Какие участки заносят к землям сельскохозяйственного назначения согласно Федеральному закону?

Содержание
  1. Законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения
  2. ФЗ о землях сельскохозяйственного назначения
  3. Федеральный закон о земельных паях
  4. Закон о выделении земельного пая
  5. Что нового в законе об обороте земель сельхозназначения
  6. Понятие земель сельскохозяйственного назначения
  7. Состав земель сельскохозяйственного назначения
  8. Что такое земельный пай
  9. Кому полагается земельный пай
  10. Что делать с паем
  11. Использование земельных участков сельхозназначения в соответствии с законодательством
  12. Процедура оформления
  13. Предварительный этап
  14. Необходимые документы
  15. Порядок действий
  16. Стоимость и сроки
  17. Кто может использовать земли сельхозназначения
  18. Что можно строить на сельскохозяйственных землях
  19. Что можно строить на садовом участке
  20. Что можно строить на участке под огородничество
  21. Что можно строить на участке под ЛПХ
  22. Что можно строить на участке под КФХ
  23. Можно ли строить склад и дорогу
  24. Как можно использовать земельный пай по закону?
  25. Приобретение участка
  26. Аренда
  27. Наследование
  28. Продажа земельного пая сельхозназначения по закону
  29. Свидетельство о праве на наследство по закону на земельный пай
  30. Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
  31. Особенности оценки земель сельскохозяйственного назначения
  32. Откуда берутся новые земли сельхозназначения
  33. Резюме

Законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Вопросы, касающиеся сельскохозяйственных земель, регламентируются несколькими нормативными актами:

  • в главе XIV ЗК РФ даны определение, состав и правила использования таких территорий;
  • оборот земель сельскохозяйственного назначения регулирует Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ;
  • перевод таких территорий в иные категории осуществляется на основании Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ.

Действует множество нормативных актов, которые обеспечивают контроль со стороны государства за стратегически важными угодьями, любые сделки, проведенные с их нарушением, признаются ничтожными.

ФЗ о землях сельскохозяйственного назначения

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 03.07.2016 № 354-ФЗ; от 29.12.2017 № 447-ФЗ)

2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 113-ФЗ)

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;

6) (Подпункт утратил силу – Федеральный закон от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

4. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

5. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

6. К отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.

Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. (В редакции федеральных законов от 18.07.2005 № 87-ФЗ, от 27.12.2018 № 503-ФЗ)

Статья 4. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ; от 13.05.2008 № 66-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ)

Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель. (В редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ)

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 07.07.2003 № 113-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 03.12.2008 № 250-ФЗ; от 28.12.2010 № 420-ФЗ)

Требования настоящего пункта не распространяются на образуемые земельные участки в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. (Абзац введен – Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 23.06.2014 № 171-ФЗ; от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

2. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

Статья 5. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности

1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ; от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ; от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 113-ФЗ)

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки

1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.

3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

5. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.

6. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание:

1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

8. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ.

Федеральный закон о земельных паях

Основной закон, касающийся паев, был принят еще в декабре 1991 года и касался он реорганизации колхозов и совхозов. В соответствии с данным актом, расформирование коллективных сельскохозяйственных сообществ должно осуществляться по принципу равномерного распределения земли между их членами.

Иными словами, если до 1991-го года человек работал в колхозе, то после его расформирования, ему должны были выделить определенный участок земли для личного пользования. С тех пор значительная часть российских земельных угодий находится в частной собственности отдельных субъектов – граждан РФ.

Также все положения, касающиеся данного вопроса, регулируются Земельным законодательством страны и отдельным Федеральным актом № 101-ФЗ «Об обороте сельскохозяйственных угодий».

Узнайте, как лес бесплатно по закону получить в Российской Федерации.

Закон о выделении земельного пая

Рассмотрим те категории граждан, которые имеют все законные права на получение пая. Прежде всего это:

  • Труженики сельскохозяйственной сферы — земледельцы, агрономы, зоотехники, доярки, трактористы, комбайнеры;
  • Сотрудники здравоохранения, работающие в сельской (районной) местности;
  • Работники образовательного сектора — учителя сельских школ, библиотекари.

Также необходимо знать, что все дольщики в обязательном порядке обязаны регулярно уплачивать налоговые взносы за свою землю. При неуплате данного побора осуществить приватизацию такого участка будет невозможно.

Оформление земельного пая в собственность по закону осуществляется следующим образом:

  • После принятия решения о приватизации выделенного участка земли, пайщик должен дать соответствующее объявление в местную районную газету с целью оповещения остальных дольщиков;
  • Через месяц после оповещения в СМИ проводится собрание держателей участков, на котором ведется соответствующий протокол, в котором должны расписаться все дольщики о том, что они не против процедуры приватизации данного надела;
  • Далее при помощи землеустроителей производится межевание земли с целью отделения вашей доли. Во время проведения данного мероприятия необходимо оповестить о нем хозяев тех участков, которые расположены рядом;
  • Затем необходимо обратиться в землеустроительный комитет с целью получения кадастрового номера на отмежеванный участок;
  • На последнем этапе осуществляется подача заявления в регистрационную палату о получении свидетельства принадлежности;

Что нового в законе об обороте земель сельхозназначения

Поскольку земли с/х категории являются одновременно средой, ресурсом, средством производства и территорией интересов физических и юридических лиц, возникла необходимость создания специального федерального закона — 101 ФЗ от 26.06. 2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», из которого следует, что земли сельскохозяйственного назначения — это базовый ресурс сельского хозяйства, то есть почва и все, что на ней может расти.

Последняя редакция закона об обороте земель сельхозназначения была в 2015 году, который считается началом новой волны земельной реформы. Новой земельной реформе предшествовал целый ряд изменений, среди которых можно выделить как наиболее значимые следующие:

  • Из п.1 ст. 10 изъято требование обязательного прохождения процедуры торгов в виде конкурсов и аукционов при предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков с/х назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • Произошли некоторые изменения в правилах покупки и аренды земельных участков сельскохозяйственной категории. Новая редакция закона по-прежнему сохраняет такое право за юридическими или физическими лицами, которые пользовались участком на праве аренды надлежащим образом. Однако устранены ограничения по цене сделки и срокам продолжительности аренды;
  • Расширены возможности использования земель, занятых пастбищами в районах крайнего Севера. Если ранее такие пастбища, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могли быть переданы только на праве аренды, то теперь к такому праву добавилось еще и безвозмездное пользование</span>;
  • Правила и условия принудительного изъятия земель, несмотря на наличие новой редакции, изменены незначительно. В ближайшее время, в связи с готовящимися новыми законами в земельном праве, следует снова ждать изменений и правок, как в Земельный Кодекс, так и в Федеральный Закон № 101.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения

Таковыми являются территории, отвечающие двум требованиям:

  1. они должны находиться за границами населенных пунктов;
  2. на них должны вестись сельхозработы, или они должны быть предназначены для использования в земледелии.

Земельные участки на территориях сельскохозяйственного назначения разрешается использовать только в определенных целях, связанных с сельскохозяйственной деятельностью:

  • организовывать производства;
  • сажать лес для защиты угодий;
  • заниматься научно-исследовательской и учебной деятельностью;
  • заниматься рыболовством;
  • создавать частные садовые участки.

Арендовать сельскохозяйственные земли, использовать их в коммерческих целях имеют право только организации и частные предприниматели, имеющие соответствующий правовой статус и занимающиеся определенными видами деятельности.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

Он определяется исходя из объектов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Ими могут быть:

  • угодья, которые предназначены непосредственно для производства сельхозпродукции;
  • территории, занятые дорогами и коммуникациями, представляющие собой инфраструктуру фермерских и других хозяйств;
  • лесные посадки, призванные защищать участки от негативного влияния окружающей среды;
  • водные объекты, различные постройки, если они необходимы для производства, первоначальной переработки или обеспечения хранения продукции сельскохозяйственного назначения.

Земли, используемые для садоводства и огородничества, но находящиеся в пределах населенного пункта, сельскохозяйственными не считаются.

Что такое земельный пай

Земельный пай – это часть долевой собственности в общей площади участка. Его величина указывается в гектарах или меньших единицах измерения. Пай может служить уставным капиталом, вносимым в акционерное общество, потребительский кооператив либо производственное предприятие.

Кому полагается земельный пай

Получить бесплатно паи могут:

  • члены совхозов, колхозов;
  • пенсионеры, проживающие в сельской местности и работавшие в свое время в сельском хозяйстве;
  • социальные работники, которые трудятся на сельхозпредприятиях;
  • стипендиаты хозяйства;
  • лица, временно не работающие на сельхозпредприятиях, но имеющие право восстановиться там после своего возвращения, например военные срочной службы;
  • граждане, проживающие в сельской местности (один раз за всё время проживания в конкретном населённом пункте).

Несмотря на то что земельное законодательство предусматривает бесплатную приватизацию земельных паев, работы по подготовке документов и регистрацию права собственности потребуют наличия немалого количества средств.

Переустройством аграрных предприятий занимается внутрихозяйственная комиссия, которая назначается колхозами и другими предприятиями. Член сельхозпредприятия может передать свой земельный участок по наследству.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам в порядке, предусмотренном федеральным законом № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 2002 года.

Правила для технических и кадастровых мероприятий устанавливает федеральный закон № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г.

Правоустанавливающие документы регистрируют в порядке, предусмотренном ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Более точные характеристики участка указываются в актах, принятых местными органами власти.

Что делать с паем

С земельным паем могут совершаться следующие сделки:

  • купля-продажа;
  • обмен на другое недвижимое имущество;
  • сдача земли в аренду;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • дарение или передача по наследству;
  • оформление в залог;
  • внесение в виде уставного капитала при вступлении в кооператив.

Сделки с земельным наделом могут регулярно приносить прибыль его собственнику. В большинстве случаев земельные наделы сдают в аренду или передают в доверительное управление.

Право преимущественной покупки в случае продажи пая имеют дольщики, состоящие в сельскохозяйственном кооперативе. Сделка между сторонами оформляется заключением договора купли-продажи в письменной форме.

После совершения сделки купли-продажи необходимо обратиться в «Росреестр» для регистрации перехода права собственности.

При сдаче земельного пая в аренду срок действия договора не ограничивается. Если сделка заключается более чем на 1 год, то договор должен регистрироваться в «Росреестре». Плата за аренду земли определяется сторонами и не может изменяться одной из них. При определении стоимости земельного пая учитывают:

  • размер участка;
  • плодородие почв;
  • расстояние до объектов инфраструктуры.

Собственник пая может продать его по договорной цене. Оформление и передача земельного надела по сделкам подлежит налогообложению. Размер налога зависит от кадастровой стоимости участка, но он не должен превышать 1000 рублей. Рассылка уведомлений об уплате налога на землю входит в обязанности территориальных управлений Федеральной налоговой службы.

При заключении сделок с недвижимостью лучше воспользоваться помощью наших юристов. Это позволит исключить возникновение проблем, связанных с потерей недвижимости в результате признания сделки недействительной.

Использование земельных участков сельхозназначения в соответствии с законодательством

Земли сельхозназначения законодательно выделены в отдельную категорию. К ним относят территории с определенными характеристиками за чертой населенных пунктов. Такие участки используют не только в качестве пространственного базиса, но и как основу для производства. Поэтому для пастбищ, угодий, сенокосов, пашенных наделов и участков, отведенных под многолетние насаждения, государство установило особый правовой статус. При этом регулируются и определяются виды разрешенного использования выделенных территорий.

Как правильно использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения?

Во втором пункте ст. 77 Земельного кодекса РФ прямо определено, что в составе земельных участков сельхозназначения могут находиться наделы, предназначенные для:

· производства сельхозпродукции;

· инженерных, транспортно-логистических и других коммуникационных сетей, проложенных для обслуживания основного производства;

· сооружений защитного типа, растительных и специальных насаждений, возведенных с целью улучшения грунта и совершенствующих ландшафт (подразумеваются лесопосадки, предотвращающие выветривание территорий, насыпи и каналы, временные формы, выполняющие функцию снегозадержания на полях);

· для водоёмов, которые используются для выращивания и разведения рыбы в промышленных масштабах.

Земельный кодекс обозначает основные способы использования сельхозземель:

1. Крестьянско-фермерское хозяйство. Формируется с целью производства, изготовления и переработки сельхозпродукции индивидуальным фермером или несколькими владельцами, использующими труд наёмных работников.

2. Дачное подсобное хозяйство полевого типа. Используется для разведения и выращивания культурных растений или выпаса сельскохозяйственных животных (без права строительства сооружений на фундаменте; разрешена установка временных построек).

3. Животноводство и рыборазведение.

4. Выпас сельскохозяйственных животных и птицы. Это наделы для пастбищ с дикорастущими и культивируемыми травами, а также для скашивания сена на корм скоту.

5. Охотничьи угодья.

Как правильно использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения?

Следует учесть, что земли сельхозназначения используются, как главный источник продовольствия для населения, поэтому не допускается эксплуатация таких участков в иных целях. Для сохранения и обеспечения восстановления эффективности земельных участков необходимо проводить определённые мероприятия. В этом вопросе большую роль играет контроль за их целевым использованием и оборотом сельхозугодий.

В Федеральном законе № 101 от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определены обязанности и функции госорганов по обеспечению мониторинга сельхозтерриторий.

Процедура оформления

Способ получения сельскохозяйственного земельного участка в собственность зависит от вида права, на основании которого землепользователь претендует на участок. К таким правам могут относиться:

  • Право на пай, находящийся в составе надела общей собственности;
  • Право бессрочного пользования или пожизненного владения государственным участком.

Для перехода прав на участок из государственной собственности в частную необходимо написать заявление земельному собственнику (местному органу исполнительной власти) о предварительном согласовании приватизации, а при наличии земельного пая необходимо подать объявление в СМИ о желании выделить надел из общей собственности в натуре.

Предварительный этап

После предварительного согласования предоставления или публикации объявления о выделе в СМИ землепользователю необходимо организовать геодезические работы по определению границ сельскохозяйственного надела.

Геодезические работы осуществляются кадастровыми инженерами, состоящими в федеральном реестре кадастровых работников, или межевыми компаниями, организующими работу таких инженеров.

Работы проводятся непосредственно на участке и включают в себя:

  • Топографическую съёмку территории;
  • Измерительные работы;
  • Определение координат граничных точек;
  • Оценка состояния почвы.

Согласно п. 6 ст. 13.1 ФЗ № 101, проект плана утверждается не ранее, чем через 30 дней после ознакомления с ним всех заинтересованных лиц (соседей, будущего собственника и других пайщиков участка).

Если все участники общей долевой собственности намерены выделить свои доли и получить права собственности на отдельные участки земли, то они утверждают на общем собрании проект межевания общего участка и определяют границы будущих наделов.

Решения общего собрания оформляется в протокол, к которому прилагается проект межевания, в соответствии с которым происходит образование отдельных участков, и дополнительное согласование границ с участием кадастрового инженера в таком случае не требуется (п. 3 ст. 13 ФЗ № 101).

Необходимые документы

Для оформления в собственность земельного пая потребуются следующие документы:

 

  • Документ о праве на пай;
  • Межевой план участка;
  • Кадастровый паспорт;
  • Справка из ЕГРП о наличии обременений.

Документ о праве на земельный пай является основанием, по которому пайщик может выделить свой участок в натуре, а указанная в данном документе доля участка позволяет кадастровому работнику вычислить площадь образуемого участка и определить его границы.

Право на пай выдаётся при разделе коллективных участков каждому пайщику бесплатно или может приобретаться на рынке ценных бумаг как земельный капитал, его стоимость зависит от категории земли и её кадастровой ценности.

Межевой план необходим для оформления кадастрового паспорта участка, его изготавливает кадастровый специалист на основе проведённых измерений, стоимость его изготовления зависит от площади участка и его доступности для измерений и может составлять до 15000 рублей для участков площадью не более 1 Га. Изготовление межевого плана составляет 1-3 недели.

 Кадастровый паспорт необходим для регистрации права собственности на участок и внесения соответствующих сведений в ЕГРП, оформляется в кадастровой палате бесплатно на основании межевого плана в течение пяти дней.

Справка из правового реестра необходима для того, чтобы исключить возможные притязания на образуемый надел со стороны третьих лиц и убедиться в том, что на землю не наложен арест. Заказать такую справку можно в многофункциональном центре или в разделе сайта Росреестра.

При предоставлении земли из муниципальной собственности необходимо писать заявление по стандартной форме.

В заявлении необходимо указать:

  • ФИО и адрес заявителя;
  • Адрес расположения участка;
  • Кадастровый номер участка;
  • Категорию земли и вид использования участка.

Текст начинается с указания органа подачи бумаги с указанием ФИО и должности принимающего заявления сотрудника, после чего следует просьба предоставить право собственности на участок с изложением его характеристик.

Порядок действий

Оформление прав на земельный пай для случая, когда участок выделяет один из пайщиков, осуществляется в следующем порядке:

  • Подача объявления в СМИ о желании выделить пай в натуре;
  • Организация межевых работ на местности;
  • Получение кадастровых документов;
  • Регистрация права собственности в Росреестре.

Перечень СМИ, в которые публикуются объявления о выделе пая, утверждается местным законодательством.

Изготовленный межевой план подлежит согласованию с другими пайщиками и соседними землепользователями. Важно учитывать, что площадь образуемого участка может отличаться от расчётной из-за особенностей рельефа или почвы, но не более, чем на 10 процентов (п. 16 ст. 13.1 ФЗ № 101).

После изготовления кадастровых документов землепользователю необходимо зарегистрировать своё право на участок, для этого в местное отделение Росреестра подаётся заявление на регистрацию, к которому прилагаются следующие бумаги:

  • Кадастровый паспорт;
  • Документ о праве на земельную долю (пай);
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Если выдел участка в натуре происходил на основании проекта межевания, утверждённого общим собранием пайщиков, то к заявлению необходимо приложить выписку из протокола собрания.

При нахождении земли в собственности органов власти, регистрация прав на участок после оформления кадастровых документов осуществляется на основании заявления, поданного в уполномоченный орган, о предоставлении земли в собственность.

Стоимость и сроки

Общий срок регистрации права при выделе пая в натуре из общей долевой собственности складывается из следующих составляющих:

  • Ожидания возможного отказа других пайщиков (месяц);
  • Проведения кадастровых работ (до трёх недель);
  • Оформление кадастрового паспорта (5 дней);
  • Регистрация права собственности в Росреестре (2 недели).

Таким образом, получение права собственности может составлять до трёх месяцев с учётом времени на подачу заявлений и заключения договора с кадастровой компанией.

Стоимость всех работ включает в себя расходы на межевание (до 15000 рублей), публикацию объявлений в СМИ и оплату госпошлины за регистрацию – 2000 рублей.

Если сельскохозяйственный участок предназначен для садоводства, огородничества или полевого подсобного хозяйства, то госпошлина за его регистрацию составит 100 рублей.

Итак, для оформления сельскохозяйственных участков в собственность нужно заказать межевые работы по выделению границ надела для его образования из общего участка, получить кадастровый паспорт и зарегистрировать право собственности. Если земля оформляется в собственность из числа муниципальных земель, то кадастровые работы оплачиваются муниципалитетом.

Кто может использовать земли сельхозназначения

Владение, пользование и распоряжение землями называется имущественными земельными отношениями, а процесс регулируется Гражданским Кодексом РФ. Законодательство предусматривает пять форматов использования земли.

Согласно нормативам, вы можете быть:

  1. Собственником земельного участка;
  2. Землепользователем. В этом случае вы владеете или пользуетесь земельным участком с правом бессрочного (постоянного) пользования, а также безвозмездного срочного пользования (то есть государство выдает вам землю бесплатно, но на определенный срок);
  3. Землевладельцем. В этом случае вы можете пользоваться земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения;
  4. Арендатором. Вы пользуетесь земельным участком на основании договоров аренды или субаренды;
  5. Обладателем сервитута. Вы имеете право ограниченного пользования чужого земельного участка.

Что можно строить на сельскохозяйственных землях

П. 11 ст. 85 ЗК РФ разрешает применять участки, расположенные на сельскохозяйственных землях, для строительства зданий или помещений, предназначенных для сельскохозяйственного производства, а также пашен и многолетних насаждений. В целом, если говорить о землях с/х назначения, а не о сельскохозяйственных угодьях, то можно прийти к выводу о том, что строить можно все, кроме промышленных предприятий.

Впрочем, возможно возведение строений, предназначенных, например, для переработки молочной продукции, консервирования плодо-овощной продукции, что, по-сути, тоже является производством. Но такие производства могут действовать на сельскохозяйственных землях только в небольших масштабах и только на землях с соответствующим разрешенным использованием.

Что можно строить на садовом участке

На садовом участке можно построить как жилой дом, так и сезонный. Гараж, баня и другие вспомогательные постройки могут быть построены там на фундаменте. Но это будут уже капитальные строения, которые нужно оформлять в собственность.

На садовом участке можно возвести любой вид хозобъекта. Если он будет на фундаменте, придется зарегистрировать постройку, так как с этого момента она станет объектом капитального строительства. Объекты некапитального строительства не являются объектами недвижимости, не облагаются налогами и не подлежат обязательной регистрации.

Что можно строить на участке под огородничество

На огородном участке нельзя строить здания, строения и сооружения на фундаменте. То есть дом для постоянного проживания, баню или гараж на фундаменте возводить категорически запрещено. А вот некапитальную баньку, сарай, теплицу, навес, погреб, беседку возвести можно.

Что можно строить на участке под ЛПХ

На участке под ЛПХ за пределами поселений (полевой участок) строить капитальные здания нельзя.

На приусадебном участке под ЛПХ (в пределах населенного пункта, зона Ж) капитальные здания строить можно. Однако под жилую застройку отводится лишь 10-20% площади участка (зависит от региона).

Что можно строить на участке под КФХ

На землях, отведенных под фермерские хозяйства можно построить не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом в несколько этажей. Однако для этого необходимо зарегистрировать коллективное фермерское хозяйство (КФХ) как юридическое лицо и действительно заниматься на участке сельским хозяйством.

До выхода закона о родовых поместьях, самым простым вариантом застройки на сельхоз земле было строительство дома на участке под ЛПХ, а самым трудоемким — коллективное фермерское хозяйство (КФХ).

Можно ли строить склад и дорогу

Если мы говорим о земельном участке сельскохозяйственного назначения, и вы являетесь его собственником то, в порядке пп. 2, п. 1, ст. 40 ЗК РФ строительство на землях сельскохозяйственного назначения, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, разрешается при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных, противопожарных и иных правил и нормативов.

В составе ЗУ сельхоз назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, занятые:
внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, зданиями, строениями, сооружениями для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Иными словами, то что вы хотите построить, должно являться сооружениями для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции и необходимые пути подъезды к ним.

Как можно использовать земельный пай по закону?

Земляные нормативные акты РФ, а также соответствующие федеральные законы регламентируют следующий порядок использования паев земли:

  • Для осуществления земледельческих работ – выращивание сельскохозяйственных культур, использование под пастбища и так далее;
  • Проведение мелиоративных мероприятий;
  • Если надел приватизирован и находится в личной собственности пайщика, то его можно использовать для возведения жилых и нежилых строений, а также для любых частных нужд;
  • Реализовывать прочие права по законодательству.

Кроме того, собственник земельной доли имеет право ее продать, обменять, подарить либо оставлить в наследство по завещательному документу.

Приобретение участка

Владение паями легко установить, получив сертификат и все права.

Установление права собственности земельным паем возможно при покупке или аренде территории.

Аренда

Закон говорит о том, что аренда является абсолютно законным способом получения права собственности.

Аренда паев, как правило, происходит в совокупности, то есть выдается не только один пай в отдельности, а сразу несколько.

Это удобно в первую очередь непосредственно для самого арендатора, а также для арендодателя, ведь они получают документ сразу на комплекс паев, а не на каждый по отдельности.

Если же понадобится отделение пая, то договор регистрации придется перезаключать для паев по отдельности, чтобы выделить один из них.

Наследование

Территории сельхозназначения могут быть получены в собственность того или иного лица и путем наследственным, при этом в соответствии с законодательством, эти земли можно изымать, передавать далее по наследству или продавать.

Также имеет место быть и бартер, что означает обмен территорией с возможностью доплаты.

При этом территории, которыми обмениваются, не обязательно должны быть равны по размеру, ведь главное, чтобы выполнялся договор: обе стороны дают друг другу какую-то землю.

Продажа земельного пая сельхозназначения по закону

Большая часть владельцев приватизированных наделов либо сами проживают в сельской местности, либо осуществляют на земле какую-либо предпринимательскую деятельность. Нередко с целью расширения своего хозяйства фермеры скупают у дольщиков их паи. Продажа такого надела осуществляется в соответствии с законом, регулирующим подобные сделки с недвижимостью.

Для начала между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи — в соответствии с общепринятыми правилами к данному документу. К соглашению должны прилагаться все требуемые документы, включая сертификат на землю. Далее приобретенный участок проходит процедуру оформления на нового владельца в регистрационном органе.

Свидетельство о праве на наследство по закону на земельный пай

Территории сельскохозяйственного назначения по закону могут передаваться по наследству. Для этого собственник доли еще при жизни должен составить завещание в пользу наследника. Если такой документ не будет написан, тогда наследование недвижимости осуществляется по закону в порядке первоочередности. При вступлении в свои права, приемник пишет нотариусу заявление о принятии наследства от погибшего родственника.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Для осуществления этой процедуры следует обратиться с письменным ходатайством в орган государственной власти или местного самоуправления. Куда именно следует подать заявление, определяется исходя из принадлежности рассматриваемого участка. Если территория находится в собственности государства, то вопрос рассматривает Правительство РФ, когда участок принадлежит субъекту РФ, муниципальному образованию или частнику, необходимо решение органа, представляющего исполнительную власть на уровне субъекта РФ.

Перевод сельскохозяйственных земель в иные категории возможен в исключительных случаях. Таковыми являются:

  • консервация территорий в силу различных причин антропогенного и природного происхождения;
  • организация особых охраняемых природных, исторических, культурных и других зон специального назначения;
  • пересмотр границ населенного пункта;
  • возведение объектов промышленности на участках, кадастровая оценка которых не выше среднего показателя по городу (району);
  • перевод территорий, непригодных для ведения сельского хозяйства, в земли лесного, водного или запасного фонда.

При прохождении процедуры перевода земли в другую категорию, обязательна ее государственная экспертиза. Если будет установлена исключительная полезность данной территории для сельского хозяйства, изменить ее назначение не разрешат.

Особенности оценки земель сельскохозяйственного назначения

Любая земля имеет две стоимости:

  1. кадастровую, которая применяется при расчете налога, аренды и других обязательных платежей;
  2. рыночную, она необходима для совершения сделок купли-продажи, аренды и залога.

Особенность кадастровой оценки сельскохозяйственной земли заключается в том, что она подразделяется на группы. Они отличаются назначением участков и формированием рентного дохода. Для каждой из этих групп рассчитываются свои удельные показатели. Стоимость определяется на двух уровнях: субъектов РФ и территориальных административных образований.

Кадастровую оценку сельхозземель нельзя применять при продаже или частной аренде таких участков

Для этих целей нужна рыночная стоимость территории. Ее определяют исходя из ряда факторов, применяемых при сделках с землями любых других категорий. Также учитывается полезность участка с точки зрения возможности ведения на нем сельского хозяйства.

Откуда берутся новые земли сельхозназначения

Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков, устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.

Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями — в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.

Резюме

Земли, пригодные для ведения сельского хозяйства, выделяются государством в специальную категорию, поскольку имеют важное стратегическое значение для страны. Оборот и использование таких участков регламентируются ЗК РФ и другими федеральными законами России.

Использовать подобные угодья разрешается только в определенных целях. Их перевод в другие категории возможен в исключительных случаях. Кадастровая оценка таких участков производится исходя из их принадлежности к конкретной группе. Стоимость реализации устанавливается исходя из конъюнктуры рынка.

Источники
  • https://pravoved.ru/journal/zemli-selskohozyajstvennogo-naznacheniya/
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/18935
  • https://ahrfn.com/paj/zakon-o-zemelnyx-payax.html
  • https://zembaron.ru/raznoe/zemli-selxoznaznacheniya/
  • https://pravoved.ru/themes/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%B0%D0%B9/
  • https://zen.yandex.ru/media/maxard/kak-pravilno-ispolzovat-zemelnye-uchastki-selskohoziaistvennogo-naznacheniia-5d95f73bc49f2900b053bdbf
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/oformlenije/oformit-v-sobstvennost-selskoxoz.html
  • https://comfort-invest.ru/prodazha/zakon-zemelnyj-paj-prodazha-2019-god.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector