Как живут мусульмане – основные правила и традиции в Исламе

Содержание
  1. Некоторые особенности религий
  2. Суть религии
  3. Определение и характеристика исламского права
  4. Законы, нормы и правила шариата
  5. Столпы
  6. Свидетельство
  7. Молитва
  8. Милостыня
  9. Пост
  10. Паломничество
  11. Суть правил
  12. Золотые
  13. Правила поведения
  14. Правила в одежде
  15. Правила для женщин
  16. Принципы регулирования взаимоотношений
  17. Религиозные традиции
  18. Бытовые традиции
  19. Семейные традиции
  20. Свадьба (валима)
  21. Семейная жизнь
  22. Рождение и воспитание детей
  23. Проводы в последний путь
  24. Мусульманская кухня
  25. Правила, которые следует соблюдать до приема пищи
  26. Правила, которые следует соблюдать во время приёма пищи
  27. Правила, которые следует соблюдать после приёма пищи
  28. Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе
  29. Некоторые правила этикета при подаче угощения гостям
  30. Правила, которые должны стать привычкой мусульманина
  31. Развод в исламе: правила
  32. Шариатский суд – запреты и наказания

Некоторые особенности религий

Так, например, христианство – это по-гречески означает «помазанник», «мессия». Оно объединяет три направления: православие, католицизм и протестантство. Все они объединены верой в триединого Бога, при этом Иисус Христос представлен как богочеловек, спасающий мир. Религия основана на любви к человеку, милосердии к страдающим людям. Христианское учение утверждает, что данная религия не создана людьми, а дана человеческому обществу как готовое, законченное учение.

Еврейской национальной религией, иудаизмом, признается только единый Бог Яхве и мессия (спаситель). Древнейшее учение (1 тыс. до н. э.), возникшее в Палестине, основано на избранности еврейского народа. Оно отвергает Иисуса Христа.

В 5-6 вв. до н. э. в Индии зарождается религия, которая направлена на стремление достигнуть высшего покоя и блаженства (нирваны) в результате отказа от всех желаний и нравственного совершенства (в буддизме) и т. д.

Одной из самых распространенных религий считается ислам, который возник на Аравийском полуострове (начало 7 века до н. э.).

Суть религии

Ислам (с арабского – «единобожие») представляет вероисповедание, которое признает единого Бога. Считается, что до появления людей на земле ее исповедовали Ангелы. К ней призывали все Пророки, посланные Всевышним, и обращались ко всем народам на разных языках. Последние священные писания представлены на арабском языке, так как последний Пророк был арабом. Поэтому религиозные термины звучат на арабском языке (ислам – вера в Бога и его Пророков, Аллах – арабское имя Бога, мусульманин – верующий).

Основное правило ислама – вера в одного Бога, ниспосланный Коран, а также в предначертание судьбы, жизнь после смерти (воскрешение), в ад для «неверных» и благоденствие в раю для верующих. Все, что происходит в жизни мусульманина, создается Богом (добро, зло, и т. д.).

Определение и характеристика исламского права

Шариат формировался и складывался на базе текстов Сунны Пророка (с.а.в.) и Корана. Они стали источниками исламского права, и происходило это в XI — XII веках, а в дальнейшем это понятие только шлифовалось и совершенствовалось.

У шариата есть сразу несколько определений. Прежде всего, это свод законов в рамках исламского мира. Кроме того, исламский шариат представляет собой некий моральный кодекс, состоящий из повелений Священного Корана. Наконец, понятие шариата подразумевает определенное мировоззрение, направление, по которому должен двигаться в жизни каждый правоверный мусульманин.

Не случайно в переводе с арабского термин обозначает «верный, праведный путь». Именно последнее определение является исключительно важным для многих мусульман, поскольку, следуя наставлениям шариата, человек, исповедующий Ислам, может после смерти оказаться в раю.

Люди других религий, даже не подозревая, что такое шариат в исламе, часто следуют его нормам, поскольку в очень многих пунктах свод правил имеет сходную с христианскими установками базу.

В отличие от уголовного кодекса, который может иметь в разных странах свои нюансы, законы шариата едины для всего мусульманского мира. Однако сложность его заключается в том, что он является настолько многосторонним, что в разных регионах рассматриваются как руководство к действию лишь отдельные его аспекты. В качестве юридического судебника он используется в:

  1. Иордании;
  2. Саудовской Аравии;
  3. Пакистане;
  4. Йемене,
  5. Иране;
  6. Ливии;
  7. Омане.

В таких странах, как Ливан и Сирия нормы шариата действуют избирательно, в зависимости от того вопроса, который рассматривается. Например, спор по наследству будет решаться в рамках исламского права, а вот правонарушения государственного характера передаются на рассмотрение светского суда.

Во многих странах, в том числе, у кавказских народов шариат противопоставлен адату, который тоже является сводом определенных норм, но, скорее, традиционных. Например, на Кавказе по шариатским законам решаются споры о земле, а согласно адату – об умыкании невесты, либо о кровной мести.

Итак, существует право, согласно которому мусульманские шариаты регламентируют систему наказаний за нарушение определенных предписаний Корана и исламской морали. Существует также моральный кодекс, который определяет всю жизнь правоверного мусульманина.

Если в западных странах, где основная роль принадлежит христианской религии, Библия и судебно-правовая системы разграничены, то в исламском мире эти две составляющие спаяны в одно большое определение – шариат. Он изначально направляет жизнь человека, исповедующего ислам, таким образом, чтобы он проживал в соответствии и с нормами закона, и с правилами Корана, и с общечеловеческой моралью.

Исходя из этого комплекса составляющих, шариат нередко определяют как единое религиозное законодательство, обозначая в этих рамках закон скорее как социальные и этические, чем как юридические нормы.

Западный мир, напуганный последними политическими событиями, представляет себе шариат как средневековое проявление мракобесия. Однако платформа, на которой держатся эти законы, является благом для человека, который должен жить по заповедям пророка Мухаммеда (с.а.в.) и законам Всевышнего. Так, шариат никогда не выступал против технического прогресса и являет собой просветление ума и души человека.

Законы, нормы и правила шариата

Согласно шариату, существуют строго определенные нормы, которые поделены на категории. Все они отражены в четырех школах (мазхабах), регламентирующих все исламское право. Некогда таких школ насчитывалось больше, но сегодня действуют следующие:

  • маликитский;
  • ханафитский;
  • ханбалитский;
  • шафиитский.

Кроме того, мусульмане шиитского толка используют мазхаб джафаритский, а у суннитов в прошлом остался мазхаб захиритский, который сегодня практический забыт.

Однако, какая бы правовая школа ни действовала на территории той или иной страны, если в ней применяются правила шариата, то они едины для всего исламского мира. Все эти правила распределяются на:

  • обязательные к исполнению (фард, ваджиб);
  • рекомендуемые (мандуб, суннат);
  • не приветствующиеся (макрух);
  • строго запрещенные (харам).

Все правила, так или иначе включенные в свод, являются постулатами Корана. Существуют еще и отдельные откровения, высказанные в свое время Пророком Мухаммедом (с.а.в.), они называются хадисами.

Так, к фардам относятся, прежде всего, правила, принятые при намазе. Эта норма поведения исходит из безоговорочного поклонения Аллаху, признания его единства, а также из веры в то, что Мухаммед (с.а.в.) – его посланник. Они также устанавливают признание того, что все положения Пророка являются истинными, поскольку происходят непосредственно от Аллаха.

Помимо этого, правоверный мусульманин обязан в соответствии с фардами, будучи человеком обеспеченным, отчислять в пользу бедных закят и ушур (виды налога), не совершать грехов, изучать нормы Ислама во всех его проявлениях.

Целый ряд предписаний касается обретения смирения. Сюда относятся удовлетворение теми дарами, что дает Всевышний, изучение окружающего мира как проявления Его могущества, терпение напастей и болезней, поскольку все это также происходит по воле Аллаха.

Правоверный мусульманин не задает вопроса о том, можно ли по шариату забывать о долге – он знает, что все зароки и обещания, которые даны, необходимо выполнить. То же самое касается и денежных долгов, а также долга перед своей страной. Шариат предписывает служить в армии (при необходимости) и всегда быть на стороне справедливости.

Целый ряд фардов касается семейного уклада, и здесь все нормы также разумны и не могут противоречить здравому смыслу. Так, мужу вменяется в обязанность забота о жене и детях. Супруг должен обеспечивать свою вторую половину не только необходимым для полноценной жизни пространством (предоставить ей комнату или дом), но и питанием, одеждой.

Жена же, в свою очередь, должна заботиться о своем супруге. Что касается детей, то они обязаны быть почтительными и содержать своих родителей, если к тем на порог пришла нищета. Более того, можно и нужно воспитывать и содержать сирот и калек, одиноких стариков, справляться о здоровье больных людей.

Как видите, все те правила хорошего воспитания и проявления милосердия, которые в христианстве подразумеваются как бы сами собой, шариат предписывает к обязательному и рекомендуемому исполнению и выделяет в отдельные установки.

Столпы

Столпы ислама не перечисляются в Коране, но были известны из хадиса Пророка. С их элементами согласно большинство мусульман. Каждое из пяти действий требует внутреннего духовного посвящения и внешнего признака намерения (ният), равно как и правильного завершения каждого действия.

Пять столпов ислама включают пять действий, обязательных для правоверного мусульманина, среди которых:

Со временем некоторые религиозные группы добавили к пяти столпам и другие элементы или модифицировали их. Чаще всего шестым столпом ислама называют джихад, обозначающий с теологической точки зрения прежде всего «борьбу с собственными страстями».

Свидетельство

Свидетельство, или шахада — произнесение догмата, который провозглашает принцип единобожия: «Ашхаду ан-ля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах». Символ веры, свидетельствующий об исповедании верующим единобожия и признании пророческой миссии пророка Мухаммада. Произнесением шахады начинаются мусульманские молитвы и любое религиозные или светские мероприятие, проводимые в исламских страна. Она содержит в себе два основных догмата ислама:
  1. исповедание единобожия, монотеизм;
  2. признание пророческой миссии пророка Мухаммада.

Шахада возникла как молитвенный и различительный возглас, которым первые мусульмане отличались от язычников-многобожников и других иноверцев. Во время битв шахада служила боевым кличем, что дало название понятию шахид — мученик. Первоначально шахидами называли воинов, павших в войне против врагов ислама с шахадой на устах.

Шиитская шахада отличается от суннитской добавлением слов об Али ибн Абу Талибе: «ва `Алийюн Валийю л-Лах», что означает «и Али — друг Аллаха». В общем виде шиитская шахада имеет вид: «Свидетельствую, что нет Божества кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха и Али — друг Аллаха».

Троекратное произнесение шахады перед официальным лицом составляло в Средние века ритуал принятия ислама. С точки зрения ислама, с момента произнесения шахады в Божественном Присутствии («с искренностью в сердце») человек считается мусульманином и должен соблюдать и остальные постановления шариата и Сунны.

Молитва

Каждый совершеннолетний мусульманин обязан пять раз в день совершить молитву. Намаз совершается в определённое время, в соответствии с установленным ритуалом. В Коране нет ясных предписаний совершения молитв, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, молитвенные формулы, некоторые движения и др. Весь порядок моления сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммада и закреплен памятью первых мусульман. Единообразие молитвы отрабатывалось практически в течение более чем полутора веков и было письменно зафиксировано ханафитским богословом Мухаммадом аш-Шайбани (ум. 805).

Все молитвенные формулы и слова должны произноситься на арабском языке. В зависимости от правовой школы (мазхаба), некоторые молитвенные формулы могут отличаться.

Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв (фард):

название
молитвы
кол-во
ракаатов
время
совершения
утренняя (фаджр)2 ракаата сунны 2 ракаата фардас рассвета до восхода солнца
полуденная (зухр)4 ракаата сунны 4 ракаата фарда 2 ракаата сунныс полудня до времени когда солнце начинает клонится к западу
предвечерняя (аср)4 ракаата фардас предзакатного времени до захода солнца
вечерняя (магриб)3 ракаата фарда 2 ракаата сунныпосле захода солнца до потемнения
ночная (иша)4 ракаата фарда 2 ракаата сунны 3 ракаата аль-Витрс позднего вечера до полуночи

В некоторых случаях можно объединять полуденную с предвечерней молитвой и вечернюю с ночной молитвой. Запрещено молиться точно в полдень и в моменты восхода и захода солнца. Кроме ритуальных молитв, мусульманин имеет возможность прямого обращения к Богу с помощью мольбы (дуа), произносимой в любое время и на любом языке.

Намаз можно совершать как индивидуально, так и коллективно в любом подходящем месте. Полуденный намаз в пятницу (джума-намаз) совершается в мечети и имеет большую социальную значимость. Она предоставляет возможность мусульманам услышать проповедь имама и ощутить себя единым целым.

Место, на котором совершается молитва, должно быть ритуально чистым (тахара), для чего молящиеся могут расстелить молитвенный коврик. Ритуальная чистота мусульман включает в себя действия, цель которых — достижение обрядовой чистоты и имеет «внутреннюю» и «внешнюю» стороны. «Внутренняя тахара» предполагает очищение души от неблаговидных помыслов, гнева и греха, а «внешняя тахара» — очищение тела, одежды, обуви, жилища и т. д.

Во время коллективного намаза молящиеся становятся рядами за имамом, который руководит молением. Женщины должны молиться отдельно от мужчин или становятся сзади. Во время моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, совершать посторонние движения и т. п. Нельзя молиться в опьяненном, одурманенном и бредовом состоянии. Больные и инвалиды имеют послабления в обряде намаза и могут совершать его как сидя, так и лёжа, совершая движения мысленно. Обряд намаза одинаково исполняется последователями всех исламских течений, за исключением самых «крайних», отрицающих любую обрядность.

Основой молитвы является ракаат, который представляет собой цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул. Все позы, движения и молитвенные формулы следуют друг за другом в строго определённом порядке, нарушение которого чревато недействительностью молитвы. Молитва совершается в состоянии ритуальной чистоты (вуду (омовение)). Молящийся должен встать обратившись лицом к Мекке (кибла). Для точного определения направления на Мекку в мечетях строят ниши для имамов (михрабы) и особым образом расстилают ковры. Если время молитвы застигает мусульманина в пути, то он может определить киблу по солнцу или ориентируясь на ближайшую мечеть.

Встав в направлении Мекки с опущенными вдоль тела руками, молящийся произносит вслух или про себя формулу намерения (ният). Затем он поднимает руки на уровень лица, ладонями в сторону киблы и произносит формулу возвеличения Аллаха (такбир). Взяв за запястье левую руку правой, он прижимает их к груди (киям) и произносит первую суру Корана (Аль-Фатиху), а после неё какую-либо короткую суру Корана. После чтения аятов из Корана совершается поясной поклон (руку) с произнесением хвалы Аллаху. Выпрямившись молящийся произносит слова: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил его» (тасми) и опускаясь на колени, совершает земной поклон (суджуд). Выпрямившись, он садится на пятки (джилса) и произносит слова: «О, Аллах прости меня». Далее молящийся повторяет земной поклон и садится на пятки. Во втором и последнем ракаате молящийся читает молитвенную формулу «ташаххуд», а после его завершения в последнем ракаате произносит приветственную формулу «Мир вам и милосердие Божье» направо и налево.

Помимо обязательных молитв, мусульмане могут совершать и добровольные молитвы, которые считаются богоугодными.

Милостыня

Закят — налог в пользу нуждающихся мусульман. Факихи толкуют этот термин как «очищение [от греха]». Европейские исследователи видят в нём заимствование из древнееврейского закут («добродетель») или проникновение из сирийского языка через арабов-христиан. Генетически закят связан с доисламским обычаем создания своеобразного «фонда» взаимопомощи племени и раздела захваченной добычи.

В мекканских сурах закят означает благое деяние, милостыню, материальную помощь. Обложение закятом появилось, очевидно, сразу же после переселения первых мусульман в Медину. Нежелание платить закят после смерти пророка Мухаммеда явилось одной из причин вероотступничества.

Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый.

Закят выплачивается взрослыми дееспособными мусульманами. Женские украшения, золотая и серебряная отделка оружия не облагались налогом. Собранные суммы должны расходоваться в течение года и только в том округе, где они собраны.

НаименованиеНисаб
1посевы5 васков (975 кг)
2виноградники и финиковые пальмы5 васков (975 кг)
3скот5 верблюдов, 20 коров или 40 овец
4золото и серебро20 динаров или 200 дирхамов
5товарыпри соответствующей цене

Право на получение помощи из закята имеют: неимущие; бедняки; сборщики закята; «лица, заслуживающие поощрения»; мукатабы; несостоятельные должники; приезжие, не имевшие средств для возвращения домой.

Пост

Пост установлен пророком Мухаммадом в 624 году и восходит к доисламской практике благочестивого уединения (итикаф). Предписание соблюдения поста обозначено в Коране и сунне пророка Мухаммеда. Продолжительность поста — 29 или 30 дней. Время — с рассвета (сухур) до заката солнца (ифтар).

Пост заключается в полном воздержании в светлое время суток от приёма пищи, питья, исполнения супружеских обязанностей и т. п., то есть от всего, что отвлекает от благочестия. С заходом солнца запреты на приём пищи, питья и исполнения супружеских обязанностей снимаются. Ночью рекомендуется проводить время в размышлениях, чтении Корана. В течение месяца Рамадан рекомендуется больше совершать богоугодные дела, раздавать милостыню, улаживать ссоры и т. д

Пост обязателен для всех взрослых мусульман. Те, кто не может соблюдать его по каким-либо обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен и т. п.), кто не может отвечать за свои поступки (психически неполноценные), а также те, кому пост может принести какой-либо вред (больные, престарелые люди, беременные и кормящие женщины) от поста освобождаются. Кроме того, к посту не допускаются женщины во время менструации и преступники, не отбывшие наказания.

Освобожденные от поста по временным обстоятельствам должны выдержать его в течение следующего года в удобное время. Нарушившие пост случайно — должны возместить потерянные дни после окончания месяца. Те, кто нарушил пост умышленно, должны кроме возмещения этих дней принести покаяние (тауба) и совершить искупительные действия (каффара). Открытое пренебрежение и демонстративное нарушение поста расценивается как правонарушение и наказывается в соответствии с законами страны, в которой это произошло.

Паломничество

Мечтой каждого мусульманина является паломничество (хадж) в Мекку и Медину. В Медине находится могила пророка Мухаммеда, а в Мекке — главная святыня ислама, Кааба. Исламские источники утверждают, что Кааба впервые была построена Адамом, разрушена во время потопа, но восстановлено пророком Ибрахимом (Авраамом) и его сыном Исмаилом. Согласно исламскому преданию, начало совершения паломничества относится к эпохе Ибрахима. Древние арабы, вплоть до завоевания мусульманами Мекки, совершали паломничество к Каабе, в которой находились их идолы. В своем нынешнем виде хадж существует со времени пророка Мухаммеда. Сам пророк Мухаммед совершил своё единственное («прощальное») паломничество в 632 году.

Хадж является обязанностью каждого мусульманина; кто не способен совершить хадж, может послать вместо себя «заместителя». Женщины могут совершить хадж только в сопровождении мужчин (махрам). Хадж совершается ежегодно в месяц зуль-хиджа исламского календаря и состоит из серии обрядов. Паломничество в Мекку совершается через два месяца и десять дней после окончания Рамадана и приурочено ко времени одного из двух главных праздников мусульман — Курбан-байрам (Ид аль-адха). Хадж совершается с целью увековечить память о жертве, которую собирался принести пророк Ибрахим. Ежегодно более десяти миллионов паломников со всего мира собираются в Мекке, чтобы укрепить мусульманское единство и упрочить связи. Все паломники, вне зависимости от уровня доходов, одеты в одинаковые белые одежды (ихрам). Согласно исламскому вероучению, хадж снимает с человека его грехи.

К 7 зуль-хиджа паломники прибывают в Мекку. После принятия ихрама паломники совершают обряд «малого паломничества», после чего те, кто решил совершить умру и хадж раздельно, выходят из ихрама и обрезают прядь волос. Непосредственно перед хаджем они возобновляют ихрам. Те же, кто решил объединить умру и хадж (киран), остаются в ихраме до окончания хаджа.

На 8 зуль-хиджа (яум ат-тарвия) паломники запасаются водой и отправляются через долины Мина и Муздалифа к долине Арафат. Часть паломников располагается непосредственно в долине Арафат, часть же проводит ночь с 8 на 9 зуль-хиджжа в долине Мина.

В полдень 9 зуль-хиджа начинается стояние у горы Арафат, которое продолжается до захода солнца. Во время стояния у горы Арафат верующие стоят с поднятыми к Богу лицами и возносят ему молитвы. Затем паломники бегом устремляются в долину Муздалифа (ифада).

На 10 зуль-хиджа (яум ан-нахр) после утренней молитвы паломники направляются в долину Мина для бросания семи камешков в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Иблиса. За этим обрядом следует жертвоприношение животных. В этот день во всем исламском мире отмечается праздник Курбан-байрам. Обрив голову или обрезав прядь волос, паломники направляются в Мекку для совершения прощального тавафа. Те, кто совершил хадж без умры, после тавафа выполняют сай. Сай совершается в память о Хаджар (Агари), которая искала воду между холмами Сафа и Марва.

С 11 по 13 зуль-хиджа (айям ат-ташрик) паломники продолжают совершать жертвоприношения, бросают камешки во все три столба в долине Мина.

Основные обряды хаджа были определены самим пророком Мухаммедом. Ритуал паломничества подробно разработан представителями основных религиозно-правовых школ (мазхабов). Хадж играл важную историко-культурную и социально-политическую роль в средневековом мусульманском мире. Своё идеологическое и политическое значение он сохраняет и в настоящее время.

Наряду с хаджем существует и «малое паломничество» — умра, которое можно осуществить в другое время года. Умра считается богоугодным делом, но не равноценным хаджу. Люди совершившие паломничество, как правило, пользуются всеобщим уважением и получают звание хаджи.

Суть правил

Свод правил в исламе должен знать каждый приверженец религии. Проявление почитания, уважения и преданности Всевышнему Аллаху выполняется гражданами на протяжении всей жизни. Правила жизни в исламе являются основой жизненных ценностей для мусульман. Все их поступки и действия, мысли направлены на то, чтобы как можно ближе приблизиться к Богу, заслужить своей благочестивой жизнью благоденствие в раю.

Существуют правила в исламе. Пять их них являются обязательными для всех мусульман. Для каждого из них необходимо внутреннее духовное посвящение. Необходимо правильное завершение каждого из правил.

Золотые

Давайте рассмотрим золотые правила ислама:

  1. Вера в единого Бога, признание Пророка Мухаммеда, его миссии (шахада).
  2. Ежедневные молитвы в определенное время: пять раз/сутки (намаз).
  3. Соблюдение поста в течение месяца – Рамадан (ураза).
  4. Регулярно платить религиозный налог (сбор для нуждающихся людей, закят).
  5. Хождение в Мекку и Медину (паломничество, хадж).

Шестым правилом мусульман в современном обществе можно отметить джихад, что с точки зрения теологии означает ведение борьбы с собственными страстями.

Правила поведения

Есть в исламе правила поведения и определенные нормы в повседневной жизни. Начинать каждое утро с молитвы, при встрече приветствовать друг друга, благодарить Аллаха за еду, за работу и т. д. Есть определенные правила приема пищи, ношения одежды, соблюдения гигиены. Также Кораном даются этические нормы поведения в обществе, на работе и дома. Выполняя эти предписания, мусульмане стараются быть благочестивыми и как можно ближе приблизиться к Богу, который им дарует райскую жизнь после смерти.

Правила в одежде

Правила в исламе устанавливают соблюдение требований в одежде как мужчин, так и женщин. Представительницы слабого пола не должны носить мужскую одежду. При этом парням не разрешается облачаться в женские наряды. Также исключаются изображения животных на одеждах обоих полов.

Оговариваются условия изготовления вещей: допускается только разрешенный материал. Для мужчин одежда должна быть скромной, из простых видов тканей, без золотых отделок. Ее красота выражается своей простотой и сдержанностью. Разрешены отделки шелком на рукавах, манжетах или вороте. Также не разрешены украшения из золота, запонки, кольца или цепочки.

Как в мужской, так и в женской одежде выставляются прежде всего человеческие качества. Она не должна напоминать наряды «неверных». Ношение одежды является не материальным требованием к ней. Это благодарность Всевышнему Богу за то, что мусульманин осознает себя его рабом.

Правила для женщин

Какие есть правила для женщин в исламе? Важной особенностью религии ислама является скромность. Верующие люди смиренны, терпеливы и мужественны. Оставаясь в тени, они ведут свой праведный образ жизни. Готовы к состраданию и щедрости.

Правила в исламе призывают женщину быть скромной, целомудренной, не выставлять себя напоказ. Женская одежда должна скрывать сексуальную привлекательность ее обладательницы от посторонних взглядов. Такие женщины вынуждены носить хиджаб. Считается, что так проявляется благородность и женственность мусульманских женщин.

Хиджаб несет определенное послание о женской покорности к божественной воле во всех аспектах ее жизни. Ей хочется, чтобы ее понимали и ценили за красивые поступки, доброту и скромность, отсутствие стремления к роскоши. Одежда должна быть просторной и не прозрачной. При этом не ограничивается выбор стиля, цветовой гаммы и вкусовых предпочтений. Скромным должно быть и поведение девушки.

Добропорядочность мусульманской женщины, носящей скромные одежды, символизирующие женственность и скрывающие сексуальность, вызывает уважение у мужчин. Женщина не вправе требовать от своего мужа больше, чем нужно ей для жизни. В этом тоже проявляется скромностью. Должна подчиняться своему мужчине всегда и во всем. Сохранение чести мужа как дома, так и за его пределами тоже является обязанностью мусульманской женщины. Не выглядывать без надобности из окон дома, не разговаривать с соседями попусту. Женщина должна стараться все делать так, чтобы муж ею был доволен.

Кроме всего перечисленного, мусульманки должны постоянно молиться, поддерживать порядок в доме и т. д. Всегда на первом месте должен стоять муж и обязательства перед ним. Супруга должна быть всегда нарядна и привлекательна для мужа, в чистой одежде, в хорошем расположении духа. Радоваться его возвращению. Неприемлемо перечить и повышать голос на мужа. Если он не прав, то направлять его на путь истинный спокойно, с помощью силы убеждения, призывая Аллаха. С добротой и терпением относиться к детям, жалея их, делать всем только добро.

Принципы регулирования взаимоотношений

Правила религии в исламе устанавливают принципы регулирования взаимоотношений между полами и контролируют сексуальное поведение всех верующих:

  1. Запрещено свободно общаться мужчинам и женщинам ради забавы или для получения удовольствия от общения в разнополой компании. Чтобы ограничить контакт между полами, созданы специальные женские и мужские отделения в школах, колледжах, больницах и общественном транспорте.
  2. Прилюдно разрешается встречаться людям, которые могут теоретически вступить в брак, если есть профессиональная или учебная необходимость, при которой решаются рабочие моменты. Если у мужчины есть намерение жениться, то тогда он может общаться с женщиной.
  3. Если и случается общение, то и женщина, и мужчина должны соблюдать приличие во всем (во взглядах, речах, поведении).
  4. Если парень и девушка не состоят в кровном в родстве, то им нельзя находиться вместе в одном помещении.
  5. Мусульманки должны срывать свои сексуальные формы тела за одеждой. Привлекательной женщина должна быть только для своего мужа.

Религиозные традиции

Одна из первостепенных религиозных традиций мусульман ― обязательное совершение пять раз вдень особой молитвы ― намаза. Кроме того, каждую пятницу мусульманин должен посещать молитвенный дом (мечеть). Входить в мечеть следует, сняв обувь, при этом у женщин голова должна быть прикрыта платком, а одежда – полностью закрывать ноги.

В мусульманском календаре религиозных праздничных дат всего две: праздник жертвоприношения Курбан Байрам и праздник разговения Рамадан Байрам. Рамадан Байрам отмечается в первый день после окончания месячного поста, который предполагает отказ от еды, питья и секса, ежедневные многократные молитвы и соблюдение требований Корана относительно работы. В немусульманских праздниках основатель религии Пророк Мухаммед участвовать запретил.

В Рамадан Байрам и Курбан Байрам верующие читают Коран, раздают пожертвования, стараются никого не обидеть. Поскольку религиозные праздники отмечаются по лунному календарю, даты праздников по юлианскому календарю каждый год меняются. Особым днем в исламском календаре также считается пятница (Джума). Как у христиан воскресенье, а у евреев суббота, так для мусульманина пятница ― день отдыха.

Традиционной религиозной обязанностью в мусульманстве считается хадж: посещение священного города Мекка и расположенных в его окрестностях горы Арафат и долины Муздалифа. Паломничество должно быть совершено хотя бы раз в жизни, и считается одним из наилучших, с точки зрения Ислама, действий истинного последователя Мухаммета.

Бытовые традиции

К основным традициям и обычаям мусульман, касающимся повседневной жизни, относятся:

  1. Приветствие при встрече «Ассалам алейкум» и ответ на него «Ваалейкум ассалам».
  2. Упоминание имени Аллаха перед принятием пищи.
  3. Использование во время трапезы правой руки.
  4. Бритье лица, подмышек и лобка.
  5. Циркумцизия (обрезание) ― хирургическая операция по удалению у мальчиков крайней плоти, которая проводится в возрасте 7 – 10 лет. Циркумцизия ― свидетельство принадлежности мужчины к мусульманской религии. Такая традиция есть и у иудеев, но мини-операцию обрезания иудейским мальчикам делают на восьмой день после рождения.
  6. Обязательное подмывание после дефекации (в мусульманских странах для этого во всех туалетах есть биде).

Семейные традиции

Традиции мусульман в семье и браке, как и других сферах жизни, обусловлены требованиями Корана и законов шариата.

Свадьба (валима)

В каждой мусульманской стране есть свои особенные элементы свадебных обрядов, считается, что от того, насколько точно эти обряды будут соблюдены, зависит счастье будущей семейной пары. Поскольку в Исламе новая семья рассматривается как объединение двух уже существующих се­мей, родители обычно по­могают своим детям в выборе партнера.

В мусульманстве есть необычный и красивый обряд под названием «ночь хны»: накануне свадьбы на стопы и ладони невесты краской из высушенных листьев лавсонии (хны) наносится специальный узор «мехенди». Ислам не предписывает определенного стандарта в свадебных нарядах, единственным условием служит закрытое до кистей рук и ступней ног платье невесты.

Действительным брак считается только после проведения религиозного свадебного обряда венчания (никаха), который проводится в мечети в присутствии свидетелей. Молодым зачитывают права, которыми, согласно Исламу, обладают супруги, и составляется брачный контракт. Затем новобрачные при­носят обет верности друг другу и обмениваются кольцами. В заключение имам читает молитвы о благополучии в семье и аяты Корана.

Первую брачную ночь молодые должны начинать с молитв, в которых просят Аллаха уберечь семью от бед и зла. Затем молодой муж подносит жене стакан молока с медом как символ будущей здоровой и сладкой жизни. Традиция у мусульман демонстрировать после брачной ночи простыню как свидетельство непорочности невесты, давно не соблюдается.

Семейная жизнь

Семью в мусульманстве рассматривают как ячейку общества, которая включает в себя всех родственников мужа и жены. Каждый член семьи знает свои права и обязанности, пожилые члены семьи имеют преимущество перед молодыми. Мужчины и женщины равны в материальных и духовных правах. Супружество по законам Шариата считается единственным разре­шенным вариантом сексуальных отношений.

Роль мужчины ― быть главой семьи, мате­риально обеспечивать и защищать жену и детей, а также выполнять свои общественные обязанности. Жизненным предназначением мусульманской женщины является быть верной женой и заботливой матерью, вести домашнее хозяйство, растить и воспитывать детей. В большинстве мусульманских стран женщины имеют право обладать собственностью и наследовать ее, могут получать высшее образование и заниматься трудовой деятельностью. В случае развода жене по закону полагается назначенное судом справедли­вое содержание.

Рождение и воспитание детей

Рождение ребенка считается одним из значимых событий в мусульманской семье. Над новорожденным читают специальные молитвы ― азан и икамат. Радостную весть о появлении в семье новорожденного Коран рекомендует сообщить как можно большему количеству людей ― согласно поверьям, это привлечет в его жизнь удачу и благополучие.

На седьмой день ребенку следует побрить голову, и раздать серебро или золото, вес которого равен весу волос. Важным считается выбор имени: детям у мусульман принято давать имена ангелов или пророков. Раньше было принято в виде обряда поклонения Господу по случаю рождения ребенка приносить в жертву баранов (за мальчика двух, за девочку одного), теперь этот обряд выполняется редко.

Воспитательные традиции мусульман ставят своей целью духовное, интеллектуальное и физическое совершенствование, позволяющие вырастить ребенка полноценным членом общества, соблюдающим завещанные Пророком Мухаммедом законы Шариата. Детей с малых лет учат молитвам, воспитывают в них послушание и трудолюбие, уважение к старшим и неукоснительное следование религиозным правилам.

Проводы в последний путь

У мусульман существуют также традиции и обряды, связанные с погребением усопших. Сразу же после смерти над телом покойного совершается обряд обмывания и омовения. Помещение, в котором его проводят, окуривается благовониями. Обмывать усопшего может как посторонний человек, так и член семьи. Переворачивать при обмывании тело покойника лицом вниз запрещается. По законам Шариата, хоронить мусульманина положено не в одежде, а в саване, изготовленном из ситца или льняного полотна.

Перед преданием тела земле над покойным читается погребальная молитва (Джаназа), в ней просят простить умершему грехи и принять его душу в Царствие Небесное. Совершает молитву имам мечети или его помощник. Характерной особенностью мусульманских кладбищ является то, что все фасады всех надгробных памятников направлены в сторону Святого города ― Мекки. Богатых гробниц и семейных склепов-мавзолеев Шариат не одобряет.

Мусульманская кухня

Кратко описать традиции мусульманской кухни трудно: число приверженцев ислама составляет около 1,8 млрд человек, проживающих в 28 из 197 стран мира, в каждой из стран национальная кухня имеет свои особенности. Общим для мусульманских народов является преобладание мясных блюд, приготовленных из говядины, баранины или конины.

ТОП-10 самых популярных мусульманских блюд

  1. Плов (пилав). Блюдо восточной кухни, основу которого составляет рис и мясная, рыбная или овощная заправка. Из специй используют куркуму, зиру, красный перец, кардамон барбарис, чеснок, изюм, курагу, айву. У индийских мусульман и пакистанцев это называется бирияни.
  2. Бешбармак. Казахское второе блюдо, представляющее собой тушеное большими кусками мясо с гарниром из лапши. Едят бешбармак руками.
  3. Жижиг галнаш. Национальное чеченское блюдо, которое готовят из отварной говядины, баранины или курятины и подают с мясным бульоном, клецками из пшеничной или кукурузной муки и сметанным соусом. Аналог жижиг галнаш у чеченцев и ингушей ― хинкал, где вместо клецек используют вареные в мясном бульоне кусочки теста.
  4. Очпочмак. Национальное блюдо башкиров и татар, дрожжевые пирожки с картофелем или любым мясом, кроме свинины.
  5. Самса. Треугольные пирожки из слоеного теста с начинкой из рубленого мяса или фарша и большого количества лука.
  6. Беляши. Блюдо казахской и башкирской кухни. Тонкие жареные пирожки с мясным фаршем или рубленым мясом.
  7. Перемячи. Татарский вариант беляшей, круглые пирожки с говядиной.
  8. Курутоб. Закусочное таджикское блюдо. Кусочки лепешки, приготовленной из слоеного теста (катламы) заливают семью перетертого с молоком и сметаной творога, и добавляют мелко порезанный репчатый лук, зелень, кусочки свежих помидоров и огурцов.
  9. Шурпа. Праздничная похлебка, популярная у тюркских мусульман. Представляет собой крепкий (обычно двойной) мясной бульон с овощами и зеленью. В виде приправы используются черный перец и карри.
  10. Бозбаш. Азербайджанский заправочный суп с бараньей или говяжьей грудинкой, нутом (турецкий горох) и овощами. Вариант блюда, приготовленного с мясными фрикадельками, называется кюфта-бозбаш.

Мусульмане, особенно проживающие в странах Востока, с особой любовью относятся к сладким десертным блюдам. Среди самых известных восточных сладостей:

  1. Пахлава. Рецепты пахлавы в разных национальных кухнях отличаются, классический вариант десерта ― тонкие слои сдобного теста и начинка из меда и орехов.
  2. Халва. Смесь карамельной массы и растертых ядер грецких орехов, фисташек, арахиса, миндаля, семян кунжута или зерен подсолнечника.
  3. Нуга. Популярная во всем мире восточная сладость, которую готовят из яичных белков, сахара и жареных орехов.
  4. Рахат-лукум. Сладкое блюдо из крахмала, сахарного сиропа, орехов и сухофруктов. В готовом виде выглядит как полупрозрачные мягкие кубики, посыпанные сахарной пудрой.

Правила, которые следует соблюдать до приема пищи

1) Перед едой следует вымыть руки, если они загрязнены или запачканы как об этом говорится в хадисе.

2) Пищу следует расположить на скатерти, расстеленной на полу. Это ближе к тому, как поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нежели использование стола. Также приём пищи на полу больше соответствует принципам скромности и смирения.

3) Садиться у скатерти рекомендуется следующим образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).

4) Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы эта пища помогла ему выполнять свои религиозные обязанности. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания».

Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся. Тот, кто будет поступать таким образом, вряд ли будет нуждаться в помощи врачей.

5) Мусульманин должен быть доволен той пищей, которую имеет, и не следует пренебрегать ничем, даже малым.

6) Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных).

Правила, которые следует соблюдать во время приёма пищи

1) Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» (С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного).

2) При завершении следует восхвалить Аллаха словами «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху).

3) Кушать следует только правой рукой.

4) Класть пищу в рот надо небольшими кусочками и тщательно её пережёвывать.

5) Человек не должен протягивать руку к еде до тех пор, пока не проглотит то, что у него во рту.

6) Нельзя порицать еду (то есть упоминать об отрицательных качествах пищи без особой необходимости).

7) Следует брать ту пищу, что находится ближе к человеку, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты.

8) Кусочки еды нужно брать и подносить ко рту тремя пальцами.

9) В случае, если что-либо из еды упало на пол, то её необходимо подобрать.

10) Нельзя дуть на горячую еду.

11) Не следует класть косточки от фиников в одну тарелку с финиками, а также держать их вместе в руке. Извлекая косточки изо рта, следует вынуть их на внешнюю сторону кисти, а затем выбросить. Так следует поступать с любой пищей, которая имеет мякоть и косточки.

12) Не следует пить воду во время еды, и это лучше с медицинской точки зрения.

13) При питье сосуд надо держать правой рукой.

14) Перед началом питья надо посмотреть в сосуд.

15) Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб».

Правила, которые следует соблюдать после приёма пищи

1) Приём пищи нужно прекратить до наступления полного насыщения.

2) Облизать пальцы.

3) Завершив трапезу, следует очистить тарелку.

4) Затем восхвалить Аллаха и произнести слова благодарности.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это».

5) После еды следует помыть руки и очистить их от остатков мяса и жира.

Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе

Человеку не стоит начинать кушать первым, если в собрании присутствует кто-то более достойный, например, какой-нибудь уважаемый человек или старший по возрасту.

За едой не нужно молчать, нужно вести благие разговоры, например, говорить о делах и поступках праведных людей и т.д.

Во время совместной трапезы каждый должен отдавать предпочтение своим товарищам, но и в этом не должно быть вычурности, не надо вынуждать людей говорить тебе: «Кушай, кушай». Человек должен быть открытым, и щедрость его должна быть настоящей, неподдельной, и даже отдавая предпочтение своим сотрапезникам, он не должен делать так, чтобы его воздержание от какой-либо еды ради друзей было заметно другим.

Не следует смотреть на своих товарищей во время того, как они принимают пищу, дабы они не испытывали неловкости или стеснительности.

Человек не должен делать за едой того, что ему не хотелось бы видеть от других. Например, нельзя шарить рукой по всему блюду, из которого люди едят вместе. Нельзя склонять свою голову над общим блюдом во время еды. Если же по какой-то причине необходимо достать что-либо изо рта и выкинуть, то надо обязательно отвернуться от общего блюда. Не стоит макать жирный кусок в уксус, которым пользуются остальные, и также не надо поливать уксусом жирную еду, которую едят все, потому что другим это может не понравиться. Также нужно добавить, что в общую посуду с бульоном или супом нельзя макать кусочек начатой пищи.

Некоторые правила этикета при подаче угощения гостям

Угощать людей едой – это поощряемое дело. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Позвать своих братьев и сделать им небольшое угощение мне нравится больше, чем отпустить раба на волю».

Бывало Хайсама (да одарит его Аллах своей милостью) готовил хабис и вкусные блюда, затем приглашал Ибрахима и аль-А’маша и говорил им: «Угощайтесь, я приготовил это только для вас».

Подавать надо то, что есть в наличии без неестественности и излишеств. Излишеством является уже то, что человек выставляет на стол всё, что у него есть, достаёт все запасы. Гостеприимство должно быть естественным и непринуждённым.

Не надо спрашивать у посетителя разрешения подать угощение, это следует делать без вопросов.

Гость, придя к кому-либо в дом, не должен просить приготовить какое-то определённое блюдо, а если ему предлагают выбрать, то следует выбрать блюдо, которое легче готовить. Исключение может быть только в том случае, если хозяин будет действительно рад вашему предложению и это не составит для него труда. Сообщается, что аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью) пришёл в гости к аз-За’фарани. Аз-За’фарани каждый день записывал на бумаге название блюда, которое он хотел, а затем отдавал своей служанке. Имам аш-Шафии взял эту бумагу и написал на ней другое блюдо. Когда аз-За’фарани узнал об этом, то очень сильно обрадовался.

Правила, которые должны стать привычкой мусульманина

  1. Ежедневное чтение Корана. Мусульманин должен не только читать Коран каждый день, но и толковать его правильно, размышлять над ним. В Коране содержится все, что необходимо знать мусульманину о своей жизни. Проводя часы за чтением Корана и размышлениями о нем, мусульманин укрепляет свой иман. Для сердца каждого мусульманина Коран действует как лекарство и навигатор, который ведет человека к праведности и довольству Всевышнего Аллаха.
  2. Все время поминать Аллаха, независимо от того, в каком месте и в какое время он находится. Совершать поминание Аллаха следует словами «АльхамдулилЛах», «Аллаху Акбар», «СубханАллах» и «Ля илаха илляЛах». Совершая поминание Аллаха, мусульманин обретает довольство Аллаха и понимает, что все, что у него есть и что его окружает, даровано ему Аллахом.
  3. Подавать милостыню, памятуя о том, что Милосердие Аллаха всеобъемлюще, и Всевышний любит всех тех, кто милосерден к его созданиям. Это не обязательно денежная милостыня, даже доброе дело или просто улыбка может стать милостыней, садакой. Рука дающего – это верный путь к довольству Аллаха. Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что милостыней является каждое благое деяние. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что милостыню должен давать каждый мусульманин, и даже если у него ничего нет, то «Пусть потрудится своими руками, принесет пользу самому себе и даст милостыню» (Бухари).
  4. Не тратить попусту время, занимаясь на досуге пустыми занятиями. Мусульманин не должен тратить драгоценные минутки на такие бесполезные занятия, как видеоигры или просмотр телевизора. Время – аманат Всевышнего Аллаха, и каждый верующий будет нести ответ на Страшном Суде за то, как именно он проводит свое свободное время, перед Всевышним. Проводить свое свободное время так, как будет правильным перед Наблюдающим Аллахом, – это еще один шанс заслужить довольство Всевышнего Аллаха.
  5. Избегать крайностей. Ислам представляет собой религию, которая придерживается умеренности, и переходить границы разумного верующему не следует.
  6. Религия Ислама выдвигает требования к верующему касательно его не только духовного, но и физического здоровья. В Священной Книге Коран содержатся предписания, следуя которым верующие мусульмане смогут поддерживать собственное физическое и умственное, душевное здоровье на хорошем уровне. Эти предписания просты, как и привычки, которые они вырабатывают: спите достаточно, чтобы не проспать время намаза, питайтесь правильно, чтобы ваше тело поддерживалось в хорошей форме, и тогда вы сможете совершать поклонение Всевышнему Аллаху в полной мере.
  7. Чтение жизнеописания Пророка Мухаммада ﷺ, который был лучшим из всех людей, а потому его жизнь представляет собой пример, которому нужно следовать, чтобы найти свой путь к довольству и милости Аллаха. Чем больше знаний о Всевышнем получает верующий, тем больше увеличивается его любовь к Посланнику Аллаха ﷺ. История Ислама насчитывает много веков, и за все эти столетия у членов мусульманской уммы сформировались определенные привычки и этика поведения, которые характеризуют представителей всего исламского мира. Из этой этики может быть выведен определенный свод правил, который является для мусульман всего мира ориентиром в его духовной и бытовой жизни.
  8. Избегать вещей сомнительных. Верующий запрещенных деяний избегает, но и вещей сомнительных старается сторониться. Абу Абдулла ан-Ну‘ман бин Башир свидетельствовал о том, что Пророк Мухаммад ﷺ говорил о сомнительном, которое находится между запретным и дозволенным, и многие люди не имеют представление о том, что такое сомнительное. Но тот человек, который занимается сомнительным, придет к совершению запретного, за что будет держать ответ на Страшном Суде. Об этом рассказывается в достоверном хадисе, переданном Муслимом и Бухари.
  9. Еще одно важное правило, которое вытекает из предыдущего, это не наблюдать то, что является запрещенным. Даже смотреть на то, что является запрещенным, верующему не следует, поскольку это может привести к сексуальному влечению или похоти, что ведет к соблазну совершить грех. Всевышний передал через Пророка Мухаммада ﷺ, что верующие мужчины должны опускать глаза и оберегать свое целомудрие, а женщины должны отводить в сторону взоры и также свое целомудрие оберегать. Из этого правила следует и предписание, которое запрещает женщинам выставлять напоказ свои прелести, оставляя неприкрытыми только лицо и кисти рук. Такое правило для женщин призвано защитить их от посягательств на их честь, чтобы их нельзя было спутать с блудницами. Покрывало, который покрыта женщина, не является свидетельством мужской власти над ней, как об этом думают некоторые, это правило существует лишь для того, чтобы защитить саму женщину.
  10. Избегать ненормативной лексики и ругательств, даже будучи наедине с самим собой и дома. Верующий должен избегать слов, которые уродуют его речь. Но не только ругательства могут уродовать речь человека: клевета, бесполезные споры и препирательства – все это является бесполезными словами, а по предписаниям Ислама человек должен лишь тогда говорить, когда старается сказать что-то полезное. Если же у человека есть сомнения относительно того, что он собирается сказать, то ему следует взвесить и подумать, стоит ли это говорить. Во многих случаях ему лучше промолчать, чем сказать что-то, что может оказаться запрещенным или же со стороны его слушателей может быть неправильно истолковано.
  11. Стремление к тому, чтобы быть скромным, совестливым, но быть и правдивым и не скрывать правды. От того, чтобы вмешиваться в чужие дела, человека удерживает скромность и совесть, и эти же качества не дают человеку повышать голос или злословить в адрес другого человека. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что у веры есть более шестидесяти ответвлений, и одна из ветвей веры – это скромность. Об этом сказано в достоверном хадисе, переданном Бухари.
  12. Быть с другими людьми приветливыми и терпеливыми. Человек должен совершать добрые дела, проявлять терпение к другим людям, это правило сформировалось в мусульманской умме еще с тех времен, когда распространение Ислама сопровождалось угнетениями, испытаниями, унижениями и трудностями. Заниматься распространением Ислама как тогда, так и сейчас не каждый сможет, потому что для этого требуется терпение и настойчивость, которая не будет граничить с назойливостью. Приводятся слова Всевышнего в суре «аль-Хиджр»: «Мы сотворили небеса, землю и всё, что между ними, только ради истины. Час непременно настанет. Посему прощай их красиво» (сура Аль-Хиджр (Хиджр), 85-й аят), а в суре «аз-Зумар» Он говорит, что на Страшном Суде «… терпеливым их награда воздастся полностью без счёта» (сура Аз-Зумар (Толпы), 10-й аят).
  13. Относительно того, чтобы везде и всегда говорить правду, у мусульман существует определенное правило или даже предписание: верующий должен стремиться говорить правду везде и всегда, даже если это предполагает негативные последствия и даже опасность. Человек, который лжет, имеет слабую душу, деморализован, он открывает свою душу дьяволу. Ибн Масудом приводятся слова Посланника Аллаха ﷺ, который говорил, что мусульманин должен придерживаться правды, а ложь ведет к нечестию и в Ад.
  14. Важным правилом для верующих является терпимость и отсутствие гордыни: верующий к своим собратьям должен относиться терпимо и не разделять их по какому бы то ни было основанию. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что в Рай не будет допущен человек, у которого в сердце будет даже самое маленькое зерно высокомерия.
  15. Избегать сплетен и подозрений. В суре «аль-Худжурат» сказано, что истинно верующие являются братьями друг другу, поэтому следует братьев между собой примирять. Клевета, сплетни, подозрения – это то, чего должен избегать каждый верующий. Следить друг за другом и злословить за спиной друг друга – это не в правилах мусульман.
  16. В мусульманских правилах – щедрость и принесение собственной души в жертву во имя Всевышнего Аллаха. О благотворительность в исламском мире говорится немало, и в самой священной Книге Коран много раз упоминается тесная связь благотворительности и веры, о том, что рука дающего всегда заслужит милость и довольство Аллаха.
  17. Личный положительный пример – это тоже одно из правил: своим поведением дома и на людях, образом жизни он должен демонстрировать окружающим, как следует жить, ведя образ жизни праведного верующего.

Если вкратце подытожить все те правила, которые ежедневно необходимо соблюдать мусульманам, то становится понятным, что даже в самых обыденных делах мусульманина должно чувствоваться проявление его поклонения и почитания Аллаха. Каждым своим благим делом, каждой своей привычкой мусульманин должен приближаться к Аллаху.

Развод в исламе: правила

На первом месте для мусульман – крепкие узы брака. Но есть ситуации, которые могут привести к разводу. Сначала супругам дается время для примирения. Самыми вескими причинами для развода является отречение от ислама и аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Если период примирения не дал положительных результатов, то развод неминуем.

В период ожидания расторжения брака интимная близость меду супругами не предусматривается. По старым обычаям супружеская пара считалась разведенной после слова «талак» (по-арабски развод), произнесенной три раза. Дети остаются с матерью: мальчики до 7-8 лет, а девочки до 13-15 лет. При этом отец обязан их содержать до совершеннолетия.

Шариатский суд – запреты и наказания

Если шариат устанавливает нормы, необходимые к соблюдению, то, как и в любой другой религии, в нем есть статьи, которые определяют тот или иной запрет на что-то. Они носят название харам, и нельзя отождествлять такое понятие с греховностью. Харам – это запретные действия, за осуществление которых следуют наказание.

К хараму относятся:

  • неправомерное убийство;
  • лжесвидетельство;
  • многобожие;
  • воровство;
  • занятия колдовством и гаданием;
  • склонность к азартным играм;
  • прелюбодеяние;
  • клятвопреступление;
  • грубость по отношению к родителям.

В число строгих запретов входят также занятия ростовщичеством и употребление пищи, которая считается нечистой. А поскольку шариат является, прежде всего, религиозным сводом законов, то в списке харамов многобожие стоит на первом месте. Этот запрет называется «ширк» и подразумевает признание Аллаха лишь одним среди других богов.

Нельзя не отметить и такой харам, как убийство. Здесь рассматривает под запретом не убийство как таковое, а разграничивает его. Например, убить соседа из ревности или мести – это харам. Но существуют условия, при которых убийство не является запретом.

Согласно исламским нормам можно безнаказанно убить преступника (если убивающий является палачом), нападающего на мусульманина, а также врага, который является неверным. Последний момент относится к джихаду.

За нарушения харама предусмотрено наказание, которое должно быть соразмерным содеянному преступлению. Оно осуществляется не только для того, чтобы покарать преступника, но и принести обществу пользу. Само наказание выносится судом шариата, который обязан тщательно изучить все нюансы преступления и определить степень кары.

Предусмотрена трехступенчатая схема наказаний, которая состоит из:

  • назидательных;
  • отмщающих;
  • пресекающих.

Самые легкие – это назидательные наказания: тюрьма, штраф, плеточные удары. Они даются за мошенничество, нарушения порядка. Отмщающим наказанием может стать казнь или крупная компенсация ущерба, которые полагаются за противоправные действия против здоровья и жизни человека.

Пресекающие наказания предусмотрены за преступления против морали, и здесь, в зависимости от содеянного, могут быть присуждены и штрафы, и казнь, и тюремное заключение. К преступлениям этого уровня относят воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Законом устанавливается ответственность за преступления каждого человека, несмотря на его социальное положение в обществе.

Источники

  • https://FB.ru/article/384935/islam—pravila-jizni-traditsii-i-trebovaniya
  • https://tanci-kavkaza.ru/shariat/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BF%D0%BE%D0%B2_%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0
  • https://qwizz.ru/tradicii-musulman/
  • https://quran-sunna.ru/etiket-priema-pishhi-po-islamu/
  • https://medinaschool.org/library/obshestvo/musulmanskaya-etika/pravila-musulman

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector