Что регулирует статья 10 ФЗ «О страховых пенсиях» и последние изменения в законе

Содержание
  1. Закон «О страховых пенсиях» №400 ФЗ
  2. Основные статьи закона
  3. Последние и ожидаемые изменения
  4. Роль ФЗ 400 в формировании разных категорий страховых пенсий
  5. Что регламентирует ФЗ 400
  6. Условия предоставления пенсий
  7. Инвалидам
  8. По потере кормильца
  9. От чего зависит размер пенсии
  10. Возраст
  11. Страховой стаж
  12. ИПК
  13. Куда обращаться за получением
  14. Документы для получения
  15. Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости
  16. Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
  17. Комментарий к Ст. 10 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  18. Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
  19. Комментарий к Ст. 12 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  20. Порядок расчёта страхового стажа
  21. Определение размера выплат
  22. Сроки осуществления выплат
  23. Досрочное начисление
  24. Последние изменения и дополнения
  25. Законодательное регулирование
  26. Список документов и регламент оформления по ФЗ 400
  27. Заключение

Закон «О страховых пенсиях» №400 ФЗ

Данный закон устанавливает, регламентирует и определяет условия, по которым человек может рассчитывать именно на страховую пенсию. Под ней подразумевается ежемесячная выплата застрахованным нетрудоспособным лицам или родственникам, потерявшим застрахованного кормильца. Данный законопроект был одобрен в конце декабря 2013 года, а вступил в силу с 01.01.2015.

В 1 главе устанавливаются общие положения, понятия, виды страховых обеспечений, и кому они причитаются. Данные субсидии могут выплачиваться в трех случаях:

  • по достижению определенного возраста;
  • по потере кормильца;
  • по наступлению инвалидности.

Предъявлять права на нее могут, как россияне, так и иностранцы. Для тех и других предусмотрено соблюдение определенных условий. Также возможно одновременное предоставление двух разных по типу субсидий.

Вторая глава как раз и растолковывает все условия для назначения выплат. По старости могут получать средства мужчины в возрасте 65 лет, а женщины – 60. При этом ИПК должен быть не менее 30 баллов, а минимальный стаж — 15 лет. Данные показатели не являются обязательными сейчас так как в стране ведется плавный переход, направленный к достижению именно этих цифр.

Страховая пенсия по инвалидности выдается людям, имеющим заключения медицинско-социальной экспертизы на I, II и III группы инвалидности, а также трудовой стаж от 1 дня. Если такого нет, назначается социальная выплата.

На материальную помощь по случаю потери кормильца могут рассчитывать нетрудоспособные иждивенцы: дети, браться и сестры, родитель, супруг (-а).

Третья глава федерального закона о страховых пенсиях посвящена стажу. В ней уточняются периоды, которые учитываются в страховом стаже, исчисление, подсчет и подтверждение данного показателя.

Для определения размера страховой материальной помощи стоит обратиться к 4 главе, где приводятся формулы для расчета. Значение показателей, используемых для вычисления, актуально на момент обращения в ПФР с заявлением.

В данной части закона также говорится о фиксированных выплатах к страховой пенсии, которая ежегодно индексируется, и об условиях повышения размера фиксированных выплат. Рассчитывается доля страховой пенсии для госслужащих и летчиков-испытателей.

В пятой главе закона указываются сроки и порядок назначения страховой выплаты, случаи, когда пенсия перестает выплачивается, и когда можно возобновить ее получение, а также как выплачивается матпомощь рабочим пенсионерам и проживающим вне РФ.

О досрочном пенсионировании мужчин и женщин, причины для оформления такого субсидирования и условия обозначены в главе 6.

Переходные моменты показателей страхового стажа и ИПК, сроки вступления закона в силу отображены в 7 гл.

Основные статьи закона

Основополагающие условия, требования и права представлены в следующих статьях:

Статья 8

  1. Для получения страховой пенсии мужчинам должно быть 65 лет, а женщинам – 60.
  2. Трудовые года не менее 15 лет к 2024. С 2015 идет ежегодное повышение этого показателя на 12 месяцев.
  3. ИПК не менее 30. Он также ежегодно повышается на 2,4 балла с 2015.

Статья 9

  1. На страховые выплаты могут рассчитывать инвалиды I, IIи III гр.
  2. Стаж должен быть от 1 дня.
  3. Наличие подтверждающих документов от МСЭ.

Статья 10

Подробно описывается, кто может получать пенсию по случаю потери кормильца.

Статья 12

Полный перечень временных отрезков, которые засчитываются в страховой стаж.

Статья 15

Предоставления формул и расшифровок ее значений, по которым можно высчитать размер денежных средств, положенных в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Статья 16, 17, 18 Понятие фиксированной выплаты, которая прибавляется к страховым пенсиям по старости, инвалидности и потере кормильца. Порядок ее индексации. Уточнение, каким лицам она положена в повышенном размере.

Статья 30 Рассмотрены категории граждан, кто может выйти на страховую пенсию раньше срока.

Последние и ожидаемые изменения

В закон «О страховых пенсиях» вносились разные поправки, которые не затрагивали его суть. Вариант, вступивший в силу в 2017 году, содержит информацию, в которой собраны все изменения.

Согласно последней редакции, размер страховых отчислений зависит от количества пенсионных баллов, набранных на протяжении всего периода работы, а также от их стоимости на момент выхода на заслуженный отдых.

Статья 8 была дополнена одним пунктом. Пособие по старости для граждан, замещающих должности государственных служащих, полагается в случае достижения возраста, указанного в 5 приложении.

Исходя из поправок к ст. 15, сумма индивидуальных показателей определяется согласно ФЗ- №167. Норма страхового обеспечения по старости регламентируется 8 ст.

В новой редакции статьи 30 при расчете стажа применяются нормы Налогового Кодекса в части ст. 428.

Граждане, которые оформляют пособие позже срока, вправе получать дополнительный индивидуальный коэффициент.

Роль ФЗ 400 в формировании разных категорий страховых пенсий

Рассматриваемый нормативный акт имеет большое и основополагающее значение для всей системы социального обеспечения в стране. Так, в первую очередь, нормы данного федерального закона устанавливают основания возникновения пенсионных прав граждан. Кроме этого, ими же определяются механизмы и порядок их реализации на практике.

Закон 400 устанавливает, что пенсионная система в Российской Федерации строится на страховых принципах в форме обязательного пенсионного страхования. В статье 1 документа также прописана прямая связь между объемом соответствующих прав и степенью значимости и общественной полезности того или иного вида трудовой деятельности.

Федеральный закон выделяет три типа страхового обеспечения:

  • по достижению возраста выхода на пенсию;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Рассматриваемый в статье нормативный акт является исчерпывающим по вопросам регулирования назначения и порядка выплаты страховых пенсий. Его положения полностью заменили нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента его вступления в силу, что и произошло первого января 2015 года. Однако часть вопросов не нашли отражения в ФЗ «О страховых пенсиях». Они регулируются предыдущим законом по аналогии.

Что регламентирует ФЗ 400

Рассматриваемый документ структурно состоит 36 статей, объединенных в 7 глав, которые по отдельности регламентируют те или иные вопросы, связанные с порядком начисления и выплат страховой пенсии. Разберем их подробнее.

  1. Первая глава. Содержит в себе общие положения, вводит основную терминологию и дает определение таким понятиям, как «пенсия», «стаж», «ИПК» и так далее. Кроме этого, в данном разделе устанавливается полный перечень лиц, которые вправе претендовать на соответствующие выплаты.
  2. Вторая глава. Нормы, содержащиеся в этой части рассматриваемого федерального закона, определяют условия, при которых назначается страховая пенсия.
  3. Третья глава. Дается развернутое определение понятия «страховой стаж». Указывается, какие периоды в него могут входить, а также регламентируется порядок его правильного подсчета.
  4. Четвертая глава. В данном разделе устанавливаются составные части страховой пенсии, а также представлены формулы, по которым производится исчисление рассматриваемых выплат.
  5. Пятая глава. Регламентируется порядок осуществления выплат, в том числе механизмы, способы и сроки. Кроме этого, отдельные нормы регулируют вопросы, связанные с прекращением и приостановлением пенсионного обеспечения.
  6. Шестая глава. Здесь рассматриваются особенности назначения пенсии досрочно, а также выделены категории граждан, которые имеют на то соответствующее право (ст 30,32).
  7. Седьмая глава. Содержит в себе отдельные заключительные и переходные положения, которые непосредственно связаны с тонкостями вступления в силу данного нормативного документа.
Справка! Кроме 36 статей, объединенных в 7 глав, рассматриваемый федеральный закон содержит 7 приложений методического характера, в которых приводятся расчеты различных коэффициентов, влияющих на возникновение права на выплаты, и расчет страховой пенсии. Кроме этого, в приложениях прописаны тонкости, связанные с действием данного федерального закона в период проведения пенсионной реформы.

Условия предоставления пенсий

Условия, которые должны быть выполнены застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования гражданином для получения соответствующих выплат, устанавливаются ст. 8 данного нормативного акта.

Инвалидам

Но это только один из типов страховой поддержки населения пенсионного возраста. Существуют разные варианты развития событий. Как начисляется и выплачивается страховая пенсия по инвалидности?

Согласно ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года, на данную выплату имеют право все граждане, которым в том или ином возрасте была установлена инвалидность. Начисляется она независимо от разнообразных факторов, которые, например, влияют на аналогичную выплату, но совершенно здоровым людям.

Иными словами, страховая пенсия по инвалидности будет начисляться всем, у кого есть инвалидность. Не важен ни трудовой стаж, ни материальное положение гражданина, ни его возраст. Даже болезнь или иное отклонение не играют роли. Если человек является инвалидом 1-3 групп, он имеет право на страховые выплаты даже будучи несовершеннолетним.

По потере кормильца

Есть еще один вариант развития событий. Дело все в том, что страховая пенсия может назначаться по причине потери кормильца. Но в каких случаях и кто имеет на нее право? На данный момент законом предусматривается выплата пенсии по потере кормильца всем гражданам, находящимся на иждивении у погибшего. Опять же, возраст роли не играет.

Но ФЗ-400 «О страховых пенсиях» предусматривает один важный момент. Иждивенцы должны быть признаны нетрудоспособными. Если человек, которого содержал погибший кормилец, по собственному желанию не работает, на поддержку со стороны государства можно не рассчитывать.

От чего зависит размер пенсии

Теперь следует понять, какие показатели будут влиять на размер пенсионных выплат. Кто имеет право на страховую пенсию? Уже понятно, что все зависит от типа выплаты. Но какие факторы оказывают прямое воздействие на размер денежной поддержки в данном случае?

ФЗ-400 указывает несколько пунктов, способных уменьшить или увеличить размер страховых начислений населению. О чем конкретно идет речь? На данный момент, исходя из закона, можно сделать вывод, что на выплаты оказывают влияние следующие факторы:

  • индивидуальные отчисления в ПФР за год от гражданина;
  • пенсионный коэффициент за тот или иной год;
  • стажа работы (косвенно).

Соответственно, чем больше гражданин перевел за свою жизнь в Пенсионный Фонд, тем больше он получит. Стаж работы влияет на количество полученных баллов каждым сотрудником. Если человек не набрал необходимого минимума, получать страховую пенсию по старости он не сможет.

Возраст

В соответствии с законодательством на пенсию страхового типа в Российской Федерации могут рассчитывать лица, которые достигли 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины). Однако такое требование в полном объеме будет предъявляться лишь после 2023 года, когда будет реализована большая часть положений пенсионной реформы. В переходный период возраст выхода на пенсию будет меняться постепенно, как следует из Приложения 6 к федеральному закону.

Для тех категорий работников, которые вправе претендовать на досрочную пенсию, данная льгота сохранится, однако фактически выходить на отдых они будут также на 5 лет позже, за исключением тех, кто трудится в опасных для жизни и здоровья условиях.

Страховой стаж

Указанная выше норма закона устанавливает, что для получения выплат необходимо иметь не менее 15 лет стажа. Однако продолжительность его в переходный период ниже и зависит от года выхода на отдых. В Приложении 3 к закону имеется таблица, где эти параметры прописаны в полном объеме. Так, в 2021 году требуется 10 лет стажа.

ИПК

Параметр ИПК не должен составлять менее 30. В переходный же период требования не настолько жесткие и зависят от года выхода на пенсию. Так, в статье 35 федерального закона указано, что с 1 января 2015 года данный параметр составляет 6,6, при этом ежегодно его значение повышается на 2,4 до того момента, пока не достигнет 30. Таким образом, в 2021 году необходимый минимум ИПК – 16,2 балла.

Куда обращаться за получением

На что еще следует обратить внимание? Дело все в том, что ФЗ-400 «О страховых пенсиях» указывает, как именно получить данные выплаты. Куда можно обратиться для оформления документов, позволяющих назначить подобную поддержку?

На данный момент граждане имеют небольшую альтернативу действий. Они имеют право на обращение:

  • в территориальные Пенсионные Фонды;
  • в ПФР;
  • через портал «Госуслуги»;
  • во многофункциональные центры.

Именно в данные инстанции граждане, имеющие шанс на получение страховой пенсии должны обращаться с заявлением и определенным пакетом документов. В изучаемом законе также указывается, что работодатель имеет право на представительство пенсионера и обращение вместо него в вышеперечисленные органы для начисления страховых выплат. Но данное действие возможно только с письменного согласия будущего получателя начислений.

Документы для получения

А как вообще получить страховую пенсию в том или ином случае? Нередко граждане имеют право на несколько типов государственной поддержки. В таком случае придется выбирать, какую именно пенсию получать. Так гласят установленные в России правила. ФЗ-400 «О страховых пенсиях» указывается полный перечень документов, необходимых для назначения государственной поддержки. В Пенсионный Фонд России или в любую другую организацию, оформляющей пенсии, необходимо прийти со следующим перечнем документов:

  • удостоверение личности (паспорт гражданина РФ);
  • СНИЛС;
  • заявление на получение страховой пенсии (обязательно указываются именно страховые выплаты);
  • пенсионное удостоверение;
  • трудовая книжка;
  • справки и выписки, подтверждающие те или иные периоды, не входящие в работу, но относящиеся к трудовому стажу;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • выписка из лицевого счета гражданина;
  • военный билет (для мужчин).

Также придется взять любые подтверждения того, что человек не получает никакой другой пенсии. Когда гражданин обращается в ПФР, скорее всего, этот факт проверится на месте. Если хочется получать денежные средства на счет в банке, предоставляются реквизиты оного.

Когда речь идет о назначении пенсии по инвалидности или утрате кормильца, потребуются документы, подтверждающие инвалидность гражданина. Также предоставляются любые справки, указывающие на нетрудоспособность иждивенца (в случае потери кормильца). Разумеется, могут спросить свидетельство о смерти человека, который содержал будущего получателя пенсии.

Со всеми вышеперечисленными документами придется обратиться в соответствующие органы. Желательно взять с собой копии бумаг. Далее произойдет проверка. И если все документы в порядке, гражданину начнут начислять страховую пенсию.

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

1.1. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее — государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее — муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее — должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

1.2. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 10 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. В комментируемой главе регламентировано исчисление страхового стажа, понятие которого определено в ст. 2 комментируемого Закона как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Соответственно, включаемые в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, определены в комментируемой статье, а включаемые в страховой стаж иные периоды — в следующей статье. Как неоднократно отмечалось КС России, институт страхового стажа не тождественен институту общего трудового стажа (см. комментарий к ст. ст. 2 и 12 Закона).

В пункте 1 комментируемой статьи 10 Закона О трудовых пенсиях предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона (т.е. гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании; см. комментарий к указанной статье), при условии что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 29 комментируемого Закона при применении данного Закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

Постановлением КС России от 10 июля 2007 г. N 9-П <1>, п. 1 комментируемой статьи и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 407 (согласно указанной норме поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов):

признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой во взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, они направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств ПФР перед застрахованными лицами;

признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, — при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц — позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Указанным Постановлением также предписано федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

В соответствии с Постановлением впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования — исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и ПФР и между государством, страхователями и застрахованными лицами — право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению ПФР необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Как отмечено в Определении КС России от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О <1>, из содержания Постановления КС России от 10 июля 2007 г. N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу комментируемого Закона), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место — до или после 10 июля 2007 г.), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

Документы, подтверждающие периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, указаны соответственно в разд. II и III Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа (после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица иные периоды подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, см. комментарий к ст. 13 Закона).

Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж (разд. II Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа):

основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее — трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 6);

в случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 7);

периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей (п. 8);

периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей (п. 9);

периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 10);

периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления (п. 11);

периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан — владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между пастухом и коллективом граждан — владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 12).

Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж (разд. III Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа):

периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 13);

периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов ПФР в порядке, определяемом Минтруда России, а за периоды после 1 января 2001 г. — документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1 к данным Правилам (п. 14);

периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 15);

периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 16);

периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации, выплатившей указанному лицу вознаграждение за созданное им произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей (п. 17);

периоды деятельности в качестве частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 18);

периоды иной деятельности, не указанной в п. п. 13 — 18 данных Правил, осуществлявшейся гражданами, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ возникают в связи с уплатой обязательных платежей обязательства по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального органа ПФР об уплате обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование (п. 19).

2. Пунктом 2 комментируемой статьи 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено правило, позволяющее включать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона (т.е. гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании; см. комментарий к указанной статье), за пределами территории РФ:

либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ (о соответствующих международных договорах РФ см. комментарий к ст. 1 Закона О трудовых пенсиях РФ</span>);

либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании.

Указанная ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании регламентирует добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. В подпункте 1 п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ) предусмотрено, что граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Как отмечено в Определении КС России от 15 января 2009 г. N 188-О-П <1>, самостоятельная уплата страховых взносов в бюджет ПФР в порядке ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании выступает в качестве основания включения в страховой стаж периодов работы, выполняемой застрахованными лицами за пределами территории РФ, лишь в случаях, когда иной порядок уплаты страховых взносов в отношении данной категории застрахованных лиц не предусмотрен законодательством или международными договорами.

Этим же Определением КС России от 15 января 2009 г. N 188-О-П установлено, что п. 2 комментируемой статьи в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан РФ, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, — независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в ПФР.

Как говорилось выше, согласно п. 2 статьи 29 Закона О трудовых пенсиях РФ при применении данного Закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, в соответствии с указанным Федеральным законом.

2. При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

3. Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам.

В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее календарного месяца (30 дней).

Комментарий к Ст. 12 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. В пункте 1 комментируемой статьи в рамках определения порядка исчисления страхового стажа закреплены два основных правила:

1) исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке;

2) в случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных ст. ст. 10 и 11 комментируемого Закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

Данные правила воспроизведены и детализированы в разд. VII Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа следующим образом:

исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности, а также иных периодов, предусмотренных п. 2 данных Правил, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 35);

в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период (п. 36).

В отношении правила об исчислении страхового стажа в календарном порядке необходимо отметить следующий момент. При установлении пенсии до 1 января 2002 г. применялись нормы Закона 1990 г. о государственных пенсиях, которые предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, включая определение ее размера без применения индивидуального коэффициента пенсионера, так и календарное исчисление указанного стажа при определении ее размера с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Комментируемый же Закон до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ не предусматривал льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию, а также общего трудового стажа при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. (см. комментарий к ст. ст. 2 и 30 Закона).

Следует также упомянуть, что КС России неоднократно отказывал в принятии к рассмотрению запросов о проверке нормы п. 1 комментируемой статьи (см., напр., Определение от 10 июля 2003 г. N 252-О), указывая, что заявители необоснованно отождествляют институты страхового стажа и общего трудового стажа. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 2 Закона О трудовых пенсиях), КС России отмечалось, что под страховым стажем, о котором говорится, в частности, в ст. ст. 2, 11 и 12 комментируемого Закона, а также в п. 1 ст. 7 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии; понятие же «общий трудовой стаж» применяется в данных Законах для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (ст. 30 комментируемого Закона О трудовых пенсиях).

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи включено положение, определяющее особенности исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу: при исчислении такого страхового стажа в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с названным Законом.

Данное дополнение взаимосвязано с внесением тем же Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ дополнений в ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении и ст. 7 Закона 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, согласно которым военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных комментируемым Законом, предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 4 Закона).

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи включено положение, определяющее особенности исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении: при исчислении такого страхового стажа в него не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, в соответствии с названным Законом.

Данное дополнение взаимосвязано с введением тем же Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении п. 7, предусматривающего право граждан из числа космонавтов при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных комментируемым Законом, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным Законом, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит правило исчисления страхового стажа при учете работы на водном транспорте и в организациях сезонных отраслей промышленности: периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год (правило продублировано в п. 38 Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа).

При этом федеральный законодатель делегировал полномочие по определению указанных сезонных отраслей промышленности Правительству РФ. На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 утвержден следующий Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год <1>:

1) торфяная промышленность (болотно-подготовительные работы, добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях);

2) лесозаготовительная промышленность (добыча живицы, барраса, пневого осмола и еловой серки);

3) лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда);

4) лесное хозяйство (лесоразведение и лесовосстановление, в том числе подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работы в лесных питомниках и полевые лесоустроительные работы);

5) маслосыродельная и молочная промышленность (сезонные работы в организациях по производству молочной продукции и в специализированных организациях по производству молочных консервов);

6) мясная промышленность (сезонные работы в организациях по производству мясных продуктов, переработке птицы и по производству мясных консервов);

7) рыбная промышленность (сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья, в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке);

8) сахарная промышленность (сезонные работы в организациях по производству сахара-песка и сахара-рафинада);

9) плодоовощная промышленность (сезонные работы в организациях по производству плодоовощных консервов).

Названным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 установлено, что работа в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей рыбной, мясной, молочной и сахарной промышленности, включая производство консервной продукции, при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год работы начиная с сезона 1967 г.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 установлено, что Минтруд России по согласованию с ПФР дает разъяснения о применении Перечня, утвержденного данным Постановлением, а также Перечня сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. N 381 <1> (о названном Перечне см. комментарий к ст. 30 Закона), и условий исчисления стажа, установленных п. 2 указанного Постановления (в указанной норме также устанавливалось, что работа в течение полного сезона на предприятиях сезонных отраслей рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности, на предприятиях сахарной и консервной отраслей промышленности засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, начиная с сезона 1967 г.).

Порядок расчёта страхового стажа

Для определения страхового стажа, то есть срока, который учитывается в процессе назначения отчислений, необходимо выяснить, какая часть трудовой деятельности сопровождалась оплатой страховых взносов в ПФР.

Следующая деятельность приравнена к трудовой в плане расчёта стажа:

  • служба в вооружённых силах, а также иная приравненная к ней служба;
  • срок, в течение которого лицо не имело официальной работы и стояло на учёте для получения пособия;
  • период ухода родителя за своим ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Общий срок не должен превышать шесть лет;
  • срок, когда лицо было временно нетрудоспособным;
  • срок отбывания наказания за совершение противоправных деяний, если впоследствии такое наказание признано незаконным;
  • период ухода за лицом, достигшим 80 лет или инвалидом первой группы;
  • срок, в течение которого супруги военных находятся без возможности трудоустройства, так как в определённой местности рабочие места отсутствуют. Общий срок не должен превышать пять лет;
  • период, когда супруги граждан трудились за пределами РФ по направлению дипломатии.

Данные временные отрезки могут быть зачислены в стаж только при условии, что лицо имело работу ранее или после, и его работодатель оплачивал взносы в ПФР. Также лицо могло заниматься предпринимательством.

Стаж рассчитывается путём сложения сроков трудовой деятельности. Если в один и тот же период имеется два места трудоустройства или ведения иной деятельности, засчитывается одно любое на выбор лица.

Определение размера выплат

Определить размер выплат можно в соответствии с формулой, представленной в статье 15 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Формула выглядит следующим образом:

Размер = коэффициент*стоимость коэффициента на день начала выплат.

Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент = (коэффициент за периоды до 2015 года + коэффициент за периоды после 1 января 2015 года) * коэффициент повышения, если он применяется.

Отдельно потребуется рассчитать коэффициент за периоды до 2015 года (ИПКс) и после (ИПКн). Так, в первом случае формула следующая:

ИПКс = размер страховой части / стоимость каждого коэффициента + сумма коэффициентов за каждый период.

При расчёте пенсий по потере кормильца или по инвалидности используются дополнительные коэффициенты.

Сроки осуществления выплат

Закон о страховых пенсиях в статье 22 определяет, что выплаты назначаются со дня обращения. При этом необходимо, чтобы гражданин имел право на начисление.

Под днём обращения понимается день, когда гражданин подал соответствующее заявление и все требуемые документы в ПФР. Если какие-то документы отсутствуют, то ПФР разъясняет этот момент заявителю и даёт трёхдневный срок для их донесения. В противном случае срок будет рассчитываться снова.

Пенсия может быть назначена ранее дня обращения в следующих случаях:

  • со дня увольнения с последнего места работы, если лицо обратилось в ПФР в тридцатидневный срок;
  • по инвалидности – с даты признания лица инвалидом, если он обратился за пенсией в срок, не превышающий календарный год;
  • по потере кормильца – с момента признания лица нуждающимся, если заявление подаётся в течение года.

Срок рассмотрения заявления составляет десять дней.

Досрочное начисление

В соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» в Российской Федерации пенсия может быть назначена досрочно, если лицо имеет коэффициент не менее 30, в следующих случаях:

  • при наличии стажа 10 и 7,5 лет (для мужчин и женщин соответственно), при подземных работах, а также при осуществлении трудовой деятельности в иных вредных условиях. При этом общий стаж должен быть не менее 20 и 15 лет;
  • выход на пенсию сокращается на 5 лет, если мужчины работали при тяжёлых условиях не менее 12,5 лет, а женщины – 10, при этом общий стаж должен быть 25 и 20 лет соответственно. Также условие распространяется при работе в локомотивных бригадах, в шахтах, на рудниках, в экспедициях и на полевых работах, при лесозаготовках, в портах на определённых должностях;
  • выход на пенсию для женщин сокращается на 5 лет, если они отработали по профессии тракторист-машинист или машинист при строительных работах от 15 лет, а общий стаж составляет от 20. Данная льгота распространяется на женщин при работе от 20 лет в текстильной промышленности.

Статья 30 закона о страховых пенсиях перечисляет полный перечень работ, по которым пенсия может быть назначена раньше.

Последние изменения и дополнения

В 2021 году пенсионная система в России претерпела существенные изменения, соответственно, не обошлось и без внесения правок и дополнений в текст правового акта.

Основные изменения следующие:

  • пенсионный возраст был увеличен до 65 лет для мужчин и до 60 – для женщин;
  • при наличии стажа в 42 года у мужчин и 37 у женщин пенсия может быть назначена на 2 года ранее;
  • устанавливается иной порядок индексации размера пенсионных выплат на основе индекса роста цен;
  • пенсия ранее установленного срока может быть назначена женщине, имеющей от 4 детей, если ей исполнилось 56 лет, и у неё имеется стаж от 15 лет, а при наличии трёх детей – с 57 лет.

Основным нововведением является повышение пенсионного возраста до 60 лет у женщин и до 65 лет — у мужчин.

Закон о страховых пенсиях с изменениями вступил в силу не сразу, а начиная с 2021 года.

Законодательное регулирование

Правовое регулирование пенсионной системы в России регулируется несколькими правовыми актами, важное значение среди которых занимает ФЗ «О страховых пенсиях». В 2021 году акт претерпел ряд изменений, существенно меняющих систему в целом. Изменились не общие принципы, а конкретные особенности, в первую очередь – возраст, в котором граждане получают право на начало начисления пенсий.

Список документов и регламент оформления по ФЗ 400

Статья 21 ФЗ определяет порядок оформления и куда граждане могут обратиться за назначением страховой пенсии. Это может быть ПФР или МФЦ. Также предусмотрена подача электронного заявления.

Перечень документов в самом законе не прописан, однако имеется ссылка на соответствующий подзаконный нормативный акт. Статья 28 описывает ответственность за достоверность поданных сведений в ПФР, которые запрашиваются для назначения страховой пенсии.

Сроки назначения и перерасчета страховой пенсии прописаны в ст.ст. 22, 23.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ ввел понятие «страховая пенсия». Нормами закона определены основания и порядок назначения данного вида материального обеспечения, а также отрегулирован ряд сопутствующих вопросов.

Заключение

  1. Страховое обеспечение по старости назначается при достижении определенного возраста, наличии необходимого стажа и минимального количества пенсионных коэффициентов.
  2. Дополнительно к основной сумме полагается фиксированная выплата, для некоторых категорий она предусматривается в повышенном размере.
  3. Страховое пособие по инвалидности устанавливается независимо от количества отработанных лет.
  4. При наличии необходимого стажа сохраняется право на досрочное назначение пенсии гражданам, которые трудились в особых условиях.
Источники
  • https://pfrf-kabinet.ru/grazhdanam/pensioneram/zakon-o-strahovyh-pensiyah.html
  • https://VseStr.com/pensiya/vidy/strahovaya/sut-soderzhanie-osnovnyh-statej-fz-400.html
  • https://pfrp.ru/faq/400-fz.html
  • https://FB.ru/article/262529/fz-o-strahovyih-pensiyah-prostyimi-slovami-federalnyiy-zakon-ot
  • https://www.zakonrf.info/zakon-o-strahovyh-pensiah/8/
  • http://ZakonOPensiah.ru/glava-3/statya-10
  • http://ZakonOPensiah.ru/glava-3/statya-12
  • https://zen.yandex.ru/media/zavtrapensiya/zakon-o-strahovyh-pensiiah-n-400fz-5e36b483f646247916a46171

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах