Основания прекращения сервитута земельного участка: какие они в 2024 году?

Понятия частного и публичного сервитутов

Публичный сервитут, согласно действующим нормам земельного права, устанавливается только в ходе общественных слушаний. Ограниченное право пользования землей для нужд муниципалитета, государства или общества устанавливается по некоторым из оснований:

  • при проведении дренажных работ на данном участке земли;
  • при монтаже дорожных знаков, геодезических знаков, свободного подъезда к ним;
  • при ремонте дорожного покрытия или инженерных и прочих коммуникаций;
  • для проведения охоты, рыбалки;
  • для прогона сельскохозяйственных животных по участку при отсутствии обходного пути.

Полный список оснований для возникновения публичного сервитута можно прочитать в статье 23 действующего Земельного Кодекса РФ.

Частный сервитут, как ограниченное право пользования землей, возникает тогда, когда собственник одного земельного участка претендует на использование части соседнего земельного участка. Такие правовые претензии чаще всего встречаются в сельской местности, где частные домовладения расположены рядом друг с другом так, что одним соседям рано или поздно приходится пересекать или частично использовать землю других соседей.

Тот собственник, на чей участок земли были возложены права по сервитуту, вправе требовать материальную компенсацию (плату) за использование его собственности. Однако это не означает, что такая плата ему будет выдана, поскольку чаще всего устанавливаются ограниченные права на использование земли во время судебных тяжб.

Кроме того, некоторые основания не подразумевают выплату денежных средств. Например, подвод коммуникационных сетей соседям, в случаях если нет иного варианта выполнения работ, вряд ли будет оплачен.

Прекращение действия сервитута любого вида невозможно по заявлению лица, в пользу которого он был установлен, то есть собственник земельного участка, на который были наложены ограничительные права, не может самостоятельно требовать отмены такого ограничения.

Что такое прекращение сервитута на земельный участок

Под прекращением сервитута следует понимать прекращение существующего обременения на земельный участок, которое существовало в целях обеспечения нормального функционирования соседних земельных участков.

В том случае, если речь идет о прекращении публичного сервитута, следует рассматривать этот процесс как отмену использования чужих земельных участков для тех или иных целей, направленных на улучшение качества жизни населения в рамках конкретно о административного образования или нескольких таких образований.

Отмена сервитута может происходить только в соответствии со статьей 276 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В рамках этой статьи дается полное определение того, что необходимо понимать под отменой сервитута, а также те основания, которые должны быть использованы для формирование решения.

Однако в Гражданском Кодексе не содержатся те основания, по которым происходит отмена публичного сервитута. По этой причине использовать следует и Земельный Кодекс, который содержит сведения о том, по каким основаниям может быть отменен именно публичный сервитут. Расшифровка таких оснований содержится в статье 48 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Понятие прекращения сервитута. Основания прекращения сервитута

Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка. Данная процедура характеризуется прекращением действия всех условий договора об установлении сервитута, а также в прекращении прав ограниченного использования участков, которые предоставлялись всем участниками договора на основании сервитута.

Законодательный порядок предусматривает несколько механизмов для отмены действия договора о сервитуте. Соответственно, участники соглашения о сервитуте имеют право добровольно его расторгнуть в случае отсутствия потребностей третьих лиц в использовании территориального участка, находящегося в чужой собственности.

Для отмены обременения в отношении земельного участка и прекращения действия режима земельного сервитута должны возникнуть серьезные основания. Законодательство предусматривает следующие основания прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута):

  • Отпадение всех оснований, в соответствии с которыми было установлено право ограниченного использования земельным участком в пользу третьих лиц.

Таким образом, должна отпасть потребность в обеспечении свободного прохода или проезда, использовании земельных и природных ресурсов, осуществлении покоса сена и выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, запрет на охоту и рыболовство.

Также основаниями для прекращения действия соглашения о сервитуте является завершение всех работ по размещению государственных знаков и подъездов к ним, отсутствие необходимости в проведении исследовательских и археологических работ, окончание ремонта коммуникаций, транспортных систем и завершение дренажных работ;

  • Изменение качеств и состояния земельной территории, которая стала объектом заключения сервитута;
  • Лицо, в отношении которого был установлен сервитут, не использует свое право ограниченного использования территории более двух лет;
  • Произошло соединение в руках единого лица прав на законную собственность и ограниченное использование земельной территорией, которая является объектом соглашения;
  • Отчуждение земельного участка, который был предоставлен гражданину для постоянного использования на бессрочной основе, для удовлетворения потребностей государственных органов и муниципальных учреждений местного самоуправления;
  • Наступление срока окончания действия сервитута;
  • Невозможность полноценного или частичного использования законным собственником своей земельной территории в соответствии с ее целевым предназначением и установленным режимом.

В таком случае собственник территории может требовать защиты своих имущественных прав в судебном порядке. Однако требования гражданина могут быть не удовлетворены, если существуют законные основания на ограничение прав собственника территории.

В основе таких ограничений лежит потребность защиты конституционных прав и свобод, нравственности и здоровья, и также прав и интересов частных лиц, а также безопасность страны и целостность территориальных границ;

  • Прекращение действия соглашения о предоставлении права ограниченного использования участком по давности;
  • Нарушение участниками договора условий ограниченного использования земельного участка.

Какими законами регулируется снятие обременения?

Сервитут, как право ограниченного пользования чужим имуществом регулируется нормами гражданского законодательства, так как именно эти нормы закона позволяют в полном объёме отразить суть обременений, накладываемых на чужие вещи и недвижимое имущество.

Право сервитута, как ограниченного использования земельного участка в целях обеспечения нормального функционирования других участков, рассматривается в статьях , 275 и . Именно они подробно регламентируют порядок установления такого обременения, основ его использования, а также прекращения.

ГК РФ Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

  1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Однако, так как сервитут подразумевает под собой право пользования, то для его регулирования заключается соответствующий договор. В момент прекращения действия такого договора прекращается и действие сервитута.

Основания для прекращения публичного сервитута

Как показывает судебная практика, чаще всего для прекращения публичного сервитута основанием является окончание срока действия нормативно-правового акта, которым ограничительное право было наложено, например, при окончании соответствующих работ. При этом закончены все работы могут быть раньше, чем указано в акте.

Собственник земельного участка имеет право обратиться в местную администрацию, к представителям местных органов власти, с целью прекращения действия публичного сервитута. Отказать ему в этом никто не может.

Если во время действия акта о публичном сервитуте земельный участок собственника был подвержен кардинальным переменам негативного характера (испорчен или приведен в непригодное для дальнейшего использования состояние), то собственник имеет право обратиться в суд для получения материального возмещения или же продажи этого участка в пользу муниципалитета по его кадастровой стоимости. Независимая оценка ущерба экспертом придется тут как нельзя кстати.

Основания для прекращения частного сервитута

Прекращения сервитута частного характера возможно, согласно законодательству, по нескольким причинам:

  • Лицо, в чью пользу был составлен акт, отказалось от своих прав на использование чужого земельного участка.
  • Закончились основания для использования чужого земельного участка для определенных работ. К примеру, все коммуникации уже были подведены, необходимость в проходе и реализации чужой земли отпала.
  • Невозможность использования своего права на сервитут на чужом участке земли. Чаще всего такое происходит в тех случаях, когда при прокладке электрической сети через соседний участок возникают определенные ситуации, при которых выполнение названных действий становится невозможным. В этом случае прекращение сервитута происходит как бы автоматически. Что при этом не означает, что требуется получить соответствующий акт об отмене права ограниченного использования чужой собственности.

Способов для прекращения прав на ограниченное пользование землей существует не так уж и много, все они оговорены в земельном праве, поэтому чаще всего истолковываются даже гражданами без юридического образования верно.

Кем может приниматься это решение?

Выносить решение о снятии такого обременения имеет право уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (указаны в ст. 39.38 ЗК РФ), если стороны договора о сервитуте подали требование о его прекращении, а также, если нарушен порядок установления этого ограничения, нет возможности или возникают трудности в использовании земли или недвижимости на ней из-за наложения публичного сервитута (здесь исключением являются цели, предусмотренные ст. 39.37 ЗК РФ).

Среди других причин:

  • была изменена документация планировки территории, по которой установлен сервитут, предусмотрено другое расположение инженерного сооружения, в целях которого накладывалось обременение;
  • обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность, для которой установили обременение, нарушая требования ФЗ, технических регламентов и других законов;
  • если деятельность, для которой был наложен публичный сервитут, не осуществляется 2 и более лет;
  • не вносится плата.

Способы отмены сервитута

Как уже говорилось выше, сервитут может быть отменен по двум основаниям:

  • По обоюдному согласию;
  • Путём расторжения соглашения через суд.

Расторжение соглашения об установлении сервитута по обоюдному согласию происходит всего в три этапа:

  1. Установление всех обстоятельств, которые соответствуют возможности отмены действующего сервитута. Это могут сделать как обе стороны, так и та сторона, которая была заинтересована в таком действии.
  2. Подписание дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута обеими сторонами-участницами. Такое дополнительное соглашение будет считаться тем определяющим документом, на основании которого будет произведена регистрация отмены сервитута.
  3. Непосредственно регистрация отмены установленного обременения с получением соответствующего документа. Производится такая регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Полученное по итогам такого процесса свидетельство может быть использовано, при необходимости, в качестве документа, доказывающего ничтожность претензий других лиц на действия по использованию сервитута.

В случае с судебным рассмотрением весь процесс будет происходить несколько сложнее, так как в этом случае количество стадий значительно увеличится, а сам процесс будет состоять из следующих этапов:

 

  • Составление документа, доказывающего возможность прекращения сервитута.
  • Подготовка его ложится на плечи того лица, которое выступает инициатором отмены обременения.
  • Досудебное урегулирование всех существующих разногласий, инициатором которого должен выступать также инициатор отмены обременения.
  • Подача искового заявления в суд с предоставлением всех доказательств, которые смогут подтвердить возможность отмены сервитута.
  • Судебное рассмотрение дела, в ходе которого все предоставленные сведения должны быть тщательно изучены.
  • Заключение дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута на основании вынесенного решения либо использование решения суда для расторжения договора.
  • Регистрация отмены сервитута на основании заключенного соглашения или вынесенного решения суда.

Если в случае расторжения договора сервитута по обоюдному согласию никаких дополнительных документов готовить не нужно, то в случае судебной отмены такого обременения необходимо особое внимание уделить исковому заявлению.

Его составление осуществляется в соответствии с требованиями Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, а сам текст документа должен состоять из трёх частей:

  1. Преамбулы, в которой содержится наименование того судебного органа, куда направляется заявление, данные об истце и ответчике, а также сведения о месте и лете составления этого заявления;
  2. Основной части, в которой описываются все обстоятельства, повлиявшие на установление сервитута, а также развитие ситуации, которое оказало влияние на возможность его отмены;
  3. Заключительной части, содержащей конкретные требования истца (в том числе, о возмещении материального и морального ущерба).
Отдельно оформляется список тех приложений, которые истец считает необходимым направить в суд.

Прекращение сервитута происходит в том случае, если в использовании

такого обременения отпадает необходимость. Прекратить сервитут можно как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, но через судебное решение.

Прекращение сервитута может происходить по двум причинам: если в нем отпала необходимость или если его действие делает невозможным использование обремененного имущества. И в том, и в другом случае отмена сервитута должна быть зарегистрирована соответствующим образом.

Порядок прекращения сервитута

Возникновение и прекращение сервитутов – процедуры, которые предусматривают внесение изменений в форму собственности земельных территорий. Любое из данных действий требует соблюдение определенного законом порядка, основным этапом которого является регистрация прав на недвижимое имущество, в частности, землю в едином государственном реестре.

Как и установление права возможности ограниченного использования территорий чужой собственности, прекращение действия соглашения о сервитуте должно быть внесено в единый реестр.

Основным условием для прекращения действия сервитута является наличие соответствующего заявления и доказательной документации. Соответственно, поводом для прекращения действия сервитута является предоставление в органы государственной регистрации:

  • судебного решения об удовлетворении требований истца в отношении прекращения действия соглашения, которое предоставляло третьим лицам право ограниченного использования территорий;
  • добровольного соглашения сторон о прекращении действия сервитута на основании отпадения необходимости в использовании земельного участка третьими лицами.

Составление требования

  1. Требование составляется на имя руководителя уполномоченного органа исполнительной власти или местного самоуправления.
  2. В тексте заявления-требования нужно указать данные об обремененной земле (адрес, межевые данные и другая информация для идентификации участка), информацию о том, почему требуется прекращение действия ограничения.
  3. Если отмена обременения производится по инициативе лица, которое требовало установить сервитут, то заявление не нужно – достаточно дополнительного соглашения к договору, в нем указывается основание и дата прекращения действия ограничения.
  4. Если же сервитут отменяется по желанию владельцы земли, то заявление об отмене ложится в основу Постановления об отмене обременения (здесь не играет роли публичный это сервитут или частный).

Дополнительные документы

К требованию нужно приложить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность собственника земли;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • технические документы на землю;
  • договор об установлении сервитута</span>;
  • бумаги, подтверждающие законность требования (план эксплуатации обремененной части, где видна невозможность ее применения, документальные свидетельства отсутствия необходимости использования земли или нарушения условий сервитута);
  • заключение эксперта о состоянии участка.
Сотрудники уполномоченного органа власти должны в течение не больше 10 дней проверить правильность заполнения требования, документы и направить заявление руководителю органа для рассмотрения.

После передачи документа в уполномоченный орган, в срок не больше 30 дней его обязаны рассмотреть и вынести решение.

Подписание соглашения

Дальше составляется допсоглашение о расторжении договора или Постановления руководителя органа власти. Здесь время для подготовки документов ограничивается 30 днями со дня вынесения решения об отмене действия обременения.

Подготовка и подписание дополнительного соглашения должны произойти в течение этого срока.

Отказ от заключения соглашения

Когда сторона отказывается от заключения соглашения, вопрос требуется передать в районный суд по месту расположения ЗУ. К заявлению следует приложить подтверждающую документацию о фактах, на основании которых взыскивается прекращение ограничения собственника. Если заявитель взыскивает компенсацию за нанесённый моральный вред, следует определить точный размер ущерба и приложить:

  1. акты независимой экспертизы о наличии ущерба;
  2. справки об оценке нанесённого ущерба.

По решению суда, которое будет выдано в форме выписки, собственник ЗУ сможет выселить со своего надела недобросовестного пользователя.

Имущественные права собственника защищены Конституцией РФ. В случае недобросовестного отношения к земельному имуществу, он вправе отменить частный или публичный сервитут и снять с него обременение.

Каких затрат требует расторжение ограниченного права пользования?

Последствиями прекращения сервитута, могут быть определённые затраты, так как эта процедура считается одним из серьёзных юридически значимых действий.

Главным материальным вложением денежных средств станет уплата госпошлины за регистрацию отмены сервитута. В настоящее время эта сумма составляет от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, кто является владельцем земельного участка – физическое или юридическое лицо.

В том случае, если при подготовке заявления и всех необходимых документов потребуется обратиться к юристу или нотариусу, услуги таких специалистов оцениваются в размере от 2000 до 15000 тысяч рублей, в зависимости от стоимости установленного обременения (такой расчёт определён нотариальным прейскурантом).

Если придётся обращаться в суд?

В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.

  1. Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение, владельцу земельного участка необходимо обратиться с исковым заявлением об отмене обременения. В рамках искового заявления необходимо указать, в какое время был установлен сервитут, на какой срок он устанавливался, а также по какой причине должен быть отменён.
  2. К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие законность требований об отмене сервитута. Кроме того, необходимо будет приложить и доказательства попытки урегулирования спора об отмене сервитута в досудебном порядке.
  3. Последним документом, который необходимо будет предоставить в суд, станет квитанция об оплате госпошлины за услуги суда. Ее сумма для физических лиц составит 300 рублей.
Рассмотрение дела в суде займёт около одного-двух месяцев в зависимости от того, сколько понадобится заседаний для изучения позиций сторон-участниц соглашения.

Если речь идёт о публичном сервитуте, то он также может быть отменён путём рассмотрения дела в суде. Однако, в этом случае, срок рассмотрения дела может увеличиться до трёх месяцев, но не может превышать этот срок.

Судебные тяжбы по поводу прекращения действия сервитута

Нередко гражданам приходится доказывать свои права на полное использование без ограничений земельного участка путем обращения в судебные органы. Для этого при себе необходимо иметь точно такой же список документов, что и при обращении к представителям местного самоуправления.

При этом в заявлении прописывается, на каком основании компетентные и ответственные органы не выдали соответствующий акт, то есть дополнительно к документам необходимо приложить и соответствующий отказ.

Обоснованность отказа в прекращении сервитута рассматривается мировыми судами, а в случаях если одна из сторон не согласна с вынесенным решением, то в судах высших инстанций. Как правило, если оснований для продолжения использования чужого земельного участка нет, то муниципалитет и не настаивает на таком праве.

Гражданин, чьему участку был нанесен ущерб, может подать иск в суд о возмещении материального и морального вреда к органам местного самоуправления. Суд, оценив нанесенный ущерб, вправе удовлетворить иск полностью или частично.

Более того, суд может предложить сторонам решение в виде купли-продажи участка собственника муниципалитетом. В этом случае окончательное решение останется за собственником, который вправе принять такие условия или же настаивать и дальше на возмещение ущерба в денежном эквиваленте с сохранением имущества.

Последствия прекращения сервитута

Правовыми последствиями прекращения действия сервитута является:

  • отмена действия условий соглашения о предоставлении прав ограниченного использования земельных территорий третьим лицам;
  • отмена обременения в отношении земельного участка, который был объектом установления сервитута;
  • отсутствие возможности использовать чужие территории третьими лицами, которые были субъектами соглашения о сервитуте на земельный участок;
  • внесение изменений в государственный реестр, который фиксирует смену прав граждан на недвижимое имущество (землю).

Таким образом, отмена действия сервитута заключается в соблюдении законодательных требований и процедуры прекращения действия условий соглашения. Законом предусматривает возможность граждан добровольно заключить соглашение о прекращении действия сервитута, а также подать исковое заявление в судебные органы для совершения процедуры в принудительном порядке.

Невозможность отмены действия сервитута

Отмена действия сервитута возможна не во всех случаях, чаще всего отменить сервитут нельзя в случае, если речь идет о публичном пользовании земельным участком.

Закон устанавливает, что сервитут нельзя отменить, если он нужен для прохода граждан по прибережной полосе, использования участка земли для ловли рыбы, охоты на животных или же забора водных ресурсов, также это касается и размещения коммуникационных линий, инфраструктуры и других объектов, которые имеют публичный интерес.

Отмена публичного сервитута в одностороннем порядке возможна лишь черед судебную инстанцию по месту расположения участка земли.

Спорные моменты и судебная практика в вопросах отмены сервитутов

Если расторгнуть сервитут по соглашению сторон не представляется возможным, одна из сторон имеет полное право обратиться в судебную инстанцию для дальнейшего продолжения тяжб.

Для принятия успешного решения по исковому делу нужно грамотно составить заявление, приложив к нему необходимый пакет документов и существенные доказательства, которые подтвердят законность отмены сервитута.

Например, между гражданином А. и Б. был установлен договор о сервитуте, так как на участке земли А. был источник воды, в котором нуждался гражданин Б. Со временем гражданин Б. вырыл колодезь у себя на участке и теперь использует его. Суд одобрит иск гражданина А., так как основания, при которых сервитут заключался, были исчерпаны.
Другой случай, частный предприниматель А. оформил сервитут с гражданином Б. для проезда к промышленному зданию по его участку. Суд отклонил иск предпринимателя А., который тот подал спустя год, из-за того, что основания для отмены сервитута отсутствуют и другого проезда к промышленному зданию не имеется.

Таким образом, для расторжения сервитута между сторонами должны иметься веские и законные основания, в противном случае судебная инстанция откажет в одобрении иска.

Заключение

Сервитут может быть прекращен как по инициативе лица, в чьих интересах он был установлен. Чаще всего в качестве инициатора прекращения сервитута выступает владелец обременённого земельного участка.

Отменить его можно в двух случаях – если в сервитуте отпала необходимость или если его дальнейшее использование может повлечь невозможность эксплуатации рассматриваемого земельного участка. Для отмены обременения достаточно подать соответствующее заявление и составить дополнительное соглашение о расторжении договора.

Источники
  • https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-prekrashheniya-servituta.html
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/prekrashhenie.html
  • https://advokat-malov.ru/sobstvennost/prekrashhenie-servituta.html
  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/servitut/prekrashhenie.html
  • https://pravoved.online/servitut/osnovaniya-prekrascheniya
  • https://urist.expert/zemelnyj-uchastok/servitut/prekrashhenie-deistvia.html
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/osnovaniya-dlya-prekrashenija.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах