Имеет ли право учитель забрать телефон: советы юристов и законодательное регулирование

Содержание
  1. Организация образовательного процесса
  2. Обязанности учителя
  3. Смартфоны на уроке — враги или помощники?
  4. Причины запрещать пользоваться сотовыми телефонами в школах
  5. Причины ограничить пользование мобильными телефонами в школе
  6. Имущество
  7. Хранение
  8. В чём же подвох?
  9. Учитель, ребенок и телефон
  10. Что позволено учителю?
  11. Основные обязанности учителя
  12. Законодательные положения о праве собственности на мобильный телефон
  13. Права учеников в РФ, РК и РБ
  14. Какие обязанности появляются у учителя в случае получения телефона на хранение
  15. Общая ответственность
  16. Рекомендации педагогу: что делать, если полученный на хранение телефон был поврежден или пропал
  17. Имеет ли право учитель забрать смартфон у ребенка
  18. Это статья УК РФ
  19. Что делать, если забрали телефон
  20. Решение конфликтов
  21. Что даст ограничение или запрет на использование гаджетов в школах?
  22. В качестве итога

Организация образовательного процесса

Школы уже давно не руководствуются одними лишь нормами морали и нравственности. В 2012 году был принят Закон “Об образовании”, в котором закреплялись правила поведения учеников и учителей, а также способы организации учебного процесса. На основе этого закона школы стали издавать свои уставы, в которых закреплялись правила образовательной процедуры.

Проблема пользования гаджетами остро проявилась лишь в середине 2000-х годов. В то время ученики только начали приносить с собой в школу сотовые телефоны. Это вызвало волну негодования со стороны педагогов. При этом дети и родители задались вопросом о том, имеет ли учитель право забрать телефон ученика.

Обязанности учителя

Педагог наделен рядом общих обязанностей. Первая и самая важная функция учителя – это качественная реализация образовательного процесса. Процедура образования включает в себя обучение и воспитание – два взаимосвязанных направления. Учитель не сможет качественно организовать ни тот, ни другой процесс без уважительного отношения к каждому ребенку. Именно проявление уважения, этичности и толерантности является второй обязанностью педагога.

Учитель должен показывать своим детям пример. Этот до безумия банальный тезис до сих пор не осмыслен многими работниками в сфере образования. Большинство педагогов отдают приоритет авторитаризму и запугиванию. Вместо поучительной беседы о неуместности телефонов на уроке учителя прибегают к спорам и конфликтам. Здесь мы подходим к ключевому вопросу статьи: имеет право учитель забирать телефон у ученика?

Смартфоны на уроке — враги или помощники?

Мы уже писали о принятии парламентом Франции закона о запрете использования смартфонов в школе. Законопроект спорный, есть как сторонники такой инициативы, так и ярые противники. Российские педагоги тоже отреагировали неоднозначно. Например, одни учителя считают, что невозможно отрицать цифровой прогресс, нужно лишь научиться использовать его во благо. Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни. Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны. Я уверен, что телефоны в руках детей влияют только на психику взрослых».

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный. На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения. В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов. На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Причины запрещать пользоваться сотовыми телефонами в школах

Причин внести запрет на использование мобильных телефонов в школах набирается не так уж и мало. В первую очередь гаджеты действительно становятся конкурентами учителю. Ребенок может сделать выбор как в пользу урока, так и в пользу любимой игры или переписки с друзьями. Во втором случае материал не будет усвоен, что принесет нежелательный результат в виде отрицательных оценок. Если, конечно, школьник не соберется с мыслями дома и не примется за изучение материала.

Камера на телефоне нередко используется не только на переменах, но и на уроках. Дети запросто фотографируют друг друга и педагогов. Конечно, это вызывает конфликтные ситуации, поскольку фотографируемый может почувствовать посягательство на личное пространство. А это, в свою очередь, разрушает благоприятную атмосферу в классе.

Кроме того, школьники нередко забывают, где оставили телефоны. В этой ситуации уже не до биологии или геометрии. Гаджет нужно найти, иначе можно и от родителей выговор получить, а ждать новое устройство очень долго.

Причины ограничить пользование мобильными телефонами в школе

Ограничение является более мягкой мерой, если сравнивать с запретом. И дети относятся более благосклонно, и учителя воспринимают положительно. Стоит сказать, что педагоги также могут отвечать на звонки и смс на уроках. Школьники такие детали подмечают, чувствуют себя ущемленными и негативно настраиваются против своих же учителей. Если запрет на использование и должен быть, то скорее всего для обеих сторон.

В жизни бывают непредвиденные обстоятельства, когда ребенку необходимо связаться с родителями и наоборот. В этом случае удобно иметь при себе сотовый телефон, в котором уже сформирована телефонная книга. Ребенку остается только выбрать нужный контакт и позвонить.

Кроме этого, ученикам бывает нужна поддержка или совет со стороны родителей. Единственным средством связи в стенах школы снова становится гаджет. Если ребенок позвонил родителям, получил поддержку, забыл о проблемной ситуации и полностью погрузился в учебный процесс, то телефон имеет место быть. Конечно, при условии, что на уроках всегда выключен звук, а сам гаджет находится в кармане сумки.

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ. Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц. Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) «Содержание права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества»).

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст. 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п. 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ («Содержание права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д. Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

Учитель, ребенок и телефон

Работа педагога предполагает громадное количество обязанностей. Однако ничтожная зарплата и, как следствие, невысокая профессиональная мотивация зачастую делают учителя безалаберным и халатным работником. Нередко педагог ничем не отличается от своих же учеников. Он хамит, ленится и без причины раздражается. Телефоны у детей являются отличным поводом для конфликта. В порыве гнева педагог может выбросить или даже сломать устройство. С такими случаями все понятно: школьный работник ведет себя непрофессионально и намеренно портит собственность третьих лиц. Но как быть с изъятием? Имеет ли учитель право забрать телефон? Ответ юристов однозначен: нет, такого права работники школы, колледжа или вуза не имеют.

Каждый человек обладает тремя правами собственности: владением, пользованием и распоряжением. Ни одно из этих прав не может быть ограничено иначе, как по решению суда. Если учитель забирает телефон ученика, то это однозначное нарушение прав. Норма в уставе школы о запрете пользования напрямую противоречит Конституции и Гражданскому кодексу. Но как вести себя педагогу, если дети всецело отдались миру игр и интернета вместо поглощения знаний? Давайте разбираться.

Что позволено учителю?

Справедливости ради стоит отметить, что прав у педагога не так уж и много. Приоритет в учебном процессе отдается детям, хоть они этого и не замечают. Учитель же нередко превышает свои полномочия. На примере ситуации с телефоном это нетрудно проследить.

Легко представить ситуацию: педагог на протяжении получаса пытается объяснить материал детям, которым нет до учебы никакого дела. Все они уткнулись в телефоны. Как поступит в этом случае хороший, образованный работник? Он применит все свои навыки и проведет с детьми беседу: повысит им учебную мотивацию, расскажет о разрушительном влиянии “пустой” информации, наконец, поделится собственным опытом избавления от вредных привычек. Однако организовать такую беседу очень трудно. Куда проще изъять телефоны и в очередной раз подпитать учеников ненавистью к себе.

Есть и второй, чуть более простой вариант легальной борьбы с “телефонной зависимостью”. Стоит организовать родительское собрание. Педагог рассказывает о проблеме законным представителям своих учеников и просит принять меры. Поднимается вопрос о том, имеет ли учитель право забрать телефоны учеников, которые являются, по сути, собственностью родителей. Как итог – добросовестный родитель сам не позволяет своему чаду ходить с гаджетами в школу.

Основные обязанности учителя

 

Законодательные положения о праве собственности на мобильный телефон

А вот тут все очень и очень сложно, и странно. И связано это с правильным толкованием правовой позиции.

Изначально при оформлении договора купли-продажи нужно понимать, кто и на какие средства этот телефон приобретает. Не уходя в правовые дебри, можно выделить две ситуации:

  • школьнику подарили деньги, и он на них приобрел себе гаджет;
  • смартфон или мобильный телефон был куплен родителями или законными представителями ребенка вне зависимости от возраста.

В первом случае в качестве собственника гаджета можно рассматривать ребенка. Но только при условии, что ему уже исполнилось 14 лет и родители оформили на его имя согласие на совершение сделок. Такое правило действует в соответствии со . Необходимость составления такого согласия связана с тем, что покупку смартфона очень сложно отнести к мелким бытовым сделкам – хотя бы в обывательском понимании.

Если согласие на совершение сделки не было дано, а телефон фактически приобретал родитель – пусть даже и на средства ребенка, и родитель же вписан в договор купли-продажи, а также в гарантийный талон, то собственником будет де-юре родитель.

Во второй ситуации собственником телефона является, безусловно, родитель, который имеет право распоряжаться своим имуществом в порядке , в том числе подарить этот телефон или передать его в безвозмездное пользование.

Как же решить вопрос в этом случае о том, кому принадлежит телефон? Только принять во внимание, что мог иметь место простой договор дарения, совершенный в порядке , то есть без нотариального оформления. Тогда, даже если в тексте договора купли-продажи содержится указание на то, что покупатель телефона – родитель ребенка или законный представитель, собственником гаджета все равно будет считаться ребенок.

Права учеников в РФ, РК и РБ

Имеет ли учитель право забирать телефон ученика в любой другой стране постсоветского пространства, кроме России? Если в конституции или любом другом законе регламентируется право собственности, то такой возможности у педагога нет. Школьные уставы не дополняют учителя в правах: это локальные акты, которые не должны противоречить федеральным нормам и статьям.

Учитель не имеет права забирать телефон. Разобравшись с этим, следует обратить внимание на учеников. Какими правами они обладают? Здесь нужно обратиться к Конвенции прав ребенка 1989 года. Документ закрепляет право на жизнь и здоровье, на получение образования, а также защиту от насилия и угроз. Не секрет, что некоторые учителя превышают свои полномочия. При этом поведение ребенка не оправдывает нарушений со стороны педагога. Учителя часто давят на детей, угрожают им или даже применяют силу. Терпеть в этом случае не стоит. Необходимо как можно скорее обращаться за помощью.

Какие обязанности появляются у учителя в случае получения телефона на хранение

Если учитель собрал у учеников мобильные телефоны, то он должен быть готов к тому, что у него появятся определенные обязанности по отношению к полученному на хранение имуществу.

Общая ответственность

Общая ответственность, как уже было сказано выше, представлена положениями . И заключается она в том, что учитель обязан вернуть ученику полученный от последнего гаджет в целости и сохранности.

В том случае, если по каким-то причинам возникает угроза такому имуществу, то учитель, как хранитель, обязан предпринять все возможные действия, зависящие от него, которые позволят избежать такой угрозы или минимизировать возможный ущерб.

Рекомендации педагогу: что делать, если полученный на хранение телефон был поврежден или пропал

Если же по каким-то причинам телефон пострадал или вовсе был утрачен, то для учителя в данном случае начинает действовать принцип необходимости возмещения причиненного ущерба. Однако хвататься за голову и возмещать стоимость нового флагманского гаджета в случае его повреждения или потери не стоит, так как сначала необходимо выполнить следующие действия:

  • уведомить непосредственного руководителя (как правило, это директор образовательного учреждения) о ситуации. Вполне возможно, что такое уведомление необходимо будет составить в письменном виде, ссылаясь в том числе на локальные правовые акты образовательного учреждения, в которых указано требование о необходимости забирать у учеников мобильные телефоны;
  • уведомить родителей или иных законных представителей о произошедшем с имуществом ребенка;
  • в случае проведения служебной проверки по линии руководства образовательного учреждения дать подробные объяснения о случившемся.

Вот только в свидетели своих учеников призвать не получится – дети до 10 лет не дают показания вообще, так как, с правовой точки зрения, они не могут еще отдавать отчет в своих словах. Дети до 14 лет дают показания только в присутствии родителя, законного представителя, педагога или иного работника образовательного учреждения либо психолога, специально приставленного к нему. И даже в суде такие показания не оцениваются со стопроцентной вероятностью их принятия, в том числе из-за того, что дети в этом возрасте могут приукрасить известные им обстоятельства, а проверка на полиграфе в отношении детей не проводится. Единственный случай, когда можно привлечь в качестве свидетеля учащегося – если ему исполнилось 14 лет и он обладает частичной дееспособностью.

Учитель дает объяснения по факту случившегося. Но при этом следует понимать, что принудить к выплате материального ущерба учителя в случае повреждения или утраты гаджета может только суд. Исключение здесь только одно: если был подписан договор хранения, в котором указываются все права и обязанности сторон, то тогда учитель будет обязан возместить причиненный ущерб в том порядке и на тех условиях, которые указаны в тексте договора.

Имеет ли право учитель забрать смартфон у ребенка

 

Это статья УК РФ

Случаи, когда у детей в школах забирают телефоны, не такая уж большая редкость. Ребенку сложно что-то противопоставить взрослому и авторитетному преподавателю, который наделен какой-никакой властью, пусть и в рамках одного класса. Тем более, когда ребенок чувствует себя виноватым, ведь он действительно нарушил дисциплину. Право учителя отнять смартфон воспринимается как нечто само собой разумеющееся, но так ли это на самом деле? Может ли учитель забрать телефон в рамках закона?

Конечно же нет, преподаватель не обладает компетенцией так поступать. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с конституцией и уголовным кодексом Российской федерации. Никто не имеет права отнимать чужое имущество, а имуществом, в свою очередь, считается любой предмет, который был подарен человеку или куплен им на собственные деньги. Смартфон — точно такое же личное имущество, да еще и довольно дорогое.

Так что ничего забирать учитель не имеет права. Более того, отобрать чужой смартфон силой или угрозами, согласно уголовному кодексу, тянет на открытое хищение, другими словами, на настоящий грабеж (статья 161 УК РФ). И не имеет никакого значения, какие мотивы при этом двигали учителем, почему он позволил себе лишнего и собирался ли когда-нибудь вернуть гаджет владельцу. Есть свершившийся факт, и полицейскими он будет трактоваться однозначно.

Однако это вовсе не значит, что у ученика развязаны руки. И он может свободно пользоваться гаджетами прямо на уроке, наплевав на замечания учителя. В школе действуют свои правила, исполнение которых обязательно, пусть даже они и не регламентированы УК РФ. Да, забирать телефоны у учащихся не могут, как и установить полный запрет на гаджеты. Но в уставе школы обычно прописано ограничение на их использование на уроках. И преподаватель в праве потребовать от нерадивого ученика спрятать телефон. Также он может сообщить о ненадлежащем поведении директору и потребовать призвать ученика к дисциплинарной ответственности. Ну и жалобы родителям никто не отменял.

Что делать, если забрали телефон

Если в школах забирают телефоны, то не стоит оставлять это просто так. Особенно в случае, когда преподаватель забрал и не отдает гаджет на протяжении всего учебного дня. Учителя не должны пользоваться своим положением и ущемлять права учеников, отбирая их имущество без разрешения.

Конечно, не нужно сразу решать проблему радикально и писать заявление в полицию. Для начала стоит попробовать обратиться к самому учителю или руководству учебного заведения. Тихо, мирно и без скандалов объяснить, что смартфоны детей трогать нельзя.

Скорее всего вам пойдут навстречу, ведь закон в любом случае на вашей стороне. А для учителя серьезные разбирательства, как минимум, закончатся выговором, как максимум — увольнением. Вряд ли стоит ломать человеку карьеру за небольшой проступок, никто не идеален, и ошибаться свойственно всем.

Важно понимать, что проблема здесь не только в учителе, но и в ученике, который спровоцировал подобную реакцию. До уроков ему явно дела нет, раз вместо занятий и классной доски он предпочитает экран своего смартфона. А у учителя практически нет легальных способов воздействовать на ученика, когда он обнаглел окончательно и вообще не реагирует на замечания.

Если вы родитель, то стоит провести со своим чадом серьезный разговор и объяснить, где можно пользоваться смартфоном и в каких местах делать этого не стоит ни в коем случае. Ну а если вы учащийся, то помните — защищать свои права действительно важно, но не менее важно проявлять сознательность. Поэтому оставьте гаджеты для перемен, они никуда от вас не денутся. А уроки посвятите тому, для чего они предназначены — получению знаний.

Решение конфликтов

Вернемся к ситуации с электронными устройствами. Что делать, если учитель забрал телефон у ребенка и не желает его отдавать? Сначала ученик должен обратиться к родителям. Необходимо во всех подробностях рассказать о произошедшем. Вместе с ребенком родители отправляются к директору школы, где заявляют о мирном разрешении конфликта.

Если директору нет до родителей никакого дела, то обращаться стоит в муниципалитет или в управление образования. Будет составлена жалоба в отношении конкретного педагога. В течение месяца школа должна ответить на жалобу и вынести мотивированное решение.

Что даст ограничение или запрет на использование гаджетов в школах?

Конечно, когда речь идет о таком серьезном вопросе, хочется понимать, какой будет итог положительного решения на запрет. Результат будет следующим:

  • сокращение числа отвлекающих факторов на уроке;
  • уменьшение возможностей для списывания;
  • отсутствие стресса для ребенка, если телефон оказался потерян;
  • отсутствие конфликтов на почве воровства дорогого устройства;
  • создание приблизительного равенства между учащимися, когда более обеспеченные не имеют возможности вызывать зависть или обиду у менее состоятельных.

Таким образом, ограничение или запрет на использование гаджетов имеет существенные преимущества. Однако важно учитывать и те «но», которые имеются. Кроме того, возможно стоит рассмотреть и такой критерий профессионализма педагогов, как способность поддерживать дисциплину. Всегда больше порядка там, где люди знают свои права и обязанности. Если школьники помнят о своих правах, то об обязанностях забывают. Возможно, будет достаточно чаще напоминать, что в школе учатся. Но не исключено, что запрет будет более эффективной мерой.

В качестве итога

Говорить о том, что учитель где-то и в чем-то нарушает требования законодательства, когда забирает у ученика телефон, слишком сложно. Так как в данном случае вопрос о том, кто и какими правами обладает, придется решать сразу в нескольких плоскостях, в том числе, с точки зрения допустимости использования любого гаджета во время образовательного процесса.

Более того, если после окончания уроков учитель возвращает ученикам их гаджеты, а не оставляет их себе, при этом телефоны остаются исправными и их внешний вид никак не испорчен, то никаких законов он не нарушает.

Однако и безоговорочно требовать сдать телефон учитель, не имея под своим требованием достаточной правовой базы, в том числе в виде локальных актов образовательного учреждения, не должен, так как это может стать причиной открытого конфликта с учениками. В любом случае сейчас этот вопрос находится на очень тонкой грани и может быть использован в свою пользу как сторонниками полного отсутствия гаджетов в школе, так и противниками такой ситуации.

Источники

  • https://BusinessMan.ru/imeet-li-pravo-uchitel-zabrat-telefon-sovetyi-yuristov.html
  • https://zakon.temaretik.com/1665235864923670569/imeet-li-pravo-uchitel-zabrat-telefon-sovety-yuristov/
  • https://rosuchebnik.ru/material/imeet-li-pravo-uchitel-sobirat-telefony-uchenikov-pered-urokom/
  • https://www.snta.ru/press-center/mobilnye-telefony-v-shkole-nuzhen-li-zapret-na-ispolzovanie/
  • https://fishki.net/3217233-uchitely-na-uroke-zabral-u-rebenka-smartfon-jeto-voobwe-zakonno.html
  • https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/uchitel-sobiraet-mobilniki.html
  • https://geekville.ru/novosti/uchitel-zabiraet-telefon-imeet-li-on-pravo-i-chto-delat-shkolniku/

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector