Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ? Что говорит законодательство

Права и обязанности постоянно проживающего в РФ иностранца

Почему важно правильно определять статус иностранных граждан

Основным в практике оформления иностранной рабочей силы остается вопрос, в чем различия правового положения временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих иностранцев в РФ. Знать правильный ответ крайне важно, поскольку от правильной квалификации статуса зависит определение круга обязанностей, возложенных на работодателя по формированию отчетности, уведомлению контролирующих органов, расчету страховых отчислений.

Также понимание статуса лица, постоянно проживающего на территории РФ, и того, чем он отличается от других категорий, поможет правильно заполнить уведомление для контролирующих органов.

В соответствии со ст. 18.15 КоАП РФ, такое неуведомление влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Таким образом, все эти категории представляют собой последовательные стадии, пройдя которые, иностранный работник получает объем прав по осуществлению трудовой деятельности, идентичный гражданину РФ.

Основные статусы иностранных граждан

  • Постоянно-проживающие. Как правило это те лица, которые имеют вид на жительство. Этот документ выдаётся иностранному гражданину с правом постоянного проживания на территории этого государства, беспрепятственно въезжать и выезжать из страны, и с правом на работу. Чаще этот документ выдаётся сроком на 5 лет и может быть продлён.
  • Временно-проживающие. Этим лицам выдают документ, который разрешает иностранному гражданину проживать на территории этого государства до получения вида на жительство.

Кто-то из блогеров или авторов аналогичных каналов утверждал, что этот документ выдаётся исключительно на 3 года и без права продления. Этот момент нужно уточнить у адвокатов вашей страны. В Испании мне продлили этот документ. Параллельно уточните о возможности получения разрешения на работу. В Испании с этим документом можно получить разрешение на работу. Не забывайте, что есть частные случаи и во многих ситуациях решение может найти адвокат. В Испании свои миграционные вопросы я решаю исключительно с адвокатом.

  • Временно-пребывающие. Лица с этим статусом имеют документ, позволяющий временно пребывать на территории этого государства. Это виза (для стран, где есть визовый режим) или иной документ (для стран с соглашением о безвизовом въезде). В таких документах есть срок, когда иностранный гражданин обязан покинуть это государство. В некоторых случаях права граждан могут быть расширены в рамках полученной визы.

Пример: рабочая виза, учебная виза или виза для деловых поездок.

Многие из нас получали туристические визы. Это как раз тот документ, который даёт нам право на временное пребывание на территории этого государства. Хочу сразу отметить очень популярное заблуждение в том, что если вы получили визу, то вас впустят (обязаны впустить) в страну, которая выдала вам эту визу. Это конечно не так! Государство, которое выдало вам визу, может отказать в пересечении границы страны на паспортном контроле.

Что такое статус?

Статус отражает права, свободы и обязанности личности в системном виде. Другими словами, получив статус вы приобрели права и обязанности.

Например, подавая документы в визовый центр какого-либо государства, консул рассматривает возможность выдать вам визу, т.е. условно ” наделить вас некоторыми правами или нет “, в данном случае право на временное пребывание на территории этого государства.

Зачем этот статус нужен? Пребывать без статуса нельзя?

Статус нужен для отражения ваших прав, свобод и обязанностей, т.е. сделать ваше пребывание в стране легальным. Другими словами, если у вас нет статуса, то на каком основании вы пребываете в стране. Если нет основания, то пребывание нелегально.

Реализация ваших прав, свобод и обязанностей достигается посредством правовых актов этой страны, в свою очередь ваш статус влияет на то, каким правовым актом будет достигнута эта реализация прав, поэтому наличие статуса важно для вас.

Согласно любому миграционному законодательству, наличие статуса – обязательно, но есть случаи, когда лица находятся вне статуса или теряют статус (чаще по сроку его действия). Выход из статуса приводит к потере права пребывать на территории этого государства. Это приводит к тому, что вами будет интересоваться миграционная полиция, так как ваше пребывание нелегально. Цель полиции – выдворение вас из страны.

Как изменить статус?

В первую очередь может возникнуть вопрос – «Зачем его вообще менять?» Чаще вопрос об изменении статуса возникает после прибытия в страну, но если этот вопрос возник до того момента, как вы въехали в страну, то можно повторно обратиться в консульство этой страны с вопросом об изменении документов.

Как правило, любой статус имеет, срок действия или период действия (в отдельных случаях этот период может быть без дат), в рамках которого у вас возникают определённые права, то после завершения этого периода следует утрата этих прав.

Говоря о главном. Если вы находитесь в стране легально, то у вас есть дата до какого числа действителен документ, позволяющий вам находиться в этом статусе.

Если вы изначально прибыли нелегально, то это другой случай, о котором будем говорить в отдельной статье.

Например, у вас виза на 7 дней. С момента, когда вы пересекли границу, прошло 10 дней, следовательно сейчас вы вне статуса. Пребывание в стране нелегально.

Если не изменить или не продлить статус, после того, как вы вышли из него, то в дальнейшем правоохранительные органы страны, в которой вы пребываете, открывают дело для депортации, могут поместить в тюрьму для лиц, которых готовят к депортации. Далее последует выдворение из страны с последующими запретами.

Для того чтобы не допустить выдворение из страны и сохранить статус легального пребывания необходимо изменить статус или продлить его. Изменением статуса занимается специальная служба по вопросам миграции. Для этого необходимо обратиться в центр по миграции. Если такого центра нет или не знаете куда обратиться, то достаточно обратиться в любой пункт полиции для уточнения (ибо вы же обеспокоены тем, чтобы не нарушить миграционный закон).

В Испании я не знал куда идти и обратился в ближайший полицейский участок. Мне там выдали всю контактную информацию.

Стоит отметить, что для изменения статуса должны быть основания. В соответствии с вашим основанием вы готовите пакет документов и подаёте его в соответствующие службы. Изменить статус просто потому что вам так захотелось, к сожалению, не получится.

Приведу несколько примеров оснований: обучение, работа, брак. Некоторые страны, например, Германия, могут требовать выехать из страны и подавать документы через консульство этого государства на территории вашей страны.

После подачи документов в соответствующие службы может быть вынесено решение об отказе в изменении статуса или будет вынесено положительное решение и вам выдадут новые документы. В ситуациях отказа вам предоставляется несколько дней, чтобы добровольно покинуть страну.

Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Итак, статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина предоставляет ему следующие права:

  • право свободного въезда на территорию РФ и выезда с этой территории;
  • право на получение медицинской помощи в рамках ОМС;
  • право на назначение и на получение пенсии на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
  • право на осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

Ограничения в правах

Статус постоянно проживающего на территории РФ не является эквивалентом наличия гражданства. В силу этих причин иностранец на территории РФ ограничен не в общечеловеческих, а исключительно гражданских правах. Так, постоянно проживающие в РФ иностранцы не вправе:

  1. избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы власти;
  2. участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
  3. быть членами политической партии на территории РФ;
  4. обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;
  5. находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;
  6. находиться на муниципальной службе;
  7. замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;
  8. проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;
  9. посещать без специального разрешения отдельные территории, организации и объекты на территории РФ, в частности, пограничные зоны, территории ЗАТО и закрытых военных городков.

В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства

  • Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с видом на жительство, специалисты, беженцы, дипломаты или участники государственных программ.
  • По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
  • С 2018 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать медсестрой или тем более врачом).

Требования для трудоустройства иностранцев:

  • Возраст не менее 18 лет.
  • Экзамен на достаточное владение русским языком.
  • Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
  • Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
  • Работодатель должен постоянно извещать ГУВМ при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.

При выдаче квоты на работу учитываются:

  • Наличие разрешения на въезд.
  • Актуальность профессии.
  • Наличие родственников в России.
  • Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.

Отдельные категории иностранных граждан

  • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
  • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
  1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
  2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
  3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
  • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.

Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания

Кто такие временно пребывающие

Кадровому специалисту важно понимать отличия временно пребывающих и проживающих в РФ для их правильного оформления. Исходя из текста ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.07.2020), это лица, законно находящиеся на территории РФ и имеющие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство (ВНЖ) или разрешение на временное проживание (РВП).

Время пребывания такого иностранного гражданина ограничено сроком выданной ему визы, в безвизовом порядке — не более 90 суток (в отдельных случаях законом устанавливаются большие сроки). Таким образом, временное пребывание — это первая стадия на пути получения вида на жительство.

Чем они отличаются от постоянно проживающих

Теперь разберемся, что значит постоянно проживающий на территории РФ и какие права предоставляет такой статус.

Иностранный гражданин получает статус постоянно проживающего в период, пока у него действует РВП. В это время он имеет возможность оформить вид на жительство (ВНЖ), выдаваемый на 5 лет и продлевающийся многократно. В то же время он ежегодно уведомляет о подтверждении своего проживания.

Статус постоянно проживающего фактически предоставляет те же права, что и гражданство, за исключением права участия в управлении государством (политические права).

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

приглашающая сторона – федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2012 № 315-ФЗ)

миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности; (Абзац введен – Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство); (Абзац введен – Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

специальное учреждение – специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также – иностранные граждане, подлежащие реадмиссии). (Абзац введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 384-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. (В редакции Федеральных законов от 28.12.2013 № 389-ФЗ; от 30.12.2015 № 466-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона. (Абзац введен – Федеральный закон от 20.03.2011 № 42-ФЗ)

2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 331 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее – подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина. (В редакции Федеральных законов от 18.07.2006 № 110-ФЗ; от 19.05.2010 № 86-ФЗ; от 23.07.2013 № 203-ФЗ; от 20.04.2014 № 71-ФЗ; от 30.12.2015 № 466-ФЗ; от 31.12.2017 № 493-ФЗ; от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

3. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 224-ФЗ; от 28.12.2013 № 386-ФЗ)

4. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами. (В редакции Федеральных законов от 18.07.2006 № 110-ФЗ; от 19.05.2010 № 86-ФЗ; от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Абзац введен – Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

5. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 132 или 135 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 133 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

Не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина в соответствии с абзацами первым – третьим настоящего пункта для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 133 настоящего Федерального закона, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получать визу. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

Судебная практика и законодательство — 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 N 14-П “По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе”

Постановлением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2015 года Н.Г. Мсхиладзе был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 “Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации” КоАП Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Одновременно суд постановил поместить его на основании статьи 27.19 КоАП Российской Федерации и статьи 39 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” в Центр содержания иностранных граждан УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Приказ Росстата от 31.03.2017 N 220 “Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией”

1. Форма N 1-НК (миграция) “Сведения о результатах осуществления контрольно-надзорных мероприятий по регулированию внешней трудовой миграции” (далее – форма N 1-НК (миграция)) разработана в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1162 “Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции” и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 1106 “Об утверждении Правил проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации”.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ (ред. от 15.10.2020) “О свободном порте Владивосток” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

Особенности въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда иностранных граждан из Российской Федерации через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории свободного порта Владивосток (далее – пункты пропуска свободного порта Владивосток), устанавливаются Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. Особенности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, въехавших через пункты пропуска свободного порта Владивосток, устанавливаются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Федеральный закон от 07.03.2017 N 28-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

2) после слов “граждан в Российскую Федерацию” дополнить словами “и выезда иностранных граждан из Российской Федерации”, дополнить предложением следующего содержания: “Особенности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, въехавших через пункты пропуска свободного порта Владивосток, устанавливаются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.”.

Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п Об утверждении формы “Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)”, формы “Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)”, формы “Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)”, формы “Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)”, порядка их заполнения и формата сведений

Работники из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” <21>), временно пребывающие на территории Российской Федерации, организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности

Приказ МВД России от 24.01.2017 N 26 Об утверждении Порядка подачи образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), обучавшегося по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и формы указанного уведомления

“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2021)

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”), – 1,8 процента;

Федеральный закон от 28.12.2016 N 475-ФЗ “О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”), – 1,8 процента;

Приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме

12.8. По строке 020 приложения N 3 отражаются расходы, понесенные плательщиком на выплату пособий по временной нетрудоспособности, произведенные за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, работающим иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2016, N 27, ст. 4238) и число случаев назначения пособий по временной нетрудоспособности.

Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2015 N АКПИ14-1378

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Источники
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/506143/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5ec9a8f7d8e3ee4a78bb597c/status-inostrannogo-grajdanina-chto-eto-kakie-oni-byvaiut-kak-ego-izmenit-5ecfb3e4bb74d024e486b62c
  • https://zakonius.ru/grazhdanstvo-migratsiya/kakovy-prava-i-obyazannosti-inostrantsa-postoyanno-prozhivayushhego-v-rf
  • https://VisaSam.ru/russia/vezd/prava-inostrannyh-grazndan-v-rf.html
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/18669
  • https://legalacts.ru/doc/115_FZ-o-pravovom-polozhenii-inostrannyh-grazhdan-v-rossijskoj-federacii/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector