Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, административная и уголовная ответственность

Содержание
  1. Правовые нормы
  2. Правовое регулирование
  3. Ограничения допуска
  4. 1. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 №832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  5. 2. Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…»
  6. 3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 №617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  7. Приказ Минфина России от 04.06.2018 №126н«Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  8. Таблица штрафов по 44-ФЗ
  9. Ограничение конкуренции. Теоретическая часть
  10. Госзакупки — способы ограничения конкуренции
  11. Ограничение конкуренции по 44-ФЗ
  12. Нарушение конкуренции по 44-ФЗ
  13. Что делать в случае ограничения конкуренции при закупке?
  14. Распространенные схемы и уловки ограничения конкуренции со стороны заказчика.
  15. Как и куда можно пожаловаться
  16. Ответственность за ограничение
  17. Ответственность за нарушение
  18. Видео-инструкция признаки незаконного ограничения конкуренции

Правовые нормы

Реализация принципов свободной конкуренции должна опираться на положения 44-ФЗ и 135-ФЗ. Ответственность за их нарушение предусмотрена в КоАП и УК. Принцип обеспечения конкуренции закреплен в ст. 8 44-ФЗ. Контрактная система имеет целью создание равных условий для всех участников закупки и обеспечение реальных возможностей для заинтересованных лиц стать поставщиками товаров, работ и услуг в адрес государственного и муниципального заказчика.

Конкуренция в контрактной системе должна основываться на соблюдении добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками тендера. Это должно способствовать определению наилучших условий поставок товаров, выполнения определенных работ и оказания услуг. Ограничение конкуренции, на которое указано в 44-ФЗ в статье 8, регулирует указанный вопрос в достаточно общих чертах. Принцип свободной конкуренции в рыночной экономике стимулирует производителей товаров и услуг делать их более качественными и не допускает необоснованный рост цен. В закупочной отрасли свободная конкуренция позволяет реализовывать принцип бюджетной экономии.

Ограничением конкуренции применительно к торгам можно считать согласованные действия участников и заказчика, координацию экономической деятельности (вмешательство в торги), антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Таким образом, главными отличительными чертами ограничения конкуренции выступает наличие договоренности и воздействие на результат закупки. На факт ограничения конкуренции указывает снижение численности участников, возрастание цен на товары, несамостоятельность принятия решения.

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться ).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Ограничения допуска

Все действующие нормативные правовые акты, ограничивающие допуск иностранных товаров, работают по правилу «третий лишний» — если есть 2 и более заявки с предложениями о поставке российских и/или евразийских товаров, то все заявки с иностранными товарами подлежат отклонению. Однако, есть особенности применения каждого из этих НПА, поэтому рассмотрим каждое подробнее.

1. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 №832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Предмет ограничений:
Ограничения распространяются на ряд продуктов питания: рыбу и рыбную продукцию, говядину и свинину, охлаждённое мясо птицы, некоторые виды молочной продукции, рис, соль, сахар, вина, огурцы и томаты.

Исключения:
Под исключение попадают только закупки, осуществляемые на территории иностранного государства.

Требования к составу заявок:
В заявке участник должен продекларировать наименование страны происхождения и производителя закупаемых товаров. Данную декларацию необходимо требовать в составе второй части заявки.
Наименование страны происхождения должно указываться в соответствии с , что делает 832 постановление уникальным — при применении всех остальных НПА страна происхождения может быть указана в свободной форме. Например, «Голландия» вместо «Нидерланды».
Помимо требования указания в первой части заявки СПТ необходимо установить следующее требование к составу второй части заявки:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 22.08.2016 г. №832 »Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
— декларация (в свободной форме), подтверждающая страну происхождения и производителя пищевых продуктов, являющихся предметом закупки. Наименование страны происхождения товара необходимо указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001).

Рассмотрение заявок:
При рассмотрении заявок необходимо проверить, все ли участники указали страну происхождения и производителя товаров. Несмотря на требования к составу заявок, установленные в документации, эта информация может быть представлена участником как в первой, так и во второй частях заявки.
В случае, если наименование СПТ и/или производителя отсутствует, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранных товаров. Маловероятно, что участник не продекларирует страну, т.к. она указывается на площадке, а вот производителя — запросто.
Указание наименования страны происхождения, несоответствующего классификатору («Голландия»-«Нидерланды») является формальным поводом для признания заявки «иностранной», хотя практика по этому поводу противоречива.
Если подано 2 и более заявок с российскими или евразийскими (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) товарами разных производителей, остальные заявки (включая признанные «иностранными») подлежат отклонению.

2. Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…»

Предмет ограничений:
Под ограничения попадает широкий диапазон радиоэлектронной продукции. Это электродвигатели, генераторы, трансформаторы, батареи, аккумуляторы, кабели, компьютерное, электронное, оптическое, осветительное и прочее оборудование. При этом к российским товарам приравниваются только волоконно-оптические (27.31) и электронные и электрические (27.32) кабели, произведённые на территории государств-членов ЕАЭС, и то лишь при условии, что произведены с использованием российского оптоволокна.
Подтверждением того, что товар российский, является его нахождение в реестре российской радиоэлектронной продукции. В ходе подготовки закупки заказчику необходимо свериться с кодами ОКПД2, перечисленными в приложении к постановлению 878, а также изучить реестр на предмет нахождения в нём товаров, предполагаемых к закупке. Это необходимо сделать, чтобы определить, нужно ли устанавливать ограничения или же закупка попадает под исключения.

Это важно знать!
В соответствии с подпунктом а) пункта 5 Правил использования каталога ТРУ (Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) нельзя указывать дополнительные характеристики в позициях КТРУ, на которые распространяются ограничения по постановлению 878. При этом неважно, применяются ли ограничения или случай попадает под исключения. Определяющим является нахождение товара в перечне, утверждённом постановлением. Минфин об этой проблеме знает и в своём письме обещал внести изменения в 145 постановление.

Исключения:
В глобальном смысле исключений два:
1) осуществление закупки на территории иностранного государства;
2) осуществление закупки в рамках реализации программ приграничного и трансграничного сотрудничества, указанных в постановлении.

Для «обычных» закупок также возможны два случая, когда устанавливать ограничение не требуется:
1) необходимая заказчику радиоэлектронная продукция отсутствует в реестре;
2) закупаемая продукция в реестре есть, но не подходит по тем или иным характеристикам.

Чтобы подтвердить, что закупка попадает под исключения, заказчику необходимо подготовить обоснование невозможности соблюдения ограничения. Порядок подготовки такого обоснования (далее — Порядок) содержится в постановлении — оно должно быть утверждено в день размещения извещения и размещено вместе с документаций о закупке.

Например, заказчику необходимо приобрести DECT-телефон. В реестре таких устройств нет. Значит заказчик готовит обоснование невозможности соблюдения ограничения по подпункту а) пункта 2 Порядка.
Если же необходимо приобрести точку доступа Wi-Fi, работающую в диапазоне 2,4 ГГц, то единственное имеющееся в реестре оборудование не подойдёт, т.к. оно работает в диапазоне 2-2,1 ГГц. В таком случае обоснование необходимо готовить по подпункту б) пункта 2 Порядка.

NB: Согласно требованиям постановления 878, в реестре должны содержаться основные технические и функциональные характеристики. Проблема в том, что они указаны далеко не во всех реестровых записях. В таких случаях заказчику необходимо уточнить характеристики оборудования либо на сайте производителя, либо при помощи письменного запроса производителю. Крайне неудобно, но имеем то, что имеем.

Требования к составу заявок:
Подтверждением того, что товар российский, является предоставление участниками во вторых частях заявок декларации с указанием номера реестровой записи. Для волоконно-оптических (27.31), электронных и электрических (27.32) кабелей, произведённых в странах ЕАЭС, необходимо предоставить акт экспертизы по определению страны происхождения товаров, в котором должна быть указана информация о том, что оптоволокно, используемое при производстве, находится в реестре российской промышленной продукции.
Если исключения не сработали и ограничения по 878 постановлению установлены, в требованиях к составу вторых частей заявок должен быть следующий пункт:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 10.07.2019 г. №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» участник закупки должен представить:
— декларацию о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.

Рассмотрение заявок:
Заявки, в которых указана страна происхождения Россия, но не содержащие номеров реестровых записей или содержащие неверные номера, приравниваются к «иностранным» заявкам. Аналогично с «евразийскими» заявками на участие в закупке кабелей, в которых нет акта экспертизы.
Если подано 2 и более заявок, содержащих предложения о поставке российской (включённой в реестр) или евразийской (для кабелей) продукции разных производителей, не входящих в одну группу лиц (статья 9 закона «О защите конкуренции«), все «иностранные» и приравненные к ним заявки подлежат отклонению.

3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 №617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Предмет ограничений:
В перечень товаров, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска входит 174 кода ОКПД2. Ограничения также распространяются на товары, поставляемые при выполнении работ или оказании услуг (например, оказание услуг по изготовлению блокнотов, по результатам которого поставляется товар и подписываются документы приёмки товара).
Подтверждением страны происхождения для российских товаров является наличие сведений о них в реестре российской промышленной продукции, для евразийских товаров — наличие сертификата СТ-1.

Это важно знать!
Помимо ограничений допуска иностранных товаров постановление 617 запрещает заказчику объединять в одну закупку музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы. Таких групп 9: пианино, струнные, народные, деревянные духовые, медные духовые, ударные, электромузыкальные инструменты, звуковое оборудование и микрофоны. То есть нельзя, например, купить одной закупкой усилитель и микрофон или баян и балалайку.

Исключения:
Ограничения не применяются только в том случае, если на закупаемые товары распространяется запрет (это общий случай для всех ограничений и условий допуска). Если такого запрета нет и предполагаемый к закупке товар есть в перечне, заказчик обязан установить ограничения.

Требования к составу заявок:
А вот здесь самое интересное. Казалось бы всё просто: для российского товара требуем выписку из реестра, для евразийского — сертификат СТ-1. Но Минпромторг, который разрабатывал это постановление, решил иначе.
В составе второй части участник, предлагающий российский товар, должен приложить декларацию, в которой указывает номер реестровой записи. Участник же с евразийским товаром предоставляет… НИЧЕГО. По мнению Минпромторга «евразийцам» достаточно указать наименование страны происхождения товара, и заказчику этого вполне достаточно. При этом выписка из реестра российской промышленной продукции или сертификат СТ-1 предоставляются участником на этапе исполнения контракта. Что делать с поставщиком/подрядчиком/исполнителем, не предоставившим указанные документы, никто толком сказать не может. Для заказчика это лишняя головная боль, но таков закон. Информации о том, что этот беспорядок хотят изменить, в настоящее время нет.
С учётом мнения законодателя и экспертов требование к составу вторых частей заявок должно выглядеть так:

Для подтверждения соблюдения ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, участник закупки в составе заявки предоставляет информацию о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 »О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
На этапе исполнения контракта участник закупки представляет выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, или копию сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о необходимости представить на стадии исполнения контракта документы, указанные в предыдущем абзаце.

Рассмотрение заявок:
Если в первой части заявки в качестве страны происхождения указана Россия, а во второй части отсутствует декларация с номером реестровой записи (или указан неправильный номер), то такая заявка приравнивается к заявкам, содержащим предложение о поставке иностранных товаров.
Для евразийского товара, как мы уже знаем, достаточно указать наименование страны происхождения товара.
Если подано две и более заявки с предложениями поставки российских
и/или евразийских товаров разных производителей, не входящих в одну группу лиц, то все «иностранные» и приравненные к ним заявки подлежат отклонению. Здесь есть один нюанс.
Допустим, было подано 4 заявки — две с российскими товарами, две с белорусскими. С российскими всё понятно — по номеру нашли товар в реестре, убедились что производители разные и не входят в одну группу лиц и признали заявки «российскими».
Но как быть с «евразийскими»? Заказчик не может требовать от участников указания в заявках наименования производителя, т.к. это не предусмотрено постановлением 617. Стало быть участник указывает производителя исключительно по своему желанию. Но как заказчику понять, кто произвёл товары? На мой взгляд, если производитель не указан, у заказчика отсутствует возможность убедиться в том, что товары изготовлены разными производителями, и такие заявки можно смело приравнивать к «иностранным». Каково мнение ФАС и других контролёров? Время покажет. На данный момент соответствующая практика отсутствует.
С ограничениями закончили, переходим к условиям допуска. Здесь всего один нормативно-правовой акт.

Приказ Минфина России от 04.06.2018 №126н«Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Предмет условий допуска:
Постановление содержит весьма обширный перечень товаров, к которым применяются условия допуска. Суть постановления сводится к тому, чтобы максимально отбить желание участникам, предлагающими иностранные товары, побеждать в закупках, в которых установлены условия допуска, поскольку цена контракта, заключаемого с таким участником, может быть снижена на 15%.

Исключения:
Постановление не предусматривает случаев, когда условия допуска не применяются. Между тем, если установлен запрет (например, по постановлению 616), то условия допуска по приказу 126н устанавливать не нужно. Это прямо предусмотрено частью 4 статьи 14 закона 44-ФЗ.

Требования к составу заявок:
Подтверждением страны происхождения товаров согласно рассматриваемому приказу является декларирование её наименования. Так как в соответствии с требованиями 44-ФЗ при проведении закупки товаров участники указывают наименование страны их происхождения в первых частях заявок, требовать предоставления какой-либо дополнительной информации во вторых частях не нужно.

Рассмотрение заявок:
При рассмотрении заявок необходимо обратить внимание на страну происхождения каждого закупаемого товара и условно разделить заявки на две части — те, в которых все предлагаемые товары произведены на территории государств-членов Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия), и те, в которых хотя бы один товар произведён на территории иностранного государства.
В случае, если была подана хотя бы одна заявка с исключительно «евразийскими» товарами, а победителем признан «иностранец», то контракт должен быть заключен по цене, сниженной на 15% от предложенной победителем.

Это важно знать!
В случаях, когда вместе с условиями допуска по приказу 126н устанавливаются ограничения (например, по постановлению 617), то сначала применяются ограничения. Если они сработали, то остались только заявки с российскими/евразийскими товарами, и 126н применять просто не к чему. Если же все заявки содержат предложения о поставке иностранных товаров (или приравнены к ним), то правило «третий лишний» не сработало, а значит необходимо применить условия допуска.

Дополнительная информация:
1 октября 2020 года вступают в силу изменения в приказ 126н. В приказе появится приложение №2. Оно содержит часть кодов, уже перечисленных в имеющемся приложении. Этим приложением заказчики будут руководствоваться только при осуществлении закупок, осуществляемых в целях реализации национальных проектов (программ) (нацпроектов).
В общих чертах механизм применения такой же, как и у действующей редакции приказа 126н, за исключением двух особенностей:

  1. Если условия допуска сработали, то цена контракта снижается на 20% от предложенной участником.
  2. Нельзя объединять в одну закупку товары, включённые в приложение №2, и не включённые в него.

Таблица штрафов по 44-ФЗ

№ п/п Вид нарушения Статья КоАП Размер штрафа, руб.
Неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
1 Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 Часть 1
статьи 7.29.

Должностные лица

30 000

2 Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона Часть 2
статьи 7.29.

Должностные лица

50 000

3

Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44

Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности применения закрытого способа определения поставщика, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Часть 2.1
статьи 7.29.

Должностные лица

50 000

4 Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Часть 1
статьи 7.29.3
Должностные
лица20 000 — 50 000
Нарушение порядка осуществления закупок *
5 Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) Часть 2 статьи 7.29.3 Должностные
лица
10 000
6 Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные
лица
30 000
7 Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок Часть 4 статьи 7.29.3 Должностные
лица
30 000
8 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня Часть 1
статьи 7.30.
Должностные
лица
5 000Юридические
лица — 15 000
9 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня Часть 1.1 статьи 7.30. Должностные
лица -30 000Юридические
лица — 100 000
10 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на один рабочий день Часть 1.2 статьи 7.30. Должностные
лица -3 000Юридические
лица — 10 000
11 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на один рабочий день Часть 1.3 статьи 7.30. Должностные
лица -15 000Юридические
лица — 50 000
12 Размещение информации с нарушением требований ФЗ-44 Нарушение порядка:
· предоставления конкурсной документации или документации об аукционе· разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,
· приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений
Часть 1.4 статьи 7.30. Должностные
лица — 15 000Юридические
лица — 50 000
13 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки Часть 1.5 статьи 7.30 Должностные
лица30 000
14 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график Часть 1.6 статьи 7.30 Должностные
лица30 000
15 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено Часть 1.7 статьи 7.30 Должностные
лица30 000
16 По основаниям, не предусмотренным ФЗ-44
· отклонение заявки на участие в конкурсе,
· отказ в допуске к участию в аукционе,
· признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе,
· отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционеВ случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями ФЗ-44:

· признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации,

· признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе,

Нарушение порядка:

· вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов,

· рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией

Часть 2
статьи 7.30.

Должностные лица

1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 5 000 и не более 30 000

17 Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Часть 2.1 статьи 7.30. 10 000
18 Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44 Часть 3 статьи 7.30. Должностные
лица -50 000Юридические
лица — 500 000
19 Установление не предусмотренных ФЗ-44:
· порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,
· требований к участникам закупки,
· требований к размеру обеспечения заявок на участие,· требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
· требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов
Часть 4
статьи 7.30.

Должностные лица

1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 5 000 и не более 30 000

20

Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44

Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

Часть 4.1 статьи 7.30.

Должностные лица

1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 10 000 и не более 50 000

21 Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Часть 4.2 статьи 7.30. Должностные
лица – 3 000
22

Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допускек участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства

Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям

Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений

Часть 6
статьи 7.30.

Должностные лица

5% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не более 30 000

23 Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Часть 7
статьи 7.30.
Должностные
лица – 50 000
24

Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44

Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Часть 8
статьи 7.30.
Должностные
лица – 30 000
25** Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44 Часть 11
статьи 7.30.
Должностные
лица – 50 000
26 Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня Часть 13
статьи 7.30.
Должностные
лица – 3 000
27 Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня Часть 14
статьи 7.30.
Должностные
лица – 30 000
Примечания: *- До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная статьей 7.30, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. **- Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30, является дата окончания календарного года.
Нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков
28 Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Часть 1
статьи 7.31.
Должностные
лица – 50 000
29

Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с ФЗ-44

Часть 2
статьи 7.31.
Должностные
лица – 20 000
Нарушение сроков возврата обеспечения заявок
30 Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на три рабочих дня Часть 1
статьи 7.31.1.
Должностные
лица -5 000
Юридические
лица — 30 000
31 Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на три рабочих дня Часть 2
статьи 7.31.1.
Должностные
лица -15 000
Юридические
лица — 90 000
Нарушение порядка при заключении, исполнении и изменении контрактов
32 Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт Часть 1
статьи 7.32.
Должностные лица -1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 5 000 и не более 30 000
Юридические лица — 1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 50 000 и не более 300 000
33 Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг Часть 2
статьи 7.32.

Должностные лица

Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

34 Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта Часть 3
статьи 7.32.
Должностные
лица — 50 000
35 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 Часть 4
статьи 7.32.
Должностные
лица — 20 000
Юридические
лица — 200 000
36 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 и такоеизменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг Часть 5
статьи 7.32.

Должностные лица

Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

37 Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта Часть 6
статьи 7.32.
Должностные
лица -50 000
Юридические
лица — 200 000
38 Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности Часть 7
статьи 7.32
Влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 30 000 рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 300 000 рублей
39 Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации Часть 8
статьи 7.32
Должностные
лица – 20 000
40 Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания Часть 9
статьи 7.32
Должностные
лица – 20 000
41 Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Часть 10
статьи 7.32
Должностные
лица 20 000 — 50 000
Нарушение порядка осуществления закупки отдельными видами юридических лиц
42 Осуществление закупки, если такая закупка по законодательству должна осуществляться в электронной форме Ч. 1 ст. 7.32.3 Должностные лица
10 000 – 30 000Юридические лица
100 000 – 300 000
Невыполнение в срок законного предписания
43 Если должностное лицо, совершившее действие по ч.1 ст. 7.32.3, было подвергнуто наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз Ч. 2 ст. 7.32.3. Штраф
40 000 – 50 000
либо
дисквалификация от 6 месяцев до 1 года
44 Проведение закупки в нарушение требований ФЗ-44 Ч. 3 ст. 7.32.3.

Должностные лица

20 000 – 30 000

Юридические лица

50 000 – 100 000

45 Нарушение сроков размещения информации Ч. 4 ст. 7.32.3.

Должностные лица

2 000 – 5 000

Юридические лица

10 000 – 30 000

46 Неразмещение информации о закупке Ч. 5 ст. 7.32.3.

Должностные лица

30 000 – 50 000

Юридические лица

100 000 – 300 000

47 Нарушение сроков изменений в правовые акты, регламентирующих правила проведения закупок Ч. 6 ст. 7.32.3.

Должностные лица

5 000 – 10 000

Юридические лица

10 000 – 30 000

48 Несоблюдение требований к содержанию извещений о закупке Ч. 7 ст. 7.32.3.

Должностные лица

2 000 – 3 000

Юридические лица

5 000 – 10 000

49 Предъявление требований к участникам закупки, которые не указаны в документации о закупке Ч. 8 ст. 7.32.3.

Должностные лица

2 000 – 3 000

Юридические лица

5 000 – 10 000

Нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности
50 Осуществление закупок товаров, работ, услуг не соответствующих требованиям их энергетической эффективности Ч. 11 ст. 9.16

Должностные лица

30 000

Юридические лица

100 000

Невыполнение в срок законного предписания
51 Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок Ч. 7 ст. 19.5

Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, член комиссии-50 000

Юридические

лица — 500 000

Нарушение порядка и сроков предоставления информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок
52 Непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с ФЗ-44, либо представление заведомо недостоверной информации и документов Ч. 1 ст. 19.7.2.

Должностные лица

15 000

Юридические лица

100 000

53

Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки

Предоставление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки

Ст. 19.7.2-1.

Должностные лица

10 000 – 15 000

Юридические лица

30 000 – 50 0000

Нарушения в сфере закупок в области государственного оборонного заказа
54 Непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере гособоронзаказа информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с ФЗ-44, либо представление заведомо недостоверной информации и документов

Ч. 2

ст. 19.7.2.

Должностные лица

15 000

Юридические лица

100 000 – 500 000

55

Проведение закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере гособоронзаказа.

Размещение закупки по гособоронзаказу с условиями, отличающимися от согласованных контрольным органом.

Ч. 3

ст. 7.29.

Должностные лица>

30 000 – 50 000

56 Нарушение порядка формирования НМЦК при закупке по гособоронзаказу при проведении торгов

Ч. 1

ст. 7.29.1.

Должностные лица

30 000 – 50 000

57 Нарушение порядка формирования НМЦК при закупке по гособоронзаказу при закупке у единственного поставщика

Ч. 2

ст. 7.29.1./p>

Должностные лица

30 000 – 50 000

58 Отказ или уклонение поставщика от заключения контракта по гособоронзаказу, если заключение контракта является обязательным для такого поставщика

Ч. 1

ст.7.29.2.

Должностные лица

30 000 – 50 000

Юридические лица

300 000 – 1 000 000

59 Отказ или уклонение поставщика, имеющего в сфере гособоронзаказа доминирующее положение, от заключения контракта по гособоронзаказу, если заключение контракта является обязательным для такого поставщика

Ч. 2

ст. 7.29.2.

Должностные лица

30 000 – 50 000

Юридические лица

300 000 – 1 000 000

60 Нарушение сроков размещения закупки по гособоронзаказу Ч. 15 ст. 7.30.; 30 000 – 50 000
61

Нарушение срока и порядка оплаты по гособоронзаказу.

Неисполнение обязанности по авансированию.

Ст. 7.32.1 30 000 – 50 000
Нарушения, касающиеся работы оператора ЭТП
62

Нарушение оператором ЭТП порядка проведения аукциона.

Нарушение оператором ЭТП порядка аккредитации участника электронного аукциона.

Ч. 10 ст. 7.30. 300 000
63 Нарушение оператором ЭТП порядка или сроков блокирования операций по счету участника электронного аукциона. Ч. 3 ст. 7.31.1. 15 000
64 Нарушение оператором ЭТП порядка ведения реестра участников электронного аукциона. Ч. 4 ст. 7.31.1. 15 000
65 Нарушение оператором ЭТП правил документооборота, порядка или сроков размещения, направления информации, уведомлений, проектов контрактов при проведении электронного аукциона. Ч. 5 ст. 7.31.1. 15 000
66 Разглашение оператором ЭТП или его должностным лицом информации об участнике электронного аукциона до подведения результатов проведения электронного аукциона. Ч. 6 ст. 7.31.1.

Должностные лица

50 000

Юридические лица

250 000

Ограничение конкуренции. Теоретическая часть

Конкуренция, в соответствии с п. 7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, представляет собой отношения субъектов предпринимательства, при которых невозможно или ограничено влияние каждого из них на общие условия оборота на рынке.

К признакам ограничения конкурентного соперничества закон № 135-ФЗ относит (п. 17 ст. 4):

  1. Уменьшение количества субъектов предпринимательства.
  2. Изменение цены товарной продукции в любую сторону без связи с изменениями экономической ситуации и условий товарооборота.
  3. Несамостоятельные (зависимые от конкурентов) предпринимательские действия субъектов на рынке.
  4. Сговор между субъектами предпринимательства об общих условиях товарооборота на рынке.
  5. Соглашение между конкурентами о конкретных действиях на рынке.
  6. Прочие условия, дающие возможность одному или нескольким субъектам предпринимательства влиять на общие условия товарооборота.
  7. Установление госорганами, органами местной власти или компаниями, принимающими участие в предоставлении госуслуг, не предусмотренных законодательством требований к товарам или субъектам предпринимательства.

Госзакупки — способы ограничения конкуренции

Госзакупки представляют собой конкурентную форму размещения для нужд государства заказов:

  • на поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

В заявке заранее оговариваются условия и сроки осуществления предстоящих правоотношений. Выбор контрагента производится на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Процедуры осуществления закупок для государства регулируются:

  1. Законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Исходя из признаков ограничения конкурентного соперничества, перечисленных в законе № 135-ФЗ, можно определить самые явные способы ограничения конкуренции:

  1. Использование организациями доминирующего положения на рынке исключительно в свою пользу и в ущерб остальным его участникам.
  2. Заключение соглашений или согласование предпринимательских действий, имеющих своей целью оказание воздействия на рынок.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Освещение проблемы ограничения конкуренции в сфере товарооборота для государственных потребностей по закону 44-ФЗ возможно провести от обратного, дав пояснения к запретам на ограничивающие конкуренцию действия, установленные законодательно (несоблюдение этих запретов и требований может расцениваться как ограничение конкуренции):

  1. Положения ч. 1 ст. 24 ФЗ № 44 обязывают заказчиков при проведении закупочных процедур пользоваться конкурентными способами подбора контрагентов либо совершать закупки у одного поставщика.
  2. Заказчик обязан исходить из следующих правил описания предмета закупочных процедур, определенных ст. 33 ФЗ № 44:
  • описание объекта закупки не должно содержать таких характеристик товаров, услуг и т. д., которые способны повлечь ограничение числа участников закупки (п. 1 ч. 1);
  • не допускается введение в закупочную документацию характеристик возможных производителей товара и/или участников закупочных процедур, а также требований к деловой репутации участников закупки, наличию или отсутствию у них производственных мощностей, трудовых или финансовых ресурсов (ч. 3).
  1. В процессе торгов запрещена деятельность, способная привести к ограничению конкуренции (ч. 1 ст. 17 ФЗ № 135).
  2. Отдельно наложен запрет на ограничение доступа к участию в торгах, если на стороне организаторов или заказчиков выступают исполнительные органы власти федерального или регионального уровня, государственные внебюджетные фонды либо если торговые процедуры совершаются для размещения заказов для госнужд (ч. 2 ст. 17 ФЗ № 135).
  3. Запрещены любые иные действия, ограничивающие конкуренцию, так как приведенный в ст. 17 ФЗ № 135 перечень не является исчерпывающим.

Нарушение конкуренции по 44-ФЗ

В самом законе № 44-ФЗ санкций за нарушение конкуренции не предусмотрено. Данный нормативный акт содержит лишь отсылочные нормы к административному и уголовному законодательству. Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП) в ст. 14.9 предусматривает следующие санкционные меры за нарушение норм о конкурентных отношениях, в том числе при госзакупках:

  1. Деятельность, характеризуемая как недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством или приводящая к ограничению конкуренции, которая совершается должностными лицами органов исполнительной власти государственного и регионального значения, организациями, осуществляющими функции этих должностных лиц, а также иными предприятиями, государственными внебюджетными фондами, компаниями, принимающими участие в предоставлении госуслуг, наказывается штрафными выплатами в размере от 15 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 14.9).
  2. Если указанные в п. 1 действия были совершены лицами, ранее уже привлекавшимися за такое же административное нарушение, в качестве наказания избирается дисквалификация длительностью до 3 лет (ч. 2 ст. 14.9).

Уголовное законодательство содержит отдельную статью, предусматривающую санкции за ограничение конкуренции, — ст. 178 УК РФ. Наказание в этом случае зависит от тяжести и сопутствующих обстоятельств содеянного и предусматривает санкции от штрафа (300 000–1 000 000 руб.) до лишения свободы (до 7 лет).

Что делать в случае ограничения конкуренции при закупке?

Поскольку, как ранее мы отметили, грань между злоупотреблением с целью ограничения конкуренции и необходимыми требованиями к объекту закупки и участникам – очень тонкая, в судебной практике и в практике ФАС очень мало выявленных случаев ограничения конкуренции такими способами. Если вы столкнулись с проявлением ограничения конкуренции заказчиком, то рекомендуем следующие действия:

• проявляйте инициативу и активную позицию;

• направляйте заказчику запросы на разъяснения закупочной документаций и требований к объекту закупки;

• отстаивайте свои интересы и направляйте жалобы в ФАС;

В противном случае вы просто не попадете в число участников торгов, в худшем варианте вы можете случайно выиграть не выгодный контракт, а заказчик сделает все, чтобы расторгнуть его с вами в одностороннем порядке, а вы попадете в РНП, потеряете время и деньги. БКТендер– профессиональные юридические услуги по защите интересов и прав участников госзакупок по 44-ФЗ и 23-ФЗ по всей России.

Распространенные схемы и уловки ограничения конкуренции со стороны заказчика.

1) Жесткие требования к товарам/работам/услугам и компаниям участникам закупки.

Как правило, заказчики указывают излишне подробные требования к характеристикам товаров, или включают технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товары, работы или услуги, которые сведут выбор в пользу какого-то единственного поставщика. Установление для компаний участников в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным организациям или непосредственно заказчику. В результате, чем более жесткие требования устанавливаются, тем меньше компаний участвуют закупке.

2) Манипулирование информацией с целью ограничения конкуренции.

Эта уловка для ограничения круга участников торгов на практике проявляется в разных формах, но чаще всего в сокрытии информации. Как это выглядит: Все участники закупок знают, что самым важным условием, которое дает представление о закупке является описание объекта и условий. Иными словами достаточные сведения в закупочной документации, которые позволяют потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В свою очередь, заказчик осознанно не размещает полный комплект закупочной документации, особенно при закупке технически сложных товаров/работ/услуг, которые сопряжены со сложными или уникальными технологическими процессами, или оборудованием. Не каждый потенциальный участник закупок найдет силы и время вникать в детали, проявит настойчивость и направит заказчику запрос на разъяснения. Таким образом, в закупке будет участвовать узкий круг компаний, которые в теме. К манипулированию информацией, можно отнести размещение в системе чертежей или документации в нечитаемом формате. Это тоже ограничивает круг участников закупки.

Как и куда можно пожаловаться

Пожаловаться на ограничение конкуренции участник вправе в ФАС или в судебную инстанцию. Срок для подачи жалобы в ФАС на ограничение конкуренции зависит от существа претензий:

  1. Жалоба на закупочную документацию подается до окончания срока подачи заявки.
  2. Жалоба на процедуру отбора поставщика (например, из-за отклонения заявки) подается до даты подписания госконтракта.
  3. Если контракт был подписан, то сторонам придется жаловаться в суд.

Жалобу допускается передавать в бумажном и электронном форматах. Жалоба составляется в свободной форме, но должна содержать определенные обязательные реквизиты. В их числе:

  1. Наименование, ФИО, контактные данные заказчика.
  2. Сведения об авторе обращения – наименование, ФИО, контактные сведения.
  3. Данные о закупке.
  4. Сущность жалобы.
  5. Перечень документов, которые подтверждают нарушения, допущенные заказчиком или отдельным должностным лицом.
ФАС может отклонить обращение в течение двух дней. Жалобу могут отклонить, если она анонимная, содержит оскорбления, подана с нарушением сроков или не соответствует закону. По результатам рассмотрения жалобы ФАС может вынести в адрес заказчика предписание об устранении нарушений. Таким образом, заказчик не вправе ограничивать принципы конкуренции в рамках контрактной системы. Подобные действия заказчика и участников закупки могут быть обжалованы в ФАС или в судебной инстанции. Ограничение конкуренции грозит административной и уголовной ответственностью.

Ответственность за ограничение

Нарушение принципов свободной конкуренции грозит заказчику административной и уголовной ответственностью. Само наказание в 44-ФЗ не прописано: оно содержится в КоАП и УК. Административное наказание предусмотрено в ст. 14.9 КоАП. В нем прописана ответственность за ограничение конкуренции органами власти, которые представляет государственный заказчик. Должностному лицу со стороны заказчика грозят штрафные санкции в размере от 15 до 50 тыс. р. Штраф – не самое серьезное административное наказание за данный проступок. Повторное правонарушение грозит должностному лицу дисквалификацией на срок до 3 лет на основании ч. 2 ст. 14.9 КоАП. Ответственность за ограничение конкуренции в виде подписания определенных соглашений прописана в ст. 14.32 КоАП. Так, за картельный сговор на заказчика накладывается штраф до половины начальной цены предмета торгов (в пределах 100 тыс. р.). Уголовная ответственность может грозить участникам сговора, если их действия причинили ущерб в размере более 10 млн р. Санкции устанавливаются по ст. 178 УК. Они предполагают:

  • штраф до 500 тыс. р.;
  • принудительные работы на период до 3 лет с риском дисквалификации до года;
  • лишение свободы на период до 3 лет с дисквалификацией до года.

Наличие ущерба в размере свыше 30 млн р. грозит лишением свободы вплоть до 7 лет со штрафом до 1 млн р.

Ответственность за нарушение

Препятствовать созданию естественной и честной конкуренции запрещено. За такие действия нарушителю грозят жесткие санкции вплоть до уголовной ответственности. Об этом, в частности, повествует отдельно принятый акт — Закон о защите конкуренции.

Видео-инструкция признаки незаконного ограничения конкуренции

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Источники
  • https://pravo.team/zakupki/44/ogranichenie-konkurentsii.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/ogranicenie-konkurencii.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d0b18cfa692c900afdb88de/44fz-glazami-zakazchika-nacrejim-ogranicheniia-i-usloviia-dopuska-5f710839fde6297ce3d73736
  • https://good-tender.ru/44-fz/96-shtrafy-po-44-fz-tablitsa
  • https://nsovetnik.ru/antimonopolnoe-zakonodatelstvo/kakaya-statya-otvechaet-za-ogranichenie-konkurencii-po-44-fz/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5c77028757accc00b6dccb98/hitrye-shemy-goszakazchikov-po-ogranicheniiu-konkurencii-v-zakupkah-po-44fz-5f6b56ecd2daf865cc9089bc
  • https://goskontract.ru/docs/fz44/statya-8
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/ogranichenie-konkurentsii-po-44-fz/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах