Осуществление закупки у единственного поставщика по статье 93 Федерального закона 44-ФЗ

Содержание
  1. Что такое закупка у единственного поставщика?
  2. Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика
  3. Предмет регулирования
  4. Кому и какие проблемы поможет решить
  5. Что изменилось из-за коронавируса в закупках у единственного поставщика
  6. Порядок проведения закупки
  7. В каких случаях проводится?
  8. Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика
  9. Документация о проведении закупки и извещение: правила создания и размещения
  10. Согласование закупки с контролирующими органами и проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком
  11. Случаи проведения закупки у единственного поставщика
  12. Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком
  13. Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:
  14. Как изменить и отменить
  15. Особенные закупки у едпоставщика
  16. Форс-мажор
  17. Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика
  18. Какие изменения планируются в 2021 году?
  19. Заключение

Что такое закупка у единственного поставщика?

В качестве единственного поставщика (ЕП) при проведении таких неконкурентных закупок выступают организации или физические лица. При этом порядок проведения процедуры упрощен, заказчикам не нужно соблюдать этапы, свойственные, например, электронным аукционам или открытым конкурсам в электронной форме.

В 44-ФЗ нет положений, обязывающих заказчиков проводить закупки у единственного поставщика, т.е. способ определения исполнителя они должны выбирать на свое усмотрение. Исключением будут те случаи, когда конкурентные торги признаны несостоявшимися.

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
1) осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
2) осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.
В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.
Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 настоящего Федерального закона, определяются правовым актом Президента Российской Федерации;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.12.2021 N 518-ФЗ)
3) выполнение работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;
С 01.07.2021 заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 с использованием единого агрегатора торговли — информационного ресурса (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2021 N 824-р).
4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей трехсот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 28.12.2016 N 500-ФЗ, от 01.05.2021 N 71-ФЗ)
С 01.07.2021 заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 с использованием единого агрегатора торговли — информационного ресурса (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2021 N 824-р).
5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 22.02.2017 N 17-ФЗ, от 29.07.2017 N 231-ФЗ, от 30.10.2021 N 393-ФЗ, от 01.05.2021 N 70-ФЗ)
6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
7) заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники, порядок формирования их цены устанавливаются Правительством Российской Федерации. Государственный контракт на поставку таких вооружения и военной техники заключается по цене, определяемой в соответствии с указанным порядком ее формирования;
8) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
9) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
10) поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2021 N 70-ФЗ)
11) производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации;
12) заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами;
13) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;
(п. 13 в ред. Федерального закона от 01.05.2021 N 70-ФЗ)
14) закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
15) заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
16) заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
17) заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, домом (центром) народного творчества, домом (центром) ремесел, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций (в том числе для обеспечения сценических, аудиовизуальных эффектов), сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций (в том числе для обеспечения сценических, аудиовизуальных эффектов) и костюмов материалов, а также театрального (концертного) реквизита, музыкальных инструментов, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2021 N 70-ФЗ)
18) заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок — бланков строгой отчетности;
19) заключение контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;
20) заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение питания);
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
21) заключение контрактов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (бытовое, гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление питания (включая безопасное питание);
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
22) заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности;
23) заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем указанных в настоящем пункте работ, услуг заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных в настоящем пункте работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных ему на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, указанных в настоящем пункте;
(п. 23 в ред. Федерального закона от 27.12.2021 N 449-ФЗ)
24) признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с положениями статьи 92 настоящего Федерального закона по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций федеральным органом исполнительной власти. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки.
Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в указанный федеральный орган исполнительной власти в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты подписания соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся.
При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком согласования. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2021 N 71-ФЗ)
25) признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 и 3 статьи 79, частями 18 и 19 статьи 83, частью 27 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта.
Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения.
Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в сроки, установленные частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона.
Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2021 N 71-ФЗ)
25.1) признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 13.1 статьи 71 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
(п. 25.1 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2021 N 71-ФЗ)
25.2) признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 82.6 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
(п. 25.2 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2021 N 71-ФЗ)
25.3) признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме в соответствии с частью 26 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
(п. 25.3 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2021 N 71-ФЗ)
26) заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;
27) утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
С 01.07.2021 заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 с использованием единого агрегатора торговли — информационного ресурса (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2021 N 824-р).
28) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую один миллион рублей. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83, пункта 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями настоящего пункта предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103 настоящего Федерального закона. При этом должно быть обеспечено предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» обезличивание персональных данных;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2021 N 71-ФЗ)
29) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
(п. 29 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
30) определение поставщика, исполнителя распоряжением Правительства Российской Федерации по предложениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении закупок бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, помещениях для голосования, и услуг по доставке избирательной документации, документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, и иных отправлений избирательных комиссий, используемых при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума Российской Федерации и референдумов субъектов Российской Федерации, а также при проведении выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов в муниципальных образованиях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 6 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 28.12.2016 N 474-ФЗ)
31) заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией;
(п. 31 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
32) аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства;
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 27.12.2021 N 449-ФЗ)
33) заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
(п. 33 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
34) заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации;
(п. 34 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 320-ФЗ)
35) заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;
(п. 35 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
36) заключение бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии;
(п. 36 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)
37) осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(п. 37 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
До установления условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса (ФЗ от 31.12.2017 N 506-ФЗ).
38) заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с юридическим лицом, заключившим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов;
(п. 38 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 224-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)
39) заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, договор аренды земельного участка для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов;
(п. 39 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 356-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ)
40) осуществление закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации;
(п. 40 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 416-ФЗ)
41) осуществление закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
(п. 41 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 416-ФЗ)
42) заключение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и его территориальными органами контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете. При этом объем работ, выполняемых указанными лицами, и цена контракта, рассчитанная на основании условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на основе контрактов к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Информация о контрактах, заключенных в соответствии с настоящим пунктом, размещается на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
(п. 42 в ред. Федерального закона от 29.07.2021 N 272-ФЗ)
43) утратил силу с 31 декабря 2017 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ;
44) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
(п. 44 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ)
45) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию. При этом цена такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
(п. 45 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ)
46) осуществление закупок товаров, работ, услуг за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
(п. 46 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 469-ФЗ)
47) осуществление закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, по регулируемым ценам и с учетом особенностей, предусмотренных статьей 111.3 настоящего Федерального закона;
(п. 47 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ)
48) осуществление закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, по регулируемым ценам и с учетом особенностей, которые предусмотрены указанной статьей. Заключать контракт на основании настоящего пункта вправе только заказчики данного субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации. При этом единственным поставщиком товара может быть только юридическое лицо, с которым заключен государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона (далее — поставщик-инвестор);
(п. 48 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ)
49) осуществление уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти закупок работ по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и табачной продукции, ввозимых в Российскую Федерацию, по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(п. 49 введен Федеральным законом от 28.03.2017 N 45-ФЗ)
50) осуществление закупки транспортных услуг и связанных с их обеспечением дополнительных услуг в случае необходимости выполнения воинских перевозок (железнодорожных, морских, речных, воздушных и автомобильных) при возникновении угрозы военной безопасности Российской Федерации и (или) для обеспечения участия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(п. 50 введен Федеральным законом от 07.06.2017 N 106-ФЗ)
51) осуществление закупок юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств;
(п. 51 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 198-ФЗ)
52) осуществление закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
(п. 52 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 198-ФЗ)
53) заключение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления контрактов на оказание услуг по осуществлению рейтинговых действий юридическими лицами, признаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитными рейтинговыми агентствами, а также иностранными юридическими лицами, осуществляющими рейтинговые действия за пределами территории Российской Федерации;
(п. 53 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 475-ФЗ)
54) осуществление закупки работ по модернизации информационных систем для информационно-правового обеспечения деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и услуг по сопровождению таких систем;
(п. 54 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 475-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2021 N 71-ФЗ)
55) заключение контракта на оказание услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, выдаваемых в Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, бланков временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также бланков документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
(п. 55 введен Федеральным законом от 27.12.2021 N 502-ФЗ)
2. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 07.06.2017 N 106-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2021 N 71-ФЗ)
3. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 01.05.2021 N 71-ФЗ)
4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 3032, 34, 35, 3741, 46, 49 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта.

Предмет регулирования

Закупка у единственного поставщика — самый простой способ, который позволяет заказчику быстро приобрести нужные товары, работы, услуги у определенного исполнителя без проведения конкурентных процедур отбора.

Последняя редакция статьи 93 44 ФЗ в части первой содержит более 50 различных оснований для осуществления госзакупки у единственного поставщика, в том числе заказы:

  • которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • на сумму, не превышающую 100 000 рублей.

Кому и какие проблемы поможет решить

Регулирует все этапы госзакупки: и подготовку, и проведение, и подписание контракта.

Заказчику необходимо подробно изучить содержание ст 93 44 ФЗ, с комментариями и разъяснениями Минэкономразвития и других компетентных органов, чтобы грамотно и на законных основаниях пользоваться возможностью закупать товары, работы и услуги таким способом.

Что изменилось из-за коронавируса в закупках у единственного поставщика

С 10 мая действует постановление правительства № 647 от 08.05.2021, в котором определены дополнительные случаи и порядок закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) до конца 2021 года.

Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.04.2021 с 300 000 до 600 000 рублей увеличили сумму, в пределах которой возможно провести закупку у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. А годовой объем таких закупок не должен превышать 10% (до изменений — 5%) совокупного годового объема закупок заказчика.

Федеральным законом № 98-ФЗ от 01.04.2021 изменили п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Это означает, что заказчики могут заключать контракты с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на любые товары, работы, услуги, если есть причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавируса.

Порядок проведения закупки

Закупка у единственного поставщика, как и любая конкурентная процедура, имеет обязательный регламент ее проведения. Однако такой регламент гораздо проще в плане соблюдения всех необходимых сроков. Весь порядок действий при проведении такой закупочной процедуры выглядит следующим образом:

  • формирование необходимой документации, описывающей проводимую закупку, а также обосновывающей необходимость использования именно неконкурентной процедуры заключения государственного или муниципального контракта;
  • размещение всех необходимых сведений в Единой информационной системе с последующим формированием извещения о проведении закупочной процедуры. Извещение о проведении закупки должно быть размещено не менее, чем за пять дней до проведения самой закупки, а если закупка не запланирована заранее и не включена в план-график, то изменения в него должны быть внесены не менее, чем за три дня до размещения извещения в ЕИС;
  • все этапы закупки должны быть отражены в Единой информационной системе. Такое отражение необходимо для формирования итогового отчета о результатах проведенной закупки и общего исполнения контракта;
  • собственно подписание контракта с единственным поставщиком на основании требований, сформулированных в действующем законодательстве;
  • регистрация контракта в ЕИС;
  • приемка результатов исполнения контракта и формирование соответствующего отчета в ЕИС для отражения всей необходимой информации о проведенной закупке.
О заключении контракта, а также о результатах его исполнения государственный или муниципальный заказчик обязан уведомить контролирующий орган в сфере госзакупок.

В каких случаях проводится?

Случаи, при которых контракт может быть заключен с единственным поставщиком, перечислены в ч.1 ст.93 44-ФЗ (всего их 56 с учетом последних изменений).

В качестве примера приведем те, которые используются заказчиками чаще всего:

  • торги на приобретение товаров, работ или услуг, которые являются продуктом деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п.1 ч.1 ст.93);
  • закупки, стоимость которых не более 600 тыс. руб. При этом общая стоимость таких закупок в год не должна превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. (п.4 ч.1 ст.93);
  • выполнение работ по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (кроме поставок сжиженного газа), по подключению к инженерно-техническим ресурсам по регулируемым в соответствии с российским законодательством тарифам), по хранению и ввозу/вывозу средств наркотического и психотропного воздействия (п.8 ч.1 ст.93);
  • приобретение товаров, работ или услуг для устранения следов аварии, чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, непреодолимой силы; для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи (п.9 ч.1 ст.93);
  • случаи, при которых открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок не состоялись (п.25 ч.1 ст.93).

Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика

Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.

Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП

Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.

Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.

Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП

Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.

Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.

Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки.

Примечание: Согласно ч.3 ст. 93 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

Этап 3. Заключение контракта с ЕП

Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).

Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.

Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден . В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.

Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93.

Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП

Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).

Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд и в рамках государственного оборонного заказа выступает ФАС России, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)

Шаг №11. Проведение экспертизы товаров (работ, услуг).

Документация о проведении закупки и извещение: правила создания и размещения

При проведении закупки у единственного поставщика государственному заказчику необходимо подготовить тщательно все необходимые документы, так как такие закупки очень тщательно проверяются специальными контролирующими органами. К числу основных документов относятся:

  • приказ об осуществлении закупки. Такой приказ необходим для того, чтобы провести необходимые изменения в плане-графике или плане закупок, а также для формирования обоснования проведения такой закупки;
  • расчет начальной максимальной цены контракта, а также формирование обоснования такой установленной цены;
  • отчет о необходимости проведения закупки у единственного поставщика и обоснование невозможности и нецелесообразности проведения такой закупки другими способами, кроме неконкурентных;
  • техническое задание с описанием объекта проводимой закупки, а также всеми необходимыми техническими и функциональными особенностями такого объекта либо с требованиями к оказанию услуг или выполнению работ, которые могут помочь потенциальному исполнителю реализовать взятые на себя обязательства;
  • проект контракта с подробным описанием объекта закупки и всеми необходимыми техническими документами, которые могут помочь при подписании такого контракта.
Так как Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе» обязывает государственного заказчика формировать извещения о каждой проводимой закупке, которые включены в план-график, и на которые выделены бюджетные средства, то не являются исключением и закупки, проводимые с использованием статьи 93 указанного закона.

В такое извещение включаются сведения:

  • основные требования, которые предъявляются к объекту закупки, с расшифровкой, но не подробной, технических и функциональных требований к конкретному объекту закупки;
  • установление требований к участнику закупочной процедуры, а также к его основным действиям в отношении конкретного объекта закупки (например, предоставление описания поставляемого товара или оказываемой услуги), а также к предоставляемым потенциальным исполнителем документам, если таковые были установлены;
  • информация и краткое обоснование начальной максимальной цены контракта</strong>;
  • порядок заключения контракта и его оплаты по результатам исполнения, в том числе путем указания порядка внесения денежных средств в качестве оплаты исполненного контракта;
  • если в представленной документации содержатся спорные положения, которые могут потребовать разъяснений, в извещении указываются положения о том, в каком порядке будут осуществляться предоставление ответов на запросы о предоставлении разъяснений;
  • сведения о том, кто и когда будет производить рассмотрение представленных предложений по заключению контракта несмотря на то, что данная закупка является неконкурентной;
  • порядок подписания контракта с тем поставщиком, которого самостоятельно выбрал заказчик на основании проведенной процедуры.

При этом если объект закупки относится к тем видам информации или техническим средствам, которые являются предметами государственной тайны, то оформление извещения не потребуется.

Независимо от того, по какому пункту части 1 статьи 93 происходит закупка у единственного поставщика, государственный или муниципальный заказчик обязан предоставлять обоснование установленной цены контракта.

В рамках этой части документации формируется информация о том, на основании каких показателей была сформирована цена контракта, которая является итоговой или начальной для последующей проводимой закупочной процедуры и заключаемого по ее результатам контракта. В обосновании НМЦК приводятся основные показатели, по которым происходит ее расчет.

После того, как контракт был заключен, заказчик обязан разместить в ЕИС информацию о том, когда и с кем было подписано соглашение. Это является уведомлением о заключении контракта.

Согласование закупки с контролирующими органами и проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Согласование заключаемого государственного или муниципального контракта с контрольным органом в контрактной системе предусмотрено статьей 93 Федерального закона «О контрактной системе». При этом, такое согласование особенно требуется в тех случаях, когда заключение контракта происходит с единственным поставщиком. В настоящее время таким контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба.

Согласование заключаемого контракта в настоящее время требуется в случаях, когда речь идет о подписании соглашений:

  • если несостоявшейся признается процедура, которая проводилась закрытым путем, независимо от того, о каком именно виде процедур идет речь;
  • если проведенный повторно аукцион признается несостоявшимся, а также в отношении соглашений, которые подписываются по итогам проведенных и признанных несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с двухэтапным проведением, а также конкурса, участие в котором является ограниченным по решению заказчика;
  • признан несостоявшимся запрос предложений, в том числе если такая процедура проводится для того, чтобы реализовать государственные или муниципальные нужды, которые возникли по причине чрезвычайных обстоятельств природного или техногенного происхождения.
Каждый из таких случаев требует обязательного уведомления Федеральной антимонопольной службы. При этом тот потенциальный исполнитель, который будет считаться единственным поставщиком, не имеет права каким-либо образом воздействовать на заключение контракта, так как в противном случае он может быть признан недобросовестным и попасть в соответствующий реестр.

Так как контракты, заключаемые с единственным поставщиком, представляют собой достаточно большую нагрузку для бюджета, независимо от того, государственного или муниципального бюджета, эти контракты подлежат обязательной проверке. Такую проверку проводит Федеральная антимонопольная служба. В соответствии положением части 2 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» уведомить о заключении такого контракта контролирующий орган обязан в течение одного дня с момента подписания контракта. Дальнейший порядок действий выглядит следующим образом:

  • уполномоченный сотрудник ФАС изучает все переданные от государственного заказчика документы для того, чтобы установить, что все необходимые положения указанного выше закона полностью соблюдены;
  • на основании результатов такой проверки производится подготовка специального доклада о том, соответствует ли заключенный контракт требованиям законодательства. В случае если нарушений не зафиксировано, то заказчик продолжает работать со своим контрагентом по контракту;
  • если в контракте или проведенной процедуре его заключения выявлены какие-либо нарушения, то ФАС имеет право на проведение внеочередной проверки, о которой заказчик будет уведомлен;
  • проведенная проверка решит дальнейшую судьбу заключенного контракта, при этом Федеральная антимонопольная служба вправе инициировать судебную процедуру расторжения заключенного контракта.

Закупка у единственного поставщика – это особая процедура, которая предусмотрена для обеспечения некоторых государственных или муниципальных нужд, в том числе срочных закупок, а также закупок у организаций, которые признаются объектами естественных монополий. Однако из-за риска большой растраты бюджетных средств такие контракты подлежат особой проверке со стороны контрольных органов, а также в некоторых случаях требуется предварительное согласование заключаемого контракта. Но если заказчик не нарушает действующее законодательство, контролирующие органы не будут препятствовать заключаемым контрактам с единственным поставщиком независимо от того, для каких целей такой контракт заключается.

Случаи проведения закупки у единственного поставщика

Случаи проведения закупки у единственного поставщика перечислены в части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе». Опираясь на положения данной статьи, следует выделить основные группы случаев, когда государственный заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика. К таким случаям относятся:

  • проведение закупочной процедуры для тех случаев, когда единственным исполнителем по заключаемому контракту может являться компания, признаваемая естественной монополией</strong>;
  • закупочные процедуры для тех случаев, когда речь идет о заключении контракта на небольшую сумму (сумма подписываемого контракта не превышает ста тысяч рублей);
  • объектом проводимой закупки являются товары, услуги или работы, которые необходимы для обеспечения оборонных нужд, а также для нужд оборонного производства;
  • проведение закупочных процедур для случаев, когда такие закупки необходимы для сферы культуры, искусства и смежных им отраслей;
  • заключение государственных и муниципальных контрактов, главной целью которых является обеспечение различных хозяйственных объектов коммунальными услугами, такими, как осуществление газо-, водо- и электроснабжение, а также поставка тепловой энергии;
  • проведение срочных закупок в сфере медицинского обслуживания или поставки медикаментов и сопровождающих материалов для тех случаев, когда такая закупка необходима для оказания медицинской помощи после возникновения различных природных и техногенных чрезвычайных катастроф.

Проведение закупки у единственного поставщика имеет подробную регламентацию в рамках статьи 93 указанного ранее федерального закона.

Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком

В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.

Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:

  1. Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
  2. Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);
  3. Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции;
  4. Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась;
  5. Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).

Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.

Как изменить и отменить

Чтобы изменить условия закупки, измените план-график не позднее чем за один день до дня заключения контракта. Исключение — закупка по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, ее изменяют не позднее дня заключения контракта. Это указано в ч. 9 ст. 16 44-ФЗ, п. 23 порядка, который утвержден постановлением правительства № 1279 от 30.09.2021.

Изменяют контракт в тех случаях и пределах, которые установлены ст. 95 44-ФЗ.

Если отменяете закупку у единственного поставщика, измените план-график. Если издавали приказ о ее проведении, отмените и его.

Особенные закупки у едпоставщика

Остается обязанность согласовывать с контрольным органом заключение контракта с единственным поставщиком. Это делается после несостоявшейся закрытой закупки по п. 24 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ и если заключаете контракт с единственным поставщиком из-за того, что отдельные закупки, которые перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, не состоялись. Например, по согласованию с контрольным органом заключают контракт по итогам запроса предложений в электронной форме, который признан несостоявшимся по следующим причинам:

  • на участие в нем не подано ни одной заявки;
  • комиссия отклонила все заявки по ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ</span>;
  • победитель признан уклонившимся от заключения контракта, а участник, заявке которого присвоен второй номер, отказался заключать контракт или признан уклонившимся по ч. 15 ст. 83.2 закона № 44-ФЗ.

В ч. 2 ст. 93 44-ФЗ указано, что в закупках у единственного поставщика по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 обязательно отправляют уведомление о такой закупке в контрольный орган. Срок — не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта. К этому уведомлению прилагается копия заключенного договора и обоснование его заключения.

В ч. 4 ст. 93 сказано, в каком из указанных случаев при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не обязан определять и обосновывать цену контракта, — во всех, кроме предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93. Получается, в этих закупках придется обосновать конечную стоимость.

Форс-мажор

На практике заказчики часто отдают контракт единственному поставщику, мотивируя свое решение обстоятельствами непреодолимой силы. Тут следует понимать, какие обстоятельства являются форс-мажором, а какие – нет.

Определение форс-мажоров дается в гражданском законодательстве, а именно в ст.401 ГК РФ: они носят характер чрезвычайности и предотвратить их невозможно.

Другие случаи, например, недобросовестно исполненный контракт или плохая погода, при которой выполнение работ невозможно, к ним не относятся.

Для понимания рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

В бюджет заказчика поступили государственные деньги для проведения конкурентных процедур, но год уже заканчивается и времени на организацию закупки не остается. Может ли он подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на п.9 ч.1 ст.93 44-ФЗ?

Согласно этому положению заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, если нужно приобрести товары, работы или услуги для устранения следов аварий, чрезвычайных происшествий, обстоятельств непреодолимой силы. Но это возможно при условии, что проведение конкурентных процедур не будет целесообразным.

В свою очередь, нехватка времени не является чрезвычайным или непредотвратимым фактором. Поэтому такое решение заказчика нарушает закон.

В судебной практике и практике ФАС финансирование организаций в конце отчетного периода не признается обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал, что произошла чрезвычайная ситуация или авария на подконтрольном ему участке. Вправе ли они подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы действительно имели место быть, но на момент заключения контракта они отсутствуют, то заказчик не может отдать контракт единственному поставщику. Так как сама по себе ситуация появления чрезвычайных обстоятельств не говорит об объективном наличии таких обстоятельств.

В судебной практике при рассмотрении подобных дел решения выносятся исходя из того, действовали ли обстоятельства непреодолимой силы (авария) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику правильно будет не рисковать, а провести конкурентную процедуру.

Пример 3. Контракт после аварии

После аварийной ситуации, которая произошла на подконтрольном участке заказчика, прошло довольно много времени. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы?

Если в то время, которое упустил заказчик, можно было провести конкурентную процедуру, то при заключении контракта с единственным поставщиком надзорные ведомства расценят его поступок как нарушение закона.

Заказчик вправе отдать контракт единственному поставщику при закупке работ, необходимых для устранения следов аварии, иных чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но это возможно при условии, что использование конкурентных процедур нецелесообразно.

Поэтому если после возникновения аварийной ситуации прошел довольно длительный срок, то заключать контракт с единственным поставщиком нельзя, контрольные органы расценят это как неправомерные действия со стороны заказчика.

Рассматривая такие дела, арбитражные суды выносят решения, ориентируясь на тот факт, мог ли заказчик успеть провести конкурентную закупку сразу после возникновения аварийного происшествия.

Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

Проведение закупки у единственного поставщика имеет как свои плюсы, так и минусы. К плюсам проводимой закупки, которая опирается на статью 93 Федерального закона «О контрактной системе», относятся:

  • возможность для заключения контракта с тем поставщиком, который известен заказчику;
  • сокращенный до минимума риск того, что может быть нарушена процедура проведения закупки из-за различных технических сбоев;
  • уменьшенные сроки проведения закупочной процедуры и ее простота, если проводить сравнение с другими процедурами, которые предусмотрены действующим законодательством, а также являются конкурентными способами закупки;
  • возможность сэкономить материальные, финансовые и трудовые ресурсы, которые используются при проведении такой закупки.

Если же говорить о минусах закупочных процедур, которые имеют отношение к закупкам у единственного поставщика, то среди них следует указать:

  • сокращенная до минимального уровня возможность при проведении такой закупки добиться наилучших условий выполнения контракта или максимально снизить его цену, так как конкуренция в такой закупке серьезно снижена;
  • для государственного или муниципального заказчика велик риск дополнительных проверок заключенных контрактов из-за того, что нецелевое расходование бюджетных средств при проведении закупок у единственного поставщика может происходить гораздо чаще;
  • если одна большая закупка делится на несколько мелких, чтобы вписаться в финансовые границы проводимой закупки, то возникает необходимость подписания большого количества договоров, из-за чего объем бумажного документооборота увеличивается, что увеличивает количество вводимых в Единую информационную систему данных, в отношении которых должны быть соблюдены все необходимые сроки.
Поэтому при принятии решения о том, стоит ли проводить закупку у единственного поставщика или нет, государственный или муниципальный заказчик должен взвесить все положительные и отрицательные стороны такой закупочной процедуры.

Какие изменения планируются в 2021 году?

Поговорим о будущем закупок у едпоставщиков по п.4 и 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

С 1 апреля 2021 г. в эти пункты вносятся изменения и заказчики смогут приобретать товары через электронные магазины.

Термина «электронный магазин» в законодательстве не существует, но он широко используется разными заказчиками.

Схему осуществления таких закупок через электронные магазины можно представить следующим образом (для участника, заказчика и оператора электронной площадки):

  1. Кандидат готовит предварительное предложение (описание товара с учетом КТРУ, минимальное и/или максимальное количество (в зависимости от региона), цена (включая доставку, налоги, сборы, с учетом региона), место поставки, страна происхождения, минимальный и/или максимальный срок поставки с учетом объема и региона, информация и документы об УЗ. Срок действия предложения — не более 1 месяца = заявка на закупку.
  2. Заказчик размещает в ЕИС извещение (описание товара из КТРУ, начальная цена единицы товара (с учетом доставки, налогов, сборов), объем, срок, место поставки, требования к УЗ и др. из ст. 42 + проект контракта, обоснование цены контракта).
  3. Оператор ЭП в течение 1 часа отбирает из предварительных предложений не более 5-ти с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют требованиям извещения к товару и участнику, присваивает им порядковые номера и направляет заказчику.

Если менее 2-х заявок, то оператор ЭП ничего заказчику не направляет

  1. Заказчик в течение 1 рабочего дня рассматривает заявки, присваивает порядковые номера допущенным заявкам, готовит протокол, отсылает его оператору ЭП, который размещает протокол на ЭП и в ЕИС.
  2. Заключение контракта с участником, у которого наименьшая цена, по правилам ст. 83.2, но с учетом ч.13 ст.82.1:
  • 3 часа заказчику на размещение проекта контракта;
  • 1 рабочий день участнику на подписание контракта;
  • 1 рабочий день заказчику на подписание контракта (но не ранее 2 рабочих дней после размещения протокола в ЕИС).

С 1 апреля 2021 г. появляется возможность закупать посредством электронных магазинов только товары (при условии цены такой закупки – до 3 млн. руб.) Данная формулировка вытекает из самого 44-ФЗ, а именно ч.12 ст.93, которая появится в апреле 2021 г. и где об этом говорится. Это положение должно было вступить в силу сначала летом 2021 г., потом в октябре 2021 г., но сроки сдвинуты в связи с коронавирусом.

Интересным моментом является то, что и заказчики, и поставщики должны будут указывать наименование и характеристики товара из каталога ТРУ.

Согласно ч.12 ст.93 заказчикам нужно будет готовить следующие документы для закупок до 3-х млн. руб.:

  • извещение (п.3 ч.12 ст.93);
  • проект контракта (п.4 ч.12 ст.93);
  • обоснование (ч.4 ст.93).

С 1 апреля 2021 г. заказчики, приобретая товары у ЕП по п. 4 и 5 ст.93, будут иметь право выбора, как закупать товары: в соответствии с действующим порядком или по новым правилам:

  • до 600 тыс. руб. без электронных магазинов на электронной площадке (за исключением ЕАТ «Березка», региональных и муниципальных электронных магазинов);

или

  • до 3 млн. руб. в электронных магазинах на электронных площадках. Условия:
  • закупка товаров;
  • НМЦК не более 3 млн. руб.;
  • годовой лимит таких закупок без изменений.

При этом закупка работ и услуг будет осуществляться в соответствии с ныне действующим порядком.

Заключение

  1. Выбор неконкурентной процедуры – это право, а не обязанность заказчика. Но есть случаи, когда заключать контракт с единственным поставщиком обязательно.
  2. Заказчик не должен забывать об ограничениях, обязан знать нормы контрактного законодательства, понимать ответственность, которая наступит в случае нарушений.
  3. Перед тем как подписать контракт, поставщик должен внимательно его прочитать, уточнить непонятные моменты, взвесить все «за» и «против».
  4. Сторонам важно, чтобы при заключении контракта были соблюдены все условия и ограничения, в противном случае такие отношения будут признаны незаконными.
Источники
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5f874fc25d4c7f7c3b059c2d/zakupka-u-edinstvennogo-postavscika-po-44fz-sluchai-i-niuansy-osuscestvleniia-takih-zakupok-5fc772c86d4e6a5c3ff2f671
  • https://goskontract.ru/docs/fz44/statya-93
  • https://goskontract.ru/kontrakt/zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-po-44fz
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/edinstvennui-postavsik.html
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/zakupka-u-edinstvennogo-postavshika.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Adblock
detector