Zarplatto.ru

Незаконные и законные требования гаишников, о которых следует помнить

Инспектор просит или требует?

Прежде всего следует выяснить, просит инспектор ДПС или требует выйти из машины. И чаще всего в его изначальных словах не будет звучать “требую” или “прошу” — он просто скажет: “Выйдите, пожалуйста, из машины“. Аналогичным образом он может попросить/потребовать открыть багажник, дверь машины, капот, заглушить машину, пройти медосвидетельствование и так далее.

Чтобы выяснить, просьба это или требование, просто спросите его напрямую об этом. В просьбе по закону Вы можете ему вполне отказать. В требовании тоже можете отказать, но только если оно незаконное (потому что, опять же, инспектор тоже обязан соблюдать закон, и незаконные требования ему запрещены). За отказ от законного требования сотрудника полиции наказание может быть довольно суровым — административный арест до 15 суток. Но об этом ниже.

Права и обязанности сотрудников ДПС

Права и обязанности сотрудников ДПС различаются тем, что обязанность должна быть исполнена в любом случае, а вот права подразумевают возможность выбора: воспользоваться ими или нет. К правам сотрудника ДПС относятся:

  • Остановка любого транспортного средства для проверки документов;
  • Остановка транспортного средства в целях оказания помощи другим участникам дорожного движения;
  • Остановка транспортного средства, если есть основания полагать, что оно находится в розыске либо используется для совершения преступления;
  • Если государственным органам (ФСБ, МВД и др.) требуется транспортное средство в служебных целях.

Поскольку сотрудник ДПС является работником полиции, его трудовая деятельность также регламентируется и законом «О полиции», поэтому права и обязанности сотрудников ДПС могут быть расширены в связи с возникновением определенной ситуации, например, если необходимо задержать преступника.

Перечень причин для остановки

Существуют четко установленные причины остановить автомобиль. В их числе следующие:

  1. Водитель и его пассажиры нарушили правила дорожного движения (ПДД).
  2. Есть информация, что водитель или кто-то из пассажиров стали участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или иного противоправного деяния.
  3. Автомобиль находится в розыске или используется лицом незаконно.
  4. Водителя необходимо опросить об обстоятельствах нарушения, очевидцем которого он являлся.
  5. Сотрудник выполняет решение государственной инстанции об ограничении движения или о запрете движения.
  6. Водителя нужно привлечь для оказания помощи другим лицам или для того, чтобы они могли выступить в качестве понятых.
Еще одним основанием для проверки может стать проверка документов или права на перевозку определенных грузов. Сотрудник может проверить документы не только у водителя, но и у сопровождающих его лиц.

Ранее, если сотрудник останавливал машину по причине проверки документов, то в этом случае полицейский нарушал закон. Останавливать авто для проведения проверки допускалось только на стационарных постах полиции или КПП. На данный момент это требование отменили, и инспекторы могут проверять документы по своему усмотрению вне зависимости от места. Отказ от предоставления документов может стать основанием для привлечения водителя к ответственности по нормам Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Возможным поводом для проверки документов является проведение спецопераций или особых распоряжений высшего руководства. Водитель может поинтересоваться, действительно ли в данном городе проходит спецоперация и попросить номер УВД для уточнения сведений.

По регламенту инспектор сам должен указать на основание остановки авто без дополнительных вопросов водителя.

Таким образом, первое, о чем необходимо помнить водителю, что остановить его могут по ограниченному перечню оснований. Если инспектор превышает свои полномочия, то нужно корректно на это указать.

Зачем гаишники при дежурстве на трассе открывают багажник патрульного авто

«Дыхнуть»

Если страж порядка «требует» «дыхнуть», то такое требование можно расценивать только как просьбу. Это означает, что от подобного предложения можно смело отказываться. Единственный случай, когда полицейский может законно потребовать дунуть – это проверка с использованием алкотестера с одноразовым мундштуком и читаемым клеймом государственного поверителя на пломбе. Более того, данное действие должно совершаться только после составления протокола об отстранении водителя от управления транспортным средством в присутствии двух понятых.

Паспорт в залог

Инспектор согласился подождать, пока вы привезете ему полис ОСАГО или забытые дома права с оставлением паспорта под залог? Такое «великодушие» на самом деле является нарушением закона. Об этом говорит приказ МВД №80, в котором оговаривается, что паспорт не является залоговым средством. За такое полицейского могут оштрафовать по административной статье, правда, всего на 100 рублей.

В продолжение темы как дворовые собаки отомстили наглому ГАИшнику в очень странной ситуации.

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Как уже было сказано выше, требование инспектора незаконно, если не подкреплено законом — банально, но логично. Просто так сотрудник ГИБДД требовать выйти из машины не может.

Обязательно почитайте!  О повторной приватизации: сколько квартир и сколько раз можно приватизировать?

Но всё же есть законные основания для такого требования, и их на 2020 год всего два:

  • проведение досмотра транспортного средства,
  • административное задержание водителя.

Пункт 207 Административного регламента:

207. Досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиляи за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда.

Пункт 180 Административного регламента:

180. Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную частьтерриториального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Оба этих требования должны быть подкреплены соответствующим материалом: протоколом досмотра транспортного средства или протоколом задержания.

В протоколе задержания должны быть обязательно указаны, помимо данных водителя и инспектора, основания и мотивы задержания. В протоколе досмотра должны быть просто указаны все данные. Ни досмотр, ни задержание незаконны без соответствующего протокола, поэтому и требование выйти из машины не может быть законным.

В остальных же случаях регламент, введённый Приказом №664, предусматривает, что инспектор может только предложить водителю выйти из автомобиля:

93. Сотрудник вправе предложитьучастнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Как видим, даже предложить выйти из машины сотрудник ГИБДД может только по определённым основаниям.

Нужно ли выходить из авто по первому требованию ГИБДД?

На самом деле, по всему написанному выше, существуют всего 5 административно-процессуальных действий, предписанных Приказом 664, которые обязывали бы автолюбителя выйти из своего ТС:

  1. досмотр ТС,
  2. личный досмотр,
  3. задержание,
  4. отстранение от эксплуатации авто,
  5. доставление.

Логика здесь проста: при выполнении этих процедур инспектор ГИБДД выполняет свои функции и препятствовать их выполнению мы не имеем права. И, если в случаях с личным досмотром, отстранением, задержанием и доставлением в отдел всё понятно — их невозможно провести без выхода из машины водителя, то с досмотром автомобиля сложнее. Ведь, казалось бы, пусть себе досматривает, водитель то здесь причём?!

Дело в том, что регламент в своём пункте 207 прямо предписывает, что досмотр ТС начинается только тогда, когда водитель покинет пространство его салона. Следует иметь в виду также, что есть и некоторые другие случаи, когда водителю просто нужно по закону покинуть свою машину. К таким относятся, например, когда ему требуется оказать помощь другим гражданам, когда это требуется для осуществления действий в рамках уголовно-процессуального кодекса по требованию уже не простых инспекторов на дороге, а уполномоченных представителей специальных званий уголовного права.

Возможна ли просьба инспектора выйти из ТС?

Вообще, даже просьбы сотрудников ГИБДД содержат исчерпывающий список оснований для этого. Это, конечно, не говорит о том, что сотрудник ГИБДД не может попросить или предложить выполнить что-то другое, выходящее за рамки этого списка, но последний явно даёт понять, что просьба — это просьба, и никак не требование.

Так, согласно пункту 93.1 регламента, инспектор ДПС вправе лишь предложить водителю выйти из машины в нижеперечисленных случаях:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид,
  • в целях досмотров, осмотров,
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров,
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов,
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам,
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.

Как видим из вышесказанного, ДПС может попросить автолюбителя выйти из машины, а не требовать этого в таких случаях.

В каких случаях водитель обязан выйти из машины

Конечно, просьба выйти из машины может стать обязанностью, но, опять же, это может быть только в отдельных случаях после составления протокола.

1. Вы будете обязаны выйти из своего транспортного средства тогда, когда будет составлен протокол об Административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ.

Статья 27.4 КоАП РФ:

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

2. Также причиной покинуть автомобиль в принудительном порядке будет служить составленный протокол о досмотре вашего автомобиля согласно статье 27.9 КоАП РФ.

3. Ну и конечно же если против вас будет составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством, в соответствии со статьей 27.12 КоАП РФ, то вам придется покинуть салон своего автомобиля, хотите вы этого или нет.

Обязательно почитайте!  Очередность списания денежных средств с расчетного счета ?

Даже в случае, если есть необходимость составить протокол или квитанцию- постановление, все попытки выманить вас в патрульную машину делаются для того, чтобы при разговоре с вами «тет-а-тет» инспектору было проще оказывать давление и подводить разговор к денежному знаменателю. Тут имеет место психологический прием – «игра на чужом поле». Да и свидетели в вашей машине инспектору не нужны.

Кроме того, существуют моменты, когда не следует покидать салон автомобиля. Например, к такой ситуации можно отнести остановку транспортного средства на трассе, которая расположена на «глухом» месте (поля, леса и пр.) в темное время суток. В этой ситуации не следует глушить двигатель автомобиля, так как при наступлении непредвиденной ситуации, вам придется моментально среагировать и тронуться с места. Чтобы предотвратить экстренные случаи, лучше всего приоткрыть немного окно, заблокировать двери и попросить показать удостоверение, а так же попросить продемонстрировать нагрудный жетон, который тоже неплохо было бы рассмотреть. Запомните, пока вы этого не сделаете – это всего лишь человек, одетый в форму инспектора ДПС.

Законно ли требование инспектора пройти в патрульный автомобиль для составления протокола?

А вот требование инспектора ГИБДД пройти в патрульную машину для составления протокола, постановления или другого административного материала, незаконно. Нет обязанности у водителя выходить из своей машины и, тем более, садиться в патрульный автомобиль только для подписания, опроса и тому подобных процедур в рамках возбуждаемого административного дела.

По закону, если на Вас составляется материал о нарушении, Вы можете сидеть в своём авто, инспектор составит протокол или выпишет постановление и принесёт Вам на подпись.

Как отказать и не нарваться на проблемы

Следует понимать и различать понятия «предложить» и «требовать». Если сотрудник полиции требует выйти из автомобиля, руководствуясь последними двумя пунктами, лучше не сопротивляться, так как последствия будут хуже.

Если представитель полиции «предлагает» выйти из салона, руководствуясь первым перечнем пунктов, водитель может отказаться, но в таком случае тоже могут возникнуть проблемы.

Например, если автолюбитель неправильно закрепил багаж и отказался при этом покидать салон, инспектор с большой долей вероятности составит протокол. Хотя водитель мог бы отделаться легким предупреждением.

Все остальные случаи, которые не прописаны в Приказе МВД, не обязывают водителя покидать свое место. Однако даже при таком раскладе отказывать нужно грамотно, чтобы не столкнуться с неприятностями.

Как действовать, если сотрудник ГАИ просит выйти:

  • Общаться с представителем полиции следует вежливо и спокойно, необходимо уточнить причину остановки.
  • Если инспектор требует покинуть салон автомобиля, необходимо вежливо напомнить, что он будет обязан составить протокол о задержании, а также прояснить причины, по которым гражданина отстраняют от управления ТС (статья 27.4, 27.9, 27.12 КоАП).

При этом следует четко знать свои права, а также обязанности сотрудника ГИБДД. Кроме того, лучше записать все происходящее на камеру.

Что делать, если гаишник агрессивен

В некоторых случаях сотрудники ГАИ могут вести себя достаточно агрессивно. Тогда могут не спасти хорошие знания в области законов. Если полицейский раздражен, лучше пойти на уступки.

Кроме того, если вас пытаются задержать с применением грубой силы, не стоит сопротивляться, попытка будет расцениваться как «сопротивление полиции». После применения грубой силы следует сразу обратиться в прокуратуру или суд.

Что делать, если гаишник остановил машину и долго не подходит к водителю

Какое наказание за невыполнение инспектора выйти из машины?

А вот за отказ от законного требования инспектора ДПС, являющегося по форме организации сотрудником полиции, в 2020 году предусмотрено наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает вилку наказаний в виде штрафа или административного ареста. Штраф может быть от 500 до 1000 рублей, а арест — до 15 суток.

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей
влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

И, собственно, немного о практической части незаконного требования выйти из машины или присаживаться в патрульный автомобиль инспектора ГИБДД. Дело в том, что не столь важно в данный конкретный момент, законно какое-либо требование сотрудника ГИБДД или незаконно, сколь важно то, что, если Вы не сможете убедить последнего в незаконности, то “присесть” на задержание Вы можете реально, а потом уже будете доказывать незаконность и привлекать такого сотрудника к ответственности.

Поэтому на любое незаконное требование нужно реагировать с минимальными для себя потерями в данный момент. Такие возможные потери и риски Вы должны оценивать самостоятельно. Поэтому иной раз не так уж и важно просто идти на принцип и не выходить из машины. Хотя, с другой стороны, безнаказанность порождает беззаконие, и это вполне применимо и к сотруднику ГИБДД, поэтому с любыми незаконными действиями и требованием в частности нужно бороться.

Источники
  • https://AutoTonkosti.ru/q/zakonno-li-trebovanie-inspektora-gibdd-vyyti-iz-mashiny
  • https://www.9111.ru/questions/777777777886899/
  • https://zakonguru.com/transport/ostanovilo-gibdd.html
  • https://www.avtovzglyad.ru/gai/pdd/2019-06-04-pjat-trebovanij-gaishnika-kotorye-voditeli-imejut-pravo-ignorirovat/
  • https://2drive.ru/trebovania-sotrudnika-gibdd/
  • https://howcarworks.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD-%D0%BB%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B2%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%B7-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8
  • https://zen.yandex.ru/media/legal/obiazan-li-voditel-vyiti-iz-mashiny-po-trebovaniiu-inspektora-5c0d5be646ef5c00aaa7fba7
  • https://www.autosaratov.ru/obzor/obyazatelno-li-vyxodit-iz-avto/

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию