Понятие права собственности на лесные участки в 2024 году

Понятие права собственности

Право собственности – наиболее полное вещное право на лесные участки вместе с растущими на данных участках лесами. Право собственности рассматривается в объективном и субъективном понимании.

В субъективном понимании право собственности определяется как закрепленная за собственником законно обеспеченная возможность владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом по личному усмотрению и в собственном интересе посредством совершения по отношению к этому имуществу любых действий, не нарушающих закон и иные правовые акты и не нарушающие права и охраняемые законодательством интересы остальных лиц, а также возможность устранения вмешательства всех 3-х лиц в его хозяйственное господство.

Право собственности в объективном понимании – это правовой институт, то есть совокупность правовых норм, которые регулируют особую область имущественных отношений, связанных с землей и другими природными ресурсами.

Согласно действующему Лесному Кодексу Российской Федерации право собственности на леса напрямую не закреплено в законодательной системе. В ней право собственности на леса закреплено через определение собственности на земельные участки, где растут леса.

Лес – это сложная вещь, которая включает несколько частей: земельный участок, лесную растительность и другие части.

Леса находятся на территории земель лесного фонда и землях других категорий (часть 1 статьи 6 Лесного Кодекса России). Лесные участки, входящие в составе земель лесного фонда, являются федеральной собственностью (часть 1 статьи 8 Лесного Кодекса России). Многие леса произрастают на землях лесного фонда, потому являются федеральной собственностью. В лесном кодексе России не предусмотрена возможность приватизации лесов, растущих на землях лесного фонда. Также в федеральную собственность входят леса, растущие на землях обороны и безопасности, в заповедниках, национальных парках и пр.

В Лесном Кодексе России в 2006-м г. обозначена собственность на леса субъектов России в качестве разновидности госсобственности. Субъекты России называются участниками лесных отношений согласно статье 4 Лесного Кодекса России.

Пример 1

Собственность субъектов РФ на леса, к примеру, напрямую закрепляется частью 1 статьи 82 Лесного Кодекса России, которая называет полномочия органов госвласти субъектов России – владение, пользование и распоряжение лесными участками, которые находятся в собственности субъектов России.

Собственность субъектов России на земельные участки закреплена статьей 18 Земельного Кодекса России. Собственностью субъектов России являются земельные участки, признанные таковыми федеральным законодательством, право собственности субъектов России на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные субъектами России по основаниям из гражданского законодательства.

Чьи это территории?

Кто является собственником? Собственником таких земель является государство, на балансе которого числятся все лесные зоны РФ. Леса находятся в федеральной собственности, о чём гласит , но могут передаваться в ответственное управление муниципалитетам на правах постоянного бессрочного пользования. Распоряжаться землями лесов может только Правительство РФ на основании Постановлений. Ряд решений принимает Министерство Лесного хозяйства, под отчёт перед правительственными органами.

Регламент всех допустимых действий ориентируется на нормы «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ и . Все лесные зоны подлежат кадастровому учёту, процедуры отчуждения обязательно регистрируются в Росреестре и допускаются только на основании федеральных публичных слушаний, при соответствующем решении Правительства РФ с опорой на положения .

Исключением являются лесные зоны, выступающие в качестве охранных зон железнодорожных путей, которые могут принадлежать РЖД. Пригородные зелёные зоны зачастую входят в контекст населённого пункта и относятся к землям поселений, управляясь местной администрацией.

Если леса имеют искусственный характер, то могут воспроизводиться собственниками искусственных водоёмов и дачными хозяйствами, но в ограниченном объёме, с согласия муниципалитета.

О том, что относится к лесным землям, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о том, каков правовой режим их использования, а также кто может стать собственником таких участков.

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей. Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны. Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Состав ЗЛФ

Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:

  1. Лесные земли – территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
  2. Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.

Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:

  • обороны;
  • строительства городских поселений;
  • ведения сельского хозяйства и так далее.

Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.

Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.

Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.

Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

Управление ЗЛФ

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.

Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на Министерство природных ресурсов и экологии. Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Как сообщает официальный сайт лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:

  • лесное планирование;
  • использование, охрана и защита лесов;
  • воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
  • лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
  • рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.

Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в территориальное представительство Рослесхоза.

Муниципальная собственность на леса

В Лесном кодексе России предусмотрено также введение иной формы собственности на леса – муниципальная собственность. В полномочия органов местного управления по отношению к лесным участкам входит владение, пользование и распоряжение этими лесными участками (пункт 1 части 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Муниципальная собственность на земельные участки также предусматривается Земельным Кодексом Российской Федерации. Согласно статье 19 Земельного Кодекса России в муниципальную собственность входят земельные участки, признанные такими федеральным законодательством и принятые в соответствии с ним законами субъектов России, право муниципальной собственности на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные по основаниям из гражданского законодательства.

У муниципальных образований, выступающих в качестве собственников лесных участков, есть полномочия владения, пользования и распоряжения данными лесными участками. Полномочиями органов местного управления является определение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставок платы за единицу площади этого лесного участка с целью аренды; проведение муниципального лесного контроля и надзора по отношению к таким лесным участкам; организация исполнения мер по пожарной безопасности в лесах и пр. (часть 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Помимо этого, органами местного управления осуществляется разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, которые находятся на землях населенных пунктов с городскими лесами (часть 1.1 статьи 84 Лесного Кодекса России).

Причем перечень полномочий органов местного управления не исчерпывающий: органы местного управления наделяются отдельными гос. полномочиями по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в законодательном порядке (часть 2 статьи 84 Лесного Кодекса России).

В Лесном Кодексе России не предусматривается возможность передачи лесных участков из земель лесного фонда субъектам России и муниципальным образованиям.

В частную собственность могут входить леса, растущие на земельных участках, предоставленных в частную собственность, к примеру, участки из состава земель сельхозназначения.

Важная особенность госсобственности заключается в том, что она организуется и функционирует для осуществления задач государства. Причем государство защищает свое право собственности на таких же основаниях, что и остальные собственники. В государственную собственность входят известные властные, публичные элементы, ограниченные законом при последовательной демократической организации общества.

Права на участки

Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.

Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.

При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:

  • аренды;
  • бесплатного пользования;
  • концессии;
  • пользования непродолжительного характера.
Россияне могут свободно пользоваться данными землями для удовлетворения своих потребностей: сбора грибов и ягод, занятий охотой и рыболовством.

Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.

Право собственности в российском законодательстве

Конституция России раскрывает содержание права собственности на землю и остальные природные ресурсы. Согласно статье 36 Конституции России собственникам разрешено свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и прочими природными ресурсами, если это не вредит окружающей среде и не идет наперекор правам и законным интересам иных лиц.

Общий термин права собственности вне зависимости от объекта права собственности сформулирован в статье 209 Гражданского Кодекса России, которое полностью согласовано с указанной нормой Конституции России. Право собственности выражается в правомочиях владения, пользования и распоряжения.

Согласно гражданскому законодательству собственник имеет право по личному усмотрению совершать по отношению к принадлежащему ему имуществу любые действия, которые не противоречат законодательству и другим правовым актам и не нарушают прав и охраняемых законом интересов остальных лиц, включая право на отчуждение своего имущества в собственность другим лицам, право передачи им имущества, оставаясь при этом собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, право передачи имущества в залог, и обременять его иными методами, распоряжаться им любым образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского Кодекса России).

Лесное законодательство не раскрывает содержания указанных правомочий, но в цивилистической науке ученые почти единодушно видят решение этого вопроса.

Правомочие владения представляет собой основанную на законе (либо юридически обеспеченную) возможность иметь у себя имущество, содержать в собственном хозяйстве (считать на балансе и т.д.).

Правомочие пользования представляет собой аналогичную возможность эксплуатации (в хозяйственных целях) имущества посредством извлечения из него полезных качеств, его потребления.

Право распоряжения трактуется в качестве соответствующей возможности определения судьбы имущества посредством изменения его принадлежности, состояния либо назначения (отчуждение, уничтожение и т.д.).

Лесное законодательство определяет специфические черты, содержание права федеральной собственности на леса, растущие на землях лесного фонда, и особенности механизма осуществления правомочий собственника на данный природный ресурс. Нормы о праве собственности, взятые из гражданского законодательства, конкретизируются в лесном законодательстве. Данное обстоятельство обуславливается содержанием пункта 3 статьи 129 Гражданского Кодекса России, в соответствии с которым земля и прочие природные ресурсы отчуждаются или переходят от одного лица к иному в том размере, в каком их оборот допускается законодательством о земле и остальных природных ресурсах.

Итак, гражданское законодательство устанавливает приоритет природоресурсного законодательства. Помимо этого, в соответствии с частью 3 статьи 209 Гражданского Кодекса России правомочия владения, пользования и распоряжения землей и остальными природными ресурсами реализуется собственником в том объеме, в каком их оборот допускается законодательством в случае, если это не вредит окружающей среде и не идет наперекор правам и законным интересам других лиц. Данная норма устанавливает предел реализации права собственности.

С первого взгляда, Россия обладает теми же правомочиями, что и частные земельные собственники, то есть в содержание права федеральной собственности на леса входят те же самые права владения, пользования и распоряжения. Но право госсобственности на леса имеет свою специфику. В связи с чем профессор О. И. Крассов сделал следующее заключение: согласно правовой конструкции субъекта права публичной собственности, при которой право собственности реализуется органами госвласти или органами местного управления в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, устанавливающими статус данных органов, нет оснований для признания за данными субъектами 2-х правомочий: владения и пользования.

Профессором О. И. Крассовым проанализировано содержание правомочий собственника касательно содержания права публичной (государственной) собственности на землю, в том числе растущие на ней леса. Согласно действующему законодательству единственные правовые формы владения землей – это учет участков земли, отражение соответствующей информации в документации государственного земельного кадастра и гос. регистрация определенного права на земельный участок. Но этого не достаточно для признания того, что Россия реализует право владения в классическом понимании.

Под правом пользования участком земли подразумевается его непосредственная эксплуатация и извлечение доходов.

Однако субъект права публичной собственности никогда самостоятельно не использует земельный участок. Правомочия владения и пользования земельным участком всегда осуществляется субъектом права на земельный участок, происходящего от права собственности на него (постоянного, то есть бессрочного пользования либо пожизненного наследуемого владения), однако не субъектом права госсобственности. У физических и юридических лиц, реально использующих земельные участки, которые находятся в госсобственности, есть эти правомочия только в силу закона. У субъекта права публичной собственности на землю есть только одно, но самое главное правомочие собственника – право распоряжения.

Поскольку субъект права госсобственности не наделен правами владения и пользования земельными участками, то к нему не применяется комплекс прав и обязанностей, предусматриваемых статьей 40 Земельного Кодекса России касаемо прав собственников земельных участков на их использование и статьей 42 касаемо обязанности собственников участков земли и лиц, которые не являются собственниками участков земли, по использованию этих земельных участков. Это можно объяснить тем, что целый комплекс прав и обязанностей собственников земельных участков связан исключительно с правомочиями владения и пользования земельным участком, которыми наделяются физ. и юр. лица, реально использующие в своих целях земельные участки. Не применяются к субъектам права публичной собственности на землю также требования статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации касаемо охраны земель.

Эта точка зрения обоснуется также и потому, что при описании права федеральной собственности на леса правомочия, составляющие содержание права собственности, с точки зрения цивилистической «триады», не имеют реального содержания. В Лесном Кодексе Российской Федерации не предусматривается то, что государство (в отличие от субъектов) реализует правомочия владения, пользования, распоряжения лесами. Данные правомочия субъектов России предусматриваются пунктом 1 статьи 82 Лесного Кодекса России, в соответствии с которым полномочиями органов госвласти субъектов России является владение, пользование, распоряжение участками леса, которые находятся в собственности субъектов России.

Отметим, что применение традиционной «триады» правомочий собственника затруднительно при раскрытии сущности права федеральной собственности также и потому, что согласно действующему Лесному Кодексу России главные полномочия государства в сфере лесных отношений передаются субъектам России, которые они и реализуют.

У права собственности на леса есть также и такая особенность – неразрывная связь с природными объектами (земельные участки, объекты животного мира), что выражает интересы российского народа.

Проанализировав законодательство, с уверенностью можно сделать вывод, что Россия реально не исполняет право собственности, а правами в сфере лесных отношений обладают органы госвласти субъектов России.

Итак, «цивилистическая триада» рассчитывается, в первую очередь, на раскрытие сущности права частной собственности, однако ее трудно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, так как последняя имеет свою специфику.

Субъект права федеральной гос. собственности на леса – это Российская Федерация, обладающая своими особенностями.

Российское государство согласно законодательству не является юр. лицом. И все же согласно статье 124 Гражданского Кодекса Российская Федерация выступает субъектом гражданско правовых отношений, так как приравнивается к остальным участникам данных отношений – физ. и юр. лицам. Но имеются существенные отличия между публичными образованиями такими, как Российская Федерация, субъекты России, муниципальные образования и физ. и юр. лицами как субъектами права. Пункт 2 статьи 124 Гражданского Кодекса России допускает использование к публичным образованиям общих норм о юр. лицах, если другое не вытекает из законодательства либо особенностей данных образований.

Российское государство может обладать любым имуществом на правах собственности, включая изъятое из оборота, в отличие от субъектов России, у которых нет имущества на праве собственности, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации.

Российское государство как таковое не может непосредственно самостоятельно реализовывать право собственности, так как термин «государство» обладает абстрактным характером. Процессом управления и распоряжения принадлежащим ему имуществом руководят органы исполнительной власти и специально уполномоченные юр. и физ. лица. Российское государство реализует право собственности посредством разветвленной сети собственных органов.

Согласно статье 7 Лесного Кодекса России от 1997-го г. все леса, кроме тех, что расположены на землях обороны и землях городских и сельских поселений, формировали лесной фонд. В Лесной Кодекс России от 1997-го г. на лесной фонд установлена федеральная собственность (статья 19). Леса, находящиеся на землях обороны, тоже числились в федеральной собственности (статья 19 Лесного Кодекса России от 1997-го г.). Вопросы о форме собственности на леса, растущие на землях пунктов населения, не были решены в законодательстве. Поэтому Лесной Кодекс России от 1997-го г. установил исключительную федеральную собственность на леса.

Ситуация поменялась после принятия нового Лесного Кодекса России в декабре 2006-го г. Тут говорится, что леса находятся на землях лесного фонда и землях других категорий (часть 1 статьи 6 Лесного Кодекса России). Участки леса в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью (часть 1 статьи 8 Лесного Кодекса России). Леса на остальных участках вправе находиться в других формах собственности.

Таким образом, в пункте 3 части 3 статьи 23 Лесного Кодекса России от 2006-го г. в отличие от Лесного Кодекса России от 1997 -го г. напрямую закреплено то, что леса вправе находиться на землях особо охраняемых природных территорий, которые могут стать частной собственностью. Но обратим внимание, что подавляющее множество лесов все-таки находится в федеральной собственности, так как леса произрастают в основном на землях лесного фонда.

Земельным законодательством не урегулирована полностью проблема о праве собственности на участки земли с произрастающими лесами. Согласно абзацу 2 части 5 статьи 27 Земельного Кодекса России ограничены в обороте участки земли, входящие в состав земель лесного фонда. Еще ограничиваются в обороте леса, растущие в пределах земель особо охраняемых природных территорий, и на участках земли, предоставляемых для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных потребностей.

Согласно части 2 статьи 27 Земельного Кодекса России участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не вхожи в частную собственность, кроме случаев, закрепленных федеральным законодательством.

Проблема касаемо права собственности на леса на землях обороны ранее напрямую регулировалась пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996-го г. об обороне. Здесь говорится, что земли и остальные природные ресурсы, предоставляемые для Вооруженных Сил Российской Федерации, остальных войск, воинских образований и органов, являются федеральной собственностью. В данный момент из формулировки сей статьи «леса, воды» изъяли. Но леса относят к природным ресурсам, потому можно логическим толкованием этой статьи постановить, что леса, предоставляемые для Вооруженных Сил Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Причем земли и остальные природные ресурсы, которые находятся в собственности субъектов России, муниципальной и частной собственности, могут изыматься для потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, остальных войск, воинских образований и органов лишь согласно законодательству России (пункт 11 статьи 1 Федерального закона об обороне.

В действующем Лесном кодексе России, также как и Лесном Кодексе России от 1997-го г. не урегулирован вопрос о праве собственности на леса, растущие на землях пунктов поселений, в т.ч. городские леса. Городские леса не относятся к землям лесного фонда. Формы собственности на участки леса в составе земель других категорий определены согласно земельному законодательству (часть 2 статьи 8 Лесного Кодекса России). Но в земельном законодательстве данная проблема не разрешена.

Требуется закрепление в Лесном Кодексе России федеральной собственности на леса, растущие на землях пунктов поселений. Это увеличит их защищенность, не допустит отчуждение с целью использования участков земли для посторонних целей, положительно повлияет на экологическую обстановку в городах, так как она находится в прямой зависимости от состояния лесов. Городские леса имеют большое значение для людей, которые проживают на землях населенных пунктов.

Вести лесопарковое хозяйство в городских лесах довольно затратно и убыточно с позиции возможности получения дохода, потому для сохранения полезных свойств городских лесов требуется финансирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов из бюджета Федерации. Государство по своим финансовым возможностям превосходит, к примеру, органы местного управления. Федеральная собственность на городские леса нужна, чтобы обеспечивать единый правовой режим всех лесов на территории Российской Федерации.

При существенных изменениях, произошедших в лесном законодательстве, главное достоинство нового Лесного Кодекса Российской Федерации, как и ранее функционировавшего Лесного Кодекса России от 1997-го г., состоит в том, что им не допустима возможность приватизации лесов, растущих на землях лесного фонда. Это обозначено в статье 27 Земельного Кодекса России, согласно которой земли лесного фонда ограничиваются в обороте. Как звучит абзац 2 пункта 2 статьи 27 Земельного Кодекса России, земельные участки, относящиеся к землям, ограниченным в обороте, не передаются в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.

В настоящий момент вводить частную собственность на леса точно преждевременно. У крупных лесопромышленников нет цели скупать большие участки леса под заготовку древесины. Не стоит идеализировать самосознание частных компаний-собственников участков лесного фонда. Если они станут рубить древесину, то при цикле ее выращивания до 1 столетия придется ждать плодоношения плантаций свыше 1 века, а рассчитывать на обогащение смогут только их внуки либо правнуки.

Опыт Соединенных Штатов, Канады и иных зарубежных стран также говорит о нецелесообразности частной собственности на леса. Государственная (федеральная в Соединенных Штатах) собственность признается формой собственности, которая наилучшим образом отвечает экономическим и экологическим национальным интересам.

Итак, можно сделать заключение, что новый Лесной Кодекс России вводит разнообразные формы собственности на леса с определенной оговоркой. Хотя физ. и юр. лиц Лесной Кодекс России не определяет субъектами права собственности на леса, однако в части 1 статьи 6 Лесного Кодекса России закрепляется, что леса находятся на землях лесного фонда и землях других категорий. Причем в части 2 статьи 8 Лесного Кодекса России законодатель развивает такую мысль: формы собственности на участки леса в составе земель других категорий устанавливаются по земельному законодательству. Иначе говоря, леса могут произрастать на землях, которые находятся в частной собственности (к примеру, на землях сельхозназначения) согласно земельному законодательству.

Гос. собственность на лесные участки на землях лесного фонда обладает целевым характером: ее правовое регулирование подчиняется обеспечению рационального и неистощительного использования лесных угодий, сохранению биологического многообразия лесных экологических систем.

Леса согласно Лесному Кодексу РФ используются при определенных титулах. Лесным Кодексом РФ закреплены следующие права пользования лесными участками (статья 9 Лесного Кодекса России):

  • постоянное (бессрочное) пользование участками леса;
  • ограниченное пользование чужими участками леса (сервитут);
  • безвозмездное срочное пользования участками леса;
  • аренда участков леса.

Права на земельные участки лесного фонда появляются и прекращаются в соответствии с основаниями и порядком, предусмотренным в гражданском законодательстве, законодательстве Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельном законодательстве, если другое не предусматривается в Лесном Кодексе России.

Как признать право собственности на земли лесного фонда

Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.

Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете свои права собственности на земли лесного фонда.

Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?

Если сведения о границах лесных участков внесены в ЕГРН, то устранение пересечения Вашего участка с границами лесного фонда необходимо производить в порядке, предусмотренном статьей 60.2 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В этом случае обращаться необходимо в Росреестр.

Если такие сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо обратиться в орган субъекта РФ, который уполномочен вести государственный лесной реестр. В Московской области, например, этот орган называется Комитет лесного хозяйства.

От Вашей конкретной ситуации зависит с каким заявлением нужно обратиться в Росреестр. Заявление может быть:

1. О государственной регистрации права (в том числе в связи с переходом права к другому лицу),

2. О постановке на кадастровый учет земельного участка (если его кадастровый учет не произведен ранее),

3. Об уточнении границ земельного участка (если земельный участок поставлен на кадастровый учет и при наличии оснований, предусмотренных статьей 43 Закона “О Государственной регистрации прав”),

4. С заявлением об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона “О Государственной регистрации прав”.

В случае если сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо взаимодействовать с органом лесного хозяйства субъекта РФ

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Таким образом, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Федерального закона 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ.

К заявлению рекомендуется приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Право пользования землями лесного фонда

Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:

Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

Исходя из статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  1. тем же лицам, которым предоставляются участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но только на срок до 1 года;
  2. в виде служебных наделов работникам организаций (например, работникам организаций транспорта), но только на срок трудового договора;
  3. религиозным организациям;
  4. лицам, которые заключили договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости в соответствии с 44-ФЗ;
  5. гражданам для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или КФХ в определенных муниципальных образованиях, но только на срок не более 6 лет;
  6. гражданину, если на этом участке находится его служебное жилое помещение;
  7. гражданину для сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд на срок не более чем 5 лет;
  8. гражданам и ЮЛ для сельскохозяйственного,
    охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования;
  9. садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;
  10. некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства;
  11. лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
  12. лицам, с которыми заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  13. лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка;
  14. лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;
  15. гражданину на Дальнем востоке в соответствии с № 119-ФЗ;
  16. Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации;
  17. акционерному обществу “Почта России”.

Для того чтобы право пользования землями лесного фонда было предоставлено, необходимо заключить договор с уполномоченным органом.

Помимо постоянного бессрочного и безвозмездного пользования лесным участком законодательством предусмотрено такое право как сервитут.

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях.

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Сервитут бывает публичным и частным.

Публичный сервитут, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Частный сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

К примеру, физическое лицо занимается постройкой чего-либо в лесу. Для этого ему требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей. Тогда лицо может установить с ними договор. Сосед может позволить физическому лицу использовать его территорию в целях строителя, но, конечно, имеет полное право запросить с него соответствующую оплату. Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом некоторых ограничений ограничений.
Например, если физическое лицо заключило сервитут не с собственником лесного участка, а с землепользователем (арендатором), то срок договора об установлении сервитута не должен превышать срок действия договора аренды с собственником.

Право аренды земель лесного фонда. Правила оформления.

Право аренды земель лесного фонда возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Например, ведение сельского хозяйства, заготовка древесины, строительство линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.

В большинстве случаев оформить право аренды на земли лесного фонда можно без труда. Для оформления лесной участок должен находится в государственной или муниципальной собственности и стоять на государственном кадастровом учете.

Субъектами договора аренды могут быть все дееспособные и совершеннолетние физические лица, индивидуальные предприниматели, а также зарегистрированные в официальном порядке юридические лица, о которых нет сведений в реестре недобросовестных арендаторов и покупателей лесных насаждений.
К арендаторам, которые продлевают договора, выдвигаются также требования отсутствия задержки арендной платы за три оплачиваемых периода подряд и нарушений других условий соглашения.

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Например, можно заключить договор аренды на срок до 12 месяцев для проведения изыскания на территории лесного надела. Для заготовки древесины предусмотрены сроки от 10 до 49 лет. Для строительства водохранилищ от 1 года до 49 лет. Аренда от 20 до 49 лет предусмотрена и если готовится реализация инвестиционного проекта.

Порядок заключения договора аренды земель лесного фонда (с аукционом)

  1. Организатор аукциона делает извещение, а также подготавливает всю необходимую документацию.
  2. За 60 дней до даты проведения конкурса на сайте министерства появляется вся необходимая информация.
  3. Итоги аукциона записываются в протоколе, в котором расписываются организаторы и победитель в день проведения.
  4. В течение трех рабочих дней победитель получает заверенный результат протокола, а в течение 5 – возвращаются задатки всем остальным участникам аукциона.
  5. Если в нем приняла участие только одна сторона, то орган местного самоуправления не имеет права отказать ему в аренде. В таком случае договор заключается в течение 20 дней после даты проведения. Он вступает в силу через 10 дней после подписания.

Договор аренды лесного участка заключается составлением договора, подписанного и арендатором, и арендодателем. Такой документ подлежит обязательной регистрации – именно после нее он является заключенным. В договоре должны быть прописаны: границы участка, вид и объем лесопользования, срок и стоимость аренды, права и обязанности арендатора.

Лесные участки могут быть предоставлены в аренду и без проведения аукциона на следующих основаниях:

  1. Инвестиционные проекты по освоению лесов;
  2. Использование участков для строительства водохранилищ и других гидротехнических объектов;
  3. Изучение недр и разработка месторождений;
  4. Заготовка лесов для нужд РФ;
  5. Исполнения изыскательных работ;
  6. Ведение охотничьего хозяйства.

Перевод ЗЛФ в другую категорию

В связи с тем, что ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, для приватизации или осуществления деятельности, не предусмотренной для таких территорий, нужно перевести их в иную категорию. Согласно ст. 11 ФЗ № 172 от 21.12.2004, это разрешено в случае:

  • организации за счет ЗЛФ особо охраняемых территорий;
  • определения или изменения границ населенных пунктов;
  • размещения на этих территориях объектов государственного/муниципального значения;
  • создания особых экономических зон.

От аренды – к собственности?

Лесной участок может быть взят в аренду на срок до сорока девяти лет включительно. Чем дольше, тем лучше, особенно учитывая что «автопродление» договора аренды законом не предусмотрено.

Но самое интересное, что после пятнадцати лет пользования арендуемым земельным участком добросовестный арендатор может обрести право собственности на него. Причем нигде в законодательстве не указано, что на земли лесфонда эта норма не распространяется. Если что, и поменять целевое назначение участка после стольких лет хозяйствования становится проще.

За некоторыми исключениями, лесфондовские земли сдаются в аренду после аукциона. Он должен быть объявлен в установленном порядке, после чего надо подать заявку и уплатить задаток, а на аукционе предложить самую высокую арендную плату. Но последнее – не всегда, поскольку заявка может быть подана только одна. Если это так и она ваша, аукцион признается состоявшимся, а с вами обязаны заключить договор аренды. Его надо правильно составить, зарегистрировать, затем предоставить надзорному органу проект освоения лесов и каждый год подавать лесную декларацию.

А если это лесопользование?

Если же участок лесфонда нужен исключительно для лесопользования и никакое другое использование не предвидится, можно оставить намерения насчет частной собственности на эту землю и попытаться получить ее в безвозмездное срочное пользование.

Также можно использовать ее по договору концессии – если в обмен на пользование ресурсами леса вы готовы сделать большие инвестиции в неосвоенный земельный участок, где отсутствует инфраструктура (ст. 37 ЛК РФ). И договор концессии, и безвозмездного срочного пользования могут быть заключены на тот же срок, что и аренды – от одного до 49 лет.

Как можно оформить?

Процедура оформления права собственности происходит по определённому алгоритму, основная часть которого ориентирована на получение разрешения правительственного распоряжения о переводе участка в другую категорию. Для этого требуется:

  1. Выбрать подходящий участок лесного массива, который не может использоваться в качестве леса. Им может быть редина после вырубки, место пожарища с погибшими деревьями, болотистые земли или иные не заросшие деревьями участки.
  2. Назначить экспертизу выбранного участка, получить заключения экспертов. Целесообразно иметь не менее трёх различных актов экспертиз, в которых будет указано на то, что установленная зона не отвечает требованиям, предъявляемым к лесному массиву.
  3. Установить сумму ущерба при переводе земель в другую категорию. Эту сумму потребуется уплатить заявителю.
  4. Подать запрос в Министерство, указать подробные причины перевода земель в другую категорию (указать – какую) с опорой на акты экспертизы. Обязательно внести кадастровый адрес и иные параметры лесного участка.
  5. Приложить аналогичную заявку, адресованную Правительственным органам РФ, а также акты экспертизы, нотариально удостоверенную копию паспорта, выписку из ЕГРЮЛ и копию пакета учредительной документации (юр.лицам). Частное лицо должно предоставить лицензию и иные документы, разрешающие соответствующую деятельность.
  6. Поданная заявка рассматривается Министром, который прилагает свою резолюцию.
  7. По его усмотрению, запрос возвращается заявителю на основании мотивированной выписки, со ссылкой на источники законодательства, или передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение.

В заявку нужно включить специальные формулировки, придающие ей характер официального документа. Обязательна опора на факты, подтверждённые заключениями экспертов. В просительной части указывается просьба о разрешении перевода земель в другую категорию и на последующий выкуп в собственность. В целом документ составляется в свободной форме, так как для него не предусмотрено специального регламента.

Обязательно нужно включить в заявку нижеследующее:

  1. Причины невозможности использования участка по назначению: выгоревшие или иным образом испорченные деревья, подвергшаяся порче (заболоченная) почва, на которой не может произрастать древесная порода, размыв почв руслом рек и т.п.
  2. Приблизительные расчёты стоимости восстановления участка путём лесопосадки, или подтверждение невозможности его восстановления.
  3. Проект использования земель или восстановления лесопосадки заявителем, с опорой на нормы ЛК № 200-ФЗ.
  4. Перечислить все факты и основания, подтверждающие эффективность перевода участка в обозначенную категорию, с переходом в собственность.

На основании поданной заявки должен выйти законопроект о переводе земель в другую категорию.

Далее могут последовать действия, соответствующие решению, принятому правительственным органом, уполномоченным на распоряжение такими землями:

  • разрешение приступать к оформления массива в собственность;
  • только получение права аренды на освоение участка с возможностью выкупа;
  • перевод в другую категорию и необходимость приобретения ЗУ с торгов.

После того как разрешение будет получено, в бюджет государства переводится установленная сумма, а на руки получается решение Правительства РФ о переходе права собственности. Полученный правительственный акт будет выступать правоустанавливающим документом. На его основании происходит регистрация права собственности в Росреестре.

Перед регистрацией земель в Росреестре, компании нужно уплатить пошлину в размере 22 000 рублей. Физическое лицо уплачивает 2 тысячи рублей.

После получения Выписки из ЕГРН о праве собственности, можно приступать к освоению зоны в соответствии с полученным правительственным разрешением, а также с соблюдением норм экологии, природоохранных и противопожарных мер.

Если речь идёт о переводе лесов в земли поселений, то они не должны использоваться под застройку жилых кварталов, а функционировать как зелёные зоны или выделяться в земли рекреации, то есть быть доступны для отдыха граждан.

Условия сделки

Передача лесных угодий в собственность невозможна. Но из этого правила допускаются исключения. Оформление в собственность допустимо для земель, которые могут быть переведены в другую категорию. Пригородные зелёные зоны достаточно легко можно перевести в земли поселений. Правда, правительство требует соблюдения норм законодательства, предусматривающего исключительно их использования по целевому назначению – как лесные зоны отдыха для граждан.

Чаще оформляются в собственность гари – площади после пожара, или редины – массивы после вырубки лесов. Переоформление допустимо если на таких безлесных территориях не планируется его восстановление. Иногда лесные площади перемежаются перелесками, не имеющими древесной растительности и их можно перевести в сельскохозяйственные угодья, которые могут выкупаться или приватизироваться.

Главное условие предоставления в том, что земельный массив перестал представлять для государства ценность, а иногда его содержание становится убыточным. Если претендент на оформление участка представит проект развития лесной зоны, который будет признан актуальным, он может рассчитывать на получение разрешения.

Основаниями для признания права на перевод земель в другую категорию могут быть:

  1. Заявление, поданное в правительственный орган.
  2. Прилагаемые документы, подтверждающие непригодность (иные причины нерентабельности) использования указанной части лесного массива. С приложением проекта развития зоны.
  3. Решение Правительства РФ о переводе земель в другую категорию, с последующим оформлением в собственность.
Иногда вместо права собственности более целесообразно оформить долгосрочную аренду лесного массива для использования по назначению.

ВРИ у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Лесная амнистия

ФЗ № 280 от 29.07.17 допускает оформление земли по лесной амнистии. Суть процедуры состоит в устранении противоречий между ЕГРН и лесным реестром.

Если сведения о правообладателях были внесены в ЕГРН до 2021 года, территории можно исключить из лесного реестра и перевести в земли населенных пунктов и поселений, параллельно исключая наложения земельных участков.

Воспользоваться лесной амнистией могут владельцы дачных участков, земель садового-огородных кооперативов и прочие лица, чьи земли из-за наложения на ЗЛФ не могли быть полноценно оформлены.

Лесная амнистия, земли поселений по которой будут расширены, проводится обычно межведомственной рабочей группой при региональном комитете лесного хозяйства. Вместе с заявлением заинтересованный владелец подает туда:

  • выписку из ЕГРН</span>;
  • копии правоустанавливающих документов;
  • иные документы по требованию.

Что означает понятие захвата?

Захват земель – это административное правонарушение, которое характеризуется самовольным использованием земельных участков, к которым приравниваются и участки леса. Согласно в этом сл учае наступает административная ответственность.

Размеры штрафов, если заняты земли лесного фонда, могут определяться только должностными лицами органов, уполномоченных на защиту и охрану лесного фонда. Размеры штрафов зависят от статуса правонарушителя:

  1. Максимальные размеры штрафов назначаются юридическим лицам.
  2. Средние – должностным.
  3. Минимальные – физическим лицам.

В категорию административных правонарушений входят:

  • неоформленные прирезки;
  • несанкционированные застройки.

После уплаты штрафа, нарушителю будет вменено обязательство провести рекультивацию участка, то есть снести все постройки и убрать незаконные межи, чтобы в установленных местах продолжала функционировать лесная экосистема.

В особых случаях, когда лесным угодьям нанесён существенный ущерб, или когда присвоение участка связано с мошенническими действиями, может следовать уголовная ответственность в силу . Она может привести к лишению свободы сроком до 2 лет. При участии группы лиц – до 6 лет.

Земли лесного фонда принадлежат государству, в собственность физических и юридических лиц не оформляются. Для их получения в собственность нужен перевод земель в другую категорию, что допустимо только по решению Правительства РФ. За самозахват таких участков может следовать административная и уголовная ответственность.

Амнистия лесных участков

В июле 2017 года Госдумой был принят в окончательном чтении законопроект, получивший название Лесной амнистии.

Данный закон должен решить острую проблему незаконности построек на спорных территориях.

Что понимают законодатели под «спорными территориями»?

В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.

В чем суть Лесной амнистии?

Она предполагает, что все спорные ситуации стоит трактовать в пользу ЕГРН. Это значит, что все случаи использования земель из лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, объявляются с этого года законными.

Речь в законе идет об огромных площадях: только в Московской области в спорную территорию попадает свыше 185 га земель, отданных под дачную или частную застройку.

У лесной амнистии есть немало преимуществ. Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков. Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда. В результате у них возникли сложности с узакониванием построек. Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.

У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.

Так, по оценкам экологов лесной фонд может сократиться на 1,7-4 га, что имеет весьма негативные экологические последствия.

 

Закон также уравнивает в правах тех, кто невольно стал владельцем участка в лесном фонде и захвативших эту землю преступным путем в результате использования мошеннических схем.

И те, и другие в результате использования внедренных правовых норм смогут стать полноправными собственниками участков из лесного фонда.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  2. Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  3. Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  4. По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

Можно ли строить на участках ЗЛФ

Арендаторы и пользователи лесных участков нередко задаются вопросом, можно ли строить на ЗЛФ. Поскольку такие земли находятся под особой государственной охраной, жилищное, промышленное и иное строительство на этих территориях запрещено.

Разрешенным считается только возведение объектов лесной инфраструктуры. Создание любых других строений должно быть согласовано.

В соответствии со ст. 21 ЛК, когда действия не касаются объектов лесной инфраструктуры, строительство на землях лесного фонда возможно, если оно связано с:

  • геологическими исследованиями и поиском полезных ископаемых;
  • использованием водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов;
  • созданием ЛЭП, трубо- и газопроводов и иных инженерных сетей, дорожной инфраструктуры;
  • рекреационной или религиозной деятельностью;
  • заготовкой и переработкой лесных ресурсов.

Учитывая это, суды многократно выносили решения про снос домов в лесном фонде, так как жилищное строительство на ЗЛФ -незаконно. Но если строения принадлежат добросовестным владельцам участков, они могут сохранить дачные дома и воспользоваться лесной амнистией в описанном выше порядке.

Заключение

ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности. Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса. ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.

Источники
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/lesnoe-pravo-rossii/pravo-sobstvennosti-na-uchastki-lesa/
  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/lesnogo-fonda/perevod-v-sobstvennost.html
  • https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-lesnogo-fonda-pravovoj-rezhim.html
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/zemli-lesnogo-fonda.html
  • https://zemarenda.ru/prava-na-zemli-lesnogo-fonda/
  • https://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/zemli-lesnogo-fonda/mozhno-li-oformit-zemli-lesnogo-fonda-v-chastnuyu-sobstvennost.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах