- Правил апредоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19
- По каким причинам потребовалась новая процедура
- Размер
- Главный вопрос — как рассчитывается новая выплата
- Порядок расчета и получения
- Федеральные надбавки до 80 000 рублей по Постановлению № 484: кому положены и в каком размере
- Федеральные надбавки до 100% от среднемесячного дохода по Постановлению № 415: кому положены и в каком размере
- Выплаты в Москве
- Дополнительные региональные выплаты: размер, условия и порядок получения на примере Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Московской области
- Ленинградская область
- Московская область
- Санкт-Петербург
- Нормативная смена и итоговая сумма выплаты
- Кому положена новая выплата и в каких размерах
- Условия предоставления медицинской организации средств на выплаты
- Страховые выплаты
- До какого срока продлены
- Часто задаваемые вопросы
Правил апредоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19
1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее соответственно — выплаты стимулирующего характера, иные межбюджетные трансферты).
2. Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
3. Средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле — октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее соответственно — временный порядок, медицинские организации, транспортные организации).
4. Для достижения целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил, по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации частным медицинским организациям и транспортным организациям предоставляются субсидии в соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году».
5. Условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов являются:
а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты;
б) заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее — соглашение).
6. Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется исходя из планируемого объема выплат стимулирующего характера на апрель 2020 года.
7. Размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого бюджету i-гo субъекта Российской Федерации (Ci ), определяется по формуле:
Ci = Li + Ei,
где:
Li — объем средств на предоставление выплат стимулирующего характера при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, который определяется по формуле:
Li=Ki/100*(Vi*80+Si*50+Mi*25)*R*1,302
где:
Ki — количество коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, в i-м субъекте Российской Федерации (на основании данных информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, сформированного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», по состоянию на 8 апреля 2020 г.), единиц;
Vi — численность врачей, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с временным порядком, человек;
Si — численность среднего медицинского персонала, участвующего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с временным порядком, человек;
Mi — численность младшего медицинского персонала, обеспечивающего условия для оказания гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в соответствии с временным порядком, человек;
R — значение районного коэффициента к заработной плате, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, высокогорных районах, единиц;
1,302 — коэффициент начислений на заработную плату в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Ei — объем средств на оказание скорой медицинской помощи, который определяется по формуле:
Ei=(Viа*50*0,5+Siа*25*0,5+Diа*25*0,5+Miа*25)*R*1,302
Viа — численность врачей, оказывающих скорую медицинскую помощь гражданам, по данным формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за 2019 год, человек;
Siа — численность среднего медицинского персонала, участвующего в оказании скорой медицинской помощи гражданам, по данным формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за 2019 год, человек;
Diа — численность водителей экипажей машин скорой медицинской помощи по данным формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за 2019 год, человек;
Miа — численность младшего медицинского персонала, обеспечивающего условия для оказания гражданам скорой медицинской помощи, по данным формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за 2019 год, человек.
8. Нераспределенный объем иных межбюджетных трансфертов распределяется актом Правительства Российской Федерации на основании отчета органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о количестве развернутых и занятых с учетом эпидемической ситуации в субъекте Российской Федерации коек для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и представленных в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, сформированных на основе указанных отчетов.
9. При отсутствии потребности (полной или частичной) субъекта Российской Федерации в распределенном ином межбюджетном трансферте актом Правительства Российской Федерации осуществляется перераспределение высвободившихся средств между бюджетами других субъектов Российской Федерации на те же цели в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
10. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размещает в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» по форме и в сроки, которые установлены соглашением, отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт.
11. Выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере, в соответствии с указанными в пунктах 12 и 121 настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19,
- врачам — 50 тыс. рублей в месяц,
- среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи — 25 тыс. рублей в месяц;
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19,
- врачам — 80 тыс. рублей в месяц,
- среднему медицинскому персоналу — 50 тыс. рублей в месяц,
- младшему медицинскому персоналу — 25 тыс. рублей в месяц.
12. Локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает:
а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
121. Локальный нормативный акт транспортной организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает:
а) перечень должностей, работа в которых дает право на установление выплаты стимулирующего характера (водители скорой медицинской помощи);
б) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью, но не выше размера, указанного в подпункте «а» пункта 11 настоящих Правил;
в) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
13. Перечисление иного межбюджетного трансферта осуществляется в установленном порядке на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
14. Иные межбюджетные трансферты в случае их нецелевого использования подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
15. Ответственность за недостоверность представляемых в Министерство здравоохранения Российской Федерации информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами, возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
16. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления иных межбюджетных трансфертов и осуществлением расходов, источником финансового обеспечения которых они являются, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами государственного финансового
контроля.
По каким причинам потребовалась новая процедура
Действовавшие ранее правила начисления выплат работникам, занятым на лечении и транспортировке коронавирусных больных, вызывали нарекания как у самих сотрудников системы здравоохранения, так и у представляющих их интересы профсоюзов. В первую очередь, вопрос касается сроков перечисления таких выплат, а также механизма перечисления.
С ноября 2020 года в соответствии с позицией Правительства РФ, а также специальными распоряжениями Министерства здравоохранения, выплаты будут производиться только из федерального бюджета. Для этого создан и начал апробацию механизм, в соответствии с которым средства, предназначенные для стимулирующей выплаты, направляются напрямую сотруднику системы здравоохранения. Для этого используются его данные, которые есть и в Пенсионном Фонде, и в Фонде обязательного медицинского страхования, и в Фонде социального страхования. Однако если посмотреть на средства с точки зрения бухгалтерской проводки, то они входят в систему оплаты труда для сотрудников, занятых на работах с коронавирусными больными, и носят характер стимулирующих выплат.
Размер
Размер выплат, которые должны быть перечислены медицинским работникам, осуществляющим работу с коронавирусными больными, определяется на двух уровнях: на уровне федерального бюджета, а также на уровне регионального бюджета – при условии, что на уровне последнего имеются средства для осуществления таких выплат разным видам медицинского и вспомогательного персонала.
В соответствии с Правил, утвержденных Постановлением Правительства №484, на сегодняшний день установлены следующие виды и размеры выплат:
- Для работающих на скорой помощи: врачам положены выплаты в размере 50 тысяч рублей в месяц; фельдшерам, медсестрам и медбратьям и водителям – 25 тысяч рублей в месяц.
- Для работающих в так называемой «красной зоне» – в условиях стационаров, где проходят лечение больные коронавирусной инфекцией: врачам положены выплаты в размере 80 тысяч рублей в месяц; для среднего медицинского персонала – 50 тысяч рублей в месяц; для младшего медицинского персонала – 25 тысяч рублей в месяц.
Указанные выплаты – назначенные на федеральном уровне. Кроме них, имеются также и региональные выплаты, которые устанавливаются в зависимости от наличия средств в бюджете региона.
Главный вопрос — как рассчитывается новая выплата
Напомним, что в соответствии с ПП РФ № 415 размер стимулирующей выплаты определялся как определенный % от среднемесячного дохода от трудовой деятельности специалиста, работающего с COVID-19 в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата и зависел от фактически отработанного времени (например, для врача скорой помощи — 80 % от такого среднемесячного дохода. При этом в актах субъектов РФ можно было увидеть уже конкретные суммы). А в ПП РФ № 484 были установлены фиксированные суммы выплат, которые не зависели от количества отработанных смен (например, 50 000 руб. в месяц для врачей скорой помощи).
Размер же новой специальной социальной выплаты по ПП РФ № 1762 будет определяться исходя из количества фактически отработанных нормативных смен (размеры выплат за 1 нормативную смену для разных категорий работников установлены в п. 2 ПП РФ № 1762. Например, для врача, оказывающего скорую медпомощь, выплата за 1 нормативную смену составляет 2 430 руб.).
Однако формулировки постановления дали почву для целого ряда вопросов: что именно законодатель понимает под такой нормативной сменой, как должно определяться фактическое количество отработанных нормативных смен и, соответственно, как на практике будет рассчитываться итоговый размер выплаты за месяц. К сожалению, положения ПП РФ № 1762 не позволяют дать на них однозначные ответы, однако мы все-таки решились поразмыслить на эту тему.
Порядок расчета и получения
Выплаты рассчитываются исключительно за то время, когда сотрудники системы здравоохранения осуществляют свою деятельность.
В расчет для начисления таких выплат (они носят характер единовременных выплат, перечисляемых работникам один раз в месяц) берется тот месяц, который был отработан человеком в условиях выполнения особо важной работы – например, в «коронавирусном» стационаре, в том числе педиатрического направления. Если врач, работник, относимый к среднему, младшему или вспомогательному медицинскому персоналу, в течение некоторого времени в месяце находился в отпуске или отсутствовал на работе по причине какого-либо заболевания, кроме заражения коронавирусной инфекцией, он получит такую выплату только в пересчете на то время, что он фактически был трудоспособен.
Пример. Врач отработал в «коронавирусном» госпитале в Москве неврологом три месяца с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2020 года. С 1 по 12 июля 2020 года он находился в отпуске, остальное время он работал опять в госпитале по смене трое суток через трое суток. Стоимость одного дня в расчете на федеральные выплаты составляет 2 581 рубль. Врач «потеряет» 30 972 рубля из федеральных выплат. Перечислят врачу 49 028 рублей. Так как в Москве установлены дополнительные выплаты в размере 70 тысяч рублей ежемесячно, то еще врач получит 42 904 рубля.
Такой расчет возможен по той причине, что при назначении тех или иных выплат не учитывается, какой специализации тот или иной врач, если он задействован в оказании медицинских услуг в «красной зоне».
Аналогично не делается различий между педиатрическими, реанимационными или бригадами общей практики, работающими на скорой.
Таким образом, максимальный размер выплаты можно получить только в том случае, если медицинский работник отработал полный месяц в таком госпитале. Но при этом в расчет не берется то количество смен, которые он отработал. Даже если график работы сформирован таким образом, что у человека попали только четыре смены в месяц (как правило, для узконаправленных специалистов), выплаты будут ему начислены за полный месяц – если только он не был в отпуске или на больничном.
Федеральные надбавки до 80 000 рублей по Постановлению № 484: кому положены и в каком размере
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 (далее – также ПП РФ № 484) регулируются выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Их еще называют «президентскими» выплатами.
Данные надбавки распространяются на работников:
- медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь пациентам с COVID-19;
- медицинские организации, оказывающих специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях</span>;
- организаций, оказывающих транспортные услуги при оказании скорой медицинской помощи пациентам с COVID-19 (то есть водители скорых из таких организаций также могут рассчитывать на выплаты).
Форма собственности организации значения не имеет. То есть выплаты также полагаются работникам частных медицинских организаций, которые работают с COVID-19. Для этого частным медицинским организациям предоставляются субсидии из бюджета (п. 4 Правил, утвержденных Постановлением). Однако напоминаем, что начала оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 частным медицинским организациям необходимо пройти оценку готовности в соответствии с Приказом Минздрава России от 06.04.2020 № 288. Такую оценку проводит специальная межведомственная комиссия. Кроме того, в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, для некоторых категорий медицинских работников перед допуском к работе с COVID-19 необходимо пройти обучение по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов).
Также обращаем внимание, что работникам амбулаторных медицинских организаций, оказывающим первичную медико-санитарную медицинскую помощь пациентам с COVID-19, данные надбавки, к сожалению, не выплачиваются.
Существует ряд условия, которые должны быть соблюдены для начала осуществления «президентских» выплат:
- Сначала субъект РФ должен подписать соглашение с Министерством здравоохранения РФ. Как можно видеть из материалов, опубликованных на сайте Минздрава, на это требуется некоторое время. На дату 6 мая Минздрав заключил соглашения с 68 регионам. Однако это не означает, что медицинские работники, работающие с пациентами с коронавирусом в регионах, в которых еще не заключили соглашение, не получат соответствующие выплаты. Постановление № 484 имеет обратную силу и распространяется на период с 1 апреля 2020 года. То есть выплаты, предусмотренные данным нормативным правовым актом, хоть и с опозданием, но должны получить все (!).
- Во-вторых, локальным актом медицинской организации должен быть установлен: 1) перечень структурных подразделений медицинских организаций, 2) перечень должностей, 3) срок, на который устанавливается такая выплата, а также 4) размер выплаты в зависимости от занимаемой должности, но не выше следующих размеров, предусмотренных Постановлением:
Должность | Врачи | Средний медицинский персонал | Младший медицинский персонал | Водитель скорой помощи |
---|---|---|---|---|
Максимальный размер выплат работникам, оказывающим скорую медицинская помощь | 50 000 рублей в месяц | 25 000 рублей в месяц | 25 000 рублей в месяц | 25 000 рублей в месяц |
Размер выплат работникам, оказывающим специализированную медицинская помощь в стационаре | 80 000 рублей в месяц | 50 000 рублей в месяц | 25 000 рублей в месяц | — |
Ранее в Постановлении было указано, что размер выплаты устанавливается за фактически отработанное время. В связи с чем в различных регионах возникали ситуации, когда медицинским работникам рассчитывали размер надбавки за фактические часы или даже минуты работы с пациентами, зараженными коронавирусом. Однако 15 мая Правительство утвердило изменения в Постановление № 484 и исключило из текста документа привязки выплат к фактически отработанному времени (см. Распоряжение Правительства РФ № 678). Как поясняется на сайте Правительства: «средства должны быть выплачены в полном объёме всем медработникам, которые оказывали помощь пациентам с коронавирусом, вне зависимости от количества отработанных в течение месяца смен или часов. Именно такое поручение дал Президент».
При этом в пункте 12 Постановления № 484 остался коварный подпункт «в», согласно которому размер выплат определяется в локальном нормативном правовом акте медицинской организации в соответствии с занимаемой должностью, но не выше размеров, указанных в пункте 11 Постановления (эти размеры мы указали чуть выше в таблице). Если буквально трактовать данную норму, то локальным актом размер может быть установлен и ниже обещанных 25 000 – 80 000 рублей. При этом от чего зависит размер, который руководство медицинской организации устанавливает в локальном акте, Постановление не уточняет. Однако ранее на сайте Минздрава были опубликованы разъяснения, согласно которым выплаты могут уменьшаться лишь по причине невыхода на работу — например, по причине отпуска или больничного — пропорционально числу отработанных в течение месяца смен. Данную позицию ведомство также подтвердило .
Однако, позже 25 мая вышли , в которых ведомство уточнило, что выплаты по ПП РФ № 484 выплачиваются также, если специализированное подразделение или специализированная бригада скорой медицинской помощи сформировалось, например, в середине месяца или работник часть месяца находился в отпуске. Фактически, ведомство отказалось от своей предыдущей позиции, что, видимо, было связано с изменениями в редакции Постановления от 29 мая, в которых Правительство уточнило, что выплаты осуществляются медицинским работникам, работающим у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере. При этом, размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 Правил (см. таблицу).
Федеральные надбавки до 100% от среднемесячного дохода по Постановлению № 415: кому положены и в каком размере
Помимо выплат за выполнение особо важных работ, Правительство приняло Постановление от 02.04.2020 № 415 (далее также – ПП РФ № 415) по вопросу выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам.
Для начала осуществления таких выплат субъект также должен заключить соответствующее соглашение с Минздравом РФ. Что касается условий предоставления таких выплат, то они немножко отличаются:
- Во-первых, такие надбавки не выплачиваются в Москве (об этом прямо сказано в п. 1 Правил, утвержденных Постановлением). Однако для столицы выплаты предусмотрены отдельным региональным актом, о котором мы расскажем далее.
- Во-вторых, данные выплаты распространяются не только на медицинские организации, оказывающие скорую помощь и специализированную медицинскую помощь в стационаре, но и на амбулаторные медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
- В то же время по сравнению с выплатами за выполнение особо важных работ, данные выплаты не распространяются на частные медицинские организации – их могут получить только медицинские организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и органам местного самоуправления (UPDATE! 29 мая в редакцию Постановления были внесены изменения, согласно которым по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ частным медицинским организациям могут предоставляться субсидии на выплаты по ПП РФ № 415. Следовательно, работники частных медицинских организаций теперь также имеют право на получение данных выплат).
Напоминаем, что более наглядно вся информация по выплатам была представлена в таблице выше.
По вопросу периода, на который устанавливается стимулирующая выплата, определенных правил в документе не содержится. Однако в Министерство здравоохранения рекомендует устанавливать выплату стимулирующего характера в соответствии с ПП РФ № 415 на каждый месяц с начала оказания медицинской помощи в подразделении гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска.
При этом, медицинская организация также перед началом осуществления данных выплат должна утвердить соответствующий локальный нормативный акт и согласовать его с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления. В таком акте устанавливаются:
- перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время</span>;
- перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время</span>;
- размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;
- срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Как видим, в данном случае размер выплат также устанавливается в локальном нормативном акте и привязан к фактически отработанному времени. При этом в этой части Правительство никаких изменений в последнее время не вносило, что также может стать причиной различного рода спекуляций. Однако в Минздрав разъяснил, что в соответствии с пунктом 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются за фактически отработанное время, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте по уважительным причинам: в связи с болезнью, нахождением в отпуске и т.д. То есть, следуя разъяснениям Минздрава, если работник отработал все положенные ему по графику смены в течение месяца (независимо от того сколько минут, смен или часов он контактировал с зараженным пациентом), локальным актом размер выплат не может быть уменьшен.
Фактический размер рассчитывается в процентном соотношении от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата:
Категория работников | Размер месячной надбавки |
---|---|
Работники с высшим медицинским образованием | |
Врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачи-инфекционисты, врачи-анестезиологи-реаниматологи) | 100% |
Врачи скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад | 80% |
Врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачи-инфекционисты, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-педиатры, врачи-педиатры участковые, врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи-пульмонологи) | 80% |
Средний медицинский персонал | |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях | 50% |
Средний медицинский персонал, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе персонал фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов | 40% |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты) | 40% |
Фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи | 20% |
Младший медицинский персонал | |
Младший медицинский персонал, обеспечивающий условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях | 30% |
Младший медицинский персонал, обеспечивающий условия для оказания первичной медико-санитарной помощи | 20% |
Размеры среднего дохода по каждому из субъектов можно посмотреть на сайте Росстата. Однако из этого не ясно ряд вещей:
- Во-первых, за какие 9 месяцев 2019 года нужно рассчитывать среднемесячный доход: первые, последние, любые? Можно лишь догадываться, однако Росстат ведет статистику данного показателя за 4 периода: Январь – декабрь; 1 полугодие; Январь – сентябрь; Январь – март. Поэтому скорее всего в ПП РФ № 415 под периодом в 9 месяцев имелся в виду период «январь – сентябрь». Именно на него мы и рекомендуем ориентироваться до того момента пока Правительство или Минздрав на издаст соответствующие разъяснения.
-
Во-вторых, что значит среднемесячный доход от трудовой деятельности: среднюю заработную плату в субъекте РФ или среднемесячную начисленную заработную плату наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц? Как видно на скриншоте ниже, эти суммы могут значительно отличаться (изображение можно открыть в полном размере левой кнопкой мыши):
В поисках ответа на данный вопрос обратимся к постановлению Правительства РФ от 14.09.2015 № 973, согласно которому в качестве среднемесячной заработной платы по субъекту Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности). Таким образом, для расчетов «процентных» надбавок по ПП РФ № 415 необходимо использовать показатель «среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц». - В-третьих, не ясно учитывается ли при расчетах средний доход по конкретной должности (например, врач-анестезиолог, врач-инфекционист, медицинская сестра и т.д.) или в разрезе категории должностей (например, средняя зарплата всех врачей, всех медсестер и т.д.). Это также можно привести к неточности расчетов. Например, на сайте Росстата опубликована статистика по категориям должностей, однако Комитет здравоохранения Санкт-Петербурга опубликовал информацию, согласно которой расчеты будут проводиться в разрезе среднемесячного дохода по каждой должности. Кроме того, Комитет также ориентируется на данные Петростата, хотя в ПП РФ № 415 ясно указано, что данные предоставляются Росстатом.
Таким образом, по методике расчета «процентных» надбавок также остается ряд вопросов, которые нуждаются в разъяснении со стороны Правительства РФ или Минздрава РФ. Однако мы все-таки считаем, что выплаты должны рассчитываться исходя из данных, указанных на официальном сайте Росстата.
Выплаты в Москве
В Москве выплаты врачам устанавливаются на основании от 6 апреля 2020 года и составляют в месяц:
- для врачей, работающих в стационарах, для работников лабораторий по тестированию на коронавирус, для врачей-патологоанатомов – 70 тысяч рублей;
- для среднего медицинского персонала, работающего в данных учреждениях – 50 тысяч рублей;
- для младшего медицинского персонала – 30 тысяч рублей;
- для врачей, работающих амбулаторно с пациентами, больными коронавирусом или подозреваемыми на эту инфекцию – 70 тысяч рублей;
- для среднего медицинского персонала – 30 тысяч рублей;
- для врачей скорой помощи – 50 тысяч рублей;
- для среднего медицинского персонала и водителей скорой помощи – 30 тысяч рублей.
Дополнительные региональные выплаты: размер, условия и порядок получения на примере Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Московской области
Москва – не единственный регион, в котором помимо «федеральных» выплат предусмотрены также «региональные» надбавки. Некоторые регионы России в дополнение к «президентским» и «правительственным» выплатам также утверждают свои меры поощрения медицинских работников, которые финансируются из бюджетов субъектов РФ. Рассмотрим некоторые регионы:
Ленинградская область
В Ленинградской области дополнительные выплаты установлены Постановлением Правительства Ленинградской области от 8 апреля 2020 года № 180 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Ленинградской области от 15 мая 2020 года № 290). Размер таких выплат также рассчитывается в процентах от среднемесячного дохода по области:
Должность | Размер месячной выплаты |
---|---|
Врачи, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачи-инфекционисты, врачи-анестезиологи-реаниматологи) | 200% от среднемесячного дохода по области |
Врачи подразделений, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (в том числе врач-инфекционист, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-педиатр участковый, врач-терапевт, врач-терапевт участковый, врач-пульмонолог) | 160% от среднемесячного дохода по области |
Врачи скорой медицинской помощи | 160% от среднемесячного дохода по области |
Врачи, проводящие лабораторную диагностику COVID-19 | 160% от среднемесячного дохода по области |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях | 100% от среднемесячного дохода по области |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов | 80% от среднемесячного дохода по области |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты) | 80% от среднемесячного дохода по области |
Средний медицинский персонал, участвующий в проведении лабораторной диагностики COVID-19 | 80% от среднемесячного дохода по области |
Фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи | 40% от среднемесячного дохода по области |
Младший медицинский персонал, обеспечивающий условия для оказания медико-санитарной помощи в стационарных условиях | 60% от среднемесячного дохода по области |
Младший медицинский персонал или прочий персонал, обеспечивающий условия для оказания первичной медико-санитарной помощи | 40% от среднемесячного дохода по области |
Младший медицинский персонал или прочий персонал, обеспечивающий проведение лабораторной диагностики COVID-19 | 40% от среднемесячного дохода по области |
Иной персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи (водители) | 40% от среднемесячного дохода по области |
Внимание! Данные суммы указаны с учетом НДФЛ. Это значит, что «на руки» работники получат сумму, уменьшенную на размер НДФЛ. Подробнее см. в разделе ниже |
Согласно п. 10, Постановление Правительства Ленинградской области № 180 распространяется на правоотношения, возникшие с 28 марта 2020 года. Следовательно, именно с этой даты должны быть начислены выплаты.
Московская область
В Московской области установлены фиксированные суммы надбавок, которые будут выплачиваться медицинским работникам ежемесячно, начиная с 14 февраля 2020 года.
Должность | Размер месячной выплаты |
---|---|
Врачи | 50 000 рублей |
Средний медицинский персонал | 30 000 рублей |
Младший медицинский персонал | 10 000 рублей |
Водители | 15 000 рублей |
Буфетчики, кастелянши, уборщики, администраторы (регистраторы) | 10 000 рублей |
Внимание! Данные суммы указаны с учетом НДФЛ. Это значит, что «на руки» работники получат сумму, уменьшенную на размер НДФЛ. Подробнее см. в разделе ниже |
Перечень медицинских организаций и должностей, которые имеют право на получение выплат из бюджета Московской области, утвержден в Приложениях № 2 и 3 к . Обратите внимание, что в данном регионе на получение выплат имеют право не только работники скорой помощи или стационаров, но и работник, участвующие в оказании амбулаторно-поликлинической помощи; работники ГБУЗ МО «Бюро судебно-медицинских экспертиз»; работники, осуществляющие лабораторную диагностику; работники, командированные для оказания медицинской помощи в международный аэропорт Шереметьево им. А.С. Пушкина и др. (подробнее см. Приложение № 2 к Распоряжению Минздрава МО).
Не может не радовать также тот факт, что региональные надбавки в регионе кроме медицинских работников также получат:
- Водители, уборщики, буфетчики, кастелянши, работающие в круглосуточных стационарах;
- Водители скорой помощи;
- Водители и администраторы медицинских организаций, работающие с COVID-19 в амбулаторных организациях;
- Другие немедицинские работники (подробнее см. Приложение № 3 к Распоряжению Минздрава МО).
Однако, как это полагается, среди хороших новостей есть и некоторая «ложка дегтя». В пункте 4 Приложения № 3 к Распоряжению Минздрава МО № 47-Р указано, что учет рабочего времени для получения региональных надбавок будет вестись следующим образом:
- В стационарных условиях — время всех рабочих смен с даты начала оказания медицинской помощи пациенту до момента выписки;
- В амбулаторно-поликлинических условиях — время, затраченное на обслуживание пациента на дому (плановый объем работы с пациентом из расчета 75% от месячной нормы часов);
- При оказании скорой медицинской помощи — время рабочих смен с даты начала оказания медицинской помощи пациенту.
То есть, в Московской области есть явная привязка к фактически отработанному времени. Из этого следует вывод, что далеко не все работники получат надбавки в максимальном объеме. Как мы уже сказали, разъяснения Правительства РФ и Минздрава РФ о том, что выплаты не должны привязываться к отработанным сменам или часам не относятся к региональным выплатам и субъекты вправе устанавливать собственные правила исчисления надбавок из региональных бюджетов.
Для сравнения, в этом же Распоряжении (Приложения № 4 и № 5) установлены правила исчисления федеральных надбавок по ПП РФ № 484 и 415. Они также привязаны к времени работы с пациентами, зараженными COVID-19. Например, в амбулаторно-поликлинических условиях Минздрав МО решил исчислять надбавки, исходя их времени, затраченного на обслуживание пациента при оказании медицинской помощи на дому. Такая практика, как уже разъяснили в Правительстве и Минздраве – недопустима. Однако это касается только федеральных выплат.
Остается надеяться только на благоразумие Минздрава, который внесет изменения в правила исчисления региональных выплат, либо на волю Правительства Московской области, которое по примеру федерального Правительства спусти соответствующую «указивку» в местное Министерство здравоохранения. До этого момента, региональные выплаты в Московской области скорее всего будут исчисляться по временным нормативам и, к сожалению, де-юре в этой части никаких нарушений законодательства не будет (еще раз повторим, что это не касается федеральных выплат – они должны начислять вне зависимости от времени контакта с зараженными пациентами).
Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге также установлены дополнительные региональные ежемесячные надбавки медицинским работникам за работу с COVID-19 (см. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2020 № 257). Они также будут рассчитываться исходя из среднемесячного дохода по области:
Должность | Размер месячной выплаты |
---|---|
Врачам, оказывающим специализированную помощь в стационарных условиях | 100% |
Врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад | 80% |
Врачам подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь | 80% |
Среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной помощи в стационарных условиях | 50% |
Среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты) | 40% |
Среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи на врачебном и самостоятельном приеме | 40% |
Фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи | 20% |
Младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной помощи в стационарных условиях | 30% |
Младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи | 20% |
Прочему персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной помощи в стационарных условиях | 30% |
Прочему персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи (водители, санитары) | 20% |
Прочему персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях | 20% |
Работникам, проводящим лабораторную диагностику COVID-19, а также проводящим патологоанатомические и судебно-медицинские исследования тел умерших, инфицированных SARS-CoV-19 |
|
Внимание! Данные суммы указаны с учетом НДФЛ. Это значит, что «на руки» работники получат сумму, уменьшенную на размер НДФЛ. Подробнее см. в разделе ниже |
Как следует из п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2020 № 257, данные надбавки будут выплачиваться в период с 01.04.2020 по 30.06.2020.
Интересно, что в п. 2 Постановления конкретизированы условия получения надбавок. В частности, выплаты работникам устанавливаются при условии, что они:
- имеют непосредственный контакт с больными COVID-19, инфицирование которых подтверждено результатами лабораторных и (или) диагностических исследований;
- имеют непосредственный контакт с телами умерших, инфицированных SARS-CoV-19;
- оказывают медицинскую помощь на дому лицам с подозрением на COVID-19 и (или) осуществляют наблюдение за лицами, которые имеют (имели) непосредственный контакт с больными COVID-19;
- проводят текущую и заключительную дезинфекцию в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга при наличии или после убытия больных COVID-19.
Нормативная смена и итоговая сумма выплаты
Так, в соответствии с Правилами № 1762 нормативная смена определяется, как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством РФ.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию (участию в оказании, обеспечению оказания) «ковидной» медицинской помощи, контактировал с пациентами с COVID-19 при выполнении должностных обязанностей, независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Также в Правилах № 1762 установлено, что расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Кроме того, определено, что размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.
Как видно из представленного, разобраться в том, как именно должна быть рассчитана ежемесячная сумма выплаты непросто. Полагаем, что из буквального толкования представленных норм Правил № 1762 следует, что расчет суммы специальной социальной выплаты за календарный месяц необходимо осуществлять по следующей формуле:
*Сокращения:
- ССВ за месяц– размер специальной социальной выплаты за календарный месяц;
- ФЧНС в месяце— фактическое число нормативных смен в календарном месяце;
- Сумма за 1 НС— размер выплаты за одну нормативную смену;
- 1 НС– одна нормативная смена;
- РВ в неделю– норматив рабочего времени в неделю, установленный для соответствующей категории работников в соответствии с законодательством РФ;
- СОВ за дни работы— суммарно отработанное время по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к «ковидным» работам/контактировал с «ковидными» пациентами.
С первого взгляда может показаться, что все просто и может быть легко рассчитано по представленной формуле.
Для примера произведем следующий расчет по данной формуле, исходя из следующих параметров:
- в соответствии с ПП РФ № 1762 сумма выплаты за одну нормативную смену для врача, оказывающего специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях, составляет 3 880 руб.
- недельная продолжительность рабочего времени такого врача в соответствии с законодательством составляет 39 часов;
- врач за месяц отработал с «ковидными» пациентами полные 4 недели по 39 часов каждая (т.е. всего 156 рабочих часов в месяц).
В указанном случае:
1 НС = 7,8 (39/5)
ФЧНС в месяце = 20 (156/7,8)
Итого ССВ за месяц = 77 600 руб. (20 х 3 880)
Однако, к сожалению, мы, как и многие представители медицинского сообщества, опасаемся, что на практике ФЧНС в месяце может рассчитываться иначе, а именно, дополнительно делиться на 5, поскольку в Правилах № 1762 все-таки указано, что нормативная смена определяется, как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, а значит, вероятно, законодатель хочет применять именно 1/5, а не всю сумму и в финальном расчете.
Кроме того, полагаем, что введение нового ПП РФ № 1762 взамен ПП РФ № 415 и 484 осуществлено, в первую очередь, для сокращения расходов на «ковидные» выплаты (а это дополнительно подтверждает логику 15 ФЧНС в финальных расчетах). Тем более, что период таких выплат установлен аж до конца 2021 года.
Если исходить из такой менее «радужной» позиции, то в случае приведенного примера ФЧНС в месяце будет составлять не 20, а всего 4 (20/5), а значит итоговая сумма выплаты будет так же в 5 раз меньше и составит всего 15 520 руб. (4 х 3 880).
В любом случае, полагаем, что предусмотренная ПП РФ № 1762 система расчета выплат требует незамедлительного уточнения или, как минимум, официальных разъяснений во избежание двусмысленных толкований и ущемления прав медицинских работников, как это происходило с ковидными выплатами в начале пандемии.
Отметим, что в соответствии с п. 8 ПП РФ № 1762 давать разъяснения по применению норм названного постановления должен Минтруд РФ по согласованию с Минздравом РФ.
Кому положена новая выплата и в каких размерах
В соответствии с ПП РФ № 1762 специальная социальная выплата должна производиться следующим медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) за нормативную смену:
Работники | Размер выплаты за одну нормативную смену |
---|---|
Оказывающие медпомощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медпомощи) по диагностике и лечению COVID-19 в соответствии с установленным Минздравом РФ Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Приказом Минздрава РФ от 19.03.2020 № 198н: | |
Врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь | 2 430 рублей |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи | 1 215 рублей |
Младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи | 950 рублей |
Фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи | 600 рублей |
Врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях | 3 880 рублей |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях | 2 430 рублей |
Младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях | 1 215 рублей |
Врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь | 2 430 рублей |
Средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи | 1 215 рублей |
Младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях | 600 рублей |
Врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с COVID-19 | 3 880 рублей |
Средний медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с COVID-19 | 2 430 рублей |
Младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с COVID-19 | 1 215 рублей |
Водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в т.ч. занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с COVID-19 | 1 215 рублей |
Члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с COVID-19 | 1 215 рублей |
Медицинские работники, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19, но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей: | |
Врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием | 2 430 рублей |
Средний медицинский персонал | 1 215 рублей |
Младший медицинский персонал | 600 рублей |
Следует обратить внимание на то, что указанные категории работников по большей части совпадают с работниками, которым были предусмотрены выплаты на основании действовавшего ранее ПП РФ № 415 (напомним, что в ПП РФ № 484 фиксированные выплаты были предусмотрены для врачей, среднего и младшего медперсонала, оказывающих скорую и специализированную стационарную медпомощь гражданам, у которых выявлен COVID-19).
При этом, в ПП РФ № 1762 предусмотрены и новые категории работников, а именно:
- медработники патологоанатомических бюро и отделений, проводящих патологоанатомические исследования, связанные с COVID-19;
- медработники, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19, но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей*.
*В ПП РФ № 415 не предусматривало необходимости осуществлять выплаты медработникам, контактирующим с пациентами с COVID-19. Однако Минздрав РФ в своих письмах № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020 и № 16-3/И/1-6965 от 21.05.2020 указал, что таким медработникам выплаты полагаются, если их работа связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в т.ч. врачам-рентгенологам; врачам-патологоанатомам; врачам-эпидемиологам; помощникам врачей-эпидемиологов; медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий; среднему медицинскому персоналу, работающий с указанными выше врачами-специалистами.
Отметим, что в ПП РФ № 1762 не уточнено, какие именно медработники могут относиться к числу контактирующих с пациентами с COVID-19 при выполнении должностных обязанностей и, соответственно, иметь право на выплаты. Полагаем, что, Минздрав РФ к таковым, как и ранее, будет относить тех специалистов, работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19. При этом, на наш взгляд, наряду с указанными, к контактирующим медицинским работникам могут относиться и иные специалисты, поскольку формулировка ПП РФ № 1762 в данной части достаточно широкая.
Условия предоставления медицинской организации средств на выплаты
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно (не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца) в территориальный орган ФСС РФ по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее — реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган ФСС РФ до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Указанный реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также ряда сведений по каждому работнику (перечень сведений предусмотрен в п. 6 Правил № 1762):
Территориальный орган ФСС РФ осуществляет выплату путем перечисления средств на банковскую карту или счет работника (срок перечисления — 7 рабочих дней со дня получения реестра).
Обращаем внимание, что с 1 декабря 2020 года у медицинских (и иных) работников появится возможность получать уведомления о фактах перечисления им специальных социальных выплат посредством «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» (поручение об обеспечении такой возможности дано в ПП РФ № 1762 Минцифры России совместно с ФСС России).
Страховые выплаты
Отдельного внимания заслуживают страховые выплаты. Они были назначены .
Выплаты подразделяются на три вида:
- Страховое возмещение для врачей, которые заразились коронавирусом и скончались от него или вызванных им осложнений. Сумма страхового возмещения составляет 2 752 452 рубля. Данная выплата назначается для получения теми лицами, которые являются выгодоприобретателями умершего медицинского работника. Сюда можно отнести супругов (если они состояли в зарегистрированном браке на день смерти работника), детей (либо несовершеннолетних, либо совершеннолетних, но не ставших дееспособными на основании решения суда или признанных инвалидами до того момента, как они достигли возраста 18 лет, либо детей, которые достигли возраста совершеннолетия, но учатся в образовательных учреждениях до достижения ими возраста 23 лет), родителей (или усыновителей), дедушек и бабушек медработника (если занимались воспитанием человека не менее трех лет подряд из-за отсутствия у него родителей), отчима или мачеху, если занимались воспитанием человека не менее пяти лет.
- Если медицинский работник стал инвалидом из-за перенесенных после коронавирусной инфекции осложнений, ему также полагается единовременная выплата. В случае присвоения первой группы инвалидности размер выплаты составит 2 064 339 рублей; в случае установления второй группы инвалидности – 1 376 226 рублей; если речь идет о присвоении третьей группы инвалидности – 688 113 рублей. Выплата осуществляется самому врачу.
- Если речь идет об инфицировании медицинского работника коронавирусной инфекцией, врачу назначается единовременная страховая выплата в размере 68 811 рублей.
Осуществление указанных выплат происходит только после того, как будет проведено соответствующее расследование страхового случая. Для этого 16 мая 2020 года было издано . Использование указанных временных правил нацелено на то, чтобы осуществить выплаты работникам системы здравоохранения и вспомогательному медицинскому персоналу как можно в более короткие сроки.
До какого срока продлены
На сегодняшний день Правительством РФ принято решение о продлении указанных выше выплат до 1 января 2024 года, что дает возможность всем врачам, а также среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям скорой помощи получать указанные выплаты на протяжении всего 2021 года при условии продолжения работы в условиях оказания помощи лицам, у которых диагностирован или подозревается COVID-19.
Часто задаваемые вопросы
- https://buhpressa.ru/dlya-bukhgaltera/normativnye-dokumenty/74-postanovleniya-pravitelstva-rf/8088-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-12-aprelya-2020-g-484
- http://government.ru/docs/39484/
- https://RuLaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-12.04.2020-N-484/
- https://kormed.ru/novosti/novye-kovidnye-vyplaty-vzamen-starym-bolshe-ili-menshe/
- https://zakonguru.com/medicina/vyplaty-covid-19.html
- https://barrist.ru/stimuliruyushchie-vyplaty-za-rabotu-s-koronavirusom/