Камеры, которые штрафуют за телефон и ремень: как они работают и как оспорить штраф

Штраф за разговор по телефону

Запрет на использование телефонов во время управления автомобилем прямо обозначен в ПДД, а именно в п. 2.7. Также это предписание практически слово в слово повторяется в ст. 12.36.1 КоАП. Использование телефона, который не имеет устройства для разговора без рук, влечет за собой штраф 1500 руб. На данный штраф также распространяется скидка 50%, которая дается каждому водителю, успевшему оплатить штраф в течение 20 дней.

Почему на практике данный штраф зачастую неправомерен?

Если внимательно вчитаться в текст этих законов: как ПДД, так и КоАП, то можно заметить, что штраф должен выписываться только за телефоны, которые не имеют устройств, позволяющих вести разговор без рук. Но ни в одном документе не сказано, что эта функция или устройство должны быть использованы во время телефонного разговора.

Исходя из закона, если телефон предусматривает функцию громкой связи, то использовать его за рулем можно, даже не включая этой функции. Конечно, в таком случае сам запрет теряет смысл, так как любой современный телефон оснащен режимом громкой связи. Однако это нельзя назвать проблемой водителей, так как, по сути, они выполнили требование, написанное в ПДД.

Что происходит на практике?

К сожалению, данные аргументы далеко не всегда работают при встрече с сотрудником ГИБДД. Разговаривающий по телефону водитель, которого вовремя остановит инспектор, штрафа, скорее всего, не избежит. И еще одна проблема заключается в том, что обжаловать штраф тоже не выйдет. На примере данной статьи можно наглядно продемонстрировать, как суды встают на сторону обвинения, не обращая внимания на смысл, заключенный в статьях законодательных актов.

С какими устройствами можно разговаривать по телефону за рулем?

Исходя из текста статьи, любое устройство, которое позволяет вести разговор без рук, позволяет использовать телефон. Однако под это описание подходит любой мобильный телефон, имеющий функцию громкой связи: «устройством», которое требует законодательство, в таком случае будет обычный динамик.

Также к таким устройствам можно отнести наушники и специальные Bluetooth-гарнитуры. Именно о них все водители и думают в первую очередь, когда читают текст статьи.

Что говорит закон?

Согласно норме пункта 2.7 ПДД на 2021 год водителю запрещено использовать телефон за рулём, если тот не оснащён приспособлением, позволяющем беседовать без использования рук:

2.7. Водителю запрещается:
пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

Согласно статьи 12.36.1 КоАП? актуальной на 2021 год нарушение вышеуказанного пункта и пользование телефоном при эксплуатации автомобиля водителем наказывается штрафом в размере 1 500 рублей:

Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Что не так?

Если Вы внимательно прочитали формулировку обеих цитат, то, вероятно, увидели возможную лазейку как в ПДД, так и в Административном кодексе.

Дело в том, что текст обоих правовых актов подразумевает, что телефон должен быть оснащён устройством для возможности разговора без рук. Но речи о том, что в данный момент Вы обязаны говорить без использования рук по телефону за рулём, не идёт.

Исходя из логики пункта 2.7 Правил, при условии, что телефон оснащён устройством для переговоров без использования рук водителя, то пользоваться таким телефоном можно, и штрафа за телефон за рулём при этом не будет. Но сама формулировка не обязывает водителя использовать конкретно это громкоговорящее устройство. Вы можете всё также говорить по телефону, держа его у уха, набирать смс и текстовые сообщения через интернет, сидеть в браузере и так далее.

Таким образом, устройство, обеспечивающее разговор по телефону без рук, просто должно быть в телефоне, а использовать его не обязательно. Если телефон снабжён таким устройством, то можно разговаривать по нему как обычно.

Что это за устройство?

Стоит ли говорить о том, что практически любой смартфон на 2021 год снабжён такими устройствами. К ним относятся не только функция подключения по Bluetooth к динамикам машины телефона, но и обыкновенная функция громкой связи непосредственно в мобильнике. Ведь по факту громкоговоритель — это есть ни что иное, как устройство, позволяющее вести разговор без использования рук.

Что в итоге? Если телефон снабжён громкоговорителем, то по нему можно разговаривать. Причём, не обязательно включив этот самый громкоговоритель — можно и классически, прижав телефон к уху.

Вас также заинтересует:

  • Штраф за среднюю скорость – законен ли и как обжаловать?
  • Лишение или штраф? Как смягчить наказание на суде?
  • Как обжаловать штраф за непропуск пешехода? Бланк, образец и инструкция

Как на практике?

Но настало время плохих новостей! Сотрудник ГИБДД, развидев издалека, как Вы разговариваете по телефону у уха, остановит Вас и вынесет штраф за телефон за рулём. Ему не будут интересны вышеперечисленные доводы.

Ещё хуже то, что состав правонарушения, скорее всего, увидят и рассматривающие дело должностные лица или судьи. Это как раз тот случай, когда закон работает не в пользу водителя. Аналогично лишению прав за ксенон/светодиоды или выписыванию требований за тонировку, когда наказание не соответствует нормам и тексту закона. Обо всём этом говорит судебная практика по оспариванию постановлений по статье 12.36.1 КоАП за разговор по телефону.

Можно ли просто писать смс?

На практике и за это Вы можете быть оштрафованы как за разговор по телефону, что вполне логично, согласно слову “использовать телефон” из запрета пункта 2.7 ПДД. Таким образом, речь идёт не только о разговоре по такому телефону, но вообще о его использовании (эксплуатации).

Таким образом, в 2021 году не получится доказать неправомерность штрафа за телефон, если и правда разговаривать по нему, держа у уха, но в жалобе указать, что разговор по нему не вёлся, а просто, например, Вы слушали любимую музыку.

По крайней мере, именно так работает судебная практика. Вот пример и ещё один судебных решений по обжалованию штрафа за телефон за рулём.

Впрочем, в судебной практике, если не упоминать о том, что Вы пользовались телефоном, а просто утверждать, что не разговаривали по нему за рулём, а в подтверждение при обжаловании штрафа приложить распечатку телефонных разговоров, где будет видно, что во время нарушения, указанное в постановлении и/или протоколе, не было телефонных разговоров, то такую жалобу могут и удовлетворить.

Основания и порядок наложения штрафа

Протокол нарушения за пользование телефоном во время движения может быть оформлен, если:

  • в процессе разговора нарушитель был замечен и остановлен сотрудником ГИБДД;
  • пользование сотовым было зафиксировано автоматической фото- или видеокамерой дорожного контроля.

Если факт нарушения не был снят на камеру, водитель может отказаться подписать протокол, однако в ряде случаев инспектор ГИБДД занимает принципиальную позицию и запрашивает детализацию разговоров у мобильного оператора.

Попытки оспорить взыскание обычно безрезультатны – с большой долей вероятности суд примет сторону ГИБДД. В ходе заседания в качестве доказательств факта нарушения или его отсутствия могут быть использованы:

  • фото- и видеофиксация нарушения;
  • показания свидетелей;
  • распечатка разговоров, которую обязан выдать по запросу оператор мобильной связи.

Штраф за пользование телефоном можно оспорить в течение 10 дней после оформления протокола, однако свою невиновность нужно будет доказать в суде.

Почему за рулем нельзя пользоваться телефоном

Запрет на пользование мобильниками во время движения автомобиля полностью оправдан. Это стало очевидно еще в 90-е годы ХХ века – по мере роста популярности сотовой связи кривая ДТП резко пошла вверх. Отвлекаясь на разговор или переписку, водитель на несколько секунд полностью утрачивает контроль над дорожной ситуацией. В этот промежуток времени резко возрастает вероятность столкновения или наезда на пешехода.

Согласно данным исследований, проведенных в Америке:

  • разговор по телефону за рулем увеличивает вероятность аварии в 4 раза;
  • набор сообщения – в 6 раз.

И это минимальные подтвержденные значения, фактически цифры выше. Поэтому, несмотря на легкомысленное отношение к телефонным разговорам самих нарушителей, статистика говорит сама за себя. Пользование мобильником за рулем отвлекает водителя и создает крайне опасную ситуацию на дороге – это установленный факт.

Как можно говорить по телефону, не нарушая закон

Правила не запрещают разговаривать по сотовому, если при этом его не нужно держать в руке. Для этого используется специальная гарнитура (устройство hands free) или режим громкой связи на мобильном устройстве. Кроме того, современные технологии позволяют синхронизировать сотовый телефон с аудиосистемой автомобиля и применять для разговора динамики в салоне.

Все эти возможности актуальны для людей, которые вынуждены проводить много времени за рулем и при этом вести телефонные переговоры.

Если потребность ответить на звонок во время управления машиной возникает нечасто, можно остановиться (например, на обочине) и воспользоваться мобильным. Важный момент – парковаться нужно в разрешенных правилами местах. Остановка на светофоре или в пробке не дает права вести такой диалог, поскольку требует от водителя внимания и концентрации).

Разговор по телефону в припаркованной по правилам машине не может быть основанием для оформления протокола и последующего взыскания.

Размер штрафа 1500 рублей не останавливает многих нарушителей. К тому же нередко факт использования телефона за рулем еще нужно доказать. Однако главный фактор, которым должен руководствоваться водитель – это безопасность движения, а не масштабы возможного наказания. Нужно не искать возможности уклониться от ответственности за нарушение, а воздержаться от разговоров по телефону за рулем. Во многих случаях это поможет сохранить жизнь и здоровье людей, а также целостность авто.

Как будут выписывать штрафы и определять нарушения

В ЦОДД утверждают, что камеры умеют безошибочно выявлять на кадрах руль, руки и ремень безопас­ности — при помощи нейросетей и искус­ственного интеллекта. Если камера по реперным точкам определит, что водитель не пристёгнут или пользуется гаджетом на ходу, а инспектор в ходе обязатель­ной проверки перед оформ­лением постанов­ления это подтвердит, то водителю придёт штраф. Но если полученные кадры вызовут у инспекторов сомнения, они будут трактовать ситуацию в пользу автомо­билиста. К примеру, если на человеке тёмная объёмная одежда, из-за которой неочевидно, есть ли сверху ремень, то такой материал обещают отбрако­вывать.

Производители дорожных комплексов в свою очередь уверены, что качество изобра­жений позволит операторам безоши­бочно оценивать ситуацию. «Изобра­жения с камер имеют разрешение от пяти мега­пиксилей и выше, — рассказы­вает замген­директора компании-оператора дорожных камер фотовидеофиксации на территории Московской области «МВС Груп» Михаил Родионов. — Это значит, что все детали на таком изображении хорошо видны, и ошибки, связанные с качеством самого изобра­жения, мало­вероятны. Качество материалов на извеще­ниях о штрафе не отражает качества изображения, которое мы получаем с камер: оно зависит от качества печати».

Лица нарушителей и их попутчиков на изобра­жениях в постанов­лениях замажут. Зачем? В ЦОДД решили подстрахо­ваться от претензий по поводу разглаше­ния персональных данных. Например, при фиксации скорости камера фокусиру­ется на госномере автомобиля, и людей в машине хоть и можно рассмотреть, но узнать их — далеко не всегда. В данном же случае снимать будут не фрагмент автомо­биля, а непосред­ственно людей внутри.

Пока в ЦОДД не говорят о фиксации непри­стёгнутых ремней у пассажиров — только про водителя. Однако ПДД требуют пристёги­ваться от всех, кто находится в салоне. Поэтому не исключено, что, отработав схему на водителях, силы нейросети могут направить и на их спутников — как тех, кто сидит спереди, так и на сидящих сзади.

В случае с телефоном нормы ПДД тоже не оставляют никаких лазеек: любое использо­вание устройства, предпо­лагающее участие рук, будет считаться наруше­нием. То есть неважно, где именно находится телефон: держит его водитель у уха или просто перед собой. «Согласно пункту 2.7. ПДД, водителю запрещается пользо­ваться во время движения телефоном, не оборудо­ванным техническим устройством, позволяющим вести пере­говоры без использо­вания рук», — предупреждают в ЦОДД.

«К каждому постановлению будут приложены фото­графии, на которых чётко видно, что водитель использует телефон – держит его в руках, или что у него не пристёгнут ремень безопас­ности», — объяснил замруко­водителя дирекции фото­фиксации ЦОДД Егор Чернов.

Зачем нужно было учить камеры фиксировать эти нарушения

Согласно недавнему исследованию ГИБДД, почти половина водителей в России (49 процентов) отвлекаются от дороги при управлении автомо­билем, а 5 процентов делают это постоянно. Как нетрудно догадаться, суще­ственную часть внимания отнимают именно гаджеты.

19 процентов водителей смотрят в телефон при медленном движении, а во время остановки на светофоре — почти 42 процента. Наконец, треть респондентов считает, что при отвлечении внимания мыслитель­ные процессы ускоряются, поэтому человече­ский мозг может спокойно справляться с тремя задачами одно­временно.

Но в ГИБДД уверяют: даже один взгляд в смартфон замедляет скорость реакции. Прове­дённые краш-тесты доказали, что реакция водителя при взгляде на телефон замедляется на 3 секунды, за которые авто­мобиль на скорости около 60 км/чпроезжает 49,5 метра.

Что касается ремней безопасности, то, по данным Госавтоинспекции, в 2016 году ими не пользо­вались 40% водителей, погибших в результате ДТП. В 2019-мэтот показатель снизился более чем в два раза — до 19%. Однако число погибших всё равно намного больше тысячи — 1330 человек разбились, будучи непри­стёгнутыми.

Если машина стоит и я держу телефон в руках — это тоже штраф?

Если водитель взял в руку телефон, а машина при этом не находится в движении – это не нарушение. Ещё в 2013 году в МВД пояснили, что гаджетом можно пользо­ваться даже в пробке. Однако в 2019-мпред­ставители ведомства оказались уже более категоричными и един­ственным приемлемым вариантом назвали использо­вание телефона в припарко­ванной машине.

«Если водителю нужно поговорить по телефону во время управ­ления, необходимо использовать bluetooth-гарнитуру, которая подключается к телефону, либо сама машина должна быть оснащена системой, позволяющей набирать нужный номер без помощи рук. Текущая формулировка нормы в законо­датель­стве позволяет выписывать штрафы за телефон в руке совер­шенно обосно­ванно», — объяснил юрист Европейской юридиче­ской службы Дмитрий Беседин.

Таким образом, даже если мобильный телефон находится в удер­живающем устройстве, брать его (почитать сообщения в пробке) всё равно нельзя. Однако некоторые произво­дители камер признают — отследить использо­вание подвешенного гаджета пока практически невозможно. А значит и говорить о том, что дорожные комплексы смогут распо­знавать такой вариант эксплу­атации смартфонов, пока рано — слишком уж много сомнений они будут вызывать. Может быть, водитель просто потянулся, чтобы изменить громкость радио?

Законодательство

Согласно законодательных норм, есть 2 законодательных акта, регулирующие отношения водитель-телефон.

Кодекс об административных правонарушениях

Предусмотрен штраф за вождение с телефоном статьей 12.36 КоАП.

Статья 12.36.1 КоАП РФ

«Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».

Правила Дорожного Движения

В соответствии с нормой пункта 2.7 ПДД в 2020 году водителю запрещается пользоваться телефоном с руками.

ПДД РФ пункт 2.7

«Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».

За какие действия с телефоном можно получить штраф

Так как сейчас используются другие гаджеты, такие как смартфоны, планшеты и другие, слова Закона опровергают правомерность наложения штрафов за использования телефона.

Но практике сотрудниками ГАИ применяются меры даже при:

  1. Использованию месседжеров, таких как Viber, WhatsApp, Telegram и прочие.
  2. Написание сообщений.
  3. Проверка электронной почты.
  4. Совершая поиск в Интернете.
  5. Просмотр видео, фото и прочего контента.
  6. Написание сообщений.
  7. Совершение звонков, держа устройство возле уха.

В идеале, что бы избежать вопросов со стороны правоохранительных органов, нужно держать руки пустыми, находясь в автомобиле на дороге.

Процедура наложение штрафа

Если ГАИшник зафиксировал на камеру фото- или видео фиксации нарушение, вести диалог будет бесполезно. На нарушителя будет составлен протокол, который можно будет оспорить в суде на протяжении 10 дней.

Если же нарушение не зафиксировано, обвиняемый может отказаться от подписи протокола, но при этом полицейский может запросить подтверждение распечатки звонков во время остановки.

Цена за проступок

Стоимость оплаты в 2020 году составляет 1500 рублей, но при этом можно получить скидку 50%, оплатив штрафную санкцию в течение 20 дней. Таким образом потратив 750 рублей. Сколько будет уплачено зависит от строка оплаты.

Источники
  • https://auto-pravda.online/obschenie-s-gibdd/303-shtraf-za-telefon-za-rulem.html
  • https://AutoTonkosti.ru/q/pochemu-shtraf-za-telefon-za-rulyom-nepravomeren
  • https://www.driver-helper.ru/shtrafy-gibdd/t/shtraf-za-razgovor-po-telefonu-za-rulem-vo-vremya-dvizheniya-v-2018-godu
  • https://mag.auto.ru/article/sanctionsphonebelt/
  • https://djeeprus.ru/dtp/shtrafy-2020-godu/shtraf-za-razgovor-po-telefonu-za-rulem-2020

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector