Общественный контроль за охраной труда на предприятии в 2024 году

Содержание
  1. Законодательная база
  2. Понятие контроля и надзора
  3. Суть контроля и надзора в области охраны труда
  4. Уровни контроля
  5. Государственный контроль
  6. Санкции, налагаемые по результатам государственного контроля
  7. Ведомственный контроль
  8. Общественный контроль за соблюдением охраны труда
  9. Организация общественного контроля
  10. Цель и принципы реализации общественного контроля за охраной труда
  11. Кем проводится общественный контроль
  12. Основные виды контроля за состоянием охраны труда в организациях
  13. Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда в организации
  14. Правовое регулирование контроля по охране труда
  15. Организация трехступенчатого контроля по охране труда
  16. Что необходимо проверять при проведении трехступенчатого контроля
  17. Этапы создания системы охраны труда
  18. Уполномоченные по охране труда
  19. Кого можно выбрать на предприятии
  20. Как проводятся выборы уполномоченных доверенных лиц по охране труда
  21. Протокол избрания
  22. Протокол избрания уполномоченного
  23. На какой срок выбираются общественные уполномоченные по охране труда
  24. Кто возглавляет деятельность уполномоченных по охране труда
  25. Приказ о назначении уполномоченного по охране труда (образец)
  26. Обучение уполномоченных по охране труда
  27. Права уполномоченных по охране труда
  28. Обязанности уполномоченного по охране труда на предприятии
  29. Функции и полномочия
  30. Гарантии деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда
  31. Как организован общественный контроль за охраной труда
  32. Документальное оформление контроля
  33. Образец журнала
  34. Обязанности работодателя
  35. Ответственность за нарушение охраны труда
  36. Отличие общественного контроля от ведомственного
  37. Основные выводы

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30. Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности. Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Понятие контроля и надзора

Разграничение понятий «контроль» и «надзор» и их функций все еще остается одним из наиболее дискуссионных вопросов.

Это обусловлено наличием различных подходов к определению их сущности и недостаточным нормативным регулированием аспектов соотношения соответствующей компетенции по проведению контрольно-надзорной деятельности.

Законодатель при разработке новых или изменении существующих правовых актов по вопросам надзора и контроля практически не берет во внимание научные разработки по этим аспектам.

Поэтому иногда при определении тех или иных полномочий конкретного органа идентичные функции обозначаются или как наблюдательные, или как контрольные.

Если говорить об отличительных чертах, то следует вспомнить, что надзор носит внешнюю направленность в отношении поднадзорных объектов, а контроль может проводиться и «внутри» системы (ведомственный или внутриведомственный контроль).

Суть контроля и надзора в области охраны труда

Суть надзора заключается в исполнении наблюдения за соблюдением установленных законодательством по ОТ и ТК РФ норм, правил, приказов.

Определенное внимание вопросам контроля и надзора за выполнением закона в области трудовых и тесно связанных с ними отношений много раз уделялось со стороны представителей науки трудового права.

Они главным образом освещают данные вопросы в прикладном аспекте, не вдаваясь в глубокий анализ указанных понятий.

Контроль — не только способ выявления совершенных правонарушений, но и очень важное средство их предупреждения. Контроль осуществляется не только относительно подчиненных в административном порядке организаций и руководящих лиц (внутриведомственный контроль), но и не подчиненных органов (внешний вневедомственный контроль).

Органы госконтроля обычно реагируют на такие нарушения принятием организационно-исполнительных актов, направленных на осуществление помощи подконтрольным органам в реализации управленческой деятельности, предоставлением рекомендаций по ее совершенствованию.

Государственный надзор – правоохранительная деятельность по выявлению правонарушений в области ОТ, и принятию актов, обязывающих устранение этих нарушений. Этот правоустанавливающий акт может быть принят специально уполномоченным органом, не наделенным организационно-исполнительными правами по отношению к подназорному объекту.

Акт выполняет правоустанавливающую функцию лишь в том случае, если он устраняет правонарушения подконтрольного органа.

Уровни контроля

Классическая система контроля, которая сейчас действует и в нашей стране, включает в себя три уровня:

  • государственный, то есть реализуемый сотрудниками уполномоченных государственных органов в соответствии с установленными правилами;
  • ведомственный, то есть выполняемые по инициативе работодателя в соответствии с внутренним распорядком, утвержденным соответствующим локальным актом;
  • общественный, то есть осуществляемый силами самих работников, на которых распространяются требования охраны труда, и заинтересованных лиц.

При этом надзор и контроль за соблюдением охраны труда должен осуществляться с соблюдением принципов действующего трудового законодательства. Это обеспечивает взаимную согласованность мер, реализуемых на каждом уровне, и создает синергетический эффект для их применения.

Государственный контроль

Основным государственным органом, на который возложены функции по осуществлению контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда, выступает Государственная инспекция труда (ГИТ). Помимо основного нормативного документа, которым она руководствуется в своей работе, то есть Трудового кодекса, она подчиняется положениям регламента, утвержденного приказом Минтруда от 13 июня 2021 года N 160. Территориальные подразделения Государственных инспекций труда подчиняются федеральной службе – Роструду, который, в свою очередь, является подведомственным Министерству труда и занятости РФ.

Основной формой осуществления контрольно-надзорной деятельности ГИТ является проведение проверок. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Проведение плановых проверок производится по заранее утвержденному графику, который формируется сразу на целый календарный год в конце предыдущего года. Указанный график подлежит согласованию с Прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте контролирующего ведомства в открытом доступе. Таким образом, все заинтересованные лица, включая подконтрольные компании, могут заранее ознакомиться с планами ГИТ и подготовиться к проведению проверки.

Внеплановые проверки проводятся при выявлении серьезных оснований для такого контроля – например, несчастном случае на предприятии или поступлении жалобы от работника на неоднократные или грубые нарушения правил охраны труда. В этом случае ведомство оперативно организует на предприятии проверку, о проведении которой оно уведомляется в срок за одни сутки. При этом в особенно опасных случаях, если налицо реальная угроза жизни и здоровью работников, предварительное уведомление не производится. Во всех ситуациях порядок выполнения проверочных мероприятий должен отвечать правилам федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, который защищает права предпринимателей и юрлиц при взаимодействии с контролирующими органами.

Санкции, налагаемые по результатам государственного контроля

Государственный контроль за соблюдением охраны труда предполагает возможность наложения санкций на нарушителей по итогам его выполнения. Основной объем санкций за такое нарушение прописан в статье 5.27.1 КоАП РФ. Они дифференцируются в зависимости от того, кто именно допустил такое нарушение, а также зависят от того, является ли оно первичным или повторным:

  • должностные лица, ответственные за выполнение правил ОТ на предприятии, при обнаружении первичного нарушения наказываются штрафом в размере 2-5 тысяч рублей. При выявлении повторного нарушения, допущенного тем де лицом, штраф может быть увеличен до 30-40 тысяч рублей либо заменен дисквалификацией на период 1-3 года;
  • индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения требований ОТ, в первый раз наказываются штрафом в размере 2-5 тысяч рублей. За повторное нарушение этот штраф увеличивается до 30-40 тысяч или заменяется остановкой работы на срок до 90 дней;
  • юридические лица за такие нарушения наказываются строже всего. Уже за первое нарушение на них налагается штраф размером 50-80 тысяч рублей, а за повторное нарушение штраф увеличивается до 100-200 тысяч или заменяется остановкой деятельности компании на период до 90 дней.

В случае, если невыполнение требований охраны труда повлекло за собой тяжелые последствия, например, причинение вреда здоровью или даже жизни работника, такое деяние квалифицируется с применением положений ст. 143 УК РФ. Максимальное наказание по этой статье составляет пять лет лишения свободы, причем оно может быть дополнено лишением права занимать определенные должностные позиции на срок до трех лет.

Ведомственный контроль

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда должен проводиться не только на государственном уровне, но и внутри компании. Только такой комплексный подход может дать долгосрочные стабильные результаты в виде низкого уровня аварийности и травмирования на производстве, а также возникновения профессиональных заболеваний у работников.

Правила организации такого контроля определяются работодателем и фиксируются в локальном нормативном документе. Но необходимо учитывать, что в действующем трудовом законодательстве содержатся конкретные минимальные требования, которые должны гарантировать достаточный уровень активности работодателя в этом вопросе. Так, в статье 217 Трудового кодекса РФ указано, что на предприятиях, где численность персонала превышает 50 человек, обязательным является условие о введении штатной единицы специалиста по ОТ или формировании соответствующей службы. На предприятиях с меньшей численностью сотрудников такое решение работодатель принимает самостоятельно.

Как правило, работодатели, которые заботятся о соблюдении требований охраны труда в своей организации, действительно выделяют отдельного сотрудника, который следит за их выполнением и контролирует реализацию мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными документами. Такой подход на практике доказал свою эффективность и активно применяется в российской экономике.

Общественный контроль за соблюдением охраны труда

Еще недавно понятие общественного контроля за выполнением требований ОТ было закреплено на законодательном уровне. Ранее оно фигурировало в федеральном законе от 17.07.1999 N 181-ФЗ, который касался основ ОТ в РФ. Однако сейчас этот закон уже упразднен, а в новом Трудовом кодексе и сопутствующих нормативных актах пока не появилось законодательного определения этого термина.

Тем не менее, нужно понимать, что в ТК оно фактически присутствует в форме описания правил работы профсоюзных и иных организаций работников, которые действуют на предприятии. В статье 370 ТК РФ прописано право профсоюзов на проведение контроля за выполнением требований ОТ на предприятии. При этом конкретный механизм его реализации раскрывается в отдельном нормативном документе — федеральном законе от 12.01.1996 N 10-ФЗ, посвященном деятельности профсоюзных организаций.

Указанная статья ТК РФ также содержит описание весьма широких полномочий представителей профсоюзов. Они включают права на:

  • выполнение проверок соблюдения требования ОТ на предприятии;
  • проведение независимой экспертизы условий труда и соблюдения требований безопасности;
  • получение сведений о состоянии условий труда в компании и несчастных случаях на предприятии непосредственно от работодателя;
  • участие в расследовании происшествий и несчастных случаев на производстве;
  • защиту прав членов профсоюзной организации на выплату страхового возмещения при несчастном случае на производстве или обнаружении профессионального заболевания;
  • требовать остановки работы компании в случае выявления серьезных нарушений;
  • другие права.

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Цель и принципы реализации общественного контроля за охраной труда

Ключевая цель подобного контроля охраны труда (ОТ) – обеспечение сотрудникам необходимых для их безопасного функционирования условий.

Он должен отличаться:

  • эффективностью;
  • объективностью;
  • многогранностью;
  • своевременностью;
  • систематичностью.

Кем проводится общественный контроль

Ст. 370 ТК РФ постановляет, что контролирует ОТ на уровне общественности профсоюз (или другой уполномоченный локальный орган). Для этого им создается трудовая инспекция.

Профсоюзные организации и иные органы:

  • контролируют соблюдение норм трудового законодательства в субъекте, выполнение руководством обязательств, вмененных ему колдоговорами и иными соглашениями;
  • осуществляют проверку соблюдения управленцем требований ОТ и формировать предложения по ликвидации найденных нарушений;
  • инициируют экспертную оценку рабочих условий хозяйствующего субъекта;
  • запрашивают у менеджмента информацию об ОТ, статистику производственного травматизма;
  • отстаивают интересы членов в разбирательствах по поводу компенсации ущерба здоровью, полученного на работе;
  • выступают независимыми экспертами при вводе в эксплуатацию производственных ОС;
  • оповещают инстанции о необходимости привлечения к ответственности субъектов, игнорирующих трудовое законодательство.

Если по каким-либо причинам в компании отсутствует профессиональный союз, всеми указанными правами наделяются уполномоченные трудовым коллективом лица по ОТ (избирающиеся путем общего голосования работников).

Основные задачи уполномоченных субъектов:

  • общественный контроль за охраной труда на предприятии с целью создания условий, отвечающих принятым требованиям норм и правил;
  • консультирование штатных единиц по вопросам ОТ и защиты их права на нее.

Важный факт — управленец должен обеспечивать требуемые для их работы условия, снабжать информацией и запрашиваемыми материалами различного характера.

Уполномоченные по охране труда:

  • отчитываются на коллективном собрании;
  • могут досрочно отзываться по решению коллектива (если не выполняют свои функции).

Кроме того, согласно ст. 218 ТК РФ, для совместного обеспечения администрацией и сотрудниками требований охраны труда по инициативе любой из сторон могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.

Нюансы их создания и деятельности прописываются в коллективном договоре, а состав – в приказе (распоряжении) управленца. Численность членов варьируется в зависимости от размера штата, производственной специфики и других особенностей хозяйствующего субъекта.

Основные виды контроля за состоянием охраны труда в организациях

Основными видами контроля за состоянием охраны труда в организациях являются:

  1. Оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц.
  2. Административно-общественный (трехступенчатый) контроль.
  3. Контроль, осуществляемый службой охраны труда.

Контроль в сфере охраны труда осуществляется за:

  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

Постоянный профилактический контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах – одно из действенных средств предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний – осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда с оперативным принятием необходимых мер по их устранению.

Контроль состояния охраны труда в любой организации является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда, без реализации которого невозможно эффективное функционирование системы управления охраной труда. Естественно, что оперативное слежение за состоянием техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности может осуществляться людьми, которые ежесменно находятся на рабочих местах.

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда в организации

В зависимости от специфики производства, структуры предприятия, контроль может производиться:

I. Первая ступень – руководителями I уровня управления – непосредственные руководители работ на производственных объектах и руководители производственных объектов (мастера, механики, энергетики, технологи и др.) на участке цеха, строительной площадки, в смене или бригаде.

II. Вторая ступень – руководителями II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители) в цехе, на строительной площадке, на производстве или участке предприятия.

III. Третья ступень – руководителями III уровня управления – руководители и главные специалисты организации (работодателя) на предприятии в целом.

Каждая ступень контроля должна осуществляться на определенном уровне управления по установленной программе в установленные сроки.

  • Руководители I уровня управления осуществляют контроль ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работа с повышенной опасностью и др.) – и в течение рабочего дня (смены).
  • Руководители II уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю, как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.
  • Руководители III уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц.

Руководство организацией контроля осуществляет руководитель предприятия. Результаты проведения контроля должны фиксироваться в специализированных журналах.

I. Первая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

На первой ступени контроля рекомендуется проверять:

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, защитных устройств, заготовок и др.);
  • состояние проходов, переходов, проездов;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом и на электроустановках;
  • соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
  • исправность приточной и (или) вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
  • наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • наличие первичных средств пожаротушения;
  • наличие у работающих соответствующих удостоверений на право проведения отдельных видов работ (работ на грузоподъемных средствах, работ с пиротехническим инструментом и др.).

По выявленным при проверке нарушениям намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены незамедлительно, то руководитель подразделения должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, могущего причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнал первой ступени контроля, который должен находиться у руководителя подразделения.

Непосредственные руководители объектов (начальники цехов, участков и т. д.) не реже одного раза в неделю проверяют состояние условий охраны труда на рабочих местах, а также работу руководителей работ (бригадиров, мастеров и т.п.) по проведению первого уровня оперативного контроля и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

II. Вторая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

На второй ступени контроля рекомендуется проверять:

  • организацию и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок;
  • состояние переходов и галерей;
  • состояние уголков и стендов по охране труда, наличие сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние противопожарных средств, путей эвакуации;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и взрывопожароопасными веществами и материалами;
  • своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • обеспеченность работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Результаты проверки записываются в журнал второй ступени, который должен храниться у начальника цеха. При этом комиссия назначает мероприятия, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения.

В случае невозможности выполнения мероприятий силами цеха начальник цеха обязан доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

III. Третья ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

На третьей ступени контроля рекомендуется проверять:

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей третьей ступени контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, комплексными планами по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранение, организация стирки, чистки и ремонта;
  • подготовленность персонала подразделений к действиям в аварийных ситуациях и др.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия, и руководителем профсоюзной организации не реже одного раза в месяц.

В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда, руководители технических служб, руководитель надзора за зданиями и сооружениями, начальник пожарной охраны (ответственный за пожарную безопасность).

Крупное предприятие, проверка которого за один обход невозможна, проверяется по отдельным цехам (объектам) по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении охраны труда – не менее шести раз.

Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.

Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещании у руководителя предприятия с участием членов комиссии по охране труда комитета профсоюза. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководители цехов, участков, служб. На совещании заслушиваются руководители тех цехов, участков, служб, где выявлено неудовлетворительное состояние охраны труда.

Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем предприятия по итогам проверки издается приказ.

Правовое регулирование контроля по охране труда

Законодательство не обязывает организации вводить трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда, но есть нормативный документ, который рекомендует проводить данные проверки – это ГОСТ Р 12.0.007-2009.

Плюс ко всему и Положение о системе управления охраной труда () говорят о необходимости обеспечить безопасные условия. Способы реализации зависят уже от работодателя и рекомендаций специалиста по охране труда.

Но соблюдать требования трехступенчатого контроля становится обязанностью, если в организации издается внутренний нормативный акт – положение. В нем указывается порядок проведения, уровни контроля, назначаются ответственные с отведенными под них задачами. А также в документе указывается форма журнала и порядок оформления результатов проверок.

Если в организации принято решение о введении такой формы контроля, то не должно стать формальным требованием, которое можно выполнить «для галочки».

Ведь первую очередь, трехступенчатая система контроля охраны труда, идет на пользу самой организации, когда бы не пришла проверка государственной инспекцией по труду, вы всегда готовы :)

Организация трехступенчатого контроля по охране труда

Для начала нужно понять, сколько ступеней контроля в вашей организации должно быть. На практике встречала от трех до более многоуровневых, состоящих из 6 – 7 ступеней, но последняя – это крупные корпорации, поэтому стоит присмотреться и определить минимально-эффективное количество.

Ведь чем сложнее будет структура проверки для небольшой организации, тем ниже эффективность проверки, потому как приобретет бюрократический оттенок.

Для начала по штатному расписанию необходимо определить оптимальное количество ступеней проверки, периодичность и наполняемость вопросами по каждой ступени. Последнее нужно принять, исходя из наличия сил и здравого смысла, каждый день явно не во всех организациях есть что проверять :)

Могут быть следующие варианты осуществления 3-х ступенчатого контроля для большинства организаций:

I ступень Мастер обходит все рабочие места ежедневно. Обнаруженные неполадки устраняют немедленно. Нарушения фиксируют в журнале трехступенчатого контроля
II ступень Начальник цеха, возможно, в паре со специалистом по охране труда совершают обход один раз в неделю. Результаты проверки фиксируются в журнале с определением исполнителей и установлением срока устранения нарушений
Ill ступень Комиссия организации изучает состояние охраны труда в подразделении один раз в месяц. По результатам проверки оформляется акт о нарушениях и контролируется их выполнение

Если организация небольшая, например, штат в 50 – 60 человек, где руководитель подразделения (мастер, начальник отдела) находится в прямом подчинении у директора, то можно ограничиться и контролем в 2 ступени ГОСТ Р 12.0.007-2009 это допускает.

I ступень Ежедневный осмотр руководителем (начальником отдела, мастером) всех рабочих мест. Выявление и устранение замечаний на месте
II ступень Ежемесячное, более тщательное обследование, проводится комитетом (комиссией) по охране труда. Результаты проверки комиссии вносятся в специальный журнал трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда, а также предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя

Либо второй вариант, для аналогичной организации, но в виде трех ступеней контроля можно организовать следующим образом:

I ступень Наиболее квалифицированный работник выполняет самоконтроля и контроль своих коллег с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы
II ступень Еженедельный осмотр руководителем (начальником отдела, мастером) всех рабочих мест. Выявление и устранение замечаний на месте
III ступень Ежемесячное обследование проводится комитетом (комиссией) по охране труда. Результаты проверки комиссии вносятся в специальный журнал, а также предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя

Что необходимо проверять при проведении трехступенчатого контроля

Для “бывалых” специалистов по охране труда вопрос, что проверять при проведении трехступенчатого контроля покажется смешным. Но не все же такие, есть начинающие, есть работники бюджетной сферы, которые хотят роста и развития в своей профессией и перейти, к примеру, работать СОТом в строительную компанию и этот вопрос окажется актуальным.

Рассмотрим классическую схему трехступенчатого контроля, которая практикуется в большинстве организаций.

Первая ступень трехступенчатого контроля по охране труда возлагается на руководителя подразделения (мастера, начальника отдела), который каждый день проверяет следующие направления:

  • условия труда;
  • наличие ограждений;
  • организация проходов/проездов, отсутствие захламленности;
  • устранены ли ранее выявленные нарушения и замечаний;
  • исправность и комплектность оборудования;
  • соблюдение правил электробезопасности;
  • наличие у сотрудников удостоверений/пропусков;
  • соблюдение норм при складировании инструментов, расходных материалов;
  • укомплектованность сотрудников исправными средствами защиты, которыми они умеют пользоваться;
  • исправность транспорта, техники для подъема грузов, иного оборудования.

Найденные нарушения устраняются немедленно, а в случае, если это невозможно, исполнитель работ докладывает о них вышестоящему руководству. Если нарушение грозит жизни или здоровью сотрудников, работы приостанавливаются, о чем делается отметка в журнале.

На второй ступени трехступенчатого контроля проводится 2 раза в месяц. Ответственным назначается руководитель подразделения, а по необходимости привлекаются технические специалисты (инженер, энергетик, технолог). Проверка касается нескольких пунктов:

  • периодичности проведения и результаты работы первой ступени;
  • ведения журнала контроля;
  • соблюдения указаний руководства предприятия, а также профсоюза в области охраны труда;
  • реализации мер, намеченных после предыдущих проверок;
  • соблюдения требований госорганов;
  • реализации мероприятий, разработанных после расследований аварий, несчастных случаев;
  • исправности техники, транспорта, их соответствия актуальным требованиям законодательства в области охраны труда и то же самое – касательно производственных процессов;
  • выполнения планового ремонта и обслуживания оборудования;
  • наличия знаков безопасности, плакатов, указателей, средств индивидуальной защиты (СИЗ) и пожаротушения;
  • качества инструктажей сотрудников по охране труда;
  • умения пользоваться СИЗ;
  • соблюдения санитарно-гигиенических норм;
  • соответствия определенному графику работы и отдыха.

Найденные недостатки устраняются на месте. Если это невозможно, они фиксируются в журнале, а в дальнейшем назначаются исполнители и сроки выполнения.

На третьей ступени контроль проводят минимум раз в 3 месяц комиссионно и проверяется:

  • результаты работы первой и второй ступеней;
  • ведение журнала контроля;
  • выполнение требований, указанных в соглашениях по охране труда;
  • реализация мер, предписанных после изучения причин аварий на предприятии;
  • состояние зданий и сооружений, примыкающего к ним пространства;
  • выполнение указов вышестоящих органов в области охраны труда;
  • обучение, инструктажи, аттестации в области ОТ и прочие обязательные процедуры;
  • наличие организованных мест для приема пищи и отдыха сотрудников.

После завершения проверок формируется акт, заполняется журнал трехступенчатого контроля по охране труда, прорабатывается действия по устранению нарушений, принимаются меры по улучшению условий труда. У членов комиссии могут появиться предложения о реализации мероприятий, нацеленных на повышение эффективности охраны труда. Назначаются ответственные исполнители и сроки окончания работ.

Этапы создания системы охраны труда

Этап 1. Разработка Положения о системе охраны труда и политики. Документ должен включать в себя все разделы из Приказа Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, но текст можно адаптировать.

Фрагмент типового Положения о СУОТ

Этап 2. Оценка профессиональных рисков. Она проводится самим работодателем, специалистами службы охраны труда или сторонними экспертами.

Этап 3. Закупка сертифицированных СИЗ, смывающих средств, специальных машин и прочего. Перечень необходимых средств зависит от специфики организации и установленных негативных факторов.

Этап 4. Составление графика выдачи СИЗ, осмотра и обслуживания машин, планово-предупредительного ремонта. За все работы назначают ответственного путем издания приказа.

Шпаргалка: сколько масок закупать на одного работника в период пандемии коронавируса

Этап 5. Спецоценка на каждом рабочем месте.

Этап 6. Обучение сотрудников и руководителей приемам и методам выполнения работ, проведение инструктажей и стажировок, проверка знаний требований охраны труда и т.д.

Этап 7. Обучение правилам оказания первой помощи.

Обратите внимание! Обучать специалистов и руководителей рекомендуется раз в три года, рядовых работников — раз в год.

Читайте также: Охрана труда в 2021 году: изменения в сфере обучения по промышленной безопасности

Этап 8. Подготовка нормативных актов с требованиями по охране труда.

Этап 9. Контроль над соблюдением требований охраны труда.

Этап 10. Составление отчетов для проверяющих органов.

Шпаргалка: какие отчеты и в какие сроки подавать специалисту по ОТ

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Кого можно выбрать на предприятии

Выбрать могут любого работника конкретной организации, включая членов профсоюза. Главное, сначала нужно выдвинуть кандидата, а затем он должен набрать большинство голосов трудящихся.

Важно! Назначенное лицо нельзя уволить, не согласовав этот вопрос с профсоюзом.

Выбранный работник не будет подчиняться напрямую работодателю. Его руководителем станет профсоюзная организация в первую очередь.

Допускается, что уполномоченный не будет являться сотрудником фирмы, если профсоюз одобрит его кандидатуру на эту должность.

Как проводятся выборы уполномоченных доверенных лиц по охране труда

Данная должность является выборной. Потому, стоит разобраться, как проводится выбор уполномоченных доверенных лиц по охране труда. Организацией занимается профсоюз или другая организация, представляющая интересы работников.

Справка! Если представительных отделов несколько в компании, то каждый из них имеет право претендовать на организацию выборов и участие в них.

Проводятся выборы в рамках общего собрания сотрудников фирмы. Если компания является крупной, допустимо выбирать уполномоченного для каждого структурного подразделения.

Протокол избрания

Выборы обязательно сопровождаются заполнением протокола. В документ вносят следующие данные:

  • Количество работников, которые участвуют в выборах;
  • ФИО и должность секретаря и председателя собрания;
  • Отмечается повестка собрания;
  • Отражаются все голоса в точном количестве. Обязательно отмечают кто за, кто проголосовал против и воздержался.

Справка! Нет обязательных указаний по количеству уполномоченных в компании. Потому их число не ограничено. Однако, подобные ограничения могут быть прописаны во внутренних нормативных актах компании, где отражается количество лиц, которые могут назначаться на эту должность.

Протокол избрания уполномоченного

Проводится голосование среди всех сотрудников и фиксируется в протоколе, который является основным документом, который подтверждает права уполномоченного по охране труда.

Выбранную работниками кандидатуру, работодатель не имеет права отклонить, избрав какую-то свою. Важно только общее мнение трудового коллектива.

При участии в расследовании несчастного случая ГИТ запросит протокол, дабы убедиться в правомочности.

На какой срок выбираются общественные уполномоченные по охране труда

Уполномоченный выбирается на срок максимум 2 года. Дольше заниматься указанную должность сотрудник не может. Также работника могут снять с работы раньше установленного времени из-за нарушений прав или невыполнения обязанностей. Сделать это может представитель профсоюза.

Кто возглавляет деятельность уполномоченных по охране труда

Регламентирует данную должность представитель профсоюза и руководитель компании. Все действия сотрудника должны соответствовать положениям, которые были разработаны в организации по данному вопросу.

Администрация предприятия занимается обучением работника, вступившего в должность, и предоставлением необходимых условий для качественного исполнения обязанностей. Выбранный должен регулярно отчитываться о проделанной работе перед собранием, избравшим его.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда (образец)

После избрания выпускается приказ о назначении. Его издает руководитель компании. Документ обязательно содержится номер протокола, информацию о вступлении в должность. Форма приказа должна быть такой же, что и остальные акты в организации. После выпуска приказа с ним знакомится уполномоченный и ставит свою подпись в качестве подтверждения.

Обучение уполномоченных по охране труда

Избранный работник обязательно проходит обучение. Сотрудник должен отвечать всем существующим требованиям закона в контексте охраны труда. Без обучения выполнять свои обязанности назначенный не сможет из-за отсутствия необходимых знаний для правильной оценки каждой ситуации.

Выбранный работник отправляется в специальный учебный центр, обладающий нужным разрешением. Обучение включает прохождение определенной программы, как в школе. Это может быть курс по всей охране труда в целом или узкое направление по специальной программе.

Важная информация! Все расходы по обучению должен взять на себя руководитель предприятия.

Права уполномоченных по охране труда

Уполномоченные по охране труда имеют право:

  • Контролировать соблюдение в подразделении законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
  • Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результата­ми расследования несчастных случаев.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
  • Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных по охране труда, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану груда.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными по охране труда поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномочен­ных работниками представительных органов, органов государственно­го контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Уполномоченные по охране труда входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Обязанности уполномоченного по охране труда на предприятии

Инспектор по охране труда и технике безопасности

Обязанности такого работника вытекают из установленных для него функций и задач. Ему необходимо контролировать соблюдение существующих норм, участвовать в работе комиссии. Также занимается разработкой инструкций по профилактике ЧП.

При этом на разных предприятиях круг обязанностей может отличаться. Это лишь рекомендательный перечень, некоторые пункты которого работодатель вправе убрать из обязанностей в своей организации.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.

Гарантии деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда

  1. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.
  2. Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).
  3. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение, рекомендуемой формы.
  4. Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Порядок действий уполномоченных по выполнению своих за­дач и функций подробно освещен в Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденных постановлением Исполкома ФНПР от 26.09.2007 N 4-6.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.

Рекомендация такая:

  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

Документальное оформление контроля

Работа по общественному надзору инспектора по охране труда должна быть соответствующим образом зафиксирована. Для этого служит журнал административно-общественного контроля по охране труда. Форма документа не утверждена никакими НПА, поэтому является произвольной. Ее может самостоятельно разработать и утвердить комитет профессионального союза каждой организации. Выглядеть этот документ может так:

Образец журнала

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Ответственность за нарушение охраны труда

Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

Отличие общественного контроля от ведомственного

Кроме общественного, существует еще и ведомственный контроль охраны труда, который выполняется министерствами, а также вышестоящими организациями. К примеру, органы самоуправления контролируют соблюдение правил, гигиенических нормативов на территории конкретного района, на производственных объектах, государственный пожарный надзор определяет уровень следования требованиям к пожарной безопасности на каждом предприятии и так далее.

Ведомственный контроль охраны труда — это проверка комплексного характера. Она не имеет установленных временных отрезков проведения, поэтому осуществляется по необходимости. Его главные задачи:

  • изучение условий работы на каждом предприятии;
  • установление причин травматизма;
  • расследование происшествий;
  • организация обучения сотрудников предприятия;
  • оценка состояния конкретного рабочего места.

Таким образом, ведомственный и общественный контроль за охраной труда на предприятии – это важная составляющая системы управления безопасностью в конкретной организации. Общественный контроль, согласно законодательству, должен организовываться каждым без исключения управленцем, а проводится профсоюзами или иными выборными органами.

Основные выводы

Порядок избрания уполномоченных непростой, требует времени и оформления документов, если это крупная компания и избирается не один доверенный:

  • Положение об уполномоченном лице по охране труда;
  • Протокол собрания трудового коллектива;
  • Приказ о назначении доверенного.

Уполномоченному скучать тоже некогда, избран, прояви себя и покажи свою работу. Халявить нельзя, потому как за ненадлежащее исполнение обязанностей, он может быть снят с должности общим собранием.

Доверенный должен знать перечень документов, которые ему предстоит оформлять:

  • годовой план работы уполномоченного по охране труда;
  • отчет (сдается 2 раза в год);
  • пояснительная записка уполномоченного по охране труда;
  • представление.
Источники

  • https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-organizovan-obshchestvennyy-kontrol-za-okhranoy-truda
  • https://naimtruda.com/ohrana/nadzor-i-kontrol-za-soblyudeniem-trebovanij-ohrany-truda.html
  • https://oxrana-bez.ru/stati/kontrol-za-soblyudeniem-trebovanij-ohrany-truda/
  • https://clubtk.ru/v-chem-zaklyuchaetsya-obshchestvennyy-kontrol-za-okhranoy-truda
  • https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/obshhestvennyj-kontrol-za-ohranoj-truda.html
  • https://www.protrud.com/2016/04/19/%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F-%D0%B7%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%B2-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/
  • https://oxrana-truda.ru/trexstupenchatyj-kontrol-po-oxrane-truda
  • https://coko1.ru/articles/protection/ohrana-truda-ot-a-do-ya/
  • https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/upolnomocennyj-po-ohrane-truda.html
  • https://oxrana-truda.ru/upolnomochennyj-po-oxrane-truda-ot-trudovogo-kollektiva
  • https://www.protrud.com/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B7%D0%B0-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/
  • https://www.protrud.com/%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BB%D0%B8%D1%86-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах