Zarplatto.ru

Ответственность за нарушение законодательства о недрах по статье 255 УК РФ

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые, которые находятся в недрах земли принято делить на:

  • общераспространённые, к которым относятся песок, мел глина и т. д.;
  • необщераспространённые, которые включают рудные и нерудные ископаемые.

Практически все полезные ископаемые являются невозобновляемыми природными ресурсами, вследствие чего подлежат охране. Безопасность их использования сводится, в первую очередь к ряду мероприятий направленных на рациональное использование.

Основные принципы охраны недр

В любой стране мира, по общепринятым правилам, следует придерживаться следующих правил для охраны недр Земли:

  • рационально использовать месторождения полезных ископаемых с целью предотвращения их истощения, в том числе проводить разведку новых месторождений;
  • следить за экологией недр, предупреждать их загрязнение, особенно подземных вод;
  • не допускать вредного воздействия полезных ископаемых, следить за целостностью верхнего слоя при добыче (это касается жидких, газообразных и радиоактивных ресурсов);
  • тщательно охранять уникальные объекты недр, в том числе лечебные, минеральные и питьевые воды.

Одной из функций по охране недр является их учёт. Эта функция включает в себя разведывание месторождений, определение количества и качества имеющихся в нём запасов. Учёт ведётся как на региональном, так и на государственном уровне.

Охрана полезных ископаемых

Разведка и добыча полезных ископаемых могут нанести ущерб окружающей среде. Поэтому государство регулирует соблюдение обязательств по защите и охране природы среди разведовательных и горнодобывающих компаний.

Существует несколько основных способов, которыми закон пытается защитить окружающую среду:

  • горнодобывающие компании должны соблюдать экологические обязательства на предприятиях;
  • привлечение к уголовной ответственности в случае нанесения ущерба окружающей среде или наступления экологических проблем, связанных с деятельностью предприятия;
  • получение разрешение на те, или иные виды работ от соответствующих органов;
  • добывающие компании должны обеспечивать охрану окружающей среды на месте разработок.

Охрана водных ресурсов

Вода во все времена считалась самым ценным природным ресурсом. Ни для кого не секрет, что именно вода поддерживает жизнь на земле, и именно она является основной составляющей жизнедеятельности всех организмов. Потребительское отношение к водным богатствам нашей планеты привело к катастрофическим последствиям, в том числе и к уменьшению её количества. Это угрожает уменьшением популяций флоры и фауны, что приведёт к нарушению её разнообразия.

Дальнейший дефицит чистой воды необратимо приведёт к ухудшению здоровья людей и конкуренции за неё. Поэтому так важно сохранить и защитить водные ресурсы планеты.

Сегодня можно выделить несколько направлений, призванных обеспечить реализацию экологической политики касательно минеральных и пресных вод, среди которых:

  • внедрение безотходных технологий и ограничение сточных вод в промышленности;
  • повторное использование технических вод путём их очистки

Последнее включает механическую, химическую и биологическую обработку.

Каким законодательством устанавливаются правила охраны и пользования недрами

Следующие нормативно-правовые акты устанавливают правила охраны и пользования недрами:

  • Закон РФ №2395-1 от 21.02.1992 г. (регулирует нормы геологического изучения и охраны недр и обеспечивает защиту прав государства и граждан РФ в этой области);
  • Закон о континентальном шельфе (содержит перечень норм, трактующих использование недр, расположенных в этом месте);
  • ФЗ №41 от 26.03.1998 г. (устанавливает правовые основы регулирования отношений в области разведки и исследования драгоценных камней, их добычи и производства);
  • Закон об охране окружающей среды (определяет правовые основы политики государства в области охраны окружающей среды);
  • ГрК РФ (содержит положения по охране или застройке территорий).

Список не исчерпывающий, но это основные законодательные акты, действие которых распространяется на всю территории России. Следует учитывать и другие законы, которые устанавливаются отдельными субъектами федерации.

Статья 255 УК РФ. Нарушение правил охраны и использования недр

  • Уголовный кодекс»
  • Раздел IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»
  • Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»
  • Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр

1. Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, –

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

3. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в любом виде, состоянии, совершенная в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, превышающая один миллион рублей.

О чем статья УК?

 нарушение правил охраны недр

Незаконная добыча полезных ископаемых, включая нарушение правил охраны является объектом статьи. В ней 1 часть, в которой описано наказание за использование недр при размещении, вводе в эксплуатацию и использовании предприятий, сооружений, не связанных с добычей ископаемых, самовольную застройку площадей, где они залегают, если это влечет значительный ущерб.

Основные положения

За нарушение правил использования недр преступникам грозят штраф, лишение должности, обязательные или исправительные работы.

В каких случаях применяется?

За совершение преступления положено наказание:

  • штраф на 200 тысяч рублей или доход за 18 месяцев;
  • лишение должности на 3 года;
  • обязательные работы на 480 ч;
  • исправительные работы на 2 года.
Обязательно почитайте!  Очередность списания денежных средств с расчетного счета ?

Состав преступления

Предметом нарушения правил охраны и использования недр определяются недра, то есть та часть земной коры, которая располагается ниже почвенного покрова, а если его нет, то ниже земной поверхности или дна водоемов, доступных для геологического исследования.

Объективная сторона выражается в нарушении правил использования недр при совершении хотя бы одного из действий, перечисленных в статье 255 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленной и по неосторожности. В первом случае гражданин вполне осознает всю противоправность совершаемого им поступка, но все же допускает его и хочет наступления его негативных последствий.

Если он понимает всю общественную опасность и противозаконность его деяния, не хочет наступления его результатов, но допускает их появление либо относится к тому, что они могут иметь место, безразлично, то это будет уже косвенный умысел.

При неосторожном виде вины лицо не знает о возможных последствиях своего злодеяния, хотя при должной осторожности и внимательности оно могло бы и понять, что они наступят. В другом случае гражданин хоть и знает о возможном негативном результате его проступка, но относится к этому с небрежностью или равнодушием.

Мотивы и цели преступников при этом значения для квалификации деяния не имеют.

Состав преступления – материальный. Оно считается оконченным тогда, когда вред уже нанесен.

Объекты и субъекты преступления

Основной объект деяния – это общественные отношения в сфере использования недр. Дополнительный – права и интересы граждан, отдельных компаний и государства.

Субъект правонарушения – психически здоровое лицо, достигшее 16 лет к моменту совершения деяния и занимающее должность в таких областях, как добыча полезных ископаемых, строение сооружений по их использованию и т. д.

Доказательная часть и её проблемы

Обязательный признак правонарушения – нанесение значительного ущерба. При этом мало установить, что ущерб имел место в качестве последствия преступления. Нужно, чтобы между этими двумя событиями была причинно-следственная связь.

В этом и заключается основная проблема в квалификации нарушения условий лицензии на пользование недрами, так как не всегда удается установить точный размер понесенного ущерба, особенно когда в качестве преступника было установлено частное предприятие.

Допустим, должностное лицо нарушило какие-либо правила по эксплуатации недр, но это не привело к существенным негативным последствиям. Тогда речь идет об обычной преступной халатности и пренебрежении своими служебными обязанностями. В этом случае гражданина накажут на работе или привлекут по КоАП РФ.

Ответственность по статье 255 УК РФ

Виды наказаний за подобные преступления:

  • штраф суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
  • запрет на занятие некоторых должностей сроком до 3-х лет;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на 2 года.

Суд избирает конкретную меру ответственности после того, как рассмотрит все обстоятельства происшествия. При этом учитываются все отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Привлечение к административной ответственности

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

ФАС ВСО

от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012

АС ДВО

от 30.09.2014 № Ф03-4233/2014

от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014

ФАС ЗСО

от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013

ФАС МО

от 08.07.2014 № Ф05-6460/2014

от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013

от 03.03.2014 № Ф05-1021/2014

ФАС ПО

от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013

АС СЗО

от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014

ФАС СЗО

от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013

ФАС УО

от 20.05.2014 № Ф09-2698/14

от 17.12.2013 № Ф09-13670/13

Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением – постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу №А78-7630/2013, ФАС ДВО от 21.10.2013 №Ф03-4244/2013, ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу №А03-19388/2012.) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу №А39-5717/2013). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу №А38-2856/2013, ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу №А14-79/2013.

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

ФАС ДВО

от 20.03.2014 № Ф03-624/2014

ФАС ЗСО

от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012

ФАС МО

от 04.04.2014 № Ф05-2243/2014

ФАС УО

от 25.06.2014 № Ф09-3963/14

ФАС ВВО

от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012

В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Реклама

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

ФАС ВСО

от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012

ФАС ВВО

от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013

ФАС ДВО

от 20.03.2014 № Ф03-624/2014

ФАС ЗСО

от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013

от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012

ФАС ПО

от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013

от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013

Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, – нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу №А56-50239/2013), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 №Ф09-6513/14).

Обязательно почитайте!  Как заполнить платежное поручение на выплату алиментов в 2020 году – образец

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 №564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 №ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 №1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 №845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 №Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

В связи с появлением Постановления Правительства РФ №564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ №1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ №1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу №А52-3535/2013).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

Заключение

Если гражданин или организация нарушают правила эксплуатации недр, что приводит к серьезным последствиям, то подобные действия с их стороны расцениваются как преступление по ст. 255 УК РФ. Наказаниями за него становятся штрафы, обязательные или исправительные работы.

Подобное правонарушение следует отличать от административного, которое трактуется в ст. 8.9-8.11 КоАП РФ. Разница между ними в том, что признаком первого признается причинение значительного ущерба.

Источники

  • https://ECOportal.info/oxrana-nedr/
  • https://prava.expert/uk/narushenie-pravil-ohrany-i-ispolzovanie-nedr.html
  • https://RuLaws.ru/uk/Razdel-IX/Glava-26/Statya-255/
  • https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/st-255-uk-rf.html
  • https://hfinancy.ru/prestupleniya/prestupleniya-v-sfere-nedropolzovaniya.html
  • https://www.klerk.ru/law/articles/409083/

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию