Налоговая декларация -что это и как правильно составить по статье 80 Налогового Кодекса РФ

Доходы, не подлежащие налогообложению

На основании ч. 1 ст. 1 ФЗ №147 от 17.06.2021 внесены изменения в ст. 217 Налогового кодекса РФ, касающиеся перечня доходов, не подлежащих налогообложению. В частности, с 1 января 2021 утрачивает силу п. 3.1 статьи, где категории компенсационных выплат и пособий теперь будут объединены и представлены в п. 1. Среди них:

  • государственные пособия;
  • компенсационные выплаты за причинение вреда здоровью;
  • возмещение коммунальных, жилищных и транспортных расходов, а также их безвозмездное предоставление;
  • денежный эквивалент, заменяющий натуральное довольствие;
  • расходы на участие в спортивных соревнованиях и тренировках;
  • выплаты при увольнении;
  • компенсации семьям служащих, погибших при исполнении;
  • расходы на повышение квалификации;
  • оплата проезда работникам из районов Крайнего Севера и близлежащих областей;
  • выплаты по исполнению трудовых обязательств, командировок, перевода;
  • полевое довольствие (не более 700 рублей за сутки).

С 1 января 2021 года налогообложению также не подлежат (в скобках указаны пункты ст. 217 НК, дополняемые на основании ФЗ №147):

  • выплаты героям соцтруда, Советского Союза, награжденным орденами Славы ;
  • компенсации пострадавшим от радиационного облучения в Чернобыле ;
  • выплаты в связи с рождением ребенка;
  • пособия по инвалидности и содержанию инвалидов;
  • социальные выплаты по программе социальной поддержки;
  • ежегодные выплаты обладателям знака «Почетный донор РФ».

Освобождению от налогового сбора по-прежнему не подлежат пособия по временной нетрудоспособности и выплаты за неиспользованный отпуск, а также выходные пособия, заработные платы, компенсации руководителям и бухгалтерам при увольнении.

Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц

На основании ч. 7 ст. 1 ФЗ №63 от 15.04.2021 внесены изменения в ст. 227 НК (далее в разделе — Статья) о порядке налогообложения отдельных категорий дохода.

С января 2021 года физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, а также граждане, занимающиеся частной практикой, по итогам квартала, полугодия или 9 месяцев трудовой деятельности отчисляют сумму авансовых платежей и фактически полученного дохода (п. 7 Статьи). Исчисления производятся не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 8 Статьи).

В соответствии с перечисленными изменениями регламентации обновленного порядка и сроков исчисления с 2021 года будет упразднен предыдущий порядок внесения суммы авансовых платежей (п. 9 Статьи), а также обязательное предоставление дополнительной налоговой декларации при превышении или снижении дохода более, чем на половину (п. 10 Статьи).

Налоговая декларация

На основании ч. 20 ст. 1 ФЗ №63 от 15.04.2021 внесены изменения в порядок подачи налоговой декларации (ст. 386 НК). В соответствии с новым распорядком с января 2021 года налогоплательщики больше не предоставляют расчеты по авансовым платежам — достаточно подать налоговую декларацию (п. 1 ст. 386). Статья дополняется п. 1.1, который регламентирует следующие аспекты:

  • лица, состоящие на учете в разных налоговых подразделениях в отношении нескольких подконтрольных объектов имущества, вправе обратиться в любое из указанных ведомств независимо от местонахождения или регистрации;
  • уведомление о порядке подачи декларации направляется не позднее 1 марта налогового периода;
  • перечисленные условия не действуют в отношении сборов, предполагающих отчисления в региональные бюджеты.

Будет упразднен предыдущий порядок предоставления расчета по авансовым платежам в течение 30 дней с окончания отчетного периода.

Юридические лица, зарегистрированные в реестре ЕГРЮЛ, также не будут предоставлять отчеты по авансовым платежам.

Статья 80. Налоговая декларация, расчеты

Комментарий к ст. 80 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует особенности представления декларации.

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, в связи с чем положения статьи 80 НК РФ занимают одно из центральных мест в НК РФ.

Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Налоговый расчет авансового платежа — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме авансового платежа, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления авансового платежа.

Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), — это документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Существует два варианта представления налоговой и бухгалтерской отчетности:

— на бумажном носителе;

— в электронной форме.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе.

Налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Для сдачи отчетности не обязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление отчетности в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа представления:

— нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат);

— не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях;

— сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности);

— оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде);

— гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки);

— защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами;

— возможность получить в электронном виде справку о состоянии расчетов с бюджетом, выписку операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

— если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

— если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающей 100 человек;

— если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу. С 01.01.2014 данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Пункт 2 статьи 80 НК РФ регулирует ситуации, в которых налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налога, — налоговые декларации (расчеты) в таких случаях в налоговые органы не представляются.

В ситуации же, когда налогоплательщик практически не осуществляет деятельность, т.е. не осуществляет операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеет объектов налогообложения, Кодекс возлагает на него обязанность представить единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Указанные в пункте 2 статьи 80 НК РФ обстоятельства следует отличать от ситуаций, когда у налогоплательщика отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях по этому налогу, но осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках.

Например, если у организации, признаваемой налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях по этому налогу, но осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках, то оснований для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации не имеется.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 05.07.2012 N 03-07-15/69.

Следовательно, лицо, признаваемое налогоплательщиком, не имеющее объектов налогообложения, не освобождается от обязанности представления налоговых деклараций.

Согласно пункту 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.

На это также обращено внимание в письме Минфина России от 28.04.2011 N 03-02-08/47.

Следовательно, НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от представления в налоговый орган декларации в случае, если он не осуществляет деятельность в налоговом (отчетном) периоде.

Например, организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения и не осуществляющая предпринимательскую деятельность, не освобождается от обязанности представлять налоговые декларации в налоговый орган по месту учета.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 05.05.2011 N 16-15/044301@ пришло к аналогичным выводам.

Как разъяснено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2012 N А45-16695/2011, в силу пункта 2 статьи 80 НК РФ единую (упрощенную) налоговую декларацию имеют право представлять лица, признаваемые налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, если соблюдаются одновременно два условия:

— не осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации);

— не возникло объектов налогообложения по данным налогам.

Единая (упрощенная) налоговая декларация (пункт 2 статьи 80 НК РФ) по своей сути отличается от налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика по конкретному налогу о соответствующем объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты этого налога, в налоговый орган по месту учета (пункты 1 и 3 статьи 80 НК РФ).

Единая (упрощенная) налоговая декларация по своему содержанию и форме фактически является сообщением налогоплательщика о том, что:

— им не осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации);

— он не имеет по указанным в этой декларации налогам объекта налогообложения.

При этом первое из указанных условий (неосуществление операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации)) в силу буквального толкования пункта 2 статьи 80 НК РФ не связано с тем, что в результате осуществления указанных операций возникают объект налогообложения или обязанность по отражению этих операций в декларации по НДС.

НК РФ не запрещает налогоплательщику представлять налоговые декларации по налогам с нулевыми показателями.

Ситуация, когда налогоплательщик, имеющий все признаки, перечисленные в пункте 2 статьи 80 НК РФ применительно к необходимости представления единой (упрощенной) налоговой декларации, единую (упрощенную) налоговую декларацию не представил, однако в установленные сроки представил налоговые декларации по соответствующим налогам, в НК РФ прямо не урегулирована.

Факты представления обычных налоговых деклараций могут свидетельствовать о соблюдении организацией налогового законодательства и препятствуют привлечению организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, даже несмотря на то, что согласно позиции Минфина России в письме от 03.07.2008 N 03-02-07/2-118 ответственность по данному основанию может применяться в случае, когда единая (упрощенная) налоговая декларация представлена в налоговый орган с нарушением установленного срока, — поскольку в данном случае важным для правового регулирования ситуации является именно то, что налоговые декларации по соответствующим налогам представлены, то есть обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ) налогоплательщиком исполнена.

Подтверждаться данная позиция может также толкованием, приведенным в письме Минфина России от 08.10.2012 N 03-02-07/1-243, о том, что организация вправе вместо налоговых деклараций по конкретным налогам представлять единую (упрощенную) налоговую декларацию. При обнаружении налогоплательщиком после представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации факта неотражения сведений об объектах налогообложения по НДС и налогу на прибыль организаций представленные в налоговый орган за те же налоговые периоды налоговые декларации по указанным налогам в соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ являются уточненными. То есть, по мнению Минфина России, если были выявлены ошибки, то налоговые декларации по соответствующим налогам являются уточненными.

Пункт 4 статьи 80 НК РФ конкретизирует право налогоплательщика определять способ представления налоговой декларации (расчета):

— лично;

— через представителя;

— в виде почтового отправления с описью вложения (в этом случае днем представления декларации (расчета) считается дата отправки почтового отправления с описью вложения);

— в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (в этом случае днем представления декларации (расчета) считается дата ее отправки).

Следовательно, НК РФ допускает возможность направления налоговой декларации по почте, при этом обязательным условием такого направления являются составление и наличие описи вложения.

Таким образом, датой представления налоговой декларации считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи, документом, подтверждающим прием налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является квитанция о приеме.

Поскольку в НК РФ не дано определение понятия «почтовое отправление с описью вложения», в данном случае необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. На это обратил внимание ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.12.2012 N А64-3641/2012 и указал следующее.

Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» определено понятие «регистрируемое почтовое отправление (заказное, с объявленной ценностью, обыкновенное)», под которым понимается почтовое отправление, принимаемое от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемое адресату с его распиской в получении. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. При приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция с указанием вида и категории почтового отправления, фамилии адресата, наименования объекта почтовой связи места назначения, номера почтового отправления.

Критерием для определения срока подачи декларации, направленной по почте регистрируемым почтовым отправлением, является дата принятия почтового отправления органом связи, определяемая по штемпелю на почтовой квитанции, а при наличии описи вложения — дата, указанная на описи, которые служат доказательством исполнения обязанностей налогоплательщика по своевременному представлению декларации.

Также пункт 4 статьи 80 НК РФ устанавливает важную гарантию прав налогоплательщиков — если налоговая декларация (расчет) представлена по установленной форме (установленному формату), налоговый орган не вправе отказаться от ее приема.

Например, у налогового органа отсутствует такое основание для отказа в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме, как подписание ее лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, сведения о котором в ЕГРЮЛ отсутствуют по причине того, что организация, в которой произошла смена руководителя, не сообщила о таких изменениях в регистрирующий орган.

Также налоговый орган не вправе отказывать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме одним из предусмотренных НК РФ способов отправки. При этом принятие налоговым органом декларации не ставится в зависимость от правильности указания КПП в представляемой налогоплательщиком налоговой декларации. Эта позиция приведена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 22.02.2011 N 16-15/016774.

Относительно представления налоговой декларации через представителя отметим следующее.

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять данную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

По смыслу ГК РФ законными представителями физического лица (малолетнего, несовершеннолетнего, лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, а также лица, ограниченного судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами и тем самым ставящего семью в тяжелое материальное положение) являются его родители, усыновители, опекуны, попечители, которые на основании закона осуществляют представительство этого лица.

К аналогичным выводам пришел Минфин России в письме от 10.07.2008 N 03-04-05-01/230.

Исходя из положений ГК РФ в качестве законного представителя юридического лица выступает его исполнительный орган (коллегиальный или единоличный). Наименования как единоличных, так и коллегиальных исполнительных органов могут быть различными (единоличных — генеральный директор, директор, президент, председатель, управляющий; коллегиальных — правление, дирекция, совет директоров). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждается документами, удостоверяющими его должностное положение.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Представителем юридического лица может быть единоличный (например, один участник полного товарищества) или коллегиальный (например, общее собрание участников хозяйственного общества) орган.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на основании статьи 28 НК РФ признаются действиями (бездействием) организации.

При этом должностное лицо организации, ответственное за представление налоговой декларации в налоговые органы по месту учета, подлежит привлечению к административной ответственности согласно статье 15.5 КоАП РФ в связи с нарушением им установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации. На это указано в письме Минфина России от 17.11.2008 N 03-02-08/23.

Если по каким-либо причинам законный представитель налогоплательщика не подал в принятом порядке и в установленные сроки налоговую декларацию, то:

1) налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии с нормами Кодекса;

2) представитель привлекается к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

В пункте 5 статьи 80 НК РФ определены требования к указанию подписи налогоплательщика (его представителя) в налоговой декларации (расчете), реквизитов документа, подтверждающего наличие полномочий представителя, а также приложению его самого к декларации (расчету), при этом если речь идет о представлении декларации (расчета) в электронной форме, доверенность на ее подписание может быть представлена также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Другой комментарий к Ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 80 Кодекса дано определение понятия налоговой декларации: письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, закреплена подп. 4 п. 1 ст. 23 Кодекса (см. комментарий к ст. 23 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На конкретном примере в п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 Кодекса) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Как указано в примере, ответчик, являясь плательщиком определенных видов налогов, обязан был представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.

В случае непредставления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций согласно п. 2 ст. 76 Кодекса руководителем (его заместителем) налогового органа может приниматься решение о приостановлении операций по счетам этих налогоплательщиков счетам в банке (см. комментарий к ст. 76 Кодекса).

Статьей 119 Кодекса предусмотрена налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации (см. комментарий к ст. 119 НК РФ).

2. Пункт 2 ст. 80 Кодекса устанавливает правила представления налоговой декларации в налоговый орган.

Налоговая декларация согласно п. 2 комментируемой статьи представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Об учете налогоплательщиков в налоговых органах см. комментарий к ст. 83 Кодекса.

Налоговая декларация подлежит представлению по установленной форме. ФНС России в письме от 11 февраля 2005 г. N ММ-6-01/119@ «О приеме налоговых деклараций» <*> разъясняла, что в случае, если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается новая форма налоговой декларации или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.

Как установлено п. 2 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В письме МНС России от 22 июня 2004 г. N 06-5-03/866 <*> указано на то, что является неправомерным отказ налоговых органов в приеме от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов) на бумажных носителях без приложения данных деклараций (расчетов) в электронном виде на магнитных носителях. В связи с этим МНС России поручило принять меры к недопущению фактов отказов нижестоящими налоговыми органами в приеме налоговых деклараций (расчетов) на бумажных носителях.

Бланки налоговых деклараций согласно п. 2 комментируемой статьи предоставляются налоговыми органами налогоплательщикам бесплатно.

В пункте 2 ст. 80 Кодекса предусмотрены следующие способы представления налоговой декларации в налоговый орган:

лично налогоплательщиком;

налогоплательщиком через своего представителя. О представительстве налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами см. комментарий к ст. 26 Кодекса;

в виде почтового отправления с описью вложения;

по телекоммуникационным каналам связи.

Разумеется, первые три способа относятся к представлению налоговой декларации на бумажном носителе, четвертый — в электронном виде.

В отношении представления налоговой декларации в виде почтового отправления следует учитывать следующее. В соответствии с п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 <*>, в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

а) простые — принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении;

б) регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) — принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.

Из этого следует, что требованию п. 2 ст. 80 Кодекса о представлении налоговой декларации в виде почтового отправления соответствует не любое регистрируемое почтовое отправление.

Пункт 2 комментируемой статьи запрещает налоговым органам отказывать налогоплательщикам в принятии налоговой декларации и обязывает налоговые органы по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

Согласно п. 2 ст. 80 Кодекса днем представления налоговой декларации считается:

при отправке налоговой декларации по почте — дата отправки почтового отправления с описью вложения;

при передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи — дата ее отправки.

Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Минфином России.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 <*>. Указанный Порядок определяет общие принципы организации информационного обмена при представлении налогоплательщиками налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Общие положения Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предусматривают следующее:

представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными МНС России;

представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику;

при представлении налоговой декларации в электронном виде в соответствии с Порядком налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе;

при представлении налоговой декларации в электронном виде в соответствии с Порядком налогоплательщик и налоговый орган обеспечивают хранение ее в электронном виде в установленном порядке;

представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде;

с целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче ее по каналам связи участниками обмена информацией применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ), сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ;

использование, учет, распространение и техническое обслуживание СКЗИ и средств ЭЦП при представлении налоговой декларации в электронном виде осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;

при представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

Обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, является целью Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» <*>, о чем указано в п. 1 его ст. 1.

Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» <*> утверждены Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с Приказом МНС России от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/58@ <*> утверждены Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам в электронном виде, а управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации поручено обеспечить разработку представления налоговой отчетности в электронном виде в соответствии с Едиными требованиями к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам в электронном виде.

3. Пункт 3 ст. 80 Кодекса в ранее действовавшей ред. предусматривал, что формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС России. В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ п. 3 ст. 80 Кодекса утратил силу.

4. В соответствии с п. 4 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Приведенная норма основана на положении п. 7 ст. 84 Кодекса о том, что каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. О порядке присвоения налогоплательщику ИНН см. комментарий к ст. 84 Кодекса.

5. Пункт 5 ст. 80 Кодекса устанавливает запрет требования налоговыми органами от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

6. Согласно п. 6 ст. 80 Кодекса налоговая декларация подлежит представлению в налоговые органы в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

7. В соответствии с п. 7 ст. 80 Кодекса формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России. Полномочия Минфина России по утверждению форм расчетов по налогам и форм налоговых деклараций, обязательных для налогоплательщиков, а также порядка их заполнения закреплены в п. 1 ст. 34.2 Кодекса (см. комментарий к ст. 34.2 Кодекса).

Приказом МНС России от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 «О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций» (в ред. Приказов МНС России от 1 сентября 2003 г. N БГ-3-06/484 и от 22 июня 2004 г. N САЭ-3-06/385@) <*> в целях упорядочения порядка ввода в действие новых форм налоговых деклараций утверждены Единые требования к формированию налоговых деклараций, а также установлено при вводе в действие новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам (внесении изменений и дополнений в действующие) считать обязательным наличие следующих документов:

формы налоговой декларации;

инструкции по заполнению налоговой декларации;

перечня реквизитов, подлежащих вводу в АИС «Налог» в обязательном порядке;

формата представления налоговой декларации в электронном виде;

документа, содержащего контрольные соотношения, в том числе с информацией, полученной из внешних источников (контрольные соотношения) для проведения автоматизированной камеральной налоговой проверки;

методических рекомендаций по проведению камеральной проверки налоговой декларации.

Единые требования к формированию налоговых деклараций включают в себя:

единые требования к формированию налоговых деклараций;

единые требования к формализации налоговых деклараций или иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.

Согласно п. 1.1 Единых требований к формированию налоговых деклараций налоговая декларация состоит из следующих составных частей:

титульного листа;

раздела 1 декларации, содержащего информацию о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет по данным налогоплательщика;

раздела (разделы) декларации, содержащего (содержащие) основные показатели декларации, участвующие в контрольных соотношениях и используемые для исчисления налога, а также необходимые для формирования статистической отчетности налоговых органов;

разделов (приложений) декларации, содержащих дополнительные данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).

В приложениях к Единым требованиям к формированию налоговых деклараций приведены:

Типовая форма титульного листа налоговых деклараций или иных документов, служащих для исчисления (приложение N 1);

Порядок заполнения типовой формы титульного листа налоговой декларации (приложение N 2);

Типовая форма раздела 1 декларации (приложение N 3);

Требования к формам налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов (приложение N 4);

Требования к структуре налоговых деклараций, Требования к табличной форме разделов налоговых деклараций и Требования к использованию общероссийских и общеотраслевых классификаторов (приложение N 5).

ФНС России письмом от 15 ноября 2004 г. N 06-5-05/1506 <*> разъяснила, что Приказ МНС России от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 является внутренним документом, регламентирующим для методологических подразделений ФНС России единые требования к вновь разрабатываемым формам налоговых деклараций (расчетов), разработанным в целях совершенствования автоматизированной обработки данных, содержащихся в налоговых декларациях (расчетах). Таким образом, по мнению ФНС России указанный Приказ МНС России, не является нормативным документом, обязательным к применению для налогоплательщиков.

8. Правила ст. 80 Кодекса согласно ее п. 8 не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Требования к составлению и представлению таможенных деклараций установлены Таможенным кодексом РФ.

9. Пунктом 9 ст. 80 Кодекса в ранее действовавшей ред. предусматривалось, что правила гл. 13 Кодекса распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ п. 9 ст. 80 Кодекса утратил силу.

10. В соответствии с п. 10 ст. 80 Кодекса особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» части второй Кодекса.

Статья 346.40 гл. 26.4 Кодекса устанавливает следующие особенности представления налоговых деклараций при выполнении СРП:

по налогам, которые подлежат уплате инвестором СРП, налогоплательщик представляет в налоговые органы по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях СРП, налоговые декларации по каждому налогу, по каждому СРП отдельно от другой деятельности.

Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях СРП, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, налогоплательщик представляет налоговые декларации по налогам, которые подлежат уплате инвестором СРП, в налоговые органы по его местонахождению (п. 1 ст. 346.40);

формы налоговых деклараций, указанных в п. 1 указанной статьи, и порядок заполнения налоговых деклараций утверждаются Минфином России (п. 2 ст. 346.40);

налогоплательщик ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, представляет в налоговые органы, указанные в п. 1 указанной статьи, утвержденные в порядке, установленном СРП, программу работ и смету расходов по СРП на следующий год;

по вновь введенным СРП в срок до начала работ налогоплательщик представляет в налоговые органы, указанные в п. 1 указанной статьи, утвержденные в порядке, установленном СРП, программу работ и смету расходов по СРП на текущий год;

в случае внесения изменений и (или) дополнений в программу работ и смету расходов налогоплательщик обязан представить указанные изменения и (или) дополнения в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения в установленном СРП порядке (п. 4 ст. 346.40).

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

В статье 80 НК РФ (п. 1) дается определение основных отчетных налоговых документов:

  • налоговой декларации, формировать которую обязаны все налогоплательщики и налоговые агенты;
  • расчета, формируемого в отношении сборов, авансов по налогам и страховых взносов.

Этим объясняется востребованность данной статьи и стремление отчитывающихся лиц вникнуть в нюансы ее содержания.

И налоговая декларация, и расчет — это заявление налогоплательщика, составленное:

  • в письменном виде;
  • форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.

Такое заявление позволяет налоговикам:

  • собрать данные о величине исчисленных налогов, сборов, взносов;
  • проконтролировать (без выезда к налогоплательщику, камерально) правильность их исчисления, располагая представленной в расчете информацией о налоговой базе, примененных льготах и иных данных.

Все заявления можно разделить на 2 группы:

  • индивидуальные (представляются отдельно по каждому налогу);
  • объединенные (в одном документе сконцентрированы данные по нескольким налогам).

Примерами индивидуальных заявлений являются декларации по налогу на прибыль, НДС, ЕНВД, УСН. К числу объединенных относятся расчет по страховым взносам, единая упрощенная налоговая декларация.

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

В данном пункте рассмотрены случаи, когда налоговикам можно не отправлять отчетность по отдельным налогам, если:

  • налог не уплачивается в связи с применением спецрежима;
  • подана единая (упрощенная) декларация.

Единая (упрощенная) декларация оформляется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если ее формируют только по тем налогам, по которым отсутствуют объекты налогообложения;
  • в отчетном периоде отсутствует движение денег (в кассе и по расчетным счетам в банках).

Налоговые расчеты: виды и определения

В п. 1 ст. 80 НК РФ также раскрывается сущность понятия «налоговый расчет», имеющего сходства и различия с налоговой декларацией.

Предусмотрено 4 вида налоговых расчетов:

  • расчет авансового платежа (РАП);
  • расчет сбора (РС);
  • расчет налогового агента (РНА);
  • расчет по страховым взносам (РСВ).

РАП оформляется по определенным налогам, если это предусмотрено налоговым законодательством. Он аналогичен налоговой декларации с одной разницей: авансовые расчеты заполняются и передаются налоговикам по отчетным периодам, а декларации — по итогам налогового периода.

Значение термина РС, по существу, аналогично определению налоговой декларации, только налог заменен на сбор.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Под налоговым сбором понимается взимаемый с юрлиц, ИП и физлиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения органами управления юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов (выдачи разрешений, лицензий и др.).

Например, к числу таких сборов относятся сборы за пользование:

  • объектами животного мира;
  • объектами водных биологических ресурсов;
  • иные налоговые сборы.

Специфика РНА состоит в том, что их заполняют и передают налоговикам только налоговые агенты и только в порядке, установленном ч. 2 НК РФ. Самым распространенным РНА является отчет по НДФЛ.

РСВ – расчет, введенный в НК РФ с 2017 года в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов.

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

Новую редакцию ст. 80 НК РФ 2017 года обрела в связи с включением в нее положений об РСВ (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

В результате этого обновления большая часть положений статьи просто дополнена определениями «страховые взносы» и «плательщики страховых взносов», т. е. положения ст. 80 НК РФ автоматически распространены на расчет по страховым взносам и их плательщиков.

Самым объемным нововведением в статье оказалось определение, данное самому расчету по страховым взносам, которое в основных своих положениях повторяет определения, приводящиеся для налоговой декларации и других расчетов.

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

По общему правилу п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик может выбирать, отчитываться в инспекцию на бумаге или в электронной форме.

Однако воспользоваться таким выбором вправе не все. Установленный в п. 3 ст. 80 НК РФ среднесписочный критерий резко сокращает круг лиц, которым позволено заполнять бумажные декларации.

Пороговое значение среднесписочной численности — 100 человек за предшествующий календарный год или иное количество работников в соответствии с требованиями ч. 2 НК РФ. К примеру, для отчета 6-НДФЛ такой порог — до 25 человек.

Превышение указанного порога означает одно: налоговая отчетность может попасть к налоговикам только одним путем — по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронной форме.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вместо электронной декларации (когда ее применение обязательно) налоговики получат бумажный вариант, на отчитывающееся лицо могут наложить штраф в размере 200 руб. по ст. 119.1 НК РФ.

Проверить соблюдение численного критерия налоговикам очень просто: данной информацией они обладают благодаря ежегодно получаемым от налогоплательщиков сведениям.

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Ст. 80 НК РФ полностью посвящена вопросам оформления и представления налоговой отчетности. Помимо уже рассмотренных нами, в данной статье уделено внимание следующим вопросам:

  • возможности представления отчетов различными способами: лично или через представителя, по почте, посредством ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • отсутствию у налоговиков права не предоставить налогоплательщику подтверждение факта сдачи им отчетности в виде отметки на копии бумажного варианта или уведомления, если НД сдана в электронной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • требованию об обязательном указании в декларации ИНН, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 5 ст. 80 НК РФ);
  • условию о соблюдении установленных НК РФ сроков подачи отчетов (п. 6 ст. 80 НК РФ);
  • запрету на истребование у налогоплательщика сведений, не входящих в указанный в п. 7 ст. 80 НК РФ список (вида отчетности, кода налогового органа и др.);
  • ссылке на гл. 26.4 НК РФ для деклараций, оформляемых при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 9 ст. 80 НК РФ), и на гл. 25 НК РФ при подаче отчетности консолидированной группой (п. 11 ст. 80 НК РФ);
  • нюансам упрощенного декларирования доходов (п. 10 ст. 80 НК РФ).

Судебная практика по статье 80 НК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2021 N 307-КГ18-16617 по делу N А56-52006/2017

Суд кассационной инстанции отметил, что при исчислении срока для взыскания недоимки по НДФЛ следует учитывать, что из положений статей 32, 70, 80, 82, 87, 88, 89, 230 НК РФ и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2021 N 6-П не следует, что у инспекции имелась обязанность по проверке предоставляемых обществом справок по форме 2-НДФЛ с выставлением требования в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ. Справка по форме 2-НДФЛ не является декларацией или расчетом для целей осуществления налогового контроля. Кроме того, сведения, отражаемые в справках по форме 2-НДФЛ, на момент их представления в инспекцию не позволяли определить действительную обязанности налогового агента по перечислению НДФЛ, исчислить размер пеней исходя из суммы задолженности по налогу в отношении каждого периода просрочки (включая дату выплаты дохода), исчислить штраф.

Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2021 N 301-ЭС19-20452 по делу N А11-8288/2016

Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 19, 23, 31, 80, 105.1, 106, 110, 112, 119, 122, 146, 154, 210, 221, 252, 264, 346.11, 346.12, 346.13, 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о создании предпринимателем с взаимозависимыми лицами формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств путем «дробления» бизнеса.

Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2021 N 306-ЭС18-21828 по делу N А12-6110/2013

Разрешая спор в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные в материалы обособленного спора доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь положениями статей 20.3, 60, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статей 23, 80 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что несмотря на наличие денежных средств и осведомленность об имеющейся задолженности конкурсный управляющий Якушев В.В. не производил погашение текущей задолженность перед уполномоченным органом.

Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2021 N 309-КГ18-24908 по делу N А76-803/2021

Доводы о наличии права на освобождение от уплаты НДС, об ошибочном определении налоговым органом налооблагаемой базы по налогу на прибыль подлежат отклонению. Исходя из смысла статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, основанием для применения налоговых льгот, а также исчисления суммы налога являются сведения, отраженные в поданной налогоплательщиком налоговой декларации. Как следует из судебных актов, налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2014 г., 1-4 кварталы 2015 г., по налогу на прибыль за 2014-2015 гг. обществом не подавались.

Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2021 N 304-ЭС19-1659 по делу N А75-4891/2021

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 23, 45, 52, 78, 79, 80, 81 Налогового кодекса, статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока на обращение с требованием о возврате излишне уплаченного налога (пеней), поскольку заявитель узнал (должен был узнать) об излишней уплате налога (пени) в 2011 году.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 307-КГ16-14369 по делу N А26-8413/2015

В силу пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 305-КГ16-16245 по делу N А40-168230/2015

Общество 20.10.2014 в связи с принятием решений от 18.06.2014 N 42554 и от 18.08.2014 N 46819 представило в инспекцию декларации (расчеты) по налогу на прибыль организаций за 1 квартал и полугодие 2014 года, составленные по неустановленной форме, в связи с чем налоговый орган отказал в их принятии на основании пункта 3 статьи 80 НК РФ и пункта 28 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, направив уведомления от 17.11.2014 N 1282 и N 1281, а также письмо от 26.01.2015 N 20-13/001453 в ответ на претензию об отмене приостановления операций по счетам в банках.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.02.2017 N 305-КГ16-14941 по делу N А40-89628/2015

В качестве письменного заявления (заявления, составленного в электронной форме) о налоговых льготах согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса может рассматриваться налоговая декларация.
Как отмечено в связи с этим в пункте 5 постановления N 57, право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать, в том числе, путем подачи уточненной налоговой декларации.

Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2017 N 304-КГ17-303 по делу N А03-8730/2016

Признавая ненормативные акты законными и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 23, 45, 46, 69, 75, 80, 373, 374, 379, 382, 386 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Положением о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом от 31.03.2005 N 231 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходили из недоказанности заявителем прохождения в учреждении военной и (или) приравненной к ней службы.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.03.2017 N 305-КГ16-16245 по делу N А40-168230/2015

Общество 20.10.2014 в связи с принятием решений от 18.06.2014 N 42554 и от 18.08.2014 N 46819 представило в инспекцию декларации (расчеты) по налогу на прибыль организаций за 1 квартал и полугодие 2014 года, составленные по неустановленной форме, вследствие чего налоговый орган отказал в их принятии на основании пункта 3 статьи 80 НК РФ и пункта 28 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, направив уведомления от 17.11.2014 N 1282 и N 1281, а также письмо от 26.01.2015 N 20-13/001453 в ответ на претензию об отмене приостановления операций по счетам в банках.

Определение Верховного Суда РФ от 02.05.2017 N 305-КГ17-3668 по делу N А40-202153/2015

Признавая законным вынесение инспекцией оспариваемого требования, суды руководствовались положениями статей 44, 52, 54, 58, 75, 78, 80, 287, 289 Налогового кодекса, а также правовой позицией, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». Суды исходили из того, что до вынесения решения по результатам проверки налоговой декларации общества за 2014 год налогоплательщиком не была подтверждена переплата по спорному налогу, и частичная неуплата авансовых платежей по налоговой декларации за январь 2015 года привела к возникновению недоимки по налогу на прибыль организаций, что в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса является основанием для начисления пеней.

Итоги

Налоговый кодекс РФ — основной закон для налогоплательщиков, знание и выполнение которого требуется от каждого из них. Положения ст. 80 НК РФ с комментариями, размещенными в нашей статье, помогут сориентироваться в общих правилах, устанавливаемых НК РФ для подаваемой в налоговый орган отчетности.

Источники
  • https://zakonguru.com/nalogi-2/nalogovyi-kodeks.html
  • https://nkrfkod.ru/statja-80/
  • https://www.zakonrf.info/nk/80/
  • http://NKodeksRF.ru/ch-1/rzd-5/gl-13/st-80-nk-rf
  • https://arbatcredit.ru/80-nk-rf/
  • https://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/poryadok_uplaty_nalogov_vznosov/kommentarij_k_state_80_nk_rf/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах