Муниципалитет : что это такое простыми словами, что к нему относится?

Понятие муниципалитета и принципы его формирования

В российской риторике все чаще встречается термин «муниципалитет», ассоциирующийся с такими понятиями как «городская управа», «мэрия», «ратуша», муниципальный совет и так далее.

Все указанные термины по сути являются синонимами. Однако термин «муниципалитет» имеет более сложную современную трактовку. В настоящее время муниципалитет выступает не просто в качестве органа местного самоуправления, а является краеугольным камнем современной демократии.

При этом с точки зрения содержания термин «муниципалитет» имеет тройственную трактовку:

  • во-первых, в качестве муниципалитета могут рассматривать орган муниципального управления представительного характера, выступающий в качестве органа, реализующего законодательная власть на территории муниципального образования;
  • во-вторых, термин «муниципалитет» используется для обозначения здания, на территории которого проводит свои заседания орган муниципального управления представительного характера;
  • в-третьих, термином «муниципалитет» могут обозначать всю совокупность муниципальных служащих.

Территории различных муниципальных образований отличаются по своей величине. К примеру, в тех местностях, где наблюдается незначительная плотность населения, а населенные пункты расположены на длительном расстоянии друг от друга, территориально муниципальные образования могут занимать сотни квадратных километров.

Также различаются муниципалитеты и по численности населения, которая при этом должна признаваться достаточной для формирования муниципального бюджета и осуществления экономической деятельности на территории муниципального образования. Это обусловлено тем, что не все муниципальные образования способны обеспечивать формирование муниципального бюджета и зачастую финансируются только за счет поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы страны.

Исторические истоки муниципалитета

Появление первых муниципалитетов относят еще к временам Древнего Рима. По сути, первые муниципалитеты выступали в качестве первичных органов власти, сформированных на выборной основе посредством проведения голосования среди всех свободных граждан городов. Муниципалитеты Древнего Рима курировали все организационные вопросы городской жизнедеятельности.

Исторически обусловленное усложнение государственной структуры Древнего Рима привело к развитию власти, однако ее основу, как и в прежние времена, составляли муниципалитеты, сохранившиеся даже в период существования Римской империи.

Реализация властных полномочий на территории римских колоний, численность которых было достаточно велика в то время, также возлагалась на муниципалитеты, избираемые свободными гражданами.

Римский муниципий

Продолжая изучение того, что такое муниципалитет, рассмотрим существование такового у римлян. Муниципиями назывались находившиеся у них в подчинении города. Их юридическое положение относительно столицы многократно изменялось. Но в общем понимании это были города со свободным населением, получавшим права римских граждан и самоуправление в том или ином объеме – полном или ограниченном.

Изначально та или иная разновидность муниципального статуса предоставлялась только некоторым городам. Полностью жители Италии были наделены правами римского гражданства в эпоху между Союзнической войной (военные действия на большей части Италии, последовавшие за восстанием италийских племен против Рима в 90-88 годах до н. э.) и переписью, которую провел в 28 году до н. э. Октавиан Август.

Римское гражданство было предоставлено жителям Цизальпийской Галии в 49 году до н. э. В провинциях также существовали муниципии. Все имперское население получило римское гражданство в соответствии с эдиктом Каракаллы, изданном в 212 году.

Чиновники в муниципиях избирались народным собранием. Во времена республики они носили различные названия и имели разные обязанности. Это были диктаторы, преторы, эдилы. В конце этого периода во главе управления находились коллегии из четырех лиц, в которых в ведение одних входило судопроизводство, других – администрация и полиция.

Имелся также и общинный совет, состоявший из ста членов, избиравшихся пожизненно. При правлении императоров жизнь в муниципиях сначала была оживленной, а с конца 2 века стала затухать по мере ограничения их самостоятельности.

Римская колония

В завершение рассмотрения вопроса о том, что такое муниципалитет, стоит сказать и о римской колонии, которая, по мнению историков, была одной из разновидностей римского муниципалитета. Это было также городское поселение, но основанное не на территории Рима, а на захваченных им землях. Как правило, статус колонии присваивался городскому поселению, которое было крупным или же имело стратегическую значимость. Этот административный статус давался либо повелением Римского сената, либо по воле римского народа.

Происходило это следующим образом. После того как захватывалась новая территория, на ней основывали военный лагерь. Если он располагался на перекрестке дорог, он разрастался и здесь организовывались поселения гражданских колонистов, ветеранов армии и купцов из Италии, а также из других имперских провинций. После этого поселку присваивался статус муниципия. Если инфраструктура продолжала расти – появлялись форумы, амфитеатры, а также укреплялись стратегические возможности, муниципий становился колонией.

В особых ситуациях, когда по римским меркам город достигал наивысшей степени своего развития или же являлся столицей региона, ему даровалось полное италийское право. То есть жители колонии приравнивались к обитателям Рима. В таких случаях находящиеся в округе сельские земли раздавали римским ветеранам, на них строились виллы.

Что такое муниципалитет в России

В современной России муниципалитет – это первичная единица самоуправления города, сельского поселения или района, в редких случаях допускается образование отдельных внутригородских муниципалитетов.

При этом в нашей стране, муниципалитет не является единственным вариантом организации местного самоуправления, кроме них в его структуру могут входить ещё и городские округа.

В тех районах, где отсутствуют крупные города, муниципальные образования могут включать в себя сразу несколько населённых пунктов. Было бы нецелесообразно организовывать свой муниципалитет для каждой отдельно стоящей деревни или села с численностью населения не более сотни человек. Будет вполне достаточно и того, что от одного такого поселения в местном органе власти присутствует один депутат.

Территориальный принцип организации местного самоуправления

При этом территория муниципальных образований может быть различной. Например, где-нибудь в Сибири, где плотность населения невелика и населённые пункты находятся на приличном расстоянии друг от друга, площадь муниципальных образований может исчисляться сотнями квадратных километров.

Численность населения в них также может быть различной, однако она должна быть достаточной для осуществления экономической деятельности в пределах данной территории и достаточной для формирования местного бюджета (к сожалению, не каждое муниципальное образование способно обеспечить стопроцентное наполнение своего бюджета и живёт за счёт дотаций из федерального центра).

Основные виды муниципальных образований:

Сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
Городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
Муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения;
Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления.
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Соблюдение культурных и религиозных особенностей населения при формировании самоуправляющихся территорий

Важнейшим принципом формирования муниципальных образований является территория. Для людей проживающих в том или ином районе страны важно не только экономическое процветание и приближенность к тем или иным административным центрам.

Наиболее комфортно человек чувствует себя в своей культурной среде, поэтому при определении административных границ учитываются национальные особенности и религиозная принадлежность людей проживающих в данной местности.

Поэтому не допускается произвольное изменение границ муниципальных образований в тех районах, где это может привести к нарушению условий проживания местного населения и затрагиванию их исторических корней. Данная особенность характерна, в том числе, для Северного Кавказа, где на сравнительно небольших территориях проживают народы многих десятков национальностей.

Органы местной власти могут располагаться в различных населённых пунктах, этими населёнными пунктами могут быть:

  • крупные и малые города;
  • посёлки;
  • сельские поселения.

Однако, в отличие от многих европейских стран, где муниципальная власть присутствует в каждом поселении, у нас в России такой способ организации местной власти считается нецелесообразным.

Численность населения во многих поселениях у нас незначительна и поэтому в целях оптимизации расходов на управленческий аппарат. Россия отказалась от поселенческого принципа организации муниципальной власти. В основе организации российского самоуправления лежит территориальный принцип.

Глава муниципального образования

В разных государствах должность главы муниципального образования может иметь разные названия: «глава города», «мэр», «глава местного самоуправления» и другие. Однако во всех случаях под главой муниципального образования понимается его высшее должностное лицо, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия главы муниципального образования:

  • представляет интересы муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями и органами государственной власти;
  • подписывает и обнародует нормативно-правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • издает правовые акты;
  • обеспечивает нормальное функционирование органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления

  1. Разработка и утверждение устава и символов муниципального образования.
  2. Создание муниципальных предприятий и обеспечение их функционирования.
  3. Организация и проведение всех разновидностей местных выборов.
  4. Сбор экономической и социальной статистики и предоставление ее в вышестоящие органы государственной власти.
  5. Реализация программ комплексного развития местной инфраструктуры.
  6. Организация работы местных СМИ для информирования граждан о текущих событиях.
  7. Организация дополнительной профессиональной подготовки для выборных муниципальных должностных лиц.
  8. Управление муниципальным бюджетом.

Участие общества в работе муниципалитета

В целом участие граждан в местном самоуправлении может осуществляться двумя способами: голосованием и собранием.

Голосование может принимать следующие формы:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • голосование по отзыву должностного лица;
  • голосование по преобразованию муниципального образования.

Собрания:

  • сход граждан как представительный орган;
  • сход граждан;
  • собрание граждан;
  • конференция граждан.

Иные формы участия в местном самоуправлении:

  • публичные слушания;
  • правотворческая инициатива граждан;
  • обращение в органы местного самоуправления;
  • участие в опросах.

Принципы территориальной организации местного самоуправления в России

  1. Местное самоуправление организовано во всех муниципальных образованиях РФ.
  2. Муниципальное образования могут составлять поселения и межселенные территории.
  3. При преобразовании муниципального образования учитывается мнение населения и его численность.
  4. Граница субъекта РФ проходит между поселениями.
  5. При установлении границ муниципальных образований, в состав которых входят несколько населенных пунктов, учитывается пешеходная и транспортная доступность.
  6. Сохранение целостности населенного пункта.
  7. При определении состава территории муниципального образования учитываются исторические традиции землепользования населенных пунктов.
  8. В состав муниципального образования включаются территория населенного пункта и прилегающие к нему земли общего пользования.

Законодательство Российской Федерации непосредственно не регламентирует учет национальных, культурных и религиозных особенностей населения при формировании муниципальных образований. Однако любые преобразования, связанные с муниципальными единицами, осуществляются с обязательным учетом мнения населения, проживающего на их территории.

В других странах

Приведем списки государств мира, в которых присутствует такая административная единица, как муниципалитет, располагающаяся на низких уровнях. К ним относятся следующие:

  • Муниципалитеты второго уровня имеются в Азербайджане, Анголе, Бразилии, на Бермудах, в Венесуэле, Гватемале, Гондурасе, Грузии, Доминиканской Республике, Индонезии, Камбодже, Эстонии.
  • Третий уровень муниципальных образований имеется в Аргентине, Боливии, Зимбабве.
  • Четвертый уровень присутствует в такой стране, как Испания.
Источники
  • https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/chto_takoe_municipalitet_ego_harakteristika/
  • https://www.syl.ru/article/402381/chto-takoe-munitsipalitet-znachenie-proishojdenie-perevod-slova
  • https://bigjournal.ru/munitsipalitet-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/
  • https://nstuleaks.org/211-municipalnye-obrazovaniya-ponyatie-i-vidy.html
  • https://wiki.fenix.help/gosudarstvennoye-munitsipalnoye-upravleniye/munitsipalitet

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
0 0 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector