Zarplatto.ru

КБМ водителя что это и как влияет на ОСАГО

Содержание

От чего зависит стоимость ОСАГО

Расчёт стоимости полиса ОСАГО производится согласно указанию Центробанка России № 3384-У. Единый порядок действует для всех категорий страховщиков. Базовую тарифную ставку страховая компания определяет самостоятельно в зависимости от вида транспортных средств, статуса их владельца (частное лицо или юридическое) и цели использования. Ведется учет специальных коэффициентов, которые рассчитываются по ряду факторов.

Чтобы подсчитать цену страхования, можно воспользоваться онлайн-калькулятором. В нем указаны все необходимые показатели:

  • тип ТС – грузовое авто, легковое, мотоцикл, скутер;
  • один водитель или несколько будут управлять ТС;
  • возрастной показатель, опыт вождения и водительский стаж;
  • мощность двигателя (количество лошадиных сил под капотом);
  • период действия полиса (чем больше срок, тем ниже стоимость);
  • предыдущие страховки;
  • регион, где будет эксплуатироваться машина.

Одним из важных показателей, непосредственно влияющих на стоимость полиса страхования автогражданской ответственности, является коэффициент bonus-malus (КБМ).

Что такое КБМ, и зачем он нужен

В ОСАГО значение КБМ используется при расчете стоимости страховки. Размер бонус-малус меняется в зависимости от характера езды водителя: коэффициент связан с возмещением страховых выплат по вине клиента.

Если водитель не стал виновником аварии, из-за которой страховщик потерпел убытки, значение показателя уменьшается на 5%. Уменьшение полиса ОСАГО за счет снижения коэффициента имеет накопительный эффект с максимальным периодом 10 лет. Спустя 10 лет безаварийной езды бонус-малус остается на минимальном уровне – 0,5.

Показатель используется при подсчете страховки ОСАГО для физических лиц и организаций. Размер КБМ связан с конкретным лицом, вписанным в полис, и не меняется в течение срока действия ОСАГО. Согласно ст. 10 Федерального закона 25.04.2002 №40-ФЗ, срок действия обязательной страховки на авто составляет 1 год.

Нормативно-правовая база КБМ

Так как ОСАГО является обязательным видом страхования, то его тарифы регулируются государством. Действие системы КБМ подразумевалось с самого начала введения этой системы в 2003 году. Однако тогда еще не было выработано точной методологии оценки водителей и не создана рейтинговая система.

Фактически в первые годы действия ОСАГО учитывалась лишь аварийность водителя в общем. В 2012 году была уже внедрена автоматизированная информационная система или АИС, в которую теперь все компании должны отправлять данные о полисах, страховых случаях и других важных моментах. Здесь содержатся данные обо всех водителях начиная с 2011 года.

Применение КБМ более подробно внедряется в России и дальше. Влияет КБМ на страховку. Благодаря этому страховые компании могут узнать больше данных о водителях и более точно рассчитать свои риски. И, наоборот, водители более строго осознают свою ответственность и выгоды от аккуратного поведения на дороге. С 2014 года компания при определении стоимости обязана полагаться только на сведения из АИС.

Где в полисе ОСАГО указан КБМ?

Действующее законодательство РФ не содержит в себе информацию относительно способов указания КБМ в полисе ОСАГО. Представители страховых компаний не обязаны выставлять значения коэффициента бонус-малус. Однако в некоторых агентствах значение параметра выставляется в разделе «Особые отметки».

Если в графе отсутствуют указания о КБМ, значение параметра можно найти в бланке заявления, которое заключается при обращении в страховую компанию. Также есть возможность узнать значение на сайте РСА в разделе помощи водителям.

Определение КБМ

Определяется этот коэффициент с самого начала вождения и далее изменяется каждый год. Система определения КБМ устанавливается государством, а поэтому является одинаковой для всех участников. С 2015 года эти расчеты подвластны Банку России.

Система КБМ состоит из 15 классов, каждый год класс водителя меняется в зависимости от его дисциплинированности. Для ответа как посчитать КБМ необходимо сначала определить класс водителя. Если у него нет стажа, то ему будет назначен на первый год 3 класс. И ему соответствует коэффициент 1. В этом случае он платит за полис ровно по тарифу без скидок, но и без наценок.

Если за этот год водитель ни разу не попадет в аварию – то на следующей его класс поднимется до 4, его коэффициент станет 0,95 и соответственно на оплату будет предоставлена скидка 0,25. Если попадет в одну аварию – то класс останется таким же. А если на его счету уже будет два неприятных случая – то класс снизится до М. Класс М является самым низким, его коэффициент – самым высоким 2,45. То есть водителю теперь придется платить за полис почти в полтора раза больше. Так расшифровка коэффициента зависит напрямую от класса и количества аварий за год.

Обратите внимание! К расчету принимаются только те прецеденты, по которым производились выплаты. То есть если водитель урегулировал ситуацию самостоятельно, или не являлся виновником происшествия – эти случаи в расчетах не учитываются.

Дополнительная информация. Максимальная скидка на договор существует в размере 50%, то есть половины стоимости. Ее может получить водитель, который 10 лет находится за рулем и за это время не попал ни в одну аварию.

Ограниченное ОСАГО

Применение КБМ для расчета тарифа зависит от вида полиса, количества водителей, допущенных к управлению автомобилем. Если в полисе количество водителей строго определено и каждый из них сюда вписан, то такой вид страхования является ограниченным.

В этом случае КБМ определяется для каждого водителя, а затем выбирается водитель с наиболее низким классом. Именно его коэффициент учитывается при определении тарифа.

Обратите внимание! Таким образом, законодательство не только дисциплинирует водителей, но и заставляет собственников автомобилей ограничивать физический доступ к ним неаккуратных знакомых и родственников. То есть ситуация на дорогах начинает регулироваться самими гражданами.

Неограниченное ОСАГО

Если к управлению допущено неограниченное количество людей, и соответственно их нельзя прописать в договоре, а также понять их историю вождения, то КБМ для страхования определяется по собственнику автомобиля.

В этом случае за прошлый год берется история именно того собственника, который владел этим средством. То есть при смене владельца будет учитываться история предыдущего.

От чего зависит показатель

Значение бонус-малус связано с количеством страховых возмещений, произведенных по вине страхователя. Если владелец ТС не является виновником аварии по ДТП, а страховая компания не компенсирует убытки потерпевшей стороне, значение КБМ в следующем периоде уменьшится на 0,05.

Показатель оказывает прямое влияние на стоимость обязательной страховки для владельцев авто. Если клиент – инициатор ДТП с выплатой по ОСАГО, ему придется платить за полис в следующем периоде больше до 2,5 раз.

Эффект от влияния КБМ накопительный. При расчете страховки ОСАГО в случае безаварийной езды для получения максимальной скидки учитываются 10 лет непрерывного стажа.

В зависимости от аккуратности езды водителям присваивается класс: от М до 13. Получить максимальный класс, равный 13, при расчете КБМ могут только водители, не допускающие аварий в течение 10 лет подряд и более. В случае ДТП по вине водителя с последующей выплатой по ОСАГО показатель снижается, а стоимость страховки возрастает до 245%.

Уровень у начинающего водителя

Приобретая обязательный полис ОСАГО впервые, начинающий водитель не вправе рассчитывать на получение скидки по КБМ. Обычно для таких водителей значение коэффициента вначале устанавливается на отметке не выше «1». Однако при аккуратном вождении без аварий через год у только начинающего водителя показатель может измениться и будет равен 0,95.

Первоначально страховая компания присваивает водителю 3 класс, а за безаварийные поездки у него есть все шансы в следующем году получить 4 класс. По завершении одного безаварийного года показатель будет уменьшаться, но аварии, совершенные в предыдущие годы забыты не будут, а останутся в базе и будут влиять на процент скидки.

КБМ полностью зависит от водительского стажа. Класс будет присваиваться каждому автовладельцу после покупки полиса. Всего их 14. Новичок с нулевым стажем получит класс М, то есть минимальный. Кстати, нулевой класс может быть присвоен также тем, у кого стаж насчитывает более 10 лет, если они в предыдущие годы стали участниками четырех и более аварий. Новичкам следует быть предельно внимательными во время поездок, так как любое совершенное ДТП приведет к удорожанию страхового полиса. На протяжении первого года страхования это бывает особенно важно.

Новички без страхового стажа должны всяческими способами избегать повышенной страховой ставки. Частыми становятся ситуации, когда начинающие водители не спешат оформлять страховку, чтобы их КБМ не менялся. Поцарапав капот автомобиля соседа или разбив случайно фару при выезде из гаража, они не обращаются к страховщику. Всегда можно договориться с другим водителем и возместить ему ущерб либо устранить последствия столкновения самостоятельно. Цена вопроса иногда составляет всего 1500-2000 рублей. Если оформить происшествие в СК, то класс водителя будет понижен, а КБМ будет больше единицы.

Если новичок недавно прошел обучение в автошколе и имеет трехлетний водительский стаж, то для него могут быть применены скидки, соответствующие классу от 0 до 2. Размер скидки рассчитывается путем умножения стоимости ОСАГО на коэффициент бонус – малус.

Максимальное и минимальное значение, и какова при этом стоимость страховки

При попадании водителя в аварии КБМ будет повышающим, а при безаварийных поездках, наоборот, понижающим. Его значение будет сохранено, если будет продлен полис у прежнего страховщика или совершен переход в другую страховую компанию.

Какой бывает КБМ? Максимальное его значение устанавливается на отметке 2,45 для класса М, а минимальное — 0,5, которое устанавливается для самого высокого 13-го класса. Чем больше лет водитель проездил без совершения наездов на пешеходов и аварий, тем выше будет у него класс и ниже коэффициент бонус-малус. Следовательно, будет понижаться и цена договора автогражданского страхования. Стал автовладелец виновником ДТП, обратился за страховкой – класс тут же понижается, а коэффициент возрастает. Если класс становится выше, то и стоимость страховки уменьшается. Все предельно просто.

КБМ каждый год рассчитывается заново, при этом учитывается его значение во время заключения договора ОСАГО в прошлом году, а также число страховых случаев (денежных выплат) за период действия страховки.

Если на протяжении года договор действовал, и не было аварий, то класс водителя повышается на одну единицу, а коэффициент, соответственно, понижается на 0,05. Достигнув за 10 лет 13-го класса, самого лучшего показателя, водитель получит 50-процентную скидку на полис. Это будет означать, что за все десять лет страховой фирме не приходилось выплачивать компенсацию за аварии. Если стать виновником дорожных происшествий более 4 раз за год, тогда можно заработать максимальный показатель КБМ, равный 2,45.

Преимущества наибольшего коэффициента безаварийности

Внедрение коэффициента «бонус-малус» в систему ОСАГО принесло много пользы:

  1. Водители стали более щепетильно относиться к правилам дорожного движения.
  2. Количество ДТП снизилось.
  3. Страховые компании снизили свои расходы, так как уменьшилось количество страховых случаев.
  4. У автовладельцев появилась возможность снизить расходы на страховку.

Как видим, в выигрыше оказались все. Получение выгоды стимулирует шоферов быть крайне аккуратными на дороге, чтобы избежать снижения класса и начисления дополнительного КБМ.

Как достичь?

Чтобы получить максимальный КБМ нужно знать и соблюдать определенные нюансы. Например, сокращение цены полиса в 2 раза можно заслужить минимум за 10 лет. Все это время нужно избегать аварийных ситуаций.

Внимание! Частые ДТП могут заставить страховщика присвоить самый низкий класс «М». Этому классу соответствует КБМ=2,45. При таких показателях полис дорожает на 145%.

Страховщики всегда будут стараться снизить свои расходы за счет клиентов. Поэтому выбирайте страховую компанию тщательно, опираясь на отзывы клиентов и ее репутацию. Лучше освоить навыки расчета страховой премии. Перед оформлением нового полиса перепроверьте действующий коэффициент безаварийности. Сделать это можно на официальном сайте РСА. О том, как проверить свой КБМ, читайте тут, а здесь вы можете узнать о том, как определить этот показатель по таблице с указанием класса водителя.

Обязательно почитайте!  Преюдициальное значение: определение, особенности и требования

Для обеспечения себя максимальной скидкой предпочтение лучше отдавать предпочтение оформлению неограниченному типу договора. Причина одна: расчет по неограниченному полису будет производится по данным водителя с самым низким классом, а значит по самому высокому КБМ. Если же без покупки неограниченной страховки никак, тогда нужно стараться подбирать водителей с высоким классом, так как они будут вписаны в договор.

Страхование должно проводиться ежегодно, независимо от того будете вы ездить на авто или нет. При «просрочке» переоформления договора все накопленные скидки по ОСАГО «сгорают». В этом случае водителю будет присвоено начальное значение КБМ=1 и водительский класс 3-ий.

То же ждет автовладельцев, которые расторгли страховой договор досрочно. Этот нюанс нужно учитывать при смене страховщика. Даже если вы хотя бы на неделю раньше решите разорвать договор, вся ваша страховая история обнулится. Лучше дождаться окончания действующего договора, а потом оформить новый полис в приглянувшейся страховой компании.

Для получения скидки в 50% на ОСАГО нужно заработать максимальный КБМ в размере 0,5. Его назначают только шоферам с 13 водительским классом. Достичь его сложно. Но если соблюдать осторожность в езде, оформить неограниченный договор страхования и ежегодно проверять свой КБМ на сайте РСА, то за 10 лет это вам это удастся.

Этот показатель используется для стимуляции водителей аккуратно ездить и соблюдать не только ПДД, но и страховые правила об ежегодном оформлении ОСАГО. Но даже если вы не стремитесь заслужить максимальный КБМ, все же приятно будет воспользоваться скидкой в 5-20% (по 5% за каждый год)

Фиксированный Кбм

Таблица значений коэффициента бонус-малус практически не изменилась. Из нее просто убрали классы Кбм, оставив прежние значения скидки в зависимости от количества лет безубыточного страхования. Например, если ранее у водителя не было ни скидки, ни повышающего коэффициента, то после года безубыточного страхования он получит пятипроцентную скидку.

За каждый год страхования без аварий по вине водителя полагается скидка в размере пяти процентов. Максимальная скидка – пятьдесят процентов.

Действующую методику определения Кбм лучше рассмотреть на конкретном примере. Допустим, что предполагается покупка полиса ОСАГО с одним водителем, допущенным к управлению автомобилем. Полис оформляется 10 мая 2020 года.

В таком случае при определении значения коэффициента бонус-малус будут использоваться сведения о всех авариях по вине этого водителя за период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года включительно.

Например, если у водителя по предыдущему полису ОСАГО была скидка в размере пяти процентов, и в течение указанного периода он не спровоцировал ни одного ДТП, то скидку увеличат до десяти процентов.

Данная скидка распространяется на все полисы ОСАГО водителя, оформленные в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года. Если водитель спровоцирует ДТП, скажем, 1 сентября 2020 года, то значение Кбм изменится только по полисам, оформленным после 31 марта 2021 года.

Как изменяется коэффициент с начала водительского стажа

Чтобы КБМ менялся так, как это выгодно автовладельцу, нужно по возможности избегать аварий. Но если все-таки год выдался не совсем удачным, даже в самом наихудшем случае надбавка к стоимости полиса ОСАГО не превысит 145%.

Уровень коэффициента в соответствии с присвоенным классом выглядит следующим образом:

  • 3 кл. – КБМ равняется 1;
  • 4 кл. – 0,95, при этом скидка составит 5%;
  • 5 кл. – 0,9 и так далее.

До 13-го класса водитель будет получать бонусы.

Что происходит с классами ниже третьего:

  • 2 кл. – 1,4, наценка составит плюс 40% к тарифной ставке;
  • 1 кл. – 1,55, стоимость полиса возрастет еще на 15%;
  • 0 кл. – 2,3 — здесь придется заплатить 130%;
  • «M» – 2,45 или 145% — это максимальная цена.

Рассмотрим на конкретных примерах, как будет начисляться стоимость будущего страхового полиса и как используются данные таблицы для определения текущего КБМ:

  1. Водителю страховая компания присвоила 5 кл., он соответствует КБМ-показателю 0,9. Если в период действия данного полиса по вине водителя произойдет авария, то на следующий год СК ему присвоит только 3 кл., где КБМ равен 1. Когда водитель целый год проездил без происшествий, его класс возрастет до 6-го, а КБМ будет равняться 0,85. Не нужно волноваться о сохранности коэффициента при покупке полиса ОСАГО у другой компании-страховщика, КБМ останется неизменным и действующим. Нужно будет просто сообщить его сотруднику той фирмы, услугами которой он планирует пользоваться.
  2. Сергей Иванович Петров обратился в страховую фирму в январе 2018 года. При оформлении договора о страховке ему был присвоен 9 класс и 30-процентная скидка к базовому тарифу, согласно коэффициенту БМ. Данные сведения позволяют утверждать, что автовладелец неоднократно пользовался услугами данной СК и каждый раз получал за безаварийное вождение скидку в 5%. Что его ожидает при отсутствии страховых случаев или аварий? Через год наш Сергей Иванович снова посетил офис страховой фирмы с целью заключить новый договор. Поскольку клиент считается хорошим водителем, ездит без происшествий, то сотрудник СК, согласно таблице определения бонус-малуса, назначил ему понижающий КБМ за прошедший год. Таким образом, водителю присваивается 10 класс и коэффициент 0,65, дающий право на получение скидки 35%.
  3. Спустя еще год Сергей Иванович снова пришел в ту же компанию, но в прошедшем году он стал участником и виновником сразу двух аварий. Поскольку у него был 10 класс, то по причине совершенных ДТП он будет понижен до 3-го, а коэффициент будет равняться единице. В таком случае он должен будет оплатить полис ОСАГО полностью. Скидка ему предоставлена не будет.

Коэффициент является своеобразным стимулом ездить по дорогам России без аварий и наездов на пешеходов. В этом случае их денежные затраты на приобретение полиса ОСАГО значительно сократятся.

Перечислим основные особенности начисления коэффициента:

  • следование принципу безаварийной езды;
  • КБМ присваивается по данным предыдущего полиса, действие которого закончилось;
  • договоры, заключенные на срок менее 12 месяцев, не учитываются (устанавливается «дежурный» КБМ, равный единице);
  • класс и стаж (опыт), причем действует разграничение между водителем и собственником авто;
  • увеличить КБМ можно не попадая в аварии на протяжении текущего года;
  • при продлении полиса с той же компании или другой действующая скидка сохраняется.

В некоторых городах сторонние фирмы продают поддельные полисы ОСАГО, предлагают бронь, а также чистые и заполненные бланки. В случае покупки такого документа после аварии автовладельцу придется восстанавливать автомобиль за свой счет, так как никто страховку выплачивать не будет.

Липовые полисы гражданской ответственности стоят гораздо меньше, чем оригиналы, особенно если дело касается иномарок. Однако ошибочно считать, что вы самый лучший водитель, который сможет избежать аварийных ситуаций. В жизни бывает всякое, и недаром есть поговорка – скупой платит дважды.

Причины снижения

Экономия для страхователя за счет понижения стоимости КБМ в следующем периоде обусловлена особым вниманием к проблемам ДТП со стороны Правительства РФ и страховщиков. Государство таким образом напоминает водителям о необходимости избегать аварийных ситуаций на дорогах.

Страховые компании заинтересованы в клиентах, которые не являются причиной финансовых издержек организации в виде компенсации потерпевшим в ДТП гражданам. Снижение КБМ ежегодно на 5% регулируется на законодательном уровне (приложение 6 Указания Банка России от 04.12.2018 №5000-У).

Страховщик не вправе отказать в оформлении полиса с учетом нового тарифа бонус-малус. В случае отказа финансовой организации учитывать новое значение коэффициента при покупке полиса клиент должен обратиться с жалобой в Российский Союз автостраховщиков.

Возможные причины снижения

Расчет стоимости полиса с КБМ производится по простой схеме – показатель коэффициента умножаются на базовый тариф полиса. Поэтому, чем будет выше КБМ, тем окажется дороже полис.

Чтобы существенно снизить стоимость данного страхового продукта, можно вооружиться следующими подсказками:

  1. Просто не попадать в аварию в течение нескольких лет подряд.
  2. Регистрировать (вписывать) в полис только тех водителей, которые являются настоящими профессионалами и имеют опыт вождения автотранспортных средств без ДТП.
  3. Учесть территориальный коэффициент и оформлять полис на друга или родственника по генеральной доверенности, которые живут в регионе, где территориальный страховой коэффициент будет поменьше.
  4. Заключение страховых договоров на несколько лет. Такое допускается законодательством при заключении многолетних или долгосрочных договоров по ОСАГО, которые действуют, как правило, не более 3 или 5 лет. К таким договорам «бонус-малус» не применяется, что говорит о покупке полиса за стандартную цену.
  5. Последней вероятной причиной снижения может стать обнуление коэффициента, когда водитель вовсе целый год не страховался и не ездил на авто. то при покупке полиса к нему могут применить коэффициент, равный 1.

Кбм больше не обнулится

Другим важным новшеством стало упразднение возможности обнуления значения коэффициента бонус-малус при перерыве в страховании более года. Ранее возможность обнуления Кбм использовалась как лазейка для «аварийных» водителей.

Например, если в течение года водитель спровоцировал несколько ДТП, и его Кбм существенно увеличивал цену полиса в калькуляторе ОСАГО , то он просто оформлял полис без ограничения по водителям, и через год значение Кбм обнулялось до начального.

Кроме того, такая система была крайне невыгодной для аккуратных и ответственных водителей. При перерыве в страховании более года годами накопленная скидка обнулялась.

Теперь сведения о коэффициенте бонус-малус водителей в базе данных АИС ОСАГО не обнуляются при длительном перерыве в страховании. «Аварийным» водителям придется либо оформлять полис с нулевым Кбм на условии «без ограничений», либо покупать полис с учетом существенного увеличения цены из-за наличия ДТП по их вине.

Как происходит восстановление КБМ

Как мы подаем заявку в официальную базу РСА для восстановления КБМ водителя. Средний срок обработки заявки.

Для того что бы узнать свой КБМ и размер скидки по ОСАГО, нужно ввести данные: ФИО, Дату рождения, серию и номер ВУ. Нажимаете на кнопку “Проверить КБМ”

Далее нужно ввести все контактные данные для получения ответа по Вашей заявке. Введите электронную почту и номер телефона (при желании). Если Вы меняли ВУ или паспорт и помните серию и номер предыдущих документов укажите их.

Мы направляем официальное онлайн заявление на восстановление коэффициента бонуса малуса в РСА и ОСАГО. Если Вы меняли ВУ и не указали старые сведения о ВУ, мы направляем заявку на поиск серии и номера предыдущего ВУ.

Обработка заявления занимает в среднем от 12 до 24 часов.

Максимальный срок обработки занимает 7 рабочих дней. Если КБМ не будет восстановлен мы гарантируем возврат денежных средств согласно закону защите потребителей, в течении 3 рабочих дней.

Виды КБМ

Расчет показателя КБМ производится в соответствии с количеством аварийных ситуаций, а также обращений в страховую компанию за возмещением ущерба в результате ДТП. Для удобства расчета стоимости применяются специальные таблицы, значения коэффициента бонус-малус находятся в диапазоне от 0,5 до 2,45.

При этом все значения КБМ делятся на две основные группы:

  1. Повышающие коэффициенты, в категорию которых входят все значения больше единицы. Применение данных параметров увеличивает цену страхования.
  2. Понижающие коэффициенты. В данную категорию входят все параметры меньше 1, они позволяют снизить стоимость полиса.

Классы КБМ по ОСАГО

Класс страхователя – это коэффициент, который присваивается за каждый безаварийный год. Закон об обязательном автостраховании был издан в 2003 году.

Если водитель за это время ни разу не попал в аварию и постоянно страховался, это обозначает, что ему полагается хорошая скидка при покупке следующего страхового полиса ОСАГО.

К примеру, если период вождения водителем автомобиля определяется за 12 лет как безаварийные годы, тогда ему присваивается класс 12.

В данном примере двенадцать лет начинают свой отсчет с момента принятия закона об ОСАГО, то есть – с 2003 года. Такой класс определяет по специальной таблице значений коэффициентов «бонус-малус», что ему присваивается КБМ – 0,55, что соответствует 45-процентногй скидке.

Как рассчитывается КБМ по ОСАГО

С 1 апреля 2019 года вступило в силу Указание Банка России от 04.12.2018 №5000-У. В документе прописаны новые условия расчета бонус-малус для ОСАГО.

Что изменилось:

  • КБМ рассчитывается индивидуально для каждого водителя и устанавливается сроком на 1 год по всем полисам, в которые вписан клиент. До апреля 2019 года у граждан, имеющих доступ к более, чем одному транспортному средству и вписанных в полисы ОСАГО, применялись различные коэффициенты КБМ;
  • рассчитанное значение бонус-малус после оформления страховки в период с 1 апреля 2019 года действует до 30 марта 2020 года без возможности корректировки. Коэффициент в полисах ОСАГО, приобретенных после начала действия Указания Банка России от 04.12.2018 №5000-У, устанавливается на год и не подлежит изменению;
  • при подсчете индивидуального КБМ для клиентов, у которых на 01.04.2019 действует несколько значений бонус-малус, будет учитываться минимальное значение коэффициента.

При подсчете КБМ учитывается класс водителя и особенности заключения договора:

  • для водителей, у которых нет стажа, или о них отсутствуют сведения в информационной системе ОСАГО, КБМ=1;
  • для договоров страхования, действие которых заканчивается до 1 апреля 2019 года включительно, бонус-малус устанавливается равным 1;
  • у страхователей, которые в течение года не принесли убытки страховщику (не было выплат по полису с их участием), размер КБМ уменьшается. При продлении ОСАГО в следующем периоде они будут платить на 5% меньше, так как значение показателя уменьшится на 0,05;
  • виновников ДТП, по вине которых страховая компания возместила убытки потерпевшему, ждет увеличение полиса до 50% по сравнению с покупкой после безаварийного периода вождения.

Класс водителя определяется исходя из аккуратности езды в текущем году и информации о количестве страховых возмещений за предыдущие периоды. Водителям с опытом безаварийного стажа в течение 10 лет присваивается максимальный 13 класс. Их КБМ равен 0,5.

Максимальное значение бонус-малус равно 2,45. Показатель присваивается про покупке страховки на следующий период после ДТП по вине страхователя, повлекшего выплату компенсации.

Обязательно почитайте!  Программа «Молодая семья» 2020 - новые условия

Когда КБМ не применяется?

Коэффициент бонус-малус применяется во всех страховых компаниях при формировании цены на полис ОСАГО. Чтобы получить подробную информацию о применении бонуса, стоит обратиться в отделение агентства или зайти в раздел сайта компании онлайн.

В ряде случаев КБМ может не применяться, чаще всего это происходит по следующим причинам:

  • При составлении договора водитель предоставил некорректные персональные данные.
  • В полисе ОСАГО содержится не вся информация о владельце машины.
  • В результате продления срока действия полиса произошло удаление коэффициента.
  • Если водитель внесён в несколько действующих полисов, его КБМ может удалиться.
  • В редких случаях страховые агентства специально повышают или удаляют коэффициент для увеличения стоимости страховки.

Куда обращаться, если неверный

Для того чтобы узнать, правильный ли КБМ использует страховая компания в отношении водителя, или нет, можно в РСА по базе или же обратившись к страховщику, у которого был приобретен ранее страховой полис.

Также используется в ходу делопроизводства, так называемая, справка безаварийности, которую также выдает РСА. Бесплатно обращаться в страховую по данному вопросу можно только когда договор страхования действительно закончился.

Сведения по водителю и его КБМ страховщик обязан предоставить в течение 5 дней, после обращения. По правилам письменное заявление с просьбой предоставить сведение насчет КБМ водителя, следует подавать за 5 дней до истечения срока действия страхового полиса ОСАГО.

При неправильном использовании КБМ водитель может действовать по следующему алгоритму:

  1. Все-таки заключить соглашение со страховой компанией по тому коэффициенту, который на данный момент выдала база РСА, и который оказался неверным.
  2. Далее подается претензия в Союз автостраховщиков, чтобы вам выдали правильный КБМ и пересчитали его.
  3. Для подачи претензии следует подготовить следующие документы, которые прилагаются к претенциозному заявлению:
    • заполненный бланк для обращения в РСА по вопросам КБМ, который можно скачать на их сайте;
    • сканы или копии не только заявления, но и всех удостоверений тех водителей, которые вписаны были в предыдущий полис ОСАГО;
    • сканы или бумажные копии прошлого и настоящего полисов;
    • после пришедшего ответа из РСА, собственник авто пишет заявление в свою страховую компанию с просьбой произвести перерасчет КБМ с внесением верных данных в единую базу АИС РСА;
    • после перерасчетов и внесения правильных показателей КБМ по владельцу авто и водителям, вписанным в полис, страховщик уже может заключить новый страховой договор со страхователем и вернуть все излишне уплаченные суммы при покупке полиса.

Практика показывает, что страховщики отдают большее предпочтение той информации, которая предоставлена из АИС РСА, нежели из предыдущего места страхования.

Неправильные показатели коэффициента особенно остро ощущаются водителями, когда нет скидок, а полис выходит даже дороже.

Такое возможно тогда, когда обнуляется КБМ по ОСАГО при внесенных каких-либо изменениях в связке «водитель-автомобиль».

Это ситуации, когда водитель сменил фамилию, продал машину (а значит, сменился владелец) или изменились те или иные параметры регистрационных данных автомобиля, за год водитель не был вписан ни в один страховой полис и т.д. Искусственно обнулять историю страхователя нельзя, за это страховым компаниям грозят штрафы.

Как избежать потери Кбм?

К сожалению, ни одна система, даже самая совершенная, не позволяет на сто процентов исключить ошибки. Всегда есть вероятность того, что сотрудник страховой компании допустит опечатку при передаче сведений о полисе ОСАГО в базу данных АИС ОСАГО.

И есть лишь один способ избежать обнуления Кбм вследствие такой ошибки: водителю нужно периодически проверять значение Кбм в базе Российского Союза Автостраховщиков. Для этого достаточно проверить корректность значения бонус-малуса спустя две-три недели после оформления полиса ОСАГО.

Проверить значение Кбм конкретного водителя можно на официальном сайте РСА .

Кроме того, желательно перепроверить значение бонус-малуса после замены водительского удостоверения.

Как известно, клиент обязан уведомить страховую компанию о факте замены этого документа. Чаще всего права меняют из-за истечения срока действия, но в некоторых случаях причиной замены становится смена фамилии.

В обоих случаях есть вероятность ошибки при передаче данных в базу АИС ОСАГО, что приведет к некорректному определению значения Кбм.

Если водитель своевременно узнает о наличии проблем с Кбм после замены прав, то будет значительно проще восстановить скидку. Для этого нужно обратиться с письменным заявлением в компанию, допустившую ошибку при передаче сведений в АИС ОСАГО. Некоторые страховщики разрешают сделать это без личного визита в офис.

Сколько действует после окончания договора

После окончания сроков страхового договора КБМ в своем действенном состоянии может продержаться по закону только год. После этого его значимость и показатели обнуляются, и восстановлению они будут подлежать только после обращения в страховую компанию или в РСА самим водителем.

Если еж водителю не нужно ничего восстанавливать или он сам просто того не хочет, тогда к стоимости полиса при новой покупке будет применен коэффициент – 1.

Коэффициент безаварийности «бонус-малус» может действовать как на понижение стоимости полиса ОСАГО, так и на его повышение.

Применять его законодательно стали с целью – простимулировать всех водителей в России, чтобы они стремились заработать скидку на покупку следующего полиса, еслибудут ездить год без попадания в какие-либо ДТП.

Разобраться в схеме действия такого бонуса не сложно, главное изучить все нормы и правила его начисления и использования в тех или иных случаях.

Как узнать КБМ на следующий год: таблица

При необходимости получения информации о показателях множителя владельцам автомобилей стоит обратиться в офис страховой компании. Также можно получить сведения в базе РСА или у страховщика онлайн. Если необходимо рассчитать показатель коэффициента бонус-малус на год вперёд, следует воспользоваться специальной таблицей, которая размещена в системе РСА.

Алгоритм расчета КБМ показан ниже:

  1. Изначально необходимо точно определить текущий показатель множителя, для этого применяется система РСА.
  2. На сайте следует открыть раздел с таблицей для расчета коэффициента бонус-малус.
  3. В таблице содержится основная информация о количестве выплат и аварий, а также сведения о множителях.
  4. Если за период действия договора (сейчас он составляет 1 год) не произошло аварий, стоимость уменьшается на 5%. Водителю при этом присваивается следующий класс.
  5. Если за прошедший период водитель стал участником ДТП, необходимо смотреть раздел таблицы с соответствующими полями. В зависимости от количества аварийных ситуаций будет меняться значение коэффициента. Чем больше аварий произошло за год, тем выше процентная ставка.

Полученные показатели актуальны для следующего года с момента продления договора. При этом стоит учитывать, что перепроверять коэффициент необходимо после каждого случая ДТП, произошедшего по вине владельца автомобиля.

Проверка КБМ по базе РСА: калькулятор

Поскольку с 2015 года в России действует электронный вариант договора о страховании, вся информация о владельцах автомобилей и их коэффициентах содержится в единой базе РСА. Использование системы данных позволяет получать пользователям информацию о КБМ онлайн.

Для уточнения показателей множителя следует выполнить следующие манипуляции:

  1. Следует выполнить вход на главную страницу сайта РСА, а затем перейти в раздел с информацией о текущем КБМ. При этом пользователю не нужно создавать личный кабинет в системе.
  2. В пункте КБМ нужно перейти в раздел получения актуальной информации о действующем коэффициенте бонус-малус.
  3. В открывшемся диалоговом окне пользователю потребуется ввести персональные данные (ФИО, дата рождения, сведения из водительского удостоверения).
  4. После заполнения краткой формы останется нажать на кнопку «ОК» для получения информации. Сайт автоматически предоставит пользователю информацию о текущем значении коэффициента. Все изменения, внесённые в базу РСА за текущий период действия договора, также отобразятся на главном экране сайта.

Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько человек?

Страховка оформляется на собственника машины или на водителя, при этом существуют отличия в начислении КБМ. Если в договоре прописано страхование без ограничений, то значение коэффициента бонус-малус устанавливается для собственника автомобиля. При оформлении договора с ограничением применяется максимальный из всех указанных множителей.При добавлении в страховку водителя с минимальным стажем вождения стоимость увеличится. Если по его вине произойдет ДТП, на следующий год стоит оформить страховой договор без указания виновника происшествия. Это позволит установить КБМ без повышающего множителя.

КБМ в других странах

Изначально система КБМ была разработана в Европе еще в 60-70-х годах. Она стала приобретать популярность через 10-20 лет после внедрения системы обязательного страхования водителей.

Франция

Если автомобилем владеет один из супругов, то учитывается опыт вождения обоих. При этом семейные пары имеют более низкий коэффициент, чем одинокий водитель.

Великобритания

Здесь граждане получают скидку за аккуратное поведение на дороге. Однако, количество случаев, которые приводят к понижению коэффициента, ограничено. Из-за этого злостные нарушители могут иметь такой же бал, как и средние водители.

Швеция

В этой стране принята наиболее строгая система регулирования. Так если в течение срока страхования происходит 3 или более аварии, то компания имеет право вообще расторгнуть договор и лишить водителя страховки. При этом для следующего периода страхования тариф повышается на 100%.

Швейцария

Здесь водители могут, как и в России избежать изменения коэффициента в большую сторону, если не будет страховых выплат. При этом их возможности здесь расширяются – они могут возместить компании выплаты по ущербу уже после того, как они были произведены.

Германия

Здесь водители также могут самостоятельно договариваться вне страховой компании. Это позволяет им избежать повышения коэффициента. При этом за первый год безаварийного вождения скидка наиболее высокая.

Перспективы развития КБМ в России

Законодатели стараются регулярно совершенствовать систему страхования, чтобы с ее помощью регулировать аккуратность водителей. Учитываются и интересы страховых компаний, которые стараются снизить свои риски и увеличить доход.

Здесь существует два направления развития системы: ужесточение отношения к водителю или закрепление коэффициента за транспортным средством, без учета водительского стажа.

При расчете данных по водителю планируется сменить период учета на календарный год вместо дат заключения договора.

При привязке КБМ к автомобилю планируется перевести все полисы на безограничительные условия. Это будет стимулировать их реже менять автомобиль, а значит более внимательно относится к предмету собственности.

Ответы на частые вопросы:

 

– Причины потери КБМ

  • Замена ВУ или паспорта
  • Страховая компания разорилась и не передала сведения в РСА
  • Автомобиль не был застрахован в течении года
  • Страховой агент допустил ошибку
  • Ошибку допустили в РСА
  • У Вас несколько полисов ОСАГО

– Как мы принимаем оплату?

Оплата производится банковской картой. Предоставленные официальные платежные системы, используются на территории Российской Федерации. Все платежные системы соответствуют Российским и международным стандартам безопасности. Данные шифруются защищенным протоколом безопасности HTTPS.

– КБМ 1 что это значит?

Когда водитель впервые оформляет полис ОСАГО на автомобиль, его КБМ равен единице, на второй год вождения водитель получает 4 класс и его КБМ уже будет равен 0.95 и скидка на ОСАГО составит 5%.

– Коэффициент КБМ в ОСАГО что это?

Это коэффициент бонус малус, скидка за безаварийную езду, которую может получить каждый гражданин Российской Федерации согласно ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ.

– Как узнать свой КБМ по ОСАГО?

Для официальной проверки КБМ водителя по базе РСА заполните заявку укажите ФИО, дату рождения, серию и номер ВУ водителя, проверка производится бесплатно. Также Вы можете воспользоваться таблицей проверки КБМ

– Как восстановить КБМ по ОСАГО?

Для восстановления КБМ по ОСАГО заполните заявку на восстановление КБМ в Российском Союзе Автостраховщиков на сайте, если Вы меня ВУ или паспорт РФ укажите серию и номер предыдущего ВУ или предыдущие ФИО по паспорту, заявка будет обработана в среднем в течении 24 часов.

Заключение

Коэффициент бонус-малус, применяемый при формировании цены на договор обязательного страхования, позволяет снизить цену на полис до 50% при безаварийном вождении в течение десяти лет. Все водители имеют право на получение скидки при составлении заявления в офисе страхового агентства или на сайте онлайн. Чтобы получить заслуженную скидку, необходимо заранее узнать значение КБМ, а также выполнить процедуру восстановления коэффициента в случае его утраты. Всю информацию по вопросам о начислении КБМ можно получить у представителя агентства в офисе компании, на сайте или в базе РСА.

Источники

  • https://strahovoy.online/kbm/razmer-kbm-po-osago.html
  • https://zakonsovet.com/avtoyurist/straxovanie/osago/kbm-snizhenie.html
  • https://rsasite.ru/kbm/
  • https://osago-gosuslugi.ru/kbm/
  • https://UrAvto.com/strahovanie/osago/bonus-malus/maksimalnyj-kmb.html
  • https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_schitaem_kbm_po_novomu_chto_izmenilos_v_2020_godu
  • http://provodim24.ru/kbm-osago.html
  • https://roskbm.ru/kbm-tablica

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию