать на получение жилья от государства на льготных условиях и снижение социальных расходов. А дети-сироты получают от государства временное жильё, что они впоследствии смогут приватизировать.
  3. Безвозмездное отчуждение гос. имущества. Допускается лишь в отношении жилья, предоставляемого из государственного либо муниципального фонда согласно программам обеспечения людей жильём.

Каждый человек должен определиться, каким именно способом он хочет и может осуществить процедуру. К примеру, приватизировать жильё бесплатно могут лишь те граждане, которым гос. жильё уже выдано по соответствующему соглашению во временное пользование.

Основные начала приватизации государственной собственности

Приватизация государственной собственности – это урегулированная положениями федерального законодательства процедура возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации или собственность регионов, в собственность частным лицам – гражданам или организациям.

Специальным отечественным законодательством предусматриваются основные начала организации процедуры возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации и регионов, в собственность частных субъектов. К числу таких основных начал относятся следующие:

  • возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность, реализуется на условиях равенства субъектов, приобретающих такое имущество;
  • возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность реализуется на условиях открытости функционирования органов и должностных лиц публичного управления;
  • имущество, составляющее федеральную или региональную собственность, передается в собственность частных субъектов – граждан, организаций – исключительно на условиях возмездности. Возмездность предполагает, что встречным предоставлением за передаваемое федеральное или региональное имущество является денежная выплата или передача в государственную или региональную собственность, соответственно, акций или долей хозяйственных обществ, в уставный капитал которого вносится имущество, либо в уставный капитал обществ, которые учреждаются путем преобразования государственных предприятий.

Субъекты приватизации государственного имущества

В качестве приобретателей на условиях возмездности имущества, составляющего государственную или региональную собственность, выступают частные субъекты – физические лица и организации.

При этом законом прямо определены те лица, которые в качестве приобретателей государственного или регионального имущества выступать не могут. Это:

  • унитарное предприятие или учреждение, образованное государством или муниципалитетом;
  • организация, уставный капитал которой более чем на 25% принадлежит Федерации или субъекту Федерации. Исключения из этого правила предусматриваются законом;
  • организация, если место ее регистрации – государство или территория, включенное решением Министерства финансов в перечень оффшорных зон, не раскрывающая информацию относительно своих владельцев и выгодоприобретателей.

Если передача имущества будет проведена в пользу лиц, исключенных законом из числа покупателей государственного или федерального имущества в порядке приватизации, сделка по передаче признается ничтожной в силу прямого указания закона.

Компетенция органов государственной власти в области приватизация государственной собственности

Правительство страны для формирования общей политики государства в области приватизации реализует следующие полномочия:

  • направляет главе государства для последующего утверждения предложение, содержащее список стратегически важных организаций, предложение об изменении такого перечня;
  • утверждает программу передачи федерального имущества на соответствующий период;
  • представляет в нижнюю палату парламента отчетную документацию в отношении проведенной в истекшем году приватизации федеральной собственности;
  • разрабатывает и издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • реализует контрольные процедуры в отношении приватизации федерального имущества, в частности, утверждает перечень организаций, выступающих от имени Федерации при передаче имущества и др.

Правительство страны наделяет специальный орган полномочиями по реализации процедуры приватизации имущества, составляющего федеральную собственность. Кроме того, такие функции могут быть поручены правительством организациям.

Такие поручения оформляются решением, в котором определяется имущество, подлежащее приватизации, устанавливаются допустимые действия организации, а также стоимость имущества и процедура выплаты этой стоимости.

Особенности реализации полномочий продавца приватизируемого федерального имущества в отдельных сферах экономики могут устанавливаться в законах.

Процедура приватизации государственного имущества, находящегося в собственности регионов, определяется законами и подзаконными нормативно-правовыми актами регионального уровня.

Региональные органы публичного управления самостоятельно организуют процедуру передачи на возмездной основе регионального имущества, а также могут поручить функции по организации приватизация юридическим лицам.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Особенности передачи муниципальной собственности

Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.

Вне зависимости от принадлежности объекта (государство или местный орган власти), этапы и правила переоформления в частные руки совпадают по основным параметрам.

Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:

  1. Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
  2. При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
  3. Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня.

Благодаря приватизации граждане смогли стать собственниками жилья, а предприимчивые люди получили шанс развития бизнеса на базе предприятий, находившихся ранее в ведомстве государства. Начатая в начале 90-х годов приватизация стала мощным толчком для развития предпринимательства и экономики в целом, позволяя перестроить работу государственных объектов в условиях конкурентной борьбы и стремлению к увеличению прибыли.

В наши дни приватизация остается одним из способов получения собственности, которая все еще остается в ведомстве государственной и муниципальной власти.

Когда можно получить отказ

Законом определены следующие основания отказа в приватизации земельного участка:

  • нахождение земли в резерве для государственных нужд;
  • изъятие территории из обращения;
  • запрет на приватизацию по ст. 28 ФЗ № 178;
  • участок находится на берегу пруда, водоема или береговой линии общего пользования;
  • отнесение земли к категории общего пользования (автодорога, площадь, улица и пр.).

Отказ в приватизации земли оформляется письменно с мотивированием соответствующими законодательными положениями федерального уровня.

Источники
  • https://ZhiloePravo.com/oformlenie/privatizatsiya/gosudarstvennogo-munitsipalnogo.html
  • https://zakon-dostupno.ru/privatizatsiya/privatizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/
  • https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html
  • https://sudsoveti.ru/178-fz-o-privatizaczii-gosudarstvennogo-i-municzipalnogo-imushhestva-s-poyasneniyami/
  • https://domosite.ru/zakon/zakon-o-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva
  • https://1kvartirka.ru/zakon-o-privatizacii-zemelnyh-uchastkov/
  • http://allo-urist.com/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/
  • https://ros-nasledstvo.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/
  • https://zakony-prava.ru/privatizatsiia-zemelnogo-uchastka/
  • http://urpravo24.ru/zakon-o-privatizacii/
  • https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_gosudarstvennoy_sobstvennosti/privatizaciya_gosudarstvennoy_sobstvennosti/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах