Что такое страна происхождения товара: когда необходимо указывать?

Содержание
  1. Особенности Закона 44-ФЗ
  2. Что такое страна происхождения товара
  3. К стране происхождения товара (далее CПТ) относят страну, в которой товар был целиком произведен либо переработан в степени достаточной для соответствия критериям, установленным ее законодательством.
  4. Как определить, где произведено изделие
  5. Для чего нужно указывать страну происхождения товара
  6. Чем происхождение отличается от аналогичных терминов
  7. Какими документами подтверждается наименование страны
  8. Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ
  9. Когда требуется указание НСПТ в заявке?
  10. Как указать страну на электронной площадке
  11. Как подтвердить, если установлены запреты
  12. Как подтвердить, если установлены ограничения
  13. Как подтвердить, если установлены условия допуска
  14. Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?
  15. Образцы деклараций страны происхождения товара для юрлица и ИП
  16. Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года
  17. Когда требуется подтвердить страну в заявке?
  18. Какими документами подтверждается СПТ и где их взять?
  19. Как прописывают СПТ в контракте
  20. Последние изменения в классификаторе стран происхождения товара, актуальные на 2019 год
  21. Список товаров, не попадающих под условия

Особенности Закона 44-ФЗ

В соответствии с Законом 44-ФЗ с 1.01.2020 года были введены новые условия национального режима. Участники конкурентного процесса закупок обязаны показывать происхождение продукции, обозначив страну и производителя товара. Первая часть заявки на участие в государственных закупках должна содержать объективную информацию о товаре, причем вне зависимости от установленных статей 44-ФЗ ограничений и условий допуска иностранной продукции. Таким образом, нововведения были введены с условием, чтобы указывать происхождение товара.

На основании новых условий, при оформлении документов на участие в госзакупках, заказчик вправе затребовать необходимые сведения о товаре, который обязан указать в какой стране он был выпущен. Если данных об этом не существует, то это будет основанием для отклонения заявления участника закупки. Кроме того, эти условия затрагивают оказание услуг и выполнение работ, посредством которых он транспортируется.

В заявке участвующий в закупках может указать происхождение товара с союзом «или» (Например, Япония или Нидерланды). Сведения об этом должны находиться не по каждой определенной позиции закупки, а в отдельно показанной таблице стран производителей.

Что такое страна происхождения товара

Первый вопрос, на который следует дать ответ – что же понимается под страной происхождения товара? В Федеральном законе №44 это понятие не раскрывается, поэтому для того чтобы найти истину придется обращаться к разъяснениям, данным Министерством экономического развития в письме №Д28И-1889 от 30.04.2014. Согласно информации, содержащейся в пунктах 88-89 этого письма, следует исходить из определения, данном в части 1 статьи 58 Таможенного кодекса РФ. Согласно ей, страна происхождения товара – это государство или несколько государств, на территории которого (которых) товар был произведен целиком или окончательно обработан.

В каких закупках требуется указывать страну происхождения товара

Такое требование в обязательном порядке содержится в документациях об открытых конкурсах (часть 2 статьи 51 Федерального закона №44) и электронных аукционах (часть 3 статьи 66 Федерального закона №44).

Многие участники задаются вопросом – нужно ли указывать подобную информацию в котировочной заявке. На основании пункта 6 части 3 статьи 73 Федерального закона №44 такое требование в обязательном порядке устанавливается заказчиком только в случаях, обозначенных в статье 14 Федерального закона №44 (если речь идет об ограничении допуска или полном запрете на допуск каких-либо товаров). В общем случае пункта, требующего от участника указать, в какой стране произведен товар, в извещении о проведении запроса котировок быть не должно. Следовательно, при отсутствии особых требований, участник вправе не указывать эти данные.

К стране происхождения товара (далее CПТ) относят страну, в которой товар был целиком произведен либо переработан в степени достаточной для соответствия критериям, установленным ее законодательством.

Требование об указании СПТ в первых частях заявок установлено в законодательном порядке. Что касается тендеров, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ, то с 01.01.2020 г. предоставление информации об СПТ является обязательным вне зависимости от наличия или отсутствия запретов и приоритетов. Закон 223-ФЗ не требует указания СПТ.

Участники делают это сами, если не хотят лишится преференций, предусмотренных ПП-925 (применяется ко всем тендерам, вне зависимости от того, в соответствии с каким из вышеуказанных законов они проводятся), а также приказом Минфина №126н. Как же ориентироваться участникам в случае, если избранный ими тендер проводится в соответствии с законом 223-ФЗ, а преференции в документации не предусмотрены?

А очень просто. По Положению о закупке и по тендерной документации заказчика. Если и в Положении о Закупке, и в тендерной документации такое требование есть, участникам необходимо указывать СПТ. Если же в одном из вышеуказанных документов оно есть, а в другом нет, её также целесообразно указывать.

Ведь непредсказуемый заказчик может отклонить заявку. В наиболее коварных случаях требование об указании СПТ указывается в Положении о Закупках, но не указывается в тендерной документации. Заказчик невольно или умышленно предлагает участникам тест на внимательность. И не все его выдерживают успешно.

Правда потом, при жалобе в ФАС, дело обычно заканчивается «cносом» процедуры?

Пример 1

В запросе котировок на поставку бронзовых прутков (223-ФЗ) участник не указал СПТ. Заказчик заявку отклонил. Последовала жалоба в ФАС. Заказчик объяснил отклонение тем, что в Положении о Закупках такое требование есть. Участник возразил, что этого требования нет в документации, которая не может противоречить Положению о Закупках. Комиссия ФАС, признав жалобу обоснованной, обязала заказчика привести документацию в соответствие Положению о Закупках и повторить размещение процедуры.

Пример 2

В аукционе на поставку холодильников (44-ФЗ) участник не указал СПТ, в только товарный знак. Заказчик заявку отклонил. ФАС, куда обратился с жалобой участник, сочла жалобу необоснованной, поскольку товарный знак и СПТ – понятия не тождественные. Ведь холодильники могут выпускаться в разных странах под одним и тем же товарным знаком.

А где именно указывать СПТ? В самой рекомендованной форме 2? В карточке заявки на странице ЭТП? Или и там, и там? В частности, закон 44-ФЗ не дает на этот вопрос однозначного ответа. В нем указано: «в первой части заявки». По логике вещей СПТ вполне достаточно указать на странице заявки ЭТП.

Другое дело, если товарных позиций много, а страны происхождения – разные. На странице заявки ЭТП можно указать как одну, так и несколько стран происхождения, да только заказчику будет непонятно из какой именно страны происходит тот или иной товар. Он может отклонить заявку за неконкретность данных об СПТ. Чтобы не давать заказчику повода для отклонения заявки, автор советует указывать страну происхождения товара и в рекомендованной форме 2, и на странице ЭТП. Сам он всегда поступает именно так.

Рассмотрим теперь повнимательнее последствия неправильного указания СПТ. Так, если за неуказание СПТ, участнику грозит лишь отклонение заявки по первой части и ничего больше, то в случае с неправильным ее указанием, последствия могут быть гораздо худшими. И еще полбеды если участник укажет что страной происхождения товара является одно государство (кроме России и стран ЕАЭС), а на самом деле его выпускает другое.

В законодательстве в явном виде замена зарубежной страны происхождения на зарубежную не запрещена, но и не разрешена. Тут будет действовать общее правило: товар, произведенный в стране «А» победителю тендера придется менять на товар, произведенный в стране «Б» с улучшенными характеристиками. Участник при этом понесет определенные убытки, но избежит РНП.

А если участник по ошибке укажет, что товар произведен в России. А когда выиграет тендер и приступит к закупке товара выяснится, что в России он не производится. Тогда у него выбор невеселый. Хорошо еще если заказчику достоверно известно, что товар в России не производится и он отклонит заявку (ни одни участник в здравом уме не станет в такой ситуации обжаловать отклонение). А если заказчик не обратит на эту ошибку внимания, а допущенный участник, перепутавший страны происхождения, выиграет тендер? Рассмотрим несколько вариантов.

Участник обнаружил ошибку до заключения контракта. Он может не заключать контракт, а написать самому на себя жалобу в ФАС. Хорошо, если комиссия ФАС отнесется снисходительно и заставит заказчика провести повторное рассмотрение заявок и отклонить проблемную. Но скорее всего ФАС перейдёт к репрессиям против участника, заподозрив его в неудавшейся попытке мошенничества или неготовности к участию в торгах (отсутствии квалифицированного специалиста в организации участника). И он вполне может угодить в РНП.

Участник-победитель сделает вил, что ничего не произошло и заключит контракт с заказчиком. Теперь ему надо поставить товар в сопроводительной документации на который указана страна происхождения. В нашем случае это Россия (или страна ЕАЭС). А товар (туалетное мыло), произведен, например, в Италии. И все надписи на упаковке сделаны на английском языке. И в сертификате (если он требуется в законодательном порядке) тоже указано, что товар произведен не членом ЕАЭС. Придется победителю тендера идти на подлог.

Закупить товар в той стране, где он произведен, обратиться в мастерскую, где будет разработаны макеты упаковки. Товар придется переупаковать в российскую упаковку, после чего заварить ее заводским способом. А также подготовить комплект липовых сопроводительных документов. Все это чревато не только материальными расходами (особенно если партия товара достаточно большая), но и серьезной ответственностью. Поэтому автор призывает участников быть крайне внимательными и не путать страны происхождения, поскольку такие ошибки, даже допущенные неумышленно, ФАС, а также надзорные органы (прокуратура) всегда могут расценить как мошенничество.

Особенно если заказчиком были установлены преференции, например, прописан в Извещении Приказ Минфина 126н, а участнику победа досталась именно благодаря тому, что все участники указали зарубежные страны происхождения товара, где он действительно производится, а победитель (ошибившись случайно либо умышленно) указал, что товар произведен в России (или иной стране ЕАЭС). Тут участник едва ли сможет доказать, что он случайно перепутал страны происхождения. Хороших вариантов нет при подобных ошибках, есть плохие и очень плохие.

В документации на проведение тендеров, проводимых в соответствии с законом 223-ФЗ может быть приведено требование об указании не только СПТ, но и его производителя. Если в Положении о Закупке заказчика такое требование тоже имеется, автор рекомендует производителей указывать. Ведь закон 223-ФЗ не ограничивает фантазию заказчиков. Если нет, его можно смело игнорировать.

А что делать, если товар произведен территориальным образованием, являющимся частью (особым районом) страны? Автор рекомендует указывать в качестве СПТ суверенные страны, а не их отдельные экономические районы или непризнанные страны, которых нет в международном классификаторе стран.

Пример 3

В аукционной заявке на поставку бензопил (44-ФЗ) участник указал в качестве СПТ Тайвань. Заказчик отклонил заявку. Участник подал жалобу. Комиссия ФАС подтвердила правоту заказчика: Тайвань – непризнанное государство (особый район Китая), поэтому не может являться СПТ.

Ни в коем случае не следует указывать в качестве СПТ страны, против которых Россия ввела ответные санкции (США, Канада, страны ЕС, Украина). Такую заявку заказчик обязан будет отклонить (если закупаемый им товар попадает в санкционный перечень). А если он не обратит внимания, что ввоз товаров из данной страны воспрещен и участник победит, то потом ему придется обращаться к поставщикам другой страны. И поставить товар с улучшенными характеристиками, невзирая на снижение прибыли.

Пример 4.

В аукционной заявке на поставку льна (44-ФЗ) участник указал в качестве СПТ Украину. Заказчик отклонил заявку, указав в протоколе, что импорт льна из Украины в Россию воспрещен. Участник не стал оспаривать отклонение, поняв, что делать это бесполезно,

Напоследок рассмотрим еще ситуацию, когда части товара, например, автомобиля, изготавливаются в одной стране, а собирается он в другой. В случае совместного производства товара двумя или несколькими странами вполне уместно указать их в качестве стран происхождения. Это не будет ошибкой и не помешает победителю тендера успешно поставить товар и закрыть контракт. Если конечно, в тендерной документации не прописаны запреты и ограничения. Автор имеет в виду, в частности, коды эффективности, предусмотренные ПП-719. Но их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Итак, участники, будьте внимательны. Прежде чем принять решение об участии в том или ином тендере, уточняйте у продавца не только актуальную цену, наличие и срок поставки товара, но и страну (страны) его происхождения.

Как определить, где произведено изделие

В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, какой товар считается произведенным в России для целей госзакупок. Продукция признается происходящей из конкретного государства при соблюдении условий:

  1. Продукция полностью получена или произведена в таком государстве.
  2. Или подвергнута достаточной переработке, если при производстве изделия использовались иностранные материалы.

Вот инструкция, как определить страну происхождения товара.

Если при производстве использовали иностранные материалы, такую продукцию считают происходящей из такого государства, если выполняется одно из таких условий:

1. В результате операций по переработке или производству классификационный код изделия по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, которые использовали в производстве такой продукции, по ГС.

Пример:

В государстве А при производстве «мебели» (код 9401) использовали иностранный материал «деревянные доски» (из государства Б) (код 4407).

В результате производства классификационный код иностранной продукции (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, государство, откуда происходит продукция, — А.

2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50% в стоимости произведенной продукции.

Пример:

В стране происхождения Россия или Российская Федерация при производстве использовали иностранный материал (из Китая). Стоимость товара составляет 100 долларов. А подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готовой продукции составляет 45 долларов. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и место производства — Россия или Российская Федерация.

Для продукции, которая аналогична той, в отношении которой применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить, где продукция сделана, в подавляющем большинстве случаев:

1. Если при производстве использовались материалы, происходящие только из одного государства, отличного от того, в котором делали товар, то полученная продукция признается происходящей из государства, из которого происходят все используемые материалы.

Пример:

В государстве А при производстве изделия (стоимость 100 долларов) используется иностранный материал (стоимость 80 долларов) (из государства Б). Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, произведенный продукт происходит из государства Б.

2. Если при производстве использовались материалы, происходящие более чем из одного государства, то полученный продукт признается происходящим из государства, из которого происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного продукта.

Пример:

В государстве А при производстве товара (стоимость 100 долларов) используются иностранные материалы (стоимость 60 долларов) из государства Б и материал (стоимость 30 долларов) из государства В, а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов. Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенной продукции определяют по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т. е. государство Б. В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считают неизвестным.

Для чего нужно указывать страну происхождения товара

Разобравшись со всеми деталями и тонкостями указания страны происхождения товара, некоторые участники торгов все же задаются вопросом – зачем это нужно? Ответ на этот вопрос дается в статье 14 Федерального закона №44. Для всех закупок, осуществляемых государственными и муниципальными органами, применяется национальный режим. Кроме того, для некоторых категорий товаров российского, белорусского и казахстанского производства предусмотрены 15-процентные преференции. Их перечень определен приказом Министерства экономического развития от 25.03.2014 №155.

Чем происхождение отличается от аналогичных терминов

Не путайте понятие страны происхождения с такими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Вот чем отличается производитель и страна происхождения: место регистрации компании не всегда совпадает с местом регистрации торговой марки или местонахождением производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, иногда отличается от места изготовления продукции. Разъясняем, что такое страна регистрации производителя товара: это не место производства, а страна, в которой зарегистрирована торговая марка. Так, например, продукцию делают в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).
ВАЖНО!
Ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требования к документации. Описание объекта закупки не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Какими документами подтверждается наименование страны

При закупке через электронный аукцион страна происхождения товара указывается в первой части заявки на участие. Ко второй части заявки необходимо будет приложить соответствующие декларации и сертификаты на товар, которые запрашивает заказчик.

Отсутствие указанных документов не может стать основанием для отклонения первой части заявки, иначе это будет являться грубым нарушением закона.

При участии в конкурсе все документы передаются единовременно без разбивки на этапы.

Для подтверждения того факта, что товар был произведен на территории ЕАЭС, часто используются сертификат СТ-1 и акт экспертизы, выданные в Торгово-промышленной палате, либо копии инвестиционных контрактов.

Если заказчик не запросил дополнительные документы, то страну происхождения товара нужно просто задекларировать. При этом поставщик не имеет права сообщать недостоверные сведения, иначе заказчик может отказаться от подписания с ним контракта либо расторгнуть его в одностороннем порядке, а сведения о поставщике передать в РНП.

Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ

С 1 января 2020 года заказчики в обязательном порядке устанавливают в закупочной документации требования к указанию СПТ. Раньше СПТ требовалось указывать лишь в случаях применения национального режима.

Национальному режиму посвящена статья 14 44-ФЗ, в ней отражены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного происхождения, или они ограничены в допуске.

Список таких товаров строго регламентирован Постановлениями Правительства:

  • Программное обеспечение (ПП №1236).
  • Продукция машиностроения (ПП №656).
  • Товары легкой промышленности (ПП №791).
  • Продукция из списка (ПП №9).
  • Мебель и товары деревообрабатывающей деятельности (ПП №1072).
  • Радиоэлектроника (ПП №878).
  • Медицинские изделия (ПП №102) и лекарства (ПП №1289).
  • Продукты питания (ПП№832).

В отношении товаров, произведенных в государствах ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) применяются 15%-е преференции.

При подаче документов для участия в тендере происхождение товара указывается в заявке. Также к заявке нужно будет прикрепить необходимые декларации и сертификаты, которые потребовал заказчик. Если указанные документы участник не предоставил, это будет основанием для отклонения заявки.

Таким образом, заявки на участие должны содержать наименование страны происхождения товара для будущей поставки. Для этого необходимо обращаться к Общероссийскому классификатору. В противном случае заявку могут отклонить.

Когда требуется указание НСПТ в заявке?

Давайте теперь с вами разберемся, когда необходимо указывать НСПТ в заявках. Такое указание требуется:

  1. При участии в открытых конкурсах (п.2 ч.2 ст.51 44-ФЗ);
  2. При участии в открытых конкурсах в электронной форме (п.п. «а» п.3 ч.4 ст.54.4 44-ФЗ);
  3. При участии в электронных аукционах (п.п. «а» п.2 ч.3 ст.66 44-ФЗ).

Причем хотим обратить ваше внимание на то, что указание наименования страны происхождения товара нужно лишь в случаях установления Заказчиком в извещениях о проведении данных закупок, самих закупочных документациях условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст.14 44-ФЗ.

Если таких запретов Заказчиком не установлено, то в заявке можно и не указывать НСПТ. Однако, мы своим ученикам и клиентам рекомендуем ВСЕГДА указывать в заявке наименование страны происхождения товара, не смотря на отсутствие в извещении или документации соответствующих запретов и ограничений.

Вы в любом случае подбираете нужный товар под указанные в техническом задании характеристики, а также просчитываете рентабельность участия в закупке, поэтому указать в заявке СПТ для вас не составит абсолютно никакого труда.

Как указать страну на электронной площадке

В постановлении правительства № 180 от 19.02.2020 указано, что при заполнении типовых форм заявок на участие в аукционе, конкурсе, запросе предложений участники закупки выбирают, где сделан товар, на электронной площадке из классификатора наименований страны происхождения товара по 44-ФЗ (ОКСМ). В этом же классификаторе прописан и цифровой код страны происхождения товара (СПТ). Например, у России — 643.

ВАЖНО!
Участники указывают, где сделана каждая позиция продукции в техзадании, которую такие участники собираются поставить или использовать при выполнении работ, оказании услуг. А госзаказчики обязаны потребовать предоставить эти сведения.

Как подтвердить, если установлены запреты

Контрактная система предусматривают запрет на допуск импорта (п. 3 ст. 14 44-ФЗ). Чтобы избежать отклонения заявки, участник подтверждает факт того, что продукция российского производства или из ЕАЭС документами в составе заявки. Рассказываем, какие документы нужны по статье 14 44-ФЗ при закупке:

  1. Промышленных изделий — выписка из реестра Минпромторга или продукции, которая изготовлена в ЕАЭС (Постановление №616 от 30.04.2020). Укажите реестровый номер записи и сумму баллов за выполнение ТУ на территории РФ, если это предусмотрено ПП №719 от 17.07.2015.
  2. Устройств для хранения информации — декларация о нахождении изделия в реестре радиоэлектронной продукции российского производства. В этом случае обязательно укажите реестровый номер записи (Постановление №1746 от 21.12.2019).
  3. Программного обеспечения — дополнительные документы, подтверждающие соответствие товара по 44-ФЗ, в составе заявки не требуются. Достаточно наличия ПО в реестре программ, которые выпущены на территории РФ или в реестре ПО, которое произведено в ЕАЭС (Постановление №1236 от 16.11.2015).

Как подтвердить, если установлены ограничения

Чтобы подтвердить, что поставка не подпадает под ограничения, которые установлены п. 3 ст. 14 44-ФЗ, включите дополнительные документы, предусмотренные ст. 14 44-ФЗ, в состав заявки. При закупке:

  1. Промышленных изделий — информацию о том, что изделие присутствует в реестре Минпромторга (Постановление №617 от 30.04.2020). В этом случае обязательно укажите реестровый номер записи и сумму баллов за выполнение ТУ на территории РФ, если это предусмотрено ПП №719 от 17.07.2015.
  2. Радиоэлектронной продукции — декларацию о том, что изделие включено в реестр радиоэлектронной продукции с указанием реестрового номера (Постановление №878 от 10.07.2019).
  3. Пищевой продукции — указать страну-производителя по ОКСМ (ПП №832 от 22.08.2016).
  4. Лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП, — сертификат о происхождении продукции или заключение о подтверждении производства на территории РФ (ПП №1289 от 30.11.2015).
  5. Медицинских изделий — сертификат о происхождении или акт экспертизы, в котором указана доля импортного сырья (ПП №102 от 05.02.2015, ПП №967 от 14.08.2017).

Как подтвердить, если установлены условия допуска

Минфин определил перечень импортных товаров, которые подлежат закупке и установил условия допуска Приказом Минфина №126н от 04.06.2018. Чтобы заключить контракт по цене, которая указана в предложении, укажите в заявке информацию, что изделие изготовлено на территории ЕАЭС.

Минфин в Письме №24-01-07/2281 от 18.01.2019 разъяснил, что при проведении закупок продукции, на которую установлены условия допуска, поставщику достаточно указать страну происхождения в заявке. Подготовка декларации не обязательна, но есть поставщики, которые прилагают этот документ во вторых частях.

Выдержка из письма Минфина:

Используйте декларацию, если этот документ входит в состав заявки по условиям закупки. Например, такое практикуется в закупках по 223-ФЗ.

Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51, п.6 ч.5 ст.66, п.6 ч.3 ст.73 участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов (в конкурсах и запросах котировок — заверенные копии этих документов).
В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа № 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу № 155 списка, является декларация участника закупки.
Однако в абзаце 2 пункта 13 приказа № 155 также сказано о том, что если участником закупки не представлена соответствующая декларация, к такому участнику просто не применяются положения настоящего приказа (т.е. преференции).
Минэкономразвития в своем письме от 14.12.2016 года № Д28и-3279 “О применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. N 155” придерживается мнения о том, что декларированием страны происхождения товара является указание этой страны в заявке участника. И даже в случае отсутствия декларации в виде отдельного документа, такая заявка является соответствующей требованиям 44-ФЗ и отклонять её нельзя.
Но это всего лишь позиция МЭР. Многие территориальные органы ФАС придерживаются противоположного мнения, поэтому лучше чтобы этот документ был в составе вашей заявки.

Образцы деклараций страны происхождения товара для юрлица и ИП

Декларация СПТ для участия в закупках по 44-ФЗ готовится очень просто и представляет собой документ, подготовленный на фирменном бланке участника закупки. Если вы индивидуальный предприниматель, то можно обойтись и без фирменного бланка.
Декларация состоит из следующих обязательных атрибутов:

  • Шапка, в которой указывается “Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров”;
  • Текстовый блок следующего содержания “В целях исполнения п.6 ч.5 ст. 66, ч.4 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155.
  • Таблица, состоящая из трех столбцов: № п/п, наименование товара и наименование страны происхождения товара. В этой таблице участник декларирует СПТ предлагаемого к поставке товара.
  • Должность, ФИО, подпись, печать (при наличии).

Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года

С 1 июля 2018 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2017 года Федеральным законом № 504-ФЗ.
Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.

Когда требуется подтвердить страну в заявке?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51 (открытый конкурс), п.6 ч.5 ст.66 (электронный аукцион), п.6 ч.3 ст.73 (запрос котировок) участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов.

Однако в 44-ФЗ сказано о том, что если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Какими документами подтверждается СПТ и где их взять?

Соглашение предлагает для подтверждения СПТ Сертификат по форме СТ-1 и декларацию соответствия.

Сертификат СТ-1 можно найти в Приложении 2 Соглашения. Он включает в себя все необходимые сведения: грузоотправитель/грузополучатель, наименование выдавшей страны, транспортное средство и его маршрут, номер Сертификата и др. (см. Рис. 3) Документ действителен 1 год с момента выдачи.

В Приложении 5 Соглашения можно найти Декларацию происхождения. Она подписывается уполномоченным лицом продавца/изготовителя/отправителя продукции и выглядит следующим образом:

Для подтверждения производства продукции на территории ЕАЭС, часто применяются сертификат СТ-1 и акт экспертизы, полученные в Торгово-промышленной палате, либо копии контрактов инвестиционного характера.

Если заказчик не потребовал дополнительные документы, то государство происхождения необходимо только задекларировать. При этом исполнитель должен указывать достоверную информацию, иначе заказчик может не подписать контракт либо расторгнуть его в одностороннем порядке, а данные о поставщике направить в РНП.

Как прописывают СПТ в контракте

Указывайте государство-изготовителя в условиях контракта при его заключении и при внесении сведений об исполнении контракта в реестр контрактов.

Инструкция, как в контракте прописать страну происхождения товара, сводится к копированию информации о стране из заявки участника в проект контракта.

Пример:

Последние изменения в классификаторе стран происхождения товара, актуальные на 2019 год

В классификатор стран мира регулярно вносятся изменения. В числе последних изменений можно выделить:

  1. 2019 год: изменилось указание страны 328 – Гайна – Кооперативная Республика Гайана – GY – GUY.
  2. 2018 год: изменилось указание «748 – СВАЗИЛЕНД – Королевство Свазиленд» на «748 – ЭСВАТИНИ – Королевство Эсватини», полное название “Ливия” на “Государство Ливия” у кода LY.

Также, согласно последним изменениям в ФЗ-44, участник должен указывать на страну производства в первой части заявки, только если на указанную продукцию распространяются определенные запреты и ограничения. Это касается товаров из числа:

  1. Программного обеспечения из перечня Постановления Правительства (ПП) №1236.
  2. Изделий машиностроительной отрасли из ПП №656.
  3. Товаров легкой промышленности из ПП №791.
  4. Продукции из ПП №9.
  5. Мебели и товаров деревообрабатывающей отрасли из ПП №1072.
  6. Радиоэлектроники из ПП №968.
  7. Медицинских товаров из ПП№102 и лекарств по ПП№1289.
  8. Продуктов питания из ПП№832.

Таким образом, поступившие от участников закупок по 44-ФЗ заявки на участие должны содержать указание на наименование происхождения товара, которые предполагается к поставке. Для правильного указания страны происхождения участникам закупки следует придерживаться наименований, которые прописаны в Общероссийском классификаторе стран мира, утвержденном в 2001 году №529-ст. Если участник не будет придерживаться установленных правил, то его заявку могут отклонить.

Список товаров, не попадающих под условия

Однако есть определенный перечень товаров, который не попадает под нацрежим. В списке находится 125 товарных позиций, запрещенных для приобретения госзаказчиками. Рейтинг перечня остается не измененным – нормативно установленная система не затрагивает:

  • продукции машиностроения и для нужд обороны;
  • легкой промышленности;
  • ПО и хранения данных и т.д.
Существуют и другие позиции, на получение которых введены не запреты, а только ограничения. Приобрести такую закупку можно при соблюдении нескольких правил. Правительством РФ установлены условия, если закупочная комиссия выставила высокую оценку, то у участника госзакупок есть шанс выиграть в конкурентной борьбе.

Правительство РФ вправе самостоятельно принимать решения, ограничивать или запрещать допуск продукции иностранного производства, работ и услуг. Национальный режим является отраслевым, регулирующий специальным Законом № 44-ФЗ.ш

Источники

  • https://list-name.ru/baza/strana-registratsii-proizvoditelya-tovara.html
  • https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/70-strana-proiskhozhdeniya-tovara-po-44-fz
  • https://44fzrf.ru/ukazaniya-strany-proishozhdeniya-tovara-spt-v-pervoj-chasti-tendernoj-zayavki-44-fz-i-223-fz/
  • https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-opredelit-stranu-proiskhozhdeniya-tovara
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/strana-proishozdenia.html
  • https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/strana-proishozhdeniya-tovara.html
  • https://azbukatenderov.ru/praktika-zakupok/strana-proishozhdeniya-tovara-po-44-fz.html
  • https://goscontract.info/shablony-dokumentov/kak-podtverdit-stranu-tovara-po-state-14-44-fz
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/deklaratsiya-strany-proiskhozhdeniya-tovara-po-44-fz/

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector