Основное принципы и положения соглашения ТРИПС

Что такое ТРИПС

ТРИПС – русская аббревиатура английского TRIPS. Это международный договор, регламентирующий коммерческую сторону прав интеллектуальной собственности. Было принято в рамках стандартного пакета ВТО.

В ТРИПС включены основополагающие положения документа, разработанного в Берне еще в 1886 году. Они касаются художественных произведений в части неприкосновенности авторской собственности (исключение – неимущественное право). А также новые правила о защите авторских прав на международном уровне.

Соглашение предусматривает исполнение странами-участниками ВТО всех положений и базовых стандартов ТРИПС.

Значение соглашения

Соглашение ТРИПС открывает возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, имеющихся в ВТО, применительно к интеллектуальной собственности. Эти механизмы предусматривают возможность применения мер воздействия путем репрессалий. Если бы, например, в одной стране совершено нарушение прав автора из другой страны, то последняя, проведя спорный вопрос через процедуры ВТО по разрешению конфликтов, может повысить пошлину на ввоз определенного товара из страны-нарушителя на свою территорию.

Предпосылки и история

TRIPS была согласована в ходе Уругвайского раунда в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1986-1994 гг. Его включение стало кульминацией программы интенсивного лоббирования со стороны США , поддерживаемой Европейским союзом , Японией и другими развитыми странами . Кампании одностороннего экономического поощрения в рамках Всеобщей системы преференций и принуждения в соответствии с разделом 301 Закона о торговле сыграли важную роль в опровержении конкурирующих политических позиций, которые поддерживали такие развивающиеся страны, как Бразилия, а также Таиланд, Индия и государства Карибского бассейна. В свою очередь, стратегия Соединенных Штатов по увязке торговой политики со стандартами интеллектуальной собственности восходит к предприимчивости высшего руководства Pfizer в начале 1980-х годов, которое мобилизовало корпорации в Соединенных Штатах и ​​сделало максимизацию привилегий интеллектуальной собственности приоритетом номер один. торговая политика в Соединенных Штатах (Braithwaite and Drahos, 2000, глава 7).

После Уругвайского раунда ГАТТ стал основой для создания Всемирной торговой организации. Поскольку ратификация ТРИПС является обязательным требованием членства во Всемирной торговой организации, любая страна, стремящаяся получить жесткий доступ к многочисленным международным рынкам, открытым Всемирной торговой организацией, должна принять строгие законы об интеллектуальной собственности, предусмотренные ТРИПС. По этой причине ТАПИС является наиболее важным многосторонним инструментом глобализации законов об интеллектуальной собственности. Такие государства, как Россия и Китай , которые вряд ли присоединились к Бернской конвенции , сочли перспективу членства в ВТО сильным соблазном.

Кроме того, в отличие от других соглашений по интеллектуальной собственности, ТРИПС имеет мощный механизм обеспечения соблюдения. Государства можно дисциплинировать с помощью механизма разрешения споров ВТО .

Новая терминология ТРИПС

При разработке Соглашения применительно к институту ИС было предложено ввести новый термин «trade-related aspects» of intellectual property rights (торговые аспекты прав интеллектуальной собственности). Понятие «торговые аспекты», по нашему мнению, имеет мало общего с институтом ИС, который общепризнано рассматривается как юридическая монополия. Правовая природа его проявляется в режиме исключительных прав.

Справедливости ради заметим, что представители развивающихся стран настаивали на уточнении вводимой терминологии, высказывая определенные опасения, что в результате для индустриально развитых стран ИС может стать дополнительным средством поддержания их конкурентных преимуществ. В частности, такие страны, как Индия и Бразилия, придерживались позиции, что охрана ИС вообще не связана с международной торговлей. При этом ими особо подчеркивалось, что цели данного института заключаются не в либерализации и, конечно, не в обеспечении свободной торговли, а в предоставлении правового режима исключительных прав. По мнению индийской и бразильской делегаций, в рамках ГАТТ можно было бы создавать механизмы антимонопольного ограничения торговой практики, которые ставили бы целью обеспечение надлежащего свободного товарообмена между странами — членами ВТО, но ни в коей мере не следует создавать новые правила регулирования в сфере ИС.

В ответ на эти критические замечания западными странами приводились контрдоводы в пользу того, что индустриально-технологическое развитие любого государства стоит в прямой зависимости от уровня охраны ИС, а сам институт ИС учитывает баланс интересов производителей и потребителей инноваций, а также социально-культурных и технологических потребностей государств.

При разработке Соглашения ТРИПС были предложены достаточно высокие стандарты охраны прав ИС. Введение этих стандартов было обосновано не только собственными экономическими интересами западных государств, но также подкреплено попыткой убедить участников Соглашения в том, что введение новых стандартов явится выгодным и для развивающихся стран. При аргументации особый акцент делался на то, что без защиты ИС в государстве нет и должной инновационной деятельности, отсутствует инвестиционная активность, невелики объемы финансирования научных исследований. Эта много раз обоснованная западными странами позиция тем не менее находила и продолжает находить различные отклики среди развивающихся стран. В итоге после многих дебатов развивающиеся страны пришли к выводу о необходимости ратификации Соглашения ТРИПС. Со стороны западных стран им были предложены некоторые «смягчающие» нормы, которые смогли консолидировать интересы всех участников переговоров. Эти компромиссные предложения касались, в частности, либо снижения стандартов охраны, либо предоставления некоторых временных изъятий при их введении. Итак, можно говорить о том, что странами — участницами Уругвайского раунда была воспринята позиция, согласно которой ИС должна стать новым инструментом в регулировании международной торговли.

Сущность и сфера применения обязательств

1. Члены вводят в действие положения настоящего Соглашения. Члены могут, но не обязаны, осуществлять в своих национальных законах более обширную охрану, чем требуется по настоящему Соглашению, при условии, что такая охрана не противоречит положениям настоящего Соглашения. Члены могут свободно определять надлежащий метод выполнения положений настоящего Соглашения в рамках своих правовых систем и практики.

2. Для целей настоящего Соглашения термин «интеллектуальная собственность» распространяется на все категории интеллектуальной собственности, которые являются предметом разделов 1 — 7 части II.

3. Члены предоставляют режим, предусмотренный в настоящем Соглашении, физическим и юридическим лицам других членов <*>. В отношении соответствующего права интеллектуальной собственности под гражданами других членов должны пониматься те физические или юридические лица, которые отвечали бы критериям предоставления охраны, предусмотренным в Парижской конвенции (1967 г.), Бернской конвенции (1971 г.) и Договора по интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем, участниками которых являются все члены ВТО <**>. Любой член, пользующийся возможностями, предусмотренными в пункте 3 статьи 5 или пункте 2 статьи 6 Римской конвенции, уведомляет, как предусмотрено в упомянутых положениях, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности («Совет по ТРИПС»).

<*> В настоящем Соглашении ссылка на «граждан» в случае отдельной таможенной территории — члена ВТО означает физических или юридических лиц, которые имеют постоянное местожительство или действительное и действующее промышленное или торговое предприятие на упомянутой таможенной территории.

<**> В настоящем Соглашении «Парижская конвенция» означает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности: «Парижская конвенция (1967 г.)» означает Стокгольмский акт этой конвенции от 14 июля 1967 г. «Бернская конвенция» означает Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений: «Бернская конвенция (1971 г.)» означает Парижский акт этой конвенции от 24 июля 1971 г. «Римская конвенция» означает Международную конвенцию по защите исполнителей, производителей фонограмм и организаций телерадиовещания, принятую в Риме 26 октября 1961 г. «Договор по интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем» (Договор ИПИС) означает Договор по интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем, принятый в Вашингтоне 26 мая 1989 г. «Соглашение по ВТО» означает Соглашение об учреждении ВТО.

Конвенции в области интеллектуальной собственности

1. В отношении частей II, III и IV настоящего Соглашения члены соблюдают статьи 1 — 12 и статью 19 Парижской конвенции (1967 г.).

2. Ничто в частях с I по IV настоящего Соглашения не должно отличаться от существующих обязательств, которые члены могут иметь по отношению друг к другу в соответствии с Парижской конвенцией, Бернской конвенцией, Римской конвенцией и Договором по интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем.

Национальный режим

1. Каждый член предоставляет гражданам других членов режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет своим собственным гражданам в отношении охраны <*> интеллектуальной собственности, кроме исключений, уже предусмотренных соответственно в Парижской конвенции (1967 г.), в Бернской конвенции (1971 г.), в Римской конвенции и в Договоре по интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем. Что касается исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, это обязательство применяется только в отношении прав, предусмотренных по настоящему Соглашению. Любой член, пользующийся возможностями, предусмотренными в статье 6 Бернской конвенции (1971 г.) или пункте 1 «b» статьи 16 Римской конвенции, уведомляет, как предусмотрено в упомянутых положениях, Совет по ТРИПС.

———————————

<*> Для целей статей 3 и 4 «охрана» включает вопросы, затрагивающие наличие прав интеллектуальной собственности, их приобретение, объем, сохранение в силе и реализацию, а также те вопросы, которые затрагивают использование прав интеллектуальной собственности и к которым особо обращено внимание в настоящем Соглашении.

2. Члены могут воспользоваться исключениями, допускаемыми в соответствии с пунктом 1 в отношении судебных и административных процедур, включая выбор юридического адреса или назначение поверенного в рамках юрисдикции члена, только в тех случаях, когда такие исключения необходимы для соблюдения законов и правил, которые не противоречат положениям настоящего Соглашения, и когда подобные процедуры не применяются таким образом, чтобы стать скрытым ограничением в торговле.

Основные принципы и стандарты

Текст международного документа включает в себя основные принципы:

  • Национальный режим. Страны ВТО единообразно понимают интеллектуальное право. Юридически все участники всемирной организации равны с точки зрения приобретения, использования и защиты интеллектуальной собственности.
  • Режим благоприятствования или упрощение торговли. Все члены ВТО имеют равные права и привилегии. Это позволяет исключить дискриминацию физических и юридических лиц разных стран.
  • Соблюдение всех международных договоров данной сферы. Сюда входит не только Бернская (1886, 1971), но и Парижская конвенция (1983) об охране промышленной собственности. А также Вашингтонский договор (1989) о защите интеллектуального продукта, связанного с микросхемами

Базовые стандарты ТРИПС

  • Срок защиты имущественных авторских прав должен быть не менее 50 лет после смерти автора, для фильмов и фотографий этот срок составляет соответственно 50 и 25 лет с момента создания. Авторское право должно предоставляться автоматически и не может зависеть от выполнения никаких формальностей, таких как регистрация.
  • Компьютерные программы рассматриваются как литературные произведения с точки зрения авторского права и имеют те же условия защиты.
  • Национальные ограничения авторского права, такие как добросовестное использование в США, должны быть четко ограничены.
  • Патенты должны предоставляться во всех областях технологии, однако допускаются исключения с целью защиты общественных интересов. Срок защиты имущественных прав, предоставляемых патентом, должен составлять не менее 20 лет.
  • Перечень объектов, которые не могут быть запатентованы, должен быть ограничен так же, как и ограничения авторского права.
  • Каждое государство должно предоставлять гражданам других стран, которые присоединились к ТРИПС, такой уровень прав в области интеллектуальной собственности, который она предоставляет своим собственным гражданам.

Требования

ТРИПС требует, чтобы государства-члены обеспечивали надежную защиту прав интеллектуальной собственности. Например, по ТРИПС:

  • Срок действия авторского права должен составлять не менее 50 лет, если это не основано на жизни автора . (Статьи 12 и 14)
  • Авторское право должно предоставляться автоматически, а не на основании каких-либо « формальностей », таких как регистрация , как указано в Бернской конвенции . (Ст. 9)
  • Компьютерные программы должны рассматриваться как «литературные произведения» в соответствии с законом об авторском праве и пользоваться такими же условиями защиты.
  • Национальные исключения из авторского права (например, « добросовестное использование » в Соединенных Штатах) ограничиваются трехступенчатым тестом Берн.
  • Патенты должны выдаваться на «изобретения» во всех «областях техники» при условии, что они отвечают всем другим требованиям патентоспособности (хотя допускаются исключения для определенных общественных интересов (статьи 27.2 и 27.3), и они должны иметь исковую силу в течение не менее 20 лет (статья 33). ).
  • Исключения из исключительных прав должны быть ограничены при условии, что нормальное использование произведения (статья 13) и нормальное использование патента (статья 30) не противоречат друг другу.
  • Не допускается необоснованное ущемление законных интересов правообладателей компьютерных программ и патентов.
  • Законные интересы третьих лиц должны приниматься во внимание патентными правами (статья 30).
  • В каждом штате законы об интеллектуальной собственности могут не предлагать местным гражданам каких-либо преимуществ, которые недоступны для граждан других подписавших ТРИПС сторон в соответствии с принципом национального режима (с некоторыми ограниченными исключениями, ст. 3 и 5). ТРИПС также содержит положение о режиме наибольшего благоприятствования .

Соглашение ТРИПС включает посредством ссылки положения об авторском праве из Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (статья 9), за исключением личных неимущественных прав. В него также включены посредством ссылки основные положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности (статья 2.1). В Соглашении ТРИПС прямо упоминается, что программное обеспечение и базы данных защищены авторским правом при условии соблюдения требования оригинальности (статья 10).

Статья 10 Соглашения гласит: «1. Компьютерные программы, будь то исходный или объектный код, охраняются как литературные произведения в соответствии с Бернской конвенцией (1971 г.). 2. Компиляции данных или других материалов, будь то в машиночитаемой или иной форме , которые по причине выбора или расположения их содержания представляют собой интеллектуальные творения, должны быть защищены как таковые. Такая защита, которая не распространяется на сами данные или материалы, не должна наносить ущерба никаким авторским правам, существующим в самих данных или материалах. »

Доступ к основным лекарствам

Самый заметный конфликт произошел из-за лекарств от СПИДа в Африке . Несмотря на роль, которую патенты сыграли в поддержании более высоких затрат на лекарства для программ общественного здравоохранения в Африке, это противоречие не привело к пересмотру ТРИПС. Вместо этого в ноябре 2001 г. было опубликовано интерпретирующее заявление, Дохинская декларация , в котором указывалось, что ТАПИС не должно мешать государствам справляться с кризисами в области общественного здравоохранения. После Дохи PhRMA , США и, в меньшей степени, другие развитые страны начали работать над минимизацией эффекта декларации.

Соглашение 2003 г. ослабило требования внутреннего рынка и разрешило развивающимся странам экспортировать их в другие страны, где есть проблемы со здоровьем на национальном уровне, при условии, что экспортируемые лекарства не являются частью коммерческой или промышленной политики. Лекарства, экспортируемые в рамках такого режима, могут быть упакованы или окрашены по-разному, чтобы не наносить ущерб рынкам в развитых странах.

В 2003 году администрация Буша также изменила свою позицию, сделав вывод о том, что генерические препараты на самом деле могут быть компонентом эффективной стратегии борьбы с ВИЧ. Буш создал программу PEPFAR , которая получила 15 миллиардов долларов с 2003 по 2007 год и была повторно санкционирована в 2008 году на 48 миллиардов долларов в течение следующих пяти лет. Несмотря на колебания в вопросе принудительного лицензирования , ПЕПФАР начал распространять генерические препараты в 2004–2005 годах.

Патенты на программное обеспечение и бизнес-методы

Сфера применения

ТРИПС регулирует правила использования и защиты:

  • интеллектуальной собственности;
  • авторских и смежных прав;
  • товарного знака;
  • патентов.

Интеллектуальная собственность

В рамках соглашения ТРИПС минимальные гарантии соблюдения правовой защиты получают следующие объекты собственности:

  • товарный знак;
  • промышленный экземпляр;
  • географическое название;
  • патент;
  • предмет авторского, а также смежного права;
  • типы интегральных микросхем.

Сюда же относится нормы защиты от нечестной конкуренции.

Соглашение включает в себя общие и специальные правила. Первые регулируют основные принципы в части национального режима, упрощения торговли (наибольшее благоприятствование) и общих методов защиты интеллектуальных объектов. Специальные нормы корректируют специфику защиты отдельных объектов, конкретных предметов собственности.

Авторское и смежное право

ТРИПС никаких серьезных поправок в международное законодательство по защите авторских прав не вносит. Соглашение лишь объединяет существующие нормы в единый свод правил. А именно:

  • страны, подписавшие ВТО (и соответственно, ТРИПС), обязаны выполнять все конвенции, устанавливающие авторские права (в частности, Бернскую в ее редакции 1971 года);
  • закрепить исключительное право за создателями на прокат их фильмов (любых визуальных произведений), а также ЭВМ-программ;
  • закрепить исключительное право за исполнителями аудиопроизведений на запись, передачу записи, исполнение в эфире, различные общественные сообщения.

Авторские права устанавливаются по факту, автоматически, никаких формальных регистраций для этого не требуется. Компьютерные программы приравниваются в своих правах и условиях защиты к литературным произведениям и считаются авторскими.

Защита авторских прав распространяется и после смерти автора:

  • на имущество – не менее 50 лет;
  • фильмы – 50 лет;
  • фото – 25 лет.
Срок защиты фото и видео считается с момента создания.

Различные ограничения на авторское право, существующие в отдельных странах (например, в США добросовестное использование), должны быть лимитированы.

Патенты и товарные знаки

Соглашение ТРИПС разрабатывалось в основном специалистами из США, поэтому важный аспект документа касается патентов. Договор предусматривает следующие правила:

  • регистрация товарного знака действует минимум 7 лет;
  • продлить торговый знак возможно неограниченное количество;
  • выдать принудительно разрешение на использование знака невозможно;
  • изображение может считаться как продуктом, так и способом (на что выдается соответствующий патент);
  • изображения, на которые выдается патент, должны соответствовать определенным стандартам (новизна, применимость, изобретательский уровень);
  • любая страна имеет право исключить из процесса патентования методов лечения животных и людей;
  • наличие лимита на получение принудительных лицензий (когда государство предоставляет право своей компании на какой-то продукт без согласия автора).

Последний пункт считается самым важным в рамках ВТО. Существуют и другие правовые нормы с более простым получением принудительного разрешения (в развивающих странах).

Защищает патент имущественные права минимум 20 лет. Патент выдается во всех сферах науки и технология, при этом имеется ряд исключений на объекты, затрагивающие социально-общественные интересы.

Расширение после ТРИПС

В дополнение к базовым стандартам интеллектуальной собственности , установленным соглашением ТРИПС, многие страны заключили двусторонние соглашения о принятии более высоких стандартов защиты. Этот сборник стандартов, известный как ТРИПС + или ТРИПС-Плюс, может принимать различные формы. Общие цели этих соглашений включают:

  • Создание законов против обхода для защиты систем управления цифровыми правами . Это было достигнуто посредством Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (Договор ВОИС) 1996 г. и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам .
  • Более жесткие ограничения принудительных лицензий на патенты.
  • Более агрессивное применение патентов. Эти усилия более широко наблюдаются в предложениях по правилам ВОИС и Европейского союза по защите интеллектуальной собственности. Директива ЕС об авторском праве 2001 г. должна была обеспечить выполнение Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г.
  • Кампания по созданию Договора ВОИС о вещании, который предоставит вещателям (и, возможно, веб-вещателям) исключительные права на копии произведений, которые они распространяют.

Способы защиты

Участники соглашения имеют различные способы защиты.

  1. Национальное законодательство должно быть приведено в соответствие с положениями ТРИПС. Методы и приемы защиты должны одинаковыми для всех участников ВТО, независимо от местоположения. Гражданин страны, которая является членом международной организации, должен быть защищен в равной степени в любом государстве.
  2. Один из способов защиты – возмещение ущерба (единообразно для всех вступивших в ВТО).
  3. Правообладатель имеет право использовать в качестве защиты таможенные процедуры. Например, приостановить ввоз в другую страну своего товарного знака, если есть подозрение на несоблюдение его прав. Или наоборот, снять таможенные барьеры для уравнивания всех участников и свободной торговли. Таможня действует по заявлению автора.
  4. Все административные или судебные меры в вопросах интеллектуальных прав должны быть направлены на сохранение доказательств выявленных нарушений (если таковые имелись).
  5. Все страны, подписавшие соглашение, обязаны принять уголовную ответственность в отношении лиц, нарушивших права интеллектуальной собственности (при условии, что данное преступление было совершенно с умыслом и в коммерческих масштабах).

Соглашение ТРИПС – это не просто перечисление красивых принципов, это механизм для решения спорных вопросов, касающихся прав и защиты интеллектуальной собственности.

Реализация в развивающихся странах

Обязательства по ТАПИС в равной степени распространяются на все государства-члены, однако развивающимся странам было предоставлено дополнительное время для внесения соответствующих изменений в свое национальное законодательство на двух уровнях перехода в зависимости от уровня их развития. Переходный период для развивающихся стран истек в 2005 г. Переходный период для наименее развитых стран по внедрению ТРИПС был продлен до 2013 г. и до 1 января 2016 г. для фармацевтических патентов с возможностью дальнейшего продления.

Поэтому утверждалось, что стандарт ТРИПС, требующий от всех стран создания строгих систем интеллектуальной собственности, нанесет ущерб развитию более бедных стран. Утверждалось, что, prima facie , в стратегических интересах большинства, если не всех слаборазвитых стран, использовать гибкость, имеющуюся в ТРИПС, для принятия самых слабых из возможных законов об интеллектуальной собственности.

В большинстве случаев этого не происходило. В отчете ВОЗ за 2005 год было обнаружено, что многие развивающиеся страны не включили гибкие возможности ТРИПС (принудительное лицензирование, параллельный импорт, ограничения на защиту данных, использование широких исследований и другие исключения из патентоспособности и т. Д.) В свое законодательство в той мере, в какой это разрешено Дохой. .

Это, вероятно, вызвано отсутствием юридических и технических знаний, необходимых для разработки законодательства, реализующего гибкие возможности, что часто приводит к тому, что развивающиеся страны напрямую копируют законодательство развитых стран в области ИС или полагаются на техническую помощь Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая , по мнению таких критиков, как Кори Доктороу , поощряет их к укреплению монополий на интеллектуальную собственность.

Банерджи и Наяк показывают, что ТРИПС положительно влияет на расходы индийских фармацевтических фирм на НИОКР.

Источники
  • https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/soglashenie-trips/
  • https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A2%D0%A0%D0%98%D0%9F%D0%A1
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/TRIPS_Agreement
  • https://WiseLawyer.ru/poleznoe/41962-torgovye-aspekty-obshhestvennye-interesy-soglashenii-trips
  • http://www.ALPPP.ru/law/grazhdanskoe-pravo/mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo/10/soglashenie-po-torgovym-aspektam-prav-intellektualnoj-sobstvennosti-trips-rus—angl-.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах