Рапорт об обнаружении признаков преступления: заполненный образец 2024 года

Форма рапорта об обнаружении признаков преступления

Рапорт это официальный документ, который подают в отношении командования конкретной роты или части. Именно поэтому, данный документ имеет унифицированную форму. Несмотря на то, что единого бланка и образца на сегодняшний день не существует, всё же, в документе должна найти отражение следующая информация.

  • В отношении кого составлен документ.
  • Дата и место составления.
  • Кем составлен документа.
  • Излагается причина написания рапорта.
  • Указывается дата, ставится подпись.

В некоторых частях действует свои особые образцы, которые называют локальными нормативными правовыми актами, так как свое действие они распространяют только на конкретную военную часть.

Несмотря на то, что единого образца нет, всё же, военный очень дотошно относится к данному документу. Ведь в случае, если возможное правонарушение подтвердится, вероятнее всего, данный рапорт будет приобщен к делу, а значит, с ним будут знакомиться различные военнослужащие.

Нельзя, чтобы такой документ был составлен неправомерно.

Рапорт излагается на листе формата А4. Он должен быть абсолютно белым, без лишних посторонних записей. Оформление возможно о руки, используя чёрную или синюю пасту. Но в таком случае информация должна быть изложена понятным почерком.

Также, возможна компьютерная печать стандартным шрифтом.

В самом документе не допускается орфографических ошибок.

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Комментарий к Ст. 143 УПК РФ

1. Содержание комментируемой статьи органически связано с пунктом 3 части первой статьи 140 УПК, которая в качестве повода к возбуждению уголовного дела называет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иного, нежели заявление и явка с повинной, источника, и является его продолжением.

Рапорт об обнаружении преступления — документальное оформление сообщения о преступлении, принятого компетентным должностным лицом, к числу которых в первую очередь относятся сотрудники правоохранительных органов государства, которые по роду своей повседневной деятельности первыми соприкасаются с правонарушениями и наделены тремя видами правомочий: административной юрисдикцией, правом осуществления оперативно-розыскной деятельности и правом на возбуждение уголовного дела и производство дознания. Это полиция, органы Федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2. Получив информацию о готовящемся или совершенном преступлении из любого гласного или негласного оперативно-розыскного источника, сотрудники перечисленных правоохранительных органов (органов охраны правопорядка) обязаны принять все зависящие от них меры, чтобы готовящееся, но еще не совершенное преступление пресечь, закрепить следы совершенного преступления, принять меры к обеспечению собирания доказательств, установлению лица, его совершившего, и к задержанию подозреваемого, а о результатах своей служебной деятельности доложить письменным рапортом своему непосредственному руководителю или же руководителю органа, обладающего статусом органа дознания (например, районный отдел внутренних дел, таможня и т.д.).

На основании такого рапорта и приобщенных к нему первичных документов должностное лицо, сосредоточивающее в своих руках законную функцию органа дознания, принимает решение о возбуждении уголовного дела. Здесь прежде всего имеется в виду полицейская деятельность, осуществляемая различными службами органов внутренних дел, наделенными административными и оперативно-розыскными полномочиями и функциями: дежурной частью, патрульно-постовой службой, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, участковыми уполномоченными, уголовным розыском и другими службами, ежедневно и ежечасно первыми сталкивающимися с уголовным миром.

Сообщения, иначе говоря, информация, получаемая ими непосредственно, — один из основных поводов для возбуждения уголовного дела, который фиксируется рапортом сотрудника полиции.

3. Закрепленная в части первой статьи 140 УПК совокупность поводов к возбуждению уголовного дела заключает в себе серьезную проблему.

Она бессистемна и страдает существенными недостатками, решительно проигрывая в этих отношениях ранее действовавшему УПК РСФСР. Во-первых, в существующий перечень поводов никак не вписываются многочисленные официально-документальные источники информации о совершенных или готовящихся преступлениях, поступающей в правоохранительные органы от многочисленных инспекций, которые охватываются понятием контролирующих органов государства, а также от других органов и должностных лиц, в обязанности которых входит выявлять правонарушения в соответствующей сфере и сообщать о них.

Очевидно, что эти официальные материалы могут и должны служить поводом к возбуждению уголовного дела, но их нельзя назвать ни заявлением, ни сообщением, требующим оформления рапортом, потому что они достаточны сами по себе и поступили извне. Аналогично сказанному нельзя, строго говоря, отнести к заявлениям и сообщениям, требующим реагирования рапортом, официальные письма и приобщенные к ним документальные материалы, поступающие в правоохранительные органы от самых различных учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности, так или иначе пострадавших от чьих-то преступных действий, нуждающихся в защите закона и требующих уголовного преследования виновных.

Во-вторых, сама форма фиксации повода для возбуждения уголовного дела при отсутствии заявления, а именно путем составления рапорта — выбрана неудачно, без учета теоретических разработок по этому вопросу и накопленного практического опыта. Рапорт — это служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему воинскому начальнику.

Рапорты уместны в органах дознания, например в полиции, органах Федеральной службы безопасности и других, т.е. военизированных, учреждениях.

Здесь доклад подчиненного о выявленных признаках преступления «по начальству», т.е. руководителю органа, в компетенцию которого входит решение вопроса о возбуждении уголовного дела, действительно отвечает и смыслу понятия рапорта, и процедуре решения данного вопроса.

Следователь же, к какому бы ведомству он ни относился, получив сообщение о преступлении из источников, не подпадающих под понятие заявления, никому и ни о чем рапортовать не обязан по самому смыслу своего процессуального положения точно так же, как не обязан никому и ни о чем рапортовать судья. Поэтому практика идет путем аналогии и выдумки.

Судебная практика по статье 143 УПК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 21-АПУ16-1, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
    Из материалов дела следует, что уголовное дело было возбуждено в соответствии с требованиями ст. 140 и 143 УПК РФ на основании рапорта работника полиции о совершенном преступлении При этом, написание рапорта работником полиции М не участвовавшим в задержании Ж не противоречит положениям закона и не означает выполнение М следственных действий по данному делу…
  • Решение Верховного суда: Определение N 10-АПУ14-12, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
    Как следует из материалов дела (т. 1 л.д. 18), уголовное дело по факту покушения на их убийство в соответствии с требованиями ст.ст. 140 и 143 УПК РФ возбуждено на основании соответствующего рапорта. В дальнейшем все дела были соединены в одно производство, т.е. требования УПК РФ не нарушены. Нарушений УПК РФ, влекущих отмену приговора, судом не допущено…
  • Решение Верховного суда: Определение N 47-О12-57, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
    Согласно положениям статьи 143 УПК РФ сообщение о совершенном преступлении, полученное из иных источников, принимаются лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении при знаков преступления…

Особенности составления документа

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления регламентирует ст. 143 УПК РФ.

Согласно ее содержанию, составляют документ:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • сотрудники оперативно-розыскных подразделений;
  • сотрудники органов дознания, прокуратуры и предварительного следствия.

Составление служебной документации этого вида является обязанностью не только сотрудников, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и других служащих МВД, которые стали свидетелями нарушения закона. Вне зависимости от времени, должности, места нахождения на территории РФ, каждый полицейский обязан принять меры к пресечению преступления, и в кратчайшие сроки сообщить в ближайшее подразделение полиции.

Очень многие люди путают рапорт с заявлением. В отличие от заявления рапорт не содержит в себе требований привлечь к ответственности и наказать виновного. В документе отображены только обстоятельства случившегося и фигуранты. Также следует отметить, что рапорт составляют на основании сообщения о совершении преступления, а не выкладывают суть сообщения в докладе.

Статья 143 УПК РФ утверждает, что рапорт может быть доказательством по делу, но только если удостоверен подписью работника правоохранительных органов, содержит исчерпывающие сведения о признаках нарушения, а также об источнике полученных сведений. Без указания конкретного источника письменный доклад полицейского не будет допустимым доказательством.

Исключением являются сведения об источнике, которые вмещают государственную тайну, подобные данные не могут полностью указываться в рапорте. В данном случае письменный донос служит поводом для начала уголовного производства, но не является доказательством по делу.

В ст. 143 УПК РФ с комментариями действующей редакции изложены принципы составления и подачи рапорта о совершении преступления:

  1. Документ может быть составлен после сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. Есть исключение в данном пункте – порой, рапорт может подать работник, участвующий в оперативно-розыскных мероприятиях, который определил факт подготовки к преступлению. В целях предупреждения серьезного нарушения закона, может быть начато уголовное производство, к примеру, если сообщение содержит факт подготовки к террористическому акту.
  2. В доносе излагают исключительно объективную сторону состава преступления.
  3. Изначально необходимо проверить достоверность информации, допросив свидетелей, проанализировав доказательства, а уже после этого, при наличии достаточного количества данных, составлять доклад о происшествии.
  4. Сам факт сообщения о преступлении не является основанием для возбуждения производства. Есть случаи, когда в рапорте о совершенном преступлении отсутствуют признаки нарушения и возбуждать дело невозможно.

Если полицейский сам стал очевидцем преступного деяния, он не может вести расследование по делу, а подлежит отводу. Дело в том, что имеется необходимость допрашивать его как свидетеля. Так же обстоит ситуация, если полицейский, совершивший донос о преступлении, является заинтересованной стороной. В рапорте свои требования он излагать не может.

Именно поэтому помимо доклада о происшествии, он должен подать письменное заявление о случившемся с требованиями привлечь нарушителя к ответственности. Изначально фиксируют рапорт, а после заявление. С момента регистрации заявления, сотрудник, подавший рапорт, будет фигурировать в деле как потерпевший.

Какие должны быть основания для сообщений о признаках преступления

В каких ситуациях военнослужащий может пойти написать рапорт? Возможно, молодому человеку показалось, что те или иные лица замышляют противоправное деяние. Какие есть признаки, которые позволяют иди писать рапорт в отношении командования?

  • Во-первых, военнослужащий должен получить информацию из достоверных источников. Достоверными источниками считаются средства массовой информации, другие военнослужащие из части, знакомые люди, обращение в письменной или устной форме по телефону или посредством других видов связи. То есть, информация о готовящемся правонарушении должна быть не надуманной, перефразированной из начальных слов, а чётко воспринята на слух или вид.
  • Гражданин видит, как осуществляется подготовка к преступлению, у него есть доказательства этих действий.
  • Гражданин знает участников преступления, владеет информацией об их деяниях.
  • Гражданин видел, как осуществляется противоправное деяние.

Только при наличии этих признаков, можно идти писать рапорт. Но иногда, военнослужащие проявляют излишнюю внимательность. В результате этого они получают не самый приятный результат. А именно, ставят под удар других, ни в чём неповинных людей, и к ним начинают испытывать меньше доверия.

Чтобы такого не случилось, необходимо четко осознавать все свои действия, иметь представление о том, как действовать в том или ином случае.

Также, не последнее значение имеет умение анализировать. Так, гражданин должен понимать, какие последствия могут быть у его ложного доноса.

Рапорт об обнаружении преступления по сообщениям граждан

Иногда военнослужащий не сам становится свидетелем преступления. Иногда, ему об этом сообщают граждане, которые обращаются непосредственно для того, чтобы сообщить детали преступления. При этом гражданами могут выступать как другие военнослужащие, так и гражданские лица. Как военнослужащий должен реагировать на сообщение о преступлении?

Военнослужащий, который принял присягу о защите своего отечества, должен принять информацию, и постараться ее проверить. А если ресурсов и возможностей для личной проверки нет, то сообщить о готовящемся или произошедшем преступлении нужно командованию. В любом случае, оставлять обращения граждан без внимания нельзя.

Задача военнослужащего, это найти детали преступления и доведение их до самого командования. Именно поэтому составляется рапорт, главная цель которого оповестить вышестоящие должности о том, что произошло в правонарушении.

Сообщение от правоохранителей об обнаружении преступления

Иногда информацию об обнаружении преступления сообщают правоохранительные органы. Тогда она становится доступна только конкретным военнослужащим, которые в силу тех или иных обстоятельств оказались свидетелями ситуации. Военнослужащий не должен держать в тайне произошедшие. Он должен в форме рапорта оповестить начальство о том, какое правонарушение произошло, где именно, а также, какое участие в нём принял сам военнослужащий. Например, на его глазах произошло преступление, и теперь служивый является свидетелем по делу.

В такой ситуации, молчание имеет место только в том случае, если правоохранители настаивают на молчании для того, чтобы в итоге получить благоприятный исход дела.

Рапорт, составляемый по результатам оперативных мероприятий

Правоохранитель в ходе своей деятельности может получить информацию о еще не совершенном преступлении, например о предстоящей краже. В этом случае можно подать рапорт и в ходе проверки предотвратить преступное деяние.

Однако результатом проверочных действий будет отказ в уголовном преследовании. Целесообразнее разоблачить преступников во время или после совершения ими преступных действий, что повлечет неминуемое привлечение к ответственности.

В этом случае информация регистрируется не в КУСП, а в соответствующих документах оперативных служб. В целях предотвращения утечки информации эти документы являются секретными.

Уже после задержания преступников оформляется и регистрируется рапорт о выявленном преступном действии, в данном случае о краже. Образец рапорта об обнаружении признаков преступления о краже выглядит также как образец рапорта о любом преступлении.

Проверка по рапорту длится в течение 10 дней. При особых условиях ее можно продлить до месяца, но не более того. В отдельных случаях для изобличения каких-либо преступлений могут потребоваться многие месяцы.

В целях накопления информации и сбора доказательств сотрудники оперативных служб проводят длительные оперативные разработки, результаты которых накапливаются в делах оперативного учета.

Начало публичных проверочных действий и последующее возбуждение уголовного преследования – это реализация оперативных мероприятий. То есть, после сбора достаточных улик, или задержания с поличным, оформляется рапорт о выявленном преступном деянии и проводится проверка.

Рапорт о преступлении, выявленном в процессе расследования

Заполнение и предоставление руководителю рапорта о совершении преступления обязательно даже в том случае, когда данное преступление выявлено в процессе расследования другого дела. Сотрудник органа в ходе своего следствия может выявить факт совершённого преступления или преступления, находящегося на стадии подготовки. Зачастую оно не имеет ничего общего с делом, в ходе расследования которого данное правонарушение было выявлено. Однако практика показывает, что иногда выявленное преступление и его обстоятельства могут быть весьма тесно связаны с первоначальным уголовным делом.

Важно отметить, что заявление о совершённом или готовящемся преступлении может быть подано в ходе судебного заседания любой из сторон в устной форме. В таком случае эти сведения фиксируются в протоколе, копия нотариально заверяется и направляется в правоохранительные органы в виде рапорта. Данные сведения могут значительно изменить ход судебного процесса.

Подобный рапорт имеет такую же форму, что и рапорт об обнаружении признаков преступления. В нём обязательно нужно указать:

  • звание, должность и Ф. И. О. руководителя, которому будет адресован рапорт;
  • сведения о совершённом злодеянии с указанием времени, места, участников и свидетелей правонарушения;
  • сведения о сотруднике, который составил рапорт (должность, звание, Ф. И. О.);
  • дату составления;
  • подпись составителя рапорта.

Проверка по результатам зарегистрированного рапорта проводится в том же виде, что и проверка при работе с обыкновенным рапортом. Кроме этого, в возбуждении уголовного дела также может быть отказано.

По окончании проверки по рапорту стороны уголовного расследования и иные заинтересованные лица обязательно должны быть уведомлены о результатах этой проверки и о решении руководства. Кроме того, им разъясняют все имеющиеся у них права, связанные с обжалованием принятого решения.

Рапорт об обнаружении признаков состава преступления является неотъемлемой частью уголовного процесса. Составленный на основании информации, полученной сотрудником от граждан страны или из иных источников, включая средства массовой информации и интернет, рапорт зачастую является основанием для возбуждения уголовного дела. Кроме того, подробная и краткая информация о сторонах злодеяния, доказательствах, месте и времени его совершения и о свидетелях позволяет быстро вникнуть в суть дела и провести необходимые следственные мероприятия.

Сообщение о совершении правонарушения по инициативе госслужб

Рапорт о нахождении признаков преступления может составить только компетентный и уполномоченный сотрудник правоохранительного органа. Документ составляется на основании показаний граждан или информации, полученной из средств массовой информации. Также он может быть оформлен на основании результатов действий сотрудника, благодаря которым органам удалось обнаружить преступление. Данный документ позволяет формировать отчётность и статистику по всем совершённым злодеяниям.

Рапорт оформляется в любом из нижеперечисленных случаев:

  • при обнаружении гибели потерпевшего, который был убит;
  • при обнаружении преступлений по отношению к государству и государственным службам;
  • при обнаружении иных последствий тайно совершённого злодеяния, и др.

Во всех этих случаях заявления от граждан не требуются. Рапорт, составленный сотрудником правоохранительной службы, является основанием для возбуждения преследования. Показателем высокого уровня труда полицейского в таком случае становится факт раскрытия им совершённого злодеяния.

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления по УПК РФ

Одним из видов служебной документации является рапорт. Этот документ представляет собой письменный доклад младшего по званию – старшему по званию, о проделанной работе или же об обнаружении признаков преступления. Если нет заявления от потерпевших или от преступника явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления является поводом для возбуждения уголовного производства и начала досудебного расследования. Если признаки преступного деяния попали в поле зрения сотрудников полиции, они обязаны изобличать виновных в нарушении закона и наказывать их.

Пример рапорта

Возьмите белый чистый лист формата А4.

В верхней правой части указывается наименование должности и звание военнослужащего, которые ответственнее за данный документ.

Внизу указывается орган, номер части, куда подаются документы.

В середине обозначается наименование документа. А именно, рапорт об обнаружении признаков преступления.

Далее следует изложение фактов, которые дали военнослужащему право на составление рапорта. По возможности, нужно ссылаться на действующее российское законодательство.

Описывать нужно как можно более подробно, однако, лучше воздержаться от эмоциональных высказываний.

В левой части указывается должность военнослужащего, который составляет рапорт.

В правой части его имя, отчество, фамилия и подпись. В самом низу ставится дата.

Так выглядит самый простой пример рапорта, который распространён в рядах вооруженных сил. Однако, не стоит думать, что это единственный способ составить рапорт. Во многих военных частях действуют совсем иные правила, которые позволяют составлять рапорт с опорой на тот или иной образец. Некоторые военные части требуют предоставления дополнительных данных.

Вне зависимости от того, какой именно рапорт вы составляете, главное, чтобы он рассказывал о реально готовящемся или произошедшем преступлении. Только в таком случае можно говорить о том, что военнослужащий выполнил свой долг, и оповестил не только командование, но и других людей о возможном вмешательстве.

Хочется верить, что все указанные действия по составлению рапорта не остались без внимания, и будут применены в действии.

Бланк документа

Источники
  • https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/raport-ob-obnarujenii-priznakov-prestupleniia-5caf51eaec592a00b3d02f45
  • https://sportvoin.ru/kontrakt/raport-ob-obnaruzhenii-priznakov-prestuplenija-zapolnennyj-obrazec-2021-goda
  • https://www.zakonrf.info/upk/143/
  • https://AllWrestling.ru/sledstvie-i-sud/st-143-upk-rf-s-kommentariyami.html
  • https://VyborPrava.com/administrative/narushenija/obrazets-raporta-ob-obnaruzhenii-priznakov-prestupleniya.html
  • https://ugolovnoe.com/prestupleniya/raport-ob-obnaruzhenii-priznakov
  • https://dogovor-obrazets.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%86/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5/46861

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах