Налоговые проверки ИП и ООО: виды, сроки и что именно проверяют

Содержание
  1. Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой
  2. Срок проведения выездной налоговой проверки
  3. Методы проведения выездной налоговой проверки
  4. Какие типы проверок существуют
  5. Камеральная проверка
  6. Виды выездной налоговой проверки
  7. Как действовать налогоплательщику
  8. Как подготовиться к проверке
  9. Какие действия инспекторов нарушают закон
  10. Права проверяющих
  11. Типовые цели и задачи, которые преследуют налоговики:
  12. Окончание выездной налоговой проверки
  13. Типичные ошибки
  14. Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
  15. Акт налоговой проверки: дополнение
  16. Изменения по проверкам в текущем году
  17. Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?
  18. Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?
  19. Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?
  20. Какова вероятность того, что будет проведена налоговая проверка ООО в первые три года
  21. Как сделать так, чтобы налоговая проверка ООО в первые три года не проводилась
  22. Два месяца – далеко не предел для срока проведения проверки (ВНП)
  23. Как минимизировать риски?
  24. Заключение

Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

Выделяют шесть таких ограничений:

1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

2) ограничения по количеству проверок:

  • налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;

5) ограничения по длительности проверки: проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев;

6) контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездной проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.

Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.

Это, в частности:

  • большое количество документов, которые надо проверить;
  • большая продолжительность проверяемого периода;
  • большое количество проверяемых налогов;
  • несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;
  • наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:

  • для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;
  • для проведения экспертизы;
  • для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).

Документы, истребованные ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, надо представить в срок, указанный в требовании.

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Таким образом, максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Методы проведения выездной налоговой проверки

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

  1. Сплошной
  2. Выборочный

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.

В частности, должностными лицами налогового органа:

1. Проверяется:

  • ведется ли налогоплательщиком учет;
  • наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;
  • факт представления отчетности в налоговые органы.

2. Устанавливаются:

  • правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;
  • факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;
  • соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

3. Истребуются:

  • налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;
  • документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

4. Исследуются:

  • правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;
  • правильность и полнота учета документов;
  • правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;
  • полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;
  • своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.

Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Какие типы проверок существуют

Законодательство РФ предполагает 2 основных вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Рассмотрим, каковы их основные черты и чем они отличаются друг от друга.

Выездная проверка.

Она осуществляется по месту нахождения вашей компании. То есть инспекторы выезжают к вам. В ИФНС принимается решение о том, что проверка будет проведена и создается группа проверяющих.

В ходе подобных проверок изучают, насколько правильно исчисляются и оплачиваются налоговые платежи. Проверяют чаще всего информацию за последние три года деятельности вашей компании.

Камеральная проверка.

Ее проводят непосредственно в отделе налоговой. Причем вы о ее проведении можете и не знать.

Анализу в данном случае будут подвергнуты декларации, финансовая и налоговая отчетность. Если в ходе проверки будут обнаружены недочеты и ошибки, вас об этом уведомят и попросят все исправить.

Камеральная проверка

Такая проверка проводится постоянно, по каждой сданной декларации, но вы можете даже не узнать об этом. Если сотрудники налоговой инспекции найдут ошибки в вашей отчетности, они непременно вам об этом сообщат, а если вопросов к отчетности нет, вы даже не узнаете о том, что декларация подверглась камеральной проверке. В таком случае молчание инспекторов — это знак того, что с отчетностью у вас всё в порядке.

Виды выездной налоговой проверки

Выездные проверки бывают:

  • комплексные и тематические;
  • плановые и внеплановые.

При тематической выездной налоговой проверке проверка проводится по одному налогу. При комплексной выездной налоговой проверке проверка проводится по нескольким налогам.

Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методами.

Как действовать налогоплательщику

Ваши действия должны быть следующими:

  • Попросите, чтобы инспектор показал вам свое служебное удостоверение и решение о проведении проверочных мероприятий;
  • Предоставьте проверяющему необходимую документацию, если нужно снимите ксерокопии;
  • Не чините препятствий проведению проверки отчетности;
  • Если документацию предоставить не можете, уведомите проверяющего об этом заранее, объяснив причины.

Как подготовиться к проверке

Привести в порядок документацию. Каждая операция должна подтверждаться документально.

Если заключаете договоры, то они должны быть в наличии, а также обязательно должны быть накладные и акты по осуществляемым операциям.

Если в первичных документах (накладных, актах) есть недочеты, их нужно обязательно исправить, согласовав это с поставщиками. Наличие верно заполненных документов, подтверждение операций документами – залог успешного прохождения налоговой проверки!

Какие действия инспекторов нарушают закон

Инспекторы не имеют права:

  • Требовать у вас ксерокопии документации, удостоверенные нотариусом;
  • Осматривать территорию или склады единолично;
  • Изымать документацию ночью или в выходной день;
  • Проводить в отношении вашей компании более 2-х проверок за 12 месяцев;
  • Привлекать экспертов и понятых из числа сотрудников налоговой.

В следующей части нашей статьи рассмотрим, как проходит процедура камеральных и выездных проверок непосредственно ИП и ООО.

Права проверяющих

  • Проведение инвентаризации ОС;
  • Истребование необходимой документации;
  • Выемка документации, если у инспектора есть основание думать, что вы намерены уничтожить либо скрываете документы;
  • Вызов сотрудников компании для дачи пояснений;
  • Снятие копий с документации;
  • Привлечение для участия в проверке экспертов.

Типовые цели и задачи, которые преследуют налоговики:

  • Соблюдены ли правила постановки на учет, предоставлялись ли вовремя сведения о банковских счетах (открытие и закрытие)?
  • Устанавливаются задержки или непредоставление налоговой декларации, любых сведений, необходимых им для контроля за налогообложением компании.
  • Сотрудники налоговой начинают тщательное исследование документов, где отражена вся финансово-хозяйственная деятельность компании с целью выявить налогооблагаемую базу. Выявляются нарушения бухучета налогооблагаемой базы, доходов и расходов компании, проверяется соответствие декларируемого режима налогообложения фактическому роду бизнеса проверяемой структуры.
  • Проверяется соответствие закону исчислений налогов, полнота их уплаты в бюджет, отсутствие просрочек.
  • В процессе проведения выездной налоговой проверки вскрываются арифметические, непреднамеренные либо преднамеренные ошибки, неточности в документах, фиксируются искажения и даются оценки нарушений бухгалтерского учета, повлекшие изменения налогооблагаемой базы.

Обычно «мишенями» налоговых инспекторов становятся товарные накладные и фактуры, банковские бумаги (платежки и выписки), книги покупок и продаж, книга учетов доходов и расходов. В ряде случаев выездная налоговая проверка уделяет внимание начислению зарплаты работникам, расчетно-платежным ведомостям. Это несложная задача для опытных проверяющих: именно здесь концентрируются недочеты, ошибки, опечатки, поскольку этих первичных документов всегда много и уследить за правильностью их оформления в организации бывает трудно. Часто отсутствуют печати или подписи, неполностью заполняются реквизиты, но от штрафов такие, казалось бы, мелочи не избавят.

Окончание выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Таким образом, факт окончания выездной налоговой проверки фиксируется справкой. Дата окончания проверки должна совпадать с датой составления справки. В то же время день вручения справки налогоплательщику может отличаться от дня ее составления, что не изменяет дату окончания проверки.

Справка подписывается всеми полномочными на то лицами.

Налоговый орган после составления справки о проведенной проверке должен прекратить мероприятия по этой выездной налоговой проверке.

Типичные ошибки

Ошибка: Руководство компании, зарегистрированной менее 3 лет назад, полагает, что можно оспорить количество ревизий.

Комментарий: Оспорить получится только количество планируемых проверок налоговой службы, но о внеплановых ревизиях руководство фирмы не будет знать, а потому времени на сопротивление и оспаривание законности действий ИФНС не будет. В том случае, если проверки удастся избежать, это привлечет еще больше внимания налоговой инспекции и вызовет подозрение, поэтому очередная проверка будет запланирована вновь, и очень скоро.

Ошибка: Молодая фирма часто подает уточненные декларации, не давая никаких пояснений налоговой службе.

Комментарий: В случае подачи уточненной декларации, следует в обязательном порядке давать пояснения, чтобы инспектор обладал информацией о том, что ООО принимает какие-то меры по устранению недочетов на фирме. Иначе неизбежна выездная налоговая проверка.

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит два вида решения:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Соответственно, в решении об отказе в привлечении к ответственности отсутствует штраф, однако могут быть начислены налоги и пени.

Итоговое решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки подписывается тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который непосредственно рассматривал эти материалы проверки.

Акт налоговой проверки: дополнение

Если руководитель инспекции не может вынести решение по проверке из-за неполноты полученной информации, он может выдвинуть требования и назначить действия, перечисленные в таблице 2.

Таблица 2. Налоговые проверки 2020

Требования налоговиков Действия налоговиков
Предоставить дополнительные разъяснения Разрешено привлекать специалистов, свидетелей и экспертов
Предоставить недостающие сведения Разрешены дополнительные контрольные мероприятия в форме:
  • экспертиз,
  • допросов свидетелей,
  • истребования документов о проверяемой фирмы или предпринимателя либо у их контрагентов по сделкам

До 3 сентября прошлого года налогоплательщики могли в течение 10 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий подать письменно свои возражения по этим мероприятиям. Однако с 3 сентября вступили в силу изменения в пункт 6.1 статьи 101 НК РФ, которые действуют и в 2020 году, в соответствии с которыми появился новый документ, подводящий итоги дополнительных контрольных мероприятий — дополнение к акту проверки.

В дополнении к акту налоговой проверки инспекциям разрешено:

  1. Перечислить проведенные мероприятия дополнительного контроля.
  2. Привести дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений.
  3. Сформулировать выводы.
  4. Выдать налогоплательщику предложения по устранению налоговых нарушений.
  5. Привести ссылки на статьи НК РФ о санкциях, если решение о них принято.

Акт подписывает инспектор, проводивший дополнительные контрольные мероприятия. Сроки действий после их завершения приведены в таблице 3. О них сказано в новом пункте 6.2 статьи 101 НК РФ.

Таблица 3. Дополнение к акту налоговой проверки

№ п/п Действие инспекции Действие налогоплательщика Срок
1. Составляет дополнение к акту проверки 15 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий
2. Вручает дополнение к акту проверяемой фирме или предпринимателю Подтверждает получение распиской или иным способом Пять дней после оформления дополнения к акту проверки
3. Подает письменные возражения в инспекцию по дополнительным контрольным мероприятиям 15 дней с даты получения дополнения к акту налоговой проверки

Об уклонении от получения дополнения к акту налоговики:

  • делают в нем соответствующую запись;
  • отправляют дополнение к акту почтой – заказным письмом – по местонахождению фирмы или месту прописки физлица.

В этом случае дополнение считается полученным налогоплательщиком через шесть дней.

Изменения по проверкам в текущем году

Что касается изменений, которые будут работать в текущем году, то стоит отметить одно: проверки станут более тщательными и опасными для предпринимателей.

Это становится возможным благодаря новому программному обеспечению налоговых инспекций, которое детально анализирует предоставляемые декларации, отчеты, соотношение контрольных показателей и таким образом формирует список кандидатов на проверку. Анализ проходит практически без участия налогового инспектора, а результаты формируются в короткой справке.

Так, к примеру, внедрение электронной системы АСК НДС, в настоящее время уже 2-ой версии, позволило сократить практически в 8 раз незаконное возмещение НДС из бюджета.

Обязательное применение онлайн-касс, передающих информацию в налоговую инспекцию в режиме реального времени, также позволяет пресекать неуплату НДС и сводить к минимуму «серые» схемы ухода от налогов.

Еще одно нововведение – камеральную проверку может проводить иная ИФНС, а не та, в которую вы обычно сдаете отчеты. Это делается с целью исключить какие-либо личные контакты, а также повысить эффективность проводимых мероприятий.

В настоящее время, согласно статистике, наибольшая собираемость налогов происходит именно в результате камеральных проверок, а не выездных. А это значит, что увеличивается и вероятность того, что от вас будут требовать пояснения и производить более крупные доначисления, чем ранее.

Самыми тщательными и опасными являются те проверки, которые ФНС проводит вместе с сотрудниками правоохранительных органов. Количество таких проверок уже перевалило за 4,5 тысячи.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2020 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Какова вероятность того, что будет проведена налоговая проверка ООО в первые три года

Обществам с ограниченной ответственностью действительно обещают, что на протяжении первых 3 лет с даты постановки на учет в налоговых органах их не будут беспокоить контролирующие органы. Однако, существует достаточно много признаков, при соответствии которым фирма незамедлительно привлечет внимание ИФНС и станет объектом выездной проверки, даже несмотря на свою «юность». Давайте разберемся, в каких случаях вряд ли удастся избежать проверки в первые 3 года существования компании:

  1. Компания не предоставляет пояснений на уведомления налоговой инспекции.
  2. Фирма не предоставляет ИФНС заправшиваемых документов.
  3. Уровень рентабельности значительно отклоняется по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности.
  4. Финансово-хозяйственная деятельность ведется с высоким налоговым риском.
  5. Компания неоднократно снималась с учета в одной налоговой службе и регистрировалась в другой (меняла местонахождения).
  6. Не раз наблюдалось приближение к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные режимы налогообложения.
  7. Организация ведет финансово-хозяйственную деятельность на основании подписанных с контрагентами-перекупщиками (либо посредниками) договоров, тогда как для этого не имеется обоснованных деловых или экономических целей.
  8. ИП отражает в декларациях сумму дохода, полученного за календарный год, которая максимально приближена к размеру затрат.
  9. Налоговая нагрузка фирмы оказывается ниже среднего показателя по хозяйствующим субъектам в конкретной области или разновидности экономической деятельности.
  10. Компания выплачивает работникам зарплату, которая оказывается ниже среднего уровня в данном субъекте.
  11. Наблюдается опережающий темп роста затрат над доходами от продажи товаров, реализации работ и услуг.
  12. Фирма в течение нескольких периодов отражает в бухгалтерской отчетности убытки.
  13. Компания отражает в декларациях существенные суммы налоговых вычетов.

Как сделать так, чтобы налоговая проверка ООО в первые три года не проводилась

Полностью обезопасить компанию от проведения налоговой проверки невозможно, тем более, что часто контрольные меры налоговой службы осуществляют незаконно. Но можно принять ряд мер, которые максимально обезопасят бизнес:

  • Необходимо изучить критерии, основываясь на которых налоговая инспекция назначает выездные проверки.
  • Следует каждый раз давать пояснения, если фирма подает уточненную декларацию.
  • Руководство должно следить за изменениями минимального размера оплаты труда (МРОТ) – федерального и регионального, чтобы зарплата сотрудников не оказывалась ниже среднего уровня по субъекту РФ.
  • Зарплату лучше выплачивать на карты, безналичным способом.
  • Если фирма подает нулевую отчетность, желательно прикладывать справку из банковского учреждения, свидетельствующую об отсутствии денег на счетах компании.

Два месяца – далеко не предел для срока проведения проверки (ВНП)

Закон (НК РФ) устанавливает стандартный двухмесячный срок для работы налоговиков «на выезде». Отсчет времени на проведение налоговых проверок стартует, начиная с даты решения о проведении ВНП до даты, которая будет стоять на справке (на этом проверка финиширует).

Однако, по ряду причин срок продлевается до двух или шести месяцев, решение об этом принимает руководитель проверяющего налогового подразделения. Для продления должны быть веские причины, часть которых перечислена в приказе ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189:

  • Если налоговая проверка ведется в крупной корпорации (организации) и у налоговиков просто нет кадровых ресурсов, чтобы закончить работу вовремя. Сюда же можно отнести наличие у проверяемого субъекта сети филиалов и удаленных подразделений, которые могут быть географически удалены от головного офиса.
  • В случаях, когда на руках у проверяющих уже имеется информация о возможных нарушениях, что вызывает необходимость «копать глубже».
  • Если проверяемый налогоплательщик затягивает предоставление требуемых документов.
  • Никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций: если случается пожар или наводнение, срок увеличивается.
  • В приказе ФМС есть фраза «иные обстоятельства» — увы, этот пункт дает налоговикам слишком широкие возможности.

Иногда проверка может быть поставлена «на паузу», через некоторое время отсчет срока возобновляется. Такое право «паузы» применяется, ели есть нужда в проведении экспертиз, устанавливающих подлинность документов, для перевода бумаг с иностранных языков на русский. НК РФ устанавливает срок приостановки не более 6 месяцев (п. 9. Ст. 89).

Есть ли предельный срок на проведение выездной налоговой проверки? Да, он равняется одному году, включая все продления и «паузы».

Как минимизировать риски?

По статистике за 2017 год 99% выездных налоговых проверок закончились штрафами и пенями. Реально ли «подстелить соломки», заранее подготовиться к визиту налоговиков, снизить возможные последствия от проверки? На 100% — нет, налоговики всё равно хоть что-нибудь, да найдут. Но средства снизить риск до минимума всё же имеются.

  1. Внутренний аудит: содержите свою документацию в порядке, обяжите сотрудников регулярно проверять бумаги, устранять банальные ошибки в расчетах или при заполнении документов.
  2. Внешний аудит: заключите договор с профильной компанией.
  3. Есть специализированные консультанты, которые проведут имитацию ВНП, рассмотрят возможные сценарии, укажут на риски, на тренингах подготовят сотрудников к взаимодействию с налоговыми органами.

Худшая стратегия – ничего не предпринимать: в этом случае есть шанс подпасть под все возможные штрафы и пени. Выездная налоговая проверка – не приговор, при внимательном отношении к работе бухгалтерии, финансового отдела и менеджеров компании потери будут минимальны.

Заключение

Каждый руководитель или владелец бизнеса должен понимать, что избежать проверки вряд ли получится. Ваша задача состоит в том, чтобы соблюдать все требования закона, а если проверяющие пришли, предоставить им возможность осуществлять законные действия.

Источники
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/vyezdnaya_nalogovaya_proverka.html
  • https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/nalogovye-proverki-ip-i-ooo/
  • https://www.MoeDelo.org/club/article-knowledge/kogda-ooo-zdat-nalogovuu-proverku
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/474758/
  • https://online-buhuchet.ru/nalogovaya-proverka-ooo-v-pervye-tri-goda/
  • https://buh.bg63.ru/novosti/nalogovyie-proverki-2019-poryadok-provedeniya,-oformlenie/
  • https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/provedenie_nalogovyh_proverok/nalogovye_proverki_-_spisok_organizacij/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах