Как и в каком порядке уволить госслужащего -основания и порядок действий в 2024 году

Содержание
  1. Основания прекращения трудовых отношений с госслужащим
  2. Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы
  3. Позиция Конституционного Суда
  4. Особенности увольнения госслужащего
  5. Как уволиться госслужащему по своему желанию?
  6. Увольнение госслужащего по сокращению штата
  7. Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя
  8. Увольнение с госслужбы при достижении предельного возраста
  9. По обстоятельствам, которые не зависят ни от госслужащего, ни от работодателя
  10. В связи с переводом
  11. По состоянию здоровья
  12. В связи со смертью
  13. Порядок увольнения
  14. Перечень документов-оснований для расторжения контракта
  15. Уведомление
  16. Приказ об увольнении
  17. Расчет
  18. Порядок оформления увольнения госслужащего
  19. Какие выплаты полагаются госслужащим при увольнении
  20. Можно ли восстановиться на госслужбу
  21. Можно ли уволиться без отработки
  22. Наиболее распространенные ошибки
  23. Часто задаваемые вопросы
  24. Заключение

Основания прекращения трудовых отношений с госслужащим

В отличие от сотрудников коммерческих организаций госслужащие заключают не трудовой договор, а служебный контракт. Полный перечень оснований его расторжения приведен в ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Контракт подлежит расторжению в связи с увольнением из-за допущенных при его заключении нарушений. Перечень оснований прекращения служебного контракта по решению руководства схож со списком для инициативы работодателя в ТК РФ (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе). Это:

  • несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья или ввиду недостатка квалификации;
  • утрата доверия к служащему в связи непринятием мер по урегулированию конфликта интересов;
  • неоднократное неисполнение обязанностей;
  • однократное грубое нарушение должностных обязанностей;
  • представление подложных документов при заключении контракта;
  • прекращение допуска к гостайне;
  • в случае больничного длительностью свыше 4-х месяцев подряд (если законодательно не установлен иной срок сохранения рабочего места);
  • при сокращении должностей в соответствующем госучреждении или его упразднении.

При этом действуют ограничения для определенных категорий лиц в связи с увольнением по инициативе представителя нанимателя. Так, по этому основанию нельзя уволить:

  • во время отпуска или больничного;
  • запрещено расторгать контракт с беременными, одинокими матерями или единственными опекунами, воспитывающими детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет, женщин с детьми до 3-х лет;

Запрет на увольнение установлен только в отношении больничного длительностью до 4-х месяцев (за исключением случаев, когда предусмотрено сохранение должности на более длительный срок).

Расторжение контракта по не зависящим от воли сторон причинам происходит на тех же основаниях, что применяют для коммерческих компаний. Например (ст. 39 Закона о государственной гражданской службе):

  • увольнение в связи с призывом в армию;
  • при ухудшении здоровья, делающего невозможным продолжение работы;
  • осуждение к отбыванию наказания;
  • признание лица полностью недееспособным.

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) утратил силу. — Федеральный закон от 05.04.2013 N 57-ФЗ;

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

15) утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 509-ФЗ.

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Позиция Конституционного Суда

Изучив материалы дела, КС заметил, что оспариваемый п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона о противодействии коррупции – как следует из его содержания – распространяется лишь на такие категории граждан, как лица, замещающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность, данное законоположение не может рассматриваться в качестве затрагивающего конституционные права лиц, замещающих должности госслужбы РФ, а значит – и приводить к нарушению этих прав. В связи с этим Суд признал в данной части жалобу недопустимой.

Что же касается п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, конституционность которых оспаривается Игорем Котяшем по причине его увольнения с госслужбы в связи с утратой доверия за непредставление при поступлении на госслужбу сведений о доходах – своих и членов семьи, то данные законоположения могут выступать предметом рассмотрения Конституционного Суда исключительно в их связи с иными правовыми нормами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на госслужбу и ее прекращением, а также определяющими правовое положение (статус) госслужащих, заметил КС.

Таким образом, указал Суд, предметом его рассмотрения являются положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе в той мере, в какой они – в системной связи с иными положениями этого закона – служат основанием для решения вопроса об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя по причине непредставления им при поступлении на госслужбу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Конституционный Суд отметил, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указывается, что подп. «а» п. 3, п. 4, п. 10 и п. 15 документа прямо предусматривают, что непредставление гражданином при поступлении на указанную службу – вопреки установленному законом требованию – сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и представление им заведомо ложных сведений, исключает возможность его назначения на должность государственной гражданской службы и заключения с ним служебного контракта. Обязанность же обеспечить соблюдение требований закона при поступлении граждан на госслужбу возлагается на соответствующий государственный орган (его подразделение по вопросам государственной службы и кадров), что предполагает в числе прочего истребование от конкретного гражданина, претендующего на замещение должности госслужбы, всех необходимых для назначения его на данную должность и заключения с ним служебного контракта документов и сведений, включая сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также организацию проверки достоверности этих сведений в установленном порядке.

Конституционный Суд отметил, что заключение государственным органом – вопреки требованию закона – служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию.

КС также указал, что применение к госслужащему такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе выступают элементами правового механизма применения к госслужащему меры ответственности за совершение им в период прохождения службы такого коррупционного правонарушения, а потому не предполагают увольнения госслужащего, который, хотя и не представил при поступлении на службу необходимых сведений, на тот момент еще не имел соответствующего публично-правового статуса, но впоследствии был назначен на должность вопреки требованию закона.

Иное, по мнению КС, означало бы допустимость применения в отношении госслужащего меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, т.е. по порочащему основанию, при отсутствии в его действиях (бездействии) состава коррупционного правонарушения. Тем самым это не только вступало бы в противоречие с ч. 2 ст. 54 Конституции, но и приводило бы к выходящему за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод ущемлению прав на равный доступ к госслужбе и на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.

Таким образом, Конституционный Суд признал п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе не противоречащими Конституции и отметил, что выявленный в постановлении смысл данных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Также Суд указал на необходимость пересмотра правоприменительных решений по делу Игоря Котяша.

Особенности увольнения госслужащего

Как уже было упомянуто ранее, расторжение контракта с лицом, занимающим государственную должность, происходит при соблюдении ряда нюансов, так, например:

  • Если выявляется факт того, что лицо не соответствует в силу определенных обстоятельств должности, на которую был принят, то перед аннулированием контракта, ему обязаны предложить аналогичное место трудоустройства в той же организации;
  • В том случае, если здоровье гражданина более не предполагает выполнение им подобных обязательств на госслужбе, то подразумевается, что увольнение происходит по причинам, не зависящим от возможностей сторон соглашения;
  • Если после предоставления лицу аналогичного места работы, госслужащий отказывается принимать новую должность, то данное решение должно быть зафиксировано им в письменном виде. Производится это для того, чтобы оставались доказательства соблюдения работодателем правил увольнения лица;
  • При выявлении нарушения лицом требований безопасности, которое стало причиной негативных последствий, должен быть оформлен соответствующий Акт по завершении расследования, подписанный всеми членами экспертной комиссии.

Если работник только недавно занял государственный пост и находится на испытательном сроке, то его увольнение может быть осуществлено на основании несоответствия имеющейся у него квалификации с требованиями, предъявляемыми к конкретной должности. Как правило, определение соответствия или несоответствия лица к трудоустройству на выбранную позицию, происходит в течение трех месяцев, на протяжении которых длится срок испытания.

Как уволиться госслужащему по своему желанию?

Если служащий решил уволиться по своей инициативе, он должен предоставить заявление за 2 недели до предполагаемой даты расторжения контракта. Как выглядит процедура:

  1. Отдел кадров получает заявление в свободной форме, наниматель или его представитель решает вопрос о необходимости двухнедельной отработки.
  2. Наниматель оформляет приказ по форме Т-8 с указанием причин и знакомит работника с ним под роспись.
  3. В последний день трудовой деятельности производятся все выплаты, заполняется трудовая книжка

Увольнение госслужащего по сокращению штата

Согласно закона, при прекращении контракта по сокращению за два месяца до предстоящего события представитель нанимателя обязан проинформировать об этом профсоюзный орган и служащих, чьи должности планируется сократить. Как все делается:

  1. Представитель нанимателя знакомит каждого сотрудника с уведомлением о сокращении под роспись за 2 месяца до расторжения контракта. В документе указываются должности, на которые можно перейти.
  2. Берутся письменные отказы от тех, кто не захотел перейти на свободные вакансии и решил уволиться.
  3. На каждого сотрудника оставляются приказы о прекращении контрактов в связи с сокращением.
  4. Работников знакомят с приказами под роспись.

В течение двух месяцев после увольнения госслужащим выплачивается компенсация в размере среднемесячного заработка.

Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя

Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в . Здесь все зависит от конкретной ситуации:

  • Когда служащим было допущено однократное грубое нарушение (пребывание на работе в состоянии опьянения, аморальный поступок и т.д.), данный факт должен быть зафиксирован соответствующим актом. Также сюда входят прогулы без уважительных причин.
  • Если работник появился в нетрезвом виде, требуется заключение медкомиссии.
  • Нельзя расторгнуть контракт без предварительной служебной проверки с целью сбора доказательств вины сотрудника.
  • По окончании проверки составляется приказ о прекращении контракта, он отдается на подпись служащему.

«Законодательно понятие «уважительная причина» нигде не установлено, поэтому при прогуле здесь подразумевается отсутствие на рабочем месте в связи с болезнью близкого человека, коммунальными проблемами и т.д., когда уволить за отсутствие на рабочем месте не получится» – говорит Кирилин А.В., почетный профессор РАЕН и кандидат исторических наук.

Если увольнение производится по причине несоответствия занимаемой должности или недостаточной квалификации, потребуется заключение аттестационной комиссии, подтверждающее данный факт.

Увольнение с госслужбы при достижении предельного возраста

11.05.2016 года Госдумой был принят , в соответствии с которым пенсионный возраст госслужащих должен повышаться по такой схеме:

Год Возраст для назначения пенсии по старости
Женщины Мужчины
2017 + 6 месяцев
2018 + 1 год
2021 +18 месяцев
2021 +24 месяца
2021 + 30 месяцев
2022 +36 месяцев

2023

2024

+42 месяца
2025 + 54 месяца
2026 +60 месяцев
2027 +66 месяцев +60 месяцев
2028 +72 месяца
2029 +78 месяцев
2030 + 84 месяца
2031 +90 месяцев
2032 и последующие +96 месяцев

Если увольнение производится в связи с достижением служащим пенсионного возраста, готовится соответствующий приказ с указанием данной причины. Сотруднику перечисляются все выплаты и компенсации в размере нескольких должностных окладов.

По обстоятельствам, которые не зависят ни от госслужащего, ни от работодателя

Отдельным случаем является ликвидация государственного органа или учреждения, а также различные сокращения. Это обстоятельство ни относится не к инициативе работника, не к инициативе работодателя. В такой ситуации госслужащему могут предложить другое место согласно его образованию и квалификации. В некоторых случаях служащий может быть отправлен на переподготовку или повышение профессиональной квалификации. Если сотрудник отказывается от предложенных вариантов, его увольняют.

Справка!В случае реорганизации ведомства или сокращение кадров, руководство обязано известить об этом сотрудников за 2 месяца.

В связи с переводом

Если предполагается перевод государственного служащего в другую местность, начальство обязано известить его об этом за два месяца. В ситуации, когда служащий гос.органов не желает переводиться, согласно статье 1 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это может быть основанием для его отстранения. В таком случае сотруднику выплачивается двухнедельное выходное пособие.

По состоянию здоровья

Согласно первому пункту статьи 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» состояние здоровья может быть основанием для увольнения госслужащего. Эта причина подпадает под категорию несоответствия служащего занимаемой должности. Увольнение с государственной гражданской службы происходит на основании медицинского заключения.

В связи со смертью

В случае смерти служащего, согласно трудовому кодексу, выпускается соответствующий приказ. Документ, являющийся основанием для издания такого приказа — свидетельство о смерти. В приказе проставляется только подпись руководителя, подпись родственника не нужна.

Порядок увольнения

Процедура увольнения государственного работника по инициативе начальства проходит следующим образом:

  • работника приглашают в отдел кадров соответствующего департамента, где его ознакамливают с приказом об увольнении и ставит свою подпись;
  • работник получает обходной лист и начинает процесс передачи своих дел согласно установленной в ведомстве процедуре;
  • в день увольнения работник прибывает в отдел кадров, сдает обходной лист и получает копию приказа и трудовую книжку.

В случае увольнения по собственному желанию процесс аналогичен:

  • работник прибывает в отдел кадров своего ведомства и предоставляет соответствующее заявление, написанное собственноручно;
  • следующие этапы аналогичны.

Перечень документов-оснований для расторжения контракта

Несмотря на то, что процедуру прекращения служебного контракта регулирует Закон о государственной гражданской службе, перечень документов, которые инициируют ее начало, тот же, что и в коммерческих компаниях.

Например, если работник бюджетной сферы решил уволиться, он подает заявление на увольнение госслужащего в произвольной форме. Его так же подают за две недели до даты прекращения контракта.

Хотя каждое госучреждение самостоятельно разрабатывает внутренние бланки указанных выше документов, в остальном процедура расторжения трудовых отношений едина для всех.

Так, госслужащий, определяясь с тем, какую дату указывать в заявлении на увольнение, должен учитывать срок предупреждения об уходе. В течение этого периода работник может отозвать заявление, а по его окончании, прекратить работу.

При увольнении за виновные действия всегда проводят служебную проверку, которую оформляют отчетом. В нем:

  • указывают обстоятельства совершения проступка;
  • смягчающие события;
  • определяют степень вины сотрудника.

Обязательно истребование письменных пояснений от провинившегося. На вопрос, считается ли увольнение с работы административным взысканием, в подобном случае можно ответить скорее положительно. Только правильнее назвать его дисциплинарным взысканием.

Уведомление

В случае, когда работник уволился (или был уволен) с государственной службы, а затем заключил новый трудовой договор (не имеет значения где), его новый работодатель обязан отправить соответствующее уведомление на его прежнее место работы.

Справка! Уведомление отправляется в течение 10-ти дней с момента принятия бывшего госслужащего на новую работу. При этом не имеют значения основания, по которым он прекратил работать в государственных органах.

Приказ об увольнении

Приказ об увольнении имеет форму Т-8. Однако по закону такой бланк не имеет строго установленного образца, и каждое ведомство может выпускать свой собственный документ, либо составлять его в свободной форме.

Расчет

Вне зависимости от оснований отстранения от службы работнику выплачивается вся заработная плата за отработанный период, а также все премии, надбавки, пособия и прочее.

В случае ликвидации ведомства или штатного сокращения сотрудник получает компенсацию, размер которой составляет денежное содержание за четыре месяца.

Если работник отказывается переводиться на другое место работы, то его отстраняют и выплачивают пособие в размере двухнедельного заработка.

Порядок оформления увольнения госслужащего

После поступления документов-оснований начинают непосредственную процедуру расторжения служебного контракта. Она включает в себя:

1. Издание приказа об увольнении — на бланке собственной разработки или по форме № Т-8 (ч. 2 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе).

В нём обязательно указывают основание прекращения сотрудничества согласно формулировкам указанного выше закона.

Например, «за однократное грубое нарушение гражданским слуащим должностных обязанностей — прогул, подп. „а“ п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ „О государственной гражданской службе Российской Федерации“; подп. „а“ п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Также обязательно указание на дату расторжения контракта и реквизиты документов-оснований. С приказом работника нужно ознакомить под роспись. А при его отказе — сделать в нем соответствующую отметку.

При увольнении по инициативе служащего в период больничного по его письменному заявлению оно может быть перенесено на период после завершения нетрудоспособности (ч. 8 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе).

2. В последний рабочий день сотрудника финансовый отдел госструктуры проводит с ним полный расчет.

Для этого используют данные по учету рабочего времени, внутренних локальных актов и нормативных документов по оплате труда соответствующего ведомства.

Оформляют табель на уволенного сотрудника, образец которого представлен ниже. Составляют записку-расчет, в которой указывают все начисления, удержания и положенные к выплате суммы.

3. При увольнении работник должен получить:
  • денежное содержание за исполнение обязанностей;
  • суммы в рамках предоставленных ему госгарантий, федеральных законов;
  • компенсацию неиспользованных дней отпуска.

В случае увольнения в связи с сокращением/упразднением госучреждения или в связи с длительной болезнью ему положена дополнительная выплата денежного содержания за 4 месяца.

Может быть проведено удержание из зарплаты за отгулянный авансом отпуск, невозвращенных денежных авансов. В других случаях сумма изъятия не должна превышать 20%, а в отдельных — не более 50% (например, по исполнительным листам).

4. В последний день вносят запись в трудовую книжку, если она ведется в бумажном виде или в реестр электронных сведений о трудовой деятельности.

Нужно подать сведения по форме СЗВ-ТД — не позднее дня, следующего за датой издания приказа.

Формулировка об увольнении в трудовой книжке должна повторять аналогичную запись об основании увольнения в приказе.

Также в этот день делают запись в личной карточке служащего по форме № Т-2ГС (МС).

Какие выплаты полагаются госслужащим при увольнении

При аннулировании государственного контракта, в последний день лицо получает всю необходимую документацию, а также выходные платежи, которые не были выплачены до увольнения. Основными видами начислений являются:

  • Заработок лица за последний неоплаченный период. К числу доходов госслужащего относятся:
  1. Окладная часть зарплаты;
  2. Дополнительные выплаты, осуществляющиеся за выслугу лет;
  3. Компенсации за выполнение деятельности в особых условиях труда;
  4. В случае допуска к государственной тайне, происходит выплата средств согласно процентному коэффициенту за данный уровень секретности;
  5. Специальные выплаты, положенные госслужащему за выполнение особо важных задач.
  • Выплаты за отпуска, которыми государственный представитель не успел воспользоваться в течение действия контракта. Начисление полного объема отпускных осуществляется тем работникам, контракт которых продлился более 11 месяцев. Кроме того, на 100% выплаты могут рассчитывать госслужащие, отработавшие 5,5-11 месяцев, при условии аннулирования контракта из-за:
  1. Ликвидации государственного органа;
  2. Вызова на прохождение срочной службы в армии;
  3. Сокращение кадрового состава госоргана;
  4. Перевода в другую структуру;
  5. Выявление факта того, что лицо больше не может осуществлять трудовую деятельность на данной должности в силу определенных обстоятельств, например, из-за проблем со здоровьем.
  • Помимо отпускных начислений, лицо имеет право на получение единовременной материальной компенсации к отпуску. Ее размер составляет не более трех окладных частей. В том случае, если государственный представитель уволен по инициативе работодателя из-за серьезного нарушения, то в данной выплате ему будет отказано.
  • Выходные материальные компенсации, которые выплачиваются госслужащим в случаях:
  1. Ликвидации госоргана или уменьшении численности кадрового состава. Размер пособия равен одному окладу лица;
  2. Прекращение трудовой деятельности организации, функционирующей в районе Крайнего Севера, вследствие чего происходит увольнение или уменьшение численности ее работников. Размер такого пособия будет равен четырем окладным частям госслужащих.
  • Иные выплаты, положенные государственному служащему при аннулировании контракта.

Можно ли восстановиться на госслужбу

Если сотрудник был отстранен по приказу начальства, но при этом он считает, что увольнение с госслужбы было незаконным, он имеет право обжаловать приказ в судебном порядке. Для этого у работника есть один месяц с момента ознакомления с соответствующим приказом.

Можно ли уволиться без отработки

Двухнедельная отработка обязательна. Однако служащий может договориться со своим начальством об изменении срока отработки. С одобрения руководства сотрудник может прекратить выполнять свои обязанности в любой день.

Необходимость в двухнедельной отработке также отпадает в двух случаях:

  1. Если сотрудник не может продолжать работу по веской причине. Например, в случае болезни, переезда в другое место и т.д.
  2. Если сотрудник нарушил действующее законодательство.

Государственные служащие могут быть уволены, как и любые другие сотрудники. Специфика увольнения регулируется специальными законодательными нормами, прописанными в Трудовом кодексе РФ. При помощи этих норм, формулируются основания для прекращения служебной деятельности, производится подготовка документов и начисление положенных по закону выплат.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. При увольнении сотрудника по сокращению штата необязательно брать с него роспись, достаточно устного уведомления.

Нет, обязательно должно быть составлено письменное уведомление на каждого работника, в противном случае действия работодателя будут признаны незаконными. Пример:

Артемьева О.И. замещала должность начальника методического отдела Департамента спорта. Приказом нанимателя она была уволена по п. 6 ст. 33 ФЗ «О госслужбе», уведомления о сокращении численности штата она не получала. Впоследствии она обжаловала действия руководителя в суде, и суд принял решение о восстановлении работницы по двум основаниям:

  • Ей не предлагались вакантные должности.
  • Она не была оповещена в письменном виде о сокращении

Ошибка №2. Сотрудника можно уволить за однократный прогул.

Если служащий допустил прогул только один раз и объяснил причину, теоретически его можно уволить, но на практике в большинстве случаев при обращении в суд нарушителям удается восстановиться на работе. Разумнее применить другое дисциплинарное взыскание – замечание или выговор.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Кому отдавать медицинское заключение, если госслужащий собирается увольняться по состоянию здоровья?

Все документы предоставляются только в отдел кадров.

Вопрос №2. Можно ли как-то подтвердить прогул по уважительной причине, чтобы избежать увольнения?

Да, можно. Все зависит от ситуации: при попадании в ДТП при следовании к месту работы понадобится справка из ГИБДД. Если заболел родственник и потребовалась экстренная госпитализация, желательно предоставить справку из медучреждения.

Заключение

Увольнение государственных служащих регламентируется специальными законодательными актами, основанными на нормах ТК РФ, но с некоторыми нюансами. Чтобы выполнить процедуру расторжения контракта правильно, нужно знать все особенности и требования ФЗ «О госслужбе в РФ».

Источники
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/506587/
  • https://www.zakonrf.info/doc-15740247/gl6-st33/
  • https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-razyasnil-poryadok-uvolneniya-gossluzhashchego-v-svyazi-s-utratoy-doveriya/
  • https://infotrud.ru/uvolnenie/uvolnenie-gossluzhashhego-po-iniciative-rabotodatelya/
  • https://pravo-invalida.ru/uvolnenie-gossluzhashhego-poshagovaya-instrukciya/
  • https://e-kontur.ru/enquiry/1420/uvolit-sotrudnika
  • https://tkrf1.ru/faq/uvolnenie-gossluzhashhego

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах