- Устройство и конструкция мусоропровода
- Какие дома должны быть оборудованы мусоропроводом
- Типы домов, в которых он встречается
- Правила использования мусоропровода в многоквартирном доме
- Периодичность и порядок обслуживания
- Ремонт мусоропровода в многоквартирном доме и его замена
- Шумоизоляция
- Нормативное регулирование
- Установка контейнеров в МКД с мусорокамерами
- Мусорокамера в многоквартирном доме, нормы 2021
- СНиП, СанПиН и законы 2021 года
- «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88
- Судебная практика и законодательство — «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88)
- Жалобы при плохом обслуживании
- Процедура закрытия мусоропровода
- Реальна ли консервация мусоросборника?
- Как отказаться от мусоропровода в многоквартирном доме
- Куда обращаться?
- Согласие собственников
- Порядок действий
- Срок рассмотрения заявки
- Какого результата ожидать и когда
- Восстановление работы мусороприемника
- Восстановление его работы
- Плюсы и минусы мусоропровода
- Заключение
Устройство и конструкция мусоропровода
Большинство людей в общих чертах представляют себе, как устроен мусоропровод. Это – широкая труба, которая проходит через все этажи дома и заканчивается на первом этаже над мусорным баком, стоящим в отдельном помещении. На этой трубе имеются дверцы в зоне каждой лестничной площадки, куда и следует выбрасывать мусор. Более детально устройство мусоропровода описано в СП 31-108-2002. Его конструкция состоит из:
- Ствола – стальной или бетонной трубы.
- Загрузочных навесных клапанов с уплотнителями для загрузки мусора.
- Дефлектора над верхним концом ствола, служащего для его вентиляции и защиты от попадания осадков.
- Установки для прочистки и обеззараживания ствола, находящейся в его верхней части.
- Контейнера для мусора.
- Шибера (задвижки) в нижней части трубы для ее перекрытия в случае необходимости.
- Противопожарного клапана, встроенного в шибер.
- Опорных хомутов для крепления трубы к стене.
- Опорной муфты для присоединения шибера к стволу.
- Компактора – механизма для уплотнения отходов при их загрузке в контейнер.
- Гасителя – устройства, гасящего скорость падения мусора в стволе.
Мусорный контейнер располагается в мусороприемной камере – изолированном помещении с выходом на улицу.
Какие дома должны быть оборудованы мусоропроводом
Оборудование дома мусоропроводом предусмотрено Сводом правил по проектированию и строительству жилья СП 31-108-2002.
На основании данного Свода правил мусоропроводы должны обустраиваться в многоквартирных домах, высотность которых превышает пять этажей, при этом, если высота дома и, соответственно, самого мусоропровода превышает 75 метров, то к мусоропроводам предъявляется дополнительное требование в виде необходимости разделения шахты на две или более частей по высоте для облегчения их обслуживания.
Сооружение мусоропроводов началось при строительстве домов с 1988 года, когда основные требования к данному элементу инженерных сетей были полностью разработаны и внедрены в практику применения.
Типы домов, в которых он встречается
Согласно СанПиН 42-128-4690-88, принятым еще в СССР в 1988 г., все жилые дома новой застройки этажностью от пяти и выше должны оборудоваться системами мусороудаления.
До этого времени наличие мусоропроводов в многоэтажных домах СССР было необязательным, в связи с чем здания старого жилого фонда могут быть как оборудованы мусоровыводящими коммуникациями, так и не иметь их. Так, например, «хрущевки» – панельные дома, построенные в 50-60 годы, мусоропроводов не имеют. А некоторые высотные «сталинки», построенные в 1930-1950 годах, имели выходы в общий мусороприемник из каждой квартиры.
Но с появлением усовершенствованной системы мусороудаления, позволяющей сортировать отходы при выбрасывании, они используются во многих высотных домах.
Новое решение для домов с мусоропроводом, учитывающее потребность в раздельном сборе.
Правила использования мусоропровода в многоквартирном доме
Правила эти предельно просты. Соблюдая их, жильцы никогда не допустят образования помойки на лестничной клетке.
- В систему не стоит бросать мусор, способный застрять по ходу движения.
- Перед отправкой в урну мусор необходимо упаковать в полиэтиленовый пакет, что избавит от загрязнения горловины мусороприёмника.
- Система не предназначена для утилизации жидких отходов. Выбрасывать можно только пустую тару.
- Внутрь нельзя бросать тлеющие и горящие предметы.
- При возникновении засора нужно незамедлительно вызвать бригаду обслуживающего персонала и не допускать сбрасывание новых порций отходов.

Периодичность и порядок обслуживания
Одно лишь соблюдение правил пользования мусоропроводом жильцами не обеспечит его нормальное санитарное состояние без регулярного обслуживания персоналом. За обеспечение систематического обслуживания мусоровыводящей системы несет ответственность управляющая компания. Согласно утвержденных санитарных норм, мусоропроводы многоквартирных домов должны обслуживаться со следующей периодичностью:
- Ежедневно должны производиться – удаление отходов из мусороприемной камеры (вывоз мусора), очистка и мытье контейнеров, уборка мусоросборного помещения с мытьем пола.
- Еженедельно требуется мытье загрузочных клапанов, а также чистка, промывка и обеззараживание внутренней поверхности трубы.
- Раз в две недели необходимо осуществлять профосмотр системы и при выявлении неисправностей делать ремонт.
- Ежемесячно должны производиться дезинфекция мусоросборников, а также мойка шибера и нижней части мусоропроводной трубы.
- Прочистка ствола выполняется по мере появления засоров.
Поэтому жильцы дома должны следить за состоянием мусоропровода и при несоблюдении обслуживающим персоналом установленного порядкаподавать жалобы в жилищную организацию.
Ремонт мусоропровода в многоквартирном доме и его замена
Когда жильцы систематически нарушают правила использования мусоропровода, скорость износа его рабочих частей значительно возрастает.
Из-за этого происходит засорение мусоропровода и вывод из строя мусороприёмного клапана.

Жидкие отходы загрязняют подвижные механизмы системы. Металл ковша быстрее ржавеет, петли изнашиваются и требуют чистки и смазки. Со временем рассыхается уплотнитель крышки ковша, из-за чего в подъезд проникают запахи и возрастает шумность системы.
Замена навесного оборудования не отнимает у специалистов много времени. Более серьёзные меры требуются, когда повреждаются части ствола мусоропровода.

Раньше мусоропроводы изготавливали из асбестоцемента. Этот материал обладает многими недостатками: высокая гигроскопичность, неопрятный вид, сложность в выполнении герметичной сборки. Сейчас им на смену пришли современные изделия типа сэндвич.

Изготавливают их из оцинкованной и нержавеющей стали. Последняя используется для внутренних стенок. Эти материалы устойчивы к коррозии, поэтому их можно регулярно мыть водой.
Конструкция имеет две стенки (внутреннюю и наружную), между которыми устанавливается плотный шумоизоляционный материал (минвата или пенополистирол). Благодаря такому строению падающий мусор практически не слышно.
При проведении капитального ремонта управляющей компанией может быть принято решение о полной замене мусоропровода на новый. При частичном ремонте повреждённые секции заменяют деталями из асбестоцемента.
Шумоизоляция
Далеко не во всех домах установлены современные бесшумные системы. Очень часто жильцы жалуются на существенный дискомфорт. Заниматься звукоизоляцией мусоропровода никто не будет. Это не захотят делать управляющие службы, не станут заморачиваться и жильцы.
В такой ситуации жильцам, в чьих квартирах очень шумно, остаётся только обратиться с жалобой в отдел санэпидемслужбы, занимающейся защитой прав потребителя и благополучия человека.
По заявлению в квартиру будет выслана экспертная комиссия, которая измерит уровень шума. Если выяснится, что он превышает допустимые нормы, владелец квартиры вправе поставить вопрос о заваривании мусоропровода на общем собрании жильцов или обратиться в управляющую компанию с требованием о проведении технических работ, которые уменьшат шум до нормативного уровня.
Если проблему решить не удаётся, с заключением экспертной комиссии жильцы вправе обратиться в суд и требовать приостановки работы системы вплоть до устранения причин. Собственникам МКД это грозит дополнительными расходы. Поэтому в 90% случаев мусоропровод заваривают.
Принимая решение о закрытии мусоропровода, стоит помнить о сложностях, связанных с его повторным вводом в эксплуатацию. Работа по восстановлению ляжет на плечи управляющей компании, которая вряд ли захочет нести дополнительные расходы, поэтому будет всячески препятствовать процессу. Однако законных оснований для отказа у них нет, и все подобные дела решаются уже в суде в пользу жильцов.
Нормативное регулирование
Кроме указанного выше Свода правил 31-108-2002, регулирование строительства мусоропроводов происходит также с помощью следующих нормативных актов, которые носят, в первую очередь, регулятивную функцию в части строительства домов:
- Свод правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»</a>;
- СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (регулирование санитарно-эпидемиологических требований, которые предъявляются к жилым зданиям и находящимся в них помещениям);
- Свод правил СП 44.13330.2011 «СНиП 2.09.04-87. Административные и бытовые здания»
Установка контейнеров в МКД с мусорокамерами
Вопрос :
На кого возложена обязанность по установке мусорных контейнеров для МКД, оборудованных мусорокамерами?
Ответ :
Обязанность по обеспечению мусорными контейнерами многоквартирных домов, оборудованных мусорокамерами, лежит на региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Разъяснения по вопросу необходимости обустройства контейнерных площадок для многоквартирных домов, оборудованных мусорокамерами, приведены в Обосновании.
Складирование твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) осуществляется потребителями следующими способами (п.10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156)) :
— в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
— в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
— в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры (п.13.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156
Расходы на приобретение контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание учитываются при установлении тарифа на обращение с твердыми коммунальными отходами (п.п.18, 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обеспечивать места накопления ТКО мусорными контейнерами должен региональный оператор за счет тарифа на обращение с ТКО.
По нашему мнению, обязанность по приобретению мусорных контейнеров может быть возложена на управляющую организацию только при наличии решения общего собрания, которым определены источники финансирования указанных мероприятий.
Что касается обязанности обустройства контейнерной площадки для накопления ТКО для многоквартирных домов, которые оборудованы мусоропроводами, поясняем следующее.
Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для ТКО обязаны управляющие организации (п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170).
Содержание общего имущества в зависимости от состава и конструктивных особенностей общего имущества многоквартирного дома включает в себя (пп. «д1″, д2» п.11 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, п.26.1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290) :
— организацию мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп;
— содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
— организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обязанность по обустройству площадок для накопления ТКО возложена действующим законодательством на управляющую организацию.
Обращаем ваше внимание на то, что судебная практика по вопросу о необходимости оборудования контейнерных площадок для накопления ТКО в многоквартирных домах, которые оборудованы мусоропроводами (мусорокамерами) противоречива.
Из анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что вопрос об обязанности управляющей организации оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО при наличии мусоросборной камеры, должен решаться с учетом следующего :
— соответствие количества мусорных контейнеров в мусорокамерах нормам обеспеченности мусорными контейнерами;
— фактический способ накопления ТКО в многоквартирном доме.
Мусорокамера в многоквартирном доме, нормы 2021
Что входит в обязанности эксплуатирующей компании?
1) Оповещение жильцов дома при заселении о времени проведения санитарных работ, для исключения случаев использования мусоропровода в данный период.
2) Регулярное осуществление процессов очищения, промывания и дезинфекции загрузочных клапанов (1 раз в неделю), внутренней поверхности ствола и других элементов мусоропровода (1 раз в месяц) с применения щеток и специализированных антисептических средств.
3) Обеспечение ежемесячного обеззараживания, дезинсекции и дератизации помещения мусоросборной камеры и ее оборудования, включая контейнеры, силами службы санэпидемстанции.
4) Ежедневное опорожнение или замена заполненных приемочных емкостей под мусоропроводом и вывоз отходов.
5) Устранение засоров в стволе мусоропровода через загрузочный клапан мусоропровода с предварительным снятием ковша или наладочные работы при поломках и ситуациях аварийного характера в течение суток.
6) Профилактический осмотр элементов мусоропровода электромонтером или слесарем-сантехником на предмет выявления неисправностей и повреждений дважды в год, и дополнительно по заявкам жильцов дома или технического персонала.
7) Плановый ремонт мусоропропровода один раз в 5 лет, по мере необходимости с учетом группы капитальности здания, местных условий и уровня физического износа.
Какие действия можно предпринять, если нарушены санитарные нормы содержания мусоропроводов в многоквартирных домах?
В данном случае необходимо направить жалобу в Роспотребнадзор для привлечения управляющей компании к административной ответственности.
Мусорокамера в многоквартирном доме, нормы 2021.
Можно ли проектировать жилые многоквартирные дома высотой более 4-х этажей без мусоропровода в городах?
Пункт 9.30 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (входит в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’) независимо от места расположения ж/дома (в городе или поселке) гласит:
«Необходимость устройства мусоропровода в жилых домах определяется заказчиком по согласованию с органами местного самоуправления и с учетом принятой в населенном пункте системой мусороудаления. Устройство мусоропровода обязательно в специализированных домах для инвалидов и для престарелых.»
Органами местного самоуправления отказ от устройства мусоропровода в проектируемом жилом доме может быть согласован в трех случаях:
- при отсутствии в данном муниципальном образовании спецавтохозяйства, способного осуществлять забор и вывоз мусора от мусоросборных камер;
- при фактической невозможности или нецелесообразности устройства подъезда спецмашины к мусоросборной камере проектируемого жилого дома;
- при наличии у заказчика документа, согласованного с органами саннадзора, об отказе от устройства мусоропровода всеми (!) будущими жильцами-собственниками квартир.
- Федеральный закон 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. 12,23);
- Федеральный закон 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ст. 139);
- СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты (п.5.2.1, 6.7.19 и др.).
СНиП, СанПиН и законы 2021 года
В стране нет единого документа, определяющего правила обустройства, функционирования и ликвидации мусоропроводов.
Актуальным документом по этому вопросу до сих пор остаётся СП 31-108-2002, принятый в далёком 2002 году.
В изначальной форме этого документа говорилось, что обустройство мусоропровода обязательно для всех домов, возводимых специально под инвалидов и пенсионеров. Всё остальное давалось на откуп местным властям.
Сейчас этот пункт претерпел изменения. Застройщиков обязуют оборудовать дома мусоропроводами, если они имеют в высоту более 5 этажей. Однако застройщик вправе не монтировать мусоропровод, если в пределах двора будет устанавливаться контейнер и будет организован ежедневный вывоз ТБО.
По сути, вопрос так и остался в ведении застройщиков. Законодательство проявляет завидную инерционность в решении многих важных вопросов.
«СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88
Настоящие Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Правила разработаны взамен «Правил санитарного содержания территорий населенных мест» N 2388-81 и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест разработаны Главным санэпидуправлением Минздрава СССР (А.С. Пероцкая), Главным санэпидуправлением Минздрава Украинской ССР (Ветчинин В.В., Дорошенко В.П., Скрипник А.П.), Научно-исследовательским институтом общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина АМН СССР (Плугин В.П., Тонконий Н.И.), Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова (Разнощик В.В.).
Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик (статья 18).
Государственный санитарный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм государственными органами, а также всеми предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных республик (статья 19) (Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, утвержденные Законом СССР от 19 декабря 1969 года).
1. Общие положения
1.1. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
1.2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
1.3. Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов.
Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.
1.4. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
1.5. Планово-регулярная или заявочная система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями системы Минжилкомхоза или ведомственного специального автотранспорта аналогичного предназначения.
1.6. В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.
1.7. Мощность автотранспортных предприятий определяется органами коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилого фонда, исправности автотранспорта и других местных условий конкретного населенного пункта.
1.8. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам — графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.
1.9. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.
1.10. Каждый рейс автомашины должен отмечаться в путевом листе администрацией полигона по складированию бытовых отходов.
1.11. При осуществлении удаления отходов методом «самовывоза» должна применяться талонная система.
1.12. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.
1.13. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.
1.14. Площадки для строительства мусороперегрузочных станций должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов с санитарно-защитными зонами от жилых и общественных зданий не менее 100 м.
2. Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов
2.1. Общие требования
2.1.1. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
2.1.2. Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно-венерологические, туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты, пляжи.
2.1.3. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
2.1.4. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
2.1.5. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений — ассенизационным вакуумным транспортом.
2.2. Сбор твердых бытовых отходов
2.2.1. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре — свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.2.2. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
2.2.3. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 — 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.
2.2.4. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе — не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» — после опорожнения), деревянные сборники — дезинфицировать (после каждого опорожнения).
2.2.5. Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.
2.2.6. Во вновь строящихся жилых домах 5 этажей и более следует устраивать мусоропроводы в соответствии с требованиями ВСН 8-72.
2.2.7. Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на одни сутки).
Емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта.
2.2.8. Мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.
Для дезинфекции каналов мусоропроводов следует применять растворы: лизола (8 — 5%), креолина (8 — 5%), нафтализола (15 — 10%), фенола (3 — 5%), метасиликата натрия (1 — 3%). Время контакта — не менее 0,5 часа. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.
2.2.9. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
2.2.10. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
2.2.11. Запрещается применять «поквартирную» систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-, двухэтажных домах.
2.3. Сбор жидких отходов
2.3.1. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
2.3.2. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м.
На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8 — 10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов.
В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м.
2.3.3. Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной.
Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли.
2.3.4. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
2.3.5. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами.
Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых.
Неканализованные уборные и выгребные ямы дезинфицируют растворами состава: хлорная известь (10%), гипохлорид натрия (3 — 5%), лизол (5%), нафтализол (10%), креолин (5%), метасиликат натрия (10%). (Эти же растворы применяют для дезинфекции деревянных мусоросборников. Время контакта — не менее 2 мин.).
Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения).
2.4. Сбор пищевых отходов
2.4.1. Собирать и использовать пищевые отходы следует в соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использовании их для корма скота».
2.4.2. Сбор, хранение и вывоз пищевых отходов следует осуществлять в соответствии с инструктивными указаниями по организации сбора и вывоза пищевых отходов, утвержденными Минжилкомхозов и по согласованию с органами санэпидслужбы.
2.4.3. Откормочные хозяйства, использующие пищевые отходы для кормления свиней, обязаны получить для этого специальное разрешение от главного ветеринарного врача района (города) по месту нахождения хозяйства. При изменении эпидемической обстановки в животноводческих хозяйствах данной местности разрешение на продолжение сбора пищевых отходов в каждом конкретном случае дает главный ветеринарный врач района (города).
2.4.4. Пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается).
2.4.5. Сборники, предназначенные для пищевых отходов, использовать для каких-либо других целей запрещается. Следует ежедневно тщательно промывать сборники водой с применением моющих средств и периодически подвергать их дезинфекции 2-процентным раствором кальцинированной соды или едкого натра или раствором хлорной извести, содержащей 2% активного хлора. После дезинфекции сборники необходимо промыть водой. Ответственность за использование и правильное содержание сборников несет предприятие, собирающее пищевые отходы.
2.4.6. Сборники пищевых отходов в жилых домах следует устанавливать в местах, согласованных с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Сборщики отходов должны быть ознакомлены с правилами сбора и хранения пищевых отходов и обязаны следить за тем, чтобы в отходы не попадали посторонние предметы (тряпки, бумага, стекло, железо и т.п.). На сборщика возлагается также обязанность следить за чистотой тары.
Для временного хранения собранных пищевых отходов (до вывоза их в откормочное хозяйство) домоуправление по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы выделяет специальные пункты сбора.
2.4.7. Запрещается собирать пищевые отходы в столовых кожно-венерологических, инфекционных и туберкулезных больниц, а также в специальных санаториях по оздоровлению переболевших инфекционными заболеваниями, в ресторанах и кафе аэропортов, поездов и пароходов, обслуживающих междугородние линии.
2.4.8. Запрещается выбор пищевых отходов из сборников и других емкостей для отходов.
2.4.9. Сбор пищевых отходов производится при раздельной системе и только при наличии устойчивого сбыта их специализированным откормочным хозяйствам. Выдача отходов частным лицам запрещается!
2.4.10. Временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения их разложения и отрицательного воздействия на условия проживания.
2.4.11. Временное хранение пищевых отходов в объектах торговли и общественного питания независимо от подчиненности их должно осуществляться только в охлаждаемых помещениях.
3. Обезвреживание отходов
3.1. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
3.2. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы — на сливные станции или поля ассенизации.
Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов <*>. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
———————————
<*> 1. СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» (утверждены Госстроем СССР).
2. «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила)» N 3183-84 (утвержден Главным госсанврачом СССР 29 декабря 1984 г.).
3.3. На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Работы на полигоне следует вести в полном соответствии с Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, согласованной с Минздравом СССР и утвержденной Минжилкомхозом РСФСР в 1981 г.
3.4. Отведенные для полигонов (свалок) участки должны отвечать следующим основным требованиям:
территория участка должна быть доступна воздействию солнечных лучей и ветра;
уровень грунтовых вод должен быть не ближе 1 м от основания полигона; при более высоком уровне грунтовых вод необходимо устройство дренажа или водоотвода;
не допускается расположение участка на берегах рек, прудов, открытых водоемов и в местах, затопляемых паводковыми водами.
3.5. Все помещения сливных станций должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Полы производственных помещений должны быть водонепроницаемыми и иметь уклоны, обеспечивающие сток жидкости в приямок. Полы следует регулярно промывать водой и содержать в чистоте. Бытовые и административные помещения должны иметь обособленный от производственных помещений вход.
4. Уборка населенных мест
4.1. На всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 м — на малолюдных. Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта и у входа в метро.
Очистка урн должна производиться систематически по мере их наполнения.
За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.
4.2. Запрещается у киосков, палаток, павильонов мелкорозничной торговли и магазинов складировать тару и запасы товаров, а также использовать для складирования прилегающие к ним территории.
4.3. Устройство на улицах палаток, ларьков, лотков для продажи фруктов и овощей должно быть согласовано с санитарно-эпидемиологическими станциями. Уборку территорий, прилегающих к торговым павильонам в радиусе 5 м, осуществляют предприятия торговли.
4.4. Механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период следует производить в плановом порядке.
4.5. Дорожные покрытия следует мыть так, чтобы загрязнения, скапливающиеся в прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых насаждений или тротуар.
4.6. Улицы с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучшении микроклимата, в жаркое время года следует поливать.
4.7. Проезжую часть улиц, на которых отсутствует ливневая канализация, для снижения запыленности воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подметально-уборочными машинами.
4.8. В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Собранные листья следует вывозить на специально отведенные участки либо на поля компостирования. Сжигать листья на территории жилой застройки, в скверах и парках запрещается.
4.9. Заправлять поливомоечные и подметально-уборочные машины технической водой из открытых водоемов можно только по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
4.10. В зимний период при обработке дорожных покрытий химическими материалами для предотвращения образования водных растворов применяемых реагентов необходимо строго придерживаться установленных норм распределения химических реагентов.
4.11. В зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий поваренной солью (NaCl) запрещается. Все средства борьбы с гололедом и участки размещения и устройства снежных «сухих» свалок необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
4.12. Запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
5. Уборка объектов с обособленной территорией
На объектах с обособленной территорией (рынки, пляжи, парки, лечебно-профилактические учреждения) запрещается строить и переоборудовать санитарные установки без согласования с санитарно-эпидемиологическими станциями, собирать отходы, мыть автотранспорт, хранить тару и дрова в местах, не отведенных для этой цели.
5.1. Пляжи
5.1.1. Технический персонал пляжа после его закрытия должен производить основную уборку берега, раздевалок, туалетов, зеленой зоны, мойку тары и дезинфекцию туалетов. Днем следует производить патрульную уборку. Вывозить собранные отходы разрешается до 8 часов утра.
5.1.2. Урны необходимо располагать на расстоянии 3 — 5 м от полосы зеленых насаждений и не менее 10 м от уреза воды. Урны должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 кв. м территории пляжа. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м.
5.1.3. Контейнеры емкостью 0,75 куб. м следует устанавливать из расчета один контейнер на 3500 — 4000 кв. м площади пляжа.
5.1.4. На территориях пляжей необходимо устраивать общественные туалеты из расчета одно место на 75 посетителей. Расстояние от общественных туалетов до места купания должно быть не менее 50 м и не более 200 м.
5.1.5. На территории пляжа должны быть установлены фонтанчики с подводом питьевой воды, соответствующей требованиям ГОСТ «Вода питьевая». Расстояние между фонтанчиками не должно превышать 200 м. Отвод использованных вод допускается в проточные водоемы на расстоянии не менее 100 м ниже по течению реки от границы пляжа. Запрещается отвод воды из питьевых фонтанчиков в места, не предназначенные для этой цели.
5.1.6. Открытые и закрытые раздевалки, павильоны для раздевания, гардеробы следует мыть ежедневно с применением дезинфицирующих растворов.
5.1.7. Ежегодно на пляж необходимо подсыпать чистый песок или гальку.
5.1.8. При наличии специальных механизмов на песчаных пляжах не реже одного раза в неделю следует производить механизированное рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов. После рыхления песок необходимо выравнивать.
5.1.9. В местах, предназначенных для купания, категорически запрещается стирать белье и купать животных.
5.2. Рынки
5.2.1. Территория рынка (в том числе хозяйственные площадки, подъездные пути и подходы) должны иметь твердое покрытие (асфальт, булыжник) с уклоном, обеспечивающим сток ливневых и талых вод.
На рынках, площадью 0,2 га, в виде исключения, допускается утрамбованная грунтовая поверхность с обязательной подсыпкой песка слоем не менее 3 см.
5.2.2. Территория рынка должна иметь канализацию и водопровод.
5.2.3. На рынках без канализации общественные туалеты с непроницаемыми выгребами следует располагать на расстоянии не менее 50 м от места торговли. Число расчетных мест в них должно быть не менее одного на каждые 50 торговых мест.
5.2.4. Хозяйственные площадки необходимо располагать на расстоянии не менее 30 м от мест торговли.
5.2.5. При определении числа урн следует исходить из того, что на каждые 50 кв. м площади рынка должна быть установлена одна урна, причем расстояние между ними вдоль линии торговых прилавков не должно превышать 10 м. При определении числа мусоросборников вместимостью до 100 л следует исходить из расчета: не менее одного на 200 кв. м площади рынка и устанавливать их вдоль линии торговых прилавков, при этом расстояние между ними не должно превышать 20 м. Для сбора пищевых отходов должны быть установлены специальные емкости.
5.2.6. На рынках площадью 0,2 га и более собранные на территории отходы следует хранить в контейнерах емкостью 0,75 куб. м.
5.2.7. Часы работы рынков устанавливаются на основании решения исполкомов местных Советов народных депутатов. Один день в неделю объявляется санитарным для уборки и дезинфекции всей территории рынка, основных и подсобных помещений, торговых мест, прилавков, столов, инвентаря.
5.2.8. Технический персонал рынка после его закрытия должен производить основную уборку территории. Днем следует производить патрульную уборку и очистку наполненных отходами сборников.
5.2.9. В теплый период года, помимо обязательного подметания, территорию рынка с твердым покрытием следует ежедневно мыть.
5.3. Парки
5.3.1. Хозяйственная зона с участками, выделенными для установки сменных мусоросборников, должна быть расположена не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих (танцплощадки, эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павильоны и др.).
5.3.2. При определении числа урн исходить из расчета: одна урна на 800 кв. м площади парка. На главных аллеях расстояние между урнами не должно быть более 40 м. У каждого ларька, киоска (продовольственного, сувенирного, книжного и т.д.) необходимо устанавливать урну емкостью не менее 10 л.
5.3.3. Для удобства сбора отходов в местах, удаленных от массового скопления отдыхающих, следует устанавливать промежуточные сборники для временного хранения отходов и смета.
5.3.4. При определении числа контейнеров для хозяйственных площадок следует исходить из среднего накопления отходов за 3 дня.
5.3.5. Общественные туалеты необходимо устраивать на расстоянии не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих, исходя из расчета: одно место на 500 посетителей.
5.3.6. Основную уборку следует производить после закрытия парков до 8 часов утра. Днем необходимо собирать отходы и опавшие листья, производить патрульную уборку, поливать зеленые насаждения.
5.4. Лечебно-профилактические учреждения
5.4.1. Собирать отходы из кожно-венерологических, инфекционных, онкологических, хирургических (в том числе гинекологических) отделений следует в герметичные сборники вместимостью 50 — 100 л с плотно закрывающимися крышками. Запрещается вывозить такие отходы на полигоны (свалки). Их следует уничтожать на месте по согласованию с учреждениями санэпидслужбы. Желательно в каждом лечебном учреждении (или на группу больниц) иметь установки по сжиганию отходов.
5.4.2. Расположение специальных установок, сжигательных печей на территории регламентируется соответствующими санитарными и строительными нормативами и согласовывается с местными санитарно-эпидемиологическими станциями.
5.4.3. Сбор, хранение, удаление и захоронение отходов, содержащих радиоактивные вещества, должны осуществляться в соответствии с требованиями Санитарных правил работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.
5.4.4. Режим и способ уборки территории с твердым покрытием зависят от специфики лечебного учреждения и решаются на месте по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией.
5.4.5. Размер хозяйственной площадки для установки контейнеров должен быть не менее 40 кв. м, и площадку следует располагать на расстоянии не ближе 50 м от лечебных корпусов и пищеблоков. Допускается устанавливать сборники отходов во встроенных помещениях.
5.4.6. В медицинских лечебных учреждениях необходимо использовать только эмалированные и фаянсовые урны.
При определении числа урн следует исходить из расчета: одна урна на каждые 700 кв. м дворовой территории лечебного учреждения. На главных аллеях должны быть установлены урны на расстоянии 10 м одна от другой.
5.4.7. Технический персонал медицинского учреждения должен ежедневно производить очистку, мойку, дезинфекцию урн, мусоросборников (контейнеров) и площадок под них.
6. Ответственность за санитарное содержание территорий
населенных мест
6.1. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также мест общего пользования и пляжей осуществляется органами милиции совместно с органами санитарного надзора.
6.2. Исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются:
титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;
нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;
список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств;
состав инспекции по охране окружающей среды;
мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств;
организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.
6.3. Учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны:
своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов;
проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест;
оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники;
обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета;
принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
6.4. Предприятиям по уборке следует:
своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий;
составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения;
корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями;
обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков;
в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю.
6.5. Специалисты учреждений санэпидслужбы должны обеспечивать выполнение следующих задач:
участвовать в подготовке проектов решений исполкомов местных Советов народных депутатов по организации санитарной очистки в населенном пункте;
рассматривать и согласовывать материалы по размещению и проектированию полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, схемы санитарной очистки городов и др.;
изучать и анализировать заболеваемость населения в связи с санитарным состоянием населенных мест;
давать предложения руководителям органов жилищно-коммунального хозяйства о проведении рейдов проверки чистоты и уборки территории в зависимости от эпидемической ситуации;
проводить один раз в год, а при необходимости и чаще, инструктажи и занятия по санитарному минимуму для специалистов жилищных органов и предприятий по организации системы сбора, удаления и вывоза отходов, с учетом эпидемической ситуации;
проводить обучение общественных санитарных инспекторов в соответствии с планом, создавать советы общественных санитарных инспекторов и руководить их работой.
6.6. При организации планово-регулярной уборки территории населенных мест следует руководствоваться:
Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. М., ОНТИ АКХ, 1982;
Инструкцией по организации и технологии механизированной уборки территорий населенных мест. М., Стройиздат, 1980;
Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использовании их для корма скота. М., МСХ СССР, 1970;
Инструкцией по сбору и вывозу пищевых отходов. М., 1982;
Альбомом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов. Свердловск, УНИИ АКХ, 1977;
нормативным документом «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила) N 3183-84, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 29 декабря 1984 г.
6.7. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении настоящих Правил, привлекаются к ответственности в порядке, установленном Положением о государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361 «О государственном санитарном надзоре в СССР».
Судебная практика и законодательство — «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88)
«СанПиН 2.1.2.1002-00. 2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные-эпидемиологические правила и нормативы») (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.12.2000) (ред. от 21.08.2007)
5. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест».
6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
7. СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (вместе с «СанПиН 2.1.7.2790-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2011 N 19871)
6. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
8. СП 2.6.6.1168-02 «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)».
«СанПиН N 42-121-4719-88. Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 01.11.1988 N 4719-88)
2.6. Территория общежитий должна содержаться в соответствии с утвержденными Минздравом СССР правилами санитарного содержания территорий населенных мест, систематически убираться, поливаться водой с целью предотвращения пылеобразования, а при необходимости должна вестись борьба с гололедом.
«Санитарные правила для морских и речных портов СССР» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 02.06.1989 N 4962-89)
3.1.6. Сбор и утилизация твердых отходов, мусора с территории порта должны осуществляться согласно «Правилам санитарного содержания территории населенных мест» и «Инструкции по сбору, удалению и обезвреживанию мусора морских портов».
«ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия.» (утв. Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст) (ред. от 22.07.2003)
[8] СанПиН N 4690-88. Санитарные правила содержания территории населенных мест
[9] Правила по созданию, охране и содержанию зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утверждены Приказом Госстроя России 15 декабря 1999 г. N 153
Приказ Роспотребнадзора от 22.03.2007 N 79 (ред. от 16.12.2011) «Об утверждении Инструкций к формам статистического наблюдения» (вместе с «Инструкцией по заполнению формы отраслевого статистического наблюдения N 21 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии детских и подростковых летних оздоровительных учреждений за ____ год», утвержденной Постановлением Росстата от 21.09.2006 N 51″)
2.6. Графы 29, 30, 31, 32, 33, 34 заполняются в соответствии с СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», Перечнем предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочных допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19.11.91 N 6229-91, МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест», ГН 2.1.7.020-94 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) тяжелых металлов и мышьяка в почвах» (дополнение N 1 к перечню ПДК и ОДК N 6229-91), ГН 1.2.1323-03 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды» и дополнениями к нему — ГН 1.2.1832-04 и ГН 1.2.1839-04</span>; ГОСТ 17.4.4.02-84 «Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа», СанПиН 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
«СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 N 2) (ред. от 16.03.2009)
6. Санитарные правила содержания территорий населенных мест. Минздрав СССР: СанПиН 4690-88.
7. «Порядок накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов»: Санитарные правила 3184-84. — М., 1985.
8. «Предельное количество накопления токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации)» N 3209-85 МЗ СССР, Минводхоз СССР, Мингео СССР. — М., 1985.
«Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации» (утв. Минприроды РФ 15.07.1994)
36. Санитарные правила содержания территорий населенных мест. Москва, 1988, Минздрав СССР. (СанПиН 42-128-4690-88)
37. Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья. Москва, 1982, Минздрав СССР
Приказ Госкомэкологии РФ от 25.09.1997 N 397 «Об утверждении «Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности»
Санитарные правила содержания территорий населенных мест. Санитарные правила и нормы. СанПиН 42-128-4690-88.
Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест. М., Минздрав СССР, 1989.
Санитарные правила в лесах Российской Федерации. Утв. Приказом Комитета по лесу 18.05.92 N 90; зарег. Минюстом России от 14.09.92 N 58; действует в редакции Приказа Рослесхоза от 20.01.95 N 11.
Жалобы при плохом обслуживании
В таких ситуациях необходимо составить коллективную жалобу и подать ее в управляющую компанию.
Если эта мера не возымела действия, качество обслуживания не улучшилось, то следующую жалобу нужно подавать в городскую жилищную инспекцию. Те, кто проживает в Москве, могут обратиться в Мосжилинспекцию через электронную приемную на ее сайте, либо отправить жалобу по почте, адрес этой организации указан в контактах на сайте.
Процедура закрытия мусоропровода
Жильцы дома имеют право отказаться от мусоропровода. Для этого необходимо провести домовое собрание жильцов и поставить вопрос о закрытии мусорных стояков.
Заявка должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней, после чего все загрузочные клапаны наглухо завариваются и система мусороудаления перестает работать. Если этот факт будет отражен в техническом паспорте дома, то плата за услуги ЖКХ по вывозу мусора снизится.
Реальна ли консервация мусоросборника?
Если собственники жилья против мусоропровода в подъезде, то проблема решается кардинально — люки на всех этажах просто заваривают. Причина — антисанитария, дороговизна использования и прочее.
Однако процедура консервации мусоросборника в подъезде имеет ряд нюансов:
- Инициатором может выступить даже один жилец. Но его предложение должны поддержать не менее 1/2 собственников жилья в данном доме.
- Без согласия других жильцов никто не имеет права добиваться закрытия люка даже на своем этаже.
- Еще один важный момент. Вне зависимости от того, будет ли завариваться мусоросборник на одной лестничной площадке или во всем подъезде, к принятию общего решения приглашаются все жильцы дома.

Как отказаться от мусоропровода в многоквартирном доме
Во многих домах, где наблюдаются сложности с организацией качественного обслуживания мусоропроводов, жильцы имеют право отказаться от данной системы удаления мусора.
Куда обращаться?
Для того чтобы прекратить работу мусоропроводов, необходимо обратиться в управляющую компанию. Туда же следует обращаться, если через какое-то время жильцы дома примут решение о необходимости восстановления деятельности этой инженерной системы.
Обращение должно происходить только при наличии специального пакета документов, подтверждающих необходимость проведения работ по закрытию шлюзов мусоропровода.
Согласие собственников
Закрытие мусоропроводов возможно только в том случае, если на это согласны собственники жилых помещений в многоквартирном доме. Рассматриваются именно собственники, а не жильцы, так как нередко в таких домах могут встретиться арендаторы помещений, у которых права голоса нет.
Для того чтобы составить заявку на прекращение работы мусоропровода, потребуется получить не менее 70% голосов собственников квартир в данном доме. Если такой процент получить не удалось, заявка не может считаться правомерной.
Порядок действий
Общий порядок действий выглядит следующим образом:
- сначала необходимо созвать собрание собственников помещений дома, где на повестке дня будет стоять вопрос о необходимости закрытия мусоропровода;
- данный вопрос выносится на голосование, итоги которого фиксируются в протоколе голосования;
- протокол подписывается председателем дома или иным лицом, которое уполномочено на взаимодействие с управляющими компаниями и иными обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями</span>;
- на основании протокола составляется собственно заявка в управляющую или обслуживающую компанию о необходимости прекращения работы инженерной системы мусоропровода;
- данная заявка передается в указанную компанию вместе с копией протокола – его оригинал остается у того лица, которое уполномочено на ведение всей документации данного дома.
С образцом заявки на закрытие мусоропровода в многоквартирном доме можно ознакомиться по ссылке.
Срок рассмотрения заявки
Общий срок рассмотрения заявки в управляющей или обслуживающей организации не должен превышать 10 дней с момента ее поступления в эту организацию. В рамках этого периода происходит проверка обоснованности требований (на основании получения информации о числе положительно проголосовавших жильцов из общего числа собственников помещений).
Какого результата ожидать и когда
Если заявка рассмотрена положительно, то сотрудники управляющей компании или обслуживающей организации уведомят о проведении работ по прекращению функционирования мусоропровода в соответствии со специально составленным графиком по обслуживанию данной инженерной системы рассматриваемого дома. График потребуется уточнять в самой управляющей компании.
Если же решение носит отрицательный характер (то есть мусоропровод не закроют), то об этом будет сообщено в письме на имя того лица, которое представляет интересы жильцов дома при взаимодействии с управляющими организациями.
Восстановление работы мусороприемника
Актуален и обратный случай, когда мусоропровод становится вновь нужным жильцам. Однако восстановление его работы — нелегкий процесс. Ведь придется прочищать трубу, ремонтировать или заменять люки, поврежденные сваркой. Тем не менее управляющая компания должна пойти навстречу жильцам по их просьбе. В ином случае проблема решается через суд.

Чтобы судебная система начала рассматривать дело, необходимо решение собственников жилья, подписанное не менее чем половиной всех жильцов. Как показывает практика, иск чаще всего удовлетворяется в таких случаях:
- Истцами выступают пенсионеры и инвалиды.
- Закрытие мусоропровода было временным (например, на время косметического ремонта подъезда), однако по окончании работ его функционал не был восстановлен.
- УК вместо устранения засора просто предпочла заварить люки.
- Процедура консервации мусоросборника проходила с нарушениями.
Мусоропровод — полезное устройство, если жильцы соблюдают правила пользования ним, а управляющая компания добросовестно занимается обслуживанием. В ином случае собственники квартир могут выступать за его консервацию.
Восстановление его работы
Аналогично закрытию производится и восстановление работы ранее заваренных мусорных стояков. Созывается общедомовое собрание жильцов, проводится голосование. При перевесе голосов «за» составляется официальный протокол и вместе с заявлением подается в управляющую компанию.
В установленные сроки производится расконсервация загрузочных клапанов и подготовка системы к работе. Жильцы ознакамливаются с правилами пользования и система мусороудаления вводится в эксплуатацию. Плата за услуги по вывозу мусора при этом повысится.
Плюсы и минусы мусоропровода
Мусоропровод был изобретен с целью повысить удобство проживания в многоквартирных домах. Однако эта система предъявляет высокие требования к обслуживанию, а в случае ненадлежащего выполнения этих требований ее недостатки начинают перевешивать достоинства.
Плюсы мусороудаления в доме:
- сокращение затрат времени и усилий на вынос мусора, что особенно актуально для людей со слабым здоровьем;
- изоляция отходов от доступа животных и посторонних лиц;
- отсутствие мусорных площадок, устроенных во дворах.
Минусы:
- требует значительных трудозатрат на обслуживание;
- фдополнительный источник пожарной опасности и объект вандализма;
- без надлежащего ухода становится источником антисанитарии, дурного запаха, размножения насекомых и грызунов.
Заключение
Современные мусоропроводы — удобная система. Правильная эксплуатация и своевременное обслуживание принесут жильцам только положительные эмоции. В старых же домах всё не так радужно. В большинстве случаев единым решением жильцов мусоропроводы запечатывают.
Смотрите в видео: стоит ли покупать квартиру в доме, где есть мусоропровод.
- https://cleanbin.ru/zkh/garbage-chutes
- https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/obsluzhivanije/musoroprovodam-net.html
- https://Proekt-sam.ru/documents/musoroprovod-v-mnogokvartirnom-dome.html
- https://leonmonitor.ru/musorokamera-v-mnogokvartirnom-dome-normy-2020-goda/
- https://legalacts.ru/doc/sanpin-42-128-4690-88-sanitarnye-pravila-soderzhanija-territorii-naselennykh/
- https://BusinessMan.ru/musoroprovod-v-mnogokvartirnom-dome-ustroystvo-obslujivanie-i-dezinfektsiya.html