Обзор статьи 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» – как избежать ареста социальных выплат?

Статья 101. Трудового кодекса РФ. Ненормированный рабочий день

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).

Комментарии к ст. 101 ТК РФ

1. В комментируемой статье раскрывается понятие «ненормированный рабочий день» и указывается, что перечень должностей работников с таким рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. В статье впервые на законодательном уровне раскрываются основные признаки этого вида рабочего дня: работа по распоряжению работодателя за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

2. Ненормированный рабочий день, как указано в комментируемой статье, устанавливается для отдельных категорий работников с особыми условиями труда, когда по производственной необходимости в отдельные дни недели допускается выполнение ими работы сверх нормальной продолжительности рабочего дня, как правило, без дополнительной оплаты или компенсации в виде отгула. Поэтому ненормированный рабочий день вводится для некоторых категорий работников, обычно занимающих руководящие должности в организации, и для специалистов, труд которых не поддается учету во времени. Например, Правлением Пенсионного фонда РФ 1 ноября 2007 г. принято Постановление N 274п «Об утверждении Перечня должностей работников системы ПФР с ненормированным рабочим днем и установлении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам системы ПФР».

Однако на этих работников распространяются общие правила, касающиеся времени начала и окончания работы. Их переработки не считаются сверхурочными работами и не подлежат поэтому повышенной оплате. Компенсация за переработку в отдельные дни недели сверх установленной продолжительности рабочего дня предоставляется в виде дополнительного оплачиваемого отпуска. Порядок предоставления такого отпуска определяется в локальных нормативных актах или в трудовом договоре при приеме на работу, поскольку ненормированный рабочий день является одним из условий труда этих работников (ст. 119 ТК).

Установление ненормированного рабочего дня не означает, что на этих работников не распространяются основные положения трудового законодательства о нормах рабочего времени и времени отдыха. Поэтому привлечение к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может быть систематическим.

3. При привлечении работника к работе за пределами нормального рабочего дня согласия от него не требуется, так как этот вопрос оговаривается при заключении трудового договора.

В некоторых нормативных актах установлено, что для определенных категорий работников вводится ненормированный рабочий день, например для водителей легковых автомобилей, кроме водителей такси (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15).

4. В письме Федеральной службы по труду и занятости от 7 июня 2008 г. N 1316-6-1 «О работе в режиме ненормированного рабочего дня» говорится о том, что в соответствии со ст. 101 ТК ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).

Из ст. 119 ТК в новой редакции исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительного отпуска, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Таким образом, ТК не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата), а ст. 97 ТК, предусматривающая возможность переработки в двух случаях (для сверхурочной работы и для работ в условиях ненормированного рабочего времени), фактически это подтверждает. Иными словами, за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее 3 календарных дней.

Вместе с тем введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни.

Таким образом, привлечение работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе в их выходные и нерабочие праздничные дни должно осуществляться с применением положений ст. ст. 113 и 153 ТК.

Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера, а должно происходить время от времени (эпизодически) и в определенных случаях.

Другой комментарий к Ст. 101 Семейного кодекса Российской Федерации

1. По вопросам заключения, исполнения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов п. 1 комментируемой статьи содержит норму отсылочного характера, указывая, что в данном случае должны применяться нормы ГК РФ, регулирующие заключение, изменение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок. Вместе с тем применение общих правил ГК РФ о заключении договора (гл. 28), об исполнении обязательств (гл. 22), об изменении и расторжении договора (гл. 29) и о недействительности сделок (§ 2 гл. 9) требует учета особенностей алиментного соглашения.

2. В соответствии с принципом договорной свободы соглашение об уплате алиментов может быть изменено или расторгнуто в любое время по взаимному согласию сторон. Необходимость изменения соглашения может быть вызвана различными обстоятельствами, например изменением (уменьшением, увеличением) заработка плательщика алиментов, изменением числа детей, на содержание которых выплачиваются алименты (в связи с достижением совершеннолетия, смертью ребенка) и т.п. Расторжение также может иметь место по различным причинам, например в связи с тем, что родители ребенка стали проживать совместно <1>. При этом изменение или расторжение соглашения об уплате алиментов должно быть произведено в той же форме, что и само соглашение об уплате алиментов (п. 2 ст. 101 СК РФ). Следовательно, соглашение об изменении или расторжении должно быть совершено в письменной форме с последующим нотариальным удостоверением.

3. Односторонний отказ от исполнения соглашения об уплате алиментов, так же как и одностороннее изменение его условий, не допускается. В п. 3 ст. 101 СК РФ содержится императивное правило, которое не может быть изменено соглашением сторон. В том случае, когда стороны не могут достичь договоренности об изменении или расторжении алиментного соглашения, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с иском об изменении или о расторжении этого соглашения.

В ГК РФ основания для изменения и расторжения гражданско-правовых договоров установлены в ст. ст. 450 и 451. В ст. 450 ГК РФ речь идет об изменении или расторжении договора вследствие его существенного нарушения одной из сторон, а также в иных случаях, предусмотренных законом или договором. Статья 451 ГК РФ предусматривает возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Однако представляется, что правила ст. 451 ГК РФ к изменению и расторжению соглашения об уплате алиментов неприменимы, поскольку СК РФ устанавливает специальное основание для изменения или расторжения соглашения в судебном порядке. Так, решение суда об изменении или расторжении соглашения об уплате алиментов может быть также вынесено и по мотиву существенного изменения материального или семейного положения сторон соглашения (п. 4 ст. 101 СК РФ). Существование данной нормы связано с особенностями алиментных отношений, с их длящимся характером. Алиментные соглашения, как правило, заключаются на длительный срок, в течение которого может существенно измениться материальное или семейное положение сторон. Данные соглашения затрагивают жизненно важные интересы сторон, поскольку они регулируют предоставление получателю алиментов необходимых средств к существованию. Одной из сторон алиментного соглашения является несовершеннолетнее или нетрудоспособное нуждающееся лицо, интересы которого требуют повышенной защиты. В связи с этим семейное законодательство предусматривает более гибкий порядок изменения соглашений об уплате алиментов под контролем суда, чем общий порядок изменения соглашений, установленный ст. 451 ГК РФ. Причины, по которым произошло изменение материального или семейного положения сторон, значения не имеют. Не принимается во внимание также возможность предвидеть данное изменение в момент заключения соглашения .

Под существенным изменением материального положения понимается резкое уменьшение или увеличение доходов плательщика или получателя. Снижение уровня доходов может быть связано с выходом на пенсию, отсутствием заработка, банкротством, утратой трудоспособности по состоянию здоровья и т.д. На изменение материального положения, вызывающее необходимость пересмотра соглашения, может повлиять и увеличение доходов сторон (например, когда в результате увеличения доходов получатель алиментов оказывается намного более обеспеченным, чем плательщик). Изменение семейного положения может произойти в связи со вступлением плательщика алиментов в новый брак и появлением детей, увеличением числа лиц, находящихся на его иждивении, и т.д. Вопрос о том, носят или нет изменения материального и семейного положения сторон существенный характер, решается судом исходя из конкретных обстоятельств дела. При этом существенным предполагается такое изменение, при котором исполнение соглашения в прежнем виде приведет к значительному нарушению интересов одной из сторон.

При решении вопроса об его изменении или о расторжении суд вправе учесть, как сказано в п. 4 ст. 101 СК РФ, любой заслуживающий внимания интерес сторон. Термин «заслуживающие внимания интересы сторон» в законодательстве не раскрывается, носит оценочный характер и предполагает усмотренческую деятельность судей. В связи с этим в литературе небезосновательно высказано опасение относительно возможного затруднения судей при решении вопроса о том, какие именно «заслуживающие внимания интересы сторон» могут быть положены в основу решения о расторжении соглашения об уплате алиментов <1>. Во внимание могут приниматься самые различные обстоятельства: возникшая после заключения соглашения нетрудоспособность плательщика алиментов; число лиц, состоящих на иждивении плательщика алиментов; наличие у одной из сторон дополнительного заработка; усыновление ребенка, на которого выплачивались алименты, или приобретение таким ребенком дееспособности до достижения совершеннолетия в результате вступления в брак или эмансипации; оспаривание отцовства; вступление получателя алиментов в брак; нерегулярный меняющийся заработок плательщика алиментов, если размер алиментов был установлен в долевом отношении к заработку, и т.д. Но в любом случае конечное решение зависит от мнения судей.

Одновременно с требованием о расторжении соглашения об уплате алиментов может быть заявлено требование о взыскании алиментов на основании решения суда. При этом оба связанных между собой требования могут быть рассмотрены в рамках одного судебного процесса. В таком случае суд выносит решение, которым соглашение признается расторгнутым, и тем же решением обязывает плательщика к уплате алиментов в размере и порядке, предусмотренных нормами СК РФ. Представляется, что и при добровольном расторжении соглашения об уплате алиментов впоследствии возможно предъявление иска об уплате алиментов в обычном порядке. Вместе с тем следует подчеркнуть, что при наличии нерасторгнутого соглашения об уплате алиментов иск о взыскании алиментов не может быть удовлетворен, речь может идти только о принудительном исполнении решения. В целях принудительного исполнения соглашения об уплате алиментов не требуется предъявлять иск о принудительном исполнении, достаточно предъявить соглашение об уплате алиментов к принудительному взысканию, поскольку надлежаще удостоверенное соглашение само по себе имеет силу исполнительного документа

Обзор ст. 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве»

Исполнительное производство – действие ФССП, при помощи которого реализуется арест имущества и взыскиваются доходы должника. Приказ о возбуждении дела направляется гражданину. Требования кредитора должны быть удовлетворены в указанный срок. Если это не произошло, сотрудники службы приступают к принудительному взысканию. Но ст. 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ограничивает изъятие некоторых доходов.

Типы компенсаций, не подлежащие взысканию

На основании ст.101 ФЗ Об исполнительном производстве служба ФССП Российской Федерации не может производить удержание со следующих типов доходной части граждан:

  • Средства, перечисляемые по покрытию причиненного урона здоровью и компенсации вреда (п.1 данной статьи).
  • Средства, направленные для компенсации урона по причине утраты кормильца (п.2).
  • В п.№3 указано, что суммы, которые идут на покрытие полученных травм при выполнении служебного долга или обязанностей не могут быть арестованы.
  • Уплачивание из федеральных источников, согласно п.4, по компенсации жертвам техногенных и радиационных ЧС.
  • Выплаты компенсационного назначения из федерального источника финансирования предназначенные лицам по уходу за лицами с нетрудоспособностью (п.5).
  • Уплачивание один раз в месяц или в год, которые переводятся согласно Законодательству РФ специальной категории гражданского населения. В данной статье подразумеваются деньги в кчестве компенсации за проезд в общественном транспорте, за покупку лекарственных медикаментов и прочее (п.6).

Пособия и доходы лиц, запрещенные к аресту

Вышеуказанная информация о доходах лиц, которые нельзя арестовать, является неполной. Далее, статьей 101 будет рассмотрена сфера пособий и социальных выплат. К ним относятся:

  • В п.7 указано, что платежи, поступающие на счет должника с пометкой «алименты», а также выплаты для детей до 18 лет (содержание) на время розыскных мероприятий их родителя, не могут удерживаться в качестве покрытия долга.
  • Согласно законам следующие выплаты также попадают под данное ограничение: компенсации в связи с командировкой по службе, а также иные действия, связанные с трудовой деятельностью в другом регионе; компенсация за приобретение изношенного инструмента сотруднику организации; выплаты от организации на предмет деторождения, смерти родственника и бракосочетание (п.8).
  • Обеспечение о обязательным страховым случаям. Исключением является исполнение производства из пенсии по старости (страховая часть), а также отчисления по группе инвалидности, накопительная часть пенсии, срочные выплаты по пенсии и иные пособия, связанные с временным отсутствием работы (п.9).
  • В п.10 данной статьёй регламентировано, что компенсации по утрате кормильца из бюджета федерального назначения также не могут удерживаться.
  • Пенсии, выплачиваемые из бюджета субъектов России, по случаю утраты гражданина-кормильца (п.11).
  • В п.12 содержатся указания, что те федеральные суммы, что перечисляются лицам с детьми, а также из фондов внебюджетного значения и спонсируемые субъектами России не подлежат взысканию.

Ввиду этого, судопристав, руководствуясь постановлением суда, не может накладывать ограничения или арест, вышеуказанных сумм.

Однако в силу специфики процедуры запрос в банк, служащий не всегда знает назначение платежей. Поэтому должнику при получении исполнительного листа, необходимо вовремя подавать документы, подтверждающие данные суммы.

Социальные выплаты

Различные виды соцвыплат оформляются в государственных учреждениях. В определенных случаях этот вид дохода положен гражданам от государства. Он необходим для материальной поддержки конкретного лица и членов его семьи.

Список выплат:

  • Страховое обеспечение по обязательному соцстрахованию. Исключение – страховая пенсия по старости или инвалидности.
  • Пенсии: накопительная, по утрате кормильца и выплаты к ней.
  • Выплаты: срочные пенсионные, по временной нетрудоспособности.
  • Ст. 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» запрещает забирать материнский капитал.
  • Не взимается матпомощь пострадавшим от стихийных бедствий, террористов (выданная в единовременном порядке), а также суммы, полученные из-за гибели родных, за предупреждение действий террористов и в виде гуманитарной помощи.

Закон о запрете списания соцвыплат не работал

Несмотря на то, что закон уже много лет гарантирует неприкосновенность выплат, которые перечислены в ст.101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», в 2021 году, по факту, требования работали не всегда. Причина крылась в механизме списания. Приставы не видели назначения платежа. Поэтому, когда на счёт должника поступали денежные средства, как правило, они списывались вне зависимости от своего назначения. Такая ситуация часто оставляла должника без средств к существованию, пока он занимался оспариванием неправомерного списания. Приставы списанные по ошибке деньги возвращали, но на это требовалось время. Должнику необходимо было взять справку о назначении платежа, предоставить её приставам. В течение некоторого времени деньги возвращались на счёт. Однако такой принцип работы был крайне неудобным.

Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, определённые действия потребуются и от самого должника, и от приставов, и от банка. Должник по возможности заранее предоставляет приставам справки о том, что он ожидает поступления тех или иных социальных выплат. Пристав отслеживает назначение платежей, которые поступают на счёт должника. Параллельно и банк при исполнении требований, которые указаны в исполнительном листе, учитывает нормы статьи 101 ФЗ «Об исполнительном производстве». Такая многоуровневая система контроля за назначением поступающих денежных средств на счёт должна сделать невозможным арест социальных выплат приставами, которые сегодня имеют массовый характер.

Списание пенсий в счёт долгов

Особое внимание необходимо уделить порядку списания долгов из пенсий. Арест пенсии судебными приставами в 2021 году по закону возможен. Исключение составляет только пенсия по потери кормильца. Однако не вся пенсия может быть списана в счёт долга. Чтобы человек не остался без средств к существованию, установлены определённые ограничения.

Полностью арестовывать пенсионный счёт запрещено. Но в счёт долга могут списать до 50% пенсии, как указано в статье 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Но такое применимо только к гражданам с высокими пенсиями. После списания на счету человека должна оставаться сумма, которая не должна быть меньше, чем прожиточный минимум. Таким образом, если пенсия не выше прожиточного минимума, то и арестовать её невозможно.

На практике же встречается и арест пенсии по потере кормильца судебными приставами, и списание суммы в большем объёме, чем это разрешено законом. Если в первом случае достаточно представить справку из Пенсионного фонда о назначения платежа, то во втором случае пенсионерам приходится идти в суд. Если, например, арест пенсии по инвалидности приводит к тому, что на жизнь человеку остаётся сумма меньше прожиточного минимума, то необходимо обращаться в суд с исковым заявлением о снижении размера удержания.

На сегодня для граждан есть способ избежать списания долгов из пенсии. Необходимо только изменить порядок её выдачи. Выбрать получение в почтовом отделении на руки. Конечно, это не избавит от необходимости выплаты самого долга, однако автоматическое списание сумм из пенсии прекратится. Изменения 2021 года существенно улучшат положение должника.

Профилактика необоснованных списаний задолженности

  • Выплаты, с которых нельзя списывать задолженность, будут соответствующим образом промаркированы, во избежание ошибок со стороны приставов, что, к сожалению, бывает довольно часто.
  • Порядок указания специального кода установит Банк России. Новые правила обязывают финансовые организации при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании долга или наложении ареста на счета учитывать новые изменения в законодательстве. Такие же обязанности возлагаются и на судебного пристава-исполнителя.
  • Кроме того, согласно изменений, внесенных в статью 70 ФЗ «Об исполнительном производстве», должник обязан будет предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание.
  • Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны будут указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу (с учетом новой редакции части 3 статьи 98 Федерального закона).

Судебная практика по статье 101 Закона об Исполнительном производстве:

Несмотря на правомочную неприкосновенность выплат и доходов, требования ст. 101 закона № 229-ФЗ работают не всегда. Механизм списания таков, что приставы не всегда видят назначение платежа. Это оставляет людей без средств к существованию. Для возврата денег необходимо использовать дополнительные документы. Приставу предоставляют справку о назначении платежа.

Буква закона:

  • Если арест на снятие денег не снят, обращайтесь в суд по месту нахождения отделения ФСПП.
  • Если средства зачислены в бюджет, предъявите справки судье. Они должны подтверждать целевое назначение списанных денег. Средства будут возвращены на счет.

Если деньги ушли частному кредитору, вернется сумма, списанная за предыдущие 3 года – в соответствии с общими нормами исковой давности.

Вопросы для судебного разбирательства:

  • Немедленное прекращение взыскания денег при подтверждении их специального статуса.
  • Возврат неправомерно изъятых средств после установления природы их поступления (в соответствии с законом «Об исполнительном производстве», ст. 101).
  • Возврат списанной пенсии (сумма не превышает прожиточного минимума).
  • Возврат пенсионных начислений по потере кормильца, списанных в большем объеме.

Суд может признать недействительным постановление об изъятии средств, в котором не указаны недопустимые к взысканию доходы должника. Судья может обязать пристава внести соответствующие изменения в постановление.

Источники
  • https://consultant-mos.ru/kodeksy-rf/tk/statya-101-tk-rf.html
  • https://semkodeks.advokati-moscow.ru/sk-rf-statya-101/
  • https://bankrotof.net/ispolnitelnoe-proizvodstvo/zakon/st-101-229-fz-razyasneniya/
  • http://PravPotrebitel.ru/sud/st-101-ob-ispolnitelnom-proizvodstve.html
  • https://zakon-navigator.ru/obzor-stati-101-fz-229-ob-ispolnitelnom-proizvodstve-kak-izbezhat-aresta-socialnyh-vyplat/
  • https://www.9111.ru/questions/777777777887845/
  • https://www.zakonrf.info/zakon-ob-ispolnitelnom-proizvodstve/101/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах